Шамрай Петр (дата рождения не установлена – сконч. после 1932), священник. Из семьи духовенства. Священник, эмигрировал в Болгарию (1920), служил на приходах Сливенской епархии Болгарской Православной Церкви (нач. 1930-х гг.), член Св.-Владимирского братства, больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Шарафский Мелетий Аркадьевич (ок. 1860 – сконч. после 1927), протоиерей. Окончил Киевскую Духовную академию (1885), служил на приходе в Подольской епархии (1885–1890), затем Херсонской епархии (18901920), 2-й помощник настоятеля Покровской церкви в Одессе (до 19141920), эмигрировал в Грецию, настоятель русской Троицкой церкви в Пирее (19221927), больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АКУА. Шафрановский Алексий Стефанович (1875, с. Ильковичи Могилевск. губ. – 13.7.1940, Гданьск, Польша), протоиерей. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Могилевскую Духовную семинарию, священник ( 1899), настоятель церкви с. Лиипо Могилевской епархии (18991901), настоятель церкви с. Горбуны той же епархии (19011911), настоятель церкви с. Липпо Варшавской епархии (19111916), взят в плен немцами и заключен в лагерь русских военнопленных в Германии (18.4.1916), после окончания войны остался в Германии с причислением в состав клира Западно-Европейской епархии митр. Евлогия (Георгиевского) (1921), настоятель церкви при лагере русских военнопленных в Кведлинбурге (19191921), при лагере Лихтенгерст (12.5.192123.9.1923), при лагере Целле (23.9.19231924), настоятель русской Св.-Николаевской церкви в Данциге (Гданьске) (19241940), протоиерей (1925), член различных русских обществ в Данциге. Архив: ПослужныЙ список о. А. Шафрановского (19211940). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Шаховской Димитрий Алексеевич, князь см. Иоанн, архиепископ. Шачнев Иоанн (дата рождения не установлена – 1994, СанФранциско, США), протопресвитер. Священник из перемещенных лиц, эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Австрии (19451949), уехал в Бразилию (1949), помощник настоятеля собора в Сан-Паулу (19491957), переселился в США (1.3.1957), настоятель Успенского собора в Детройте (19571960-е гг.), помощник настоятеля Скорбященского собора в Сан-Франциско (1960-е гг.1990), ключарь собора (19801993), секретарь епархиального совета Западно-Американской епархии (1960-е гг.1993), протопресвитер (1988), уволен за штат по старости (1993).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Глухов, 1906 г.р., псаломщик, с 1932 года исполнял обязанности казначея в храме в селе Подлипичье Дмитровского района Московской области, где его отец был церковным старостой. Михаил принимал активное участие в церковных делах и в богослужении в качестве пономаря. 3 ноября 1937 года он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. На допросе Михаил открыто исповедовал веру во Христа, заявив следователю: «С церковью я связан в силу глубоких убеждений в Христову веру, убежден я в эту веру с малолетства и до настоящего времени. И эту веру я считаю истинно верой в Христа и Его учение» . Все обвинения в том, что он занимается антисоветской или контрреволюционной деятельностью, Михаил категорически отверг . Следователь заявил ему, что своим чтением и пением, а главное, молодостью он привлекает молодежь к церкви; многие говорят, что вот, молодой, а читает и поет в церкви, а это и есть агитация, а потому надо его изолировать. 18 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила его к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Михаил был сослан в БАМлаг на станцию Бурея, ему тогда шел тридцать второй год. По прибытии на место он стал писать письма домой. Во все время, когда он был в лагере, родственники посылали ему посылки и деньги, так что он не пользовался лагерным пайком, и даже предлагали приехать в лагерь и добиться с ним свидания. Материальное их положение вполне позволяло им совершить такую поездку. Но он категорически отказался от приезда к нему близких, желая только одного – освобождения из лагеря. Это желание стало рефреном ко всем его письмам. Почти весь год, что он пробыл в лагере, он ни при каких условиях не желал ни дня оставаться в неволе, словно забыв, что многие и многие христианские мученики и исповедники как древние, так и нового времени, почитали мученичество высшей наградой. Он, словно по апостолу Павлу, только в этой жизни, стремясь устроить ее, возлагал свою надежду на Христа. Сотни людей его окружали, как и он, ложно обвиненных в различных не совершенных ими политических преступлениях, были даже люди из его родных мест. Желание получить свободу, нежелание ни дня находиться в заключении, глубокое уныние, сопровождавшее все дни его заключения, в конце концов, подорвали силы молодого и здорового человека. Осенью 1938 года его родным сообщили, что он скончался в лагере. Факты переживаемого им во все время его заключения глубочайшего уныния, отрицания о себе Божией воли и даже протеста против нее не позволили включить его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

