Один благодетель обители, несмотря на свои старческие лета, ходил в сюртуке и носил накрахмаленную рубашку. Отец Архипп говорит ему: «Сюртук замени длинной свиткой и подпояшься поясом, рубашку носи простую. К чему тебе наряжаться, ты старик, тебе надо к смерти готовиться». Приходят к о. Архиппу два господина, служившие на видных местах в земстве. Подвижник в первый раз их видел. «Вы пришли ко мне получить наставление, – говорил он, – слушайте: занимаете вы хорошие места, для других должны служить примером, чтобы вами не соблазнялись, а вы как живете? Вот ты уже старик, а что делаешь? Не думайте, все так пройдет; Господь взыщет за все. Будьте справедливы, не обижайте никого, избегайте всяких греховных пожеланий. Более ничего, простите меня, я глуп, неученый». Пришел к о. Архиппу некто, слишком неживший свое тело. Старец прямо ему говорит: «Ты гладкий, а вот сегодня-завтра смерть, и тогда все пропадет». Священноиноку N. старец-руководитель 818 не благословил пить вино. N. ранее пил очень мало и то только по просьбе, при случае, ему нетрудно было исполнить заповедь, но врагу спасения так или иначе хотелось погубить его душу. Через вино он находит возможность вовлечь инока во все другие пороки, заставляя нарушить обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Отец N. заболел. Ему под предлогом лекарства предлагается настой из водки. Не подозревая никакой опасности, N. начал принимать горькое лекарство и привыкать к водке. Помня заповедь старца, он употреблял лекарство тайно. Господь, хотящий всем человекам спастись, через о. Архиппа разрушил козни врага. Однажды во время вселенской панихиды, когда певчие были на середине церкви, священноинок N. стоял на правом клиросе в теплом храме рядом с о. Архиппом, вдруг от иконы Святителя Николая 819 слышит повелительный голос: «Послушай, послушай, послушай!» – «Слова эти сильно отозвались в моем сердце, – говорил – и как бы разлились по всему телу. Я не верил своим ушам, стал осматриваться. Отец Архипп вышел из формы 820 , приблизился ко мне и с угрозой стал обличать: «Ты правила старца не читаешь, в церковь не ходишь!... Что ж ты думаешь?.. Ты стал вино пить, даже водку; смотри, ляжешь спать и заснешь на век 821 . Ты монах, даже более. От вина блудные помыслы, и тянешься к падению. Старайся на утреню ходить, хоть на часть... Твои родные померли многие, ты болеешь... Не ходи по келлиям: странствовать худо, сиди на одном месте, без послушания – никуда. Мне возвестилось это сказать тебе. Смотри!.. Не пей вина, ходи в церковь ». Тут о. Архипп предсказал будущее назначение отца N., которое и состоялось в свое время. «Вот за тебя три поклона», – сказал вдохновенный старец и, положив поклоны, спрашивает: «Ты не будешь скорбеть»? Говорить ли, какое благотворное влияние произвели столь сильные обличительные слова подвижника, в которых высказана была вся сокрытая жизнь отца N.? 822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Не давайте в сердце Вашем места никакому кумиру. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святаго Предтечи: единственно ищи того, чтоб возвеличился Христос в учениках твоих. Когда Он возвеличится, — ты умалишься: увидев себя умалившимся по причине возростшего Христа, исполнись радости. От такого поведения чудный мир будет навеваться на сердце твое: в себе увидишь исполнение слов Христовых: смиряяй себе, вознесется [ 108 ]. Блаженны те, которые с самоотвержением следуют истинному Евангельскому учению, которые отреклись от удовлетворения похотениям тела и похотениям души! Похотения падшего тела — греховны: греховны и похотения падшей души. Она всюду ищет осуществить свое я, соделаться каким-то отдельным, самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать все прочее. Евангелие требует, чтоб такая жизнь была умерщвлена, чтоб человек признал Бога Богом, а сам встал на свое место: в разряд созданий. По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни, может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования — жизнь в Боге. Евангелие заповедует любовь к врагам; святые Отцы похваляют любовь, равную ко всем. — Неужели любовь к ближнему должна быть чужда всякого различия? Вот о чем думаю теперь беседовать с Вами. Хотелось бы мне сказать Вам об этом предмете слово не мое, а Божие: да дарует мне это слово милосердый Бог. Понимаю только ту любовь, которая действует по священным велениям Евангелия, при его свете, которая сама — свет. Другой любви не понимаю, не признаю, не принимаю. Любовь, превозносимая миром, признаваемая человеками их собственностию, запечатленная падением, недостойна именоваться любовию: она — искажение любви. Потому-то она так враждебна любви святой, истинной. Истинная, святая любовь к Богу и ближнему отчетливо изображена в евангельских заповедях; правильное, непорочное действие ее является в исполнении евангельских заповедей. Кто любит меня, — сказал Господь, — заповеди Моя соблюдет [ 109 ]. В такой любви не может быть ни мечтательности, ни плотского разгорячения, потому что исполнение Христовых заповедей совершается новоначальными с насилием над собою, с таким насилием, что оно названо распятием, а преуспевшими и ощутившими благодатное осенение — с обильным ощущением мира Христова. Мир Христов есть некоторый тонкий духовный хлад: когда он разольется в душе — она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Иногда, просто опознание своего греха и его разрушительного действия дает человеку волю и силу его больше не повторять. Но когда греховное поведение уже вошло в природу человека, то тогда будет труднее его побороть. Священное Писание нас поощряет знать истину так как - это освободит нас от всякой неправды и мы станем свободны от греховных последствий. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:32). Итак: (1) искание похвалы - заменяй скромностью, (2) возвышение себя - заменяй молчанием и скромностью, (3) презрение других - заменяй опознанием их хороших качеств и любовью, (4) непослушание к высшим - заменяй молчанием и послушанием, (5) не принятие совета - заменяй уважением и слушанием, (6) обиды - заменяй молчанием, (7) неумение простить - заменяй прощением, (8) злопамятство - заменяй прощением, (9) не хочешь уступить - замени уступлением, (10) неумение признаться в ошибке - заменяй признанием ошибки, (11) желание быть лучше других - заменяй скромностью, (12) желанием всюду проявлять свою волю - заменяй уступчивостью и т.п. Во время брани если что-то трудно делать то нужно молиться о помощи. Во время поста нужно усилить нашу борьбу. Таким образом, после известного времени, новое поведение станет нашим эталоном и мы будем вылечены. 602. Ступени врачевания. Как же бороться с недугом гордыни, в особенности если это уже вошло в нашу природу? Методика борьбы та же самая как и с любой другой страстью. Это трудный и сложный путь и, конечно: - На первом месте нужно обратиться к Господу Богу за помощью - нужно молиться, чтобы Он помог. - После этого нужно поговорить и поисповедоваться у духовника. - Потом, чтобы бороться с врагом сперва его нужно узнать. Значит, нужно изучить гордыню и прочесть о ней все, что можно найти. - После этого нужно продумать все свое поведение (дела, слова и мысли) дома, в школе, на службе и т.п. с точки зрения гордыни и опознать ее во всех ее проявлениях. - После опознания, нужно следить за ее проявлением и когда она появляется всегда заменять ее противоположной добродетелью.

