В настоящее время на приходе активно работают две воскресные школы — для детей и для взрослых. Занятия со взрослыми организованы дважды в неделю — вечером по четвергам читается отрывок из Священного Писания с толкованиями святых отцов на него и с обсуждением актуальных современных вопросов, возникающих при прочтении; после воскресной литургии все интересующиеся остаются и обсуждают вопросы, связанные с последованием богослужения, здесь организуется просмотр православных фильмов и лекций известных священнослужителей. В детской воскресной школе, помимо занятий по основам православной веры и рукоделию, организации тематических праздников на Рождество Христово и Пасху, ведущим направлением является военно-патриотическое воспитание детей. На базе казачьей станицы в селе Дракино уже трижды по инициативе прихода и при участии офицеров Серпуховского Военного института, профессиональных спортсменов-инструкторов из Протвинской ДЮСШ проводилась игра «Зарница». Привлекаются дети на приходе храма святителя Николая и к пению на клиросе, и к алтарному послушанию, причем с мальчиками-алтарниками проводятся еженедельные занятия по изучению последования литургии и всенощного бдения. Нельзя не сказать несколько слов и о семейном ансамбле настоятеля Никольского прихода протоиерея Владимира Зотова «Живая старина». Руководители и основатели ансамбля — они же родители всех его участников — протоиерей Владимир Зотов и его супруга Екатерина, оба по образованию профессиональные музыканты, батюшка — пианист, матушка — дирижер-хоровик. Творческий путь пока еще небольшой семейный ансамбль начал в 1993 году. В редкое свободное от богослужения время маленький ансамбль выступал по больницам, школам, в концертных залах, в церковных приходах Екатеринбурга, Красноярска, Иванова, Плеса, Красного-на-Волге, Нижнего Новгорода, Костромы, Твери, Конакова, Ростова, Москвы и Московской области. За 20 лет своего существования состав семейного ансамбля вырос с 2-х до 10 человек. В его репертуаре — богослужебные песнопения и духовные стихи православных народов мира a cappella и в сопровождении гуслей; рождественский кукольный вертеп. Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Внутренние росписи, к сожалению, не сохранились, а наружные были восстановлены, и с ними можно познакомиться. Святой Митрофан Воронежский чудотворец помещён в киоте над порталом второго яруса четверика, Никола Марликийский украшает стену под карнизом четверика, а на стене апсиды образ Спаса нерукотворного: все три изображения на южном фасаде. На восточном фасаде, над всей свободной плоскостью второго яруса от кыши апсиды до карниза четверика располагается монументальное панно, включающее три стены. Слева - распространённый в иконографии сюжет " Крёстный вход в воду " , но ему придана здесь местная окраска. Считается, что композиция показывает крещение бурятского населения. Правая часть композиции изображает обряд причисления к лику святых местного избранника, первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицского. В центре запечатлён обряд крещения Христа. роспись вначале была выполнена темперой, позднее прописана масляными красками. За Уралом, где пока не известны другие здания культового зодчества, несущие на своих наружных стенах живопись, Спасская церковь является в этом отношении редчайшим памятником сибирского монументального искусства. Источник: Полунина Н.М. " Живая старина Приангарья " . 1990 Спасская церковь – одна из самых старых каменных построек Восточной Сибири. Деревянный Спасский храм был заложен в 1672 году. В 1706 году началось строительство новой каменной церкви Спаса Нерукотворного Образа. В июне 1710 года оно было завершено. В 1713 году храм освятили. Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская церковь позволяет определить границы и место иркутского кремля, являвшегося в течение 150 лет центром города. Изначально храм был меньше по объему: колокольню приделали намного позже, как и двухэтажный каменный придел с северной стороны. Кровля была сделана из дерева. Оконные проемы на фасадах были совсем небольшими. Чтобы сберечь тепло в долгую зиму, все окна закрывались ставнями. До наших дней, железные ставни не сохранились. В настоящее время является действующей.