75. Памятная записка Соловецких епископов//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 161–163. 76. Струве, Н. А. Соловецкие епископы и Декларация митрополита Сергия 1927 года//Вестник РСХД. 1988. 1(152). С. 207–211. 77. Струве, Н. А. Реплика [по поводу статьи Н. Балашова]//Вестник РСХД. 1989. 3(157). С. 203–206. Тайные церковные праздники в СЛОНе 78. Алексеева, Т. В. Светочи России: Соловки//Покров: журнал духовно-нравств. культуры. 2013. 7. С. 6–9. 79. Второва-Яфа О. В. Чистый четверг: фрагм. рукоп. «Авгуровы острова», 1929–1931 гг. (РНБ)//Наше наследие. 1989. 4(10). С. 50. 80. На Рождество и Пасху заставляют заключенных работать вдвое: из воспоминаний А. Клингера «Соловецкая каторга: записки бежавшего»//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 133–135. 81. Осипенко, М. В. Пасхальные богослужения в Соловецком лагере//Воспоминания соловецких узников, 1925–1928. Изд. Соловец. монастыря, 2014. С. 150–160. 82. Резникова, И. Пасха в Соловецком лагере: по следам СЛОНа//Соловецкий вестник. 1993. 5–8,11. 83. Страстная неделя и Пасха на Соловках/Г. Б.//Вестник: орган Русского студенческого христианского движения в Германии. 1949. 4. С. 16–21. 84. Чехранов, П., свящ. Пасха в Соловецком лагере//Соловецкий православный церковный календарь, 1999. М., 1998. С. 61–63. 85. Чехранов, П., свящ. «Сердце дышало радостью»: из воспоминаний о. Павла Чехранова «Две тюремные Пасхи»//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 112–117: фото. 86. Чехранов, П., свящ. Две тюремные Пасхи: из воспоминаний//Воспоминания соловецких узников. Изд. Соловец. монастыря, 2013. С. 710–715. 87. Ширяев, Б. Н. Пасха в Соловецком лагере: из книги Б. Ширяева «Неугасимая лампада»//Православный церковный календарь с повествованиями из истории Соловецкого монастыря. Изд. Соловец. обители, 2002. С. 61–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О переговорах, проведенных П., стало известно НКВД. 2 окт. 1935 г. архиепископ был арестован в Могилёве. В дек. его перевели в тюрьму в Минске. П. обвинили в проведении «организационной и практической работы по созданию единого церковного контрреволюционного блока» путем «присоединения Белорусской Афтокефальной Церкви». П. отказался признать себя виновным, объяснив свои действия «исключительно религиозной заботой о спасении запрещенного епископа Филарета и его верующих». Вместе с П. были арестованы 16 священнослужителей и мирян, приближенных к архиепископу. 21 апр. 1936 г. на закрытом заседании в Могилёве выездная сессия Специальной судебной коллегии Верховного Суда Белорусской ССР приговорила П. к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, большие тюремные сроки получили и др. обвиняемые по его делу. П. отбывал срок заключения в 3-м лагпункте (свиноферме) Новоивановского отделения (совхоза) Сибирского ИТЛ в Чебулинском р-не Западно-Сибирского края (ныне Кемеровской обл.). Работал на ферме бригадиром. Поддерживал связи с др. находившимися в лагере священнослужителями, особенно сблизился со Свердловским еп. сщмч. Аркадием (Ершовым), проводил тайные утренние богослужения для заключенных за бараком во дворе подконвойного городка. 30 сент. 1937 г. был задержан и помещен в лагерный изолятор Новоивановского отд-ния. Обвинялся в организации «контрреволюционной группы заключенных из бывш. служителей культа, которая под маской религиозных обрядов проводила контрреволюционную деятельность в лагере». В этот и на следующий день по тому же следственному делу были задержаны еще 7 находившихся в лагере заключенных, в т. ч. Пермский архиеп. Глеб (Покровский), еп. Аркадий (Ершов), священники священномученики Анатолий Левицкий и Никандр Чернелевский, мч. Киприан Анников. На допросе П. отрицал создание им в лагере контрреволюционной группы и проведение антисоветской агитации, отказался считать преступными собрания заключенных для совместных церковных песнопений. П. был расстрелян вместе со священномучениками Анатолием, Аркадием, Глебом, Никандром и мч. Киприаном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 28 окт. 1937 г. (по постановлению ЦИК СССР от 28 сент. 1937, название Западно-Сибирский край было упразднено, но краевые гос. органы продолжали действовать до сер. 1938). П. был прославлен вместе со своими сомучениками Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

