С другой стороны, все Слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг... (Ин. 21, 25). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: “се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих...” (Иуд. 1, 14); а в первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: Я писал вам в послании... (1 Кор. 5, 9), – то есть ранее писал. Ответьте на вопрос: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит (Евр. 6, 1–3). – Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить – в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3, 6). Здесь опять встречается слово предание , которое нельзя перевести иначе, как это сделано в Синодальном переводе. В греко-русском словаре Вейсмана это слово переводится как « передача (учения)». Свидетель Иеговы : Не кажется ли вам, что то, что вы называете «преданием», есть нечто неопределенное и расплывчатое? Православный : Нет, напротив. Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, правилах свв. апостолов, Вселенских и поместных соборов, древних литургиях и актах или в сказаниях о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви...

http://pravoslavie.ru/106146.html

Во всех этих местах под преданием ап. Павел имеет в виду отнюдь не только свои послания, но, прежде всего, учение, переданное Апостолами верующим устно, ибо они несравнимо больше говорили, чем писали, как свидетельствует о том ап. Павел: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян.20:31 ). Вся же книга Деяний Апостольских заканчивается словами: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Поэтому отнюдь не всё Христово-апостольское учение было записано в Новом Завете, как считают протестанты. Многое передавалось христианами из уст в уста, по преданию, и многое из этого предания ученики Апостолов впоследствии записали, или просто упоминают по разным случаям в своих писаниях, и таковых цитат в моей книге приводится немало. Вот этому преданию и призывает следовать Св. Писание, но протестанты противятся Слову Божию. Нельзя упустить из виду и тот факт, что Апостолы, призывая держаться истинного предания, и сами пользовались иудейским преданием и не считали только 39 книг Ветхого Завета единственным авторитетным источником откровения. Так, ап. Павел в 2Тим.3:8 (в той же главе, кстати, где он пишет о важности Писания, на что так любят ссылаться протестанты) говорит о том, что Ианний и Иамврий противились Моисею, хотя в Ветхом Завете (эта история описывается в Исх. 7–8 гл.) мы не находим этих имен – они передавались иудеями по преданию, и упоминаются, например, в апокрифической иудейской книге «Вознесение Моисея». На эту же книгу ссылается и ап. Иуда в своём послании (ст. 9), говоря: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь " ». И хотя эта информация взята не из Библии, а из предания, но она тоже истинна. Также и в 14 ст. своего послания ап. Иуда цитирует практически дословно книгу Еноха 1:9 как авторитетный источник, хотя и этой книги нет в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Возмущение охватило и знаменитый Соловецкий монастырь, его монахи все присланные им служебные книги свалили в сарай, заперли их, а службу правили по старым. Соловецкие старцы, которых позднее подвесят на крючьях за ребра и утопят в море царские стрельцы, сейчас твердили, что Москва - третий Рим, четвертому - не бывать, и поэтому надо хранить православие больше, чем зеницу ока, им спаслись святые угодники, обильно, как звезды на небе, просиявшие на Русской земле. Везде порушена вера православная, только на Москве до дней наших стояла она твердо и сияла, яко солнце. А теперь и у нас враг Божий - Никон - хочет ее извести. Недовольство в народе все возрастало, и в церквях начался разнобой: в одних служили по-старому, в других - по-новому. Народ переставал ходить в церковь, стал чуждаться священников, даже в Великий пост церкви пустовали. И противником крутой перестройки обихода русской церкви на греческий лад патриархом Никоном стал подмосковный протопоп Аввакум, впоследствии - вождь великого раскола православной церкви. Но вернемся к нашим временам: большуха - старая хозяйка старообрядческой семьи в этом доме, где собрался народ, ожидая конца света - встала со своего места и, охая, направилась к большаку, сидящему во гробе и