1763 г. А. был предан суду Синода. Отвечая на поставленные судом вопросы, А. заявил: «В доношении своем 6 марта ничего к оскорблению Ее Императорского Величества быть не уповал, а все то писал по ревности и совести, чтобы не быть двоедушным». В докладной записке Синода императрице предлагалось: «Архиерейства и клобука лишить и послать в отдаленный монастырь под крепкое смотрение и бумаги, и чернил ему не давать» (РГИА. Ф. 796. Оп. 44. 364). 28 апр. императрица утвердила решение Синода о лишении А. сана и ссылке в мон-рь. При этом Екатерина указывала: «От гражданского же суда и истязания мы, по человеколюбию, его освобождаем». В процедуре снятия сана, состоявшейся в Синодальной палате в Московском Кремле, участвовали все члены Синода во главе с обер-прокурором А. С. Козловским . По преданию (изложенному в работе М. С. Попова), когда синодальный ризничий снимал с А. архиерейское облачение, святитель укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Митр. Димитрию (Сеченову) он предрек: «Ты задохнешься от своего собственного языка» (митр. Димитрий скончался от апоплексического удара); еп. Амвросию (Зертис-Каменскому) - «Яко вол, ножем зарезан будеши», что произошло в 1771 г. при холерном бунте. Местом ссылки А. был назначен Корельский во имя свт. Николая мон-рь (на берегу Белого м., близ Архангельска), где его поселили в тесной келье под алтарными сводами Успенской ц. 3 дня в неделю святитель трудился на «черных работах», рубил дрова, носил воду; по мон-рю и в храм разрешалось ходить лишь в сопровождении 4 солдат конвоя. В апр. 1763 г. по разрешению Синода из Ростова в Корельский мон-рь были доставлены личные вещи А.: мантия, 3 рясы, теплая одежда, посуда, очки, книги и др. Братия и игумен обители относились к А. с почтением, архим. Антоний сослужил с ним литургию как с архиереем, монахи брали у него благословение и слушали его проповеди, караульные солдаты почитали его как страдальца. Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Икона, написанная к прославлению священномученика в Ярославской епархии.

http://pravenc.ru/text/76190.html

В 1771 году 16-го сентября чернь, во время чумы, убила Зертис-Каменского; Кременецкий уцелел, не смотря на такой же бунт черни. Чувствуется какая то разность. Преосвященный Гавриил в Киеве явил себя пастырем добрым. Когда в 1775 году в киевской академии сгорела бурса, то он, на свой счет, выстроил на ее месте новую каменную, в один этаж, а в братском монастыре, для ректора, каменные келии и на содержание бедных учеников пожертвовал 73.000 рубл. сер. За то его и называли благодетелем академии. Преосвященный Гавриил был великим любителем и покровителем академических диспутов. В назначенные дни преосвященный в большой братской церкви совершал литургию, а оттуда, в сопровождении академического начальства и посетителей, шел в академическую залу. Там студенты пели «Царю Небесный» и какой нибудь приличный кант. Потом произносились речи на разных языках. В промежутках между речами – канты с музыкой. Митрополиту и знатнейшим гостям подносились книги и начинался диспут. Разумеется в духовной академии шли диспуты о духовных предметах: напр. об отличительных пунктах вероучений римско-католического, или лютеранского. Пораженными, конечно, оказывались представители этих католиков, или лютеран. А тут, в числе посетителей, часто находились и ученые ксендзы католики и пасторы-лютеране. Они вступались за честь своего вероисповедания. Академисту, под напором более сильных людей, приходилось уступать. Но тут на подмогу студенту являются наставники: один, другой и т. д. Спор длится по нескольку часов. И старик митрополит все выслушивал. Внимание архипастыря конечно