Без преувеличения можно сказать, что тема бессмертия души явилась центральной в русском душеведении XVIII века. В Русской православной церкви подход к проблеме бессмертия души, как и к многим другим проблемам душеведения, состоял во включении психологических проблем в широкий богословско-антропологический контекст. Такими были работы архиепископа Феофана Прокоповича (1681–1736), например его «Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю»/М., 1785/). В еще большей степени богословско-антропологический подход к психологическим темам проявился у Михаила (Десницкого) (1761–1824), митрополита Новгородского, а затем С.-Петербургского. Основной темой его работы «Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового, внутреннего, духовного человека»/В 2-х ч. СПб., 1798/является душеспасение, раскрываемое через психологический анализ состояния грехопадения. Отдельные главы посвящены религиозно-психологическому анализу страстей ветхого человека: самолюбию, своеволию, зависти, гневу и др. Эта же тема, еще полнее и с большим психологическим уклоном, была рассмотрена им позже в «Беседах о внутренних состояниях человека...»/СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1819/. XIX век характеризуется многообразием авторов и произведений религиозно-психологического характера. В 1815 г. появилось «Краткое руководство к опытному душесловию» Петра Михайловича Любовского, магистра философии Харьковского университета/Харьков: Университ. тип., 1815/. Проанализировав в специальном разделе основные «душевные человеческие влечения», автор приходит к выводу, что самым высоким и благодетельнейшим из всех человеческих влечений есть «влечение к признанию Божества»/с. 99/. В 1825 г. было опубликовано «Краткое начертание метафизики» Ивана Ивановича Юрьевича (1788–?). Вторая часть его работы называлась «Пневматология или о существах чувствующих и мыслящих»/СПб., 1825/и была целиком посвящена психологическим темам. После критики материализма, он писал о духовности и бессмертии души, а потом переходил к проблеме духа вообще, духах бестелесных (ангелах), и Духу совершеннейшему (Богу-Творцу).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В круг чтения святителя в те годы входили ранее неизвестные ему книги западных авторов, это – Сент-Мартен, Эккартсгаузен, Штиллинг, Беме, Фенелон, Сведенборг, возможно – Вольтер и Монтескье и другие авторы. Две главные сферы его занятости – церковное служение и переводческо-издательская деятельность: Духовная академия, где он преподавал несколько дисциплин по западным учебным пособиям, церковь , в которой служил и проповедовал, и одновременно Библейское общество, в рамках которого он занимался переводом Священного Писания на русский язык и контролировал издание книг Библии. Его деятельность в этих сферах в той или иной степени проецировалась и на процесс развития новой русской культуры. Очевидно, что сам святитель путем немалого труда сумел гармонично соединить для себя два начала современных ему культур конца XVIII – начала XIX веков, культур национальной и западной, зримым выражением чего стал, например, русский перевод им Евангелия от Иоанна. В переводе сохранен дух оригинала, но в новом русском языке перевода удачно использован лексический и синтаксический опыт латинского и древнегреческого. Само по себе обращение церковного иерарха к занятиям светской культурой не было новостью в России, стоит назвать такие яркие имена, как архиепископ Феофан (Прокопович , 1681–1736) и митрополит Евгений (Болховитинов , 17(67–1837). Заметим, что такое обращение к творческой и научной деятельности не стало традицией в духовной среде, а оставалось личным делом отдельных священнослужителей разного сана. В качестве епархиального архиерея и члена Святейшего Синода митрополит Филарет был причастен к решению многих конкретных вопросов в сфере литературы и научных исследований, в области изобразительного