Реальные действия архиепископа Илариона иногда были гораздо значительней, чем легендарные. Даже в богатой православной агиографии немного найдется случаев, подобных описанному Борисом Ширяевым, когда владыка, идя, по мнению многих, на верную смерть, укрепляемый молитвой, с помощью Божией и четырех собратьев спас от верной гибели застрявшего на лодке в ледяной шуге жесточайшего безбожника и врага заключенных – лагерного полкового военкома Сухова. Незадолго до этого Сухов палил картечью в Распятие. «Спас Господь!» – так восприняли это чудо все видевшие. «Спас Господь!» – не мог не сознаться и сам спасенный богоборец, в Страстную субботу судорожно крестящийся на им же самим расстрелянного Распятого . Свой дар убеждения использовал владыка и в лагере. Выхлопотав у начальства послабления для ближних, сам он отказывался от выгодных предложений, оставаясь простым рыбаком. «Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте, получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы… Он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии… Остричь… стариков-священников значило бы подвергнуть их новым издевательствам и оскорблениям» . По воспоминаниям Б. Ширяева, именно архиепископ Иларион добился у Эйхманса праздничного пасхального богослужения в лагере не только для духовенства, но и для других заключенных (с выданными из музея крестами, хоругвями и чашами), когда, несмотря на богоборческую власть, «ликующий хор “сущих во гробех” славил и утверждал свое грядущее неизбежное, непреодолимое силами зла Воскресение…» . Датировка этого события требует уточнения. Согласно воспоминаниям бывших соловецких узников, храмовое богослужение в Соловецком лагере было доступно для заключенных лишь в период с 1925 по 1929 год. Самое торжественное общедоступное пасхальное богослужение на Соловках совершалось в 1926 году. Но Пасху 1926 года архиепископ Иларион встречал на пересыльном пункте Попова острова. По словам М.М. Розанова, архиепископ Иларион возглавлял пасхальное богослужение в 1929 году, но к нему были допущены почти исключительно духовенство и монахи . Возможно, описываемое в книге «Неугасимая лампада» праздничное богослужение, возглавляемое архиепископом Иларионом, совершалось в 1928 году, когда в Соловецком лагере «Пасху открыто праздновали в последний раз» . Не исключено также, что описанные события относятся к 1925 году, когда начальник СЛОНа Эйхманс сделал доступным храмовое богослужение для духовенства и верующих.

http://pravoslavie.ru/67049.html

О церковно-просветительной работе в РСХД подробно рассказал о. Алексей Князев, который второй год является душой движенских лагерей. Он провел, действительно, большую работу и считает, что к лагерям надо готовиться всю зиму. Он объяснял маленьким притчи, беседовал со средними о Божией Матери, а со старшими – о святости и святых. На студентов у него не хватило времени, и ими занимался И.В. Морозов. В лагере впервые был свой приходской совет, заботившийся о благолепии церкви и служб. Старостой был Алеша Соколов (сын отца Михаила). Дети из провинциальных приходов, побывавшие в лагере в Сен-Теоффрей, вынесли оттуда очень много. О работе витязей НОВ говорил Миша Славинский. Провинциальные отделы витязей обязательно образуются при приходах и связаны с ними. Хорошо работал социальный отдел, обслуживавший госпитали и санатории книгами, посещениями и посылками к праздникам. Руководители берут, в согласии со священником, часть миссионерской работы на себя, и можно радоваться успеху мирской работы среди молодежи. О. Роман кратко очертил работу в лагере скаутов, куда он был дважды командирован на краткий срок. Был недостаток в постоянной церкви, так как палатка была только для алтаря и в плохую погоду и ветер нельзя было служить. Отец Бобровский на вопрос С.С. Куломзиной о возможности участия священника в совете ответил, что в собрании скаутмастеров принимал участие только еп. Нафанаил, как бывший скаутмастер на Дальнем Востоке. Мне пришлось дать краткие сведения о лагерях соколов и о колониях Св. Николая и Св. Георгия, причем при упоминании о второй, хотя я и оговорился, что она устроена католиками, В.С. Кра- евская 854 с места отметила, что о ней не стоило говорить, так как все же это иезуитская, а не православная летняя колония. И.