С.Г. Вилинский II. Предполагаемый автор посланий Указания на личность автора, извлекаемые из посланий. Источники биографии Артемия: соборная грамота, челобитные Сильвестра и Симеона, жалованные грамоты, свидетельства Курбского, Захарии Копыстенского и Венгерского, известия сказаний о Максиме Греке , Никоновская летопись, послания. Разработка этих источников: Руднев, Костомаров, гр. Толстой, м. Макарий, Малышевский, Лебедев, Жмакин, Занков, свящ Садковский, Калугин; краткие заметки в трудах других исследователей. Московский период жизни и деятельности старца Артемия. Сведения о жизни Артемия до игуменства и об условиях, влиявших на выработку воззрений его. Артемий в роли советника царя; поставление во игумена. Послание к царю. Деятельность Артемия в качестве игумена. Оставление игуменства; причины оставления. Процесс Артемия; разбор обвинений против него. Мнение о причинах осуждения Артемия: был-ли он еретиком? Близость Артемия к рационалистам и заволжским старцам. Литовский период жизни и деятельности старца Артемия. Религиозное состояние литовско-русского государства в половине XVI века. Свидетельство Венгерского о прибытии русских монахов в Литву. Свидетельства князя Курбского и Захарии Копыстенского о деятельности Артемия в Литве и отношении его к другим современным деятелям. Год смерти его. Общие заключения Автор посланий не назван в рукописи. Печатный текст в заголовках некоторых посланий упоминает старца Артемия, но указание на принадлежность посланий именно этому лицу было сделано Ундольским по догадке на основании содержания посланий и соображения об исторических обстоятельствах их написания и обо всей вообще эпохе второй половины XVI века. Так как Ундольским была сделано лишь догадка, а другими исследователями она была принята почти без проверки, то, думается, это обстоятельство не исключает возможности более обстоятельного и методического исследования вопроса об авторе, с привлечением для разрешения вопроса и данных, заключающихся в посланиях, и других известий о предполагаемом авторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вышла историческая атомная бомба, способная уничтожить укрорейх Переиздан «Синопсис» 1674 года, написанный наместником Киево-Печерской Лавры архимандритом Иннокентием (Гизелем) 05.12.2023 620 Фото: Из личного архива автора 1 декабря в книжном магазине русских правых «Листва» состоялась презентация переизданного издательством «Алейтейя» киевского «Синопсиса» 1674-го года – учебника русской истории, написанного наместником Киево-Печерской Лавры и ректором монастыря – Академии св. Петра (Могилы) архимандритом Иннокентием (Гизелем). В «Синопсисе «ясно сказано, что в Киеве и Москве живёт один русский народ, просто русские, даже без минимального разделения на великороссов и малороссов, святой князь Владимир является «первым Российским Самодержцем», Москва – наследник древнерусского государства, русские воссоединились в 1654-м году. Как отметил редактор переиздания и автор предисловия Дмитрий Степанов, «Синопсис» является венцом череды произведений киевских, львовских и других православных авторов Юго-Западной России, которые доказывали, что они и русские Москвы являются одним русским народом, который должен воссоединиться. Наиболее известные из них – это «Патерикон Киево-Печерский» предшественника Иннокентия (Гизеля) киево-печерского архимандрита Иосифа (Тризны), и его предшественника киево-печерского архимандрита Захарии (Копыстенского) «Палинодия, или Книга Обороны». Эти труды не могли быть инспирированы Москвой, потому что во времена Захарии Москва была ещё слишком слаба после отопления Смуты. Эти труды свидетельствуют об общерусском самосознании киевлян той эпохи, что никакого украинского самосознания, никакой украинской идеи и в помине не было. Импульс воссоединения с Москвой исходил из Киева, а украинство является великой ложью нашего времени. Дмитрий Степанов в предисловии особенно отметил выдающуюся роль православного малороссийского духовенства в лице Черниговского митрополита Лазаря (Барановича), архимандритов Иоанникия (Голятовского), Иннокентия (Гизеля), воспитавшего великого русского святого Ростовского митрополита Димитрия (Туптало). Эти великие отцы не только писали апологии православного русского воссоединения, но и в прямом политическом смысле ковали это воссоединение, в частности, пресекали измены казачьей старшины.