Возможно, что дело об открытии Тамбовской епархии ускорило долгое вдовство Астраханской епархии, к которой приписана была значительная часть тамбовской территории и где делами заведовали пришлые архиереи. В январе 1758 года известный Амвросий Зертис-Каменский, епископ переяславль-залесский, писал Арсению Мациевичу м. ростовскому о том, как-бы исходатайствовать на вдовствовавшие епархии настоящих пастырей, а не азиатских выходцев и афонских прелазатаев, каковыми всегда была переполнена Астрахань. Голос архипастыря-мученика к влиятельному иерарху-страдальцу, кажется не остался без последствий. На 1758 год падает назначение архиереев из архимандритов на кафедры Тверскую, Белгородскую, Астраханскую, Костромскую, Сибирскую, Рязанскую, Вятскую, Воронежскую, Кексгольмскую и Тамбовскую. 632 Таким образом, прошло пять лет после синодального доклада 1753 года, когда на представление Св. Синода от 17 апреля 1758 года Высочайше повелено на Тамбовскую кафедру посвятить архимандрита Волоколамского монастыря Переяславской епархии Пахомия (Симанского). За ним и его кафедрой утверждались средства, предложенные в докладе 1753 года 21 апреля, об этом дали знать Пахомию и велено ему немедленно явиться в Петербург. В конце апреля он был в Петербурге и 29 апреля 1758 г. посвящен с титулом епископа Тамбовского и Пензенского. 633 Наконец многострадальная Тамбовская епархия, больше полвека испытывавшая положение переметной сумы, начала свое самостоятельное и небесполезное существование, в обширном и заброшенном крае, долго бывшем в чужих архиерейских руках. До приезда Пахомия в Тамбов во главе новой Консистории стояли архимандрит Козловского Троицкого монастыря Варсонофий и тамбовский соборный протопоп. Секретарем Консистории переведен второй секретарь Переяславль-Залесской епархии Гавриил Соколовский, очевидно известный Пахомию по-прежнему месту служения обоих. Епископ Пахомий знал, что едет в бедную епархию, а поэтому просил Синод снабдить его шапкой (митрой), облачением (саккос, омофор и пр.), дикириями и трикириями, лоханью для умывания, словом, всеми принадлежностями архиерейского служения, или выдать денег на приобретение их. Заодно епископ Пахомий просил отпустить с ним в Тамбов человек 13 певчих-партесников из служителей Волоколамского монастыря. Кое-откуда набрали нужное епископу Пахомию. 30 мая 1757 г. материя для облачений выдана из синодальной ризницы; кое-что, оставшееся по смерти коломенского епископа Саввы († 1749 г. 29 июля), прислали из Коломны; 12 человек певчих велено взять из Рязанской епархии. Они, за вызовом в Петербург тамошнего епископа, оставались без дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– наставники из Московской академии, иеромонахи: Гавриил Кременецкий (впоследствии киевский митрополит) и Амвросий Зертис-Каменский (московский архиепископ, убитый во время чумы). В половине 1730-х годов обозначается точнее и курс наук, более или менее соответствующий теперешнему училищному и семинарскому, разделенный на 8 классов: 1) инфима; 2) фара; 3) грамматика; 4) синтаксима, (преимущественно в этих классах изучались языки – еврейский, греческий, латинский, французский и немецкий); 5) поэзия, 6) риторика; 7) философия; 8) богословие. В семинарии заведены были диспуты и проповеди учеников и наставников. Около того же времени устраивается и библиотека, в которую поступили книги и рукописи после разных ученых, напр. Феофана Прокоповича , учителей Скияды и Селлия. В 1743 г. сама Императрица Елизавета Петровна посещала семинарию. В период 1725–1788 г. в ней сменилось: 8 ректоров, 10 префектов, 26 учителей. Число воспитанников в разные годы варьирует между 35 и 108, которые большею частию были из духовного звания, но также и из детей разночинцев и монастырских служителей. В 1738 г. из школы Феофана Прокоповича , закрывшейся вскоре после его смерти, переведено в Невскую семинарию до 20 учеников, а в 1741 г. прислано 25 человек псковских семинаристов. Содержание на семинарию до начала 30-х годов шло от монастыря, преимущественно из сумм за погребение на невском кладбище. В 1732 г. была прибавлена сумма из вотчинных монастырских доходов, впоследствии же – из Коллегии экономии. Помещение семинарии было сначала в особом здании, по северную сторону Черной речки, около невского проспекта; но с 1741 по 1775 г. оно находилось в новом, нарочно для того выстроенном доме, за нынешним стеклянным заводом, но шлиссельбургскому тракту. В 1788 г. сообразно с устройством главных народных училищ, митрополит Гавриил (Петров исходатайствовал Высочайшее соизволение