1915. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг. Шелепова Л. И. 1977. Диалекты как источник этимологии//Дис. канд. филол. наук. Томск (машинопись). 1994. Диалекты и этимология (источниковедческий аспект). Барнаул. Широков О. С. 1986. Палеобалканские глоттогенетические связи//Вопросы языка и литературы народов балканских стран/Отв. ред. А. В. Десницкая. Л. Шухардт Г. 1950. Избранные статьи по языкознанию. М. Щепкин В. Η. 1899. Рассуждение о языке Саввиной книги. СПб. Эндзелин И. 1899. Латышские заимствования из славянских языков//Живая старина. III. Вып. 1. 1911. Славяно-балтийские этюды. Харьков. Эрну А. 1950. Историческая морфология латинского языка. М. Яйленко В. П. 1980а. Граффити Левки, Березани и Ольвии//ВДИ. 3. 1980б. Малоазийские имена в надписях Боспора//Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья: Симпозиум «Античная балканистика». Предварительные материалы. Тезисы докладов. М. Якобссон Г. 1958. Развитие понятия времени в свете славянского asъ//Scando-Slavica. Т. IV. Alminauskis K. 1934. Die Germanismen des Litauischen. Kaunas. Altheim F. 1959. Geschichte der Hunnen. Berlin. Αnttila R. 1972. An Introduction to Historical and Comparative Linguistics. New York. Arumaa P. 1951. Sur l " histoiredes adjectifs en -u- en balto-slave//Slaviska Institutet vid Lunds Universitet. Årsbok 1948–1949. Lund. Ásbóth O. 1903. Ein Stück Volksetymologie//AfslPh. Bd XXV. Belardi W. 1951. Ittito ar-a//Ricerche linguistiche. Vol. 2. Benk L. 1975. On Some Questions of Historical Linguistics//Acta linguistica Academiae Scientiarum Hungaricae. Т. XXV. Bethe E. 1923. Apollon, der Hellene//ΑΝΤΙΔΩΡΟΝ. Festschrift für J. Wackernagel. Göttingen. Bezlaj F. 1956. Slovenska vodna imena. Ljubljana. Bielenstein A. 1907–1918. Holzbauten und Holzgeräte der Letten. SPb.-Petrograd. Boardman J. 1967. Excavations in Chios 1952–1955. Oxford. Bohlen P. 1830. Das alte Indien mit besonderer Rücksicht auf Aegypten. Königsberg. Boiling G.M. 1948. Word Ends and Haplology//Language. Vol. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

192 См.: С. И. Рыжакова «“Святая Мара” в латышской народной культуре», в Живая старина,  1996, 2 (42–46). Х. Биезайс выступал против понимания латышской Мары как нехристианской богини – Biezais, lpp. 193 «Крестом» назывались как четырехконечный знак (собственно крест), так и пяти-, шести-, семи-, восьми-, девятиконечные «звезды». Известен т. н. крест лиетувена, используемый против нечисти: это многоконечная звезда, которую вырезали в один прием на пороге и дверях дома, хлева, конюшни, на спинах и рогах домашнего скота. См.: «Lietuvena krusts», в Mitologijas enciklopdija.  Rga, 1994, sej, lpp. 200 Там же, с. Всякий человек, живший среди латышей, заметит, насколько это утверждение курьезно именно в отношении этого народа! Не зря бытует поговорка: «Где два латыша, там три партии». 207 Ziemas svtku roze.  Sast. M. Misia. Rga, 1991; Mellna M., Muktupavels V., Е. Spls Ziemas svtki. Rga, 1990; Rudens grmata.  Rga, 1991; Liela diena.  Rga, 1990; Metenis.  Rga, 1990. 210 J. Bras «Aistu (baltu) ncijas vienibas un kopjas valsts atjaunošanas ideja», в Viedas Vstis,  1993, 3, lpp. 212 В. А. Шнирельман Неоязычество и национализм (Восточноевропейский ареал) . М., (Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». Российская Академия наук, Институт этнологии и антропологии. 114). О механизмах и путях якутской этнической мифологизации см.: Е. Н. Романова «Этнический феномен народа саха: мифосимволическая система, “культуро-творчество” и понятие “границы”», в Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России . М., 1998, с. 152–171. 215 О результатах анкетирования см.: А. Б. Крылов «Абхазия. Социальный портрет непризнанного государства», в Азия и Африка сегодня, 1998, 11, (42–46); А. Б. Крылов «Конфессиональный состав населения Абхазии», в Независимая газета, 14.01.1998; А. Б. Крылов «Абхазия в блокаде. Факты», в Содружество НГ, 1997, 1. 216 Это мнение господствовало не только среди советских, но и зарубежных ученых. Например, американка Пола Гарб утверждала: «В настоящее время большинство абхазов предпочитают атеизм, что, по их мнению, более разумно, чем старые предрассудки». – П. Гарб Долгожители . М., 1986, с. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

