– и на этом дело и стало, см. Ярославские Епархиальные Ведомости 1872-го года, 1, стр. 3–7, и 1894-го года, 25-й, coll. 392–395. Не знаем по распоряжению ли св. Синода или по старанию властей Яковлевского монастыря, одна из служб святителю Димитрию» принадлежащих Вонифатию, в конце 1758-го была напечатана в Москве (а в следующем 1759-м году была перепечатана в Москве и Киеве), см. в Христианск. Чтен. 1895-го года, выпуск 5-й, Описание старопечатных и церковнославянских книг, стр. 123 нач., и Очерк Славяно-русской 2290 и 2300; но что служба не была опробована к употреблению следует заключать из того, что в Уставе, в Последовании церковного псалмопения по месяцеслову, под 21-м Сентября, предписывается относительно службы святителю Димитрию: «Службу святителю отправлять по общей минеи.» – Для переложения мощей святителя Димитрия в серебряную раку Екатерина приехала в Ростов 23-го Мая 1763-го года. Остановившись в Кремле, в архиерейском доме, она на другой день, в 8-мь часов утра, отправилась пешком в Яковлевский монастырь и слушала в нем литургию. Вечером того же дня, в 9-м часу, она опять прибыла в монастырь и после того как гроб с мощами святителя вынут был из каменной раки, в которой находился, и, покрытый пожалованной от нее (императрицы) богатой парчой, поставив был среди церкви перед царскими дверями, совершены были в ее присутствии всенощная и заутреня (sic), которые отправляемы были прибывшими в Ростов для торжества митрополитом Новгородским Димитрием Сеченовым, архиепископом Петербургским Гавриилом Кременецким. архиепископом Крутицким Амвросием Зертис-Каменским и Троицким архимандритом Лаврентием Хоцятовским с другими архимандритами (а митрополит Ростовский Арсений Мацеевич не задолго перед тем, 14-го Апреля 1763-го года, был лишен сана и сослан). 25-го Мая, которое было в воскресенье, по утру императрица шествовала из архиерейского дома в соборную церковь , а из соборной церкви в крестном хождении, быв сопровождаема помянутыми архиереями и при участии прочего духовенства? в Яковлевский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И. 3 октября 2020, 16:54 Денис, микробам/вирусам все равно, знают о них или нет. Тогда и сейчас они живут своей жизнью. Когда люди меньше знали о возбудителях заболеваний, они больше полагались на Бога, чем на свои знания. Сравнения холеры и чумы с этим коронавирусом выглядят глуповато. Не дай Бог сейчас они возникни, люди сядут на карантин и не пикнут. А полумеры, то ли карантин, то ли не карантин, желание усидеть на двух стульях, поборы в виде штрафов и пр. видимость деятельности, не убедительны и надоели людям. Люди общаются по всему миру, не из одного ТВ информацию имеют. Везде уже, в том числе и специалисты, говорят, что политики в этой " короне " больше, чем медицины. И. 3 октября 2020, 13:50 Галина И. 2 октября 2020, 19:12 Ревнители в кавычках и есть осуждение людей. Владимир 3 октября 2020, 11:29 //на воротах Донского монастыря кто-то оставил надпись: «Память его с шумом погибе» (Пс.9,7)//Имел ли вл. Амвросий (Зертис-Каменский) в глазах жителей нравственный авторитет, чтобы «деятельно помогать Еропкину»? Выпускник иезуитской Львовской академии (б. Львовская иезуитская коллегия), по словам ист. Карташева «взбалмошный шляхтич», не гнушающийся телесными наказаниями коллег по цеху за мелочи, считавшийся другом сщмч. архиеп. Арсения (Мацеевича) и предавший его, которому сщмч. архиеп. Арсений предсказал, когда вл. Амвросий подошел к нему, чтобы снять омофор: «Ядый хлеб со мною, ты возвеличил на меня запинание и как вол ножом заклан будешь», что и случилось во время чумного бунта 1771 г. Владимир 3 октября 2020, 11:27 //он подменил вольно или невольно миссию Церкви миссией светского государства, сев не в свои сани и сыграв роль не утишителя, а катализатора бунта//Да, Катерина, у меня такое же впечатление от деятельности вл. Амвросия. Биография и факты из его жизни заставляют задуматься. Действительно, при его резком характере и деятельном участии в продвижении неоднозначных мероприятий власти, он мог стать катализатором бунта. Владимир 3 октября 2020, 09:42 Избавление от эпидемий: три примера из церковной истории pravoslavie.ru/129963.html Св. Григорий Двоеслов призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На 4-й день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Произошло чудо: показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась. В этих примерах крестные ходы, молебны и искренняя молитва при большом стечении народа (ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них Мф.18,20) были услышаны Господом молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых Своих.

