IX. Паремия, положенная на вечерне в четверток второй седмицы Великого поста (Быт 5, 1–24). В сей паремии исчисляются потомки Адама до Еноха.   Быт.5:1–2 .  2. Сия книга бытия человеча, в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их и благослови их: и нарече имя ему Адам, в оньже день сотвори их. «Сия книга бытия человеча», т. е. вот обозрение, указа­тель рождений одних людей от других, или вот родослов­ная, поколенная роспись. С какого времени бытописатель намерен вести это родословие? Со времени происхождения первых людей, – с того времени, «в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их». Приступая к перечислению потомков, быто­писатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел вну­шить читателю, что перечисляемые потомки Адама, чрез него ведут свой род как бы от самого Бога, что Бог, создав­ший Адама по образу Своему и подобию, есть как бы первый член родословия. Подобно сему, евангелист Лука, перечисляя предков Иисуса Христа по плоти по прямой восходящей линии, останавливается не на Адаме, а на Боге, как на последнем звене родословной цепи: «Иисус... сын Иосифов... Еносов, Сифов, Адамов, Божий» ( Лк 3,23–38 ). Ясно, что здесь Бог является в таком же отношении к Адаму, в каком сам Адам к Сифу, Сиф к Еносу, и так далее до Христа, т. е. в отношении родственном. Между самими язычниками сохранилось предание, что люди-род Божий ( Деян 17, 28 ), хотя далеко уклонились от Того, от Кого производили свой род. Посему, если иметь в виду пер­воначальное происхождение людей, можно даже о нечес­тивых потомках Адама, чрез Каина, сказать, что и они имеют в Боге общего для всех родоначальника, хотя по образу жизни они сроднились с диаволом, стали семе­нем его. Не тем ли паче честь происхождения от Бога бытописатель мог приписать тем потомкам Адама, кото­рых он будет исчислять вслед за сим, и которых он даже прямо назовет «сынами Божиими» ( Быт 6, 2 ) не только по особенному благоволению к ним Божию, но и потому, что они преимущественно пред всеми сохранили печать своего божественного происхождения, своего сродства с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Собор Архангела Гавриила 00:00 26.07.2017 479 Время на чтение 18 минут По материалам статьи из т. 10 «Православной энциклопедии» Гавриил [греч. Γαβριλ, Γαβριλιος - муж Божий или сила Божия], один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил (см. статьи Ангелология, Архангел). Согласно Евангелию от Луки, Г. возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, свящ. Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресв. Богородице (Лк 1. 26-38). Г., как и арх. Михаил (Откр 12. 7), назван в НЗ по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Г. выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень). В ВЗ Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27). Большая часть сведений о Г. содержится в апокрифической лит-ре. В ангелологии эфиоп. версии Еноха книги Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «просит и молится за живущих на земле и умоляет во имя Господа духов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, к-рые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, к-рые прельстили людей (Там же. 54).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение (как правило, в форме видения ) о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории - т. н. эсхатон. Для А. характерно использование символического языка образов, за ними нередко угадываются конкретные исторические события и лица или их типологические черты. Апокалиптическая историософия трактует историю как неизбежное регрессивное развитие, в конце концов приводящее к мировому катаклизму, после чего наступит новая эра, когда вообще к.-л. развитие станет невозможным. (В связи с тем что именно эсхатологическое содержание откровения часто рассматривается в качестве основного конституирующего признака этого жанра, в совр. лит-ре термин «А.» часто используется синонимично с понятием эсхатология .) Наряду с апокалиптической историософией произведения этого жанра нередко содержат моральные наставления, предостережения от неправильных поступков, произносимые провидцем,- материал, напрямую связанный с темой Божия Суда и наказания грешников. Термин «апокалипсис» (греч. ποκλυψις - откровение) впервые был использован для обозначения этого жанра лишь в кон. I в. по Р. Х. в Откровении св. Иоанна Богослова (см. Иоанна Богослова св. ап. Откровение ) и только после этого стал употребляться в названиях апокалиптических сочинений (см. « Петра апокалипсис », « Ездры апокалипсис » и др.). В большинстве же сочинений, относящихся к данному жанру, как в ранних, так и в более поздних, термин «апокалипсис» не используется, и определяющим для его идентификации является не название, а приведенные выше признаки. Жанр А. зародился в евр. среде, впосл. был перенят христианами и гностиками. Трудно провести границу между евр. и христ. А., но все же имеет смысл говорить о них как о самостоятельных, хотя и генетически связанных традициях. Временем возникновения апокалиптического жанра принято считать сер. III в. до Р. Х. (наиболее ранние части «1-й Книги Еноха»). Древнеевр. А.

