Среди богословов, объединившихся вокруг школы Борецкого, было немало видных деятелей духовного просвещения, создавших незаурядные труды. К их числу принадлежали Лаврентий Зизаний, предпринявший попытку создания первого русского катехизиса, и Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, также пытавшийся в своих трудах " Учительное Евангелие " и " Зерцало Богословия " систематизировать знания из области православной догматики. Правда, работы Транквиллиона грешили немалыми изъянами и были осуждены в Киеве и Москве как не вполне православные, ибо автор не смог удержаться от опасных латинских заимствований. Кирилл Транквиллион-Ставровецкий крайне болезненно воспринял критику со стороны своих собратий и в конечном счете перешел в униатство. Архимандрит Елисей Плетенецкий К кругу Иова Борецкого также принадлежал печерский инок Памва Берында, который прославился составлением первого лексикона церковно-славянского языка. Берында также явился создателем типографии, положившей начало книгопечатанию в Киево-Печерской Лавре. Книжное дело бурно расцвело в этой обители при архимандрите Елисее Плетенецком и стало особенно масштабным со времени Петра Могилы. Елисей Плетенецкий прославился как выдающийся настоятель обители, который вслед за своим предшественником - архимандритом Никифором Туром - не только блестяще отразил все попытки униатов захватить Лавру, но и возродил в ней глубоко духовную монашескую жизнь, собрав вокруг себя многих замечательных подвижников того времени. Архимандрит Захария Копыстенский Дело его успешно продолжал Захария Копыстенский, также ставший в конце своей жизни Киево-Печерским архимандритом. Захария прославился и как составитель знаменитой " Палинодии " - книги, явившейся по сути первым сводом знаний по церковной истории Руси со времени ее крещения. Труд Захарии сыграл большую роль в развитии полемики православных с униатами. Другое произведение Копыстенского - " Книга о вере единой " - было посвящено обличению протестантизма. Свято-Успенская Почаевская Лавра Православное монашество Западной Руси наряду с братствами сыграло колоссальную роль в противостоянии унии. Несмотря на отторжение униатами значительной части крупнейших монастырей, западно-русское иночество находилось в начале XVII в. на стадии духовного подъема, очистившись от наименее стойких элементов. Взамен отобранных униатами возникает множество новых обителей, которые становятся оплотом Православия. В их числе прежде всего следует назвать знаменитую Почаевскую Успенскую Лавру. Считается, что начало монашеской жизни в Почаеве было положено во время Батыева нашествия, когда сюда бежали иноки из Киево-Печерского монастыря (местное предание относит появление первых монахов на горе Почаевской к еще более раннему времени - Х в.). С тех пор здесь постоянно подвизались монахи-отшельники.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav3...

14. Таким образом, как против жидовствующих, так и против последователей Феодосия Косого полемика велась по преимуществу на оснвоании св. писания ветхого завета. – Кроме самобытных русских антитринитариев, отечественные богословы полемизировали с иноземными антитринитариями – социнианами. Так как местом процветания социниан была смежная с Россией Польша и так как они пропагандировали свое учение и в России 732 , то ясно, что отечественные богословы не могли безмолвно относиться к их учению. И действительно мы находим, что еше в XVI в. православные богословы писали сочинения против социниан: известны проникнутые чувством кротости послания старца Артемия [бывшего игумена троицкого Сергиева монастыря к Симону Будному 733 ]. Но так как в этих посланиях относительно учения о св. Троице говорится мало и так как православие самого Артемия (которого некоторые современники заподозривали в антитринитарианстве) составляет предмет спора, то мы оставляем упомянутые послания и переходим к XVII веку. Замечательный памятник полемики с социнианами от XVII в. находится в сочинении Захарии Копыстенского “Книга о вере единой, святой, соборной, апостольской церкви”, Киев 1619 г. (иначе называемом “Азариева вера”), откуда эта полемика всецело перепечатана в так называемую Кириллову книгу (1644 г.). В этих сочинениях социниане называются как отрицавшие божество Сына – “арианами” 734 , и как отрицавшие крещение детей – “новокрещенцами” 735 (последнее название есть польское и перешло к нам из Польши) 736 . В обеих указанных книгах перечисляются поименно главнейшие представители социнианства и даже (как в Кирилловой книге) с присоединением биографических сведений о некоторых из них. Так в Кирилловой книге упоминаются: Михаил Сервет, который считается учеником Мартина Лютера 737 , “клевретом Кальвиновым” и родоначальником “новокрещенской веры” 738 , “Георгий Бляндрата” 739 , “Павел алтыатус” 740 (т. е. Alciati), “Лелиус соцынус” 741 , “Францышек давыдов” 742 (т. е. Франциск Давидис), “Будный” 743 , “Чехович” 744 , “Валентин ентилис” 745 (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

