Еще на рубеже веков линейная нотация использовалась в православном богослужебном пении государств, входящих в состав Речи Посполитой (Польши, Литвы, Украины). Сохранился рукописный памятник этой эпохи – Супрасльский Ирмологион датированный 1601 годом. Как пишет И. Гарднер, тот факт, что Ирмологион был положен на линейную ноту еще до того, как Супрасльский монастырь стал униатским (1603) «свидетельствует о том, что в юго-западной и западной части православной церкви среди восточных славян даже у монахов назревала необходимость введения в певческую практику линейной нотации. А это до известной степени могло означать начало некоторого отхода от древней традиции и какую-то значительную церковь , но культурную перемену. Можно думать, что среди пользующихся этим ирмологом знания безлинейной нотации стали уже ослабевать» 14]. Система линейной нотации используемая первоначально для записи монодийного пения получила наименование «киевское знамя». Структурные составляющие «киевского знамени»: 1 . Пятилинейный нотный стан, 2 . Ключ це фа ут, 3 . Нотные знаки. Ключ це фа ут (цефаутный) является графической разновидностью ключа С (до). В раннем скорописном виде нотации рубежа веков тонко прочерченные ноты были близки по рисунку к знаменам – крюку, стопице, статье. Ближе к середине XVII века нотные знаки приобрели вид квадратов (реже ромбов), что дало повод назвать нотацию квадратной. Но все равно в этих знаках можно было усмотреть элементы знамен крюковой нотации. С установлением строгой метричности знамен нотные знаки получили следующие названия такт полтакта чвартка полчвартки. Объяснение знамен линейной нотации в их соответствии столповому замени и звукам гексахорда, записываемых на нотном стане даны в азбуках, первые из которых датируются 80-ми годами XVII века 298–348]. Особое место среди них занимает азбука Тихона Макарьевского «Ключ разумения», как наиболее значительная по объему и наличию сведений. С появлением и распространением на Московской Руси многоголосного «органопартесного» пения существующая линейная нотация подверглась некоторым изменениям в результате чего она стала подобна «круглой» итальянской ноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 . Духовник должен оберегать свое духовное семейство от всякой привязанности к собственной личности. Ему необходимо почаще вспоминать призыв святителя Игнатия: «Наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога». 6 . Всякая христианская община имеет большое значение для всей Церкви. Зная об этом, нечистые духи постоянно стараются разобщить членов духовного семейства и посеять между ними плевелы взаимной неприязни. Духовник, борясь за единство своей паствы, должен в равной мере любить всех своих духовных детей. Они же обязаны искоренять из своего сердца чувства ревности, соперничества и зависти. 7 . Цель существования духовной семьи состоит в том, чтобы все ее члены тесно дружили между собой, помогали друг другу и, главное, жили в духе истинно христианской любви. Духовная семья должна являться школой такой любви. Подлинная общинная жизнь под руководством богомудрого пастыря способствует духовному развитию каждого члена духовной семьи и самого духовника. P.S. Автор текста – протоиерей Вячеслав Тулупов, настоятель храма во имя Архангела Михаила в г. Сергиев Посад, кандидат богословия, долгое время преподавал Церковную историю в Московской Духовной Академии. В книге использованы рисунки священника Михаила Малеева из его альбома «Вертикаль» (М.: Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2001). 1 Духовно-назидательные примеры из жизнеописаний святых и подвижников благочестия иногда приводятся автором в литературной обработке. Чтобы излишне не насыщать текст сносками и ссылками, автор не всегда указывает источники, из которых почерпнуты те или иные мнения Святых Отцов. В основном это относится к тем местам книги, где мысли церковных писателей приведены в свободном изложении или когда они являются настолько утвердившимися в святоотеческой литературе духовно-нравственными истинами, что почти невозможно точно установить их первоисточник. 2 Киевопечерский Патерик: [По древ. рукописям с доб. грав. XVIII в.]. Сергиев Посад: ТСЛ, 1991. С. 12–15.