http://sobory.ru/article/?object=14401

Источник: Полунина Н.М. " Живая старина Приангарья " . 1990   В 1757 г. в монастыре была заложено каменное здание Знаменской церкви на средства иркутского купца И.С. Бечевина. Главный храм был освящен около 1765 г., впоследствии к нему были пристроены приделы и к концу XVIII в. церковь стала четырехпрестольной. В 1934 г. постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В середине 1940-х гг. Знаменская церковь начала возрождаться. Иконостасы собирали из сохранившихся кусочков. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата. Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 г. В 1948 г. ей был возвращен статус кафедрального собора. 30 августа 1960 г. комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану. Строительство каменного Знаменского храма с Никольским приделом в женском Знаменском монастыре Иркутска началось в 1757 г. по благословению епископа Иркутского Софрония; оно велось на средства местного купца 1-й гильдии И.С. Бечевина (1704-1759). Придельный престол был освящен в 1760 г., главный - в 1762 г. " Настоящая " (Знаменская) церковь, построенная по типу восьмерик на четверике, имеет интересную особенность. Южный фасад основного кубического объема (четверика) церкви с юга прорезан тремя окнами второго яруса, а с северной стороны - только двумя. Это объясняется первоначальной асимметрией трапезной части храма, в которой имелся только один, северный (Никольский), придел. Окна украшены замечательными " рогатыми " наличниками, причем на окнах абсиды " рога " простые, а на фасадах четверика - двухъярусные. В 1773 г. к трапезной с юга был пристроен Казанский придел. Расширение произошло при игумении Ираиде (Павлуцкой; + 1782), прибывшей из европейской России, чтобы потрудиться на пользу этой отдаленной и бедной обители. В конце XVIII в. к северной стене " настоящей " церкви, пробив в ней широкую арку, пристроили еще один придел - Преображенский. Он заменил одноименную деревянную церковь монастыря 1742 г. постройки. В итоге храм стал 4-х престольным, с двумя северными приделами. В 1882 г. церковь обновили внутри по проекту городского архитектора Иркутска В. А. Кудельского. В частности, пол Знаменского алтаря был поднят на 5 ступеней выше пола храма.