2.1 Акафисты как сборник текстов келейного правила КПЛ Возрождение Киево-Печерской обители как общежительного монастыря и центра православия Западнорусской митрополии состоялось в настоятельство архимандрита Елисея (Плетенецкого; ок. 1554-1624). Он также организовал при монастыре типографию (действует с 1616 г.) и просветительский кружок книжников, которые также стали и редакторами типографии. Сборник келейного правила по типу Молебника, названный Акафисты (тип. Лавры, 1625), выпущен здесь при преемнике архим. Елисея по настоятельству Захарии (Копыстенском). Последний до этого был печерским архидиаконом, духовным сыном и сподвижником архим. Елисея во многих начинаниях, в числе которых также книгоиздание. Основу первого издания киево-печерского сборника келейного правила составили три акафиста , к которым добавлены собрания молитв «на сон грядущим» и утренних, а также текст «Наука о правиле» — перевод на «просту мову» наставления свт. Филофея (Коккина) « Предание къ своему его ученику, еже како внимательне сдети въ келии» . «Наука о правиле» содержит подробные указания о келейном правиле (рекомендации о составе, времени совершения), поэтому даже первое издание сборника следует признать Молебником, хотя и весьма краткого состава. Подтверждением этому служат последующие его издания, в которых число глав постепенно расширяется , так что третье издание (митр. Петра Могилы) приобрело вполне достаточный для нужд ежедневного келейного правила состав . Что касается состава молитв «на сон грядущим» и утренних, то киево-печерские книжники создают свой вариант последований, опираясь на традицию келейных молитв Виленского братства: 1) из молитв «на сон грядущим» удалены четыре молитвы , что сделано для компенсации увеличения общего объема за счет добавленного в конце последования текста, который назван: « Поклонение на всякъ день монаху по правил». После всего добавлены пять пунктов, руководствующих к испытанию совести, благодарению Богу и молитве своими словами с указанными внутренними расположениями.

http://bogoslov.ru/article/5233602

В уставной записи московского Успенского собора, составленной при патриархе Филарете в 1621 г., под 26 июня отмечена «память иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Суждальского» с указанием: «Поют, как настоятель изволит» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 422). С той же датой как днем кончины Д. упомянут в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 854), в месяцеслове в составе «Полуустава» (монашеского молитвослова), опубликованного в Киеве в 1643 г., в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 12). Во 2-м тропаре 9-й песни канона преподобных отцов Печерских, составленного ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) , по-видимому, Мелетием Сиригом , Д. упомянут среди др. святителей (Дива печер Лаврських. К., 1987. С. 148). В Успенской (теплой) ц. нижегородского Печерского мон-ря в 1887 г. был устроен посвященный Д. придел. В кон. XIX в., видимо в той же обители, была составлена служба святителю (не опубл.). В посл. четв. XX в. игум. Дионисий (Колесник) написал службу, акафист, Похвальное слово Д. и Житие святителя (Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский: Служба. Акафист. Житие/Сост.: игум. Дионисий (Колесник). М., 2004). М. В. Печников Соч.: РИБ. Т. 6. 24; РФА. Вып. 3. 132. Ист.: ПСРЛ. Т. 1; Т. 4. Ч. 1. Вып. 2; Т. 13; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 21 (по указ.); НПЛ (по указ.); РИБ. Т. 6. 23, 28, 46; Прил. 31, 33, 41; РФА. Вып. 3. 132. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 232-238; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 169-172; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Лавров Д. В. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митрополит всея России. Н. Новг., 1892; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 191-192, 320; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 97-102; Голубинский. Канонизация святых. С. 215, 426; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 451-541; Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962 г.