на преобразование Александроневской семинарии в Главную семинарию, куда повелено было присылать из всех епархиальных семинарий, исключая троицесергиевскую, черниговскую и Новгород-северскую, лучших воспитанников, прием которых в низшие классы производился каждый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ириней Фальковский, знаменитый богослов, в своем Сокращении Богословия изумляющий обширностью взгляда и познаний; до сочинений Макария Европа не имела полнейшего богословского учебника. Памятен для нас и Амвросий Подобедов , Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский († 1818), член разных ученых обществ, который в первый раз особенно показал отличный дар красноречия двумя словами над гробом соименного ему Святителя Московского Зертис-Каменского, из которых одно тогда же переведено было на немецкий и французский языки и за тем долго витийствовал с кафедры в присутствии Двора и всякий раз слышал от Царских Особ отличные о себе отзывы. Кроме того, всю жизнь свою он посвящал на мудрое управление паствой и образование духовного юношества. В особенности Санкт-Петербургская Академия должна помнить его просвещенную заботливость об образовании духовных юношей: он дал жизнь ей. Памятен и Августин Виноградский , Архиепископ Московский († 1819), член разных ученых обществ, так много содействовавший сохранению святынь и драгоценностей Московских в нашествие галлов, с таким радушием и отеческой любовью ободрявший русских во дни скорби и с такой живостью чувства, чувства глубокого и пламенного, произносивший речи при разных замечательных случаях. И теперь глубоко трогает сердце, например, речь его, сказанная по случаю годичного поминовения Бородинских воинов. Памятен и Михаил Десницкий , Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, действительный член Российской Академии и других ученых обществ († 1820), неутомимый проповедник, около кафедры которого всегда и везде теснилась паства, чтобы напитаться его духовной пищей, всегда назидательной для души, всегда сладкой для сердца. С благодарностью вспоминают Церковь и Отечество и о преосвещеннейшем Митрополите Киевском, действительном члене Российской Академии и других ученых обществ Евгении Болховитинове , который, между прочим, составил предначертание о преобразовании духовных училищ и занимал почетное место не только между нашими иерархами, но между историками и археологами и сверх того имел степень доктора медицины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

В 1848-1850 гг. для него на Волжской набережной Ярославля было выстроено большое каменное здание. Неоднократно с нач. 40-х гг. Е. подавал в Синод прошения об увольнении на покой по состоянию здоровья. В ответ на просьбы архиерею были пожалованы 14 апр. 1845 г. алмазные знаки ордена св. Александра Невского, 3 апр. 1849 г.- алмазный крест на клобук. 16 (по др. сведениям, 24) дек. 1853 г. Е. был уволен на покой с назначением пенсии в 2 тыс. р. серебром, получив звание члена Синода, право присутствовать в Московской синодальной конторе, а также право выбрать место жительства в одном из московских ставропигиальных мон-рей. 2 февр. 1854 г. Е. выехал из Ярославля и поселился в московском Донском монастыре, по просьбе свт. Филарета (Дроздова) принял управление обителью. Архиерей собирался отказаться от доходов, полагавшихся ему по праву настоятеля, однако митр. Филарет убедил его не делать этого. Все средства Е. направил на благоустройство обители. 26 авг. 1856 г. Е. с др. архиереями участвовал в коронации имп. Александра II и получил украшенную алмазами панагию. В 1858 г. он ослеп. В 1868 г. Е. отметил 90-летие и 50-летие служения в архиерейском сане, 30 июня того же года совершил последнее богослужение. Погребен в Малом соборе Донского мон-ря на месте, указанном им, около захоронения Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) за правым клиросом. Е. состоял действительным членом Конференции МДА, почетным членом Московского ун-та и Московского об-ва любителей духовного просвещения. Превосходно знал греческий, на латыни сочинял стихи, вел дневник. По воспоминаниям прот. И. А. Благовещенского, Е. зарекомендовал себя бескорыстным и беспристрастным пастырем. Его проповеди отличались простотой и немногословностью. Особенно часто он обращался с поучениями к пастве во время объездов подведомственных приходов. Гомилетическое наследие его весьма обширно, однако при жизни была издана небольшая часть. Награжден орденами св. Анны 1-й (1823) и 2-й (1816) степени, св. Владимира 1-й (1868) и 2-й (1829) степени, св.

