Torcello. II. Anastasis et Jugement Dernier//DOP.26 (1972), p.l95– 207; Lorenzetti G. Torcello. Venezia, 1939, p.50. 781 Память святой мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины, 22 июля//Избранные жития святых кратко изложенные по руководству Четьих Миней. M., 1868, с.161. 785 Nicetas Choniata. Historia. Bonn, 1835, S.289, 12–13. См. также: Данилов B. Красный траур в малорусском погребальном обряде//Живая старина. Ч.XVIII, 1909, в.4. 786 Эти слова не соответствуют ни одному из стихов Апокалипсиса по его современному переводу. Из какой рукописи заимствовал их Ф.И. Буслаев, неизвестно (см.: Буслаев Ф. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с века no XIX-й. M., 1884, с.187). Та же мысль выражена в «Беседах на Пасху» Иоанна Златоуста : «Оное помазание означает собою именно ту самую одежду, в которую мы облекаемся во Христе» – Иоанн Златоуст . кн.1, с.76. 787 Автор греческого литургического трактата X в. о почитании Нерукотворного Спаса в Едессе так толкует красный цвет ткани, которой покрывали образ: «А через бафянец хотят сказать о недоступном и невидимой невыразимой сущности» (л.227; см.: Смирнов Я.И. Слово X века о том, как чтился образ Спаса на Убрусе в Эдессе//Commentationes Philologicae. Сб. ст. в честь И.В. Помяловского. СПб., 1897, с.219). 790 Lange R. Die Auferstehung, S.63; Xyngopoulos A. He psephidete diakosmesis tou naou ton Hagion Aposolon Thessalonikes. Saloniki. 1953. 28 F. Abb.28–30. 792 Omont H. Miniatures ’des plus anciens manuscrits grecs de la Bibi. Nat. du VI au XIV siede. P., 1929, fig. LXXVII; Lange R. Die Auferstehung, S.40. 796 Skrobucha H. Meisterwerke der Ikonenmalerei. Recklinghausen, 1961, S. 119 F, Taf. XVIII; Talbot Rice D. Byzantinische Kunst. München, 1964, Abb.343; Lange R. Die Auferstehung, Abb. S.68/69. 797 Эта поразительная черта иконографии, как ни странно, не вызывала интереса исследователей. Впервые на эту особенность обратил внимание А.Н. Овчинников (Икона середины XVI века «Воскресение», с.134, 148–149).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

А. Коринфский Иван пшеничник Народное название дня Иоанна Богослова, 8/21 мая. На Ивана Пшеничника сеяли пшеницу, пекли пироги для нищих. В некоторых местах этот же день назывался Арсений Пшеничник. Иван царевич Сказочный герой; его деяния – образец наивысшего успеха. Однако достигается он вопреки обычному здравому смыслу и с полным пренебрежением к материальным благам. По своей сути, образ Ивана Царевича является одним из вариантов образа Ивана-дурака. Иваницкий Николай Александрович (1847–1899). Служил долгое время в земстве Вологодской и Олонецкой губ. (секретарем земской управы и пр.), занимался изучением быта крестьян. Он умел хорошо с ними сходиться (хотя сам происходил из дворян) и входить в их интересы. Его главные труды: «Материалы по этнографии Вологодской губернии» (М., 1890), «Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность» («Живая старина», 1898, вып. 1), они награждены медалями Русского географического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Иванов день (Иван Купала) День Рождества Иоанна Предтечи 24 июня/7 июля, день летнего солнцестояния, до н. XX в. один из основных народных праздников, объединивший в себе элементы христианского мировоззрения и остатки древних языческих ритуалов. Древние памятники письменности дают достаточно подробное описание этого праздника. Один из очевидцев его, игумен Елеазаровской пустыни Памфил, живший в XVI в., в послании к наместнику города Пскова писал: «Егда приходит день Рождества Предтечева, и прежде того, исходят огньницы, мужие и жены чаровницы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертныя отравы на пагубу человеком и скотом; туже и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечева Рождества, с приговоры сатанинскими. Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плясканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверныя песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