34б. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1912. С. 39. Эта статья вошла также в состав книги: Древнерусский духовник. М., см. 37. Рец. Е. Елеонская. Живая Старина. 1913 г., вып. стр. 214–215. 35 . Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки). Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских, при Московском Университете. 1912. Книга 3-я (242-я), (отд.): Материалы историко-литературные. С. 1 н. + 35а. То же. Отдельный оттиск. Издание Императорского Общества истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1912. С. 1 Отзыв проф. И.В. Попова , при представлении на Макарьевскую премию в Академии, в «Журналах собрании Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1913 год». Сергиев Посад, 1914, с. 24–26. 36 . Русские духовники и раскол старообрядства. Богословский Вестник. 1913. Т. III, ноябрь, 506–532; 12, 701–724. Статья вошла в состав книги: Древнерусский духовник. М., 1913. См. 37. 37 . Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1914. Кн. 2-я (249-я). М., 1913. С. 8+290. 37а. То же. Отдельный оттиск. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1913. С. 8+290. Отзыв проф. А.И.Орлова, при представлении на Макарьевскую премию в Академии, в «Журналах собраний Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1914 год». Сергиев Посад, 1916, с. 25–26. Отзывы были еще: Рязанские Епархиальные Ведомости. 1915. отдел неофициальный, 3, 124–125; Церковные Ведомости. Прибавления, 1915 г., 17, 579–581. 38 . То же. Исследование с приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1914. С. 8+290+1 и. f н. Сброшюровано вместе с изданием, значащимся под 35-м. Эта работа была диссертацией на степень доктора церковной истории. Официальные отзывы проф. Μ. М. Богословского (Журналы собраний Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1914 год. Сергиев Посад, 1916, с. 609–619 («Вниматель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

701 слл.); Горский и Невоструев, Описание... II, 2, 267 слл.; Описание ркпс. Солов. б-ки, II, 126 сл. 221 Таковы: – Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блаженных отец. 1845 (я пользуюсь изданием 1871 г.). – Древний Патерик, изложенный по главам. М. 1874. Изд. 2-е, 1892. – Луг Духовный. Перев. пр. Филарета Черниговского. 1848. – Перев. священника Хитрова. М. 1896. – «Лавсаик» . 1850. –  Григория Двоеслова Собеседования (Диалоги). Казань. 1858. 225 Patrol. ser. latina, t. 73, col. 851 sqq. (в Vitae Patrum Росвейда). Срв. об этом Горский и Невоструев, н. соч., II, 2, 268; Древний Патер., предисловие, 6. Греческий текст остается неизданным. 227 Достопам. сказания... (1871 г.), 12, стр. 355; Древний патерик, гл. 20, отдел 6-й, стр. 398. 229 Достопам. сказ., под именем Арсения, рассказ 33, стр. 29. – Древний Патерик, гл. 18, отд. 3, стр. 338–9. – Пролог под 3 декабря (по Прологу цитирует А. Н. Веселовский). 231 Заметим, что словом „мурин» в славянских памятниках и переводилось слово Αϑοψ (см. словари Миклошича, Востокова, Срезневского, s. v.); при этом оно, подобно этому последнему, с давнего времени служило для обозначения беса. • 235 О такой репутации свидетельствует и наш рассказ о видении инокини: „нарицаху его калитою, сего ради б бо милостивъ зло, и ношаше при пояс калиту. всегда насыпану сребрениць. и куд шествуя даяше нищимъ сколько вымется». 237 Предписывая строгое воздержание в первые дни Великого Поста, наш Устав церковный ссылается на Устав Святой Горы, который рекомендует в первый понедельник вовсе не вкушать пищи. 238 Дополнение: По поводу олицетворения понедельника я должен заметить, что указанный мной случай (в Волоколамском Патерике) далеко не единственный: как в быту старинном и народном, так в сказаниях и поверьях не раз констатировано и почитание понедельника (выражавшееся главным образом в посте) и даже олицетворение этого дня, хотя последнее и не особенно часто [Чтобы не повторять библиографических указаний на этот счет, я могу ограничиться ссылкой на последнюю по времени статью по вопросу о почитании понедельника, где указано немало фактических данных и приведена библиография: Балов, Понедельничанье (Живая Старина, 1901, 1, 120–124).].