1005 ...я бросился в окно. – В тексте отразились представления о смерти как о выходе из помещения через окно. Ср. в крестьянском рассказе о сновидении: «…а я в окно полезла она меня схватила и поставила на пол и сказала зачем ты полезла из окна ты бы вылезла так сразу померла и я так перепугалась и сразу проснулась» (Живая старина. 1997. 4. С. 45). Умереть и оказаться во власти бесов-«пловцов»· визионеру не позволяет железная решетка монастырской кельи – символ спасения и ограды. 1006 Я, живя в миру, служил при церкви святителя Николая... – До своего пострижения Макарий служил в Никольской церкви села Просек. Святитель Николай – св. Николай Мирликийский (III–IV вв ). 1007 Преподобный Макарий – св. Макарий Желтоводский и Унженский (1349–1444), уроженец Нижнего Новгорода, постриженик Печерского Нижегородского монастыря, основатель трех монастырей – на р. Лух, на Желтых водах и на р. Унже. 1008 Макарьевскую женщину. – Т. е. женщину из г. Макарьева Нижегородской губернии, рядом с которым находился Макарьевский Желтоводский монастырь. 1009 Впоследствии времени я долго отыскивал виденную с тремя младенцами женщину. Когда же отискал, со слезами упрашивал ее, чтобы раскрыла предо мною свою душу. «До замужества моего, – говорила она мне, – я имела троих детей незаконнорожденных. Долго придумывала, куда бы их збыть с рук. Но кто-то научил, чтобы я в самую полночь истопила баню и там сделала известное чародейство. Я восползовалась этим злым советом, истопила и зделала как нужно. От того их нет – не могу уверять, но детей не стало». По выслушании признания я обличил ее судом Божиим и расположил к очищению ея от сего смертнаго греха чрез покаяние, усильныя молитвы и другия богоугодныя дела. 1013 ...иконы явленныя Богоматери Владимирской, Казанской, Иверской... – Прославленные чудотворные иконы Божией Матери. Владимирская икона была написана, по преданию, евангелистом Лукой при жизни Богородицы; в древности образ был послан из Иерусалима в Константинополь (V в ), из Византии в XII в. был перенесен в Вышгород, откуда Андреем Боголюбским – во Владимир и. наконец, в 1395 г. – в Москву. Казанская икона была обретена 8 июля 1579 г в Казани в земле. Иверская икона чудесным образом прибыла в IX в. из Никеи на Афон и была поставлена в Иверском монастыре над вратами храма. В 1648 г. в Москву привезли копию Иверской иконы. Существует множество чудотворных списков с этих икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1676 Гривцев А., свящ. Белощельский приход Мезенского уезда//Архангельские епархиальные ведомости. 1911. 2. С. 64–65. 1677 О. Александр дал обещание отслужить панихиду по Иуде, если найдется его потерявшийся бык; когда в тот же день бык сам пришел домой, священник выполнил свой обет (см.: Там же. С. 65). 1679 См.: Никодим (Кононов), иеромонах. Преподобный Иов, Ущельский чудотворец, и судьбы основанной им обители. Исторический очерк. СПб., 1900. 1680 Подробнее см.: Новикова. В. 1) Лешуконье XV–XIX вв. С. 175–195; 2) Лешуконские храмы. С. 192–222. 1681 Стихи духовные/Сост., вступ. статья, подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М., 1991. С. 176. 1682 См.: Мороз А.Б. Севернорусские пастушеские отпуска и магия первого выгона скота у славян. # Восточнославянский этнолингвистический сборник. М., 2001. С. 232–258. 1683 См.: Белова О.В. Как в деревне Арзубиха «кабалу писали»//Язык культуры: Семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996). М., 2004. С. 183–189. 1684 См.: Пигин А. В. 1) Литературные сочинения о преподобном Пахомкии Кенском, Каргопольском чудотворце//Вестник церковной истории. 