Этот документ относится к 1727 г., а два года спустя герцог де Лириа уже весьма активно участвовал в миссионерской деятельности, ведя переписку относительно проекта объединения Церквей с австрийской императрицей и иными доверенными лицами 187 . Герцог де Лириа в целом достаточно скептически относился к слухам о симпатиях Петра I к Римско-Католической Церкви: «Я не разделяю мнения о том, что царь Петр I намеревался осуществить, либо содействовать осуществлению такого объединения. Его царское Величество в большей степени склонялся к лютеранству, яд которого он вкусил в Голландии и в необходимости учреждения которого он неизменно убеждал российский Синод. Помимо прочего, его гордость не позволяла ему смириться с главенством папы, и он неизменно стремился стать главою Церкви, подобно английскому королю. Об этом в значительной степени свидетельствует принижение им достоинства патриарха, полномочия которого по управлению церковными делами он сократил, создав суд под названием Синод, подчиненный е. ц. в-ву, каждый член которого, прежде чем приступить к осуществлению своих обязанностей, приносит клятву, в которой он признает е. ц. в-во главой Синода» 188 . Отметим, что одним из противников объединения Православной и Римско-Католической Церквей являлся известный проповедник и государственный деятель петровской эпохи архиепископ Феофан (Прокопович) (1681–1736). Получив образование в Киево-Могилянской Академии, будущий архиепископ уехал в Рим, где слушал лекции в иезуитской коллегии св. Афанасия, и, в итоге, принял католичество. Однако, возвратившись в 1704 г. в Киев, он снова обратился в православие. Благодаря своим обширным талантам Феофан (Прокопович) сделался известным Петру I, который воспользовался его способностями для своих реформ 189 . Именно в лице архиепископа Феофана (Прокоповича) герцог де Лириа видел главное препятствие на пути объединения Церквей: «Сегодня, когда во главе Синода стоит митрополит архиепископ Новгородский, об объединении, на мой взгляд, не может быть и речи. Этот человек, проявляющий большую склонность к лютеранству, смелый и образованный, враг католической религии, хотя и учился на протяжении многих лет в Риме, имеет почти неограниченное влияние на русский клир. Он пользовался неограниченным влиянием Петра I» 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

17 Феофан Прокопович (1681–1736), составитель Духовного Регламента, стал в 1721 году первым вице–президентом Святейшего Правительствующего Синода. Родился он в Киеве, там же учился в академии. В 1689 году перешел в католичество и учился в греческом коллегиуме св. Афанасия Александрийского в Риме, где он и проникся глубоким презрением к «папизму». Он отрекся от католичества по возвращении в Россию в 1701 году и стал интересоваться протестантской реформой. Будучи истинным представителем эпохи Просвещения, поклонником Бекона и Декарта, он разделял позиции протестантов своего времени, особенно относительно Спасения. Став ректором Киевской академии, он впечатлил Петра Великого своими панегириками, посвященными императору – победителю Полтавской битвы. Феофан был сначала переведен в Петербург, затем стал Псковским, а позднее Новгородским епископом. (См.: Там же. С. 339–354). 19 Петр настойчиво доказывает благо подобного церковного управления. (Там же. С. 6–11. Глава 1, ст. 15–32). 20 Riasanovsky N. V. Histoire de la Russie, des origines a 1984. Paris, 1987. P. 254–255; см. также комментарий Тондини: Tondini C. Reglement ecclesiastique. Paris, 1874. С. 3. Примечание 1; Флоровский Георгий , протоиерей. Указ. соч. С. 84–89. 21 Петр Великий задал Лейбницу вопрос по поводу государственного управления и услышал в ответ: «Единственная правильная администрация – это коллегиальная. Это механизм часов, в которых винты поддерживают в движении друг друга» (Цит. по: Massie R. К. Pierre le Grand, sa vie, son univers. Paris, 1985. P. 726). 22 По поводу лютеранского влияния см. книгу: Liitiens G. F. Dissertatio de religiona Ruthenorum hodiema (1745), посвященную великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III, по случаю его бракосочетания с лютеранской принцессой Софией Анхальт–Цербстской, будущей Екатериной II. Цель этого труда – доказать, насколько Духовный Регламент и Катехизис Феофана Прокоповича близки по духу лютеранству: религия, «установленная и очищенная славнейшим Петром согласно священному писанию и древней и чистейшей Церкви совершенно близка евангелическо–лютеранской». (S. 7). Автор выражает также надежду на то, что великий князь продолжит дело Петра Великого. (См. также: Карташев А. В. Указ. соч. С. 331–339). Тогда как R. Stupperich в работе Ursprung, Motive und Beurteilung der Kirchenreform unter Peter dem Groβen (Kirche im Osten. Bd. 17. 1974. S. 42–61) подчеркивает русскую специфику церковных реформ Петра и верность византийской модели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