со вниманием слушающему духовную стихиру, которую пела рослая Гликерия. Подойдя, она села и стала шептаться с большаком. - А что, отец, долго ли нам сидеть так и ждать? Уж очень докучливо ждать-то. - Ну, мать, терпи. В Писании сказано: " Претерпевший до конца той спасется " . - Так-то оно так, отец, но уж больно тяжко ждать, а душа ведь так и рвется, так и просится в Царствие Небесное. - Терпи, терпи, старуха, правду о временах и сроках знает токмо один Бог-Отец. По молитвам нашим и за благочестие наше было ведь знамение велие в скиту. Ведь сам батюшка Илья-пророк и праведный Енох явились. Они - посланники Божий. Так и в Писании про Илью и Еноха сказано, что они наперед явятся. Старуха, сняв с бороды большака висящую гробовую стружку, припав к его уху, прошептала:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1 Кор. 10:11 ). И в других книгах Нового Завета приводятся примеры личностей Ветхого Завета, а в 11й главе Послания к Евреям – целый список праведников Ветхого Завета, угодивших Богу верой. См. подробнее:  Прот. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета . Все канонические писания Ветхого Завета Богодухновенны! Об этом свидетельствует Апостол Павел: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершён Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2 Тим. 3:15-17 ). Тимофей с детства мог знать только ветхозаветные писания. См. подробнее:  2 Тим. 3:15–17 Ветхозаветный закон сам по себе не мог даровать спасения! Никто из людей под Ветхим законом не мог оправдаться перед Богом, потому что не мог его исполнить до конца. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» ( Рим. 3:20 ). Но через Ветхозаветное откровение Бог постепенно готовил верующих к принятию Искупителя, Мессии «Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию» (свт. Филарет Московский . Катехизис, 28). См. подробнее:  Послание к Римлянам, главы 2–7 1я книга Еноха – это апокриф! Хотя в Новом Завете есть цитата из этой книги, Церковь не считает её неповреждённым словом Божиим – некоторые её места противоречат каноническим книгам Библии:  например, она рассказывает о плотском сожительстве Ангелов с женщинами, чего, по слову Христову, быть не может ( Мф. 22:30 ). См. подробнее:  Добыкин Д.Г. История канона Священного Писания Ветхого Завета . Синоптические Евангелия – это Евангелия, имеющие большое сходство в композиции. Евангелия от Матфея, Марка и Луки содержат немало буквальных совпадений, они являются «совместно обозревающими» — синоптическими. Иоанн, напротив, касается обычно тех событий, о которых Матфей, Марк и Лука не упомянули.

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

Догадки раввинов и некоторых древних учителей христианских, думавших видеть в Мелхиседеке или Сына Божия, или Духа Святого, или ангела, или одного из допотопных патриархов – Еноха либо Сима, – так произвольны, что не стоят опровержения. И это умолчание, равно как умолчание о начале дней и кон­чине Мелхиседека, было допущено не случайно, а с таин­ственным намерением, как толкует ап. Павел в послании к евреям ( Евр.7 ), именно с тем намерением, чтобы в лице Мелхиседека представить образ Христа, Сына Божия, Ко­торый по Божеской своей природе не принадлежит ни к одному человеческому родословию, Который есть без Отца в Своем временном рождении, а  в предвечном-без матери, Которому нет начала и конца. Кроме того, соединение в лице Мелхиседека царского и священнического достоин­ства служит также прообразом Иисуса Христа, вечного Царя, " царствию Которого не будет конца» ( Лк 1, 33 ), и вместе вечного Первосвященника, однажды принесшего Себя в жертву на кресте, но вечно ходатайствующего за нас ради сей жертвы ( Евр 7, 25 ). Св. апостол видит также предызображение Христа в имени «Мелхиседека» и в имени «Салима», в котором он царствовал. Первое имя означает царь правды, второе – мир. Соответственно сему и Хрис­тос есть «царь правды» ( Зах 19, 9 ), «и князь мира» ( Ис 9, 6 ), ибо царствует над людьми, оправданными Его честною Кровию пред Богом и примиренными с Ним. Преимущественно Мелхиседек, по апостолу, служит образом Христа, Сына Божия, как священник, и апостол в подтверждение сей истины не раз ссылается на свидетельство о ней псалмо­певца: «Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову» ( Пс 109, 4 . Евр 5:6, 7:17, 21 ). Служение Иисуса Христа, как священника по чину или подобию Мелхиседекову, имеет превосходство пред всем священством левитским. Указа­ние на сие превосходство апостол видит в том, что Аврам, родоначальник левитского сословия, принял благословение от Мелхиседека; но «без всякого прекословия меньшее от большего благословляется» ( Евр 7, 7 ), – и в том, что дал ему десятину из военной добычи. О сем благословении говорится в следующих двух стихах паремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