возбуждало ревность студентов и, конечно, к диспуту студент не являлся неприготовленным. Преосвященнейший митрополит Гавриил скончался в 1783 году. Мир тебе, добрый пастырь. Священник Стефан [Иванович] Опатович 27-го сентября 1881 г. Отдел второй. Описание церквей Петербурга. Часть первая А. Церкви придворного ведомства 1. Церковь св. Николая в Елагинском дворце Церковь находится в Елагинском дворце, в ротонде третьего этажа; имеет овальный вид и круглый потолок; это придает церкви превосходный резонанс. Антиминс священнодействован митрополитом Серафимом июня 18-го дня 1822 г. Может быть тогда же освящена и церковь . Иконостас церковный в один ярус. На аналое находится древний образ св. Николая Чудотворца. В алтаре запрестольный образ Богородицы с предвечным младенцем, вышитый руками императрицы Марии Феодоровны, по рисунку с Рафаэля. Работа так искусна, что образ издали походит на живописный... Пред жертвенником в окне образ «четырех рождеств», в золотом окладе, заказанный императрицей Александрой Феодоровной, во время пребывания Ее в Елагинском дворце. Прочие образа были, в разное время, поднесены Николаю I. Дарохранительница в виде храма, сделана из разноцветного мрамора, с украшениями из серебра. Под изображением храма сделана модель гроба Господня. 2. Церковь архистратига Михаила в Михайловском дворце

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В селе Быково исстари стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. Впервые, в письменных источниках, о ней упоминается в 1628 году. В 1704 году на средства дворцового приказа была построена и освящена каменная церковь во имя Рождества Христова с колокольней. В 1771 году генерал–поручик и кавалер М.М. Измайлов написал доношение архиепископу Московскому и Каширскому Амвросию (Зертис–Каменскому) о том, что в его поместье: «Колокольня у церкви во имя Рождества Христова в ветхом состоянии и ее надо разобрать… которая от строения давнишних лет во многих местах расселась и опасна, чтоб сама собой не упала». В 1775 году действительный тайный советник, сенатор и кавалер М.М. Измайлов просил у архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) разрешения починить иконостас. Через год обратился священник с просьбой «перекрыть кровлю на церкви во имя Рождества Христова». 15 мая 1780 года умерла жена М.М. Измайлова – Мария Александровна Измайлова, урожденная Нарышкина. Ее похоронили в Донском монастыре в трапезе. Михаил Михайлович задумал в память об усопшей супруге возвести новый большой храм на месте обветшавшего. В 1783 году он просил у архиепископа Платона разрешения устроить в проектируемом храме придел во имя преподобной Марии Египетской – небесной покровительницы покойной супруги, а на время строительства храма Рождества Христова «построить временную часовню для богомолья, живущим в упомянутом селе». Из ответа Владыки Платона узнаем, что «фасад и план нами апробированы»; имя архитектора и автора постройки в документах не обозначено. Церковную утварь из старого храма владелец усадьбы «переместил в имеющиеся в том селе моем праздные каменные палаты… возможное для богомолия крестьянам в оных же производить служение». Уже в декабре 1783 года строительство храма во имя Рождества Христова в имении генерал–аншефа М.М. Измайлова было завершено, и в конце месяца он был освящен. В 1788 году тайный советник и кавалер Измайлов просил митрополита Платона разрешить освятить новопостроенный верхний храм в селе Быково во имя Владимирской иконы Божией Матери. В прошении упоминались размещенные в местном ряду иконостаса иконы святых – небесных покровителей храмосоздателя и его покойной супруги: Архангела Михаила и преподобной Марии Египетской.