379 . Теренций (ок. 195–159 до н. э.) — римский драматург. 380 Регул (III b. до н. э.) — римский политический деятель и полководец. 381 Феофан Прокопович (1681–1736) — талантливый русский публицист, ученый, церковный и общественный деятель. 382 Утямити (укр.) — понимать, смыслить. 383 Авва Дорофей (ум. в 620 г.) — монах в Сирии, потом настоятель монастыря близ Газы; автор аскетических «Наставлений» и «Слов» о подвижничестве. Русский перевод — «Душеполезные поучения и писания аввы Дорофея», М., 1862. 384 …в коем уде…— Уд (старослав.) — часть, член тела. 385 Чем заслужили смерть мирные стада…и т. д. — неточная передача стихов Овидия из «Метаморфоз», гл. XV, стихи 116–142. 386 Либертите и егалите — от франц.: liberté — свобода и égalité — равенство. 387 …о представлении казней согласно наставлению поэта Жуковского…— Имеется в виду статья В. А. Жуковского (1783–1852), известного русского поэта, «О смертной казни» (1849); в этой статье Жуковский пишет: «Что отвратительнее этой виселицы, на которой несколько минут бьется в конвульсиях живой человек и на которую глядит толпа… Еще отвратительнее французская гильотина… Место, на котором совершается казнь, должно быть навсегда недоступно толпе; за стеною, окружающею это место, толпа должна видеть только крест, подымающийся на главе церкви… Казнь преступника… должна возбуждать все высокие чувства души человеческой: веру, благоговение перед правдою, сострадание, любовь христианскую… На пути от церкви к месту казни он (преступник. — С. Г.) будет провожаем пением, выражающим молитву о его душе… Такой образ смертной казни будет в одно время и величественным актом человеческого правосудия, и убедительною проповедью для нравственности народной». 388 …запели себе мартальезу… и под преужаснейшие слова: «Алон анфан де ля патриö» раскидали… Бастиль. — Марсельеза начинается словами: «Allons, enfants de la patrie!» — «Вперед, сыны отечества!» Марсельеза была создана в 1792 году и первоначально называлась «Боевая песня Рейнской армии», потом стала революционной песней; Бастилия — крепость и государственная тюрьма в Париже — была разрушена 14 июля 1789 года. 389

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

§25. Митрополит Стефан (Яворский) Рязанский (1658–1722 гг.) оставил по себе ряд интересных сочинений. Главные произведения митр. Стефана – полемическое антилютеранское сочинение «Камень веры» и эсхатологическое сочинение «Знамение пришествия антихриста и кончины века», актуальное в связи с внутри-церковными нестроениями XVII столетия. Митр. Стефан обладал проповедническим даром, что отразилось на его гомилетических сочинениях. Известно 29-ть его проповедей – догматических, нравоучительных и по церковному году. Богословие митр. Стефана основано на западной схоластике, хотя причин для обвинения его в неправославности не имеется. Положительное значение митр. Стефана – в противостоянии протестантизму, открытому западному и скрытому отечественному, пытавшемуся внедриться в Православие. §26. Архиепископ Феофан (Прокопович) Новгородский (1681–1736 гг.) является автором многочисленных сочинений. Его сочинения носят не столько богословский, сколько исторический и прямо политический характер, в духе государственных реформ того времени. Он продолжил драматургическую традицию в русской церковной письменности, сочинив трагикомедию «Владимир». Сочинял он и стихи. Кроме русского языка, архиеп. Феофан много писал на латинском и польском языках. В литературном творчестве и богословии архиеп. Феофана прослеживаются следы идей эпохи возрождения. В центре его системы поставлен секулярный идеал просвещенного человека и сильного своим просвещением государства. Во имя просвещения он сатирически выступает против прежних церковных и государственных форм. Положительной стороной писательской деятельности архиеп. Феофана может быть признана ее по-существу антилатинская направленность. Она, восстает, иногда даже чересчур ревностно, против каких-либо проявлений латинства в Русской Церкви. §27. Митрополит Арсений (Мацьевич) Ростовский († 1772 г.) за борьбу с государственными реформами, ущемлявшими интересы Церкви, был лишен сана и монашества и умер в заточении. Митр. Арсений – автор полемических сочинений «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый «Молоток " » и «Увещание» к старообрядцу игумену Иоасафу. Митрополит был плодовитым гомилетом, составившим более двухсот проповедей. Причем, многия проповеди такой длины, что чтение их с амвона разделялось на несколько дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В 1721 г. хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа. В 1725 г. лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь, где и скончался. 