Тут батюшка осёкся, видно было, что сожалеет о своих словах. Проговорился. В Иерусалим, надо сказать, отец Василий действительно поехал. Через три года. Друзья приложились ко кресту на могиле преподобного Серафима, от которой исходило много чудес. Не один батюшка Василий присылал на погост к святому своих духовных чад, но и старец Иоанн (Крестьянкин), а также, надо полагать, и другие духовники. Пора было ехать обратно. Отец Алексий их поджидал возле церкви, но, вместо того чтобы благословить на обратный путь, произнёс: – Вас отец Василий куда прислал? Ко мне. Тогда за мной. Завёл в Казанский храм, на лавочку посадил. В этот момент с улицы донёсся звук страшного удара, так что церковь качнулась. Прокопов рассказывает о дальнейшем, улыбаясь: – Подполковник Саня с лица спал, говорит: «Ну всё, Мишка, истребитель рядом разбился». Над Вырицей действительно летали на низкой высоте истребители, потому предположение было вполне основательное. Но за первым ударом последовал второй, а потом разверзлись хляби небесные, да так, что из всех щелей потекло. Оказывается, это были удары стихии. Женщины забегали, вёдра тащат, а отец Алексий знай себе улыбается. Поговорил с офицерами, потом благословил в дорогу. Вышли они, а кругом сосны из земли вывернуты. Отпусти их батюшка, попали бы в эпицентр бури. – Нас бы там поубивало, – констатирует Михаил Фёдорович. – Прошли немного, Саня говорит растерянно: «Иди один, не могу дальше». Оказывается, у его армейских туфель подошвы отвалились. Кое-как добрались до станции. Саня тогда сильно проникся… Скончался отец Алексий в 2005 году, почти сорок лет прослужив в Вырицах. Такие вот были друзья у отца Василия Ермакова. «Распишись и получи» – Он умел разговаривать жёстко, – продолжает рассказ о духовнике Михаил Фёдорович. – Если добился, распишись и получи. Помню, старуху одну с исповеди отправил. Сказал: «Ты семьдесят пять лет сюда не ходила, вот и теперь мимо ступай. Если бы ты сама пришла, другое дело. А тебя ведь за руку привели. Двести храмов у нас в городе, туда ступай. А ко мне за руку водить не надо».

http://pravoslavie.ru/65878.html

– Понял, батюшка. Тайная жизнь Старые христиане, пережившие гонения, были душой Русской Церкви на том переломе, который произошёл в 90-е годы. Все они, так или иначе, знали друг друга. В прошлом году на 9 мая скончался в Красном Селе, что под Петербургом, протоиерей Евгений Ефимов. Михаил Фёдорович вспоминает, как приезжал к нему в храм в честь св. Александра Невского. – О, Мишка, привет! – говорит отец Евгений с порога, хотя они первый раз в жизни друг друга увидели. Поражённый Прокопов уж и не знает, как представиться. Говорить, что он духовное чадо отца Василия, вроде лишне, если старцу даже имя его известно. – Он, Василий-то ваш, дурак был, – замечает отец Евгений. – Батюшка?! – совсем теряется Михаил-воин. – Да. Дурак. И все мы дураки. Миш, ты что говоришь-то такое? – Так это не я говорю, это вы говорите. – Нет, я такого тоже не говорю, мы с Васей учились вместе... Отца Василия и верно иной раз дураком называли. Хочешь прослыть дураком – говори всем правду. Хочешь поссориться – говори правду. А отец Василий запросто вору мог сказать, что он вор, невзирая на чины и звания. Отец Евгений, видать, такой же был. Они с отцом Василием и Святейшим Патриархом Алексием были старинными друзьями. В общежитии Ленинградской семинарии жили в одной комнате, а познакомились ещё раньше. Батюшку Василия отец Патриарха – священник Михаил Александрович Ридигер – спас с сестрой и отцом Василием Верёвкиным из концлагеря. «Ещё немного – и я бы непременно погиб», – вспоминал отец Василий Ермаков, добавляя, что у Алёши (будущего Патриарха) был свой план спасения, но сработал отцовский. Тогда они и подружились. С отцом Евгением Патриарх познакомился в 43-м, когда вместе учились на богословских курсах в Вильно (Вильнюсе). Отец Евгений вспоминал потом, как смешно они ссорились с Алексеем Ридигером. Будущий Патриарх всегда первым шёл на мировую: «Женя, иди хлеб с маслом есть!» – «Не хочу, сам ешь!» – «Иди, масло уже пожелтело, меня мама заругает, если ты есть не будешь». Ещё рассказывал, как позвал его однажды Вася Ермаков: «Женя, пойдём на рынок штаны покупать!» Собрали последние деньги, пошли. А навстречу – человек, подходит он к Евгению и говорит: «Купи икону». Это был Тихвинский образ Богородицы. Всё скопленное на одежду Ефимов тут же и отдал. Икона эта потом сопровождала его всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/65878.html