: Герберт (папа Сильвестр II): erfüllte sich der Schicksalspruch: Scandit ab R Gerbertus in R, post Papa viget R, которое ему указывало в тройном возвышении тройное R – от Реймса к Равенне, а от Равенны к Риму. (М. Conter. Vorlesungen über der Bd. 1, 3 Aufl., s. 858) . : М. Погодин. – Простая речь о мудреных вещах. М., 1873, стр. 264–265, 266 . : Смерть пришла к еп. Феофану, Затворнику Вышинскому (Георгию Вас. Говорову, р. 10 янв. 1815) в день Богоявления Господня 6 янв. 1894 г. «Замечательное совпадение! и имя святителя – Феофан, что значит «Богоявленный» (ср. «Христианское) Чт », 1894, 7–8, стр. 97 в письме архиеп. Аркадия к преосв. Феофану, тогда архимандриту, ректору Олонецкой Дух Сем и малая церковь его келий в затворе устроена была во имя Богоявления Господня, и скончался он в день Богоявления Господня. Мы помним также, что и икону Богоявления писал преосв. Феофан в числе других немногих предпочтительно пред всеми иными иконами». Ив. H. Корсунский. Преосвященный Епископ Феофан, бывший Владимиро-Суздальский. М., 1895, стр. 288–289 и прим. 1. XII . XIV : Альберт Ревиль. Иисус Назарянин. Пер. с 2-го франц. год., с предислов. проф. Ф. Ф. Зелинского, т. 2, СПб., 1900, стр. 115, прим. 1. XX : Имена Г. Г. Гинкар. – Древнейшие русские двуосновные личные имена и их уменьшительные («Живая Старина», год III, вып. IV, отд. 1, стр. 440–461). XXI : 1915 .III.27. Сергиев Посад. Нередко случается, что природа лица мало выражает данное имя, но весьма – отчество. Отчество часто заметно преобладает над именем. Так, Николай Андреевич Новицкий весьма походит на Андрея Николаевича. Имя Алексей Дмитриевич было бы правильным именем для Дмитрия Алексеевича Кулигина. От чего происходит это преобладание отчества, вообще говоря – мало заметного? : Кроме коренного имени, даваемого на 30-ый день после рождения, японцы принимают еще ряд последующих имен, при всех главнейших фазах своей жизни: при наступлении совершеннолетия, при избрании себе жизненной профессии, при вступлении в брак, при повышении должностью или чином, и т. д., до посмертного имени, вырезаемого на памятнике. Но эти имена, кажется, более имеют значение эпитетов и прозвищ. Во всяком случае, первоначальное и родовое имя остаются навсегда, а остальные сменяются одно за другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Здесь, в музее, В.С. Свешников-Кемецкий читал свои стихи и волновавшую нас «Сагу об Эрике – сыне Яльмара» – своем легендарном предке по матери, который придет за ним в час смерти и унесет его «в высокую Валгаллу под бряцанье арф и лязг мечей». Сам Николай Николаевич старался не присутствовать на многих устраиваемых им вечерних собраниях: то ли для того, чтобы не отвечать за них и за все, на них сказанное, то ли, чтобы не стеснять свободы нашего общения, ибо знал собственную дурную репутацию из-за своих связей с лагерным начальством. Когда летом 1932 г. музей был разорен комиссией из Москвы и остатки его отправлены в Москву и Ленинград по разным запасникам, Николай Николаевич уехал в Петрозаводск, увезя с собой свою незаконно и законно собранную коллекцию древних соловецких рукописей, разысканных им на острове после всех вывозов рукописей в Казань и Петроград в Археографическую комиссию. Где эта коллекция сейчас? Как-то в середине тридцатых годов, когда я работал «ученым корректором» в издательстве Академии наук и ходил обедать в Дом ученых, я встретил там приехавшего из Петрозаводска Николая Николаевича. Он, как всегда, был внешне бодр и крепок, рекомендовал мне поехать летом отдыхать в Кижи к Рябининым, где отдыхал и сам. Но вот пришло известие, что он арестован и расстрелян, а о коллекции его я и до сих пор не могу найти никаких сведений. А был он человек «понимающий» в искусстве, в древностях, хотя и очень загадочный во многих других отношениях. Архивные сведения о нем собирает в его родном городе Костроме Л.И. Сизинцева. Не перебегая дорогу ее научным интересам, скажу только, что жизнь Николая Николаевича была бурной, главным образом благодаря пережигавшей его душу страсти коллекционера. Он не останавливался ни перед чем. Знаток этнографии, старых вещей, фольклора, древней литературы, он был очень большой. Ему принадлежит книга «Повесть о Париже и Вене», изданная по рекомендации А.А. Шахматова, две книги-брошюры о Соловецких лабиринтах, выпущенные на Соловках, множество статей и публикаций, в частности интересная статья в журнале «Соловецкие острова» о художественной ковке на Соловках. Его серьезно ценил до революции А.