http://sobory.ru/article/?object=01404

Но прежде чем проститься с XVIII веком, следует вспомнить о трагических событиях Чумного бунта, в центре которых оказался Донской монастырь. Бунт вспыхнул 15 сентября 1771 года, во время эпидемии чумы. Москвичи, прибегая к веками испытанному средству — заступничеству Божией Матери, — молились перед Ее чудотворной Боголюбской иконой, помещенной на Варварских воротах Китай-города. Желая прекратить «опасные сходбища» и еще большее распространение заразы, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) вознамерился убрать икону с ворот. Толпа, наэлектризованная слухами о том, что «грабят Боголюбскую Богоматерь», двинулась в Чудов монастырь, где находилась архиерейская резиденция. Амвросий скрылся от погромщиков в Донском монастыре, но и на другой день волнения не утихли. Утром бунтовщики ворвались в храм, где архиепископ молился за обедней, вывели его за стены обители, «вменяя за грех осквернить монастырь», и зверски растерзали. Ужас московских властей и духовенства перед взбунтовавшейся чернью был таков, что никто не решился сразу забрать тело убитого архиерея, и лишь через сутки «Синодальной Конторы члены, чрез полицейскую команду, заблагорассудили оное поднять». Наступил XIX век. Начало его ознаменовалось «грозой двенадцатого года». Наравне с другими московскими обителями Донская подверглась разграблению от французов, но, по удаленности своей от центральных частей города, была избавлена от пожара. Вообще, грабеж коснулся в основном ризницы (к сожалению, «эвакуировать» в Вологду удалось только немногие, самые драгоценные, вещи) и архива, а здания «сохранились без всяких повреждений» — за исключением братских келий, полы и перегородки в которых французы повыломали на дрова. Налаживанию монастырской жизни после ухода неприятеля были посвящены 1813—20 годы. Оскверненные храмы заново освятили, Донскую икону Божией Матери украсили серебряным окладом (взамен похищенного), и существование обители вошло в привычное русло. В 1835 году при Донском монастыре, в здании Духовно-цензурного комитета, переведенного несколькими годами ранее в Троице-Сергиеву Лавру, открылось духовное училище. Существовало оно вплоть до 1917 года, но этим не исчерпывался вклад обители в духовное просвещение. В годы настоятельства архимандрита Феофана (Александрова), по инициативе которого, собственно, и состоялось открытие училища, москвичи особенно полюбили бывать в Донском монастыре — ради проповедей отца архимандрита. А управлявший обителью в 1884—85 годах епископ Иаков (Кроткое) проводил здесь бого¬словские и исторические чтения.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

В Московской Славяно-греко-латинской Академии в XVIII веке лучшим учебным курсом была богословская система ректора Академии, архимандрита, впоследствии епископа, Феофилакта (Горского; † 1788) 31 , составленная из лекций, читанных им в Академии на латинском языке в 1769–1774 годах 32 , и изданная в 1784 году в Лейпциге под заглавием: «Догматы Православной Восточной Церкви, или христианское учение о предметах веры (часть 1) и деятельности (часть 2), составленное и приспособленное для пользования тех, которые посвятили себя и предались богословскому учению» 33 . Система Феофилакта сохранила в Академии значение учебного руководства как по догматике, так и по нравственному богословию до начала XIX столетия, а в Духовных семинариях – и позже этого времени. В последнюю треть XVIII века появляются первые учебники богословия на русском языке. Одни из них написаны в катехизической форме. Это катехизисы: иеромонаха (впоследствии митрополита) Платона (Левшина ; † 1812) 34 и архимандрита Макария (Сусальникова; † 1787) 35 . Другие авторы – архимандрит Макарий (Петрович) 36 и иеромонах Ювеналий (Медведский) 37 – систематизируя материал, организуют его по главам. Особо нужно сказать о трудах святителя Тихона Задонского 38 , которые относятся преимущественно к области аскетического богословия, но в XVIII и XIX веках имели большое значение также и для уяснения общих истин