39 Феофан (Прокопович Елиазар (Елисей); 1681–1736), архиепископ, церковный и политический деятель, писатель и ученый. Верный сподвижник Петра I в реформах Русской Православной Церкви. В 1718 г. хиротонисан во епископа Псковского, Изборского и Нарвского. С 1720 г. архиепископ. С 1725 г. архиепископ Новгородский и Великолуцкий. 42 Кречетников Н.С. – генерал-провиантмейстер, третий обер-прокурор Св. Синода в октябре–декабре 1741г. 43 Бирон Эрнест-Иоанн (1690–1727), сын курляндского помещика. С 1718 г. при дворе герцогини Курляндской Анны Ивановны и 1724 г. сделался ее фаворитом; по вступлении ее на престол в 1730 г. стал неограниченным правителем России. 44 Остерман Генрих Иоганн Фридрих, в России – Андрей Иванович (1686–1747), граф с 1730 г., генерал-адмирал с 1740 г., лишен звания в 1741 г., русский дипломат немецкого происхождения. 45 Димитрий (Сеченов Даниил Андреевич; 1709–1767), с 1762 г. митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер. 46 Буркхарт Христофор фон Миних (в России был известен как Христофор Антонович Миних; 1683–1767), российский генерал-фельдмаршал. 48 Елизавета Петровна (1709–1761), российская императрица с 1742 г. из династии Романовых, дочь Петра I. 49 Разумовский Алексей Григорьевич (1709–1771), граф, генерал-фельдмаршал с 1756 г., фаворит императрицы Елизаветы Петровны. 50 Шаховской Яков Петрович (1705–1777), князь, российский государственный деятель, мемуарист. Обер-прокурор Святейшего Синода с 31.12.1741 по 29.03.1753. 51 Петр III (Петр Федорович, урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский; 1728–1762), российский император в 1761–1762 гг., первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. 56 Мелиссино Иван Иванович (1718–1795), государственный и церковный деятель. Обер-прокурор Св. Синода с 1763 г. 57 Чебышев Петр Петрович (около 1735–не ранее 1775), российский дворянин, офицер, обер-прокурор Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В своей единственной работе «Православное учение» (Συνταγμτιον ρθδοξον; 1746) он отвергает чисто символическое понимание Евхаристии, но воздерживается от термина «пресуществление». И последний автор – Анастасий Париос (1721–1813). В его главной работе «Изложение божественных догматов веры» (πιτομ ετε συλλογ τν θεων τς πστεως δογµτων; Лейпциг, 1806) речь идет – со ссылкой на сочинение Евстратия Аргентиса «Против опресноков» (Σνταγμα κατ ζμων) – об опресноках, о моменте освящения и о пресуществлении. Автор, не относящийся к собственно греческому богословию, – это священник Захария Скорлидис, который в период французского евхаристического спора (1659–1713), отвечая на запрос (ок. 1564 – 1571) кардинала Шарля де Гиза, подтвердил учение о пресуществлении с различением субстанции и акциденций. В ходе русского евхаристического спора Сильвестр Медведев отстаивал пресуществление, местоблюститель патриаршего престола митр. Стефан (Яворский ; 1658–1722) занимал среднюю позицию, а архиеп. Феофан (Прокопович ; 1681–1736) жестко противостоял учению о пресуществлении. В нашем кратком обзоре евхаристического учения в период туркократии мы упомянули как православных, так и униатских богословов, ибо иначе трудно понять развитие дискуссии. Термин «пресуществление» впервые появляется в восточной (православной) Церкви в документах II Лионского Собора (1274). В эпоху барокко спор возобновился в рамках противостояния различных христианских конфессий на Западе и отразился в греческом (и русском) богословии, особенно в ходе споров между патриархами Кириллом Лукарисом и Досифеем Нотарой, а также их сторонниками. Михаил Бернацкий. Споры о времени преложения святых даров и другие вопросы богословско–литургического характера в российском богословии XVII века Спор о времени преложения Даров, подготовленный фактическим принятием латинского учения о времени пресуществления малороссийскими богословами первой половины XVII века и разгоревшийся во второй половине XVII века в Москве, имел огромное значение для истории Русской Церкви 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В январе 1700 г. митрополит киевский отправил Стефана в Москву, с просьбой к патриарху поставить его в епископы переяславские. В Москве Стефана, благодаря проповедническому дару заметил царь Петр I и повелел поставить его епископом в Великороссии. В апреле 1700 г. Стефан