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наконец Ксения, чтобы, сделавшись причиной раздора между князьями, не стать виною погибели отечества, соглашается выйти за князя Тверского. Но князь Димитрий, услышав ее слова, приходит в бешенство, обнажает меч и бросается на Тверского; в это время Ксения становится между ними и останавливает Димитрия. Тверский зовет его на поле брани, чтобы там своими подвигами доказать, «кто будет Ксении достоин боле» 75 . От борьбы душевной Димитрий чувствует себя слабым для того, чтобы руководить битвой и просит Бренского заменить его и стать на его место под большим знаменем: Ты замени меня в решительный сей день, И знаки княжески и шлем ты мой надень! ………………………………………… В сей день приличен вид мне воина простого: Сияние сих барм всех Русских соберет И от главы моей погибель отженет, А я опасностей и смерти лишь желаю 76 . Он снимает с себя цепь и просит передать ее Ксении. В последнем 5 – м действии описывается победа над Мамаем. Является боярин и говорит: Рука Всевышнего отечество спасла. Кто сильный устоит противу сей десницы? Она с торжественной срывает колесницы Кичливого душей среди самих побед, И гордый, как скала кремнистая, падет! Подобно замыслы обрушились Мамая 77 . Следует подробный рассказ о битве. Князя Димитрия долго не могли найти и думали, что он убит, но оказалось, что он был сильно ранен, но остался жив. Князья поздравляют его с победой и дают ему имя Донского. Князь Тверский, узнав о подвигах Димитрия, примиряется с ним и сам передает ему Ксению. В трагедии, изображающей знаменитую Куликовскую битву, много исторических несообразностей. Герой ее изображен совершенно неверно; это не тот бесстрашный герой, каким изображают его летописи, и не тот смиренный князь, каким он представляется в Сказании о Мамаевом побоище. Это рыцарь западных рыцарских поэм и романов, в которых герои во время самой войны представляются занятыми непременно любовными приключениями. Герой Куликовской битвы влюблен в Нижегородскую княжну Ксению; между тем в это время он был женатым, а Ксения была невестою Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

“Как же вы это знаете?” – вспросил я его. – “Как же не знать, ваше боголюбие, когда я с ними очевидно боролся. Они так гнусны, что человек, не освященный и не исполненный вполне Духом Святым, не может и видеть их очевидно, ибо может умереть от ужаса, равно как подобному непросвященному же благодатию Духа Святого человеку невозможно видеть и ангела святого, ибо от одной радости от лицезрения сего, объять его долженствующего, умрет, пожалуй, он в одно мгновение. Но я благодатию и помощию Царицы Небесной остался невредим, и случилось это вот как со мною. Еще задолго до избрания Фотия в архимандриты Новгородского Юрьевского монастыря Святейший Правительствующий Синод указом предписал Саровской пустыни выслать ему для замещения настоятельского места над сею обителию такого человека, который бы по благодати был подобен иеромонаху Назарию, игумену Валаамской пустыни, взятому тоже из Саровской пустыни и исправившему там образ жизни монашествующих, до такого благочиния и благочестия, что слава о его собственной святыне, и благоустройстве обители, и благочестии учеников его достигла до Санкт-Петербурга, по каковому поводу и для Юрьевского монастыря Святейший Правительствующий Синод желал получить из Саровской пустыни другого, подобного Назарию, старца. Так строитель и все братии старшие нашего монастыря и пришли ко мне в дальнюю мою пустыньку, где в оной я находился тогда, и объявили, что они меня избирают на это место. Когда же после многих отговорок моих и представлении им, что я в грамоте малосилен и с трудом подписываю имя мое и что я решился на достижение полного пустынного жития и милости Божией, ожидаемой от оного, они все-таки приставали ко мне с уговорами и наконец предложили мне по примеру апостольскому решить дело это жребием, пять крат выпадало все убогому Серафиму быть архимандритом Юрьевского монастыря, то я горько заплакал, припал ногам отца строителя и, обвив их моими руками, стал умолять, чтоб помиловали меня и оставили в пустынножительство. А приползши на коленях к ногам иеромонаха Авраамия, сказал ему: “Сотвори, брате, любовь – замени меня и иди на это звание, а мне дай жить и умереть в пустыни, как я решился ради Господа Бога, и хочу того невозвратно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Запомни: помимо духовника и более чем духовник его чад сплачивает в единую семью Сам Господь. Это духовное единство невидимо, но оно имеет несравненно большую ценность, чем любая человеческая общность. Существование духовной семьи приносит пользу и каждому ее члену, и самому духовному отцу. Все  они получают от духовного семейства поддержку в своей деятельности и всегда могут опереться на него в трудную минуту. Истинная общинная жизнь способствует быстрому и успешному духовному развитию каждого человека. Ты знаешь, Кто оживотворяет Церковь ? Святой Дух! В Церкви все совершается под Его воздействием, и все люди приходят ко Христу под Его влиянием. Каждый истинный духовник понимает, что может совершать свое служение благополучно только с помощью Святого Духа. Христос глава Церкви( Еф. 5:23 ), а духовник Его служитель. Главная цель духовного наставника состоит в том, чтобы под руководством Святого Духа помогать людям обретать в своем сердце Христа и исполнять Его заповеди. Личность духовника не должна заслонять пастве Господа. Наставнику нужно помнить об этом всегда. Иначе в своем духовном семействе он может занять не подобающее ему место. Проще говоря, духовник может впасть в прелесть и поставить себя на место Христа. Страшное заблуждение! Однако оно, как это ни прискорбно, встречается в жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих писем советовал: «Всякий духовный наставник должен быть только слугою Жениха Небесного, должен приводить души к Нему, а не к себе. Доколе плотское чувство преобладает в учениках, велик пред ними наставник их; но когда явится в них духовное ощущение и возвеличится в них Христос, они видят в наставнике их лишь благодетельное оружие Божие. Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем или заглушаемое волною смрадною. Не давайте в сердце вашем места никакому кумиру. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога» 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и Ее Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос ? Конечно, Ему-то не нужны наши добрые дела, но нам – нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцов животворящими: начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовью к Богу и ближнему, и все существо твое обновляется благодатью Духа Божия животворящего. Таков закон благодатной жизни. Итак, болеешь ли ты телом, болеешь ли душой, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что эти двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление... Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатные, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; оно разрешит тебя в Таинстве Покаяния, властью, от Христа ей данной, от грехов твоих, – а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в Таинстве Причащения пищей бессмертной – Телом и Кровью Христовой, а ты предочисти себя к этой трапезе небесной – постом и молитвой, сам во имя Христово напитай алчущего, напои жаждущего, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного. Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих Таинство Елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты беспомощного, замени ему отца и мать, сделай для него, что можешь; ведь и лежа на одре болезни можно, право же можно, делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно, тайно; ты сам ищешь у Бога милости, – окажи же милость ближнему и Бог не откажет тебе в Своей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

р.Б.Лариса 2018/04/09, 14:23:24 Царица Небесная Живоносный Источник! Услыши мою мольбу к Тебе.13 апреля день моего рождения,когда будет совершаться молебен в честь Твоей иконы Живоносный Источник.Помоги мне избавиться от опухоли в груди.Очисти мой дух душу и тело Живоносной силой,наполни меня Верой крепкой Надеждой и Любовью отжени всех врагов,побори борющих меня,спаси и помоги.Принеси свою материнскую молитву за сына р.Б.Павла обрести своё место в жизни привлечь деятельность,которая будет приносить удовлетворение и помощь людям ,успешно применить и приумножить все свои знания во благо и во славу Божию.Выведи его из плена одиночества и плена бесовского,побори борющия его.Помоги мужу моему,даруй ему здравие мир и любовь,помоги сестричке р.Б.Татиане избавиться от.гнетущего недуга,избавь от страха и маловерия.Помолись за всех моих сродников по крови, даруй нам всем то что полезно и нужно.Низкий Тебе поклон с любовью от всего моего сердца. Благодарю,благодарю,благодарю.Р.Б.Иоанна. Иоанна 2018/04/04, 22:57:44 Прошу помоги мне и им и не другим 2018/04/04, 22:57:02 Почему все так??? 2018/03/11, 16:09:31 Пресвятая Богородице,прими моё пожертвование на именные кирпичики в мужском монастыре ,,Живоносный источник,,в Мордовии.Исцели нас от телесных и душевных недугов.Освободи меня навсегда от наведенной ,,культовой порчи _чёрная немощь,,.Защити от всех тех людей,в которых нет ничего святого.Сними с меня все заклятья соделанные по невежеству и во злобе.Аминь. р.Б.Лариса 2018/02/21, 13:40:00 Об исцелении души и тела Сергея и его благословении на счастливую жизнь и его семьи на радость его исцеления и возвращения домой исцеленным и прозревшим Во Имя Святого Духа 2018/02/08, 18:44:15 Пресвятая Богородица,моли Бога о нас.Исцели меня от злого умысла,не доброго наговора свекрови Марии Борисовны.Освободи меня от её порчи на дом.Исцели меня от всех плохих последствий принятия пищи приготовленной её руками.Пусть вся эта сьеденная мною пища никогда не отзовется болезнями в моем теле.Веди за меня духовную войну.Пусть чада мои дочь Елена и внучка Василисса,перестанут нести всю ответственность за греховную жизнь бабки своей грешницы Марии.Пусть не будет в их жизнях тяжёлой участи_расплаты.Оберегай Матерь Божия чад моих от всех возможных скорбей и отмени все тяжкие и суровые приговоры и замени их на Твою помощь и святое заступление.Аллилуйя!!