58 Первый так называл патриаршество г. Каптерев, а затем охотно последовали г. Н. Кузнецов и проф. Титов (Кузнецов. Преобразования в русс. Церкви, 68. М. 1906. Журналы и протоколы предсоборного присут. Loc. Citat., 1487) 63 Не будучи специалистом в области русской церк. истории, я вполне доверяю суждениям В. Е. Голубинского о Никоне, но думаю, что и специалисты этой науки не сомневаются ни в беспристрастии, ни в учёной компетентности названного ветерана исторической науки. 68 Приводим отзывы проф. А.П. Доброклонского, историка нельстивого и не раболепного. «Руководство по истории русск. церкви. Вып. 3, стр. 85. 119–23. М. 1889. 73 Дух. Регламент, стр. 3. Срав. Рункевича. Учреждение и первоначальное устройство Св. Синода, стр. 119. Спб., 1900. 75 Об этих недостатках мы говорим в статье: «уроки и примеры из истории древних соборов», которая скоро появится в Душепол. Чтении. 85 Журналы в протоколы. Цер. Вед., 22, ст. 1523 приведены слова Димитрия, архиеп. Херсонского. 86 См. статью свящ. Стефановича. Феофан Прокопов., как кантонист. Вера и Церковь , 1906, кн. 6 и дал. Любопытно, что образец для своего синода Феофан почему-то ищет в иудейском синедрионе, афинском ареопаге, в афинских же собраниях «нарицаемых дикастерия“ и в подобных (неизвестно – каких) учреждениях «древних и новейших государств» (Дух. Регламент 12). 105 Некоторое представление о том, как совершается подобный захват, может дать следующее описание: «В Сиднее несчастных женщин стараются украсть в отсутствии их покровителей. Их сперва оглушают ударами по голове, затем окровавленных тащат в лес за руку с такою силою и быстротой, что надо удивляться, как им не вывихнут руки. Похититель не обращает внимания на попадающиеся на пути пни и камни, заботясь исключительно о том, чтобы дотащить поскорее приз до места стоянки, где происходит сцена до того возмутительная, что мы не решаемся ее описывать». (Леббок Д. Начало цивилизации, стр. 67. СПБ. 1871). 106 Напр., в Индии (см. проф. А. Осипова – Брачное право древнего востока, вып. 1, стр. 55–58, Казань 1872), Персии (там же, стр. 74–75) и др. У римлян религиозная форма заключения брака per confarreationem по древнему праву составляла преимущество патрицианских родов и была недоступна плебеям (Dr. A. Roszbach, Untersuchungen über die römische Ehe, 5. 96–98, Stuttgart 1853; Казанцев Л., проф. О разводе по римскому праву в связи с историческими формами римского брака, стр. 97. Киев 1892).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17 нояб. память Никона Рождественского . Через трое суток с Матвеева дня праздновались «Проклы» (20 нояб.) Проклинали в этот день знахари скрывавшуюся в земных недрах нежить, чтобы не выходила она из своих нор как можно дольше, чтобы как можно меньше мутила человеческую жизнь. Существовали особые заговоры на этот случай. 21-й день ноября был посвящен великому празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм. 22 нояб. – Память великого князя Михаила Тверского убитого за веру татарами. Прокопьев день. «Пришел Прокоп – разрыл сугроб!» – говорили в народе. «Святой Прокопий дороги прокапывает!», «С Прокопьева дня – хороший санный путь: сани сами катятся по гладкой дорожке, сами сани лошадке прыти прибавляют!», «Где прокопал Прокоп – там и мужику и зимний путь!» В обычае было с этого дня ставить зимние вехи, обозначать дорогу; местами вешить дорогу снопами вымолоченной ржи, по др. местам – сосенками да елочками. Старые благочестивые люди советовали не приниматься за это дело без молитвы к святому «прокопывателю дорог». Вешить дорогу считалось богоугодным делом, т. к. цель его – указание пути идущему люду в ночное время и в снежную вьюгу, когда легко можно сбиться с дороги. Обыкновенно эта нетрудная работа производилась «всем миром». 