Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и Ея Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрые дела, но нам – нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцов животворящими: начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовью к Богу и ближнему, все существо твое обновляется благодатью Духа Божия животворящего. Таков закон благодатной жизни. Итак, болишь ли ты телом, болишь ли душой, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что сии двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление… Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатные, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; она разрешит тебя в таинстве покаяния властью, от Христа ей данной, от грехов твоих, – а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в таинстве Причащения пищей бессмертной – Телом и Кровию Христовой, а ты предочисти себя к сей трапезе небесной – постом и молитвой, сам во имя Христово напитай алчущего, напой жаждущего, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного; Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих таинство елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты беспомощного, замени ему отца и мать, сделай для него, что можешь: ведь и лежа на одре болезни можно, – право же, можно – делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно тайно; ты сам ищешь у Бога милости – окажи же милость ближнему, и Бог не откажет тебе в Своей милости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Отсюда вытекает, в какой мере облик и поведение священника должны быть исполнены ответственности звания его всегда и при всех условиях: нахождение его в составе мира, будь то даже родная семья, никогда не может быть лишено особой краски, вытекающей из пастырского звания. Это не упраздняет скромности и смиренности: беда, если пастырь проникнут сознанием своей личной годности, своего личного обаяния, своего личного авторитета. Еще хуже, если он подчиняется обожанию, вызываемому его особой, в чем уже может быть настоящая прелесть. Хорошо об этом говорит еп. Игнатий Брянчанинов , напоминающий наставникам, что они должны следовать благому примеру Иоанна Крестителя, ощущавшего себя готовящим Жениха, уступающим Ему полную славу, а себе готовящим дальнейшее умаление. «Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволю... Пристрастие делает любимаго человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог . И теряется напрасно жизнь, погибают добрыя дела, как благовонное курение, разносимое сильным ветром или заглушаемое вонею смрадною. И ты, наставник, охранись от начинания греховнаго! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи: единственно ищи того, чтобы возвеличиться Христом в учениках твоих. Когда Он возвеличится, ты умалишься: увидев себя умалившимся по причине возрасшего Христа, исполнись радости». Только на фоне и в составе целостного пастырского служения могут быть выделены отдельные формы его, никак не обособляющиеся в своей самоценности от общего пастырского долга. Хорошо говорил об этом знаменитый архиепископ Никон в своих дневниках (1913 г.), воспоминая родственного ему священника старого закала и сопоставляя с ним молодых: «Встречаются ревностные проповедники, школьные деятели, борцы с пьянством и за то, конечно, слава Богу, но слишком мало таких, в коих самоцен был бы совершенно убит сознанием, что сами-то они круглый нуль, ничто, что если что и творится доброе чрез них, так ведь это отнюдь не они делают, а Бог чрез них: Бог и средства посылает, и случай дает, и силы, и время все от Бога, и слава Ему милосердому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

За моих девочек скорой помощи ,укрепить нас своими молитвами. Заранее спасибо от всего сердца. Спаси Господи. 2020/04/11, 18:58:06 Святитель Игнатий (Брянчанинов) ----картинка линии разделения---- Чаша Христова — дар Божий Просили у Господа два возлюбленные Его ученика престолов славы, — Он даровал им Чашу Свою (Мф.20:23). Чаша Христова — страдания. Чаша Христова доставляет на земле причастникам своим участие в благодатном Царстве Христовом, приготовляет для них на небе престолы вечной славы. Все мы безответны пред Чашею Христовой, никто не может жаловаться на нее, отказываться от нее: потому что Заповедавший вкушение ее Сам прежде всех испил ее. Древо познания добра и зла! Убило ты в раю родоначальников наших, обольстив их прелестями чувственного наслаждения и прелестями разума. Христос, Искупитель погибших, принес на землю, к падшим и изгнанникам, Свою спасительную Чашу. Горечью этой Чаши истребляется в сердце преступное, убийственное наслаждение греховное, смирением, обильно из нее точащимся, умерщвляется гордый плотский разум; пьющему ее с верою и терпением возвращается живот вечный, отнятый и отнимаемый у нас вкушением плода запрещенного. Чашу Христову, чашу спасения прииму! Принимается Чаша, когда христианин переносит скорби земные со смиренномудрием, заимствуемым из Евангелия. Святой Петр устремился с обнаженным мечом на защиту Богочеловека, окруженного злодеями: но кротчайший Господь Иисус сказал Петру: вонзи нож в ножницу, чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея? (Ин.18:11) И ты, когда окружат тебя напасти, говори в утешение и укрепление души твоей: чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея? Горька Чаша, при одном взоре на нее теряются все человеческие соображения. Замени соображения верою и выпей мужественно горькую Чашу: ее подает тебе Отец всеблагий и премудрый. Не фарисеи, не Каиафа, не Иуда приготовили ее, не Пилат и его воины подают ее! Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея? Злоумышляют фарисеи, предает Иуда, Пилат повелевает беззаконное убийство, совершают его воины игемона. Все они приготовили себе верную погибель злодеяниями своими, ты не приготовь себе погибели, столько же верной, памятозлобием, желанием и мечтанием мести, негодованием на врагов твоих.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=31...