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/vy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА О ВЕРЕ» («Книга о вере единой истинной православной». М., 8 мая 1648), рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами. Издание апологетической «К. о в.» было осуществлено в Москве после выхода в свет другого полемического сборника - «Кирилловой книги» (М., 1644). «К. о в.» представляет собой компиляцию в 30 главах. Сборник открывается авторскими предисловиями (виршевым и 2 прозаическими), в к-рых указаны цель и обстоятельства создания компиляции: православная вера - единственный путь спасения, поэтому следует «познати истинную православную веру»; ныне же, «веры не познавши», многие от «правоверия на зловерие уклоняются»; здесь же указан основной источник компиляции - соч. «Палинодия» Захарии (Копыстенского) , текст к-рого автор для лучшего понимания «мало облегчих». Структурно сборник по наименованиям глав представляет 2 части: сначала идут главы исторические, излагающие сюжеты по истории восточнославянского христианства в его взаимосвязи с мировым христианством («Веры истинное учение откуда изыде» (1), «О крещении Руси» (3) и др.), догматические и нравственно-дидактические («О святой Церкви» (2), «О Пречистых Таинах» (5), «О Пречистой Крови» (6), «О святых иконах» (10), «О душах святых, о рае и Царствии Божии» (11), «О святом посте» с особым разделом «О омраченном пьянстве» (15), «О пении церковном» с защитой единогласия (16) и др.); затем следует ряд историко-полемических антипротестант. и антикатолич. глав («О Флорентийском соборе» (18), «О римской власти» (20), «Об отступлении римлян» (21), «Об униатах» (23) и др.). Особое внимание уделено опровержению положения о главенстве Римского папского престола: «О Вселенских Соборах» (17), «Об осуждении Римских епископов» (22), «О порочных папежах» (27). Собственно авторский текст представляют главы «О душах святых, о рае» (11), «О священном пении» (16), заключительная часть главы «О посте» (15) - раздел «О омраченном пьянстве» и отчасти глава «Об Антихристе» (30), основанная на предисловии к «Палинодии» (1621/22). Остальные главы книги - это переработанные компилятором юго-западнорус. памятники кон. XVI - 1-й трети XVII в.: помимо «Палинодии» Захарии «Апокрисис» Христофора Филалета (М. Броневского) (Вильно, «Книга о вере» Азария (К., 1619/1620), «Книжица в шести отделах» Василия Суражского (Острог, 1598); один фрагмент заимствован из «Синопсиса» (Вильно, 1632). Впрочем, и в этих главах встречаются дополнения составителя, а сами источники отчасти адаптированы для восприятия неискушенным читателем. Все главы книги объединены общими композиционно-стилистическими приемами и имеют внутренние отсылки, что свидетельствует о единстве замысла сборника и его тщательной редактуре по завершении.

http://pravenc.ru/text/1841552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в., с. Копыстно (ныне Копысно в Прикарпатском воеводстве Польши) - нач. марта 1609, Перемышль, ныне Пшемысль, Польша), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии . Дата рождения М. неизвестна. Ко времени хиротонии на Перемышльскую кафедру в 1591 г. он, по характеристике К-польского патриарха Иеремии II Траноса в письме Киевскому митр. Михаилу (Рагозе) (май 1591), был молод, имел жену ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 281). Однако в соч. Христофора Филалета (см. Броневский Мартин ) «Апокрисис» (1597) противопоставляются правосл. епископы Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский М. епископам-униатам: правосл. архиереи не только были равными униатам, но и «стояли» выше некоторых «възглядом уроженя» и «възглядом лет» (Апокрисис. 1882. Стб. 1300). Гипотетически М. мог родиться в 50-х гг. XVI в. Перемышльские судебные акты 80-90-х гг. XVI в. свидетельствуют, что в миру епископ имел имя Михаил ( Prochaska. 1896. S. 547-548). (А. И. Добрянский утверждал без указания на источник, что светское имя епископа было Матвей - Добрянский. История епископов трех соединенных епархий. 1893. С. 1.) М. происходил из древнего шляхетского рода владельцев имения Копыстно в Перемышльском повете (герб «Лелива»). В нач. XV в. Копыстно было наследственным имением Захарии, Льва и Малева. Неизвестный автор генеалогии семьи утверждает, что «протопластом и родоначальником» Копыстенских был Иосиф Бидун, к-рому кор. Владислав Ягайло в 1408 г. предоставил Копыстно как своему слуге (позже Копыстенские в спорах с соседями-шляхтичами ссылались на эту грамоту). Будучи владельцем села, Бидун принял фамилию Копыстенский, которая утвердилась в кон. XV в. (первые представители рода в источниках XIV-XV вв. именовались «с Копысно»). В посвящении П. Берынды издания «Бесед свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла» племяннику М. шляхтичу Ф. Копыстенскому (16 мая 1623) утверждается «зацность и старожитность» рода, получившего «вольности и прерогативы» от кн. Льва Галицкого и польских королей. В Копыстно хранились «митра и копия», т. е. символы архиерейства и священства ( Титов. 1918. С. 82, 84). М. был племянником (сыном сестры) Перемышльского еп. Арсения (Брылинского; † март 1591).

