Д.Б. Терешкина Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новгородский филиал) (Великий Новгород, Российская Федерация) Аннотация. В статье предлагается анализ использования евангельского текста в проповедях Феофана Прокоповича . Выявлено, что Новый Завет в опубликованных произведениях Прокоповича привлекается автором реже, чем Ветхий. Это объясняется, вероятно, большей приверженностью сподвижника Петра Первого Закону, нежели Благодати. Евангельское слово у Прокоповича становится источником богатых и многомерных аллюзий, зачастую весьма далеких от его первоначального значения. В проповедях Прокопович проявляет себя прежде всего как искусный ритор и хитрый политик, нежели богослов. Евангельский текст Ф. Прокопович использует для прославления власти и оправдания ее действий и проявляет в этом истинный талант филолога, в совершенстве владеющего искусством красноречия. Ключевые слова : Феофан Прокопович , проповедь , евангельское слово, риторический прием, цитация, аллюзия, политический контекст.   Феофан Прокопович (1681–1736) – первый вице-президент Святейшего правительствующего синода, государственный деятель, сподвижник Петра I, проповедник, писатель, публицист, поэт и философ – одна из наиболее противоречивых фигур в русской словесности и истории. Деятельность Феофана Прокоповича как исторического деятеля и как писателя не раз подвергалась изучению и оценке1. Автор знаковой трагедокомедии «Владимир» (1705), поэтических произведений, трактата «Искусство поэзии» (“De arte poetica”), а также целого корпуса проповедей2, церковный деятель, стоявший у истоков кардинального реформирования Русской Церкви, которого Георгий Флоровский назвал «жутким человеком», «писавшим всегда словно проданным пером» [Флоровский: 122], Феофан Прокопович интересен в связи с использованием евангельского слова в своем творчестве. Анализу евангельского текста в проповедях Ф. Прокоповича ранее не отводилось специального внимания. Примечателен факт, что прямых цитат из Евангелия в проповедях Ф. Прокоповича на удивление немного. Пожалуй, наиболее цитируемыми текстами из Священного Писания у Прокоповича становятся Ветхий Завет и послания апостола Павла. Это кажется весьма симптоматичным, поскольку можно предположить, что Закон для Прокоповича становится важнее Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Представлена коллекция материалов к 300-летию Святейшего Синода февраля 2021 Коллекция " Святейший Синод в истории российской государственности " , посвященная 300-летию этого органа церковного управления, представлена 15 февраля в Президентской библиотеке . Уникальные материалы рассказывают о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода истории России. Церковная реформа императора Петра I кардинально изменила структуру Русской Церкви и положила начало Синодальному периоду. Существовавший ранее институт патриаршества был отменен: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана новый Предстоятель не был избран. Взамен образован коллективный церковный орган управления, который вначале именовался Духовной коллегией, а вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Царский указ о создании Духовной коллегии вышел 25 января (5 февраля) 1721 года, а уже 14 (25) февраля прошло его первое заседание, ознаменовав невиданную ранее страницу в отношениях Церкви и государства. Основным руководящим документом Синода стал так называемый " Духовный регламент " . Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени - архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице государь Петр I нашел искреннего помощника и соратника. " Духовный регламент " поддержали предстоятели других Православных Церквей, о чем свидетельствует сборник " Царская и патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-кафолической церкви " . Новая форма церковного управления в России была признана в православном мире. О том, как " Духовный регламент " постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова " Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого " , а также двухтомное сочинение Павла Верховского " Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России " . История Святейшего Синода и синодальных учреждений получила широкое отражение на страницах книг, изданных в России с середины XIX столетия. Церковный историк, специалист по каноническому праву профессор СПбДА Тимофей Барсов (1836-1904) разместил в сборнике " Святейший Синод в его прошлом " свои статьи, опубликованные в журнале " Христианское чтение " и посвященные вопросам синодальной истории, в том числе о возврате к традиционной форме церковного управления - патриаршеству.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

К 300-летию учреждения Святейшего Синода на сайте Президентской библиотеки представлена коллекция уникальных материалов 11 февраля 2021 г. 18:21 На портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина представлена коллекция «Святейший Синод в истории российской государственности» , в которой собраны уникальные книги, документы и материалы, рассказывающие о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода в истории нашего Отечества. Император Петр I отменил существовавший ранее институт Патриаршества, взамен был образован коллективный орган управления Русской Православной Церковью, который вначале именовался Духовной коллегией, и вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Указ о создании Духовной коллегии вышел 5 февраля (25 января) 1721 года, а уже 25 (14) февраля того же года новое учреждение провело свое первое заседание, ознаменовав тем самым невиданную ранее в российской истории страницу в отношениях между Церковью и государством. Основным руководящим документом Синода стал «Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный» . Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени — архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице император Петр I нашел искреннего помощника и соратника. Отклик Поместных Церквей представлен в сборнике  «Царская и Патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-Кафолической Церкви» . О том, как «Духовный регламент» постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова «Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого» , а также двухтомное сочинение Павла Верховского «Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковного права» .

http://patriarchia.ru/db/text/5770819.ht...

