Сильвестр (Симеон) Страгородский (1788–1802), крестник Великой Княжны (Императрицы) Елисаветы Петровны, родился в 1725 г. от священника придворной Благовещенской церкви в Царском селе Илии Гаврилова. В 1736 г. был отдан в Александроневскую семинарию и, по смерти родителя, содержался на скудные средства матери, получая небольшую помощь от префекта Амвросия Зертис-Каменского (впоследствии архиепископа московского, убиенного во время моровой язвы). К этой скорби присоединилась глазная болезнь, которая заставила его в 1743 г., до окончания курса, выйти из семинарии; получив малое облегчение, он опять вступил в семинарию, окончил курс наук и был в ней учителем низших классов. В 1748 г., при пострижении в Александроневском монастыре в монашество, наименован Сергием , но после (в звании префекта) из признательности к С.-Петербургскому архиепископу Сильвестру Кулябке, который был к нему очень расположен († 17 апреля 1761), принял его имя. В 1753 г. определен префектом семинарии и учителем философии, вместо риторики, которую преподавал он с поступления в монашество, а в 1756 г. ректором и богословия учителем. В июне следующего года, с Высочайшего соизволения Императрицы Елисаветы Петровны, отправился на год в Москву, для поправления здоровья, расстроенного постоянными школьными трудами (на путевые издержки дано ему из сумм синодального хозяйства 300 руб.), но это путешествие едва восстановило его силы. По возвращении он взял отпуск еще на два года, с тем, чтоб быть и в Киеве, но по приглашению своего благодетеля Амвросия Зертис-Каменского, бывшего епископом Переславским, остался в его епархии (Ист. С.-Петерб. ак. 1857, стр. 34–35, 37–38) и в 1760 г. 5 марта, произведен в архимандрита Переславского Никитского монастыря, с поручением иметь смотрение над Переславской семинарией (Описание этого монастыря М. 1879, стр. 38); в 1761 г. 23 декабря рукоположен в с.-петербургском Петропавловском соборе в епископа Переславского и, по Высочайшему повелению, участвовал, 1762–63, в комиссии о составлении штатов для духовенства и духовных училищ; в 1763 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Однако, в действительности, Школа оправилась только при преемнике архимандрита Петра, архимандрите Стефане (Калиновском), вступившем на архимандрию в 1736-м году, и древнейший историк Петербурга, говоря, что Семинария «учреждена» в 1732-м году, далее поясняет: «совершенно же основана» в 1736-м году 2545 . С этого года ее существование продолжалось без перерыва и с неуклонным и мощным развитием. Архимандрнг Стефан, перешедший на Александро-Невскую архимандрию из ректоров Московской Академии, вызвал в Петербург двух лучших своих студентов – Андрея Зертис-Каменского и Григория Кременецкого, которые с 1-го апреля 1736-го года и вступили в отправление своих должностей 2546 . Григорий Федорович Кременецкий или Кремянцкий, как он сам подписывался 2547 , происходил из «мещанских вольных детей» 2548 , родился 20-го ноября 1711-го года 2549 в городе Носове, Киевского «полка» (уезда), где его отец был городским старшиною. До перехода в Москву учился в Киевской Академии, где окончил Богословию. В 1732-м году он перешел в Харьковский Коллегиум, представлявший собою тип выше среднего духовно-учебного заведения, а в 1733-м году в Московскую Академию, где и закончил свое образование 2550 . Андрей Стефанович Зертис-Каменский, или, как он подписывался сам, Каминский 2551 , по одним сведениям, был «Греческой нации», по другим – был сын Молдаванина, бывшего при Малороссийском гетмане переводчиком и получившего за верность России, после измены гетмана Мазепы, поместье в Нежинском полку. Рано оставшись сиротой, он перешел на попечение своего дяди по матери, старца Киево-Печерского Владимира (Каменского), от которого к фамилии отца принял вторую фамилно 2552 . Учился в «Киевских училищах Богоявленского Монастыря», из Киева, «ради обучения», отлучился в Польшу и, «будучи в сих местах, дошел от учения Риторики и Философии даже до Богословия, которую слушал в Московской Академии с 1733-го по 1736-й год» 2553 . Молодые ученые силы завели в Александро-Невской Семинарии новый, правильный учебный порядок. По тогдашнему порядку, они начали курсы с новым составом учащихся, с начала и вели, каждый своих учеников, все дальше и выше, а вновь поступавших поручали для элементарного обучения уже старшим воспитанниками К 1740-му году они довели Семинарию уже до класса Риторики, – по счету 6-го класса. Селлию, при новых порядках, не осталось места, и он в 1737-м году вышел из Семинарии 2554 . В Архиве Лавры сохранились собственные показания Кременецкого и Каменского о начале учебного курса. Они писали в 1737-м году: «учили мы прошедшего 1736-го года с апреля месяца», или, в другой раз, «с 1-го апреля», «в Александро-Невской Семинарии тоя Семинарии семинаристов Латинского диалекта». А позднее по тому же поводу Кременецкий писал: «показуя я ученикам нынешнего класса Александро-Невской Семинарии, сверх Латинской Грамматики, и начала Греческой, с мая месяца сего 1737-го года» 2555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Еще до открытия мощей в Троицком (Зачатьевском) соборе Спасо-Яковлевского монастыря, где погребли святого, был устроен надгробный комплекс. Для дальнейшего развития культа Димнтрня Ростовского необходимо было создание Службы святому и его Жития. С момента обретения мощей святителя Димитрия и до конца XVIII века были написаны четыре Службы, а также две полные и две краткие редакции Жития. Авторы этих текстов в основном были лицами духовного сана. Вонифатий Борецкий (?