А. Шахматов в Петербурге, куда он переехал в десятых годах (потом, впрочем, вернулся в Кострому). Он служил секретарем в журнале «Живая Старина», сотрудничал в журнале «Русское Слово», был членом Императорского Географического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иркутск, 1979; она же. Живая старина Приангарья. М., 1990; Проскурякова Т. С. Особенности «сибирского барокко»//Архит. наследство. 1979. Вып. 27. С. 147-160; она же. О традиционализме в монументальной архитектуре Сибири XVIII в.//Там же. 1986. Вып. 34. С. 113-124; она же. Черты своеобразия архитектуры Сибири XVIII в.//Там же. 1996. Вып. 40. С. 70-74; Описание Иркутского наместничества 1792 г./Под ред. Р. С. Васильевского. Новосиб., 1988; Каменева В. А. История формирования и проблема развития архит. облика центра Иркутска//Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосиб., 1989. С. 107-119; Беседина О. Н. Памятники истории и архитектуры Иркутска: Культовое зодчество. Новосиб., 1990; она же. Ист. застройка Нижнеудинска//Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосиб., 1991. С. 29-45; она же. Памятники архитектуры г. Иркутска (XVIII - нач. XX в.)//Там же. С. 67-97; Крючкова Т. А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора//Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С. 202-226; Баландин С. Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в.: [Учеб. пособие]. Новосиб., 1994; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. XX в. М., 2000; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД. М., 2004; он же. Правосл. каменные храмы Зап. Забайкалья XVIII - 1-й пол. XIX вв.: История региональной традиции//ПРАМИ. 2005. Вып. 7. С. 178-207; он же. Иркутские каменные храмы сер. XVIII в.//Архит. наследство. 2008. Вып. 49. С. 127-144. Л. К. Масиель Санчес Иконопись Сохранившиеся памятники иконописи Иркутска и Восточно-Сибирского региона позволяют выделить 3 периода, каждый из которых имеет свои стилистические особенности, определяемые конкретной исторической ситуацией. Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. XVII в. (ИркОХМ) Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. XVII в. (ИркОХМ) Первый период приходится на время от основания Иркутска в 60-х гг. XVII в. до организации Иркутской и Нерчинской епархии в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Л. Рягузова. Архангельск, 2002 [б. паг.]; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 2. С. 141 546); Кенозерский национальный парк: Кр. путев. Архангельск, 2004. С. 152-155; Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004. С. 250-253, 430; Критский Ю. М. Кенозерье: История и культура (очерки, мат-лы, исслед.). Архангельск, 2005. С. 29-31; Мелехова Г. Н. Современное возрождение правосл. топографии Каргополья//Ист.-культурное наследие Рус. Севера: Проблемы изучения, сохранения и использования. Каргополь, 2006. С. 250-262; Шаповалова Л. Г. Каргопольские храмы с бочечным завершением//Там же. С. 204-213; Минеева И. Н., Пигин А. В. Святыни Лёкшмозерья//Живая старина. 2007. 1. С. 50-51; Старицын А. Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в.//Рябининские чт.- 2007. Петрозаводск, 2007. С. 446-449. А. В. Пигин Иконография Первый образ К. написан иконописцем Иоанном, родом из Новгорода. В Житии святого среди чудес описывается создание его иконы: «...сотворившим братиям с наставником совет, и призвавше на Челму гору, во обитель преподобнаго, изографа, мужа искусна в художестве своем, рождением Великаго Нова града, ему же имя Иоанн, и повелеша ему написати образ преподобнаго отца Кирилла. Егда же написа он образ той и поолифив на солнце, принесе его поставити; в той час о Глубокое Лекшмо езеро живущии поселяне в деревни, именуемой Казаринова, иже на Труфанове, видевше над монастырем, идеже стояще образ преподобнаго, аки столп огнен - солнечныя лучи…» ( Докучаев-Басков. 1889. 3/4. С. 492). Чудо произошло на Лёкшмозере, недалеко от Челмогорской пуст. Образ был написан вскоре после смерти К. и поставлен в ц. Богоявления над его гробом. Прп. Кирилл Челмогорский, с видом мон-ря. Икона. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Прп. Кирилл Челмогорский, с видом мон-ря. Икона. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Историк К. А. Докучаев-Басков полагал, что эта икона погибла в кон. XVI - XVII в., во время одного из пожаров (Там же. С.