е. в конце мира, Бог пошлет И., чтобы тот «обратил сердца отцов к детям и сердца детей к отцам». В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (48. 1-11), приводится гимн И., в к-ром сказано, что И. восстал «как огонь» и «слово его горело, как светильник»,- образы, основанные на тексте из Мал 4. 1 (МТ 3. 19), где День Господень представляется как «горящая печь». Автор книги повторяет пророчество Малахии о возвращении И. в конце дней (Сир 48. 10) и утверждает, что будут благословенны те, кто увидят пророка (Сир 48. 11). Исполнение предназначения И.- собрать воедино разрозненные колена Иакова (Сир 48. 10) - связывается с образом Раба Господа, наделенного чертами Мессии конца дней (Ис 49. 6). В послепленном иудаизме рассказ о том, что земной путь И. завершился вознесением на небеса (в 4 Цар 2. 15-18 подчеркивается отсутствие гроба пророка), продолжается описанием ожидания его возвращения в конце дней: он должен приготовить живущих к Божию суду и мессианской эре. В иудейской межзаветной литературе И. предстает как великий пророк Др. Израиля, обладавший знанием небесных тайн. И. ни разу не упоминается в сочинениях Филона Александрийского (единственная ссылка на историю со вдовой из 3 Цар 17 - Philo. Quod Deus sit immut. 136-138). В 1 Макк 2. 58 Маттафия вспоминает И. как того, кто в награду за свою «ревность» в служении Богу был «взят даже на небо». Иосиф Флавий подробно рассказывает историю пророка в 8-й и 9-й книгах «Иудейских древностей». Его повествование в целом совпадает с ветхозаветным, хотя добавляет ряд небольших деталей: о засухе, к-рая описана в ВЗ, рассказывает историк Менандр в связи с царствованием тирского царя Ифовала; Елисей начал пророчествовать сразу после того, как подобрал упавшую одежду И.; в озере, где была омыта повозка царя Ахава после его смерти, купались блудницы. Иосиф Флавий не описывает вознесения И. на небеса, а ограничивается упоминанием об исчезновении пророка ( Ios. Flav. Antiq. IX 2. 2), что делает судьбу И. похожей на судьбу Еноха. . Попаление огнем воинов Охозии.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Итак, он управлял Иерусалимской церковью тридцать лет, то есть до седьмого года правления Нерона 36 , и был погребен подле храма, с которого он и был сброшен 37 . Гробница его была весьма известна даже до осады Тита 38 и последней осады Адриана 39 . Некоторые из наших думали, что он погребен на горе Елеонской 40 , но мнение их ложно. III. МАТФЕЙ, он же и Левий, из публиканов 41 , первый апостол в Иудее. Для уверовавших из обрезанных он написал Евангелие еврейскими буквами и словами. Кто потом перевел его на греческий язык, – это точно не известно. Само же еврейское Евангелие и доселе находится в Кесарийской библиотеке, которую весьма тщательно собрал Памфил мученик 42 . Я также имел возможность списать это Евангелие у назореев 43 , которые в сирийском городе Верие 44 пользуются этой книгой. В нем примечательно то, что везде, где евангелист приводит свидетельства из ветхозаветных книг, или от своего лица, или от лица Господа Спасителя, он следует не переводу Семидесяти толковников, а еврейскому подлиннику. Из этих свидетельств вот, например, следующие два: «Из Египта воззвал я сына моего», «Что он назореем наречется» 45 . IV. ИУДА, брат Иакова, оставил небольшое послание, которое является одним из семи соборных посланий. Но так как он в этом послании приводит свидетельство из книги Еноха 46 , которая считается апокрифической, то оно многими отвергается. Однако вследствие своей древности и частого употребления это послание заслужило авторитет и считается священной книгой наряду с другими. V. ПАВЕЛ, апостол, который прежде именовался Саулом, не принадлежал к числу двенадцати