искусства (например, строительство храма Христа Спасителя); в личном плане он оказывал поддержку различным деятелям на ниве культуры (А. Н. Муравьеву, А. С. Хомякову, И. В. Киреевскому и др.); его проповеди оказали ощутимое влияние на формирование современного русского языка, а высказанные в них идеи и суждения по многим богословским, философским, социальным, политическим, нравственным и иным вопросам стали заметным вкладом в сокровищницу русской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Радикальное изменение произвел Петр Великий. В каком-то смысле почва для так называемой церковной реформы была подготовлена предшествующим развитием отношений государства и Церкви на Руси. Но Петр официально поддержал новую теорию. Он действовал под сильным влиянием лютеранской концепции полновластия местного государя (Landesherr) во всех областях жизни страны, как светской, так и духовной. Он заявил, что государь является источником церковной юрисдикции, и власть Церкви исходит исключительно от него. Согласно этой теории, Церковь вообще не имела независимого статуса или положения и считалась просто органом местного или национального государства. Это полностью противоречило византийской схеме. Петр упразднил должность Патриарха, чтобы не иметь над собой епископа, и заменил его духовной коллегией или советом, который рассматривался как институт государства, получающий власть и полномочие от монарха. В состав коллегии входили епископы, священники и даже миряне, назначаемые царем и действующие по его поручению. Особый чиновник – обер-прокурор – должен был надзирать за деятельностью коллегии, но не входил в ее состав; он имел право вето, но не имел голоса. Реформа вызвала сильное сопротивление Церкви и проводилась насильственным и жестоким путем. Новый орган был скоро переименован в Священный Синод, но это не могло скрыть природы перемен. Петр не мог рассчитывать на сотрудничество северных епископов и был вынужден назначать на все церковные должности своих людей, главным образом тех, кто учился на юге (в Киеве и т. п.) или заграницей. Его главным советником и помощником был Феофан Прокопович (1681–1736), человек ученый, но неразборчивый в средствах, бывший униат и полностью полагающийся на протестантские источники, как в богословии, так и в собственной концепции отношений государства и Церкви. Новая идеология была сформулирована в «Духовном Регламенте» (1721 г.), совместно написанном Прокоповичем и Петром. Это был не только конституционный акт, но прежде всего идеологический памфлет. Подписи епископов и высшего духовенства были явно поставлены под нажимом. Даже так называемое признание реформы восточными патриархами, которые руководствовались политическими соображениями, не могло изменить нетрадиционный характер столь рискованного предприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

С 1576 по 1700 г. Греческую коллегию окончили 690 студентов, из к-рых более 60% греки из венецианских и тур. владений (439 чел.). В 1615 г. по просьбе униат. Киевского митр. Иосифа Вельямина Рутского папа Римский Павел V закрепил 4 места в Греческой коллегии за юношами из Речи Посполитой; в 1623 г. по решению Конгрегации пропаганды веры к ним были добавлены еще 2 места, что положило начало обучению униатов-славян (они стали 2-й по численности национальной группой, обучавшейся в коллегии). Также в Греческой коллегии обучались итальянцы, итало-албанцы, итал. и мальтийские греки. В среднем в коллегии одновременно учились ок. 40 юношей, поступавших в возрасте от 10 до 14 лет. Среди выпускников Греческой коллегии эллинист, эрудит, теолог, хранитель Ватиканской б-ки Лев Алляций (1586 или 1588 - 1669); поборник униатского движения в Западнорусских землях Петр Аркудий (ок. 1563-1633); поэт, переводчик с греческого языка еп. Франческо Аркудио (1590-1641); антиквар, хранитель Ватиканской б-ки Никколо Аламанни (1583-1626); кипрский