http://pravoslavie.ru/134241.html

В 1677-1678 гг. в память о победе над турками под Чигирином по распоряжению царя Феодора Алексеевича были построены 2-столпная трапезная и 2 придела: южный - во имя прп. Сергия Радонежского, в память о походной полотняной церкви, стоявшей в 1591 г. на этом месте посреди воинского обоза, северный - во имя вмч. Феодора Стратилата, тезоименитого государю святого. В 1679 г. была сооружена шатровая колокольня. Все постройки выдержаны в скромном варианте стилистики узорочья. Вместе с приделами собор получил новую зеленую черепичную кровлю, замененную, вероятно, в XVIII в. Известно, что царь Феодор Иоаннович «пречудно украсил ее всякими изрядными лепотами». Расписывали собор и приделы мастера Оружейной палаты Леонтий Чулков, Феодор Евтихиев Зубов, однако открытые в 1948 г. росписи стен выполнены в 80-х гг. XVIII в. В нач. XIX в. были уничтожены украшавшие входы перспективные порталы, срублены внутренние выступы стен, растесаны окна. Мн. части храма восстановлены в 1948-1950 гг., уровень пола поднят над древним примерно на 50 см. Храм сильно пострадал при пожаре 1992 г., когда выгорела почти вся его трапезная. При восстановлении были расписаны стены трапезной, поновлены иконы, киоты и вся церковная утварь, реконструирована и обновлена печь с чашей для мироварения. В Малом соборе были погребены мн. выдающиеся деятели Церкви и Российского гос-ва, в т. ч. схим. Иов, архиеп. Московский Амвросий (Зертис-Каменский), архим. Аввакум (Миланкович), серб по национальности, главнокомандующий в Москве М. М. Измайлов, графиня Е. М. Румянцева - супруга фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского, ген.-аншеф П. И. Стрешнев. Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери был заложен в 1684 г. по обету старшей сестры царя Петра I царевны Екатерины Алексеевны. Собор, сложенный до глав, нек-рое время оставался недостроенным. Главы и иконостас были поставлены в 1692 г., при архим. Антонии (Одиновиче), иждивением думного дьяка Я. А. Кириллова и его жены Ирины Симоновны. 21 авг. 1698 г. собор был освящен митр. Сарским и Подонским Тихоном.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Однако затем временный кризис был преодолен. В 1740 г. количество учащихся достигло 85, в том числе 40 детей священников, 23 — монастырских служителей, 10 — причетников, 6 — диаконов и 2 — бывшего обер-секретаря Синода Дудина. В 1742 г. в семинарии числилось и 25 псковских студентов, содержавшихся на средства Псковского Архиерейского дома. Среди преподавателей семинарии были принявшие постриг в Александро-Невском монастыре уроженец Голштинии монах Никодим (Селлий), выдающийся ученый-медик, филолог, историк и богослов, которого привели к Православию многолетние занятия историей Русской Церкви; иеромонахи о. Амвросий (Зертис-Каменский), впоследствии московский митрополит, переводчик Псалтыри и святых отцов, составитель службы свят. Димитрию Ростовскому, и о. Гавриил (Кременецкий), впоследствии архиепископ Санкт-Петербургский (1762-1770 гг.) и митрополит Киевский и Галицкий — первый ректор Александро-Невской семинарии (с 1743 г.). Первоначально Славенская школа помещалась в особом деревянном здании на северной стороне Черной речки вблизи Подмонастырской слободы, где раньше располагалась канцелярия, но затем это здание обветшало, и в 1739 г. архимандрит Стефан, вместе с братией, присудили построить новый семинарский дом, вне слобод, на особо отделенном месте за монастырским конюшенным двором. В 1740 г. было завершено строительство нового деревянного, на каменном фундаменте, здания семинарии с домовой церковью св. апостола