–1761), архимандрит Ярославского Толгского монастыря, написал две Службы святому; игумен Спасо-Яковлевского монастыря Лука (?–1763) был автором одной из редакций краткого Жития Димитрия Ростовского ; Дмитрий Михайлов, священник Кашинского Воскресенского собора, создал акафист митрополиту Димитрию; Арсением Мацеевичем , митрополитом Ростовским и Ярославским (1697–1772), при котором произошло открытие мощей святителя Димитрия, было написано в 1757–1758 годах первое полное Житие святого, а известным церковным деятелем и писателем Амвросием Зертис-Каменским (1708–1771), архиепископом Московским, в 1756 году, еще до канонизации свт. Димитрия, создано Краткое житие, а затем написана и Служба «новоявленному чудотворцу». Отметим, что племянник Амвросия Зертис-Каменского, русский историк, археограф и издатель Н. Н. Бантыш-Каменский, в 1774 году участвовал в издании «Диариуша» – дневника Димитрия Ростовского . К плеяде авторов, создававших в XVIII веке агиографические и гимнографические тексты, посвященные Димитрию Ростовскому , присоединяются и светские лица. Так, в 1798 году была написана Служба Димитрию Ростовскому с акафистом князем Гавриилом Петровичем Гагариным (1745–1808). К сочинениям духовного содержания, созданным Г. П. Гагариным, кроме Службы святителю Димитрию, относятся также «Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову» (1798) и «Служба преподобному Феодосию Тотемскому с Житием и чудесами» (1798). Служба святителю Димитрию Ростовскому была дважды издана Московской Синодальной типографией: в 1798 году (на средства самого князя Г. П. Гагарина) и в 1799 году (на средства Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследования текстов Ветхого Завета Антоний (Бутин), игум . Эсхатологические пророчества в Ветхом Завете//Ипатьевский вестник. 2023. 2. С. 11–20. Автор статьи рассматривает ветхозаветные пророчества о конечных судьбах земного существования мира. Основное внимание автор уделяет пророчествам Исайи, Даниила и Иезекииля, отмечая их сходство с текстом Откровения Иоанна Богослова. Арсений (Соколов А. П.), игум. Книга пророка Софонии: перевод с древнееврейского и комментарий к 3 главе//Скрижали. 2023. Вып. 23. С. 24–45. В статье представлен комментарий на главы 1–2 Книги пророка Софонии, подготовленный на основе масоретского текста и авторитетных древних переводов.  Беляев И. А. Герменевтико-исторический анализ избранных мест двадцатого псалма на церковнославянском языке//Церковь. Богословие. История. 2023. 4. С. 166–173. В статье представлены исторический, богословский и филологический комментарии на избранные места 20-го псалма на церковнославянском языке, с опорой на святоотеческие толкования и исследования классической и современной библеистики. Автор отмечает, что герменевтический анализ наиболее употребительных в Церкви молитвословий может решить проблему непонимания богослужения прихожанами из-за низкого уровня знания церковнославянского языка. По замечанию автора, переводчик славянского текста, последовательно отображая лексику и синтаксис греческого оригинала, допускает некоторые отступления, связанные с филологическими особенностями церковнославянского языка, а богословская составляющая текста псалма включает в себя многоуровневую экзегезу, частью которой становятся буквальное, аллегорическое и типологическое толкования. Васильева Д.В. Лексема в масоретском тексте, Септуагинте, Елизаветинской Библии и Псалтири архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского)//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (20). С.10–22. Статья посвящена анализу употребления лексемы в масоретском тексте, а также ее передаче в Септуагинте, Елизаветинской Библии и переводе Псалтири архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского). Автор статьи предпринимает попытку проанализировать богословские и филологические причины разночтений между греческим и славянским текстами и переводом архиеп. Амвросия, а также выявить возможные источники, повлиявшие на него. Проводится анализ комментариев отечественных дореволюционных и западных академических экзегетов. Автор статьи приходит к выводу, что перевод архиепископа Амвросия ясен и не дает оснований для недопонимания, в отличие от Септуагинты и Елизаветинской Библии.