http://sobory.ru/article/?object=17436

Источник: Полунина Н.М. " Живая старина Приангарья " . 1990 Собор был основан в 1693. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели — во время пожара 3-го августа 1716 он полностью сгорел. Спустя два года было решено восстановить собор из кирпича, но царский указ 1714 временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием. Его строили пять лет. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности. Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел). В 1727, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма: В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи... Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курносов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Нильский И. Новые издания по расколу//Христианское чтение. СПб., 1864. Ч. 3. No 12. С. 459–461. П. Б. Еще о Лукьянове//Русский архив. 1864. No 7–8. Стб. 872. Киевские школьники в начале XVIII столетия//Духовная беседа. 1865. No 41 (9 октября). С. 288. Максимович Михаил. Письмо к П.И. Бартеневу о путешествии в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова//День: Еженедельная газета, издаваемая И. Аксаковым. 1865. No 33 (25 сентября). С. 795–796. Милорадович Г. Еще о Лукьянове//Русский архив на 1864 год. М., 1866. С. 871–872. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшаго правительствующаго Синода (1542–1721). СПб., 1868. Т. 1. Стб. 178–179, 184–185, 395–396, 398, 585. Максимович М.А. Собрание сочинений. Киев, 1876. Т. 1. С. 537–538. Геннади Г.Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. Берлин, 1880. Т. 2 (Ж-М). С. 262. Лилеев М.И. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии. СПб., 1880. С. 178–182 (No 150). Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884. Кн. 1 (862–1720). С. 245. Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря. СПб., 1887. Ч. 1. (А-Л). С. 501 [Сборник РИО. Т. 60]. Пыпин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1890. Т. 1. С. 87; СПб., 1891. Т. 2. С. 177, 324. Потебня A.A. Этимологические заметки//Живая старина. СПб., 1891. Вып. 3. С. 127–128. Леонид (Кавелин) . Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа A.C. Уварова. М., 1894. Ч. 3. С. 325–326 (No 1757, 1758, 1759). Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье ХП-ХШ вв. Киев, 1895. Вып. 1. С. 83, 211, 213, 233–234, 239–241, 244–256, 260, 268. Лилеев М.И. К вопросу об авторе «Путешествия во Святую землю» 1701–1703 гг. московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии//Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. 1895. Т. 9. Отд. 2. С. 25 1 [Отд. отт. – Киев, 1894]. Лобода А.М. Русский героический эпос. Киев, 1896. С. 16, 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Печатались материалы о паломниках к св. местам. Жизнь, легенды и «причитания» с просьбой о подаянии нищих, пребывавших у Киево-Печерской лавры , описаны в очерке В. Данилова «Среди нищей братьи» (1907. Вып. 4. С. 200-206). П. А. Флоренский описал языческий фаллический памятник в мон-ре Кватахеви Тифлисской губ., воспринимаемый верующими как «могила святого» («Фаллический памятник Котахевского монастыря» (1908. Вып. 1. С. 56-58)). П. Любимов в очерке «Панихидное пение старцев: (Из поездки на богомолье в Ордынскую пустынь)» рассказал о богомольцах, приходивших 23 июня на поклонение чудотворной Владимирской иконе Божией Матери в Ордынскую пуст. в Поречском у. Смоленской губ. (Там же. Вып. 4. С. 487-489). Исследование роли калик перехожих в средневек. культуре представлено в ст. Е. В. Аничкова «Из прошлого калик перехожих» (1913. Вып. 1/2. С. 185-200). Интерес читателей журнала вызвали статьи «Особая форма нищенства» Н. А. Тихомирова (1895. Вып. 1. С. 122), «Дурачки и убогие» А. А. Макаренко (1897. Вып. 1. С. 126-128), «Белорусский нищенский «Лазарь»» С. Малевича (1904. Вып. 2. С. 109-114). Материалы по календарной обрядности, опубликованные в «Ж. с.», отражали христ. и языческие черты мировоззрения рус. народа: «Из года в год: Описание круговорота крестьянской жизни в с. Усть-Ницынском Тюменского округа» Зобнина (1894. Вып. 1. С. 37-64), ««Иван Купайло» в селе Корытной Гайсинского уезда Подольской губернии» Ф. Рыбского (1895. Вып. 2. С. 221-222), «Крапивное заговенье» А. В. Балова (1896. Вып. 2. С. 261-262), «Ильинская пятница» Синозерского (Там же. Вып. 3/4. С. 538), «Коляда в Усть-Сысольске» С. Мельникова (1898. Вып. 3/4. С. 481-482), «Коляда во Владимирской губернии» Н. Добротворского (Там же. С. 482-485), «Некоторые поверья, песни и обряды Орловской и Калужской губерний» (1902. Вып. 2. С. 207-213) и «Егорьев день в Смоленской губернии» (1908. Вып. 2. С. 150-154) В. Н. Добровольского, «Пречиста» в Mockaлibцi: (О праздновании Успения Пресвятой Богородицы в Роменском уезде Полтавской губернии)» Н. Е. Макаренко (1907. Вып. 1. С. 21-26), «Народный театр и песни в г. Стародубе, Черниговской губернии» (тексты рождественских песен) П. Мезерницкого (1909. Вып. 1. С. 80-89; Вып. 4. С. 66-77) и др.

http://pravenc.ru/text/182245.html

Белоброва–1987 Белоброва О. А. Этикетный мотив в древнерусской миниатюре XV b./Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. Белова–1994 Белова О. В. Единорог в народных представлениях и книжной традиции славян/Живая старина. 1994. 4. Бартелеми–1992 Берсенев–2000 Берсенев П. В. О чем молчит Библия/Ветхозаветные апокрифы: Книга Юбилеев; Заветы двенадцати патриархов. СПб., 2000. Бессонов–1864 Бессонов П. Калики перехожие. М., 1864. Библейская энциклопедия. Т. I-II. М., 1891. Репринт. М., 1991. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1–10. СПб., 1997–2000. Бобров–1994 Бобров А. Г. Апокрифическое «Сказание Афродитиана» в литературе и книжности Древней Руси. СПб., 1994. Богоявленский–1960 Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII bb. М., 1960. Болотов–1910 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 1–4. СПб., 1910. Бондарь–1987 Бондарь С. В. К пониманию проблемы «человек – история – время» в Изборнике 1073 г. (опыт реконструкции на основе фрагмента «О шестом псалме»/Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов. Киев, 1987. Бондарь–1988 Бондарь С. В. Античное учение об элементах и некоторые антропологические воззрения в Изборнике Святослава 1073 г./Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев, 1988. Борисов–1987 Борисов А. Я. К вопросу о восточных элементах в древнерусской литературе/Палестинский сборник. Вып. 29 (92)/1: История и филология. М., 1987. Борцова–1989 Борцова И. В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе/Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989. Буслаев–1861 Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. Былинин–1991 Былинин В. К. «Художество»: изображение зодчего в древнерусской литературе/Древнерусская литература: Изображение общества. М., 1991. Бычков–1878 Бычков А. Ф. Описание славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной Библиотеки. Вып. 1. СПб., 1878. Бычков–1880