христианского учения – прежде всего православного учения о спасении 39 . Следует также отметить переводные труды догматического содержания. В 1774 г. был издан перевод «Точного изложения православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина , выполненный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским; † 1771) 40 . В последующие годы выходят переводы некоторых святоотеческих творений, принадлежащие перу архиепископа Иринея (Климентьевского; † 1818) 41 , а также анонимно изданные «Поучения краткие о главнейших спасительных догматах веры» 42 . Со времени преобразования Духовных академий (то есть после 1809 года), когда латинский язык, в качестве учебного, решительно вытесняется русским, появляются новые русские самостоятельные курсы догматики – митрополита Григория (Постникова ; † 1860) в Санкт-Петербургской Духовной Академии 43 , архиепископа Иннокентия (Борисова ; † 1857) – в Санкт-Петербургской, затем в Киевской Духовных Академиях 44 , архиепископа Филарета (Гумилевского ; † 1864) – в Московской Духовной Академии 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Амвросий был сын священника посада Стогова, Переяславского уезда, учился в Троицкой Лаврской семинарии, по окончании курса был в ней учителем в низших классах, принял монашество, а потом переведен был на должность учителя в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию. Возвышению его способствовало сказанное им слово над гробом убиенного в 1771 году, во время народного возмущения в Москве по случаю чумы, Московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, которое сделало его известным Императрице Екатерине Он вскоре назначен был сначала префектом, а потом и ректором Славяно-Греко-Латинской Академии. Через четыре года после чумы он имел случай говорить проповедь в присутствии Императрицы Екатерины II, прибывшей в Москву для празднований Кучук-Кайнаржисского мира. Проповедь понравилась Императрице. Согласно выраженному Императрицею желанию видеть Амвросия в омофоре, он, спустя несколько времени (5 июля 1778 г.), посвящен был в Троицкой лавре в сан епископа Севского, викария Московского. Государыня, присутствовавшая на его хиротонии, пожаловала ему богатую архиерейскую ризницу, бриллиантовую панагию и три тысячи рублей – сумму очень значительную для того времени. Вскоре Амвросий с Севской переведен был на самостоятельную Крутицкую кафедру, а за упразднением последней в 1785 году, назначен был в Казань, где снискал общую любовь населения и заслужил славу искусного церковного администратора и хозяина. Он отличался особенною любовию к строительному делу и знанием его. В 1795 году Амвросий был вызван для присутствования в Св. Синоде и неизменно пользовался милостями Императрицы Екатерины II, пожаловавшей ему алмазный Крест для ношения на клобуке и пожизненную пенсию в две тысячи рублей, до самой кончины Государыни. При Императоре Павле I Амвросий также отличен был особым вниманием Государя, которому он устроил между прочим торжественную встречу в Казани, когда туда прибыл Государь вместе со старшими сыновьями Александром и Константином. В октябре 1799 года Амвросий был назначен управляющим Петербургскою епархиею, в звании архиепископа и Первоприсутствующего в Св. Синоде. Накануне своей кончины Император Павел Петрович прислал Амвросию белый клобук. В звании митрополита Петербургского и Первоприсутствующего в Св. Синоде Амвросий оставался и в царствование Императора Александра I, до 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вскоре было начато книгопечатанию на Руси. В 1564 г. выходит «Апостол» дьякона Ивана Фёдорова, а в 1581 – первая печатная церковнославянская Библия, изданная князем Константином Острожским. Это издание называется Острожская Библия, и оно не было воспроизведением кирилло-мефодиевских текстов. Издатели использовали Вульгату, чешскую Библию, Геннадиевскую Библию, Библию, изданную Франциском Скориной и другие. В этом издании, как и в Геннадиевской Библии, книги расположены, как и в Вульгате. Впервые текст книг был разделён на главы. В 1663 