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Мифы народов мира. (В 2 томах). М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 227–229 42 См. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. М.: Гнозис, Школа «Языки русской культуры», 1995. – 874 с. (приложение «Об иранском мифологическом элементе в древнерусской культуре. I Еще раз о Хорсе и Симаргле») и Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. М.: Индрик, 1999 – 328 с. (главы первая «Бог Хорс» и вторая «Божество Семаргл»). 45 Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Том III. М.: Русский фонд содействия образования и науки, 2009. С. 70. 46 Текст приводится по электронной версии работы Котляревского А. А. Материалы для славянской истории и древностей: Сказание об Оттоне Бамбергском. 1874. (см. 47 Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Том V. М.: Русский фонд содействия образования и науки, 2009. С. 102. 48 Несостоятельность представлений о Роде, как о Едином Боге древних славян, подробно разбирается в книге Клейна Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. – 480 с. 49 См. «Был ли Дажьбог сыном Сварога?» в статье Зубова Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа, Живая старина. М., 1995. 3 (7). С. 46–48. 50 См.: «Этимологический словарь Фасмера онлайн», статьи «раб» (vasmer.slovaronline.com/Р/РА/10732-RAB) и «ребенок» (vasmer.slovaronline.com/Р/РЕ/10920-REBENOK). 51 Святой Власий Севастийский является одним из так называемых «четырнадцати святых помощников» Римско-католической Церкви. См. http://religion.wikia.com/wiki/Saint_Blaise и 52 §65 полного академического справочника под редакцией Лопатина (См. http://orthographia.ru) – после мягких согласных, типа «вь», используется соединительная гласная «е». Пример: мышеловка и пылесос. 53 ρθοδοξα – греч. ρθς «правильный» + δξα(«слава»). См. древнегреческо-русский словарь И. Х. Дворецкого. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/klassifi...

Необыкновенные поспешность и быстрота в решении всех дел были причиною того, что он был переведен (в 1876 г.) в Архангельск, откуда перешел в Нижний, потом в Вятку и в Донскую Епархию (Архиепископом). Он скончался на покое в Нижнем новгороде 78 летним старцем (1894 г.). Его живая отзывчивость весьма памятна в Орловской Епархии. При нем Семинария отпраздновала свой 50-летний юбилей, а женское училище получило современный свой строй. 11 . Преосвященный Ювеналий (Карюков) переведен был в Орел из Архангельска (1876 г.). Болезненный, он не мог часто служить, а потому возбуждал неудовольствия. При нем была ревизия Консистории, находившаяся в связи с неудовольствиями для Владыки, который переносил их с христианским терпением. Он управлял Орловскою Епархиею 6 лет. В 1879 году июля 29 дня вновь устроенный Троицкий Собор при Архиерейском доме Преосвященнейшим Ювеналием освящен при соборном служении многочисленного Орловского духовенства. Это величественное здание стоит 200 000 рублей и служит украшением Успенского Архиерейского монастыря. Скончался 31 дек. 1882 г. на 65-м году жизни. Погребен он в Успенской церкви (Арх. дома) с левой стороны храма в углу стены и выступа арки. Как при жизни, так и по смерти, его окружали по преимуществу родные его, которым он много благодетельствовал, мало получая от них. Он был добр ко всем нуждающимся, и даже снисходителен к виновным. 12 . В 1883 году назначен был Орел Преосвященный Симеон (Линьков), бывший прежде наместником в Александро-Невской Лавре. В речи вступительной он обещался служить пастве своей, «не щадя ни трудов, ни покоя, ни сил, ни самой жизни», что и исполнил, отдаваясь служению своему всецело, денно-нощно. Особенно памятны его длинные церковные службы, которыми он сначала удивлял всех, а потом привлек к соучастию многих. При нем значительно уменьшились нерешенные дела Консистории, организовалось дело учреждения церковно-приходских школ, учредилось (в 1887 г.) Петропавловское Братство. Прощание с ним при переводе его в Минск (1889 г.) было самое трогательное. В Минске он трудился также энергично, но ему вдруг изменили его силы, и он скончался, когда еще на него возлагались великие надежды. Он скончался 63 лет 31 июля 1899 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Обиходники этого рода не переводные книги, но оригинальные русские, составленные местными уставщиками на основании церковной практики; в языке их бьет живая струя народной речи. О новом памятнике, содержащем в себе сведения о цареградских святынях (Л.