23 нояб. святитель Митрофан Воронежский . Через сутки после «Прокопов» – день памяти св. вмц. Екатерины. Екатеринин день прошел, катанье привел; «Катайся, у кого лошадь да сани есть – на санях, а нет ни саней, ни лошадки – садись на ледянку, с горы катись!» – говорили об этом дне: «Прокоп дорожку прокопает, а Катерина укатает!», «С Катерин зима деревню доймет не мытьем, так катаньем: не голодом, так холодом!» С этого дня начинался для мужика зимний извоз: тянулись в города из села обозы с хлебом. В Пермской губ., в 30-х гг. XIX столетия по многим селам чествовали прокапывателя занесенных дорог, св. Прокопия, особым празднеством, сопровождавшимся пирушкой «всего мира на мирской счет». В этот день закалывался «последний (до весны) барашек», и его съедали сообща всей деревней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1425 году Мартин V взял в свои руки решение вопроса о реформах. Он провел целый ряд мероприятий по управлению церковью, в первую очередь - по реорганизации курии. Он ввел в кардинальскую коллегию наряду со своими родственниками наиболее авторитетных, гуманистически настроенных представителей высшего духовенства тогдашней Европы, таких, как кардиналы Капраника, Чезарини и Доминичи, решительных сторонников реформ. Во время понтификата Мартина кардинальская коллегия все еще сохраняла интернациональный характер, но чем дальше, тем больше в ней складывалось итальянское большинство. В последние годы пребывания Мартина на папском престоле началась война Сигизмунда с гуситами. Папа назначил легатом крестового похода против гуситов кардинала Джулиано Чезарини. На седьмой год после Сиенского собора, в 1431 году, в Базеле собрался очередной вселенский собор. К последним распоряжениям папы относится назначение кардинала Чезарини полномочным папским легатом на Базельском соборе. Вскоре после этого Мартин V скончался. Конклав возвел на престол племянника Григория XII, венецианца по происхождению, принявшего имя Евгения IV (1431-1447). Перед избранием нового папы он также подписал капитуляции, в которых его обязывали провести куриальные реформы. У нового папы отсутствовали политическая энергия и дипломатическое чутье, присущие его предшественнику. Первую тактическую ошибку он совершил, изгнав из Рима и со всех занимаемых ими должностей родственников предшественника, тем самым превратив род Колонна в своих смертельных врагов. При колеблющемся и бессильном Евгении IV на последнем крупном реформаторском соборе XV века, заседания которого то и дело прерывались, конциляризм достиг своей вершины. Когда кардинал Чезарини открыл Базельский собор, в город не прибыл еще ни один епископ. Дискуссии медленно собиравшихся отцов собора начались в более радикальной антипапской атмосфере, чем это было даже на Констанцском соборе. Участники собора начали с того, что объявили себя однозначно стоящими над папской властью. В конце 1431 года папа Евгений IV довольно поспешно и необдуманно распустил собор своей буллой «Quoniam alto». Однако собор воспротивился решению папы, остался на месте и потребовал прибытия Евгения IV на собор. Базельский собор стал под защиту короля Сигизмунда: между папой и собором произошел открытый разрыв. Но кардиналы тоже хотели избежать церковного раскола, поэтому вместе с Сигизмундом они настойчиво стремились к компромиссу. Тем временем Базельский собор добился серьезных успехов в деле примирения с умеренным крылом гуситов. На заседания Базельского собора пригласили вождей чашников, двух братьев Прокопов, которые в конце концов в 1433 году приняли условия Пражского соглашения. Этим компромиссом в историю католической церкви впервые вошла религиозная терпимость!

