46 Феофан (Прокопович) , архиепископ (1681–1736) – знаменитый проповедник и церковный деятель. Род. в Киеве в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, должен был принять католичество. Закончив в 1704 г. образование вернулся в Киев. Приняв православие, стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства. Феофан был заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом. Благодаря своим способностям был замечен императором Петром I и вызван в Петербург. В 1718 г. хиротонисан на епископскую кафедру в Псков и с этого времени становится ближайшим помощником Петра I в делах духовного управления. Им составлен «Духовный регламент» (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии», – под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и мн. др. С 1720 г. – архиепископ Новгородский. 52 Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. – Вильно: тип. И. Блюмовича, 1895. – С. И. 66 Штакельберг Отто Магнус, граф (1736–1800) – русский посланник при испанском и польском дворах. В 1772 г. вместе с прусским послом представил варшавскому правительству объявление о разделе, затем руководил переговорами о нем, добился утверждения относившегося к нему договора и помог королю против оппозиции, во главе которой стояли Браницкий и Чарторыйский. Именно он поставил короля в полную зависимость от России, чем навлек на себя ненависть поляков. Впоследствии очень много содействовал сближению России с Германской империей, за что Иосиф II пожаловал его имперским графством (1775). Разошедшись с кн. Г. А. Потемкиным, который находил, что в Варшаве он принес России мало пользы, Штакельберг в 1790 г. был отозван из Варшавы, служил по разным дипломатическим поручениям, а при вступлении на престол Павла I подал в отставку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потом учить и обличать в проповедях, без близкого указания на лица. […] 5 мая 1867 года Самоубийство душевнобольного студента академии. - Прим. сост. Мал. 3, 1. Мк. 1, 2. Мал. 3, 1. См.: Ис. 7, 12. Цензора. - Прим. сост. Канон святому Иоанну Предтече, песнь 9-я, тропарь 2-й. - Прим. сост. Речь при постриге Ивана Тихомирова, впоследствии архиепископа Саввы. Письма к нему см. на с. 552–553. - Прим. сост. Речь идет о сочинении архимандрита Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа», напечатанном в Прибавлении к творениям святых отцов, 1848, VII. Т. е. Таинства. - Прим. сост. Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII. 2 Пет. 1, 21. Симеон Метафраст (+ 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. - Прим. сост. 1 Пет. 5, 8. 1 Ин. 5, 18. «Православно-догматическое богословие» архимандрита Макария (М. П. Булгакова, 1816–1882), впоследствии митрополита Московского и Коломенского (1879–1882), первоначально было издано в пяти томах (1849–1853). О мытарствах см. часть II, §§ 250, 260. - Прим. сост. См.: Откр. 6, 9. - Прим. сост. См.: Откр. 19, 4. - Прим. сост. Палмер Вильям (1811–1879), английский богослов и диакон Англиканской Церкви, искавший соединения с Православной Церковью, но позже перешедший в Римско-Католическую Церковь. Свою поездку в Петербург и свои впечатления он описал в «Заметках о посещении Русской Церкви». Его визит в Россию пробудил интерес к Англиканской Церкви. - Прим. сост. Гал. 1, 9. Феофан (Е. Прокопович, 1681–1736), архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1718–1736), сподвижник Петра I. А. Ф. Адашев, окольничий, воевода, советник Ивана Грозного.