http://pravenc.ru/text/178313.html

кнг. Соломонии Юрьевны (см. София , прп., Суздальская). Вклад мог быть связан с молением семьи вел. князя о чадородии. К 1548 г. относится упоминание о Е. как о святой под 25 сент. в месяцеслове Устава ГИМ. Син. 336: «В той же день преподобныя матери нашея Ефросинии, иже бывшей великой княжне черниговской. Положена же бысть в граде Суздале в дивичье манастыре, иже бысть ею създан, исцеление же бывает от гроба ея и до сего дни приходящим с верою» (Л. 106 об.; ркп. может быть старше, чем 1548 г.; см.: Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 56-57). Житие и канон Е. еп. Варлаам подал на рассмотрение царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. Государь «повеле житие и чюдеса написати в ползу читающим», а Московский митр. Антоний (1572-1581) «собра весь освященный собор, стихиры и канон, житие и чюдеса чести и празднование повеле месяца септемвриа в 25 день» (празд. памяти святой было приурочено к памяти прп. Евфросинии Александрийской). Б. М. Клосс датирует общерус. канонизацию святой сент. 1576 г. Вероятно, во 2-й пол. 70-х - 80-х гг. XVI в. в Ризоположенском монастыре был устроен посвященный Е. придельный храм. Пространная похвала Е. включена в Похвальное слово рус. святым, составленное иноком Григорием, автором Жития Е. ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 141-142). Е. упоминается под 25 сент. в «Палинодии» архим. Киево-Печерского мон-ря Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 849), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 303 об.), в др. рукописных святцах. Ее имя включено в «Описание о российских святых» с датой преставления - 6750 (1241/42) г. (С. 209; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В XIX в. святой был составлен акафист (Служба и акафист св. блгв. кнж. Евфросинии Суздальской. М., 1873). По крайней мере с сер. XIX в. до кон. 20-х гг. XX в. 25 сент., в день празднования памяти преподобной, совершался ежегодный крестный ход в Ризоположенский мон-рь из Рождество-Богородицкого кафедрального собора Суздаля.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Первое крещение произошло в эпоху Рюрика, Аскольда и Дира, К-польского патриарха Игнатия, имп. Василия Македонянина, равноапостольных Кирилла и Мефодия. По мнению К., Русь была крещена не «схизматиком» патриархом Фотием, а преданным Риму патриархом Игнатием, Кирилл и Мефодий получили благословение на создание слав. богослужебного языка от папы Адриана и были им посланы в слав. страны. Два последующих этапа христианизации Руси автор не раскрыл, «забыв» о крещении страны равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . Как и др. представители этого поколения униат. иерархов, К. был заинтересован в сохранении и особого обряда, и богослужения на слав. языке, отсюда своеобразная апелляция к кирилло-мефодиевским традициям. «Obrona iednoci cerkiewney...» - 1-е издание, в к-ром цитировалось пространное Житие Константина-Кирилла, к-рое К. нашел в рукописном собрании Супрасльского мон-ря. В разделе «Что произошло на Руси после принятия святого христианства» К. привел имена 16 Киевских митрополитов XIII-XVI вв., которые, по его мнению, находились в канонических отношениях с Римом (список заканчивается Ипатием Потеем); автор высоко оценивает их деятельность. Митрополитов, враждебных к Риму, К. считает хотя и благочестивыми, но «неучеными простаками». Автор приводит выдержки из трудов отцов Церкви, богослужебных песнопений, сочинений церковных писателей, к-рыми стремится доказать первенство ап. Петра и Римского престола. Представляет интерес рассказ К. о секретных переговорах об унии митр. Михаила (Рагозы) с белорус. магнатом Ф. И. Скуминым-Тышкевичем. Провозглашая единство униатства с Римской Церковью, К. считает униатов в этническом отношении «Русью», одновременно он признаёт «русскость» православных. К. полагает, что конфессиональный раскол Руси - это временное явление, объединение произойдет под властью папы (Московский Патриархат он считает нелегитимным). Ответом на полемический трактат К. стала «Палинодия» Захарии (Копыстенского) , в ней правосл. автор подверг сокрушительной критике аргументацию К.