— Когда говорят, духовник благословил сделать, что это значит? — Это значит велел. — Но зачем человек идет за  благословением к священнику? — По-всякому бывает. В основном, если кто идет за благословением  к священнику, то он идет за  санкцией. Санкцией на то решение, которое он уже сам принял. Например, он хочет поехать в Дивеево, и говорит: «Батюшка, благословите поехать в Дивеево». Я с трудом представляю себе такую редкую ситуацию, когда батюшка говорит: «Нет, не благословляю». — Почему же? Помню, отец Дмитрий  Смирнов кому-то говорил: «Зачем тебе в монастырь? Тебе здесь храмов или священников что ли не хватает?» — Да, такое может быть. Но в двух  случаях – либо в случае  абсолютного самодурства священника, либо в случае того, что он  знает ситуацию и знает, что пришедший к нему болтается как перекати поле. И его болтание и шатание по монастырям происходит без всякой пользы. В таких случаях священник говорит: «Не благословляю». Но, как правило, люди приходят уже с готовым решением и просят на готовое решение вроде как поставить штамп – «Разрешается». — А если священник благословляет  поступать так, что ты не  можешь? Или он тебя уже благословил,  а ты чувствуешь, что ты не  в состоянии принять его решение? — Если между духовным отцом  и духовным чадом нормальные  отношения, то — не можешь и не можешь — дело просто кончается. Если действительно не можешь, если не выдуманная немочь. «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи» (IV, 519).

http://pravmir.ru/blagoslovenie-duxovnik...

С этим искушением связано стремление некоторых пастырей произво­дить впечатление на пасомых своей личностью. Пастырь, который позволил действовать этому искушению в своей душе, стремится обратить внимание пасомых на свой голос и различные внешние действия, которые очень оболь­стительны и вначале производят кажущийся успех. Кажущийся потому, что все внешние эффекты оставляют лишь поверхностное впечатление, сердце же не трогают. Это, безусловно, противоречит пастырскому служению. Пастырь должен воздействовать на души пасомых не внешним впечатлением, а согре­вать их молитвой и словом Божиим. В Священном Писании имеется много примеров, которые говорят о ненужности эффектных приемов. Сам Спаситель их никогда не употреблял. Пастырь не должен забывать, что стремление про­изводить впечатление своею личностью – это самообман и обман верующих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает пастырю следующее наставление:«Всякий духовный наставник должен быть только слугою Жениха Небесно­го, должен приводить души к Нему, а не к себе. Ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи: единственно ищи того, чтобы возвели­чился Христос в учениках твоих» 94 . Единственным условием благотворного влияния на сердца людей, по сло­вам протоиерея Иоанна Сергиева [св.прав. Иоанн Кронштадтский ], является искренность пастыря не только на словах, но и на деле. Для этого необходимо строго следить за собой, за своим душевным миром, за своим внутренним деланием. Стремясь к славе мирской, пастырь подвергается другому виду искушений- человекоугодничеству. Это искушение часто появляется у пастыря, когда он переходит на новый приход, но оно может появиться и в любое время его пастырского служения. Человекоугодничество не должно иметь места в Церкви Христовой, ибо пастырское служение – это Богоугождение, а не человекоугождение. Нужно сказать, что человекоугодничество, или, иначе говоря, при­способленчество пастыря к своим пасомым, противно христианскому духу. Такая приспособляемость не имеет ничего сходного с приспособляемостью, о которой пишет св.апостол Павел: «Бых иудеом, яко иудей, да иудеи приоб­рящу, подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу; беззаконным яко беззаконен, не сый беззаконник Богу, но законник Христу, да приобрящу беззаконныя. Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу, всем бых вся, да всяко некия спасу» ( 1Кор.9, 20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Для каждого человека сатана готовит свою сеть, и тем искуснее и тоньше сплетает ее, чем выше человек в духовном отношении. Людям глубоко благочестивым, святым сатана расставляет наиболее тонкие сети. В конце XI века в Новгороде жил великий чудотворец Никита, бывший ранее затворником Киево-Печерского монастыря 17 . Когда он, пребывая в затворе, стремился к высшему совершенству, явился ему сатана в ангельском виде и сказал: «Никита, я буду молиться за тебя, ты же замени молитву чтением Священного Писания, и читай больше всего Ветхий Завет ». Никита поверил, что это Ангел света, послушался его и совсем перестал молиться и читать Новый Завет, а Ветхий Завет изучил наизусть. Братия монастыря узнали