http://zavet.ru/a/rss_1394879809.html

160. При встретившейся нужде сходить в то селение, где твоя родина, не обращайся свободно с твоими родственниками по плоти и не вмешивайся в их разговоры [ 634 ]. 161. Взяв у брата какую-либо вещь на время, по нужде твоей, не обращайся с этою вещию небрежно; заботься о том, чтоб скорее возвратить ее в целости. Если это — орудие, которым производится какая-либо работа, то отдай его тотчас по окончании работы. Если изломаешь или испортишь его — поправь или замени новым и лучшим [ 635 ]. 162. Ссудив чем-либо по возможности твоей бедного брата, деньгами или одеждою, и видя, что он не в состоянии отдать, не огорчи его, не требуй настоятельно возвращения данной вещи [ 636 ]. 163. Каждый помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и облегчится брань твоя. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы, как благие, так и лукавые [ 637 ]. 164. Если брат, по неразумию, обольстится учением еретиков и уклонится от православной веры, но потом, одумавшись, опять возвратится к ней, то не окажи ему презрения, потому что он впал в заблуждение по неведению [ 638 ]. 165. Не дозволь себе вступать в беседу с еретиками под предлогом защищения веры, чтоб не уязвил тебя яд, которым пропитаны слова их [ 639 ]. 166. Нашедши еретическую книгу, не дозволь себе прочитать ее, чтоб не наполнилось сердце твое ядом смертоносным. Пребывай в том учении, которым просветила тебя Святая Церковь, ничего не прибавляя к нему и не убавляя из него. Охранись от лжеименнаго разума, который здравому учению противится, как говорит Апостол [ 640 ]. 167. Юный инок! не стяжав полного обучения в подвиге телесном и услышав о высоких добродетелях отеческих, не устремись безрассудно к стяжанию их, полагая приобрести их непосредственно и без предварительного обучения в телесном подвиге. Не приобретешь их, не предуготовив и не возделав себя. Если же предуготовишь, тщательно возделав себя телесным подвигом, то добродетели эти придут к тебе сами собою [ 641 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Для российских консерваторов (включая как видных философов-теоретиков, так и политических вождей правомонархических партий) характерна сакрализация самодержавной власти. С этой сакрализацией связано и то специфическое обстоятельство, что вплоть до конца XIX века консервативные идеологи в России не стремились обеспечить оформление политико-правовой доктрины самодержавной власти. Подобно советским историкам, некоторые современные исследователи недоумевают, зачем обращать столь пристальное внимание на религиозную составляющую в построениях консерваторов, и высказывают сомнения (иногда вполне обоснованные) в степени личной религиозности тех или иных мыслителей-монархистов Но дело не в том, сколько раз ходили в церковь Победоносцев или Сыромятников и соблюдали ли они пост. Религия (православие) - скрепа консервативной идеологии; убери или замени эту скрепу, и вся консервативная система деформируется. Не случайно националисты в лице Меньшикова, Ковалевского, Строганова и др., поставившие на первое место идею нации, были готовы в перспективе поступиться и «православием», и «самодержавием»! Американский историк Ричард Уортман, напротив, уделил вопросу сакрализации консерваторами русской монархии немало места в своем фундаментальном труде «Сценарии власти» Он считал, что «в 1881 году центр национального мифа сместился от сакрализации монархии к сакрализации самодержавной власти как священного начала и исторической русской традиции. Царствование Николая II продвинулось еще на шаг вперед: коронация освящала не только монархию, но и самого монарха как избранного Господом» Если мы допускаем (а об этом свидетельствует окружение Николая II), что последний император искренне считал, что его власть «богоданная» и что он ответствен за свои действия и решения «перед совестью и Всевышним», то это многое объясняет и в его образе мышления, и в его действиях. Объясняет это и нежелание части правых идеологов смириться с тем, что власть монарха может быть ограничена. Это мнение характерно не только (и не столько) для политиков (последние как раз были вынуждены по роду своей деятельности быстрей приспосабливаться к политическим изменениям), сколько для