г. Острожское издание с незначительными изменениями было перепечатано в Москве. Это издание получило название Первая Московская Библия 249 . Восстановление текста по Септуагинте и старым славянским переводам было начато в XVIII в. при Петре I. Работа эта завершилась в 1751 г. при императрице Елизавете, выходом так называемой «Елизаветинской Библии», которым пользуется Русская Православная Церковь и сейчас 250 . В начале XX в. была создана специальная комиссия с целью реконструировать древнейший славянский перевод, который до нас не дошёл. Были изучены сотни рукописей, составлены списки разночтений и сличены древнейшие манускрипты. Особенно много в этом деле потрудился Иван Евсеевич Евсеев , но после революции работа комиссии остановилась на подготовительной стадии. В какой-то мере её дело продолжила группа специалистов при Ленинградской духовной академии. В настоящее время эту работу продолжает Анатолий Алексеевич Алексеев , крупнейший российский исследователь славянских рукописей. Удалось реконструировать текст нескольких книг: Песни Песней, Евангелия от Матфея и Иоанна. Русские переводы 251 . После эпохи петровских преобразований все настоятельнее стала чувствоваться потребность в переводе Библии на русский язык. Было предпринято несколько попыток создать перевод Библии. Например, свят. Тихон Задонский († 1783 г.) переводил Псалтирь и Новый Завет; архиеп. Московский Амвросий Зертис-Каменский († 1771 г.) вместе с Варлаамом Ляшевским († 1774 г.) переводили Псалтирь с еврейского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Икона. 90 " е гг. XVII — нач. XVIII в. (ГИМ) Иосиф Волоцкий в молении Пресв. Богородице на фоне мон " ря. Икона. 90 " е гг. XVII — нач. XVIII в. (ГИМ) Прп. Иосиф Волоцкий. Роспись новой трапезной братского корпуса Иосифова Волоцкого мон-ря. 1915 г. Прп. Иосиф Волоцкий. Роспись новой трапезной братского корпуса Иосифова Волоцкого мон-ря. 1915 г. Изображение И. сохранилось в составе местного ряда иконостаса (за диаконскими дверями) в Успенском соборе Горицкого мон-ря в Переславле-Залесском. Он представлен в рост вместе с прп. Даниилом Переславским, в верхней части иконы - образ Спасителя в облаках. В составлении программы 5-ярусного иконостаса, созданного иконописцами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря в связи с перестройкой собора в сер. XVIII в., принимал участие архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский). Присутствие в местном ряду главного храма архиерейского дома Переславской и Дмитровской епархии святого, не связанного с Переславской землей, объясняется тем, что прп. Даниил был пострижеником Пафнутиева Боровского монастыря еще в бытность там И., от которого и воспринял монастырский устав (в руках прп. Даниила книга с текстом устава) ( Малицкий М. В. История Переславской епархии//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1911. Кн. 13. С. 192-196; Попова Н. В. Реконструкция программы иконостаса Успенского собора сер. XVIII в. Переславского Горицкого монастыря//ИКРЗ, 1999. Ростов, 2000. С. 198-206). Несколько икон преподобного связаны с Иосифовым Волоколамским монастырем. После возобновления обители в местный ряд иконостаса надвратной ц. апостолов Петра и Павла была поставлена находившаяся прежде в мон-ре ростовая икона И. (кон. XIX - нач. XX в., отреставрирована О. Петровской в 1990-1994). К 1-му визиту в мон-рь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 г. ее перенесли в местный ряд иконостаса Успенского собора. Святой изображен фронтально, правой рукой именословно благословляет, в опущенной левой держит свиток с текстом: «                                    ». Фон иконы золотой, с гравировкой по левкасу, надпись с именем святого помещена в картушах вверху по сторонам фигуры; нимб и поля иконы с эмалевыми вставками выполнены в 2001 г.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Ф. Я. Дубянскому , всего же в Синод было отправлено 7 тетрадей. В янв. 1757 г. мощи свт. Димитрия были обследованы комиссией Синода, в состав к-рой помимо А. входили Суздальский митр. Сильвестр (Гловатский) и архим. Симонова нового московского мон-ря Гавриил. 