В. Морозов поделился очень грустным опытом работы в студенческом лагере. Большинство отталкивается от религиозных вопросов и интересуется, как лучше устроиться в жизни и меньше работать. Никаких возвышенных идеалов, а интеллигентская закваска середины 19-го века, с преклонением перед наукой, которая-де делает религию бесполезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давая урок детям, я старался объединить все, что я рассказывал, вокруг какой-нибудь одной темы. Один раз, в течение недели, темой наших занятий был «МИР». Что значит мир в нашей жизни? Какой мир был дарован Богом после потопа? Как Христос умирил волны в бурю? Как многие святые могли примирять враждующих? Как мы молимся о мире и как можем мы в жизни нашей устанавливать мир? Дети придумали и поставили маленькую пьесу об истории мира и без устали, бесконечно, репетировали ее. Их воодушевление не только доставило удовольствие зрителям, но заставило и их самих вдуматься в эту тему. Они обсуждали тему мира, как ее представить, как придумать диалоги, как поставить сцену, все это было действительно творческим актом усвоения знаний и мыслей. Лагерная дружба Чтобы лагерь прошел хорошо, необходимо дружное сотрудничество персонала, необходима постоянная взаимопомощь. Личные отношения между детьми, между руководителями и детьми, между священником и всеми остальными членами лагеря, между самими руководителями имеют очень большое значение. Атмосфера взаимного доброжелательства идет сверху, и лагерный священник ответственен за поддержание духа доброжелательства в лагере. Он духовный отец этой малой общины. Когда возникают конфликты и непорядки, он говорит и примиряет, как пастырь. Он должен давать утешение, силы, радость, руководство и разрешать все возникающие в лагерной семье разногласия. Хороший лагерный священник должен интересоваться детьми, знать их, знать их родителей, знать, из какого они прихода. Он должен уметь слушать их, отвечать на их вопросы, замечать каждого. Для некоторых детей пребывание в лагере будет их первым личным знакомством со священником, первым личным контактом. Для некоторых детей это личное общение со священником и вообще со взрослыми руководителями остается самым ярким впечатлением от недели, проведенной в лагере. Священник как бы вводит Церковь в жизнь ребенка. Опыт жизни в лагере должен давать детям ощущение Церкви как «Семьи Божией», и в этом большую роль играет влияние священника как духовного отца. А весь лагерный персонал, будь то руководители, или родители, или кухарка, или лектор, или уборщик, являются «учителями», и их отношение к детям и к своему труду учит детей христианскому пониманию жизни. Очень часто такой пример вдохновляет детей на служение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

«Привлечение священников из Генерал-губернаторства или с территории Рейха для религиозной опеки советско-русских военнопленных исключается». 32 Этот приказ действовал весь военный период, и Верховное командование вермахта следило за его соблюдением. Но в первые месяцы войны и в редких случаях впоследствии этот приказ выполнялся плохо. Священникам удавалось договариваться с руководством лагерей для военнопленных и проводить богослужения и беседы в лагерях. Нередко инициатива окормления военнопленных исходила от военнослужащих вермахта, комендантов лагерей. Среди священников, проводивших богослужение в лагерях в обход приказа РСХА, были о. Владимир Жиромский, о. Иоанн Малиженовский, о. Димитрий Трухманов, о. Иоанн (Шаховской) и др. Посещал лагеря с начала войны и отец Александр Киселев: «Моя священническая миссия в те тяжкие дни заключалась в посещении лагеря для военнопленных... Мне не пришлось побывать в самых страшных лагерях военнопленных, но и то довелось многое повидать». 33 Между духовенством берлинского прихода на Находштрассе, где служил отец Александр, были разделены специальные функции, помимо совершений богослужений, треб. Специальная функция отца Александра заключалась в поиске возможностей посещения лагерей. Попасть в лагерь стоило огромного труда, к тому же это было небезопасно. Но, несмотря на это настоятель о. Александра, архим. Иоанн (Шаховской) , регулярно направлял его в лагеря к военнопленным, называя это служение «хождением в львиную пасть». 34 Опасно было не просто посещение лагерей, но и передача вещей и питания заключенным. В одном из лагерей находился сокурсник отца Александра по семинарии о. Дионисий Ильин. Узнав об этом, отец Александр понес ему в лагерь передачу. Ее приняли, но заявили, что о. Дионисий ни в чем не нуждается. При втором посещении о. Дионисия с подобной целью отцу Александру дали понять, что это может грозить ему собственной свободой, в результате чего он отказался от посещений этого лагеря. В 1942 г. удалось провести богослужение в лагере военнопленных в Хаммельбурге (район Бад-Киссингена) совместно с отцом Иоанном (Шаховским) по приглашению комендатуры лагеря. В Хаммельбургском лагере XIIIД содержались пленные советские офицеры. В этом лагере в то время находился изолированно от всех сын И.