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061 , л. 222–224. Q.I.851. л. 185 об.–188 об., ВВ-Арханг. С. 235: Арханг. С. 235, л. 88–89. 908 О влиянии южнославянской книжности на русскую культуру в XVI в. см.: Наумов Е.П. Из истории русско-сербских средневековых связей (Второе житие Стефана Дечанского в сочинениях Иосифа Волоцкого )//Учен. зап. Института славяноведения М., 1963. Т. 26. С. 47–57; Динеков П. Из истории русско-болгарских литературных связей XVI-XVIII вв.//ТОДРЛ. М.; Л., 1963. Т. 19. С. 323; Турилов А.А. Памятники южнославянской книжности в русских библиотеках//Советское славяноведение 1977. 1. С. 70; Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV– начала XVI в. М., 1980. С. 247–248; Турилов А .А., Чернецов А.В. К изучению «отречённых» книг. С. 111–140. 913 См.: Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией СПб., 1846.Т. 1. С. 27–30, 57–60; Живая старина. Вып 1 С. 130; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества ..; Псковские летописи/Пригот. к печ. А. Насонов М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 90–91; Повесть о Петре и Февронии/Подгот. текстов и исслед. Р.П. Дмитриевой Л., 1979; Лавров Л.С. Колдовство и религия в России... Смилянская Е. Б. Волшебники, богохульники, еретики... 916 Пос-Погод. 308: Погод. 308, л. 284–285. Виноградова Л.Н. Плотникова А .А. Крещение//Славянские древности. Т. 2. С. 667–672. 919 Румянц. 373, л. 259–261 об. Опубл.: Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума С. 551–552, Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества... Т. 2. С. 92–95. Подробное описание празднования дня Ивана Купалы на рубеже XIV–XV вв. на Псковщине содержится и послании игумена Псковского Елеазаровского монастыря Памфила наместнику великого князя в Пскове (Псковские летописи. Вып. 1. С. 90–91). 920 Пос-Погод. 308: Погод. 308, л. 284–285. О банях для покойников на материале средневековых источников см. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

776 От XVII –XIX вв. дошло намного больше разнообразных источников по народ­ным верованиям, чем от более раннего периода. Историография последнего столетия и особенно последнего десятилетия по колдовству, народному христианству и «духовным преступлениям» весьма обширна. См.: Владимиров П. В. Поучения против древнерусского язычества и народных суеверий//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3. Отд. 3. С. 195–250, 316–322; Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Отд. IV; Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси XVII столетия//Материалы по истории медицины в России. СПб., 1906. Т. 3; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913. Т. 1; Харьков, 1916. Т. 2; Покровский Н. Н. 1) Исповедь алтайского крестьянина//Памятники культуры. Новые открытия. 1978. Л., 1979. С. 49– 57; 2) Документы XVIII в. об отношении Синода к народным календарным обрядам//Советская этнография. 1981. 5. С. 96–108; Горелкина О. Д. К вопросу о магических представлениях в России XVIII в. (на материале следственных процессов по колдовству)//Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987; Горелкина (Журавель) О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996; Живов В. М. Двоеверие и особый характер русской культурной истории//Philologia slavica: К 70-летию академика Н. И. Толстого. М., 1993. С. 50–59; Чернецов А. В. Двоеверие: мираж или реальность?//Живая старина. 1994. 4. С. 16–19; Панченко А. А. «Народное православие»: к вопросу о предмете и методах исследования//Первые Димитриевские чтения: Материалы науч. конференции (21–24 апреля 1996 г.) [СПб., 1996.] С. 158–169; Пигин А. В. 1) Народная мифология в севернорусских житиях//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 331–334; 2) Из истории русской демонологии XVII в. Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследование и тексты. СПб., 1998; Толстой Н.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