2009. 1–2 (13–14). С. 100–120; 2) Сказание о иконе Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерском монастыре Каргопольского уезда//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 76–111. 1685 «Явленная Богородица в деревне Нонбург (Республика Коми)/Публ. Т.С. Каневой, Д.И. Шомысова, предисл. Т.С. Каневой.//Живая старина. 4. С. 53. 1686 Сведения о современном почитании Иуды содержатся в материалах экспедиций Российского государственного гуманитарного университета (Москва) в с. Вожгора (2014 г.) и С-Петербургского государственного университета в селах Вожгора, Ценогора, Селище (2009–2010 гг.). 1688 См.: Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. СПб., 1891; Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков//Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. Т. 8. С. 3–27; Ярхо Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения»//Восток–Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. Вып. 4. С. 18–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

167 Там же. С. 62. Текст Повести по списку XIX в. (ИРЛИ, Северодвинское собр., 495) опубликован: Власов А. И., Рыжова Е.А. Повесть о Житии Прокопия Устюжского в поздней северно-русской книжной традиции//Устные и письменные источники в духовной культуре Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1989. С. 167−173. См. также Власов А.Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб. 2010. С. 466−469. 168 См. Отчёт о поездке с этнографическими целями в Вологодскую и Архангельскую губернии члена-сотрудника М.Б. Едемского в июне и июле 1908 г.//Живая старина. 1909. 4. С. 530. 169 Непеин С.А. Котовалово, место падения «каменной тучи» в 1290 г. близ Великого Устюга//Вологодские епархиальные ведомости. 1899. 13. Ч. неоф. С. 307. 170 «1861. 25 июня. Начали отправлять праздничную службу Благовещению Пресвятой Богородицы и праведному Прокопию. С вечера отправляется в Соборе и по всем градским церквам всенощное бдение; в 6 часов утра подаётся на Соборной колокольне сигнал с ранним обедням, в 7 часов делается перебор в крестное хождение в Котовальскую часовню, с 7½ часов благовест, а в 8 часов отправляется крестный ход в часовню, на место, где выпала в этот день страшная туча, грозившая истреблению города Устюга за грехи людей, но молитвами святого и праведного Прокопия отведённая на пустое место в дебрь Котовальскую» (цит. по Добренький С.И. Церковно-приходские летописи Великоустюгского уезда Вологодской губернии второй половины XIX, начала XX века//Глагол времени: Исслед. и материалы. С. 130). Летопись хранится в Великоустюгском филиале Государственного архива Вологодской обл. (ф. 584, оп. 21, д. 155). 172 Цит. по Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга (извлечения)//Глагол времени: Исслед. и материалы. С. 95. См. также публикацию данного труда: Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга//Москвитянин. 1842. Ч. 4, 12. С. 331−336. 173 Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга (извлечения). С. 98. П.И. Савваитов привёл также случай, рассказанный ему местным старожилом: «Вот Якушка Шильниковской (...) стал варить пиво да набрал эдаких камней. Да и положил в чан-та; смотрит, а пива в нём как не бывало. Он и в другой раз тоже; а пиво ушло, как ушло из чана; а чан-ти целёхонек. Вишь, надо беречь Божью милость...» (Там же. С. 98).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1689 См.: Лурье М. Л., Тарабукина А. В. Странствия души по тому свету в русских обмираниях//Живая старина. 