В. Сталина Яков, переведенный впоследствии в лагерь Заксенхаузен. Из содержащихся в лагере двух тысяч офицеров почти половина выразила желание принять участие в богослужении, Причащении Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 После этого Матрона Андреевна безуспешно хлопотала о новом свидании с сыном. Приводим одно ее письмо к Е. П. Пешковой от 23.5.1929: «Уважаемая Екатерина Павловна! Обращаюсь к Вам с просьбой исходатайствовать перед органом О.Г.П.У. о разрешении мне свидания с сыном Афанасием Григоро­вичем Сахаровым (епископом), находящимся в Соловецком лагере. При сем прилагаю заявление на имя председателя Московского О.Г.П.У. две фотогра­фические карточки и удостоверение о родстве, засвидетельствованное нота­риальным отделом 23 мая. Очень желательно было бы получить личное свида­ние, так как я уже и стара и слаба здоровьем. О сопровождающем, по Вашему указанию, не хлопочу, так как Вы писали, что до Кемь меня может прово­жать даже не родственник и не имеющий права на получение свидания...» (ГА РФ. Ф. 8409 Д. 368. Л. 238)). На это письмо последовал отказ. Матрона Андреевна снова шлет запрос (16.8.1929), но опять безуспешно. Увидеться с сыном ей больше не пришлось – 30 ноября следующего года ее не стало. 39 Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич; 1885–1937) –епископ. В 1926 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Рас­стрелян в одном из Мариинских лагерей. 40 Рафаил (Гумилевский Георгий Петрович; 1886–1937) – епископ Александ­ровский, викарий Ставропольской епархии, в 1925 г. был арестован, нахо­дился в Соловецком лагере особого назначения. В 1928 г. выслан на Урал на три года. Расстрелян в г. Семипалатинске. Сведениями о наименовании его епископом Златоустовским мы не располагаем. 41 Амвросий (Полянский Александр Алексеевич , 1878–1934) – епископ Вин­ницкий. В 1925 г. был арестован в Москве по делу митрополита Петра (Полян­ского). С 1926 по 1929 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения. Неоднократно подвергался арестам, тюремному заключению и ссылкам. Скон­чался в ссылке в Средней Азии. 42 Герман (Ряшенцев Николай Степанович; 1884–1937) – епископ Волоко­ламский. С июня 1929 г. находился в заключении в Кемьском лагере, затем на Соловецком острове. С конца 1930 г. в г. Кеми на положении ссыльного. Рас­стрелян в г. Сыктывкаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В лагере под Ковровом произошло знакомство батюшки с подвижниками благочестия отцом Александром и матерью Ефросиньей, где они пребывали в заключении за исповедание Имени Христова. «За колючей проволокой» человека не называют по имени, а тем более в те грозные годы, оказавшись в системе ГУЛАГа, о таком понятии, как личность, заключенный должен был забыть, по мнению творцов системы, раз и навсегда: ему присваивали номер или называли по фамилии. Но фамилий этих двух людей никто в лагере не знал: все, от начальника лагеря до последнего уголовника, называли их «отец Александр и мать Ефросинья». Причиной всеобщего уважения и даже, можно сказать, любви являлось то, что их любовь и кротость покоряли сердца и гасили злобу. Они были истинными христианами. В лагере отбывало срок множество христиан, духовенство, но такое уважение, которое можно назвать всеобщим, снискали лишь два человека. Отец Александр обладал той простотой и веселостью, которые происходят от незлобия, доброты. Он не потерял эти свойства и в лагере, и к каждому человеку относился по-доброму, что весьма трудно дается в экстремальных, тяжелых условиях лагерной жизни. Он мог пошутить, знал много песен, с ним каждому было легко. Но мало кто догадывался, что это душевное облегчение было плодом молитв праведника. Мать Ефросинья, казалось, жила по правилу, данному преподобным Амвросием Оптинским : «Никого не осуждай, никому не досаждай, и всем – мое почтение». Складывалось впечатление, что все люди для нее – Ангелы, и она не видит в них ничего худого. Но это свойство нельзя было назвать наивностью: взгляд праведницы ОТРАЖАЛ ЕЕ ДУШЕВНУЮ ЧИСТОТУ. Если же она и замечала дурные поступки человека или его недостатки, то старалась всячески этого человека оправдать: «Он – хороший. Это его лукавый попутал» и т.д. Когда по заводским цехам (на территории лагеря находился завод) шел начальник лагеря, он всегда здоровался с матерью Ефросиньей: – Здравствуй, мать Ефросинья. – Здравствуйте, товарищ начальник, – отвечала матушка. – Как Ваше здоровье? (Этот вопрос звучал искренно, она говорила с каждым человеком «от всей души», без лести и человекоугодия).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010