– Как поживаете, командир? – Я счастлив, что могу сказать – прекрасно, сэр, – неторопливо и вдумчиво ответил молодой человек, закрывая книгу. – Надеюсь, и вы также, сэр? – Ну, не чувствуй я себя, как ходячая бутылка бренди, я бы тверже держался сегодня на ногах, – ответил Сэм. – Вы стоите в этой гостинице, старина? Шелковичный субъект отвечал утвердительно. – Почему вас не было вчера с нами? – осведомился Сэм, вытирая лицо полотенцем. – Вы как будто весельчак... на вид общительны, как живая форель в липовой корзинке, – добавил мистер Уэллер про себя. – Вчера мы с хозяином были в гостях, – отвечал незнакомец. – Как его зовут? – полюбопытствовал мистер Уэллер, сильно раскрасневшись от внезапного волнения и упражнения с полотенцем. – Фиц-Маршалл, – ответил шелковичный субъект. – Дайте вашу руку, – сказал мистер Уэллер, подходя к нему, – я хочу с вами познакомиться. Мне правится ваше лицо. – Это очень странно, – простодушно заметил шелковичный субъект. – Мне ваше так понравилось, что я хотел заговорить с вами, как только увидел вас под насосом. – Да ну? – Честное слово. Ну, не чудно ли это? – Очень удивительно, – сказал Сэм, мысленно радуясь податливости незнакомца. – Как вас зовут, патриарх? – Джоб. – Какое прекрасное имя! Единственное, насколько мне известно, от которого нет уменьшительного. А дальше как? – Троттер, – сказал незнакомец. – А вас как? Сэм хранил в памяти наставления хозяина и ответил: – Меня зовут Уокер , моего хозяина – Уилкинс. Не хотите ли промочить сейчас горло, мистер Троттер? Мистер Троттер согласился на это приятное предложение и, опустив книгу в карман, отправился вместе с мистером Уэллером в распивочную, где они вскоре занялись обсуждением веселящего напитка, составленного путем смешения в оловянном сосуде определенного количества британского джина с ароматной эссенцией гвоздики. – Хорошее у вас место? – полюбопытствовал Сэм, вторично наполняя стакан своего собутыльника. – Плохое, – сказал Джо6, причмокивая губами, – очень плохое. – Да что вы! – сказал Сэм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

А другая группа в 27 душ из церковноприходской школы на станции Дно Виндавской железной дороги вместе с учителем. Все они большую часть пути прошли пешком и нисколько не жалуются на усталость. Пришли в Великий Новгород поклониться его Святыням, видеть старинный город – откуда Святая Русь «стала быть». В Новгороде побывали они во многих уже местах за два дня пребывания. На них все в этом святом городе производит захватывающее впечатление, почему дети и учащие усталости не чувствуют от переживаемого. И надолго унесут они отсюда высокие и святые впечатления, может быть и недостаточно отчетливо переживаемые ими. Навидевшись и наслышавшись серьезных вещей и историй, ребенок и сам серьезным возвратится в родную деревню, серьезно будет смотреть на окружающую его жизнь и обстановку, как на отпрыск того, о чем ему в Новгороде рассказывали как о седой и величественной родной старине. Вот это здоровое и почвенное воспитание подрастающего поколения в любви к Церкви Православной и ее Святыням, в любви к отечеству и его Истории, в любви самой живой к родному Народу и его быту и верованиям, в любви ко всему. Из чего шаг за шагом, из поколения в поколение строилась и росла великая дорогая наша Россия! Детская душа восприимчива, как воск нежный. Поэтому и отпечатлевать на ней нужно с любовью, старанием, бережностью и осторожностью все высокое и святое, все положительное и созидательное, что воспитает с возрастом из ребенка набожного христианина, примерного семьянина, доблестного и добросовестного гражданина. А как доброплодны будут такие путешествия по родным достопримечательностям, если руководители их сами предварительно подготовятся к тому, добудут соответствующих книжек, запасутся нужными сведениями, чтобы своими рассказами и указаниями создавать определенное целое, здоровое впечатление в детских душах! Пусть в таких рассказах, как живая, проходит перед детским сознанием родная старина, как живые встают богатыри – деды, строители любезного Отечества, труду и подвигу которых мы часто можем лишь изумляться, – так они величественны и непостижимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Аукин, Ю.Ф., Сидоров, П.И. Соловецкий форум//Ломоносовец. 1991. 14 мая. IV Соловецкий форум : [материалы]//Ломоносовец. 1992. 23 (спец. вып.). 