http://pravenc.ru/text/186977.html

Построение церкви, Владимирской губ., Суздальского уезда в селе Фалелееве, на месте родины отца Ивана Ивановича, особенное попечение о сооружении серебряной одежды на престол в соборном вятском храме, и о благолепии церковном в Ниловой пустыне 536, 851, 932, 936) свидетельствуют о доброхотстве отца протопресвитера к церкви Божией. Особенное содействие его в присоединении Успенского раскольнического монастыря к Православной церкви служит также доказательством его усердия к православию 679). Что Панфилов, по своему времени, был человек образованный, это видно из того, что он был членом Российской академии, что многие ученые духовные того времени присылали ему свои сочинения, для рассмотрения, что он понимал цену и достоинство лучших в то время, по части Богословской, сочинений и издавал их на свой счет 220, 238, 337, 620, 709 739, 751). Что Иван Иванович хорошо знал латинский язык, это видно как из того, что к нему многие писали на латинском языке 50, 60, 62, 316, 742, 918), так и из того, что сам говорил на этом языке 70). Переписка отца Панфилова с ростовским архиепископом Арсением о белых клобуках, которые носили древние ростовские епископы, показывает, что его занимали и исторические ученые вопросы 796). Как смотрели все на награды и отличия, которыми ущедрен был Иван Иванович от Императрицы, это видно из следующих писем к нему от духовных особ. Прежде сего и один слух о высочайшей Её Императорского Величества, сбывшейся на вас милости, несказанно порадовал меня, писал к Ивану Ивановичу Московский архиепископ Амвросий Зертис Каменский поздравляя со званием духовника Её Величества, ныне же и полученный из св. Синода указ удостоверил меня об оной радости. Сердечно сорадуюсь, что достоинства ваши таким увенчаны награждением, каковаго больше и желать вам в сем свете не остается. 2). Имею честь поздравить вас ваше высокопреподобие, писал в то же время протоиерей Московского Успенского собора Александр Левшин, с получением благоволения её императорского величества, каковое благоволение и избрание помазанницы Божией почитаю тем правосуднее, что добродетель, сияющая в вашем сердце, увенчана достойной любезной души вашей наградой 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Евгения 5 октября 2020, 10:54 Денис (05.10.2020, 05:26): " Дело Бога и верных ангелов спасать наши души от демонов, а не наши ветхие тела от доморощенных микробов и вирусов " . Молодец, Денис! Вы часто выстреливаете в десятку. Даже тогда, когда в целом придерживаетесь вроде бы противоположного. Денис 5 октября 2020, 05:38 Катерина, РФ - это не Советский Союз, который всерьёз готовился и в какой-то мере был готов даже к глобальной ядерной войне. Капиталисты предпочитают создание частных запасов для себя созданию запасов для всех, хотя порою это и выходит им боком. Так КНР под руководством коммунистической партии переживает коронокризис куда лучше капиталистических РФ и США, что меняет баланс сил в пользу китайских коммунистов. В кап. странах государство функционирует в первую очередь в интересах капиталистов, в значит для простых людей в капиталистических странах COVID-19 реально опасен. Следовательно нам самим следует заботиться друг о друге вместо того, чтобы всецело на государство полагаться. Денис 5 октября 2020, 05:26 Владимир, во время " Великой Чумы " вымерла четверть населения Европы, в том числе и на православном востоке произошло массовое вымирание. Хотя вряд ли нужно доказывать, что тогда европейцы в куда большой мере были христианами, чем сейчас. Дело Бога и верных ангелов спасать наши души от демонов, а не наши ветхие тела от доморощенных микробов и вирусов. Катерина 4 октября 2020, 23:21 Владимир 4 октября 2020, 12:30 -- еще раз спасибо Вам за ссылки Владимир 4 октября 2020, 21:30 Важные подробности в Прав. Энциклопедии: «Боголюбская Московская икона Божией Матери прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. Московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по нек-рым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Моск. архиеп.» www.pravenc.ru/text/149499.html