http://pravoslavie.ru/2412.html

Сюлли Максимильен де Бетюн, барон де Рони (1560–1641) – французский государственный деятель, герцог (1606). Гугенот, один из ближайших советников короля Генриха IV (Наваррского), руководитель финансов. Оставил «Мемуары». 174 Прокопович Феофан (1681–1736) – церковный и общественный деятель, писатель; деятельный сторонник Петра I. Епископ с 1718 г., архиепископ с 1724 г. Окончил в 1698 г. Киево-Могилянский коллегиум. Принял униатство, учился в Польше и Риме. В 1704 г. возвратился в православие. Сопровождал Петра I в Прутском походе (1711 г.), затем ректор Академии в Киеве. С 1715 г. в Санкт-Петербурге, с 1721 г. вице-президент Святейшего Синода. Автор соч.: «Слово о власти и чести царской» (1719 г.), «Духовный регламент» (1721 г.). 175 Бекович-Черкасский Александр (до крещения – Девлет-Кизден-Мурза, ум. 1717) – кабардинский князь. В 1707 г. отправлен Петром I за границу для учения, затем в Кабарде с дипломатическим поручением. В 1717 г. возглавил пятитысячную экспедицию в Хиву для переговоров о принятии хивинским ханом русского подданства. В Хиве убит, весь русский отряд уничтожен. 176 Беринг Витус (1681–1741) – датчанин, с 1704 г. на русской службе. Глава камчатских экспедиций по исследованию северной части Тихого океана и пролива между Северо-Восточной Азией и Америкой. 177 Паткуль Иоганн Рейнгольд (1660–1707) – лифляндский политический деятель; добивался от шведской королевской власти восстановления прав и привилегий лифляндского дворянства, в 1694 г. бежал к саксонскому курфюрсту Августу, затем содействовал его союзу с Россией против Швеции; с 1702 г. на русской службе. С 1704 г. был русским представителем в Варшаве; после мирного договора Августа II с Карлом XII (1706 г.) выдан шведам и ими казнен. 178 Огильви Георг Бенедикт (1644–1710) – шотландец, фельдмаршал-лейтенант на австрийской службе, в 1704–1706 гг. на русской (генерал-фельдмаршал), затем на службе польского короля Августа II. 179 Вебер Христиан Фридрих – ганноверский резидент в России, автор соч.: «Преобразованная Россия» (тт. 1–3, 1721–1740), содержащего материалы о внутренней и внешней политике России, государственных, экономических и культурных реформах Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В богословии на смену могилянской киевской традиции приходит протестантский рационализм. Главным идеологом нового направления становится единомышленник Петра Феофан Прокопович (1681–1736). Это был одновременно и одаренный, европейски образованный человек, знакомый с новейшей философией Декарта, Бэкона, Спинозы, Лейбница, Вольфа и Суареца, а в богословии – с Амандом Поланским, И. Гергардом, Зерникавой, и вместе с тем далекий от высших христианских идеалов иерарх, прикрывавший своей ученостью богословские концепции, имевшие мало общего с настоящим ортодоксальным богословием. Внутренне он весь был пропитан воздухом Реформации, заражен «язвою Кальвинской», и потому протестантским духом пронизаны все его сочинения и главное из них – «Регламент». В нем Феофан за словесным камуфляжем выдвигает «полицейское требование» – признать и принять новое мировоззрение, новый порядок жизни, не считаясь с болезненностью, а порой и невозможностью такого духовного перелома и перерождения. Самому Феофану это было нетрудно, потому что православной жизни, мистической реальности Церкви он не чувствовал. Все в ней ему казалось пустой обрядностью и суеверием. Как «передовой» и «просвещенный» (в духе западного просветительства) человек, он не признавал чудес, не скрывал своего отвращения к иерархии и вел вовсе не аскетический образ жизни. Характерно в этой связи протестантское, расплывчатое, явно недостаточное, светское определение, какое дает он Церкви. «Бог восхотел верных Своих, восстановленных через Христа, объединить в некое гражданство или республику, что и называется Церковью, чтобы там лучше свои познавали своих, взаимно помогали друг другу, сорадовались и с помощью Божией защищались против врагов» 72 . Таким образом, Церковь , по Феофану, – «только некий союз христианской взаимопомощи и единомыслия» 73 . Воспринимая Церковь как «некое гражданство», сообщество в рамках государства, вся полнота власти в котором принадлежит императору, Феофан Прокопович логически приходит к выводу, что сам монарх даже в сфере религиозной должен мыслиться уже не послушным сыном Церкви, как было прежде, а ее единственным верховным властителем, majesmam’oм, не подлежащим суду Церкви, ибо над ним невидимо волен только Бог . Монарх «ни