Как мы знаем из истории, различные попытки перевода и особенно исправлений богослужебных текстов были предприняты с XIX века в Русской Церкви. Вопрос перевода на родной язык был вновь вынесен на повестку дня Собора, созванного для реформы церковной жизни, и был даже разрешен почти положительно. Таким образом, до революции не было сильного сопротивления переводу. В течение двух последующих веков после реформы Никона замечается некая потеря интереса к богослужебным текстам, но основное сопротивление обновлению текстов до революции происходило не столько сверху, сколько от противников перевода внутри самой Церкви. Это сопротивление основывалось в основном на веровании в сакральность славянского языка. Другие мотивы сопротивления относились к методу: исправлять или переводить, переводить на нео-славянский или на русский и т.д. Этот вид сопротивления был редко связан с сакральностью, и потому табу на изменения текстов на него не распространялись. Аргумент о сакральности языка, который первый раз появляется в современных дебатах и тут же завоевывает лидирующее место, – является ли он собственно православным? Я выдвигаю здесь гипотезу, что идея о сакральности была привнесена на русскую почву формальным богословским образованием, которое начиная с эпохи Петра I становилось все более и более латинизированным. Возрождение Богословской Академии в Москве с 1700 г. связано с именем Палладия Роговского, который начал преобразования по киевской (католической) модели. Всё, начиная с преподавания и кончая правилами, разделением на классы, содержанием курсов и даже организацией свободного времени, было проведено по латинскому образцу (Знаменский, 2006:405-406). О. Георгий (Флоровский) отмечает, что уже в середине XVIII века образовательная система Феофана Прокоповича (1681–1736), основанная на католическом богословии была введена в России (2006:105; см. также Знаменский, 2006:474–475). В семинариях богословие изучалось по Томасу Аквинскому, философия – по учебникам польских иезуитов. Затем, под влиянием Феофана совершился переход от Томаса к Феофану, от Аристотеля к Вольфу, и вот где началось «господство латино-протестантской схоластики» ( ibid ., 106).

http://bogoslov.ru/article/2643758

Название происходило от находившихся здесь белых, то есть освобожденных от налогов, земель. Крепостная стена с башнями и воротами вокруг Белого города была построена зодчим Федором Конем в 1585–1593 гг., разобрана в XVIII в . [xlviii] В доме 5 по Большой Грузинской улице в 1981 г. был открыт музей, посвященный истории грузинской колонии в Москве в XVII–XVIII вв. [xlix] См.: Мамаладзе Т.Г. Большая Грузинская//Альмонах «Куранты». Вып. 2. М., 1987; Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. Ч. I. М., 1998, с. 130–147. [liv] См.: Очерк истории церкви и прихода св. великомученика Георгия, что в Грузинах//Московские епархиальные ведомости. 1872. [lvi] Тарсаидзе Н.Г. Материалы по истории поселения грузин в России в первой половине XVIII в. Тб., 1964, с. 14. [lvii] Русский биографический словарь. Т. II. СПб., 1900, с. 423. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. IIa. СПб., 1891, с. 733. [lix] Феофан Прокопович (1681–1736) — российский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I . [lx] Стефан Яворский (1658–1722) — российский церковный деятель, писатель. В 1700–1721 гг. — местоблюститель патриаршего престола. [lxi] Ватейшвили Д.Л. Грузия и европейские страны. Т. III: Грузия и Россия. XVIII–XIX вв. М., 2006, с. 305. [lxv] Теймураз II (1700–1762) — царь Кахетии (1733–1744), Картлии (с 1744). Объединил Восточную Грузию. Во внешней политике придерживался пророссийской ориентации . [lxix] Москва: Энциклопедия. М., 1997, с. 192. См.: Тарсаидзе Н.Г. Материалы по истории…, с. 34–37; Он же. Сведения о грузинах в России во второй половине XVIII в. Тб., 1983. [lxx] И.Е. Грузинов, участник Бородинского сражения, находился в действующей армии в качестве военного врача и умер в январе 1813 г. в местечке Баруны Виленской губернии во время похода при освобождении России от наполеоновских захватчиков. [lxxi] См.: Каландадзе Ц.П. Участие грузин в культурной и общественной жизни России. Тб., 1984, с. 32–50. [lxxiii] История родов русского дворянства. Кн.

