По дозорным книгам казенного приказа под 1680 г. «в селе Гжели, на речке Гжелке, церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви во дворе поп Фаддей Прокофьев, во дворе дьячок Петрушка Иванов, и попы Кирилл и Фаддей сказали: построена де та церковь исстари, и данью обложена, и церковная пашня и сенные покосы есть…». 11 сентября 1701 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в Московский уезд, в село Гжель в новопостроенную церковь придел Николая Чудотворца, той же церкви попу Карпу Кириллову. Под 1710 – 17 гг. в селе Гжель церковь каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы построенная, нужно полагать, в 1701 г. В Синодальном казенном приказе производилось дело об исправлении в селе Гжели каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению священника оной церкви Михаила Федотова да церковного старосты Гавриила Тимофеева с приходскими людьми. В своем прошении, поданном в казенный приказ 1 декабря 1736 г., они писали: «в 1736 г. 2 июня в Московском уезде, в дворцовой Вашего Императорского Величества Гжельской волости, в селе Гжели Божьим изволением, ночною порою церковь Божия во имя Успения Пресвятой Богородицы погорела и в приделе Николая чудотворца и из церкви святые иконы и всякую утварь убирали, в тех же церквах престолы и жертвенники сломали и оттого божественная служба имеется в остановке, и чтоб указом повелено было оные престолы собрать и, поновя, освятить имеющимися антиминсами»… По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «дать о посвящении указ 1736 года декабря 3 дня». 25 января 1737 г. из Синодального казенного приказа выдан указ Успенскому попу Михаилу Федотову, велено «в показанной Успенской церкви и в приделах престолы построить в вышину 1 арш. 4 верш., в длину 1 арш. 8 верш., в ширину 1 арш. 4 верш. и, построя, те престолы освятить ему, попу Михаилу, на имеющихся антиминсах, буде не ветхи и новопечатные». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

http://sobory.ru/article/?object=01397

Указом 1797 г. Имп. Павел повелевал вместо концертов петь в церквах Псалмы или каноны (Собр. Зак. 17,960). Указом 1804 г. 21,567) предписано петь в церквах стройно; указом 1815 г. 26,143) повелено не употреблять письменных нот, а печатать нотные книги с одобрения директора придворной капеллы. Искажения, какие ввели было в церковное пение Сарти и подобные ему, исправил Бортнянский. 253 Собр. Зак. ук. 1759 апр. 16 и 31 10,935, 10,984), ук. 1760 нояб. 6 и 1761 янв. 22 11,140, 11,189), авг. 22. 1767, окт. 18. 1744. 254 О первых двух Словарь Митр. Евгения; он же о Еп. Феоктисте. Кроме того четыре Рассуждения – о чинах, облачении, о пении, об алтаре, М. 1817 г. 257 Донесение Митр. Арсения Мацеевича – в ркп. Библ. Толстого, 5, 24. 78. Нащокин в ркп. своих записках. 259 Чит. известия С. Н. Глинки: Русское Чтение, 2, 80 – 85. Слч. выше пр. 151. Собр. Зак. ук. 7450. 7950. 262 Сильвестр Казанский, распространитель христианства, отрешен 31 дек. 1731 г. Варлаам Митр. Киевский и Лев Епископ Воронежский лишены сана в 1730 г.; оба оправданы при Елисавете, но не приняв сан, окончили жизнь в иноческих подвигах. Георгий Дашков, Архиепископ Ростовский, и Игнатий Смола, Епископ Коломенский, Члены Синода, в дек. 1730 г. лишены сана за то, что медлили осудить невинного Еп. Льва. Илларион Черниговский отставлен в 1738 г., а Варлаам Псковский (прим. 265) – в 1739 г; Досифей Курский отрешен в 1736 г.; Мельхиседек архимандрит Воскресенский, лишен священства в 1733 г. О Биронах в Малоруссии – Конисский, о прочем – Устрялов. Надобно заметить, что Феофан Прокопович умер 8 сент. 1736 г., а Бирон имел влияние на Имп. Анну и в 1730 – 32 г. Однако участь пострадавших в 1730 – 31 г. во многом зависела и от страстей Прокоповича. См. прим. 133. 263 Собр. Зак. ук. 1736 7072), янв. 15 и мар. 15 1737 г. Вследствие сего до сентября 1737 г. отдано было в солдаты 6557 духовных лиц. 265 Собр. Зак. ук. янв. 15 и мар. 15. 