апостолов. Он происходил из колена Вениаминова 47 и был родом из иудейского города Гискалы, откуда вместе со своими родителями переселился в киликийский город Тарс 48 после захвата Гискалы римлянами. Родители послали его для изучения закона в Иерусалим, где он учился у Гамалиила, ученейшего мужа 49 , о котором упоминает Лука. Когда же Саул, присутствовавший при убиении мученика Стефана 50 , получил письмо от первосвященника храма и шел в Дамаск для преследования уверовавших во Христа, то, обращенный к вере явлением, которое описывается в книге Деяний Апостольских 51 , он сделался из гонителя сосудом избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иудеи, не отличая Первого Пришествия Христа (Мессии) от Второго Пришествия, всегда ставили христианам на вид, что с явлением Иисуса из Назарета войны на земле не прекратились, а мир зверей по-прежнему пребывает во вражде с людьми и друг с другом. Но в самих пророческих текстах достаточно отчетливо видна грань между Первым и Вторым пришествиями Мессии, Христа. В самой иудейской эсхатологии это раскрывается в концепции «Машиах бен Йосеф» (Мессия сын Иосифа) и «Машиах бен Давид» (Мессия сын Давида), но самым интересным для нас, христиан, может являться и то, что даже в современном иудаизме есть концепция «страдающего Мессии». И многие тексты Ветхого Завета, относящиеся к пророчествам о страданиях Сына Божия, у иудеев так же считаются мессианскими. Если в сознание современных иудеев Машиах только человек, рожденный от обычного отца и матери, но вдохновленный, то есть помазанный Богом, то уже в древнейшей апокрифической «Книге Еноха» (Сефер Ханох) говорится о предвечном существовании Христа. Так, например, «Еврейская энциклопедия» вынуждена признать: «Впервые с идеей предвечного Мессии небесного происхождения мы встречаемся в эсхатологической части Книги Эноха (37–71), написанной в первое столетие до Р.Х. Мессия назван “Сыном Человеческим”, существом, подобным Ангелам (но не Ангел – О.С.) по внешности, человеком, сидящим на небе рядом с “Ветхим днями” (66, 1), или, как это выражено в ст. 39, 7, “под крыльями Господа духов”. Имя его было произнесено перед Господом до сотворения солнца… и задолго до того, как звезды и небеса были созданы. “Он был избран и скрыт Господом до возникновения мира и останется перед Ним до окончания веков” (ср. 62, 6),“его слава будет существовать от века до века, а мощь его из рода в род”. Мессия изображен воплощением справедливости и мудрости посредством божественных откровений (66, 3; 69, 1, 2а, 3). И по окончании времен Господь откроет его людям и поместит его на трон Своей славы, дабы он судил все сотворенное согласно цели, ради которой он (то есть мир. – О.С.) был сотворен с начала. И когда Он встанет судить, мир падет перед ним ниц, славословя его и Господа духов. К общему гимну присоединится голос избранных в саду жизни и голос Ангелов на Небесах. “Он будет судить все сокровенные существа, и никто не будет в состоянии ложно оправдаться перед ним”. Он привлечет к суду и Азазеля, и всех присных его, и всех подвластных ему духов. Проклятию будут преданы все злые земли, главным образом, нечестивые властители и сильные мира сего, но для справедливых и избранников Мессия уготовит вечное блаженство и во веки веков пребудет в их среде (65, 3, 4; 66, 4–6; 68, 4–10; 99, 4; 51, 3; 55, 4; 61, 7–62, 14)» 382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мы указали выше, что ап. Иуда пользовался посланиями ап. Петра, особенно вторым; но, напоминая читателям речи и предостережения ап. Петра, он везде пользуется ими в самостоятельном применении их к настоящему и объясняет их, как позднейший писатель, который помнит, что написано было раннейшим. Согласно со своей особенной целью сравнительно со 2-м посланием ап. Петра, послание имеет довольно своих отличительных черт в способе выражения мыслей и в содержании, особенно в 19–23 ст., так что является произведением, вполне достойным апостола. Особенности в отношении апостола Иуды к ветхозаветному выражаются, как полагают толкователи, в пользовании им сказаниями, дававшимися в иудейских кружках (из каковых сказаний затем составилась апокрифическая книга „Вознесение Моисея») и эллинистических, среди Иудеев рассеяния (сказаниями с примесью языческих элементов, из