http://bogoslov.ru/article/6194572

Но кроме этого семинарская библиотека получила приращение еще другими способами. Так в 1741 г. по именному Высочайшему указу передано в Александроневскую семинарию собрание книг и рукописей, оставшихся после Новгородского архиепископа Феофана Прокоповича . Еще прежде приобретена покупкой небольшая библиотека Скяды, относящаяся к классической литературе и сродным с ней предметам. По смерти Никодима Селлия, духовный отец его, префект Амвросий Зертис-Каменский передал в семинарскую бибиотеку некоторые рукописные сочинения его на русском, латинском, немецком и датском языках, которые, впрочем, не уцелели до настоящего времени. Высочайшим указом 1740 года повелено было соединить с семинарской библиотекой монастырскую для пользы семинарии. Хранителями ее были здешние иеромонахи. Списки ректоров, префектов и учителей Ректоры и богословия учители 1) Гавриил (Григорий) Кременецкий, из здешних учителей, в 1739 г. вступил в монашество и в следующем наименован ректором семинарии. В 1748 г. произведен в архимандрита Московского Новоспасского монастыря и пожалован членом св. Синода. После был архиепископом С.-Петербургским (1762–1770). Скончался митрополитом Киевским в 1783 г. 2) Никодим (Никита) Пученков, иеродиакон, из воспитанников и учителей здешней семинарии, с 1745 г. В 1755–1756 г. занимался, вместе с ректором Новгородской семинарии, архимандритом Иоасафом Миткевичем, пересмотром Четьих-Миней и Патерика Печерского к новому изданию, а по окончании этого труда поступил в братство Хутынского монастыря, куда Иоасаф назначен был настоятелем. Последующая судьба его неизвестна. 3) Сильвестр Страгородский, иеромонах, из префектов семинарии, с 1756 г.; в июне следующего года, с Высочайшего соизволения Императрицы Елизаветы Петровны, отправился на год в Москву для поправления здоровья, расстроенного постоянными школьными трудами, и получил из сумм синодального хозяйства 300 р. на путевые издержки; но это путешествие едва восстановило его силы. По возвращении он взял отпуск еще на два года, с тем чтобы быть и в Киеве; но по приглашению своего благодетеля Амвросия Зертис-Каменского, бывшего епископом Переяславским, остался в его епархии и в 1760 г. 5 марта произведен в архимандрита ставропигиального Высокопетровского монастыря 48 ; в 1761 г. декабря 23 рукоположен в епископа Переяславского и, по Высочайшему повелению, участвовал в Комиссии о составлении штатов для духовенства и духовных училищ; в 1768 г. переведен в Крутицкую епархию. Скончался на покое в Москве 19 окт. 1802 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1) Амвросий (Андрей) Зертис-Каменский, вступил в монашество в 1739 г., а в 1740 г. наименован префектом семинарии. Трудолюбивое исполнение обязанностей звания, особенное искусство в проповедании Слова Божия и добродетельная жизнь сделали его достойным высших наград. В 1748 г. Государыня Императрица Елизавета Петровна Высочайшим указом, данным св. Синоду, повелела посвятить его в сан архимандрита ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, с пожалованием в члены св. Синода. В 1753 году Амвросий рукоположен в епископа Переяславской епархии, ближайшей к Воскресенскому монастырю, в котором он остался настоятелем, для приведения к концу монастырских построек; в 1761 г. переведен на епархию Сарскую и Подонскую, октября 7 пожалован архиепископом; а в 1768 г. переведен в Москву, где принял мученическую смерть от изуверной черни во время моровой язвы, 16 сентября 1771 г. 2) Сильвестр (Симеон) Страгородский, родился в 1725 г. от священника придворной Благовещенской церкви в Царском Селе Игнатия Гаврилова. Императрица Елизавета Петровна, бывшая тогда Великою Княжною, воспринимала его от купели. В 1736 г. он был отдан в Александроневскую семинарию и, по смерти родителя, содержался на скудные средства матери, получая небольшую помощь от префекта Амвросия Зертис-Каменского. К этой скорби присоединилась глазная болезнь, которая заставила его в 1743 году, до окончания курса, выйти из семинарии 50 . Получив малое облегчение, он опять вступил в семинарию, был в ней учителем низших классов и дошел до риторики; в 1748 г. при пострижении в монашество наименован Сергием, но после из признательности к С.-Петербургскому архиепископу Сильвестру Кулябке, который был к нему очень расположен, принял его имя; в 1753 г. определен префектом семинарии, а в 1756 – ректором. 