http://pravenc.ru/text/2458995.html

Труды: Сочинения: в 12 т. – СПб., 1900–1901. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-российской Церкви. – 3-е изд. – Киев, 1857. Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, к разным лицам. – СПб., 1885. Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому. – М., 1869. Слова к пастве Вологодской. – Вологда, 1860. Слово по прочтении Высочайшего манифеста 14 марта 1848 г. – СПб. О великих Господских и Богородичных праздниках. – Киев, 1835; 2-е изд. – Харьков, 1843. О грехе и его последствиях: Беседы на Святую Четыредесятницу. – Харьков, 1844. О путях Промысла Божия в жизни человеческой. Падение Адамово: Беседы на Великий пост 1847 года. – СПб., 1847. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Памятник веры. История Соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях. Вертоград духовный. Церковный архив. Памятник унии. Палинодий. И здание книги Захарии Копыстенского. Подробный Богословский словарь. История Русской Церкви в связи с историей церквей славянских. Не унывай (стихотворение)//Душеполезный собеседник. – 1905. – С. 148–151. Литература: Погодин М. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического. – М., 1867. Буткевич Т. И. , священник. Иннокентий, архиепископ Херсонский. – СПб., 1887. Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910. – С. 210. Барсов Н. И. Архиепископ Иннокентий Борисов по новым материалам для его биографии. – СПб.. 1884. Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия Борисова , архиепископа Херсонского и Таврического: в 2 т. – СПб., 1884–1888. Тузов И. Л.(книжный магазин Петербурга). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова: в 3 т. – СПб., 1905–1915. – С. 104–105. Макарий. Биографические записки об Иннокентии//Ученые записки второго отделения Императорской Академии наук: в 7 кн. – СПб.. 1854–1868, 1859, кн. 5. XXXVIII-IV. Архангельский Н. Иннокентий, архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности. – Казань, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4) В сочинениях князя А. М. Курбского 6 имеется на стр. 113, 116, 117, 118, 124 упоминание о процессе Артемия и о деятельности последнего. Курбский, щедро вообще расточающий эпитеты, к Артемию прилагает самые лестные из них и с яростью обрушивается на противников его. Можно ли вполне положиться на отзыв Курбского и считать его вполне беспристрастным? Придется ответить отрицательно: уже страстный, взволнованный тон Курбского – плохая порука объективного отношения к делу. А затем, если припомним, что враги Артемия – враги Курбского; что, лишившись родины, Курбский невольно сочувствовал тем, кто был в таком же положении, как и он; что в Литве, где он ближе познакомился с Артемием, последний прожил до его приезда уже несколько лет и, должно быть, успел уже стяжать себе славу защитника православия, несмотря на неприятности, происшедшие в Витебске: – не трудно будет понять, почему Курбский так горячо вступается за старца, прославленного ревностной защитой православия, награждает его множеством лестных эпитетов и громит его врагов. Поэтому, к показанию Курбского, явно благосклонному для Артемия и неблагосклонному для его врагов, должно отнестись крайне осторожно 7 – к той именно части, где он говорит об осуждении Артемия. Единственный вывод из свидетельства Курбского, в отношении которого можно быть до некоторой степени уверенным, – это суждение о характере деятельности Артемия в Литве, тем более, что свидетельство Курбского здесь оправдывается и показанием Захарии Копыстенского и разбором содержания посланий Артемия. Вообще, показания Курбского можно принимать лишь тогда, когда они совпадают с данными, полученными из других источников и подтверждают их или подтверждаются ими. 5) О деятельности Артемия в Литве и защите им там интересов православия имеется еще упоминание и в Палинодии Захарии Копыстенского, 8 по содержанию сходное с тем, что говорит об этом периоде деятельности Артемия Курбский. 6) У Андрея Венгерского, писателя XVII века, находим известие о прибытии в 1552 г. в Витебск из России трех монахов: Феодосия, Артемия и Фомы и о деятельности их в Витебске. Известие это возбуждает много недоумений, почему некоторые исследователи даже отвергают его, т. е. не относят именно к Артемию и Косому. Напечатано оно в сочинении Венгерского: «Systema Historico-chronologicum ecclesiarum slavonicarum per provinicas varias, praecipue Poloniae, Bohemiae, Lithuaniae, Russiae, Prussiae, Moscoviae etc. distentarum, continens historiam ecclesiasticam a Christo et apostolorum tempore, ad annum MDCL». Сочинение это, под псевдонимом Adriani Regenvolscii, издано в первый раз в 1652 г.; в 1679 г. оно, уже во втором издании, вышло под настоящим именем Венгерского. Подробный разбор свидетельства Венгерского и высказанных исследователями мнений о значении его будет представлен при изложении Литовского периода деятельности Артемия; пока же замечу, что свидетельство Венгерского может быть принято, но с очень большими ограничениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И не есть ходатаем, ибо тот, кто перед кем-то ходатайствует, ни восседать с ним рядом не может, ни равного достоинства с ним быть» (цит. по: Корзо. 2007. С. 236). Приведя этот отрывок, Жебровский обвинил С. З. в том, что тот отрицает заступничество Христа за христиан. Это же обвинение было повторено на Соборе в янв. 1596 г. О том же писал Мелетий (Смотрицкий) в «Apologia peregrinatiey...»: С. З. «богохульствует на Христа, говоря, что Его священство и ходатайство уже прекратилось и что первое, то есть священство, всецело перешло к иереям и почило на них» (цит. по: Кирилло-Мефодиевский сборник. П.; Лпц., 1863. Вып. 1. С. 21). Как убедительно показал В. З. Завитневич, утверждение о том, что Христос не является ходатаем за христиан, появилось в «Катехизисе» С. З. как ответ на заявления совр. ему антитринитариев о том, что Христос является лишь посредником между Богом и людьми и Ему не подобает равное с Богом Отцом поклонение ( Завитневич В. З. «Палинодия» Захарии (Копыстенского) и ее место в истории западнорус. полемики XVI и XVII вв. Варшава, 1883. С. 123, 130). «Катехизис» и др. сочинения С. З. свидетельствуют, что правосл. книжник не только не выражал сомнений в традиц. христ. учении о Св. Троице, но и отстаивал его правосл. понимание в полемике с католиками: в частности, Жебровский критикует неприятие правосл. полемистом Filioque. (В «Катехизисе» С. З. с правосл. позиций выступает против мн. ересей, связанных с учением о Св. Троице и о Христе: против не признающих предвечное рождение Сына Божия, опровергает учение аполлинаристов о восприятии Христом только человеческого тела «без души разумной», осуждает не признающих Христово Воскресение, а также тех, кто считали, что на Кресте претерпело страдание и смерть Божество, предостерегает от «введения в Божество двух начал» и др. Во взглядах оппонентов С. З. (социниан) и, вероятно, в какой-то степени в его собственных отразилось достаточно часто имеющее место смешение тринитарной проблемы (когда речь идет о равночестности Лиц Св.