каковых сказаний составилась книга Еноха). Но в своём послании апостол строго ограничивается только тем, для чего существуют данные в Ветхом Завете, без аггадических украшений и без мыслей, противоречивших писанию, каковыми обилуют составившиеся из легендарных сказаний указанные апокрифические книги. – Послание написано на греческом языке, какой свойствен человеку, который с греческим языком был не столь знаком, как со своим родным арамейским, но всё-таки мог писать на нём с воодушевлением, придающим его словам силу и красноречие. Это язык еврея, который знает греческий язык частью вследствие чтения перевода LXX, частью вследствие обращения среди эллинистических общин, словарь которого богаче, чем его грамматика. Внешних свидетельств за его подлинность в святоотеческой литературе больше, чем за 2-е послание Петра. Оно находится в Итальянском фрагменте Мураториевом (2 век), упоминается у Тертуллиана (De habit. femin с. 5), у св. Климента Александрийского (Stromat. III, 431; Paidag. III, 239). Ориген , говоря, что его многие считают сомнительным, сам считает его подлинно апостольским (Comment. in. epist. Rom.). Евсевий относит его к спорным (ντιλεγομενα), но сам склоняется к признанию его подлинным (Ц. И. II, 23). Бл. Иероним говорит, что оно многими отвергается, но сам принимает его (De viris illustr. 4). На соборе Лаодикийском, при утверждении канона писаний Нового Завета, оно вместе с остальными посланиями принято было всей Церковью (364 г.). 4. Истолковательное изложение послания ап. Иуды

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

От эпохи длительной борьбы с богомильской ересью до нас дошла довольно обширная антибогомильская лит-ра, как слав. («Беседы...» Козьмы Пресвитера), так и греч. («Против богомилов» Евфимия Зигабена и др.). Большая часть сочинений самих богомилов была уничтожена. Первое по значимости место среди уцелевших произведений занимает апокриф «Иваново Евангелие», называемый богомилами «Тайной книгой» (ок. X-XI в.). Он известен в 3 переводных лат. версиях (кон. XII - сер. XIII в.), болг. оригинал не сохранился. По форме это диалог между Христом и его любимым учеником Иоанном Богословом. Перед читателем развертываются основные положения богомильской космогонии и эсхатологии: о первоначальном устройстве Вселенной, о низвержении злых сил с небес, о борьбе Христа с Сатаной и Его победе над диаволом, о судьбах праведников и грешников и т. д. При ее написании были использованы кн. Бытия, канонический Апокалипсис и нек-рые апокрифы XI-XII вв. Второе произведение богомилов - т. н. «Катарский требник» (XIII в., на провансальском языке, болг. оригинал утрачен) - содержит описание всех обрядов, совершаемых во время проповедей в общине. Большинство др. сочинений, испытавших влияние богомильской доктрины, представляют собой апокрифы - анонимные («Житие Адама и Евы», «Рукописание Адамово», «Прение Христа с дьяволом») или псевдоэпиграфические, авторство к-рых приписано ветхозаветным и евангельским персонажам, гл. обр. пророкам («Книги Еноха», «Откровения Варуха», «Видения Исаии», апокрифический Апокалипсис Иоанна Богослова и др.). Из-за компилятивного по преимуществу характера этих текстов проблема их реального авторства (в качестве создателей принято рассматривать самого Богомила и его учеников Михаила и Феодора) остается на сугубо гипотетическом уровне. В исследовательской лит-ре XIX - 1-й пол. XX в. к числу ранних богомильских авторов иногда было принято относить пресв. («попа болгарского») Иеремию (к-рого в нек-рых редакциях Списка отреченных книг называют сыном и учеником Богомила), но в наст. время эта т. зр. историко-филологической наукой отвергнута. Среди визант. богомилов («фундагиагитов») наиболее распространенным апокрифом была т. н. «Греческая легенда о сотворении мира», написанная в духе умеренного дуализма и имеющая много сходных черт с болг. апокрифом «Тивериадское море». В сер.- 2-й пол. XI в. мировоззрение богомилов оказало заметное воздействие на наиболее значительные и оригинальные болг. историко-апокалиптические сочинения, такие как «Болгарская апокрифическая летопись» и «Сказание пророка Исаии» в версии Белопольского (Николяцкого) сб.

http://pravenc.ru/text/Богомильство.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010