http://bogoslov.ru/article/3382618

Но какая-то тень лежит на первых годах его монашества (...) В проезд государя через Новгород Феодосий умел обратить «а себя внимание Петра, и это произвело в его судьбе роковой переворот (...) внимание государя надмило его против своего архипастыря, к которому Феодосий, забыв его благодеяния, начал относиться с гордостию и презрительностью (...) В конце 1767 года Иов отправил его (...) в Москву за типографией Симеона Полоцкого (...), а государь послал его в С.-Петербург, поручив ему осмотреть церкви и духовенство новозавоеванных городов (...) В бытность в Петербурге он первенствовал в некоторых важных духовных церемониях. В 1710 году он обручал и потом венчал племянницу государеву, великую княжну Анну Иоанновну с курляндским герцогом. В 1712 году Феодосий определен архимандритом новооснованного Невского монастыря (...) Находясь постоянно подле государя, Феодосий делался ближайшим советником его по церковным делам (...), скоро понял свое положение, вошел в мысли Петра и сделался для него необходимым человеком» (Чистович, с. 74–78). 80 Быстрое продвижение Феодосия Яньковского при Петре I, его чрезвычайное «радение» о нуждах Невского монастыря в ущерб многим другим монастырям, участие его в 1718 г. в деле отрешения причта Петропавловского собора в связи с делом царевича Алексея, а также его «неуживчивость», «заносчивость», «надменный тон и властительское вмешательство в чужие дела» – все это повело к тому, что «он оттолкнул от себя всех и нажил себе врагов всюду – между светскими и духовными, знатными и простыми, в белом духовенстве и монашествующем». Как пишет далее исследователь, он попросил Петра «отпустить его на покой – на безмолвие» (Чистович, с. 78–83). «Вместо увольнения на покой Петр приказал поставить его в новгородские архиепископы, а с утверждением Синода назначил его, из уважения к его летам и заслугам, первым синодским вице-президентом» (там же, с. 83). 82 О соперничестве между Феодосием и другим «любимцем» Петра, архиепископом Феофаном Прокоповичем (1681–1736), поначалу как будто бы не было и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Пиципиос Иаков – грек-католик, автор книги о православной Церкви Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.) др.-гр. философ Плиний Старший (23 или 24–79) – рим. писатель, ученый Плиний Младший (61 или 62 – ок. 114) – рим. писатель, консул (100), императорский легат (111–113) Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – рус. историк, писатель Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – князь, рус. полководец Поликарп (? – 155) – апостол Смирнский, ученик Св. апостола Иоанна Богослова, один из первых христианских богословов Поло Марко (ок. 1254–1324) – итал. путешественник Понселе Жан Виктор (1788–1867) – фр. математик и инженер, с 1857 ин. чл.-корр. Петербургской Академии Наук Понтий Пилат – рим. прокуратор Иудеи 26–36 Поп Александр (1688–1744) – англ. поэт Попов Александр Николаевич (1820–1877) – рус. историк, славянофил Попов Евгений Михайлович (1813–1875) – священник, настоятель посольской церкви в Лондоне Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – рус. экономист и публицист Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н. э.) – др.-гр. скульптор Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) – визант. историк Прокопович Феофан (1681–1736) – рус. гос. и церк. деятель, писатель Пропий (Проб) Марк Валерий (I в. до н. э.) – рим. филолог из Берита Протасов Николай Александрович (1799–1855) – граф, обер-прокурор синода с 1836 по 1855 Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160) – др.-гр. астроном, создатель геоцентрической системы мира Пьюзей (Пьюзи) Эдвард Бовари (1800–1882) – английский теолог, видный деятель «оксфордского движения», стремившийся к объединению католической и англиканской церквей, основатель т.н. «пьюзеизма» Радовиц Иосиф (1797–1853) – рус. генерал и гос. деятель, убежденный католик, автор книги «Современные разговоры о Государстве и Церкви» (1846) Рамзес II Великий (1371–1251 до н. э.) – егип. фараон Редкий Петр Григорьевич (1808–1891) – рус. правовед, историк философии и педагог Ремюза Франсуа Шарль (1797–1875) – фр. полит. деятель и писатель Робертсон Вильям (1721–1793) – шотл. историк Ровоам – сын и преемник царя Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