http://pravenc.ru/text/199773.html

Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления. В дороге он сильно заболел и вынужден был вернуться в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. В день кончины, 26 мая 1857 года, именно на праздник Святой Троицы, т. е. в тот день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии, архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: " Господи, какой день! " После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: " Скорее поднимите меня " . И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался. Труды: Сочинения (полное собрание). Шесть томов, СПБ, 1908. т. I - 1) " Слова и беседы на Рождество Христово " . 2) " Слова и беседы на праздники Господни " . 3) " Слова и беседы на воскресные дни " . т. II - 1) " Слова и беседы на праздники Богородичные " . 2) " Слова и беседы на дни святых " . 3) " Слова при посещении паствы " . 4) " Поучения на крестные ходы " . 5) " Слова и речи к отдельным лицам " . т. III - 1) " Слова на высокоторжественные дни " . 2) " Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений " . 3) " Слова надгробные " . 4) " Слова по случаю общественных бедствий " . 5) " Падение Адамово " . 6) " О грехе и его последствиях " . 7) " Беседы о смерти " . 8) " Мысли о бессмертии " . Заметки. т. IV - 1) " Великий пост " . 2) " Молитва святого Ефрема Сирина " . 3) " Первая Седмица Великого поста " . 4) " Страстная седмица " . 5) " Светлая седмица " . т. V - 1) " Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа " . 2) " Жизнь апостола Павла " . 3) " Жизнь святителя Киприана " . 4) " Беседы о природе " . 5) Акафисты. т. VI - 1) " О религии вообще " . 2) " О человеке " . 3) " О последней судьбе человека и мира " . " Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому " . М., 1869. " Слова к пастве Вологодской " . Вологда, 1860. " Слово по прочтении высоч. манифеста 14 марта 1848 г. " . СПБ. " Памятник веры " . " История соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях " . " Вертоград духовный " . " Церковный архив " . " Памятник Унии " . " Палинодий " , изд. Захарии Копыстенского. " Подробный Богословский словарь " . " История русской церкви в связи с историей церквей славянских " . " Не унывай " (стихотворение). ( " Душеполезные Собеседования " , 1905, стр. 148-151). Литература:

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010