1994. 2. С. 22–26. 1690 Сведения о рукописной традиции и публикации упоминаемых в этой статье видений XVIII-XX вв. см.: Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. 1691 Ярхо Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения»//Восток–Запад. М., 1989. Вып. 4. С. 21. 1692 Ср: Пономарев А.И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы СПб., 1898 Вып. 4: Славяно-русский Пролог. Ч. 2: Январь–апрель. С. 163–164. 176. 1694 Подобное видение известно, в частности, по Житию Зосимы и Саввзтия Соловецких. Преподобный Зосима видит новгородских бояр без голов: им суждено быть казненными по повелению великого князя (см.: БЛДР. СПб., 2005. Т. 13: XVI век. С. 90). 1695 Веселовский А.Н. Безразличные и обоюдные в Житии Василия Нового и народной эсхатологии//СОРЯС. СПб., 1889. Т. 46. 6. С. 117–172. 1697 Ср. с выводом Г.П. Федотова об эсхатологии духовных стихов: «Ужас безвыходный, не знающий искупления, проходящий сквозь всю русскую Божественную Комедию. Такой суд не является разрешением земной трагедии, но продолжает и бесконечно усиливает ее в вечности» ( Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 116). 1700 Ср.: «...диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ) Впрочем, в христианской традиции образ льва наделяется и противоположным значением, символизирует праведников, евангелистов и самого Христа. 1701 См.: Николова Св. Патеричните разкази в българската средновековна литература. София. 1980 С. 354–359. 1703 См.: Дурново Η.Н Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе//Древности. Труды Славянской комиссии Московского археологического общества. М. 1907 Т. 4. вып. 1. С. 54–152 1704 Подобные легенды проникли и в устную традицию (см.: Народные русские легенды А. Н. Афанасьева /Сост. В.С. Кузнецова. Новосибирск, 1990. С. 125–126), а также известны на европейском материале (см.: Herbert J. A. Catalogue of Romances in the Department of Manuscripts in the British Museum. London, 1910. Vol. 3. P. 70 118: английская легенда XIII в.); Британская библиотека (Лондон), отдел рукописей, Arundel MS 527, 129 v–131 v: сербская легенда XVIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 апреля 1841 года произошел более опустошительный пожар. Средств на восстановление и ремонт грандиозных монастырских зданий у епархиального начальства не оказалось, вследствие чего архиерейский дом, семинария и консистория были переведены в 1825 году в другое место – в местечко Аннополь Острожского уезда, а весь штат монастыря по Высочайшему повелению от 21 ноября 1821 года был переведен в Дерманский монастырь, существующий до сих пор. Обгоревшие монастырские здания стояли пустыми в течение нескольких десятилетий, все более и более разрушались от действия времени, пока, наконец, не были снесены в восьмидесятых (приблизительно) годах прошлого столетия. Искатели кладов не раз хозяйничали в монастырских погребах, тянувшихся под зданиями. В настоящее время на месте монастыря расположен еврейский лесной склад, и ничто не напоминает о том, что здесь когда-то был иезуитский, а затем православный монастырь… В древности Острог имел военно-стратегическое значение, как опорный пункт против турецких полчищ, часто появлявшихся в юго-западной России. Как всякий удел, Острог был укреплен своими владетелями. Замковая Судовая гора была обнесена каменной стеной с башнями; из них одна хорошо сохранилась и до настоящего времени. Князья Острожские окружили весь город стеной, в которой были устроены въездные ворота с башней. Двое таких ворот существуют и