об этом и поняли, что Никита находится в диавольском прельщении. Они пришли к нему и выяснили, кто являлся ему и почему он перестал молиться и читать Новый Завет. Их святыми молитвами сатана был отогнан. Никиту наставили на путь истинный, и со временем он был поставлен во епископа Новгородского. На святых неоднократно исполнялись слова апостола Павла: «лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:13–14 ). Если такое случается даже со святыми, то что же говорить о нас, убогих и слабых? Нас легко совратить не только тем, кого святой Павел называет лжеапостолами, но и просто тем людям, речи которых кажутся нам правдивыми. Даже мы, верующие, быстро поддаемся на льстивые слова, с какими обращаются к нам, например, баптисты. Они прикидываются глубоко благочестивыми, полными любви, говорят ласково,– и вы попадаетесь в их сети и уходите из Церкви Христовой на погибель. Со слабыми людьми бывает еще хуже: сатане нет надобности плести для них очень тонкие сети, он уловляет их просто и грубо, как ловят рыбу на удочку. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр. 5:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Что касается претендентов на пост протопресвитера в 1910 г., то каждый из них был «тяжеловесом», представлявшим интересы той или иной придворной партии. Так, в газете «Колокол» утверждалось, что «левые» издания обеспокоены возможным назначением на пост главы военного и морского духовенства епископа Кишиневского Серафима (Чичагова) . Еще одно издание сватало на протопресвитерский пост известного миссионера и монархиста протоиерея Иоанна Восторгова . Примечательно, что после смерти отца Евгения один из современников так вспоминал о «предвыборной борьбе»: «Одни писали и говорили: военное духовенство подчинено будет епископу, называли его имя и титул. Другие уверяли, что пост протопресвитера займет знаменитый московский протоиерей, проповедник и церковный деятель, которого будто бы сильно выдвигали союзники и на определение которого будто бы благосклонно смотрели и в Царском Селе и Св. Синоде. Третьи робко и неуверенно заявляли: наверно преемником А.А. (Желобовского – К.Д.) будет Е.П. Аквилонов» 13 . Действительно, если говорить о робких голосах третьих, то один из авторов «Русского замени», печатного органа Союза русского народа, разразился в адрес отца Евгения целым панегириком, предварив его риторическим вопросом по поводу того, кто может занять пост протопресвитера военного и морского духовенства после отца Александра Желобовского , как не его помощник? «Как профессор духовной академии, отец Евгений Аквилонов в полной мере обладает тем высоким научным и религиозно-философским цензом, который делает его исключительным по достоинствам кандидатом на пост протопресвитера военного духовенства; популярный духовный писатель, известный превосходным авторитетным исследованием кардинальнейших вопросов родной Православной Церкви; человек выдающихся нравственных качеств, стяжавших ему исключительную любовь и уважение паствы; великолепный оратор-проповедник Слова Божия, без ненужной аффектированности и обычной профессиональной рисовки, столь свойственной, к сожалению, многим лицам духовного звания, променявшим скромное, искреннее слово пастырского увещания на трибуну партийного оратора, – отец Евгений вдохновенным словом искренней, всегда корректной, умиляющей своею непосредственностью, проповедью производит на души слушателей глубоко-благотворное, согревающее и оживляющее воздействие» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Все мы безответны пред Чашей Христовой; никто не может жаловаться на нее, отказываться от нее, потому что Заповедавший вкушение ее Сам прежде всех испил ее. ...Принимается Чаша, когда христианин переносит скорби земные со смиренномудрием, заимствуемым из Евангелия. Святой Петр устремился с обнаженным мечом на защиту Богочеловека, окруженного злодеями, но кротчайший Господь Иисус сказал Петру: «Вонзи нож в ножницу: чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея?» ( Ин. 18, 11 ). И ты, когда окружат тебя напасти, говори в утешение и укрепление души твоей: «Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея?» Горька Чаша; при одном взоре на нее теряются все человеческие соображения. Замени соображения верой, и выпей мужественно горькую Чашу: ее подает тебе Отец Всеблагий и Премудрый. ...Отец Небесный всемогущ, всевидящ: Он видит твои скорби, – и если б находил, что нужно и полезно отвратить от тебя Чашу, то сделал бы это непременно. ...Когда явится пред тобой Чаша, – не гляди на человеков, которые подают ее тебе; возведи взоры твои к Небу и скажи: Чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея? ...