http://isihazm.ru/?id=868&c_pid=3

В 4 часа меня вызывают звонком. Думаю: Владыка проснулся. Но ошибаюсь. Владыка продолжает спокойно спать, а сестра свидетельствует его пульс и говорит, что он плох. Я остался в комнате Владыки. Скоро пришли священники о. Роман Циба и о. Василий Усуи. Прибежал о. Петр Кано. Владыка продолжал спать. Иереи поражались, как тяжело он дышал. Но для меня-то нового ничего не было. Да и сам Владыка всегда шутил: «Сплю, а в горле то флейта, то тромбон. Всякие духовые инструменты». Сестра время от времени наклонялась над Владыкой и громко спрашивала: «Дай-Сюкёо сан! О-ме замени паримасита ка?» (Дай-Сюкео, проснулись ли?) Но Владыка не отвечал. Вот уже и час прошел после срока, а Владыка не просыпается. Сестра уверяет, что еще каких-нибудь полчаса – и Владыка пробудится. Посторонние поэтому вышли. Остался на некоторое время один я. Постоянно свидетельствование пульса. Плох, но непосредственной опасности нет. Ждем с минуты на минуту доктора. Однако вот уже и 6 часов. Ударили в колокол. Но и звон колокола на Владыку впечатления, по-видимому, не произвел. Затрезвонили. Но Владыка продолжает спать по-прежнему глубоким сном. Пришел священник о. Усуи. Боясь, что Владыка проснется и рассердится, увидя постороннего, уселся в зале. Я сел в ногах Владыки и читал Акафист Божией Матери. В 6 часов 30 минут буквально вбежал давно ожидаемый доктор. Но не Блисс и не Тейслер, а ассистент последнего Хориуци. Пульс очень слабый нашел… Вспрыскивание… Держа руку Владыки, советуется с сестрой, какого лекарства сколько прислать. Уверяет, что сегодня опасности нет. Однако опасность была ближе, чем предполагалось. Лицо доктора принимает испуганное выражение. «Кикен», – говорит, т. е. «опасность». И начинает снова вспрыскивания. А я стал в ногах Владыки на колени, позвал и о. Василия Усуи. Он по-японски, а я по-русски начали читать молитвы на исход души. Слышен недолгий и несильный стон Владыки. Я продолжаю молиться. Смотрю, преклонили свои колена и язычники – доктор и сестра. Молитва кончена. «Ровно в 7 часов скончался», – заявляет доктор. V

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Прп. Феодору удалось восстановить дисциплину и разрешить сложную ситуацию (Vita S. Pachomii (G1). 131// Halkin. 1932. P. 82-83; Vita S. Pachomii (S5). 19// Lefort. 1933/1934. P. 189): он отстранил от должностей глав мон-рей и назначил новых, нек-рых настоятелей поменял местами, а Аполлония убедил вернуться в общежитие. Прп. Феодор все важные дела совершал только после того, как отправлялся к О. и спрашивал его разрешения, так что О. даже говорил: «Я начальствую теперь больше, чем когда я был один» (Vita S. Pachomii (G1). 130// Halkin. 1932. P. 81). «С согласия аввы Орсисия» Феодор основал еще 3 муж. мон-ря (2 - возле Гермополя Великого и 1 - возле Гермонта) и один женский (недалеко от Пабау) (Idem. 134//Ibid. P. 84). В окт. 362 г. возле г. Антинои произошла встреча прп. Афанасия Великого, скрывавшегося от преследования имп. Юлиана Отступника , с прп. Феодором (Idem. 143-144//Ibid. P. 89-91; Vita S. Pachomii (Во). 200-203// Lefort. 1925. P. 197-201), во время к-рой свт. Афанасий передал Феодору письмо для О. (CPG, N 2103; изд.: Halkin. 1932. P. 91; PG. 26. Col. 977). Вернувшись из Антинои, прп. Феодор убедил О. оставить мон-рь Хенобоския и вновь исполнять обязанности главы общежития. С этого времени и до смерти прп. Феодора (368 или 371) они вместе управляли общиной (Vita S. Pachomii (G1). 