богослов Неофит Родинос (1576/77-1659/69); преподаватели Падуанского ун-та Иоанн Коттуниос (1572-1657) и Иоанн Кигалас (1622-1687), униатские Киевские митрополиты Иосиф Вельямин Рутский (1574-1637) и Рафаил Корсак († 1640); миссионер в Польше митр. Джакомо (Иеремия) Барбариго (1580-1637); архиеп. Иоанн Кариофилл (ок. 1565-1635); архиеп. Феофан (Прокопович) (1681-1736) и др. В 1693 г. Греческая коллегия оказалась под угрозой закрытия, т. к. количество студентов сократилось до 18; было решено пополнить коллегию студентами-католиками лат. обряда с греч. островов, что привело к переориентированию коллегии на подготовку лат. миссионеров на Леванте. В 1763 г. в коллегии обучалось только 7 греч. студентов с Востока. В 1803 г. Греческая коллегия, как и др. К. п. в Риме, была закрыта. Ее деятельность возобновилась в 1845 г. по указанию папы Григория XVI; тогда были приняты 15 студентов (8 студентов из Русинской греко-католической Церкви , 4 студента из Мелькитской католической Церкви, 3 студента из Итало-Албанской католич. Церкви). В 1849 г. папа Пий IX учредил 4 стипендии для студентов-румын. В 1886 г. папа Лев XIII поручил руководство коллегией конгрегации воскресенцев , а в 1890 г. вновь передал коллегию под управление иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

13  Во времена Петра I к власти в Русской Церкви пришел некий архиепископ Феофан Прокопович. Этот «духовный» гастарбайтер притащился в столицу с южнорусских земель. Таких людей великороссы называли «учеными хохлами». Родился Прокопович в купеческой киевской семье в 1681 году. Образование он получил в Киевской коллегии и довершил в католических школах Львова, Кракова и Рима. Выученик Рима, он пресмыкался перед славой, почетом и достатком. Произведя впечатление на Петра I своим напускным красноречием, он и был приглашен в столицу. После смерти патриарха Андриана Петр решил окончательно упразднить Патриаршество в Русской Церкви. Прокопович активно поддержал царя в этом дерзком его начинании. Будучи масоном, Прокопович составил так называемый «Духовный регламент» – документ, который сильно утеснял Церковь в ее правах и насаждал лютеранского образца систему церковного управления. Он был настоящим диверсантом внутри руководства Русской Церкви в XVIII веке. Монахам запрещали по данному регламенту иметь чернильницу в келье, чтобы монашествующие не могли писать духовных воззваний к своей пастве. Рядовому духовенству предписывалось доносить тайну исповеди «в интересах светской власти», что сильно подорвало доверие со стороны русских людей к духовенству. Со своими противниками Феофан расправлялся самым жестоким образом: пытал, допрашивал и ссылал в ссылку. Его «тайная канцелярия» работала и днем, и ночью. Особенно подвергалось гонению русское духовенство. Петр I охотнее заменял епископов-великороссов более послушными малороссами. В середине XVIII века даже был принят закон, предписывавший ставить в настоятели и на архиерейские кафедры не только украинцев, но иногда и русских. «Духовные» челноки носились между Киевом и Римом, Киевом и Москвой. Фактически униатское, прокатолическое духовенство завладело духовной властью в России. Издеваясь над смиренными великороссами, они нещадно эксплуатировали их. Сам архиепископ Феофан Прокопович стал рабовладельцем, у которого насчитывалось в частной собственности, как сообщает историк Доброклонский, 16 000 крепостных крестьян. Он имел два дома в Петербурге, дом в Москве и в с. Владыкино под Москвой и приморскую дачу между Петергофом и Ораниенбаумом; получал огромные доходы и вещественные сборы со своих имений; окружил себя челядью и роскошной обстановкой. Умер он в 1736 году 8 сентября, в самый разгар его очередного «розыска» (гонения) против русского епископата. Умирая, Феофан думал не о Боге, а о своей «гениальности»: последнее, что он произнес, были слова: «Главо, главо! Разума упившись, куда ся преклонишь?»