http://sedmitza.ru/lib/text/441644/

Для мира эти трое друзей, конечно, были «дураками». А они для мира – спасением. Или вот другие истории, связанные со старинными сопричастниками отца Василия. Умер в Велебицах близ Новгорода ученик преподобного Серафима Вырицкого, священник Михаил Середа. Он и музыку сочинял, и стихи писал под псевдонимом Очевидец, и много чего ещё. Матушка Екатерина решила с оказией, через Михаила Фёдоровича, отправить тетрадку с записями мужа отцу Василию. Ну и вот, приезжает Михаил-воин в Серафимовский храм, а отец Василий его уже встречает: «Ну что, от Очевидца поклон?» Потом вдруг резко, без перехода: «Подохнешь, собака, с голодухи, если с нами не будешь». Это ему чекисты так говорили, отправляя из богатого Никольского прихода на Серафимовское кладбище, где царило запустение. И так же, слово в слово, сказали представители компетентных органов отцу Михаилу, отправляя в Велебицы. А к нему туда потом со всего мира народ приезжал, даже из Америки. Да и протоиерей Василий с голоду не помер. Не место красит человека. Через полгода отец Василий протянул Прокопову тетрадку обратно: «Отвези, матушка волнуется». Матушка Екатерина и верно, как оказалось, места уже себе не находила, просияла, увидев драгоценную рукопись. В другой раз привёл Михаил Фёдорович к отцу Василию друга – лётчика-подполковника. У того были серьёзные проблемы в семье и со здоровьем. Батюшка подумал и велел друзьям ехать к протоиерею Алексию Коровину в Вырицу. Отец Алексий, кто не знает, много сделал для прославления преподобного Серафима Вырицкого. Когда приехали на место, оказалось, что отец Алексий их уже поджидает, хотя связи у него с отцом Василием не было. – О, васильки припёрлись! – весело сказал вырицкий батюшка. Прокопов смеётся: – У нас в армии так десантников звали, по имени создателя ВДВ – Василия Филипповича Маргелова. А ещё ВДВ расшифровывали как Войска Дяди Васи. Одним из маргеловских васильков был и сам Михаил Фёдорович, отслуживший срочную в десанте. И вот снова им стал. – Я ж не такой крутой, как батюшка Василий, – продолжил отец Алексий, – он в Иерусалим скоро поедет.

http://pravoslavie.ru/65878.html

Троицкий собор стал общепризнанным символом украинского деревянного зодчества. Интересно, что даже на Западе книги, посвященные украинской церковной архитектуре, обязательно содержат информацию о храме. А в книге Давида Бакстона " Деревянные церкви Восточной Европы " , изданной в Кембридже в 1981 г., Троицкий собор помещён на обложку. (THE WOODEN CHURCHES 0F EASTERN EUROPE: An Introductory Survey, by David Buxton. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1981. VII, 405 p.)», - завершает Максим Кавун . Шесть лет продолжается реконструкция легендарного собора С 2012 г., шесть лет в соборе идет капитальная реконструкция, о чем Городской сайт уже неоднократно рассказывал. В 2014 г., в ходе выполнения реставрационных работ, в соборе произошел пожар, но огонь был быстро локализован, а впоследствии поврежденный пожаром купол был восстановлен. В 2017-18 г.г. была реконструирована колокольня собора . Трехъярусная деревянная колокольня собора была построена позже, чем сам храм, в 1887 г. Реставраторы разобрали сооружение до самого основания и буквально перебрали по бревнышку. Отдельные ценные старинные архитектурные детали колокольни, которые настолько обветшали, что их пришлось заменить копиями, пополнили экспозицию городского историко-краеведческого музея. При реставрации собора используют как традиционные, так и современные инструменты. Колоды, как и в старину, соединяют «тыблями» - специальными пластинами из дуба. Но современные соединительные пластины имеют большую длину, чем те, что использовались при строительстве колокольни. Это сделает сооружение прочнее. А сейчас ремонт продолжается в помещении трапезной. О её ходе рассказал клирик собора, протоиерей Алексей Прокопов: - Как известно, в Свято Троицком соборе сегодня ведется масштабная реконструкция, которая полностью финансируется государством. Но трапезная, расположенная в бывшем складском помещении, которое передали собору, не входит в план реконструкции. Поэтому ремонтные работы здесь ведутся за счет пожертвований прихожан и руками добровольных помощников. Ремонт планируем завершить к Дню Святой Троицы - 27 мая. Но сегодня работы практически остановились из-за отсутствия рабочих рук. Поэтому собор крайне нуждается в добровольных помощниках и меценатах для продолжения работ. В помещении трапезной необходимо закончить гипсокартонные работы, внешнее утепление стен пенопластом, зашпаклевать стены, поклеить и покрасить обои, подключить освещение и вентиляцию. Также нужно утеплить пенопластом бетонные перекрытия и затем смонтировать подвесной потолок.