теперь. Если мы упомянем еще об остатках городского вала, расположенных возле города курганах, то в праве будем сказать, что в г. Остроге немало сохранилось памятников его исто- —91— рического прошлого. Надо только бережно хранить их: «да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Старинаживая летопись. В будущий Острожский музей и библиотеку Братства имени князей Острожских стали поступать пожертвования предметами древности, книгами и рукописями. В библиотеке уже имеется более полутораста книг XVI-XVIII века на латинском и польском языках, десятка три старопечатных церковно-славянских книг и приблизительно столько же рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

46−47. См. также Житие Кирилла Новоезерского/Подгот. текста, пер. и коммент. Т.Б. Карбасовой//БЛДР. Т. 13. С. 354–416. 146 Барсов Е. Преподобные обонежские пустынножители: Материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868−1869 годы. Петрозаводск, 1869. С. 57. 147 Житие Ефрема Перекомского. Основная редакция. Цит. по: Федотова М.А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. СПб. 2001. С. 193. 149 Пигин А.В. Народный культ Александра Ошевенского в Каргополье//Живая старина. 1998. 4. С. 24. Тексты устных преданий об Александре Ошевенском см. в изд.: Мороз А.Б. Святые Русского Севера: народная агиография. М., 2009. С. 341−376. 151 И.Р. У жаждущих (из путешествия по Суши)//Известия Общества изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1913. С. 7−8. Благодарю А.В. Пигина, обратившего моё внимание на этот факт. 152 «Был камень тут заложен. И написано было: „Преподобный Леонид“. К этому камню ходили молиться, клали тамока деньги, у кого чего. Кто болеет, дак клали. Этот камень взялся, потому что Леонид, от тут он церковь выстроил, этот камень так заложил просто, чтобы люди ходили и молились. Я так понимаю. А потом этот камень выворотили. Сколькими тракторами выворачивали! Взяли его под угол положили где завод, под этот ремзавод. Камень тот большой шибко. Вот на этот камень вставали и молилися тут» (ФА СыктГУ. Папуловский с/с Кировской обл., д. Большедорская (2074−60). Тексты преданий о Леониде Устьнедумском приведены в публикации: Шевченко Е.А. Устные предания о святом в Лузской фольклорной традиции//Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. Т. 2: Филология. Этнология. С. 325). 153 Мифологические рассказы и легенды Русского Севера/Сост. и авт. коммент. О.А. Черепанова. СПб. 1996. 405, с. 106. 154 Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиция духовного освоения пространства). С. 125. Предание записано в Шенкурском р-не Архангельской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

47. соб ET, себе Л, собе Р. 48. порученнии С, порученьи Т. 49. рускои ЕЛПРСТУ. 50. митропольи ЕРС. Буква «л» выносная, окончание ю Т. 51. архиепи Ε, архиепископы ЛОПРСТУ. 52. архимандриты ЕОТУ, архимариты Л, анхимандриты ПС, архиимандрриты P. 53. Нет Е. 54. игумени П. 55. честныя ЕЛПРТУ. 56. духовне ЕСТ, духовън Р. 57. беседовати П. 58. Нет Е. 59. потщателне ЕУ, потщателно ПС, подщателне РТ. 60. преподобнем ЕР, преподобнм Л. 61. отцы ЕЛОРТ, отце П, отц С. 62. Макарьи ЕРТ, Макарие ПС. 63. новоявленым Р. 64. чюдотворцы ЕУ, чюдотворц ЛП, чюдотворце ОС, чюдотворцымъ (буквы «мъ» зачёркнуты) Ρ, чудотворцы Т. 65. глаголюще О. 66. себе Л. 67. Бог ЕТ. 68. Слово переделано из проявляет У. 69. во ЕТУ во во (первый предлог зачёркнут) Р. 70. совтех ЕЛСТУ, съвтех О, советех П, совте Р. 71. паки ЕОПРТУ. 