… после Яворского. — имеется в виду митрополит рязанский и муромский Стефан Яворский (в миру Симеон; 1658–1722). … ежели бы Прокопович не повредил ему… в монастырь. — О соперничестве между Феодосием и другим «любимцем» Петра, архиепископом Феофаном Прокоповичем (16811736), поначалу как будто бы не было и речи. Исследователь пишет: «Феодосии и Феофан согласно действовали в одном направлении и в этом направлении сходились с государем. С Феодосием Феофан был уклончив, уступал ему повсюду первенство и во всем преимущество. Но зато Феофан первенствовал повсюду, где нужна была живая речь, ораторский талант и ум, широко образованный» (Чистович, с. 88). Позднее, при Екатерине I, соперничество между ними приняло острейшую форму и привело к вражде, проявившейся в обоюдных подкопах и доносах. В 1725 г. Феофан приписал Феодосию «бунт и заговор» и подал на него донос, повлекший арест соперника. «Мая 11-го уже подписан был указ о Феодосии с объявлением его преступлений. Указ этот составлен был Феофаном, с преувеличением и искажением многих подробностей суда и следствия над обвиняемым 12 мая публично, барабанным боем, обнародован был приговор над Феодосием, чтобы вместо заслуженной смертной казни сослать его в дальний монастырь, именно в Корельский в устье Двины, и содержать там под караулом неисходно» (там же, с. 167). В 1724 г. положение Феодосия из-за открывшихся дополнительных обвинений ухудшилось: было приказано посадить его в «каменную келью наподобие тюрьмы», где он и умер. Погребение первоначально было произведено здесь же, в монастыре; вскоре было совершено перезахоронение — в монастыре Кирилло-Белозерском (там же, с. 178–179). Анненгофский дворец — летний деревянный одноэтажный дворец с небольшим садиком. Петр I подарил его цесаревне Анне Петровне (такой же дворец был подарен им цесаревне Елизавете Петровне). «В конце царствования Екатерины II от них оставался один фундамент» (Пыляев, Старый Петербург, с. 73). … граф Федор Матвеевич Апраксин, который в свое время был сильным человеком. — Генерал-адмирал русского флота граф Ф. М. Апраксин (1661–1728) был одним из сподвижников Петра I, участником крупнейших морских походов; в 1726 г. был назначен членом Верховного Тайного совета, на который было возложено распоряжение всеми государственными делами.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Потемкин Григорий Александрович (1739–1791), «светлейший князь Таврический», государственный и военный деятель 313 Поттер Паулюс (1625–1654), голландский художник 445 Принцева М. Н. 17, 163, 468 Прокопий Устюжский (ум. 1303), юродивый 318, 324, 328, 382, 384 Прокопович Феофан (Элеазар, 1681–1736), церковный и политический деятель, писатель 45, 93, 243, 380 Прокофьев В.Н. 166, 185, 292, 468 Прокофьев Петр, старовер 368 Пропп В.Я. 426, 430, 468 Прохор (Мошнин), см.: Серафим Саронский Прохоров, владелец типографии 428, 429 Прохоров С.М. 423, 468 Пругавин Александр Степанович, этнограф, публицист 206, 468 Прянишников, купец-старообрядец, собиратель икон из Городца 218 Псевдо-Дионисий (Ареопагит) (I в.), первый епископ Афинский, писатель 87 Пулакис Ф, (VII в.), греческий иконописец 305 Пульцоне Шипионе, прозванный Гаэтано (ок. 1550–1598), итальянский художник 302 Пурецкий П.Л. (упом. 1915), иконописец учебно-иконописнои мастер скои Комитета попечительства о русской иконописи в Холуе 278 Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837), поэт 421 Пфаншмидт Карл Готфрид (1819–1887), немецкий художник 295 Пятницкий Ю.А. 458 Р Радойчич С. 458 Радоуш М., художник 388, 391 Раймонди Маркантонио (ок. 1480, 1527–1534), итальянский гравер 305 Рафаэль (1483–1520), итальянский художник 295, 296, 304 Ревзин И.М. 208, 468 Регель Г. 436, 464 Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), голландский художник 296 Рени Гвидо (1575–1642), итальянский художник 304 Репин Илья Ефимович (1844–1930), художник 42 Рестль М. 131, 468 Риндфлайш Даниел 348 Рипа Чезаре 356 Ришелье, кардинал, первый министр Франции (1624–1642) 363 Ровинский Дмитрий Александрович (1824–1895), юрист, коллекционер, ученый 69, 73, 80, 117, 165, 170, 176, 198, 199, 218, 254, 270, 312, 357, 415–417, 420, 421, 425, 428, 429, 449, 459, 468, 470 Рогожкин Андрей (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 419 Рождественский И., священник из Палеха 283 Рождественский Н.О. 263, 468 Роза Сальватор (1615–167З), итальянский художник 296, 334 Розанов Василий Васильевич (1856–1919), писатель, философ 239