http://sobory.ru/article/?object=04877

Игумен Феодор (ПРОКОПОВ) Вопрос: Хочу сделать татуировку на лопатке. Из символов, что я хотел бы нанести, больше всего привлекает пентаграмма. Я сам православный и крещёный, поэтому меня и заинтересовало, не будет ли считаться грехом нанесение на тело пентаграммы, особенно перевёрнутой, и как вообще смотрит Церковь на данный символ?  Читал, что для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах. С глубоким уважением, Олег. Всё мне позволительно, но не всё полезно ( 1Кор.6:12;10:23 ) . Дорогой Олег! Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, мне хотелось бы разделить его на два вопроса: „Любой символ подразумевает присутствие некоего смысла, без которого он перестаёт быть символом Отвечая на первый вопрос, замечу, что любой символ подразумевает присутствие некоего смысла, без которого он перестаёт быть символом. Например, всем известно, что в христианстве главным символом является Крест. С этим символом сопряжена идея о жертве Христа ради спасения людей от греха и вечной смерти. Именно в силу этой идеи Крест для христианина является оружием, побеждающим зло. И, наверное, каждый человек, который верует в искупительную жертву Христа, испытывал на собственном опыте силу Креста в борьбе со злом и грехом. Но если человек носит крест просто как украшение? Тогда, естественно, для него этот крест перестаёт быть символом Христовой жертвы, а потому и теряет свою силу. Таким образом, что мы видим в том или ином символе, тем этот символ для нас и является. Пентаграмма – это очень древний символ, корни которого теряются в древних языческих и магических верованиях. В процессе исторического развития ему приписывались различные значения, главным образом связанные с демоническими верованиями. Когда появилось и начало распространяться христианство, оно, вбирая в себя культурные и социальные традиции разных народов, стремилось их переосмыслить и вложить в них своё духовное содержание (отсюда и происходят такие свидетельства, что «для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах»). Иногда это получалось, а иногда – нет.

http://azbyka.ru/deti/sost-i-cukanov-rod...