72. глагола Л, глаголюще О. 73. похвалаему Т. 74. возвеселятся Л, веселяться С. 75. инъ ЕЛРСТ, ин П. 76. речено О. 77. можеть П. Буква «т» выносная ЛОС, Буква «ж» выносная, е нет У. 78. верху ЕЛОТУ, врьху ПС, врху Р. 79. Нет У. 80. стоа ОС. 81. светилник ЕПСТ, свтилника Л, светилникъ Р. 82. сосудом ЕОПРТУ, спудом С. 83. скрыт ЕРТ, съкрыти Л, сокрытися У. 84–85. новоявълен Е, новоявлен Т. 86. свет П. 87. свм У. 88. Нет ЕРТУ. 89. сьветилника Е, Слово под титлом Р, светилника Т. 90. Доб.: и Р. 91. рачяше Р. 92. Богь ТУ. 93. скрыти ЕРТ, сокрыти У. 94–95. новоявленному ЕР, новоявленому Т. 95. явленну У. 96. Нет ЕРТ. 97. Доб.: Богу нашему слава всегда и нын и при. сно и в вки вком. Аминь С, Богу нашему слава и нын и присно и в вки вком. Аминь Т. 321 Данная статья является продолжением серии наших публикаций о святых, монастырях и книжных памятниках Каргопольского края. См. Пигин А.В. 1) Народный культ Александра Ошевенского в Каргополье//Живая старина. 1998. 4. С. 22−25. 2) Святой Александр Ошевенский в старообрядческой письменности (Чудо о некоем муже Евтропии)//Музей и краеведение на Европейском Севере. Петрозаводск, 2001. С. 41−48. 3) К изучению литературы и книжности Каргополья (повести о чудотворной иконе святых Николая, Варвары и Параскевы и о создании Лебяжьей пустыни)//Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: (Материалы IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения, 2003»). Петрозаводск, 2003. С. 362−367.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5. Густова Л.А., заведующая лабораторией белорусских музыкальных инструментов БГУКИ, доцент, кандидат искусствоведения (г.Минск, Беларусь). 6. Каровская Н. С., директор Ярославской школы звонарей, кандидат культурологии. 7. Никешичев М.В., профессор МГК им. П.И. Чайковского, кандидат психологических наук, председатель Танеевского общества. 8. Балуева Н. В., заведующая регентским отделением Костромской Духовной Семинарии, кандидат искусствоведения. 9. Наумов А.А., старший научный сотрудник Государственного музея им. М.И.Глинки. 10. Кондрашкова Л. В., научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. прп. Андрея Рублева. 11. Дегтярев В.Е., ведущий специалист Общества Церковных Звонарей (г.Ярославль). 12. Вульфов А.Б., композитор, музыковед, заведующий кафедрой эстетического воспитания в образовательной школе г. Москвы. Круглый стол регентов, дирижеров, композиторов и музыковедов «Роль музыки в эстетическом воспитании и образовании» Ведущий: Поляченко Георгий Георгиевич, художественный руководитель Международных фестивалей православной музыки в России, председатель Православного церковно-певческого общества 1. Сафонова В.И., заведующая кафедрой хорового пения АХИ, профессор. 2. Буренина А.В., заведующая нотной редакции Издательского Совета РПЦ. 3. Иеромонах Варнава (Столбиков), духовно-музыкальный наставник хора " За Веру и Отечество " Инженерных войск при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. 4. Священник Владимир Зотов, руководитель семейного ансамбля " Живая старина " (г. Протвино Московской области). 5. Беликов С.И., заведующий кафедрой хорового пения ГАСК, профессор, регент. 6. Клименко В.Е., заведующий кафедрой древнерусской певческой культуры МГУКИ, профессор. 7. Жданова Т.А., художественный руководитель Музыкально-хоровой школы " Радость " , доцент МГПУ. 8. Горячев А.В., регент хора " Покров " храма равноапостольной Ольги Паломнического центра РПЦ, ответственный секретарь Православного церковно-певческого общества. 9. Юденков Д.В., музыковед, художественный руководитель Мужского праздничного хора " Пересвет " .