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Митрополит Петр (Могила) К оглавлению Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) был неутомимым борцом за Православие в сложной исторической обстановке на Украине и в Белоруссии в XVII в. (128). Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке — movia). Домашнее образование Петр Могила получил у учителей Львовского православного братства, организованного в 1586 г. для защиты и сохранения православной веры. Львов находился недалеко от молдавско-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной помощи. После объявления Брестской унии в Польше и Литве (1596 г.) влияние католичества усилилось также в Молдавии и Валахии. Для продолжения образования Петр Могила поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы Петр Могила не смог обосноваться в родных местах в связи с трудной политической обстановкой. Он переехал в юго-западную Россию. Он часто посещал Киев, сблизился с митрополитом Киевским Иовом (Борецким), с которым он был дружен еще в годы своего учения. Частое общение с митрополитом Иовом окончательно сформировало взгляды Петра Могилы и указало путь его жизненной деятельности. В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и был принят в братство Киево-Печерской Лавры. В апреле 1627 г. скончался архимандрит этой обители Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрали настоятелем архимандрита Петра (Могилу). Должность настоятеля Киево-Печерской Лавры для архимандрита Петра (Могилы) давала возможность бороться с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Он был не единственным кандидатом в настоятели Киево-Печерской Лавры после кончины архимандрита Захарии (Копыстенского): местом настоятеля Лавры пытались овладеть униаты. Архимандрит Петр (Могила) понял, какую важность имеет Православие для украинского и белорусского населения Польско-Литовского государства, и решил отдать все свои силы защите Православия, став выразителем лучших надежд и национальных чаяний украинского и белорусского народов, вместе с тем оказав большую услугу и единоверной Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436387/

Петр Могила , Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Ката­логе Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочес­тивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Констан­тинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофи­мович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Грекороссийского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владе­ли Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхо­го. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Скачать epub pdf Петр Могила Петр Могила , Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Каталоге Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочестивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Константинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофимович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Греко-российского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владели Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхого. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Завитневич Завитневич Владимир Зенонович, доктор церковной истории, в 1879 году окончил курс в С.-Петербургской духовной академии и назначен учителем Варшавского духовного училища, в 1884 г. доцент Киевской духовной академии по кафедре русской гражданской истории, экстраординарный профессор с 1899 года. Профессор З. – один из видных современных духовных писателей. Его магистерская диссертация: «Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI и XVII вв.», Варшава 1883, была очень благосклонно встречена критикой. «В общем, заключает свой обзор труда г. Завитневича проф. Н.Петров , исследование автора производит весьма приятное впечатление на читателя. Собрав обильный материал для своего труда, автор с большим уменьем пользуется им, подвергает его критической разработке и путем строго логических выводов приходит иногда к новым заключениям, или освещает эти факты с новой точки зрения. Даже такие положения, о которых можно еще спорить, обоснованы у г. Завитневича довольно прочно, как, например, мысль о преимуществе греко-славянских школ над Киево-Могилянской коллегией» («Журн. Мин. Нар. Просвещения» 1884 г., ч. CCXXXIV, июль, отд. II, стр. 131–142). Столь же благоприятный отзыв о сочинении г. З. дает и официальный рецензент его диссертации проф. М. О. Коялович (см. Протоколы заседаний совета Петербургской духовной академии за 1883–84 уч. год, стр. 48–49). Его докторская диссертация: «Алексей Степанович Хомяков. Том первый, книга I: Молодые годы, общественно- и научно-историческая деятельность Хомякова (стр. I–XVI+866+XIII); книга II: Труды Хомякова в области богословия (стр. 867–1422+VIII)». Киев 1902 г., доставила ему ученую степень доктора церковной истории. «Историческое обозрение богословско-литературной деятельности Хомякова, пишет официальный рецензент диссертации г. З. проф. Жукович, сделано автором с такою полнотой, обставлено столькими богословско-философскими разъяснениями и фактическими поправками, что оставляет после себя впечатление целого, обширного по размерами и объединенного одной мыслью, богословско-исторического трактата».