К 300-летию учреждения Святейшего Синода на сайте Президентской библиотеки представлена коллекция уникальных материалов Москва, 11 февраля 2021 г.      На портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина представлена коллекция «Святейший Синод в истории российской государственности», в которой собраны уникальные книги, документы и материалы, рассказывающие о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода в истории нашего Отечества, сообщает Патриархия.ru . Император Петр I отменил существовавший ранее институт Патриаршества, взамен был образован коллективный орган управления Русской Православной Церковью, который вначале именовался Духовной коллегией, и вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Указ о создании Духовной коллегии вышел 5 февраля (25 января) 1721 года, а уже 25 (14) февраля того же года новое учреждение провело свое первое заседание, ознаменовав тем самым невиданную ранее в российской истории страницу в отношениях между Церковью и государством. Основным руководящим документом Синода стал «Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный». Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени — архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице император Петр I нашел искреннего помощника и соратника. Отклик Поместных Церквей представлен в сборнике «Царская и Патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-Кафолической Церкви». О том, как «Духовный регламент» постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова «Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого», а также двухтомное сочинение Павла Верховского «Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковного права».

http://pravoslavie.ru/137334.html

был уже в Москве. Судя по изображению святительского лика на иконах и принимая во внимание, что Сибирский климат и скорби рано сократили его жизнь, приблизительно можно утвердить, что в день блаженной его кончины ему было около 50–55 лет. Феофан Прокопович родился в 1681 году, был не много времени св. Иннокентию префектом и учителем философии, конспект которого по философии св. Иннокентий списал собственноручно во время своего обучения в академии. Феофан Прокопович участвовал и в посвящении св. Иннокентия в епископа и скончался в 1736 году. По этому если предположить, что св. Иннокентий был даже старше летами Феофана Прокоповича, то не много. А скорее можно согласиться, что он был моложе Феофана, и потому год рождения св. Иннокентия падает между 1680 и 1682 г. В святом крещении он назван был Иоанном. Что имя св. Иннокентия в св. крещении было Иоанн, это доказывается собственноручными подписями его на одной, принадлежавшей ему книге, находящейся в библиотеке Иркутской духовной семинарии 11 . Рождение Иоанна последовало в то время, когда Малороссия (Заднепровская), после колебаний между Москвою и Польшей, слилась в одно государство с Великороссией и состояние Малороссийской церкви приходило в лучший порядок. Знаменитый Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, будучи в то время блюстителем Киевской митрополии, заботясь об успехах духовного просвещения паствы, учредил должность общих проповедников веры, которые, разъезжая по монастырям, большим селениям и городам; научали народ православной вере, возбуждали в нём дух благочестия и таким образом охраняли его от влияния иноверных учителей. В больших городах и селениях возобновлялись братства, заводились братские школы для первоначального обучения юношества. Монастыри также процветали, потому что настоятелями их назначались лица образованные, заботившиеся сделать обители светочами веры и благочестия для народа 12 . Особенно в этом отношении отличались Киевопечерская Лавра. Из этих обителей исходили лица, ознаменовавшие себя на кафедрах архипастырских, на поприщах учёной и гражданской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Святитель Иннокентий родился около 1680–1682 гг. При решении вопроса о годе рождения св. Иннокентия взято во внимание время кончины Святителя (1731 г.), время воспитания его в Киевской академии при Иоасафе Кроковском, Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче , год его вызова (в 1710 г.) в Москву после окончания курса учения в Киевской академии и пострижения в монашество и, наконец, древнейшие его изображения. Святитель мог поступить в училище-академию не позже 12–13 лет от роду. Учился в ней средним числом 13–15 лет и, судя по богословским семестрам, кончил учение в Киевской академии не позже половины 1706 г., а в начало 1710 г. был уже и Москве. Судя по изображению святительского лика на иконах и принимая во внимание, что сибирский климат и скорби рано сократили его жизнь, приблизительно можно утвердить, что в день блаженной его кончины ему было около 50–55 лет. Феофан Прокопович родился в 1681 г., был немного времени св. Иннокентию префектом и учителем философии, конспект которого по философии св. Иннокентий списал собственноручно, во время своего обучения в академии. Феофан Прокопович участвовал и в посвящении св. Иннокентия в епископа и скончался в 1736 г. Поэтому если предположить, что св. Иннокентий был даже старше летами Феофана Прокоповича, то немного. А скорее можно согласиться, что он был моложе Феофана, и потому год рождения св. Иннокентия падает между 1680 и 1682 г. В святом крещении он был назван Иоанном. Что имя св. Иннокентия в св. крещении было Иоанн, это доказывается собственноручными подписями его на одной принадлежавшей ему книге, находящейся в библиотеке Иркутской духовной семинарии 11 . Рождение Иоанна последовало в то время, когда Малороссия (Заднепровская), после колебания между Москвою и Польшею, слилась в одно государство с Великороссиею и состояние Малороссийской церкви приходило в лучший порядок. Знаменитый Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, будучи в то время местоблюститель Киевской митрополии заботясь об успехах духовного просвещение паствы, учредил должность общих проповедников веры, которые, разъезжая по монастырям, большим селениям и городам, научали народ православной вере, возбуждали в нем дух благочестия и, таким образом, охраняли его от влияния иноверных учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главным представителем первого направления являлся митрополит Стефан (Яворский) (1658— 1722), а второго — игумен Феофан (Прокопович; 1681—1736), ставший в 1716 г. епископом Псковским, а в 1726 г. — архиепископом Новгородским. Полемика развернулась вокруг сочинения митрополита Стефана «Камень веры», направленного против увлечений идеями протестантизма, проникавшими в начале XVIII в. в русское общество, а также отстаивавшего традиционный взгляд на отношения Церкви и государства. Это сочинение вызвало недовольство Петра I, а его автор был обвинен в приверженности «папежскому духу». Лишь после смерти Петра, когда влияние митрополита Феофана несколько ослабло, бывшему ректору Московской Академии архиепископу Тверскому Феофилакту (Лопатинскому) удалось в 1728 г. издать «Камень веры». Впрочем, с воцарением в 1730 г. Анны Иоанновны и началом бироновщины положение митрополита Феофана вновь значительно укрепилось, что печальным образом отразилось на его идейных противниках. «Камень веры» вновь был запрещен, а его издатель в 1735 г. был лишен сана и подвергся заточению. Вновь «Камень веры» был издан уже при Елизавете Петровне митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем). В середине XVIII в. острота богословской полемики значительно притупилась, однако с 60-х годов феофановское направление уже твердо занимает господствующие позиции в русской духовной школе. Между тем с 40-х годов XVIII в. наблюдается заметное оживление в издании русской духовной литературы. В 1751 г. вышло из печати новое издание славянской Библии, над подготовкой которого ряд лет трудились ученые иноки Иаков (Блоницкий), Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский). Среди русских церковных писателей второй половины XVIII в. особенно выделяются святой Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), митрополит Московский Платон (1731—1812). Святитель Тихон Задонский явился ярчайшим представителем нравственно-религиозного направления в русском богословии. Знание трудов западных христианских мистиков и моралистов сочетается в его сочинениях с творческим осмыслением православной аскетической традиции. Два его обширных сочинения — «Об истинном христианстве» и «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также многочисленные проповеди, письма, увещания к пастве, духовенству и инокам навсегда вошли в сокровищницу православной духовности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