3) Иоанникий Святковский, иеромонах, из учителей здешней семинарии, с 1756 г.; в 1758 г. произведен в архимандрита Новгородского Вяжицкого монастыря; отсюда переведен в Юрьев, где и скончался. 4) Гавриил Огинский, иеромонах, в 1758 г. синодальным членом Сильвестром, архиепископом С.-Петербургским, вызван из Черниговской семинарии, в которой был десять лет учителем и проповедником, и определен на класс философии; в 1760 назначен префектом семинарии; в 1762 г. января 16 произведен в архимандрита Антониева Сийского монастыря (Арх. губерн.), определен ректором семинарии и присутствующим в консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Евгения, которые он употребил для усиления преподавания и разработки истории русской церкви собственно в наших духовноучебных заведениях. Наши духовноучебные заведения до настоящего столетия не могли похвалиться научной разработкой истории отечественной церкви. Церковная русская история не только не разрабатывалась в них, но и не преподавалась. Если между духовными и встречались иногда люди, занимавшиеся русской историей; то своими сведениями они обязаны были не духовным школам, но или собственным трудам, или, больше всего, трудам иностранцев и русских, но учившихся в светских школах и под влиянием иностранцев. Адам Селлий, учивший в Александро-Невской школе в начале прошлого столетия, первый после Феодора Поликарпова начал собирать сведения по русской церковной истории. Но Селлий был родом иностранец, учившийся за границей и в невской школе совершено не читавший церковной истории. Рукописные труды Селлия перешли к Амвросию Зертис-Каменскому, который также собирал сведения по русской церковной истории. Часть записок Амвросия Зертис-Каменского погибла в Москве во время чумы 1771 г. Преподававшаяся же в духовных школах история излагала по преимуществу факты истории западной церкви; так как последняя достаточно была разработана в заграничных школах, у нас же она читалась в самом сжатом виде и в общих чертах. Оттого в половине XVIII в. мы встречаемся со следующим фактом. Нужно было приступить к новому изданию четьи-миней св. Димитрия Ростовского и киевского патерика; св. синод предписал найти между духовными ученых людей «и в св. писании и в церковных историях искусных», которым бы можно было поручить осмотреть эти книги, и «ежели что в них, как св. писанию, духовному регламенту (даже в богословских речениях против велико российских книг) противное сыщется, так и не достоверное и церковными учителями и историками веры достойными неутвержденное, но весьма сомнительное окажется, то такую сомнительную и вероятия недостойную историю отметить в конце жития святого, о котором идет история, или, ежели возможно будет, исправить».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Впоследствии, уже в правление царевны Софьи, в конце XVII beka, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. Попечением царевны Екатерины, благодаря ее пожертвованиям «из царских сокровищ», в обители был выстроен новый собор Донской иконы Божьей Матери, позже прозванный Большим, и отстроены монастырские стены. В начале XVIII beka настоятелем монастыря назначается глава Имеретинской Грузинской Церкви архимандрит Лаврентий, и с этого времени Сретенская церковь Большого Донского собора становится усыпальницей грузинских царей и князей. Koheц XVII – начало XVIII beka вообще были благоприятны для Донской обители. Даже в царствование Nempa I, не благоволившего к монастырям, в Донском монастыре продолжалось строительство храмов и их благоукрашение. Впоследствии, уже в середине XVIII beka, в Донской обители были отстроены каменные келейные корпуса. В это же время кладбище Донской обители становится очень популярным среди столичной аристократии. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчинявшимся непосредственно Святейшему Синоду и имеющим право самостоятельного выбора архимандрита. Несколько лет спустя, в 1747 году в Донской монастырь из Заиконоспасской обители была переведена Славяно-греко-латинская академия. Несмотря на процветание, общественные потрясения также не обошли стороной Донскую обитель. В 1771 году в воротах монастыря был убит Московский архипастырь, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Архиепископ Амвросий (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) родился 17 октября 1708 года в городе Нежине. Рано лишившись отца, остался на попечении своего дяди по матери, старца Киево-Печерской Лавры Владимира (Каменского), фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. В 1728 году переехал для продолжения образования в Польшу, в Львовскую духовную академию, в которой он обучался риторике и философии. С 1733 года начал слушать богословие в Московской Славяно-греко-латинской академии у известного сперва префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который и убедил своего ученика принять монашеский постриг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Один из подобных воспитанников, Степан Брызгалов, три недели по лености притворялся больным: «но я его – пишет Селлий – служительским хлебом и розгами в прежнее здоровье привел». Брызгалов простер свои шалости еще далее: «он – продолжает Селлий в своем донесении архимандриту лавры –«публично людем, в здешней слободе живущим, доношение на меня показал: что я его неверно учил, что он у меня позабыл больше, нежели научился, что я его братским хлебом не кормил и пр. Того ради укрепляю я ему теперь получше ученые вещи плетьми, дабы он их не позабыл». Понятно, что основание этой укоризны на Селлия было в его иностранном происхождении и вероисповедании. Но строгий с грубыми, ленивыми и непокорными учениками, Селлий был кроток с лучшими воспитанниками по прилежанию и благонравию. «Прилежнейших и послушнейших учеников–говорит он, заключая означенное донесение – якоже моих братий возлюблю и им какой-нибудь пользы сыщу». Вначале 1736 года архимандрит Петр посвящен в епископа Белгородского. Из Киевской академии, неизвестно почему, не прислали наставников. Поэтому, преемник Петра, архимандрит Стефан Калиновский, переведенный в настоятели Александроневского монастыря из ректоров Московской академии, должен был вновь озаботиться приисканием наставников. Выбор его пал на обучавшихся у него студентов Московской академии Григория Феодоровича Кременецкого и Андрея Степановича Зертис-Каменского, которые дали прочное устройство Александроневской семинарии. Оба они, до поступления в Московскую академию, обучались в Киевской 24 , а Зертис-Каменский, кроме того, и в Львовской академии, славившейся своим порядком и ученостью. Следовательно, они были, как нельзя лучше, приготовлены для образования новоучреждавшейся семинарии и усвоения ей всего хорошего, что они видели в лучших училищах того времени. С 1-го апреля 1736 г. они вступили в отправление своих должностей. В этом же году, при увольнении из школы прежних воспитанников, набраны новые – большей частью из детей священно- и церковно-служительских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Амвросий, архиепископ Московский и Калужский (Зертис-Каменский Андрей Степанович) Родился 17 октября 1708 года в Нежине. С 1720 по 1728 годы находился в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской духовной академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование в Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую духовную семинарию. С 1742 года – префект семинарии. С 5 апреля 1748 года (по РБС с 1743 года) – архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода. 17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переславльского и Дмитровского. С 1761 года – епископ Сарский и Подонский. В 1764 году возведен в сан архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен архиепископом Московским. Убит 16 сентября 1771 года в Московском Донском монастыре. Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского монастыря, называемого «Новый Иерусалим», имело своей целью восстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были восстановлены некоторые храмы в Московском Кремле: Успенский, Благовещенский и Архангельский. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский – и занимался главным образом переводами. Амвросий был участником суда, на котором был лишен сана митрополит Арсений (Мацеевич) . Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В Москве свирепствовала эпидемия чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному образу Божией Матери на Варварских воротах и жертвовали много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, владыка Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону временно велел тайно скрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010