стал митрополитом Рязанским и Муромским. В том же году, после смерти патриарха Адриана, царь поставил Стефана местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана, Петр I видел в нем человека западного образования, свободного от традиций строй московской школы. В угоду царю, Стефан повсюду ставил в архиереи чужеземцев, людей образованных. Московскую академии он реформировал и засел в ней вместо греческого учения, схоластику в методах и содержании. Церковно-административная власть Стефана не была широкой, так как сильно ограничивалась Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. В 1711 г. были введены в церковные суды фискалы от гражданского ведомства. В 1715 г. Петр открыто выразил неприязнь к патриаршеству и иерархии. Стефан оказался в рядах приверженцев старины, и терял мало-помалу свое значение перед Петром I. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, Стефан не раз просил об отставке, но Петр I держал его при себе до самой смерти. Подозревая Стефана в связи с опальным царевичем Алексеем, Петр I в 1718 г. вызвал его в Петербург и держал при себе до самой смерти, лишая всякой власти. Стефан был ярым противником Феофана Прокоповича , однако царь назначил последнего епископом. В 1720 г. был принят устав духовной коллегии и главой Синода назначен Стефан, однако никакого влияния на синодальные дела не имел. Умер Стефан в Москве 24 ноября 1722 г. Творения: Известно обширное сочинение Стефана против лютеран: «Камень веры, православным церкве святыя сыном – на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкания и соблазна – на восстание и исправление». Книга обнимает все догматы , оспариваемые протестантами. Доказательства Стефан берет из Св. Писания, соборных правил и святых отцов. Активно берутся доводы из католической системы. Писалось сочинение с 1713 по 1718 г., однако в печать вышло только в 1728 г. Как проповедник, Стефан восхищал своих современников. Известно 29 его проповедей. В своем красноречии он  был верен католической тенденции. Проповеди его отличались отвлеченностью и изысканностью построения. Существует еще его сочинение «Знамения пришествия антихристова и кончины века», где косвенно указывается на антицерковную деятельность Петра I. § 39. Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский (16811736)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

во-первых, за все уставление человеков сиречь, за духовное и гражданское. Начальство, как показано на Проскомидии и на эктениах; вовторых за всех живых не токмо правоверных, но и неверных да обратятся; втретьих за умерших в правоверии, и за все нужды церковныя, не выключая и приносящаго, сиречь, Священника (Сочинения св. Димитрия, митр. Ростовского. М., 1839. Т. 1. С. 102, 106–107). Феофан Прокопович (1681–1736), архиепископ Новгородский, вошел в историю Русской Церкви как автор «Духовного Регламента», а в историю русского богословия – как глава направления, отметившего весь XVIII век печатью протестантского влияния. В чем-то это влияние ощущается до сих пор: решение проблемы канона Священного Писания отделило русскую церковную науку, принявшую протестантский канон, от греческой, где сохраняет авторитет греческий перевод Ветхого Завета, Септуагинта. Богословские сочинения Феофана изданы его учениками и продолжателями очень нескоро после его смерти. Мы не ставим себе целью решать вопрос о том, насколько широка была редакционная работа издателей. Само название интересующего нас здесь 3–го тома его «Догматики» 406 говорит, что эта работа была значительна. Она предстает нам как памятник целой школы. Учение о таинствах составляет книгу 12–ю 407 . Глава 1 – «О таинствах вообще» 408 , глава 2 – «О таинствах Ветхого Завета» 409 ; глава 3 – «О таинствах Нового Завета» 410 ; глава 4 – «О Крещении» 411 ; глава 5 – «О Миропомазании, или конфирмации» 412 ; глава 6 – «О Евхаристии, или Святой Вечери» 413 ; глава 7 – «О Покаянии, или исповедании грехов, связанном со священническим разрешением» 414 , глава 8 – «О Священстве, или лучше о хиротонии, то есть возложении рук, которое применяется при посвящении служителей церкви» 415 , глава 9 – «О Браке» 416 ; глава 10 – «О последнем помазании, или лучше Елеосвящении, то есть чине помазания больных освященным елеем» 417 ; глава 11 – «О пользовании вышеизложенным учением» 418 . Определение таинства Евхаристии гласит: Евхаристия, или Святая Вечеря, – таинство, установленное и преданное Самим Спасителем нашим, в котором мы под видом хлеба вкушаем истинное и существенное (substantiale) Тело Христово, под видом вина пием истинную и существенную Его Кровь во оставление грехов и в стяжание жизни вечной 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Г) APXIEPEU РАЗНЫЕ Псковские и Нарвские, потом Псковские и Рижские, а наконец Псковские Лифляндские и Курляндские. Примеч. Государь Петр I. намереваясь учредить по новому Регламенту Св. Синод и все Российские Епархии, отложил пока степени оных, а хиротонисание Митрополитов остановил вовсе. Посему и во Пскове с тех пор иногда были простые Епископы, а иногда Архиепископы. 