коей по Бозе власти не подлежит, ни каковому суду о делех своих ответствовати не должен, отнюд на земли не судилсь и неприкосновен» (трактат «Правда воли монаршей») 74 . Происходит смещение полюсов в воззрениях на назначение Церкви и государства. Если раньше царь отдавал свое царство на служение Церкви и она была высшей, вечной ценностью, то теперь император отдает Церковь на службу государству, которое становится кумиром. «Иное дело воинству, иное гражданству, иное врачам, иное художникам различным, обаче вси с делами своими верховней власти подлежат, тако и пастырие, и учителие и просто вси духовнии имеют собственное свое дело... обаче и повелению властей державных покорены суть, да в деле звания своего пребывают, и наказанию, аще не пребывают» 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Вернейший путь к примирению науки с верою Вольф видит в изучении природы. «Если бы говорит он, глубже изучили физику и естественные науки, то увидели бы, что в каждом творении, как бы оно ничтожно не было, сокрыто многое для познания Творца; и вместо того, чтобы преследовать науку, надо обращать ее во славу Бога, и по совету одного просвещенного теолога, вместе с Библиею изучать книгу природы и познавать небо не только внутри, но и снаружи» 235 . Этот взгляд на отношение веры и разума Ломоносов крепко усвоил себе. Но затем в раскрытии и доказательствах своего взгляда на этот предмет Ломоносов оставался самостоятельным и независимым от Вольфа. В обосновании этого, столь важного и жизненного для того времени вопроса сказалось, по моему глубокому убеждению, влияние на Ломоносова воспитавшей его духовной школы, московской славяно-греко-латинской академии. Вопрос о значении науки вообще, вчастности естествознания, и об отношении науки к религии был наиболее жизненным вопросом русской литературы первой половины XVIII столетия. Его касались у нас в своих сочинениях, раньше Ломоносова, Феофан Прокопович , Татищев и Кантемир. Феофан Прокопович (16811736) в проповеди 23 окт. 1717 года, доказывая пользу и необходимость отправления русских людей за границу и путешествия самого Петра по Европе, говорит: «Не всуе славный оный стихотворец еллинский Омир в начале книг своих Одиссея нарицаемых, хотя кратко похвалити Улисса вождя греческого... нарицает его мужа многих людей обычаи и грады видевшего. Сокращенная похвала, но великая; многия бо и великия пользы сокращенно содержит. Отсюду умножается главная оная мудрость, еже от твари познавати Творца. Истинное бо слово Павлово, или паче Божие: невидимая его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила его и Божество ( Рим. 1:20 ). И сию-то философию сказал быти Антоний великий , егда вопрошающим его языческим философом, где суть книги его, показал на весь мир, и рекл: сия есть книга моя. Молю же: той ли книгу сию чтет лучше, которому где во очах горизонт кончится, там всего мира конец мнится быти? или той, который странствуя видел реки и моря, и земель различие, и времен разнствие, и дивных естеств множество? Отсюда толь многих вещей познания...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Однако схоластические установки западных Риторик оказались непригодны для русской проповеди. Первым преобразователем в этой области явился видный иерарх XVIII века, современник и сподвижник Петра Великого, Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский и Псковский (1681–1736). Мысли архиеп. Феофана о проповедничестве изложены в специальных трудах и отдельных листах его сочинений: 1) в «Риторике», написанной в бытность преподавателем риторики в Киевской духовной академии; 2) в богословской системе; 3) в Духовном регламенте; 4) в 4ой части его богословских сочинений. В своих трудах Прокопович отверг схоластическое, латинопольское направление в проповеди, оказывавшее влияние на православную проповедь юго-запада Руси и предложил свою теорию церковного слова. Прежде всего он подверг уничтожающей критике заблуждения католических проповедников относительно содержания и приемов проповеди . Отвергнув ложное направление в проповеди, архиеп. Феофан предлагает свою теорию церковного красноречия. Чтобы пресечь произвол проповедников в изъяснении библейских текстов, он указывает на руководящие принципы в области их толкования. Этими указаниями давалось правильное направление в раскрытии смысла Священного Писании, догматов веры и правил христианской нравственности. Много полезных наставлений гомилетического характера содержится в составленном Прокоповичем, по поручению