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Вместе с тем есть указания на то, что форма светочь могла возникнуть в результате фонетического видоизменения другого народного русского суффикса. Можно думать, что этот процесс морфологического преобразования состава слова произошел в конце XVII – начале XVIII в. на почве акающих говоров. В самом деле, в древнерусском языке отмечено слово свтычь в значении «фонарь, светильник». В «Материалах» И. И. Срезневского (3, с. 297) приведен такой пример из «Хождения за три моря Афанасия Никитина»: «А здять на конехъ да въ доспсехъ, да у всхъ по свтычю». В той же форме известно это слово и в языке XVII в. Например, в Ратном Уставе (2, 42): «Возити въ ней свтычь желзной съ острымъ петникомъ желзнымъ» (сл. 1867–1868, 4, с.223). В современных народных говорах также известно слово светыч. В. И. Даль считает это слово западным, т. е. типичным преимущественно для говоров, близких к белорусскому и украинскому языкам: «Светильна ж. прм. вят. светыч зап. а вообще светец м. коза, род шандала для лучины: железный, пониже аршина, треножник, с лещедкой или рассошкой, для вложенья горящей лучины; деревянный столбик в донце с железными ушами, с вилкою вверху (сл. Даля, 1882, 4, с. 161). В украинском языке также есть слово свитыч (Тимченко, т. 2, с. 156). В «Опыте сравнительного словаря русских говоров (Галицко-бойковский говор)» Ил. Свенцицкого (Живая старина, 1900, вып. 1–2, с. 227) отмечено: в украинских и севернорусских говорах «Светич (Либ. Т. С.), род шандала для лучины; (Яс.), длинная жердь с свечкой на конце, служащая для зажигания свечей в церкви». Впрочем, как указано выше, в украинский литературный язык из русского языка вошло и слово cbimoч (см. Рос-укр. сл., с. 717). Слово cbimoч и там употребляется лишь в переносном смысле. Таким образом, семантическая история слова светоч становится более или менее ясной. Древнерусскому языку, во всяком случае его феодально-областным разновидностям, было свойственно слово свтычь. Оно обозначало источник света или прибор, приспособление для освещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Ж. с.» знакомила читателей с традиц. культурой др. народов России: «Восточная Волынь» Н. И. Коробки (1895. Вып. 1. С. 28-45), «Очерки Белоруссии» А. К. Сержпутовского (1907. Вып. 3. С. 149-152; Вып. 4. С. 207-214; 1908. Вып. 1. С. 25-33; 1909. Вып. 1. С. 40-45), «Литовские поверья» М. Гелиса (1890. Вып. 1. С. 16-18), «О литовцах Сувалкской губ.» В. Мошкова (1902. Вып. 1. С. 119-122), «Корельская свадьба» (1894. Вып. 3/4. С. 499-511), «Погребальные обряды кореляков» (Там же. С. 511-517) и «Поездка в Корелу» (1895. Вып. 3/4. С. 279-297) Н. Ф. Лескова, «Этнологический очерк зырян» (1901. Вып. 1. С. 3-36), «Некоторые черты из исторической и психической жизни вотяков: (Историко-этнологический очерк)» (1903. Вып. 1/2. С. 172-187) К. Ф. Жакова, «Этнографические заметки о тюрках Минусинского края: (Отчет о поездке 1894 г.)» П. Островских (1895. Вып. 3/4. С. 297-348), «Нагайбаки (Крещеные татары Оренбургской губ.): Очерк» Е. А. Бектеевой (1902. Вып. 2. С. 165-181) и др. В. И. Иохельсону, оказавшемуся в Сибири в качестве политического ссыльного, принадлежит ст. «Бродячие роды тундры между реками Индигиркой и Колымой, их этнический состав, наречие, быт, брачные и иные обычаи и взаимодействие различных племенных элементов» (1900. Вып. 1/2. С. 151-193). Фундаментальный очерк С. Н. Браиловского «Тазы, или Удинэ: (Опыт этнографического исследования)» посвящен этнографии народов Дальн. Востока (1901. Вып. 2. С. 129-216; Вып. 3/4. С. 323-433). Журнал публиковал статьи по проблемам «народного православия»: «Духовные стихи (из Новгородской губ.)» Синозерского (1895. Вып. 3/4. С. 449-452), «Несколько духовных стихов (из Смоленской губ.)» В. И. Чернышёва (1900. Вып. 3. С. 425-435), «Старые русские стихи: Песни стихарей» Н. Отто (1906. Вып. 1. С. 10-33), «Народные апокрифические сказания, записанные в Ярославской губернии» Я. Ильинского (Там же. С. 34-61). Большой корпус духовных стихов, собранных на р. Печоре, включая классические «Алексий, человек Божий», «Мучения Егория», «Никола святитель» и др., опубликовал Н. Е. Ончуков (Печорские стихи и песни - 1907. Вып. 1. С. 10-24; Вып. 2. С. 51-54; Вып. 3. С. 73-82; Вып. 4. С. 100-110).