Иоанна Богослова. [xxix] По указу Петра I от 13 декабря 1719 г. при монастыре была создана одна из первых в Петербурге типографий. Книгоиздание началось с выпуска 15 марта 1720 г. поучения архиепископа Феофана (Прокоповича) «Слово в день святого благоверного князя Александра Невского», сказанного в 1718 г. в Александро-Невском монастыре и завершавшегося похвальным словом Петру Великому. Кроме того, здесь были изданы три слова обер-иеромонаха Гавриила (Бужинского) о победах русской армии, сказанные в 1714-1719 гг. (1720), букварь архиепископа Феофана (Прокоповича) с катехизическими приложениями (в царствование Петра вышло 12 изданий), «Пращица духовная раскольнических вопросов и ответов» (1722), «Толкование блаженств евангельских», сочиненное по указу Петра I, которое он сам редактировал в 1722 г., «Феатрон гисторический» (перевод с латинского, 1724), проповеди, наставления, «Духовный регламент», монастырский устав, богослужебные и исторические книги, служба св. кн. Александру Невскому и т.д. Вершиной деятельности этой типографии стало издание в 1736-1741 гг. исправленного текста Славянской Библии (ее печатание было закончено в Москве в 1752 г.).

http://bogoslov.ru/article/989778

283 Он был также из воспитанников Киевской Академии, быть может, одним и товарищей, или сверстников Софрония Тернавиота. Во всяком случае, они были, видимо, связаны узами дружбы, о чем свидетельствует, между прочим, то обстоятельство, что Феофан Сулима впоследствии (в 1756 г.) из Москвы направился в костромскую епархию, где, как увидим, в то время успел найти себе хорошее место и устроиться также и Софроний Тернавиот. См. у проф. Н. И. Петрова . Акты и документы, отд. II т. 2. К. 1908 г. стр. 422. Не знаем, на чем прот. С. Смирнов (см. его Историю Московской Славяно–греко­латинской Академии. М. 1855 г. стр. 214) основывает свое свидетельство о том, что Феофан Сулима исполнял обязанности проповедника в Московской Академии. 286 Разумеется Силвестр Кулябка (из воспитанников Киевской Академии и постриженцев Киевско–печерской лавры), бывший с.–петербургским архиепископом в 1750–1761 г. г. 17 апр. 1761 г. См. Списки архиереев... Спб. 1896 г. стр. 9. 287 Разумеется Вениамин Пуцек Григорович, находившийся в таких же отношениях к Киеву, как и Сильвестр Кулябка, бывший епископом тверским в 1753–1758 г. г. 21 июня 1785 г. в звании митрополита казанского. См. там же стр. 40. 288 Разумеется Амвросий Зертис Каменский, из воспитанников Киевской Академии, бывший переславским епископом в 1753–1761 г. г. Он был убит 16 сентября 1771 г. в Москве. См. там же стр. 10–11. 289 Разумеется Димитрий Сеченов, бывший рязанским епископом в 1752–1757 г. г., 14 дек. 1767 г. в звании митрополита новгородского. 290 Разумеется Афанасий Вольховский, бывший архимандритом Троице-Сергиевской лавры в 1753–1758 г. г., 15 февр. 1776 г. в сане ростовского епископа. См. там же стр. 11. 291 Разумеется Варлаам Лящевский, из киевлян, бывший архимандритом Донского монастыря в Москве в 1753–1774 г. г. там же 28 июня 1774 года. См. у П. Строева. Списки иерархов. Спб. 1877 г. стр. 156. 293 Ираклий, вероятно, был одним из «стряпчих» и жил в С.– Петербурге до приезда туда Софрония Тернавиота. 294 См. у С. М. Соловьева . История России с древнейших времен. Изд. т–ва «Общественная польза» Кн. V стр. 504, где Пуговишников называется обер-секретарем коллегии иностранных дел. Из предыдущих рассказов известно, что И. О. Пуговишников поддерживал сторону Киево-Печерской лавры в ее борьбе с м. Тимофеем Щербацким из-за типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