http://pravoslavie.ru/134241.html

Заключительным этапом формирования ансамбля стало строительство в 1693-1694 гг. переходов со св. воротами и Теремком над ними, соединивших Крестовую палату и верхний ярус Успенского собора с Митрополичьими палатами. Новый ансамбль Крутиц оказался развернутым не к реке, а в сторону Кремля и Новоспасского мон-ря. Св. ворота с декоративным Теремком стали главным украшением парадного, северного двора резиденции, имевшего ограду по всему периметру. Юго-зап. часть подворья занимали дворец и большой сад с кухонным комплексом. Юго-вост. часть составляли Приказные палаты и деревянный Конный двор с каменной кузницей. Между Приказными палатами и кузницей имелись задние (южные) однопролетные ворота. С востока от первоначальной территории подворья владыкой Павлом был посажен «вертоград» - один из первых декоративных садов в России, подобный тому, который был устроен государем Алексеем Михайловичем в царской резиденции Измайлово. Он простирался до Камер-Коллежского вала и просуществовал весь XVIII в. Сады были устроены также вдоль реки, к северу и югу от дворца. Вся резиденция, включая сады, была окружена каменной стеной с башенками, фрагментарно сохранившейся. Ансамбль был завершен в нач. XVIII в. возведением Набережных палат. Следующий этап в истории Крутиц связан с именем еп. Амвросия (Зертис-Каменского), переведенного сюда в 1761 г. В 1765-1768 гг. в Крестовой палате им была устроена ц. в честь Воскресения Христова, что, вероятно, было связано с желанием напомнить о работах в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря при его пастырстве. В 1769 г. из-за предполагаемого строительства дворца по проекту В. И. Баженова с кремлевского Крутицкого подворья на Крутицы была переведена епархиальная консистория. После упразднения Крутицкой епархии строения архиерейского дома были переданы в ведение московского главнокомандующего. В 1-й пол. XIX в. ремонтировали Успенский храм. В усыпальнице Никольского придела по распоряжению имп. Александра I были обновлены надгробные доски над могилами епископов и митрополитов. Проекты реставрации древнего собора, составленные в 1839 г. архит. Е. Д. Тюриным в «византийском вкусе» и в 1840 г. К. А. Тоном с минимальным изменением во внешнем облике и с сохранением внутреннего декора, не были осуществлены. Во 2-й пол. XIX в. в вост. части, ранее принадлежавшей Крутицкому подворью, на месте «вертограда», были возведены Крутицкие казармы - 4 крестообразных в плане однотипных деревянных здания, сохранившиеся до наст. времени. В 1895 г. освящен придел прп. Сергия Радонежского с юж. стороны Успенского храма.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

22 . Филарет Московский , святитель. (Филарет, архим.) Опыт изъяснения псалма 67. – СПб., 1814. 23 . Филарет , святитель, митрополит Московский. Письмо ректора Санкт-Петербургской Академии архимандрита Филарета к графу А.К. Разумовскому с примечанием на примечание о характере Давида как творца Псалмов (29 мая 1814 года)//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. – 1869. – 8. – с. 26–31. 24 . Филарет, святитель, митрополит Московский. Руководство к познанию книги псалмов.//Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. – М., 1872. – Ч. 1. 