1737 г. Синод требовал правосудия по представлению Псковского Архихиепископа Варлаама, который между прочим писал, что 200 причетников отдано таких, которые были совершенно необходимы для церквей. Слч. пр. 262. 266 Указом 4 апр. 1739 г. по настоянию Синода положено о причетниках: а) за небытие у присяги взять с неразобранных по 30 р. штрафу; б) тех, которые не в состоянии внесть штраф, наказать плетьми. Указом 21 янв. 1739 г. о монастырских служителях определено: а) положенных в подушный оклад оштрафовать 30 р.; б) не положенных в оклад кузнецов, портных, сапожников отдать в солдаты; в) таких же столяров, резчиков, живописцев, мастеров серебряных и золотых дел оштрафовать сверх 30 р. 200 р. или поставкой рекрута; не желающих же платить, но негодных к службе, отослать с женами и детьми в Сибирь на заводы. В 1740 г. (ук. 1 апр. 1740 г.) Синод вынужден был предписать – посвящать в диаконы и священники и таких, которые не в состоянии выучить книжицы о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

рукоположен с 06.08.1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранён; 23.03.1736 Арсений (Берло), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно; 16.06.1744 Пётр (Смелич), архиепископ рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; 27.11.1744 Антоний (Черновский), митрополит бывший митрополит Черниговский и Новгород-Северский с 06.09.1742 01.01.1748 Иоасаф (Горленко), епископ, свт. рукоположен с 02.06.1748 10.12.1754 Лука (Коношевич), епископ бывший епископ Казанский и Свияжский с 09.10.1755 01.01.1758 Иоасаф (Миткевич), епископ рукоположен с 26.04.1758 30.06.1763 Порфирий (Крайский), епископ бывший епископ Коломенский и Каширский с 29.10.17бЗ 07.07.1768 Самуил (Миславский), епископ рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский), епископ рукоположен с 09.02.1774 по 28.11.1786 на покое; 24.10.1792 Белгородская и Курская Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 09.02.1787 по 16.10.1799 переименован епископ Курский и Белгородский Белгородская и Курская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Белгородский и Курский с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 30.04.1818 Евгений (Казанцев), епископ рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 епископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский), епископ бывший епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 12.04.1822 по 28.03.1831 архиепископ Малороссийский и Черниговский Иннокентий (Сельно-Кринов), епископ бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 28.03.1831 по 10.02.1832 епископ Волынский и Житомирский рукоположен с 24.03.1844 по 05.11.1860 архиепископ с 13.03.1832 на покое; 02.02.1861 рукоположен с 01.01.1861 по 11.01.1880 архиепископ Казанский и Свияжский; 11.02.1898 Ефрем (Рязанов), епископ бывший епископ Тобольский и Сибирский с 11.01.1880 по 19.03.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В справке Синодального Казенного Приказа вследствие сего прошения читается: «по переписным книгам переписчика игумена Песношского монастыря Тихона 186 (1678) г. у Николаевской церкви написано: двор попов, приходских 10 дворов. По приходным книгам 195 (1687) г. у той же церкви показано: двор попов, дьячков, приходских 9 дворов; пашни церковной земли, по дозорным книгам дозорщика Иосафа Пестрякова 136 (1628) г. 