http://pravenc.ru/text/апокалиптику.html

О сотворении Адама Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Апокриф, рассказывающий ο создании первого человека, появился в русской литературе в XII в. в составе апокрифической «Книги Еноха» и позже в апокрифической «Беседе трех святителей». Β XV в. он попадает в Палеи, но читается и как самостоятельное произведение, например в сборниках монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Β XV–XVII в. этот текст встречается в древнерусских рукописях в разных вариантах. Иногда он начинается с цитаты из Изборника 1073 . из статьи «Феодорита от того еже ο Святей Троицы» (гл. 108. Л. 245 об.), в которой говорится, что человек создан был из четырех элементов – огня, воздуха, земли и воды. Библейская легенда, вкратце сообщающая, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ), в апокрифе разрастается до подробного перечисления восьми исходных начал, послуживших материалом для творения; тело человека соотносится с частями космоса. Заключается апокриф рассказом об изобретении имени первого человека. Если в еврейской этимологии происхождение имени связано со словом adam – земля и с историей ο том, как ангелы по приказу Бога приносили по горсти земли с разных мест для изготовления тела Адама, то в греческой книжности имя его стали складывать из первых букв греческих названий частей света – Ανατολ – восток, Δσις – запад, Αρκτος – север, Μεσημβρα – юг. Β древнерусских списках названия частей света превратились в названия звезд – Анатоли, Дисис, Артос, Месевриа, из первых букв которых образовалось имя Адам. Β списках уже в XV в. эти названия искажались и перепутывались настолько, что имени из них не получалось (например, в списке Ефросина: Нафола, Машим, Брион, Адор; в списке РНБ, собр. Погодина, 1615, 1632 г.: Анафула, Анадана, Амафула, Брион). Β других случаях переписчик или редактор уходил от этой проблемы, не приводя названия ни звезд, ни частей света. Апокриф ο сотворении Адама привлек внимание исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Апокриф (от греч. π-κρφος — тайный, сокровенный; (поздн.) подложный) - 1) памятники древней иудейской религиозной письменности, составленные, формально, по образу Священных Книг Ветхого Завета, но не являвшиеся таковыми и не входившие в Священный Канон; 2) памятники ранней псевдохристианской письменности, составленные от имени очевидцев или участников евангельских событий либо событий ранней истории Церкви, выдававшиеся за истинные и почитавшиеся таковыми в определенных религиозных кругах, но отвергнутые Вселенскою Церковью как подложные. (Первая) Книга Еноха геэз Основные апокрифические тексты появляются значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век. Церковь либо отвергает их апостольское происхождение, либо считает, что их содержание было существенно искажено. Поэтому апокрифы не входят в Библейский канон (попросту говоря, в Библию) и считаются не духовно-религиозным руководством к жизни, а скорее литературными памятниками той эпохи, когда первые поколения христиан стали вступать в контакты с языческим миром. Все новозаветные апокрифические книги можно разделить на две большие группы: первая – это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. И вторая – это «идеологические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп использовать канву евангельской истории для изложения своих религиозно-философских воззрений. Прежде всего это относится к гностикам (от греческого «гносис» – знание), чье учение является попыткой язычества переосмыслить христианство на свой лад. Одной из главных причин появления апокрифических писаний первой, «фольклорной» группы является естественное человеческое любопытство. Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало. Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя. По форме и стилю апокрифы весьма уступают богатому, образному языку Библии.