Другой ученик Симеона Полоцкого, иеромонах Карион  Истомин (его отца звали Истома Заболонский ), занимался книгоизданием, был справщиком Печатного Двора. В современной издательской практике трудно подобрать аналогию его обязанностям, это что-то близкое выпускающему редактору. " Справщик - это человек, на котором лежала забота о текстологическом, литературном и, конечно же, идеологическом качестве книг, выходящих из печати " . С 1698 года иеромонах Карион стал начальником Печатного Двора - по тем временам высокая государственная должность . Впоследствии он был и поэтом, переводчиком (например, переводил некоторые ученые сочинения с латинского для Петра I), но особенно прославился как педагог. Его знаменитый  Букварь (1694) ныне хранится в библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербурге . Умер иеромонах Карион в Москве в Чудовом монастыре. Большое значение для теории поэзии, развития редактирования и русской литературы имела деятельность другого монаха - архиепископа Феофана (Прокоповича, 1681-1736) . Он преподавал курс поэзии в Киевской академии, состоял в ней профессором, а затем ректором. Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском и польском языках, создал трагикомедию " Владимир " (1705) - значительное для своего времени произведение, сюжет которого взят из русской истории, написал трактат " О поэтическом искусстве " . Иеромонах Амвросий (1745-1792) опубликовал в 1787 году " Краткое руководство к Оратории российской " . Именно по этой книге, по всей видимости, в начале XIX века изучали риторику в лицеях; например, по ней учился Гоголь . Целая плеяда выдающихся русских писателей и мыслителей XIX века связана с Оптиной пустынью. Остановимся кратко на двух фигурах - Николае Васильевиче Гоголе и Константине Николаевиче Леонтьеве. Гоголь хотя и не был в собственном смысле монахом, но по сути вел жизнь монашескую. Есть предание, что он просил у старца Макария благословения на поступление в монастырь, но отец Макарий указал ему на литературное служение. " Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни " , - пишет известный гоголевед Владимир Воропаев . Так, Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, все его имущество составляли книги, потрепанная одежда и небольшие карманные деньги.

http://radonezh.ru/analytics/monashestvo...