идеологов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Вот, бр., отчего долгое время существуют наши жилища и вообще строенья – от старания, от приложения к ним рук. Видите, наприм., в своем доме: это упало, а это сгнило. Упалое подыми и приставь к своему месту, а гнилое замени новым. Не так же ли вы должны были б поступать и со своим приходским храмом? Если и в общежитии благоразумие требует от каждого из вас поддерживать свой дом в надлежащем, исправном виде, не допускать его до совершенного разрушения, а все ветхое в нем исправлять и переменять на новое; то как возможно храм Божий – это место селения славы Божией, допустить до ветхости, даже до разрушения? Свят храм Твой. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний ( Пс. 64:5, 92:5 ), говорит Пророк Давид. Т. е., как бы так говорить Св. Пророк: если вы построили храм Господу Богу и желаете, чтобы храм ваш существовал долгое время, то старайтесь всеми силами поддерживать, исправлять, украшать его и не доводить до того состояния, которое не подобает, не приличествует святыне Господней. Обнимите теперь взором св. свой храм: разрушающееся состояние его приличествует ли святыне Господней? Спрошу, по крайней мере, вас: таково ли настоящее его положение, какое получил он от первых своих строителей, отцов и дедов ваших? Увы! Оставленный без поддержки и исправления, лишенный красоты и благолепия, доведенный до нищеты и разрушении, сей св. храм ваш не свидетельствует ли пред Богом о вашем нерадении о святынь Господней, и не говорит ли всякому постороннему зрителю и всем окрест вас живущим христианам, что вы недостаточно ценили, недостаточно любили свой приходский храм, свою святыню и дом Господа? Итак, не безпечность ли ваша в отношении к церкви Божией довела вас до того, что вы лишаетесь теперь этой святыни? «Стыдно мне, – говорил некогда о себе св. Пророк Давид, – жить самому в кедровом дворце, а кивот Божий оставлять под шатром». (1 Парал. 17:1). Как же не стыдно и не грешно христианину о доме своем заботиться, исправлять и украшать его, а о доме Божием, о своем приходском храме, не радеть?!..

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

“Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным: очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви” (V, 74). Преподобный Иоанн Лествичник писал, что “в его время очень умалились сосуды Божественной благодати... причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившемся лукавством” (сл. 26, гл. 52). Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) “решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!” (I, 274) Преподобный Кассиан Римлянин говорит: “Полезно открывать свои помыслы отцам, но никаким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих” (I, 491). “Преподобный Нил Сорский никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же... он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, преподобного Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особенно позднейших. Его держались иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий... Никогда не давали они советов от себя... Это давало советам их силу” (I, 489). “Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диавола. Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собой Бога. Последуй примеру святого Предтечи” (IV, 519). Таков голос Священного Предания Церкви, то есть Самого Духа Святого, говорящего нам и сегодня через Своего святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Приведем мысли Святых Отцов по этим темам. (1) Преподобный Кассиан Римлянин (V в.) говорит: «Полезно открывать свои помыслы Отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих». (2) «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи». (3) «Те старцы, которые принимают на себя роль ... употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтобы точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия, старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть...» «Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (2 Сол. 2, 10–12)». (4) Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается «душевредным». (5) Святой Григорий Синаит (XIV в.) «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!»

http://radonezh.ru/analytics/osnovy-dukh...