http://azbyka.ru/apokrif

Разделы портала «Азбука веры» Возможно ли предотвратить конец света? Да, если все религии будут признаны спасительными Нет, невозможно Насколько неожиданной будет кончина мира? Неожиданной для многих грешников, но праведники заметят признаки её приближения Неожиданной абсолютно для всех Кем будет антихрист по своей природе? Человеком Сатаной, облечённым плотью Суперкомпьютером Кем будет представляться народу антихрист? Просветлённым философом Воскресшим Моисеем Какое обманное чудо совершит помощник антихриста, чтобы обольщённые люди веровали в него? Чудо со «смертью и воскрешением» антихриста «Оживление» образа антихриста Превращение воды в вино Сможет ли христианин принять печать антихриста против своей воли? Сможет Не сможет Каких двух свидетелей, согласно распространенным святоотеческим утверждениям, пошлёт Господь на землю, чтобы они проповедовали против антихриста? Моисея и Аарона Еноха и Илию арх. Михаила и Гавриила Раскаются ли принявшие печать антихриста? Раскаются  Не раскаются Какое видимое знамение Иисуса Христа, согласно распространенному святоотеческому толкованию, явится на небе? Хризма (сочетание букв Χ и Ρ) Священное имя Господне – тетраграмматон Образ льва, знамя колена Иудина Когда все члены Церкви окажутся в Царстве Славы? До Великой Скорби Перед началом тысячелетнего Царствия Божия Во время или после Страшного Суда Что произойдёт с небом и землёй при Втором Пришествии Господнем? Совершенно уничтожатся. Будет новое небо и новая земля Могут ли грешники, осужденные на Страшном Суде, спастись после Страшного Суда? Да, после долгого очистительного наказания они войдут в Царство Небесное Да, если покаются в геенне Нет, не могут спастись Можно ли рассчитать дату конца света? Да, на основании книги пророка Даниила и Откровения В своё время пророки назовут точную дату Нет, это тайна Божия Какой успех Христианской Церкви будет, по словам Христа, предшествовать кончине мира? Возрождение аскетической жизни Увеличение числа чудесных исцелений Проповедь Евангелия по всему миру

http://azbyka.ru/quiz/konchina-mira/

Разделы портала «Азбука веры» Обязательно ли для современного христианина читать Священное Писание? Обязательно Можно заменить его чтением других духовных книг Как правильно понимать участие Бога и человека в составлении Священного Писания?  Священное Писание записано под диктовку Святого Духа людьми в бессознательном состоянии (трансе) Дух Святой сообщил людям истины, а они, будучи в сознательном состоянии, придали им литературную форму Авторы Библии писали книги по своему рассуждению, а Святой Дух сохранял их от заблуждений Каждый ли человек может понять Священное Писание, читая его? Каждый Не каждый Как нужно относиться к Священному Преданию, если есть Священное Писание? Негативно – Библия отрицает возможность «священных» преданий Можно использовать по желанию, как дополнительный источник вероучения Священное Предание необходимо для соблюдения и учит правильному пониманию Писания Что первично – устное Апостольское Предание или Священное Писание Нового Завета? Устное Апостольское Предание Священное Писание Нового Завета Они появились почти одновременно Какой временной период охватывает повествование священных книг? С сотворения мира до 64 года по Р. Х. С сотворения мира до окончательного торжества Царства Божия Где впервые появились словосочетания «Ветхий Завет» и «Новый Завет»? В книгах Священного Писания В посланиях св. Игнатия Богоносца На I Вселенском Соборе Есть ли смысл христианину читать Ветхий Завет? Нет, потому что он предназначался только для евреев Нет, потому что он полностью отменён Новым Да, он полезен для назидания Какие места в книгах Ветхого Завета Церковь не считает Богодухновенными? Заповеди о войнах и описания войн Родословия, как чисто исторические записи Таких мест нет Вся Песнь Песней Какова была главная цель Ветхого Завета? Подготовить людей к принятию Мессии Дать оправдание от грехов избранному народу Какая из этих книг не входит в Ветхий Завет? Книга Судей Израилевых Книга пророка Авдия 1я книга Ездры 1я книга Еноха Кого из пророков называют «ветхозаветным евангелистом»?