Чаша Христова – дар Божий. Вам даровася, – писал великий Павел филиппинцам, – еже о Христе не токмо еже в Него веровати, но еже по Нем страдати ( Флп. 1, 29 ). Ты принимаешь Чашу повидимому из рук человеческих. Что тебе за дело, праведно ли поступают эти человеки или беззаконно? Твое дело – поступить праведно, по обязанности последователя Иисусова: с благодарением Богу, с живой верой принять Чашу и мужественно до дна выпить ее. ...Грешен ропот на ближних, когда они – орудия наших страданий; тем грешнее он, когда Чаша нисходит к нам прямо с Неба, от десницы Божией. Кто пьет Чашу с благодарением Богу, с благословением ближних – тот достиг в священный покой, в благодатный мир Христов, отселе уже наслаждается в духовном раю Божием. Ничего не значат сами по себе временные страдания: мы даем им значение нашей привязанностью к земле и всему тленному, нашей холодностью к Христу и вечности. ...Если Чаша кажется тебе невыносимой, смертоносной – этим она обличает тебя: называясь Христовым, ты не Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

- Так что же делать человеку, который только пришел в Церковь и ищет своего духовника? Как сделать правильный выбор? - Важно помнить, что наш мир лежит во зле, все мы грешны после грехопадения Адама, и здесь у каждого человека, у каждого духовника есть тоже свои грехи. Полного идеала никогда не бывает. Действительно, есть люди большого знания и духовного опыта, к которым можно пойти под духовное руководство. Однако выбирать нужно внимательно, понимая, что даже очень хороший духовник может по каким-то причинам не подходить лично вам. Даже очень эрудированный и опытный духовник может не подойти по каким-то чисто человеческим критериям, и вам будет трудно выстроить свои отношения, поэтому важно оценить всё, в том числе и человеческую совместимость И кроме того, я хотел бы напомнить, что говорил Феофан Затворник о начале духовной жизни человека. Что такое Царствие Небесное? Это богообщение, чистота души и благодать Божия. Очистить себя от своих грехов и лично обратиться к Богу - главное, для чего человек приходит в Церковь. И если человек научился покаянию, перемене души и молитве, то он сможет жить при любом духовнике, сам действовать, самостоятельно делать выбор в пользу добра, стремиться к нему. Если же не научился - никакой духовник ему не поможет. Важно также не забывать в своем доверии к человеку самостоятельно оценивать происходящее. Необходимо соотносить слова духовника со словами Евангелия, с учением Отцов Церкви, с ее соборными решениями, которые важно изучать и понимать. Никакой авторитет духовника не может перекрывать их. И, конечно же, человеку, пришедшему в Церковь, нужно непрестанно молиться, ведь общение с Богом - это и есть главное, к чему стремится каждый христианин. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (XIX в.): «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Вы взяли на себя роль обличителя. Но Вашим же судом я сужу Вас и Вашим же обличением обличу. Ваши проповеди полны не только глупостей, чего не должно быть в словах проповедников, но и, что самое страшное, клеветы и лжи. Дабы Вы не служили отцу лжи – диаволу и не произносили в храме, где должна звучать только правда, слов злоречивых, лживых и клеветнических, я весьма деликатно официальным своим Указом не благословил Вам проповедовать. Как апостольский преемник и в Екатеринбургской епархии непосредственный источник учительной власти Церкви, я свободно и независимо делюсь этой властью с теми пресвитерами, которых сочту этого достойными. И не должен объяснять своё нежелание делегировать эту власть Вам, даже по одной только той причине, что Вы находитесь в моём послушании, а не я в Вашем. На мне, как архипастыре, лежит забота о духовном состоянии вверенных мне пастырей Церкви. Я видел вред от Ваших проповедей для Вашей собственной души, поскольку было очевидно крайнее разгоряченное пристрастие Вас к назиданию других и к тому эффекту, который Вы производили на людей своими нервными и тщеславными речами. Вы могли бы продемонстрировать иное, если бы поступили как истинный монах, способный по послушанию даже капусту сажать вверх корешками. Вы не удержались в безмолвии и месяца, что доказало Вашу неуёмную страсть к учительству. Хотя Вас должен был остановить апостол Иаков словами: " Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению " . (Иак. 3:1). Авва Пимен Великий говорил: " Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его " . А святитель Игнатий Брянчанинов писал: " Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! " , " Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи " .

http://religare.ru/2_119596.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010