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен. Да по переписным книгам 1703 г. у той же Николаевской церкви показано: поп Архип Васильев, дьячек Сергей, в приходе 30 дворов; пашни помещикова данья по 6 четвертей в поле, а в дву потому ж. В окладной книге Синодального Казенного Приказа за 1736 г. по Русской десятине, написано: церковь Николая Чудотворца в селе Новом Никольском, в вотчине стольника Петра Богданова сына Лихачева, дани и пошлин рубль 11 коп.». На прошении князя Голицына рукою преосвященного Вениамина епископа Коломенского и Каширского написано: «дать храмозданную грамоту 1736 году декабря 13 дня». На основании сей резолюции о строении церкви выдашь указ, записанный в приходную книгу печатных пошлин Синодального Казенного Приказа за 1736 г. так: «Декабря 15 числа указ о строении церкви капитану князь Федору княж Иванову сыну Голицыну, по его прошению, велено в Русском уезде, в вотчине его, в селе Новом, вместо сгорелой Николаевской церкви, построить вновь церковь во имя тот же храм Николая Чудотворца с пределом Сергия Радонежского Чудотворца; пошлин 20 копеек, нужнейших одна четверть взяты 41 . После смерти князя Федора Ивановича Голицына селом Новым владели: в 1754 г. – сын его Петр по разделу с братьями: Борисом, Николаем, Иваном и Павлом; в 1765 г. – жена графа Владимира Семеновича Салтыкова – вдова Екатерина Алексеевна; в 1773 г. – граф Алексей Владимирович Салтыков, по разделу с братьями Сергеем и Алексеем, женою брата их Николая – вдовою Анною Сергеевною и дочерьми ее Прасковьего и Марьею, и в 1777 г. оно было продано Салтыковым князю Александру Васильевичу Урусову 42 . 22. Николая Чудотворца церковь на погосте, что в Лужках, на реке Рузе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

немецкий автор. Несмотря на широкую веротерпимость, многие протестанты, жившие в России, желали перейти в Православие, что было существенно облегчено в начале XVIII столетия. В «Истории Петра» приводятся интересные подробности, относящиеся к этой проблеме. «11 февраля (1718 г.) писал Петр к патриарху Константинопольскому Иеремию о не перекрещении лютеран, кальвинистов и проч., в случае их обращения в православную веру, ибо иноземцы неохотно соглашаются на тройственное погружение, – отмечал А. С. Пушкин. – Патриарх, согласно с желанием Петра, решил, что довольно тайны (таинства. – а. А.) миропомазания, и в генваре 1719 года Петр о том обнародовал указ». 465 Архив Санкт-петербургской духовной консистории с 1721 по 1730 г. почти наполовину был заполнен делами о переходе лютеран в Православие. Просьбы о присоединении к Русской Православной Церкви присылали в Святейший Синод жители не только Петербурга, но и других городов, например Ревеля и Риги. 466 При этом не следует полагать, что такое обилие прошений было вызвано насильственными действиями русского правительства. В связи с данным вопросом интересно замечание датского путешественника Петера фон Хавена, который побывал в С.-Петербурге в 1736–1737 гг.: «Петр I обнаруживал неудовольствие к тем, которые переходили из одной веры в другую. И когда один важный офицер, бывший в его службе, получив чин генерал-майора, перекрестился в русскую веру, желая тем самым снискать еще больше благоволения, то получил от царя отставку со следующим замечанием: «Так как он не остался верен Господу Богу в том исповедании, в котором родился, то можно опасаться, что он изменит царю в своей службе». После чего он должен был убраться восвояси». 467 В 1735 г. патронат над лютеранской общиной у Литейного двора перенял граф Миних, который одновременно оставался патроном и Новой церкви св. Петра на Невском проспекте. При таком могущественном и влиятельном покровителе община решилась на постройку нового церковного здания. 3 мая 1735 г. был заложен первый камень. Финансовую поддержку строительства оказали лютеранские общины в Риге и Ревеле, а также императрица Анна Иоанновна, пожертвовавшая 1000 рублей. Однако из-за внутренних споров в общине по поводу кандидатур призываемых пасторов строительство новой церкви затянулось. 468 В 1736 г. пастор Иоганн Шаттнер, с ведома церковного совета, пригласил себе в помощники Иоганна Филиппа Литке (Люткена, Lutke) (1705/10–1771), ректора школы при церкви св. Петра (Петрикирхе) (1736–1737 гг.). Но некоторые прихожане, во главе с попечителем церкви – генерал-майором Траутфеттером, объявили протест, заявив, что Люткен (Литке) был приглашен без их ведома, и подали жалобу в Юстиц-коллегию. 469