25 . Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. – Киев,1907. 26 . Макарий (Макиенко), иером. Псалтирь в святоотеческой экзегетике. – Загорск, 1986. – машинопись. 27 . Аверинцев С.С. Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма – три ступени зла//Мир Библии. – М., 1994. – 1 (2). – с. 2–5. 28 . Аверинцев С. Псалмы/Аверинцев С. София-Логос. Словарь. – Киев, 2006. – С. 371 – 373. 29 . Аверинцев С.С. Псалмы Давидовы. Комментарий к псалмам Давидовым./Аверинцев С. Переводы: Евангелие. Книга Иова. Псалмы. – Киев, 2004. – с. 379–445; с. 456–464. 30 . Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Псалтирь в новом славянском переводе. – М., 1878. – 192 с. 31 . Андреев В.Д. Псалтирь. Ее содержание, изложение и состав. – М, 1915. 32 . Арсений (Москвин) , митрополит Киевский. Толкование на первые 26 псалмов. – Киев, 1873. 33 . Бандуков В.А., прот. Поучения на 50 псалом царя и пророка Давида. – М., 1902; Таганрог, 1880; Таганрог, 1881. 34 . Беседа из псалма на день Введения во храм Пресвятой Богородицы//Христианское чтение. – 1843. – Т. IV. – С. 244. 35 . Боголюбский М.С. Замечания на текст Псалтири по переводу 70-ти и славянскому.//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. – 1874. – 3. – С. 352–373; отдельное издание – М., 1879. 36 . Богословский Н. Псалтирь как священно-художественное произведение.//Странник. – 1904. – 11. 580–585. 37 . Василий (Росляков), иером. «Скажи мне, Господи, кончину мою» ( Пс. 37, 5 ): Стихотворное переложение избранных псалмов св. пророка Давида. – М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Строителем, избранным ей для этого дела, был префект Александро-невского духовного училища Амвросий Зертис-Каменский (впоследствии архиепископ московский), которого она в 1748 году именным указом повелела произвести в архимандриты Воскресенского монастыря, сделав ему возобновление обители. Одушевленный монаршим благословением, Амвросий, при руководстве знаменитейшего в то время архитектора графа де-Растрелли, охотно принял возложенное на него дело и выполнил его с успехом. Очистив развалины разрушившегося в 1723 году над гробом Господним шатра, он приступил к украшению соборной церкви и обновил ее как внутри, так и снаружи. Он украсил гроб Господень, устроил над ним великолепнейший шатер, отделал в соборном храме все приделы. Словом, как весь соборный ново-иерусалимский Воскресенский храм, так и другие здания монастыря он довел до возможного совершенства, так что он, по справедливости, может считаться вторым строителем его по святейшем патриархе Никоне . С тех пор Новый Иерусалим пришел в цветущее состояние, в каком находится и доселе, и которым он обязан вечной благодарностью приснопамятной императрице Елизавете Петровне. В последующие царствования Воскресенский монастырь еще более благоустроился и всегда был предметом благоговейного усердия со стороны высочайших особ. Императором Николаем I был устроен, когда он был еще наследником престола, прекрасный из каррарского мрамора, придел, в память рождения великого князя Александра Николаевича (впоследствии государя императора). По этому поводу последовало тогда от державного благотворителя письмо к преосвященному архиепископу московскому Августину следующего содержания: «Преосвященнейший Владыко! Со страхом, свойственным человеку слабому, и с надеждой, не покидающей человека верующего, видел я приближение решительной минуты в моей жизни. Не зная, что определило мне Провидение, радость или горесть, я подкрепил душу мою обещанием и ожидал с покорностью воли Божией. Ему угодно было благословить меня счастьем отца: Он сохранил и мать, и младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010