http://pravoslavie.ru/94858.html

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

482 Речь идет о сочинении архимандрита Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа», напечатанном в Прибавлении к творениям святых отцов, 1848, VII. 484 Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII. 486 Симеон Метафраст († 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. – Прим. сост. 489 «Православно-догматическое богословие» архимандрита Макария (М. П. Булгакова, 1816–1882), впоследствии митрополита Московского и Коломенского (1879–1882), первоначально было издано в пяти томах (1849–1853). О мытарствах см. часть II, §§ 250, 260. – Прим. сост. 492 Палмер Вильям (1811–1879), английский богослов и диакон Англиканской Церкви, искавший соединения с Православной Церковью, но позже перешедший в Римско-Католическую Церковь . Свою поездку в Петербург и свои впечатления он описал в «Заметках о посещении Русской Церкви». Его визит в Россию пробудил интерес к Англиканской Церкви. – Прим. сост. 494 Феофан (Е. Прокопович, 1681–1736), архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1718–1736), сподвижник Петра I. А. Ф. Адашев, окольничий, воевода, советник Ивана Грозного. Святитель Филипп (Ф. С. Колычев, 1507–1569), митрополит Московский (1566–1568). Никон (Н. М. Минин, 1605–1681), патриарх Всероссийский (1652–1666). – Прим. сост. 495 Святитель Петр († 1326), митрополит Московский, Киевский и всея Руси. Святитель Алексий (Е. Ф. Бьяконт, между 1292 и 1300–1378), митрополит Московский и всея Руси (1354–1378). – Прим. сост. 496 Генри Маннинг (1808–1892), англиканский священник и проповедник в Оксфорде. В 1851 г. перешел в католичество. В 1865 г. римским папой назначен архиепископом Вестминстерским, в 1875 г. – кардиналом. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А. Салтыкову, Московскому военному губернатору, прося его заботиться о путевых удобствах архимандрита Варлаама во время его ежегодных поздок из С.-Петербурга в Троице-Сергиеву лавру. Так, напр. в письме своем от 23 ноября 1736 г., незадолго до смерти Варлаама, императрица пишет: «Семен Андреич! приложенное письмо батюшке отдай и скажи ему, чтобы он не очень себя в труд вдавал, того ради, что он человек старый». 1021 В той борьбе, которая происходила между партией духовных особ великоруссов и малоруссов, в лице членов Синода – архиереев – Георгия Дашкова и Феофана Прокоповича , Варлаам отличался уклончивостию, которая, впрочем, не спасла его от злобной сатиры на него – приверженца Прокоповича – известного сатирика Кантемира, который, осмеивая благочестие Варлаама, представлявшееся ему и его друзьям – лишь лицемерием, писал: «Варлаам смирен, молчалив, как в палату войдет, всем низко поклонится, ко всякому подойдет, в угол свернувшись потом, глаза в землю втупит; чуть слыхать, что говорит, чуть, как ходит, ступит. Безперечь четки в руках, на всякое слово страшное имя Христа в устах тех готово. Молебны петь и свечи класть склонен безмеру, умильно десятью в час выхваляет веру тех, кои церковную славу расширили и великолепен храм учинили. Безперечь советует гнева удаляться и досады забывать, но ищет в прах стерти тайно недруга, не даст покой и по смерти». 1022 Скончался Варлаам 25 июля 1737 г. и погребен в основанной им, недалеко от С.-Петербурга, Сергиевой пустыни, в ризнице которой сохраняется надпись на триоди, что эта книга пожертвована в монастырь на поминовение его родных – Антипа, Ксении и Мавры. 1023 Причт церкви св. Иоанна Предтечи Священники: Александр Карпов с 1682–1688 г. 1341 ; Даниил Никитин с 1682–1687 г. 1342 ; Василий Михайлов из дьяконов Воскресенского собора с 1687–1699 г. 1343 ; Семен Авдеев Пекалицкй с 1688–1699 г. 1344 Дьяконы: Иосиф Филиппов с 1681–1688 г. 1345 ; Тимофей Евстафьев с 1693–1694 г. 1346 ; Иван Гаврилов с 1697–1699 г. 1347 Псаломщики: Сильвестр Петров с 1681–1686 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Вполне очевидно, что реализация советов о. Иоанникия Галятовского ведет к созданию проповеди в духе барочной литературы. Библейский текст используется в ней лишь как внешняя декорация, а витиеватость речи зачастую господствует над содержанием. 