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1705 году хиротонисан в Архиепископа Архангелогородской Епархии. 1. ИОСИФ Туробойский, около 1704 года. 2. АНТОНИЙ Кармелит, святогорец, с 1705 года. 2. РАФАИЛ Краснопольский, с 1705 года, потом Ректор. 3. РАФАИЛ Краснопольский, с 1706 года, из Префектов. 3. ФЕОФИЛАКТ Лопатинский, с 1706 года. В 1708 году определён Ректором. 3. ФЕОФИЛАКТ Лопатинский, с 1708 из Префектов, по 1722 год. Потом Епископ Тверской. 4. СТЕФАН Прибылевич, с 1708 года. 5. ИОАСАФ Томилович, с 1710 года. 6. ФЕОФИЛ Кролик, с 1712 года. Потом Архимандрит Новоспасский. 7. ИННОКЕНТИЙ Кульчицкий, с 1714 по 1721 годы. Потом Епископ Иркутский. 8. ГАВРИИЛ Бужинский, в 1720 году. Потом Епископ Рязанский. 9. ГЕДЕОН Грембецкий, с 1721 года. 5. ГЕДЕОН Вишневский, с 1723 по 1728 годы. Потом Епископ Смоленский. 10. ПЛАТОН Малиновский, с 1724 года. После Архиепископ Московский. 11. ГЕРМАН Копцевич, с 1726 по 1728 годы, потом Ректор. 6. ГЕРМАН Копцевич, с 1729 года из Префектов; потом Архиепископ Архангелогородский. 12. СОФРОНИЙ Миголевич, с 1728 года, потом Ректор. 7. СОФРОНИЙ Миголевич, по 1733 из Префектов. 13. ИННОКЕНТИЙ Неронович с 1730 года. 14. СТЕФАН Калиновский с 1734 по 1736 годы, потом Ректор. 8. СТЕФАН Калиновский, с 1734 года, из Префектов по 1735 год. Потом Архимандрит Александро-Невский, а, наконец, Архиепископ Новгородский. 15. АНТОНИЙ Кувичинский, с 1734 по 1736 годы. Потом Ректор. 9. АНТОНИЙ Кувичинский, в 1736 из Префектов; был 9 месяцев. 10. МИТРОФАН Слотвинский, с 1738 года. Хиротонисан в Епископа в Тверь. 11. ПЛАТОН Левицкий, с 1739 по 1741 годы. 16. КИРИЛЛ Флоринский, с 1737 по 1740 год. Потом Ректор. 12. КИРИЛЛ Флоринский, с 1741 года, из Префектов. 17. ПОРФИРИЙ Крайский, с 1741 года. В 1742 году пожалован Ректором. 13. ПОРФИРИЙ Крайский, с 1743 из Префектов; в 1748 году, Мая 18, переведён в Донской монастырь. Потом был Епископом Суздальским, а, наконец, Белгородским. 14. ИОАНН Козлович, с 1748 года, будучи Архимандрит Донского монастыря. 18. ИОАНН Козлович, с 1743 по 1748 годы. В сем году Мая 8 произведён в Архимандрита Донского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

22 . Анфим. Был родом из Иверии или Грузии. Пришед в Валахию перед 1692 г. ( Νεοελλην.  Φιλολογα I, 120), сначала жил иеромонахом в одном из букарестских монастырей ( ν μον τν εσοδεων το Συναγβου, ibid. I, 127), в 1705 г. поставлен был в епископы рымникские, в 1706 г. в митрополиты угровлахийские ( Νεοελλην.  Φιλολογα I,  σελ. 177 и Lequien’a I, 1248). Был человек по тогдашнему весьма ученый, имел свою типографию, в которой постоянно, в бытность как иеромонахом, так и епископом и митрополитом, усердно занимался печатанием греческих книг (см. ibid; известна и одна славянская, напечатанная им, книга, см. Роспись славянских книг Каратаева 1208, стр. 155). Возбудив против себя гнев известного своей ужасной жестокостью воеводы Николая Маврокордато, в конце 1716 г. был с позором низведен им с престола и осужден на заточение, а потом во время пути к сему последнему, вероятно, по его же приказанию, был умерщвлен сопровождавшей турецкой стражей (см. Когальничана Histoire de la Valachie р. 377 sqq, у Палаузова стр. 138). 23 . Даниил. Вероятно, непосредственный преемник Анфима; упоминается в 1719–21 годах (Lequien’a I, 1249). 24  Георгий. Был перед 1736 г. (см. Ельснера Neueste Beschreibung derer Griechen Türckey, Berlin, 1737 г., который писал свою книгу в 1736 г. со слов греческого архимандрита Афанасия Доростама). 25 . Стефан. Упоминается под 1736 г.  Νεοελληνικ Φιλολογα Bpemo I, 184). 26 . Григорий. В 1770 г. приезжал в Петербург в числе депутатов, отправленных от сословий обоих княжеств благодарить Екатерину II за покровительство, оказанное им со стороны России (Палаузова Господарства стр. 146).  27 . Филарет. Упоминается перед 1795 г. ( Νεοελλην. Φιλολογα Врето I, 343). 