http://pravoslavie.ru/428.html

851 ...иде Феофан в церковь преподобных Зосимы и Созватия, и приложися ко святым мощем их... – Имеется в виду Зосимо-Савватневский придел Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, в котором с 8 (21) августа 1566 г. почивали мощи преподобных. 854 ...во образе знаемых поморов... – Поморы – самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. 855 Иногда – аки церковники, и косы заплетены и в пуки связаны. – В Пространной редакции Жития читается особое поучение старца Феофана на эту тему: «Запрещайте такожде и власы в косу заплетати или в пучки связывати, глаголаше бо, яко: «Множецею аз видех бесов, приходящих ко мне с заплетенными косами и в пучки связанными. От сего яве показуется, яко бесовское есть дело, еже косы плести и еже без меры краситися (т. е. украшаться. – Т. Р.) власами " » (цнт. по ркп.: БАН, собр. Археографической комиссии, 222, л. 71 об.; на нижнем поле листа помещено примечание к этой фразе: «Изволяяй да чтет о сем запрещающее правило Шестаго Вселенскаго собора четыредесятое»). 856 ...не дающе правила совершати. – Имеется в виду монашеское молитвенное правило – повседневные молитвы и духовные песнопения, которые инок произносит в определенной последовательности. 857 ...и состареся, быв 73 лет. – Пространная редакция Жития Феофана, более точно отражающая хронологию жизни подвижника, говорит в этом эпизоде о 78 годах. 860 Немощно бо двема господинома работати. Богу и мамоне, глаголет Писание. – Ср. Мф.6:24 . Маммона (мамона) – библейское обозначение земного богатства, от служения которому Евангелие предостерегает христиан. 866 А мы кроме нужды и прежде времена изутра чай пьем... – Поучения старца Феофана против чаепитий в монастыре, имеющие основанием традиционную монашескую аскезу, обнаруживают неожиданные тематические сближения со старообрядческими сочинениями против чая, получившими в XVIII в. распространение среди старообрядцев-беспоповцев; основанием для появляения этих сочинений послужило представление старообрядцев о том, что чай в России появился после никоновских реформ (см. об этом, например: Пигин А. В. Сочинения о чае и самоваре в старообрядческой письменности XVIII–XX вв./Живая старина. 2014. 4. С. 34–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

85 Ковалева В.М. К вопросу о западной ориентации устроителей Рождественского монастыря в Новгороде Антония Римлянина//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1993. С. 130. Высказывалось также мнение о принадлежности Антониева монастыря ирландской ветви бенедиктинцев (АмосовМ.В. Указ. соч. С. 78). 86 См.: Симонов Р.А. Ученая состязательность как информационно-коммуникативное явление в Древней Руси//Современные проблемы книговедения. М., 1998. Вып. 12. С. 102–104. 87 См.: Самодурова 3.Г. Школы и образование//Культура Византии: Вторая половина VII–XII в. М., 1989. С. 366–401. 89 Степанов Н. [В.] Заметка о хронологической статье Кирика (XII век)//ИОРЯС. СПб., 1910. Т. 15. Кн. 3. С. 147. 92 Мурьянов М.Ф. О новгородской культуре XII века//Sacris Erudiri. Steen-brigge, 1969–1970. T. 19. С. 419. 93 Се есть въпрошание Кюриково. иеже въпраша иепископа ноугородьского Нифонта и инех//Русская историческая библиотека. СПб., 1880. Т. 6. Стб. 21 и сл. 97 См.: Кирик Новгородец. Наставление, как человеку познать счисление лет//Историко-математические исследования. М., 1953. Вып. 6. С. 175–195. 98 Памятники древнерусского канонического права. Ч. I: Памятники XI–XV вв.//Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 21–51. 100 Мурьянов М.Ф. О новгородской культуре XII века//Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки: в 2 ч. СПб., 2007. Ч. 1. С. 76–81; Амосов М.В. Становление государственности древнего Новгорода и монументальное зодчество. М., 2007. С. 77. 101 См., например: Поветкин В.И. Новгородские гусли и гудки//Новгородский сборник–50 лет раскопок Новгорода. М., 1982. С. 298, 299; Он же. Новгород музыкальный по материалам археологических исследований. Сезон раскопок 1995 г.//Новгород и Новгородская земля. История и археология: (материалы науч. конф. Новгород, 23–25 янв. 1996 г.). Новгород, 1996. Вып. 10. С. 125; Он же. Музыкальный инструментарий древнего Новгорода//Живая старина. 1997. 2. С. 46–49. 102 Власти начали искоренять народную музыкальную культуру и преследовать ее носителей–скоморохов–при Алексее Михайловиче. Преследование богохульных с точки зрения церкви исполнителей, например, описывал посетивший Россию австрийский посол Олеарий (Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М., 2003. С. 281–282). После этих преследований русская национальная инструментальная музыка вернулась в официальную культуру лишь в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010