Петра Великого, Духовном Регламенте, изданном в 1719 г. В главе «О проповедниках слова Божия» находим следующие правила, которые не потеряли своего значения для проповеднической деятельности пастырей и в наши дни: 1) проповедниками слова Божия могут быть только лица, вполне изучившие книги Священного Писания; 2) предметом пастырской проповеди, всецело основанной на Священном Писании, должно служить увещание к покаянию, исправлению образа жизни; 3) при обличении известных пороков проповедник не должен касаться личностей, за исключением лиц, осужденных Церковью всенародно; 4) в своих проповедях церковный учитель не должен выступать в качестве мстителя за нанесенные ему оскорбления с чьей бы то ни было стороны; 5) говорить о грехах людских «властительски» проповеднику, в особенности молодому, не вполне прилично.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Патриарх Иоаким (1674–1690) предостерегал молодого Петра от общения с иноверцами и инославными и говорил об опасности протестантских лжеучений, но он не был услышан. Пётр благоприятствовал строительству немецких молитвенных зданий и, возможно, принимал участие в закладке первого камня при возведении кирхи в честь апостолов Петра и Павла близ лефортовского дворца в Москве. Есть предположение, что на строительство этой кирхи государь пожертвовал свои личные средства 109 . Иногда император сам посещал лютеранские богослужения и лично исполнял при этом богослужебные песнопения. Явной уступкой протестантизму была отмена постов при дворе Петра, а также пренебрежение многими православными обычаями. При нём даже православные храмы иногда строили по образцу архитектуры протестантских богослужебных зданий. Он стремился уравнять протестантов в правах с православными, признав их крещение действительным наравне с православным крещением. Манифестом от 16 апреля 1702 года Пётр официально закрепил право инославных на свободное отправление богослужений. В 1721 году он узаконил свободу вероисповедания для инославного населения Лифляндии, Эстляндии и о. Эзель, но не отменил смертную казнь за пропаганду своей веры, установленную ещё царём Алексеем Михайловичем. Основанному им Синоду в 1723 году император поручил перевести на русский язык и издать Катехизисы лютеранского, кальвинистского и римо-католического исповеданий. При первом императоре Российском возникли новые протестантские общины в Белгороде, Новопавловске, Олонце, Петровске и Тобольске, началось освоение протестантами обширных территорий Сибири 110 . Протестантским идеям симпатизировал архиепископ Феофан (Прокопович) (1681–1736), главный идеолог синодальной системы управления, введённой при Петре I. Он был «богословом-новатором и в догматике, и в проповедничестве, горячим врагом и схоластики с риторством, и латинства, почитателем преимущественно протестантских богословов» 111 . Прокопович ненавидит учение о пресуществлении поистине Лютеровой ненавистью и не стесняется в выражениях, говоря о сторонниках этого учения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Решение о замене единоличной власти патриарха коллегиальной властью Синода созревало у Петра I на протяжении многих лет, и главной причиной этого решения было нежелание императора видеть в патриархе возможный параллельный центр власти (как это было при патриархах Филарете и Никоне). Император решил сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах. Идеологическая основа реформы была разработана фаворитом Петра архиепископом Псковским Феофаном Прокоповичем (1681–1736), автором «Духовного регламента», в котором прямо говорилось об опасности патриаршей власти для государства. После смерти Стефана Яворского Феофан Прокопович фактически возглавил Синод (с 1726 года в звании первого вице-президента). Феофан был одной из самых мрачных фигур в истории русского Православия. Мстительный и жестокий, он безжалостно расправлялся со своими идейными противниками, которых у него было немало. В период его единовластия в Синоде несколько архиереев, которых Прокопович считал своими врагами или которые выступали против петровской реформы, были лишены сана и сосланы в заточение в монастыри. Расправы над непокорными архиереями продолжились и после смерти Прокоповича, что к концу правления Анны Иоанновны практически положило конец сопротивлению высшего духовенства петровской реформе. В ходе реформы Петра I, направленной на превращение Церкви в социально полезный государственный институт, сокрушительный удар был нанесен по монашеству. В 1722 году было