Феофан Прокопович Архиепископ великого Новаграда и Великих Лук, святейшего правительствующего синода первенствующий член, родился в 1681, умер в 1736 году. Ученый богослов и природный оратор. В речах его, духовных и светских, рассеяно множество цветов красноречия, хотя слог их нечист и, можно сказать, неприятен. Мысль, что Петр Великий бывал часто его слушателем; искреннее, жаркое чувство, с которым он говорит о великих делах его, обращаясь лично или к нему самому, или к его знаменитым сподвижникам; означение славных эпох России и, наконец, счастливые, живые черты, вдохновение истинного гения: вот прелесть Феофановых речей, которая всегда будет действовать на русское сердце! Забывая негладкость языка, пленяемся их содержанием и льем радостные слезы, читая слово о незабвенном торжестве полтавском, о юном, но уже славном флоте российском, о возвращении монарха из чужих земель к подданным и детям своим. Когда же оратор в кипении горести, в отчаянии сердца восклицает: «Что делаем? Петра Великого погребаем!..», и теперь, и теперь еще благодарные сыны отечества рыдают с ним! Предание говорит, что Феофан, сказав сие ужасное слово, не мог продолжать от собственных слез и всеобщего стенания. Счастливый век поэзии и витийства, когда предмет их столь велик и любезен! В Феофане сияет уже заря российского красноречия; но, будучи предшественником Ломоносова, он не похитил у него славы быть нашим лучезарным Фебом. Им сочинены многие богословские, нравоучительные книги и даже предисловие к морскому уставу. Как муж просвещенный, благоразумный политик и любимец Петра, он старался доказывать мудрость всех новых его учреждений; первый открыл талант молодого Кантемира; ободрял, наставлял его и вместе с ним писал стихи: два человека, с коими, по тогдашнему времени, никто не мог спорить в остроумии и в учености. Феофан имел блестящие достоинства, следственно и неприятелей, которые обвиняли его ересью в умствованиях и в теологии; но в царствование ли Петра Великого могло быть опасно такое злословие?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Букварь иеромонаха Кариона Истомина      Впоследствии он был и поэтом, переводчиком (например, переводил некоторые ученые сочинения с латинского для Петра I), но особенно прославился как педагог. Его знаменитый «Букварь» (1694) ныне хранится в библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербурге . Умер иеромонах Карион в Москве в Чудовом монастыре. Большое значение для теории поэзии, развития редактирования и русской литературы имела деятельность другого монаха – архиепископа Феофана (Прокоповича; 1681–1736) . Он преподавал курс поэзии в Киевской академии, состоял в ней профессором, а затем ректором. Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском и польском языках, создал трагикомедию «Владимир» (1705) – значительное для своего времени произведение, сюжет которого взят из русской истории; написал трактат «О поэтическом искусстве» . Иеромонах Амвросий (1745–1792) опубликовал в 1787 году «Краткое руководство к Оратории российской». Именно по этой книге, по всей видимости, в начале XIX века изучали риторику в лицеях; например, по ней учился Гоголь . Целая плеяда выдающихся русских писателей и мыслителей XIX века связана с Оптиной пустынью. Остановимся кратко на двух фигурах – Николае Васильевиче Гоголе и Константине Николаевиче Леонтьеве. Гоголь хотя и не был в собственном смысле монахом, но по сути вел жизнь монашескую. Есть предание, что он просил у старца Макария благословения на поступление в монастырь, но отец Макарий указал ему на литературное служение. «Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни», – пишет известный гоголевед Владимир Воропаев . Так, Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, всё его имущество составляли книги, потрепанная одежда и небольшие карманные деньги. Гоголь постоянно тянулся к монашеской жизни и не раз бывал в Оптиной пустыни. По сути, свою литературную деятельность он воспринимал как послушание, данное ему Богом и духовными наставниками. Константин Николаевич Леонтьев Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) – выдающийся писатель, критик, публицист, глубоко оригинальный мыслитель со своим неповторимым стилем и острым взглядом. Его недавно изданное собрание сочинений насчитывает 12 томов . Лучшим своим произведением Леонтьев считал роман «Одиссей Полихрониадес», из публицистических работ стоит выделить труд «Византизм и славянство».

http://pravoslavie.ru/65647.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010