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Захария Копыстенский (+ 1627 ), иеромонах , южно-русский деятель XVII века. Точных сведений о его происхождении нет. Воспитание он получил, по-видимому, в Львовской братской школе . Из сочинений Захария Копыстенского можно заключить, что он путешествовал в Молдавию и Валахию , а быть может, и в южно-славянские земли. В 1616 г. Захария появляется в Киеве . В Киево-Братском монастыре , в который вступил он, собрался тогда целый кружок ученых, как, например, Лаврентий Зизаний , Памва Берында , Тарасий Земка и др.; около этого же времени монастырь приобрел и типографию, и уже в 1617 г. Захария издает в ней Часослов с двумя предисловиями. Ему же принадлежит изданная в 1619 г. под псевдонимом Азария " Книга о вере " , направленная преимущественно против папистов . Затем Захария принимает участие в издании " Анфологиона " и " Бесед Иоанна Златоуста на послание ап. Павла " ; в то же время он пишет и свое известное полемическое сочинение, направленное против латинян, — " Палинодию " (ок. 1622 ). Написанная им " Книга о правдивой едности православных христиан церкви восточной, там же и против апостатов и о их лживой унии " осталась неизданной. В 1624 г. Захария вступил в управление Киево-Печерскою обителью ; много заботился об издании книг, успешно защищал автономию монастыря. Памяти своего предместника, Елисея Плетенецкого , Захария посвятил два слова: " Казанье на честном погребе блаж. мужа и превелебнаго отца Кир Елисея " и " Омилию " (о поминовении усопших). Скончался в 1627 г. Главное сочинение З. К., " Палинодия " , оставалось ненапечатанным до 1878 г. , но в рукописях оно было известно южно-русским богословам, которые широко пользовались им. Известно оно было и в Московской Руси, где приобрело особую популярность среди раскольников. Написана " Палинодия " против сочинения виленского униатского архимандрита Льва Кревзы " Оборона унии " , которому Захария следовал и в плане своего сочинения. Захария Копыстенский является здесь не только опытным полемистом, но и человеком с большой эрудицией; он хорошо знаком не только с Св. Писанием и отцами Церкви восточной и западной, но и с канонами, византийским законодательством, византийскими и западными историками, польскими и русскими хрониками и летописями, а также с западно-русской полемической литературой.

http://drevo-info.ru/articles/17038.html

Захария Копыстенский, архимандрит Киево-Печерской лавры, южно-русский деятель XVII века, посвятивший все свои силы на пользу православной церкви и русского народа, скончался 21 марта 1627 года. Сын православных родителей духовного звания и близкий родственник православного Перемышльского епископа Михаила Копыстенского. Получив образование в Львовской братской школе и изучив основательно греческий, славянский и латинский языки, он дополнил свои знания путем долголетних усидчивых самостоятельных ученых занятий и предпринятого им с научною целью путешествия на юг, в Валахию и соседние с ней единоверные и единоплеменные земли. В 1616 г. он поступил в Киевское братство, был архидиаконом, наместником, а с 20 ноября 1624 г. и архимандритом Киево-Печерской лавры, как главнейшего в то время оплота православия и средоточия напряженной борьбы Западной России за православие и русскую народность. Учено-полемическая деятельность этого просвещенного ревнителя веры и благочестия выразилась в составлении и издании книг, направленных против протестантов и латино-униатов. Так, в 1617 г. им был издан «Часослов» с толкованием служб и объяснением состава и употребления книги; в 1619 г. – «Книга о вере», поражающая протестантов не отвлеченными рассуждениями, а фактами, заимствуемыми из Святого Писания, отцов и учителей церковных, соборных канонов и истории. В 1622 г. из-под пера его вышло самое главное его сочинение «Палинодия», против сочинения виленского архимандрита Льва Кревзы «Оборона унии». Это замечательное сочинение Захарии Копыстенского содержит много ценных данных для истории западнорусской церкви и для характеристики современной ему богословской науки; оно историческими данными разбивает противника по всем пунктам; оно имело широкое распространение в рукописи, пользовалось популярностью среди раскольников и напечатано только в 1878 г. в IV т. «Русской Исторической Библиотеки». В дополнение к «Палинодии» Захария составил новое сочинение: «Книга о правдивой единости православных христиан церкви восточной, так же и против апостатов и их лживой унии». Известно также его участие в переводах с греческого «Анфологиона» и «Бесед св. И. Златоуста на деяния апостол и послания апостола Павла», снабженных от него пространным предисловием, и «Толкования Андрея Кесарийского на апокалипсис»; им составлено предисловие ко второму изданию «Номоканона» (Киев, 1624 г.). Ему же принадлежат две проповеди , произнесенные при погребении и поминовении своего предшественника лаврского архимандрита Елисея Плетенецкого и представляющие ученый трактат о поминовении умерших (обе изданы в Киеве в 1625 г.). Как настоятель Киево-Печерской лавры, Захария заботился об увеличении и обогащении лаврской библиотеки и об издании книг в новоприобретенной типографии, направлял ее деятельность и защищал ее автономию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010