Иногда поплачу, иногда радуюсь, a глядь – время и прошло, a иногда и много пройдет. О. Иларион спросил: ты любил прежде чай кушать, не хочешь ли и ныне? – Нет, отвечал он; я ем сухарики с водой, и они мне чудно сладки и здоровы, a иногда прошу капустки, или щец, как это требуется внутренностью. И я очень всем доволен! Чайку я не стал пить не потому, что в нем есть грех; но раз раздумался я, как жили Симеон Столпник, св. Мария Египетская, Сергий преподобный... И все-то они чайку не пили. Помолясь им, и я стал отставать, и ныне не пью его. A если вы разрешите, пожалуй напьюсь. Я сказал, чтобы он следовал своему внутреннему побуждению, a не нашим немощным напоминаниям. Так мы с сердечным удовольствием провели немалое время y о. Матфея, и я возвратился в скит не без утешения духовнаго. Размышляя обо всем виденном мною y него, я не мог не заметить, что душа его находится в весьма благоустроенном состоянии, и самое это молитвенное пение показало мне, что он в созерцании дышит горним“. В ответ на это письмо владыка писал: „С о. Матфеем и я через вас побеседовал с любовью и утешением. Благодарю“ 71 . Есть и еще весьма назидательный рассказ о сем старце в „Монастырских письмах“. Однажды во время вечерней прогулки митрополита Филарета по скиту, ему встретился старец, схимонах Матфей, который, поклонившись архипастырю, просил благословения. Владыка, благословляя его, спросил: как поживаешь, о. Матей? – Плохо, отвечал он: лености много предаюсь, мало молюсь, по слабости зрения не могу читать акафисты. – Так замени это сердечной молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, сказал владыка. – Давно, батюшка, молитва эта и во сне не отходит от моего грешного сердца, ответил схимник. – И довлеет тебе! сказал владыка. Через год после этого, 28 апреля 1852 г. последовала кончина старца. О. наместник случился в это время в скиту. Узнав, что схимник весьма болен, пишет он, я поспешил навестить его. У его кельи я встретил одного брата и спросил его: в каком положении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чашу Христову, чашу спасения прииму! [ 1275 ] Принимается Чаша, когда христианин переносит скорби земные со смиренномудрием, заимствуемым из Евангелия. Святой Петр устремился с обнаженным мечом на защиту Богочеловека, окруженного злодеями; но кротчайший Господь Иисус сказал Петру: Вонзи нож в ножницу, чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея? [ 1276 ] И ты, когда окружат тебя напасти, говори в утешение и укрепление души твоей: Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея? Горька Чаша; при одном взоре на нее теряются все земные соображения. Замени соображения верою и выпей мужественно горькую Чашу: ее подает тебе Отец всеблагий и премудрый. Не фарисеи, не Каиафа, не Иуда приготовили ее, не Пилат и не воины подают ее! Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея? Злоумышляют фарисеи, предает Иуда, Пилат повелевает беззаконное убийство, совершают его воины игемона. Все они приготовили себе верную погибель злодеяниями своими; ты не приготовь себе погибели, столько же верной, памятозлобием, желанием и мечтанием мести, негодованием на врагов твоих. Отец Небесный всемогущ, всевидящ: Он видит твои скорби — и если б находил, что нужно и полезно отвратить от тебя Чашу, то сделал бы это непременно. Господь — свидетельствуют и Писание, и церковная история — во многих случаях попускал скорби возлюбленным Своим и во многих случаях отклонял скорби от возлюбленных Своих, сообразно непостижимым судьбам Своим. Когда явится пред тобою Чаша не гляди на человеков, которые подают ее тебе; возведи взоры твои к Небу и скажи: Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея? Чашу спасения прииму. Не могу отвергнуть Чаши — залога небесных вечных благ. Наставляет меня терпению Апостол Христов: многими скорбьми, говорит он, подобает нам внити в Царствие Божие [ 1277 ]. Неужели мне отвергнуть Чашу — средство к достижению, к развитию в себе этого Царства! Приму Чашу — дар Божий. Чаша Христова — дар Божий. Вам даровася, писал великий Павел Филиппийцам, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати [ 1278 ].

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010