издано прибавление к «Духовному регламенту», касающееся монастырей и монашества, а в 1724 году Петр I подписал специальный указ о монахах и монастырях. Монашество здесь рассматривается как узаконенное тунеядство, с которым следует всеми возможными средствами бороться. При Петре I было запрещено основание новых монастырей без специальной санкции Синода, небольшие монастыри были объединены с более крупными, а некоторые вообще упразднены; имущество ряда монастырей было конфисковано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Решение о замене единоличной власти патриарха коллегиальной властью Синода созревало у Петра I на протяжении многих лет, и главной причиной этого решения было нежелание императора видеть в патриархе возможный параллельный центр власти (как это было при патриархах Филарете и Никоне). Император решил сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах. Идеологическая основа реформы была разработана фаворитом Петра архиепископом Псковским Феофаном Прокоповичем (1681–1736), автором «Духовного регламента», в котором прямо говорилось об опасности патриаршей власти для государства: «Велико и се: что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь, самодержцу равносилный или и болший его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство». В другом произведении Феофан так характеризовал царскую власть: «Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседействительный, то есть имущий силу и повеления, и крайнего суда, и наказания, над всеми себе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными. И понеже и над духовным чином государское надсмотрительство от Бога уставлено есть, того ради всяк законный Государь в Государстве своем есть воистину епископ епископов». После смерти Стефана Яворского Феофан Прокопович фактически возглавил Синод (с 1726 года в звании первого вице-президента). Феофан был одной из самых мрачных фигур в истории русского Православия. Мстительный и жестокий, он безжалостно расправлялся со своими идейными противниками, которых у него было немало. В период его единовластия в Синоде несколько архиереев, которых Прокопович считал своими врагами или которые выступали против петровской реформы, были лишены сана и сосланы в заточение в монастыри. Расправы над непокорными архиереями продолжились и после смерти Прокоповича, что к концу правления Анны Иоанновны практически положило конец сопротивлению высшего духовенства петровской реформе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Решение о замене единоличной власти патриарха коллегиальной властью Синода созревало у Петра на протяжении многих лет, и главной причиной этого решения было нежелание императора видеть в патриархе возможный параллельный центр власти (как это было при Патриархах Филарете и Никоне). Император решил сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах. Идеологическая основа реформы была разработана фаворитом Петра архиепископом Псковским Феофаном (Прокоповичем ; 1681–1736), автором «Духовного регламента», в котором прямо говорилось об опасности патриаршей власти для государства: «Велико и се: что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь, самодержцу равносилный или и болший его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство» 164 . В другом произведении Феофан так характеризовал царскую власть: «Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседействительный, то есть имущий силу и повеления, и крайнего суда, и наказания, над всеми себе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными. И понеже и над духовным чином государское надсмотрительство от Бога уставлено есть, того ради всяк законный Государь в Государстве своем есть воистину епископ епископов» 165 . После смерти Стефана (Яворского) Феофан (Прокопович) фактически возглавил Синод (с 1726 года в звании первого вице-президента). Феофан был одной из самых мрачных фигур в истории русского православия. Мстительный и жестокий, он безжалостно расправлялся со своими идейными противниками, которых у него было немало. В период его единовластия в Синоде несколько архиереев, которых Прокопович считал своими врагами или которые выступали против петровской реформы, были лишены сана и сосланы в заточение в монастыри. Расправы над непокорными архиереями продолжились и после смерти Прокоповича, что к концу правления Анны Иоанновны (1730–1740) практически положило конец сопротивлению высшего духовенства петровской реформе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010