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

С развитием общественной морали встал вопрос об источнике зла. Благостный и милостивый Бог-Отец, каким теперь представлялся Иахве, казалось, не может творить беззаконие. В V в. до н. э. в Книгах Иова (1:6–12) и пророка Захарии (3:1–2) персонифицируется Сатана, тогда как раньше слово сатан было всего лишь нарицательным именем всякого противника, врага ( 1Цар. 5:18 ; 3Цар. 29:4 ; 4Цар. 19:23 ). Впрочем, в рамках Ветхого Завета образ «мирового искусителя» не получил достаточного развития. Представление о падшем ангеле, антагонисте Бога, главе всех злых духов (бесов), сложилось уже в послебиблейскую эпоху, с появлением апокрифической Книги Еноха (II в. до н. э.), в которой описывается падение части ангелов в начале мира. В позднеиудаистких легендах и талмудической литературе Сатана, именуемый также Саммаэлем, Азазелем и др., превращается в ангела смерти (ВТ Бава-Батра, 16а), вредоносное существо и в источник мирового зла, весьма напоминающий зороастрийского Ангро-Маинью (Ахримана). Рисуя образ Сатаны, раввины обращались к тем сюжетам и персонажам Ветхого Завета, которые вызывали соответствующие ассоциации, и истолковывали их в новом свете. Так, слова «гнев Иахве» в 2Цар. 24:1  были заменены словом «сатана» в 1Пар. 21:1 . Обычная змея (нахаш 29 ) из истории грехопадения Адама и Евы ( Быт. 3:1  сл.) во второ-канонической Книге Премудрости Соломона (II в. до н. э.) была впервые представлена как диавол, Сатана (2:24). Позднее такое толкование стало всеобщим. Совершенно так же, но уже большей частью на христианской почве складывалось представление о анти-Мессии, уполномоченном Сатаны, появляющемся при конце света во время последних чрезвычайных испытаний. Обильную пишу для таких ассоциаций давали ветхозаветные пророки, предсказания которых, относящиеся к противникам Израиля, сопровождались яркими, запоминающимися образами. Яркость этих образов была такова, что с течением времени они начинали вести самостоятельную жизнь, независимую от исторической эпохи, в которую они появились.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Священная история в познавательных произведениях литературы Древней Руси Сказание об Евстафии Плакиде Повесть об Акире Премудром Девгениево деяние О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама Об Адаме и Еве О Потопе Сказание о Мелхиседеке Житие пророка Моисея Слово блаженного Зоровавеля Сказания о царе Давиде Суды Соломона Видение пророка Исайи Книга Еноха Сказание о двенадцати пятницах Сказание Афродитиана Слово на воскресение Лазаря Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад Легенда о царе Авгаре Слово о Крестном Древе Слово об Успении Богородицы Хождение Богородицы по мукам Сказание о Макарии Римском Сказание отца нашего Агапия Из беседы трех святителей     Вступление. Священная история в познавательных произведениях литературы Древней Руси В этом томе собраны произведения, в основном имевшие познавательный интерес, но «познавательный» – в средневековом понимании. Средневековая познавательность отличалась от современной. Главное заключалось в истории. История же была прежде всего – Священная история, то есть в основном история, изложенная в Ветхом и Новом Заветах. Эта история восполнялась историей государства, к которой принадлежал сам читатель. Но начиналась она главным образом с момента принятия этим государством христианства. История языческого периода была не больше чем предуготовление к принятию христианства – главному этапу «исторического прозрения народа». Главным в Священной истории было взаимоотношение Бога и человечества. История как бы творилась самим Богом, но не лишала человека ответственности за свои поступки. Священная история была, как уже было сказано, зафиксирована в книгах Библии , но имела своими продолжениями исторические книги Византии и других христианских государств. Эти последние не имели для средневекового человека того высокого интереса, что история, заключенная в Библии, ибо в них не было той значительности, которую имело для любого средневекового человека каждое событие Библии или, что подчеркнем, событие, связанное с библейскими персонажами и библейской землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010