28 . Досифей. Упоминается под 1800 г. (см. ново-греческую Кормчую, так-называемый Πηδαλον, приготовленный к печати в 1703 г. и напечатанный в Лейпциге в 1800 г, стр. 554, в списке подписчиков). 29 . Дионисий Волк. Был в тридцатых годах настоящего столетия, в правление первого после фанариотов природного румынского господаря Валахии Григория Гики (который 1822–1828 г.); по прекращении в обоих княжествах вместе с светскими фанариотами власти и духовных фанариотов, подобно князю, возобновил собою ряд митрополитов валашских из природных румынов (известия об этом Дионисии случайно встречены нами в статье одной румынской газеты, перепечатанной в константинопольской болгарской газете Светник, 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

345 Поставленное в скобах здесь и далее ныне в Б трудно читается вследствие заклейки; в скобах ставятся буквы и слова сей грамоты по списку 1736 г. 346 Подпись, трудно читаемая, восстановляется при помощи Архивского экземпляра. В списках XVIII в. эта подпись так прочтена: «боярина во князя Андреево Куракина околничей Федотовичь и в свое место». В Собрании Г. Г. и Д. напечатано: «боярина во князя Андреево Куракино окольничей Федор Лунин и в свое место». 347 Подпись теперь не читается, вероятно, вследствие заклейки. В списке 1736 г. сперва было написано: «князь Иван, а каким прозванием, того за ветхостию той грамоты знать не почему»; потом вместо слов «а каким» и пр. написано: «Катырев Ростовской». Последнее читается в списке конца XVIII в. и оно напечатано в С. Г. Г. и Д. 357 В обоих списках читается: «ис Кашина Калязина монастыря келарь старец Панферии руку приложил». В С. Г. Г. и Д. напечатано: «Из Кашина Колязина монастыря келарь, старец келарь, старец Порфирей руку приложил». После слов «монастыря келарь» кажется буквы: «с…р…», и затем пустое место букв для 5–6; окончание следующего слова: «стар» неясно, (вынесено над строку), можно читать «ой» (старой), «ец» (старец). 369 Так читаются эти фамилии в обоих списках и так напечатано в С. Г. Г. и Д. В Архивском экземпляре: «Дементей Гордеев и Григорий Пупков». 370 Подпись эта трудно читается в Б и восстановляется при помощи грамоты А. В списках XVIII в. она читается и в С. Г. Г. и Д. напечатана так: «из Адаева выборный Степан Алексеевской и в товарищев своих место руку приложил». В Б можно разобрать: «о…оих Сте…в…ле сын Лутой и т....щей св[о]их места руку при[ло]жил». 372 В копии 1736 г. далее: «тое подлинную грамоту по склейкам закрепил думной дьяк Петр Третьяков». Скрепа эта теперь в виду подклейки грамоты бумагою не везде читается Читать далее Источник: Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова/С предисл. С.А. Белокурова. - 2-е изд. - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1906. - 110 с., 1 л. факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1735-м году, рассуждая по поводу одного конфискованного апокрифического сказания, Святейший Синод констатировал, что «в разных местах и городах в продажу употребляются печатные листы, между которыми и посмешные, а именно – о погребении мышами кота и прочие тому подобные находятся, также и суеверные скорописные о Бобе королевиче и другие имеются, отчего не без безславия народного и посмешества происходит. А по указам поведено было печатному тиснению в ведомстве быть Московской Типографии, а потом уже указом из бывого Верховного Тайного Совета то печатное тиснение разделено на правления – и гражданских дел ведать печатанием не поволено. А оному всему надлежит быть в ведомстве синодальном, и печатное тиснение возобновить в С-Петербурге, в Александро-Невском Монастыре». Обо всем этом велено было Синодальной Канцелярии представить доклад 2775 . В октябре 1736-го года в Александро-Невский Монастырь было переведено печатание новоисправленного текста Славянской Библии. История этого дела вкратце такова. Высочайшим указом 14-го ноября 1712-го года была образована в