Н. Майкова): здесь епископ в беседе с царем рассказывает последнему, что арх. Михаил есть страж храма. св. Софии, что в притворе этого храма находится Ноев ковчег и цепь ап. Павла, а над дверьми образ Спасов. 3десь описываются также: монастыри – Студийский, Манданский и 40 мучеников, церкви – пандепопта, паммакаристы, царский дворец, украшенный узорочьем, столбами, львами, орлами и баранами каменными; описывается игрище близ дворца, статуи и т.п. Памятник этот не тождествен с другими известными доселе описаниями Царьграда. Он написан после взятия Константинополя фрягами, но ранее завоевания его турками, около 1300 г.; автором его был вероятно русский. – Е. В. Барсов обратил внимание членов съезда на одну из рукописей XIII-XIV вв., находящихся в Спасо-Преображенском монастыре. Рукопись эта имеет литургический характер и содержит в себе: чин мефимона, часы, обедницу, чин вечерни и молитвы Кирилла Туровского . Сборник этот не похож, по своему составу, на другие богослужебные книги и должен быть отнесен к категории тех уставных книг, которые явились у нас под влиянием греческих скитских уставов и предназначались для отправления богослужения не в храмах, но в часовнях. Особенно важна эта книга потому, что здесь наряду с творениями вселенских отцов церкви Василия Великого , Иоанна Златоуста и других поставлены молитвы русского автора Кирилла Туровского ; отсюда следует, что: 1) древнерусская церковь обладала в достаточной мере духом свободы и что: 2) Кирилл Туровской пользовался высоким уважением. В тексте рукописи замечается первоначальная чистота языка, и в звуках молитв Кирилла Туровского слышен голос знаменитого киевского оратора дружинной эпохи. В частности, рукопись эта разрешает один из спорных вопросов старообрядчества: в ней служба начинается прямо Иисусовой молитвой, без прибавления слов «за молитву св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Петрозаводск, 1886. Вып. 2, отд. 2. С. 23−24. К сожалению, К. Петров не привёл сведений о времени написания синодика. 361 В самой Хергозерской пустыни хранились в XVIII в. два списка Службы и Жития Макария Желтоводского (один «в десть», другой «в полдесть»), а также рукописный канон Макарию (РГИА, ф. 834, оп. 3, 2457, л. 142 об. 143). 363 Подробнее о народном почитании Макария Желтоводского в Каргополье см. там же. С. 123−129; Мелехова Г.Н. Православные традиции русской деревни в XX веке (по полевым материалам Каргополья и района Куликова поля)//Исторический вестник. 2000. 1 (5). С. 135−137; Ведерникова H.M. Фольклор как способ отражения культурного ландшафта (по материалам экспедиционных выездов 2000−2002 гг.)//Культурный ландшафт как объект наследия. М., СПб. 2004. С. 291−293, 297, 300; Мороз А.Б. Религиозные центры и «народная агиография»//Рябининские чтения-2007. Петрозаводск, 2007. С. 367; Минеева И.Н., Пигин А.В. Святыни Лекшмозерья//Живая старина. 2007. 1. С. 49−50. 364 Предметом самостоятельного исследования может стать почитание Макария Желтоводского на территории всего Русского Севера. Не имея возможности останавливаться на этом вопросе подробно, отметим лишь некоторые факты, относящиеся к разным эпохам. В некоторых редакциях Жития Григория Пельшемского утверждается, что этот вологодский святой XV в. был пострижеником Желтоводского монастыря (см. Семячко С.А. К истории текста Жития Григория Пельшемского//ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 620:631). Историческая достоверность этого сообщения вызывает, впрочем, сомнения, поскольку в других вариантах Жития, передающих первоначальный текст точнее, утверждается, что святой принял постриг в «Галицкой державе» (см. там же. С. 626). Не исключено, однако, что за этим сообщением всё же стоят какие-то культурные контакты Желтоводского монастыря с Вологодским краем. В 1667 г. в Архангельской губернии за рекой Вагой была основана Макариевская-Предтечевская (в честь Макария Желтоводского) пустынь (см. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010