1.5.2. Гомилетические воззрения архиепископа Феофана (Прокоповича) С 1680-х гг., когда в Киевской академии окончательно сформировался полный курс преподаваемых наук, сведения о церковном красноречии помещались в общие курсы риторики. Гомилетики как отдельной учебной дисциплины в Киево-Могилянской академии не существовало. Сам по себе этот факт свидетельствует о широком использовании в проповеди законов светского красноречия. Профессор КДА Н. И. Петров указывает шесть киевских рукописных латиноязычных курсов риторики конца XVII – первой половины XVIII в., в которых имеются специальные разделы о церковном красноречии. Наиболее ранний из них относится к 1688 г. и, возможно, принадлежит Стефану Яворскому . По замечанию Н. И. Петрова , этот курс очень близок к «Науке» Иоанникия Галятовского и в значительной мере заимствован из книги французского иезуита Николы Коссена (Nicolas Caussin, 1583–1651) 41 . Особого внимания заслуживает курс «О риторическом искусстве» (De arte rhetorica) иеромонаха (впоследствии – архиепископа) Феофана Прокоповича (1681–1736), относящийся к 1706 г. 42 Он заметно отличается от предшествующей ему могилянской традиции. Фактически Прокопович стремился реформировать подходы к церковному красноречию. Его «Риторику» принято относить к «умеренному барокко» 43 . Прокопович активно критикует крайности барочного проповедничества, призывая к отказу от них. Польские иезуитские коллегии он называет «фабриками испорченного красноречия» 44 . Особенно жесткой критике Феофан подвергает польского проповедника Томаша Млодзяновского (1622–1686), который был одним из наиболее известных католических проповедников в Речи Посполитой в XVII в. Прокопович настоятельно рекомендует использовать в качестве образцов святоотеческие проповеди (прежде всего св. Иоанна Златоуста ), а не современных польских ораторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Впрочем, оне не составляли прямого и главного содержания проповеди, но входили в нее, как часть дополнительная, занимая в ней, смотря по обстоятельствам, более или менее видное место, как в наше время, так называемые, вспомогательные предметы. Но этим прибавлением предметов не религиозного характера не ограничилось преобразование проповеди: одновременно с этим она изменилась с внутренней стороны, отрешаясь мало-помалу от схоластических оков или латино-польского влияния и принимая постепенно характер самостоятельности. Виновником такого преобразования русской церковной проповеди начало XVIII в. был один из замечательнейших деятелей Петра I, архиепископ Новгородский и Псковский Феофан Прокопович. I. Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский и Псковский (1718–1736 г.) Феофан родился 1681 г. в Киеве и назван был в крещении Елеазаром. Родители его были киевские мещане и рано скончались, сначала отец, потом мать, оставив сына своего круглым сиротою. К счастию у него был добрый дядя, иеромонах Феофан Прокопович, наместник киево-братского монастыря и ректор коллегии могилянской, который и приготовил и определил его в школу. Скоро и этот благодетель Елеазара скончался; но нашелся другой — киевский мещанин, который принял его на свое содержание и дал окончить курс наук в коллегии. Самое лучшее, что вынес семнадцатилетний Елеазар из схоластического преподавания — это любовь к науке, к образованию. Для довершения своего образования от отправился в польские школы, но туда, как мы знаем, не принимали православных. Елеазар, чтобы достигнуть своей цели, вступил в братство битевского базилианского монастыря с именем Елисея и был отправлен во владимиро-волынское училище, при кафедральном монастыре униатского епископа. Богатые способности и любовь к просвещению обратили внимание начальства училищного на молодого Елисея, и он скоро был определен учителем пиитики и риторики, а впоследствии, как даровитейшй, вместе с другими базилианскими монахами, отправлен был для усовершенствования философских и богословских наук в Римскую коллегию св.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010