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Правда, это влияние больше ощущается у него как у писателя, в то время как, по словам отца [Георгия] Флоровского, его «внутренний опыт не вмещался в тесных гранях богословского ложного классицизма, но как писатель он за эти грани не переступал» 421 . Наряду с другими работами св. Димитрий Ростовский написал и произведение, названное Алфавит духовный , где в самом начале он истолковывает грехопадение Адама. По словам святителя, причиной грехопадения Адама было его безрассудство «и всех вещей нерассмотрение» 422 . Адам должен был понять заповедь и соблюдать ее, но он был умственно нерадивым; из этого родилось неверие, из него – непослушание и преступление, и наконец – отпадение от благодати Господа. Безрассудство отвело человека от Бога, а разум и познание всех созданий приводит к Богу. Познание творений, которое ведет к познанию самого себя, приводит к познанию Бога. Гносеологическая позиция Димитрия Ростовского гласит: «Не бо от горних на нижняя восходити должни есмы, но от дольных на вышняя» 423 . Природа, говорит он, это школа и зеркало, поставленное перед нашими глазами, чтобы мы поднимались от низшего к высшему. «От разума и познания раждается вера Прав же разум возрастает и умножается от делания умнаго, и от хранения Господних заповедей» 424 . Очевидно, у св. Димитрия важную роль в богопознании играют аналогия и разум, как и в случае с западным богословием, что отражается несколько и на его экзегетической методологии. Это видно и по известному морализаторству, которым характеризуются его проповеди и вообще его богословская позиция. Если латинское влияние переносилось на русскую богословскую мысль через Киев, то со времен Петра Великого все более усиливающееся протестантское влияние приходит через Петербург. Реформа Петра Великого не случайно названа «Петербургским переворотом», а «Духовный регламент», который Петр составил вместе с [епископом] Феофаном (Прокоповичем) (1681–1736) 425 , – «программой русской Реформации» 426 . По мнению Феофана (Прокоповича) , Священное Писание – первоисточник вероучения, причем самодостаточный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Пригоровский Георгий Михайлович (1884–1937), историк-антиковед, эпиграфист, переводчик. Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у., сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1925–1929), в 1930-х проживал в Томске. В мае 1937 арестован по обвинению в принадлежности к «Союзу спасения России», расстрелян 5 декабря 1937. Реабилитирован посмертно (1956); Прокопович Феофан (Элеазар) (1681–1736), церковный и политический деятель, писатель, историк, епископ (с 1718), архиепископ (с 1724); Проталинский Иоанн Иоаннович (1883–1938), священник, в 1913–1917 студент МДА. Расстрелян; Протасов Николай Дмитриевич (1886–1940), археолог, искусствовед, реставратор, магистр богословия (1913), и. д. доцента (1912–1913), доцент (1913–1917), профессор (1917–1919) МДА, преподаватель Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества (1916–1918), преподаватель Московской Народной православной академии (с 1918). Зав. отделом древностей Румянцевского музея (1919–1922), член реставрационного совета Всесоюзной коллегии по делам музеев (1918–1924), руководитель Кашинской реставрационной экспедиции Музейного отдела Наркомпроса (1917–1920). Действ. член и научный сотрудник Ин-та археологии и искусствознания РАНИОН, доцент 1-го МГУ (с 1923), научный сотрудник и ученый секретарь (1930) Московской секции ГАИМК. Зав. Византийским отделом (1922– 1930) и ученый секретарь (1926–1930) ГИМ, зав. Отделом редкой книги и графики ГБЛ (с 1923), действ. член Сектора археологии Государственной академии искусствознания; Протодиаконов Александр Петрович, в 1915–1916 студент МДА; Протопопов Александр Дмитриевич (1866–1918), политический и государственный деятель, член партии октябристов, депутат III и IV Государственных дум (с 1914 товарищ председателя). Предводитель дворянства Карсунского уезда Симбирской губ. (1905–1916), предводитель дворянства Симбирской губ. (1916), управляющий Мин-вом (с 16.09.1916), министр внутренних дел (20.12.1916–28.02.1917). В дни Февральской революции арестован, в 1918 расстрелян; Протопопов Владимир Сергеевич (1875–1915), историк, приват-доцент историко-филологического ф-та М. у., преподаватель МВЖК, Народного ун-та им. А. Л. Шанявского. Во время Первой мировой войны – в действующей армии, погиб в Галиции (3.07.1915);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Сейчас все дозволено, все позволительно. Появляется надеяние на самого