294 Храм Вознесения Господня, заложенный блаж. великою княгиней Евдокией, существует до ныне; в нем погребены до 35 цариц и царевен. Московский Вознесенский монастырь занимает первое место в числе первоклассных девичьих монастырей. 295 Горипкий Переславский монастырь, сначала мужской общежительный, а потом с 1744 года кафедральный Переславских епископов, упразднен в 1788 году и приписан к городскому собору. Здания его стоят теперь в развалинах, кроме огромной Успенской церкви, которая построена епископом Амвросием Зертис-Каменским и отличается превосходным зодчеством. 296 Мощи блаж. княгини-инокини Евфросинии почивают под спудом в соборной церкви основанного ею монастыря. 297 В Морее не мало было и Славян; Фотий мог иметь понятие о нашем языке, мог знать дух и обычаи Славян. Он взял с собою близких к нему: иеромонаха Пахомия из Болгар и иерея Патрикия Грека (первого из них не надобно смешивать с известным жизнеописателем, Сербом Пахомием Логофетом.) 299 Вслед за разорением от Татар, города и селения, лежащие близь Москвы, страдали от губительной болезни. Мор повторялся несколько лет сряду, в разных краях России, и сопровождался иногда неурожаем и голодом. Все эти бедствия привели современников к мысли о приближении конца мира; большая часть грамотеев ожидала второго пришествия Христова к концу седьмой тысячи лет (то есть в 1492 году). Только до этого срока доходила и Пасхалия, составленная в 1408 году. Впрочем некоторые почитали конец мира еще более близким: они полагали, что страшный суд наступит тогда, когда Пасха случится в один день с Благовещением. Один летописец даже внес это предсказание в свою летопись, но дождавшись 1459 года (когда случилось сказанное сближение праздников), приписал, что предсказание не сбылось потому, что написано было неразумно. 301 Этот брачный союз был бесплоден и не продолжителен; Анна, спустя три года, скончалась в Цареграде от морового поветрия. Памятником брака Русской княжны с Византийским царевичем сохранился в патриаршей синодальной ризнице саккос, присланный блаженному Фотию из Константинополя, с изображениями молодой царственной четы, великаго князя Василия, супруги его Софии Витовтовны и самого Фотия; по переднему краю саккоса вышит золотом Символ Веры на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Такой аскетический идеал был чужд архиереям синодального времени. Его наиболее значительные представители видели свою задачу в управлении верующими, а не в их пастырском окормлении. Так понимали дело, например, Арсений Мацеевич и Амвросий Зертис–Каменский в XVIII в., Филарет Дроздов — в XIX и Антоний Храповицкий — в XX в. Эта установка, воздвигавшая непреодолимую преграду между епископами, с одной стороны, и низшим духовенством и народом — с другой, встречала все более острую критику со стороны последнего — свидетельство того, что общество по–прежнему было неравнодушно к внутренним нуждам Церкви. В этой связи в первую очередь следует назвать противника Феофана Прокоповича беспокойного архимандрита Маркелла Родышевского. Среди его бумаг сохранилось исследование «Духовного регламента» и петровских указов о монашестве. «Первое и самое главнейшее дело самой верховнейшей власти императорской — велеть духовному правлению всеконечно искать себе от духовнаго монашескаго чина самых богодухновенных… и их освидетельствовав… таковы ли обрящутся, яковых их быти сказывают, и… производить на самые главнейшие духовные начальства, еже есть во архиерействе и архимандрии знатнейшие… Когда убо сицевии добрые епископы во епархии возводимы будут, то всячески тщатися имут по всем епархиям своим исправити все монашество; паче же егда в главнейшем самом