В концлагере было страшно. Заключённым выдавали гвоздь, тушь, и татуировку с номером они должны были за ночь сделать сами. Сможешь – будешь жить. Какое-то время. Утром немцы выкликивали заключённых, те бежали и показывали: вот, сделали. Нет. Тогда смерть. Вспоминая об этом, батюшка напоминал: «Сын, дочка куда пошли, не забывай перекрестить. Мы с сестрой выжили благодаря молитвам отца. Он каждый день ходил на ту дорогу, по которой нас угнали, и молился». После возвращения детей отец только год и прожил. Сгорел изнутри, но детей вымолил. Когда к отцу Василию приходили родители пропавших детей, подростков, он спрашивал жёстко: «Ты веришь, что твой ребёнок живой? Если нет – свободен. Если да – будем разговаривать». Родительская молитва из ада достанет. Чему ещё учил батюшка офицеров? Когда началась первая чеченская, стали на Серафимовское кладбище погибших привозить. Отец Василий лично ходил отпевать, ведь кровью крестились эти ребята. Но сердце надрывалось. Говорил: «Больно смотреть на нашу неправославную армию. Хоть бы кто из боевых товарищей на похоронах лоб перекрестил! Тут же водка разлита. До октябрьского переворота на них бы как на дураков посмотрели». Мать Михаила Фёдоровича потом подтвердила, что всё так и было. Когда её старший брат пришёл на похороны с бутылкой, их родительница разбила её о берёзу, а брата потом полгода на порог не пускала. Сам Прокопов тоже однажды оказался грешен. Сходили с товарищами на могилы, где лежали сгоревшие экипажи их полка. Выпили по три глотка. Три дня потом отходил, так худо было, что с балкона свалился. Пришёл в храм, отец Василий крестом по голове со всего маха как даст, да не плашмя!.. Отскочил крест, и ничего – ни царапины, ни шишки. – Ну что, понял? – спросил отец Василий. – А бывало, приезжаешь весь никакой, – продолжает Михаил-воин. – Батюшка смотрит, говорит: «Та-ак, за сбитый фокер Мишке». Так он кружку коньяка называл: лётчикам во время войны так же вот наливали за уничтоженные самолёты противника, отсюда и пошло выражение. Потом на лавку посадит и говорит, что через два с половиной часа оклемаюсь. Сидишь дремлешь. Глаза открываешь, видишь батюшку, а он: «Спи, спи». Как время подходит, командует подъём.

http://pravoslavie.ru/65878.html

— Ты их видел? — Во сне. Розовые такие же. — Хватит… пошли. Андрей дежурил в сушилке. Печку он уже расшуровал докрасна. Сапоги на решетке расставил, одежду развесил поаккуратнее; а теперь они со Славкой дрова готовили на ночь. — Хватит так хватит, пошли греться. В сушилке, как всегда, было людно. Грелись после зябкого дня. — Боюсь, честное слово, — говорил кто-то. — Прямо никак не могу поверить, что дом наш — нормальный. Иной раз подойду к стене, упрусь посильнее, и кажется, что она шатается. Никто не пробовал? — Нет. — Ты это дело брось. Такой бугаина упрется — чего хочешь повалит. Нашел игрушку. — Это что… Ночью сплю. Снится, вроде я на капиталке, наверху, сверлю под шкант. И вдруг все валится. Как заору, как кинусь! Вон Сашка скажет. С кровати полетел. Лешка вскочил. Николай с Сашкой тоже. Не поймут ничего. — Я думал опять пожар… Орет… — Типун тебе на язык. Наговоришь. Невдалеке истошно взвыла бензопила и заглохла. А через минуту затарахтела, спеша и захлебываясь. Славик в дверной проем выглянул, озабоченно сказал: — Где-то возле нашего спортзала. Может, его враги пополам перепиливают? — Да это два Петра. Уголок свой кладут. — Аа, бракоделы. — Ага. Говорят, помрем, но все сделаем. — Спешить другой раз не будут. Андрей вышел на улицу, последнюю охапку дров забрать. В небе остывали облака, покрывались серым налетом пепла. Из какого-то вагончика доносилось: За белым металлом, За синим углем. За синим углем, Не за длинным рублем… Из тайги, на опушку, клубясь, выползал туман. Болтун, пробежав мимо Андрея, сел у дверей сушилки, ожидая. Следом хозяин шел, Прокопов, с Леночкой на руках. — В штабе кто есть? — поздоровавшись, спросил он Андрея. — У нас сейчас здесь штаб, — показал Андрей на сушилку. — Где потеплее. Гриша тут, а командир к харьковчанам уехал. Григорий, услыхав голос Прокопова, вышел на порог. — Заходите, заходите, — пригласил он. — Погрейтесь. В сушилке Болтун возле печки улегся. Светлые блики огня играли на его рыжей шерсти. Леночка, Славика узнав, глаз с него не спускала, но подходить стеснялась, пока он не поманил ее. Тогда она соскользнула с отцовой коленки, подбежала к Славику.

http://azbyka.ru/fiction/korotkoe-vremya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010