19 марта 1757 г. Синод постановил, что останки свт. Димитрия Ростовского «за самые святые мощи почитать должно», но одновременно предписал А. произвести в консистории тщательное расследование по фактам чудесных исцелений и представить отчеты. В ответ А. просил избавить его от этого поручения и указал, что подобными расспросами можно заронить в сердца необразованного народа смущение и что процедура расследования приведет к сокрытию чудес. 22 апр. 1757 г. последовал указ об открытии святых мощей, в 1758 г. Синод утвердил службу свт. Димитрию, составленную по просьбе А. Переславль-Залесским еп. Амвросием (Зертис-Каменским) . При подготовке канонизации свт. Димитрия А. пришлось преодолеть как препоны со стороны архиереев - последователей архиеп. Феофана (Прокоповича) , так и противодействие местных вождей старообрядчества, к-рые с распространением почитания свт. Димитрия утратили значительную часть своего авторитета в народе. Заручившись поддержкой единомышленных архиереев и прибегнув к помощи канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, А. удалось добиться от императрицы Елизаветы Петровны отклонения проекта готовящейся секуляризации церковных имуществ . По нек-рым (документально не подтвержденным) сведениям, А. энергично протестовал и против секуляризационных планов Петра III . После воцарения Екатерины II были изданы манифест (12 авг. 1762) и указ (29 нояб. 1762) об учреждении комиссии для обсуждения проблемы церковных имений; главной задачей комиссии было выяснение «истинных доходов от церковных имений» по критерию лучших хозяйств светских помещиков и соответственно этому учреждение «штатов», т. е. жалования из казны. С этой целью было предписано провести опись церковных имуществ. 9 февр. 1763 г., в неделю Торжества Православия, А.

http://pravenc.ru/text/76190.html

При входе в зал заседания взоры присутствующих были обращены на выражение лица Мациевича, который, вместо страха и уныния, обнаружил крайнее негодование на свою со братию, действовал и говорил, так, будто он был вполне самовластный владыка у себя в епархии. Секретарь прочел указ о его низложении. Мациевич, выслушав сие, громко и твердо сказал: «благо мне, яко смирил мя еси! Государыня же Екатерина за сие не удостоится христианской кончины». При таком трогательном зрелище поругания пастыря один митрополит Московский Тимофей не мог удержаться от слез и заплакал; Мациевич указал на него рукой и сказал: «сей воистину израильтянин, в нем же льсти нет». Первый приступил к нему митрополит Петербургский и Новгородский, чтобы снять клобук, Арсений не до пустил до сего, но с приличною молитвою снял его сам и, подавая его митрополиту Дмитрию Сечинову, сказал: «язык твой для меня был острее меча, ем задохнешься и умрешь!» (Митрополит Дмитрий умер странною смертью: от паралича язык его вытянулся на четверть аршина и вид его представлял страшное зрелище, от этого неестественного состояния языка, от длины его и толщины он мучительно кончил жизнь свою). Вторым приступил к Арсению архиепископ Псковский, бывший друг Арсения, Амвросий Зертис-Каменский, чтобы снять с него омофор, но Арсений с молитвой снял его сам и подавая Амвросию, оказал: «ядый хлеб мой со мною, ты возвеличил на меня заклание и как вол ножом заклан будеши». (Амвросий впоследствии был митрополитом Московским, во время чумного бунта в Москве в 1771 г. он бежал от разъяренной черни я хотел укрыться в Донском монастыре, но там в воротах оного мясник зарезал его ножом). Третьим по очереди приступ к Арсению архиепископ Афанасий Болховский, что бы снять панагию, но Арсений с молитвою снял ее сам и, поддавая Афанасию, сказал – «младший благословляется от старшего устнама моима возвещу вся судьбы уст твоих; язык твой велеречив был на меня, как у Ария, ты и умрешь, как умер Арий», (Афанасий был преемником Арсения на Ростовской епархии, – и кончил свою жизнь как Арий, исходом вон всех своих внутренностей).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010