духовном правлении таковии будут или самый главнейший сицев человек над всеми поставлен будет (Маркелл имеет в виду патриаршество. — И. С.), то и всех восхощет таковых производить в епископы — подобний подобного себе изыщет… И во архиерейство, паче же во архимандритство, не так потребны люди ученые, как богодухновенные и добродетельные, которые бы не так словом, как делом учили»  . К XVIII же веку относятся два сочинения, в которых доказывалось, что 1) священники равны с епископами в совершении таинств и что 2) священник может стать епископом без пострижения в монахи. Автором второй из названных работ был протоиерей Петр Алексеев (1772–1801), которому П.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Наконец, Архиепископ Ярославский. 33. ИННОКЕНТИЙ Полянский, Игумен Знаменский, с 1782 года, из Префектов Александро-Невской Семинарии по 1784 год. Потом Ректор в оной Александро-Невской Семинарии. 26. АПОЛЛОС Байбаков, с 1783 года, из Ректоров Сергиевой Лаврской Семинарии; в 1786 году переведён в Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый монастырь; наконец, Епископ Архангелогородский. 34. АФАНАСИЙ Иванов, с 1784 по 1786 годы. Потом Ректор. 27. АФАНАСИЙ Иванов, с 1786 по 1788 годы. Потом Епископ Коломенский, и, наконец, Екатеринославский. 35. МОИСЕЙ Гумилевский, Игумен Знаменский, с 1785 по 1787 годы. Потом Архимандрит Спасо-Николаевского Екатеринославского монастыря; а после Викарий тамошней Епархии. 28. MEЛЬXICEДEK Заболоцкий, с 1788 по 1790 годы. 36. ИЕРОНИМ Ершов, с 1787 по 1789 годы. 29. МЕФОДИЙ Смирнов, с 1790 по 1794, Февраля 14. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь. Ныне Архиепископ Тверской. 37. СЕРАФИМ Глаголевский, с 1789 по 1792 годы. Потом Архимандрит Лужецкого монастыря, а после Ректор Академии. 30. АМВРОСИЙ Яковлев Орлин, из Ректоров Казанских, с 1794 по 1795 год, Июня 10. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь; ныне Архиепископ Рязанский. 31. ЕВЛАМПИЙ Веденский, с 1795 по 1798 годы. Ныне Епископ Архангелогородский. Санкт-Петербургская АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ сперва учреждена по Именному Указу в 1732 году под именем Семинарии при Архимандрите Александро-Невского монастыря Петре Смеличе Сербине; и тогда же от Кабинета определён в оной штат на 50 человек. Действительно же учение в ней началось с 1736 года при Александро-Невском Архимандрите Стефане Калиновском. Учителями в ней определены: первый – иностранец Адам Селлий, в монашестве Никодим (сочинитель Опыта об Иерархии Российской); второй – Андрей Степанович Зертис-Каменский, в монашестве Амвросий; третий – Григорий Феодорович Кременецкий, в монашестве Гавриил. В 1742 году основаны высшие классы, и определены Именным Указом Ректор и Префект, и при том положено на Семинарию сию жалованья 1.917 рублей, а в 1765 году – 2.146 рублей, 90½ коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При необыкновенно выгодной наружности, обладая сердечным жаром и красноречием в высшей мере, Платон проповедовал с увлечением юноши, с ревностью мужа, с силой и умилением. Его беседы возбудили в Москве общий энтузиазм; и его стали называть то «московский апостол», то «второй Златоуст». Некоторые приводили, когда он проповедовал, к кафедре его своих детей, чтоб они среди воспоминаний детства имели это светлое явление; многие искали знакомства его; солнце славы его подымалось в полном блеске. Малороссы завидовали ему, и один из них, Амвросий Зертис-Каменский, епископ Переяславский, член Московской синодальной конторы, желая погубить его, сыскал в его тетрадях что-то, будто бы, предосудительное и предложил высечь его