http://pravenc.ru/text/182245.html

Нкчемнйше– гнюсне, гнюшше» (с. 151). Акад. Е. Ф. Карский отметил слова ничемность (38, 6), никчемность в соответствии славянизму суета и ничемный (­ соуетьнъ, соуета) в западно-русских переводах псалтири XVI–XVII вв. (с. 394). Таким образом, слова никчемный, никчемность уже входили в лексику украинского и белорусского литературного языка XVI–XVII вв. Они были свойственны, главным образом, «простому слогу», а также деловой речи. Известно, что и в польском языке есть слово nikczemny. Очевидно, что в русском языке слово никчемный является «заимствованием» из украинского (а также – возможно – и белорусского) языка. Однако характерно, что самый процесс этого «заимствования» осуществился и дал прочные результаты лишь тогда, когда и без него по законам русского словообразования при наличии выражения ни к чему явилось бы самостоятельно произведенное русское разговорное прилагательное – никчёмный с его субстантивным дериватом – никчёмность. (Ср., например, в воронежск. гов. никчамушный, никуда не годный, не нужный) 219 . Опубликовано в «Докладах и сообщениях филологического ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова», вып. 3 (1947) вместе со статьями «Завзятый» и «Отщепенец» под названием «Из истории русской литературной лексики (к вопросу об исторических связях русского, украинского и белорусского языков)». В архиве сохранились:1. Рукопись – 10 листков разного формата; 2. Ксерокопия статьи (с. 9–10); 3. Машинопись с авторской правкой и 4. Один листок с выписанной автором цитатой из рецензии Г. Коляды. Место для цитаты в тексте указано. Статья писалась в разное время. Автор вносил в текст заметки и небольшие поправки и дополнения дважды. Так, поправки, сделанные черными чернилами, вошли в текст публикации; другие, сделанные синими чернилами (в их числе и цитата из рецензии Г. Коляды), были внесены в текст уже после публикации статьи. Здесь эти поправки включены в публикуемый текст. Заметка печатается по ксерокопии с учетом авторской правки в машинописи. – В. П. 218 См. у Г. Коляды в рецензии на издание “Лексикона словеноросского Памвы Берынды” В. В. Нимчука//Slavia. 1964, r. 33, seš. 2, С. 335. 219 Путинцев А. О говоре в местности “Хворостань” Воронежской губернии//Живая старина, 1906, вып. 1, с. 119. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010