4 с.: ил. Содерж.: Актуальные проблемы – сообща/[интервью с Ю.Ф. Лукиным]; «Человек и общество: психическое здоровье и экология культуры»: IV Соловецкий форум/П. Сидоров, Ю. Лукин, А. Соловьев; Обращение IV Соловецкого форума; Программа форума; Приглашаем принять участие в V Соловецком форуме. IV Соловецкий общественно-политический форум «Человек и общество, психическое здоровье и экология культуры» : тез. докл. междунар. науч. конф. Архангельск : Изд-во Помор гос. пед. ун-та, 1992. 158, с. V Соловецкий форум. Россия. Север. Море : тез. докл. : в 4 ч. Архангельск; Соловки, 1993. VI Международный Соловецкий форум «Социальная работа и социальное управление» : [тез. докл., июнь 1994 г./под ред. П.И. Сидорова и др.]. Архангельск: Изд-во Арханг. гос. мед. ин-та, 1994. 455 с. Прил. к журн. «Экология человека». VII Международный Соловецкий форум «Экология человека: будущее культуры и на- уки Севера» : тез. докл./[под ред. П.И. Сидорова]. Архангельск : Изд-во Арханг. гос. мед. акад., 1995. с. Дранникоа, Н.В., Разумоеа, ИД. VII Международный Соловецкий форум//Живая старина. 1995. 3. С. 63. Архангельская область: социально-экономическое развитие, история, культура, образо- вание/отв. ред. Ю.Ф. Лукин. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 1999. 273 с. Социокультурное пространство: традиции и инновации, глобальное и региональное измерение : материалы X Соловецкого форума, Архангельск – Соловец. о-ва, 6–9 сент. 2001 г. и др.;/[отв. ред. Ю.Ф. Лукин]. Архангельск : РОД «Соловец. Форум», 2001. 435 с. Аукин, Ю.Ф. К десятилетию (1989–1999) Соловецких форумов//Архангельская область: социально-экономическое развитие, история, культура, образование. Архангельск, 1999. С. 204–208. XI Международный Соловецкий форум : сб. материалов/Арханг. регион. обществ. движение «Соловецкий форум», Презид. прогр. подгот. управленч. кадров «Менеджмент в биз- несе»; отв. ред. Ю.Ф. Лукин. Архангельск; Соловецкие острова, 2003. 404 с. : ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таком же беспорядочном виде велось хозяйство и на конном и скотном дворах. Несмотря на изобилие сенокосов, сена почти никогда недоставало, и к весне скотина выгонялась в поле чуть живая. Молочного хозяйства и в заводе не было. Каждое утро посылали на скотную за молоком для господ и были вполне довольны, если круглый год хватало достаточно масла на стол. Это было счастливое время, о котором впоследствии долго вздыхала дворня. Матушка во всех отраслях хозяйства ввела меру, вес и счет. Она самолично простаивала целые дни при молотьбе и веянии и заставляла при себе мерять вывеянное зерно и при себе же мерою ссыпать в амбары. Кроме того, завела книгу, в которую записывала приход и расход, и раза два в год проверяла наличность. Она уже не говорила, что у нее сусеки наполнены верхом, а прямо заявляла, что умолот дал столько-то четвертей, из которых, по ее соображениям, столько-то должно поступить в продажу. Затем она обратила внимание на месячину. Сразу уничтожить ее она не решалась, так как обычай этот существовал повсеместно, но сделала в ней очень значительные сокращения. Самое главное сокращение заключалось в том, что некоторые дворовые семьи держали на барском корму по две и по три коровы и по нескольку овец, и она сразу сократила число первых до одной, а число последних до пары, а лишних, без дальних разговоров, взяла на господский скотный двор. Словом сказать, везде завелись новые и дотоле неслыханные порядки. Дворня до того была поражена, что в течение двух-трех дней чувствовалось между дворовыми нечто вроде волнения. Сам отец не одобрял этих новшеств. Он привык, чтобы кругом было тихо и смирно, чтобы никто не жаловался и не роптал, а теперь пошли ежедневные судбища, разбирательства, учеты. В особенности же сетовал он на то, что матушка сменила прежних старосту и ключницу. Он даже попробовал заступиться за них, но, по обыкновению, сделал это нерешительно и вяло, так что молодой хозяйке почти не стоило никакого труда устоять на своем. В результате этих усилий оказалось, что года через два Малиновец уже начал давать доход.

http://azbyka.ru/fiction/poshehonskaja-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010