и выгнать из академии. К счастью, ректор академии нарядил следствие, и поучения Платона были признаны православными и безупречными. Молва же об этом прошла по всей Москве и усилила любовь к Платону москвичей. Узнал об этом и Гедеон Криновский, искавший людей способных, и пригласил его учителем риторики в свою Троицкую семинарию; затем было предписано постричь Левшина в монашество с именем Платона. Приехав в Лавру на праздник преп. Сергия, Гедеон познакомился с Платоном, который сделался его любимцем. Чтоб доставить ему случай к известности, Гедеон часто вызывал к себе Платона в Петербург. Платон считал Гедеона «великим себе благодетелем, первым по родителях своих». Рассказывают, что Платон, поправившись в средствах вследствие щедрости Гедеона, мог делать богатые подарки родным. Приехала как-το в Лавру его мать, которую он очень любил и которая еле-еле согласилась отпустить его в Москву, так как все собиралась его женить. Радушно угостил ее теперь сын, подарил сто рублей и шелковой материи на платье. — Довольна ли ты матушка, — спросил он ее, — моими подарками? — Да что ты? Как не быть довольной? У меня этого и в жизнь никогда не бывало. — Как же ты не благословляла меня идти в монахи? — Да ведь я не знала, что ты будешь меня так дарить, — отвечала простодушная старушка.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

В марте 1771 года организация борьбы с эпидемией была поручена генерал-поручику Петру Дмитриевичу Еропкину. Он сформировал в 14 частях (позднее в 20), на которые тогда делилась Москва , санитарные отряды с лекарями и смотрителями. Больные отсылались в Угрешскую больницу. Умерших хоронили на специальных кладбищах за городскою чертой, которых было Безотрадную картину представлял город в августе-сентябре 1771 года. По воспоминаниям современников, жизнь в нем замерла, парализованная великим бедствием. Целые кварталы запустели, во множестве домов вымерло все их население, и они стояли заброшенные, с растворенными настежь дверями и воротами, опустошенные грабителями, появившимися тогда в большом количестве. Другие дома были покинуты обитателями, и особенно много было пустых барских особняков, которые охранялись только двумя-тремя дворовыми людьми. И, несмотря на такое запустение города, число жертв болезни было громадно: в сентябре умирало ежедневно 500-800 человек и С апреля по декабрь 1771 года в Москве умерло 56 672 Чума 1771 года, сопровождавшаяся большою смертностью жителей Москвы, принесла много бедствий и для Московской Церкви. Болезнь похищала и пастырей Церкви, обязанных священным отеческим долгом и любовью напутствовать умирающих. От заболевавших чумою священно- и церковнослужителей заражались и священные предметы - церковные облачения и книги, бывшие в их употреблении. Случалось, при многих церквах вымирал даже и весь причет, и церкви оставались без службы Божией и даже без всякого присмотра. Всех церквей было запечатано 75, а священников к концу октября 1771 года умерло до 106 В это время трагически погиб от взбунтовавшейся толпы архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). В Сретенском мужском монастыре вымерла вся братия, и остался лишь игумен Амвросий, который одновременно состоял в экономах Московского архиерейского дома и жил в кафедральном Чудовом Он писал в Московскую духовную консисторию 16 ноября 1771 года, что находящиеся в Сретенском монастыре монашествующие «иеромонахи Пахомий, Сильвестр, иеродиакон Лаврентий, монахи Паисий да Иларион в нынешнем 1771 году в разных числах все померли, и затем налицо никого не осталось, о чем сим

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010