13 . ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ происхождением из Киевских мещан, или купцов, родился 1681 года июня б в Киеве, обучался до 1698 года в Киевской Академии, где кончив курс Философии, отправился в Польские училища, оттуда в Рим и там пробыв 3 года, возвратился в Киев, а с 1704 г. сентября 1 определен при Академии учителем Поэзии, с 1706 года Риторики, с 1707 года Философии и Префектом Академии, с 1711 года Богословии, Ректором Академии и Игуменом Киевобратского Монастыря. С 1716 года вызван Государем в С. Петербург. В 1718 году июня 1 наречен во Епископа Псковского и 2 того же месяца хиротонисан. Ему велено именоваться Псковским и Нарвским. В 1720 году пожалован он Архиепископом Псковским, а в следующем году и Вицепрезидентом Св. Синода. В 1725 году июля 10 переведен Архиепископом же в Новгород. Скончался в Санктпетербурге 1736 года сентября 8. Погребен в Новгородском Софийском Соборе. 14 . РАФАИЛ ЗАБОРОВСКИЙ, уроженец Польского местечка Заборова во Львовском Уезде, сын Польского Шляхтича Римского, а матери Грекороссийского исповедания, обучался сначала в Польских училищах, а потом до Философии в Киевской Академии; Богословские же науки слушал в Московской Академии, где по пострижении определен учителем прямо на Реторику; потом взят во флот в звание Обер-Иеромонаха и по возвращении своем из Экспедиций, посвящен 1723 года во Архимандрита Тверского Колязина Монастыря и определен Ассессором в Духовную Коллегию, переименованную потом Св. Синодом. При сих званиях в 1725 августа 15 пожалован, а 9 октября хиротонисан во Епископа Псковского и Нарвского, оставаясь по-прежнему Членом Св. Синода. В 17З1 году апреля 13 переведен Архиепископом же в Киев, куда и прибыл в октябре; а в 1743 году, когда именным Указом июня 11 повелено по-прежнему в Киеве быть Митрополитом, то он 16 того же месяца пожалован в сей сан. Скончался в Киеве 1747 года октября 22. В бытность свою Псковским Епископом он завел во Пскове Духовное училище на Славяно-Российском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Добавим, что еще во время пребывания Петра I в Париже обсуждался вопрос о его избрании в члены Французской Академии наук, благодаря чему сорбоннские богословы надеялись на благоприятный исход дела по соединению Церквей. Получив зимой 1717–18 гг. извещение о членстве в академии, Петр направил в Париж ответ с библиотекарем Шумахером, 173 однако на отношение к сорбоннскому проекту это никак не повлияло. Ответ сорбоннским богословам По возвращении Петра I в Россию записка сорбоннских богословов была передана русским архиереям для изучения: «прислана записка о средствах соединения Церкви Великой России с Церковью Римской, писана на латинском языке, в Сорбонне. Канцлером Парижского университета Либургом засвидетельствован французский перевод сей записки (на 16 листах) в заверение, что бумага о соединении Церквей точно подписана лицами, коих имена под нею означены. Петр отклонил от себя ответ Сорбонне, предоставив записку соображению Св. Синода» 174 . Следует отметить, что инициатива сорбоннских богословов разделялась отнюдь не всеми католиками. Де Лави, французский представитель в Санкт-Петербурге, отмечал: «Иезуиты, имеющие здесь (в Петербурге. – архим. А.) школу и церковь , высказывали в присутствии нескольких лиц, до какой степени они недовольны поездкой царя во Францию в такое время, когда дух народа (французского. – архим. А.), по-видимому, враждебен папе, вследствие чего они опасаются, что его царское величество, намеревавший присоединиться к Римской Церкви, переменит мнение, особенно если заметит нерасположение двора к папскому престолу» 175 . Тем не менее, записка сорбоннских богословов стала предметом богословского изучения. В ответ на нее в 1718 г. было составлено послание в двух различных редакциях: одна – митрополитом Стефаном (Яворским) (1658–1722), другая – архиепископом Феофаном (Прокоповичем) (1681–1736). Суть обеих редакций была одинакова и сводилась к главному – русские епископы не считают себя вправе решать вопрос о соединении Церквей без участия представителей других Православных Церквей и без ведома четырех православных восточных патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010