145// Halkin. 1932. P. 91; Vita S. Pachomii (Во). 204// Lefort. 1925. P. 202). В бохайрской версии Жития прп. Пахомия прп. Феодор незадолго до смерти говорил братьям: «Вот уже восемнадцать лет, как я, по мере сил и по повелению Божию и нашего отца аввы Орсисия, нахожусь среди вас» (т. е. на посту главы общежития - Vita S. Pachomii (Во). 199// Lefort. 1925. P. 195). Все Жития прп. Пахомия заканчиваются на смерти прп. Феодора, поэтому в них отсутствуют сведения о последних годах жизни О. Vita prima приводит текст 2-го письма свт. Афанасия Великого, адресованного О. (CPG, N 2104; изд.: Halkin. 1932. P. 95; PG. 26. Col. 977-980), в к-ром свт. Афанасий обращается к О. со словами «Так как он [Феодор] уснул, прими на себя попечение, замени его братиям. Пока он жил, вы были оба, как один». Можно предположить, что после смерти прп. Феодора О. вновь стал единственным главой всех мон-рей. К этому периоду относится 4-е послание О., обращенное ко всем монахам общежития. В нем О. призывает поминать в молитвах преподобных Пахомия, Петрония и Феодора ( Orsies. Ep. 4. 5// Vogüé. 1986. P. 14) и, в частности, предостерегает монахов от переходов из одного мон-ря в другой. Последнее, по-видимому, свидетельствует о том, что О. вновь столкнулся со случаями нарушения дисциплины.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

Христос не случайно отделяет эти слова от предыдущих, т. к. сначала Он говорит о необходимости земных испытаний, а уже потом о небесном блаженстве. В этих словах Господу очень важно донести до Своих учеников реальность отношения мира к Его учению, и реальность эта часто становится суровой. Если же рассматривать последние слова Господа, как итог всем заповедям блаженства в целом, то здесь мы усмотрим еще один смысл. В данном случае Христос говорит о том, что любой шаг на пути в Царство Небесное не будет простым и легким. Ведь любое состояние блаженства (духовная нищета, милость и т. д.) – это определенная ступень на лестнице к Дому Божию. Подняться по этой духовной лестнице, так или иначе, придется каждому христианину, если он действительно готов следовать за своим Гос подом. Святитель Николай Сербский так комментирует эти слова Господа: «Соедини радость с верой и надеждой, и спокойно следуй к концу. Не тужи, как раб на чужом поле, но радуйся, как сын на отцовской земле. Победи тоску и замени ее радостью – тогда примешь венок славы» . Таким образом, исполняя заповеди блаженства, человек должен преодолеть самого себя, перестроить свой внутренний мир а, по сути, стать святым. Исполняя заповеди Христа, человек должен вернуться в состояние Адама до грехопадения, а на более глубоком уровне даже превзойти это состояние. Такова основная мысль Господа, данная людям посредством заповедей блаженства. Эти заповеди также можно рассматривать как духовное дополнение к ветхозаветному Декалогу, акцент в котором был все же на внешней стороне жизни человека. Продолжая рассматривать основные заповеди и принципы евангельского закона, мы должны особо отметить заповедь любви, которую привнес в мир Господь Иисус Христос. Эта заповедь является краеугольной во всем христианском учении, это центр всего Нового Завета. Подробнее учение о любви мы рассмотрим в отельной части данной работы. До прихода в мир Спасителя все человечество можно было разделить на две условные группы, по принципам их духовно-нравственного бытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010