Москве Комиссия для исправления печатной Библии по руководству Греческого перевода Семидесяти. Комиссия состояла из следующих лиц: учитель Еллино-Греческих Школ, иеромонах, Грек Софроний (Лихуд), архимандрит Спасского Монастыря за иконным рядом Феофилакт (Лопатинский), справщики Феодор Поликарпов и Николай Семенов, монахи Иосиф и Феолог. В 1720-м году работы были закончены 2776 . В 1723-м году, 9-го января, состоялось синодальное определение о печатании Библии, печатание было начато только в 1736-м году и закончено в 1752-м году 2777 . Для печатания Библии в начале года вызваны были из Московской Типографии справщик Иванов с мастеровыми людьми и материалами и первоначально расположились на Новгородском подворье у преосвященного Феофана. Главное наблюдение за печатанием и ответственность за редакцией текста возложены были на Александро-Невского архимандрита Стефана. После кончины архиепископа Феофана 8-го сентября 1736-го года состоялось такое определение Святейшего Синода: так как «Священного Писания книги, нарицаемые Библии, печатание от Святейшего Правительствующего Синода в достодолжное смотрение поручено синодальному члену, Троицкого Александро-Невского Монастыря архимандриту Стефану, и того ради, дабы какой просмотрки и неисправности не последовало, быть тому печатанию в оном Монастыре, а ради пребывания при том печатании справщикам и мастеровым людям всемерно надлежит квартировать Подмонастырской Александро-Невской слободы в обывательских домах, по усмотрению оного ж архимандрита Стефана, а для того из тех домов, будо какой постой имеется, свесть и впредь, пока оное печатание окончится, не ставить».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Прокопов покивал головой, соглашаясь, встал и спросил: — Так где же проекты? Где проекты все-таки, милая моя жена, помощник и опора. — Какие проекты? — испуганно залепетала Клавдия. — Проекты… Какие тебе проекты нужны?.. О чем ты говоришь, не пойму… — взгляд ее перебегал от Прокопова к столу, снова к Прокопову и опять к столу. Подойдя к жене, Прокопов обхватил ладонями ее плечи и легонько потряс. В его больших руках Клавдия стала маленькой, щуплой. Казалось, нажми Прокопов чуть сильнее, и хрупнут Клавдины косточки. — Я тебя сколько раз просил: научись врать… Научись врать… — тихо и горестно говорил Прокопов. — Научись так врать, чтобы я тебе хоть немного мог верить. Так нет же… — оттолкнул он ее. — У тебя все на лбу написано. Клавдия заплакала. — Пошли, — жестко приказал Прокопов, открывая свой кабинет. — Пошли, здесь будем слезы лить. Пропустив Клавдию, он запер дверь на ключ. Они пробыли в кабинете не очень долго и вышли вместе. — Леночку забери, — сказал Прокопов. — Она у Васильевны. Забери и сиди. Жди меня. Клавдия уже ступила на порог, когда Прокопов ее остановил: — Подожди. А почему ты в пятницу их не положила? С почтой. Ведь без толку было держать! — Я хотела… хотела. А потом товары привезли в магазин. Настя прибежала. И я забыла. — Това-ары… Магази-ин, — презрительно процедил сквозь зубы Прокопов. — Иди! И сам пошел было к себе в кабинет. Дверь отворил, поглядел на стопку сшивок с проектами, что на его столе лежали, и повернул назад. Уселся за стол Клавдии, бездумно ударил пальцем по клавише машинки. Потом еще раз. И начал по клавишам стучать. Одним пальцем. Машинка щелкала сухо, отрывисто. Буквы ползли по белому листу бумаги. За этим занятием и застал его Лихарь. — Специальность новую приобретаешь? — Приобретаю… — Заболела, что ли, Клавдия? — Заболела. — Хоть девку эту позови, студентку. Все что-то соображает. — Студентке не сообразить, — медленно проговорил Прокопов и, поискав глазами, нашел клавишу с точкой. Сильно ударил по ней. Пробил тонкую бумагу. — Чего дурью мучаешься? — пожалел его Лихарь. — Скажи Ольге, она сделает. Ишь какой… стеснительный стал.

http://azbyka.ru/fiction/korotkoe-vremya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010