себя, а не на Бога. Если раньше Церковь пытались ликвидировать путем явных гонений, то теперь самыми разнообразными способами пытаются убить в верующих чувство благоговения. Это и совместная продажа на уличных книжных лотках духовной литературы и откровенной порнографии, это и нашествие на Россию рационалистических сект, оккультизма и мистики Востока, разговоры о единой всемирной религии и религии без Христа и личностного Бога, это соблазны материальными радостями мира сего. Но как только мы потеряем благоговение, хотя бы в зачаточном его состоянии, утратим стремление к стяжанию Духа Святого, мы перестанем быть православными, перестанем быть членами Церкви. “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут”, — пишет ап. Иаков (Иак 2:19). Значит, вера бывает разная. “Мало быть верующим, надо быть воцерковленным”, — подчеркивал архиепископ Мелитон, принявший священнический сан в 1921 г. и скончавшийся в 1986 г. Имея столько Божиих заступников за нас — всех святых, в земле Российской просиявших, и имея исторический опыт Святой Православной Церкви, нам следует не предаваться унынию и духовной панике, а надеяться на милосердие Божие, сохраняя чистоту веры и благоговение, тогда врата адовы не одолеют нашу Русскую Православную Церковь, чадами которой мы все являемся. Сохранять верность ей — необходимое условие нашего спасения. Без Церкви нет христианства. 1 Петровские реформы, направленные на огосударствление Церкви, на ее секуляризацию, превращение в один из органов государственной власти, находящийся в непосредственном подчинении императору, осуществлялись епископом Псковским (затем — архиепископом Новгородским) Феофаном (Прокоповичем; 1681–1736); именно он явился составителем “Духовного регламента”, определившего порядок коллегиального управления Церковью. — Ред. 2 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Изд. 3-е. Киев, 1913, с. 1068 слл. 6 В эпоху хрущевских гонеий было закрыто 66% всех монастырей Русской Православной Церкви (31 из 47). — Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994, с. 160.

http://pravmir.ru/ocherki-zhizni-pravosl...

Сначала Стефан искал случая уйти от неловкого положения местоблюстителя. Затем, с 1712 г. он начинаете делать вылазки против Петра и его дела, но уже боится потерять свое положение каково бы оно ни было. У него хватает мужества заявлять по отдельным случаям протесты, но к противодействию, или, еще лучше, к самостоятельной церковной политике он не способен. Не были способны к этому и другие. Наступил таким образом момент мертвого штиля, Русская Церковь в лице архипастырей явила себя безгласной, лишенной самосознания и ясного взгляда на свое будущее. Такой момент был чрезвычайно благоприятен для развития в сознании Петра и его сподвижников западных идей естественного права и территориализма. Значение этих идей для самобытности и свободы Русской Церкви не сознавалось в то время никем из русских иерархов, и потому последние ничего не могли противопоставить этим идеям, кроме глухого недовольства и своей поддержки оппозиционным элементам. На фоне безлюдья ярко выступает отрицательная, с церковной точки зрения, фигура Феофана Прокоповича 163 (1681–1736). Также малоросс по происхождению, воспитанник киево-могилянской академии и иезуитов, перешедший в Риме в католичество и затем, по возвращении в Россию, вновь принявший православие и, тем не менее, более всего проникнутый протестантизмом, Феофан был образованнейшим человеком своего времени, приверженцем всякого прогресса и лютым врагом старины и застоя. О его знакомстве со школой естественного права и примыкающими к ней теориями уже говорилось. Следуя им, Феофан настаивал в своих сочинениях на полном подчинении духовной власти – власти светской, с правом последней на свободное вмешательство даже во внутренние дела церковные. На этом основании Феофан был очень подходящим для Петра человеком для проведения его церковной реформы. Первое свидание их произошло в 1709 г. В 1711 г. Феофан находится при Петре в Прутском походе. В 1716 г. он вызывается в С.-Петербург, а в 1718 г. становится уже епископом Псковским. Как раз в это время создавались коллегии, и у Петра созревала мысль создать среди них и Духовную Коллегию. Необходимо было составить для нее регламент, и кому же было лучше поручить эту работу, как не молодому Псковскому епископу, уже сумевшему расположить в свою пользу близких к Царю лиц и самого Петра?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010