Протоевангелие, или пророчество о Семени и Жене, чрез которое сокрушится глава змия, дано не Израилю, а всему человечеству, всем потомкам Адама. В Адаме весь род человеческий получил обетование Мессии. Потому евангелист Лука возводит родословие Христа к допотопным праотцам и самому Адаму ( Лк. 3:36–38 ). Протоевангелие, конечно же, передавалось от Адама по преданию Сифу, Еносу, Каинану, Малелеилу, Иареду, Еноху, Мафусаилу, Ламеху и, наконец, Ною. По разумению св. отцов древние праотцы от Адама до Ноя были весьма близки к Богу, более, чем позднейшие, т.к. отпадение от Бога было еще не так глубоко, люди еще не так далеко ушли от рая, как позднее после потопа. Надежда и упование тех отцов жили мессианским пророчеством протоевангелия. Пророчество Еноха Вторым мессианским пророчеством, относящимся также к тому древнейшему периоду до всемирного потопа, является пророчество Еноха, седьмого от Адама праотца, ходившего пред Богом и взятого живым на небо. Енох возвещал о пришествии Господа в мир на суд над всеми людьми для обличения нечестивых дел грешников. ...Пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: Се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники ( Иуда 1:14–15 ). Апостол Иуда, брат Иакова и Господа, приводит это пророчество в своем Послании, цитируя Ефиопскую книгу Еноха 39 и относя его к самому праотцу Еноху. Доверяя авторитету апостола Иуды и его Послания, мы имеем право относить содержащиеся в Книге Еноха пророчества к самому праотцу, хотя эта книга была написана не им. Источником книги Еноха могло быть Предание и, отчасти, Божественное откровение. В Послании апостола Иуды дословно воспроизведены пророческие слова из Вводной речи к Ефиопской книге Еноха (1:9) [см. 24, с. 302]. Вопрос о происхождении Енохова пророчества, приведенного апостолом Иудой, интересовал издревле исследователей Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Об апокрифах уже было сказано в гл. 3.10. Возникнув сравнительно поздно, после вавилонского плена, апокрифы не были включены в список Св. Писания, но содержат в себе многие древние предания Израиля и сами были составлены не без воздействия Духа Святого. При этом, ни Иудейской синагогой, ни Христианской церковью никогда не принималось полностью повествуемое в апокрифах. Но, как один из источников Предания, апокрифы всегда использовались. Св. отцы и жития святых многое почерпнули из апокрифов. Отметим некоторые важнейшие апокрифы. «Жизнь Адама и Евы». Повествует о покаянии Адама и Евы, о новом обольщении сатаной, о рождении Каина, Авеля и Сифа, о поисках елея жизни, о прощении греха Адаму и Еве, об их кончине. С жизнью Адама связаны и другие сказания: «Жизнь Адама» (на эфиопском языке), «Завет Адама». «Апокалипсис Моисея». Повествуется об Адаме и Еве. По содержанию, «Апокалипсис Моисея» очень близок к «Жизни Адама и Евы». «Пещера сокровищ» ( " Schatzhöhle»). Повествуется о происхождении мира и человека (сотворен из праха, воды, воздуха и огня, чтобы все ему служило), об Адаме и Еве, о Каине и Сифе и их потомках, о патриархах, о Ное и потопе, о Ноевом завете, о погребении Адама на Голгофе Симом, о возникновении идолопоклонства, о трех праотцах Аврааме, Исааке, Иакове, об основании Иерусалима и далее, вся ветхозаветная история, подробно о жизни Христа-Мессии. Книги Еноха Праведного. Сохранилось три книги Еноха, взятого живым на небо. «Первая книга Еноха», или «Мацхафа Хенок». Эта книга сохранилась на эфиопском языке, на который была переведена в V в. по Р.Х. с арамейского оригинала II в. до Р.Х. Цитируется в Новом Завете. Относится к ветхозаветным Апокалипсисам. Апокриф состоит из пяти книг: Ангельская книга; Астрономическая книга; Историческая книга; Увещевательная книга; Мессианская книга (видения о Сыне Человеческом). «Вторая книга Еноха», или «Славянский Енох». В вв. по Р.Х. книга была переведена на славянский язык и сохранилась только на славянском. По содержанию, близка к Эфиопской книге. Считается, что в VII в. по Р.Х. была подвергнута христианской обработке.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В 2000 г. Мичиганский ун-т (Отделение ближневосточных исследований, Центр иудейских исследований им. Дж. и С. Франкли и Центр исследований раннего христианства) организовал международный «Семинар по Еноху». К наст. времени состоялось уже 4 заседания: 1-е, на тему «Происхождение енохического иудаизма», прошло в июне 2001 г. во Флоренции (материалы опубл.: The Origins of Enochic Judaism: Proc. of the First Enoch Seminar, Univ. of Michigan, Sesto Fiorentino, Italy, June, 19-23, 2001/Ed. G. Boccaccini. Torino, 2002); 2-е состоялось 1-4 июля 2003 г. в Венеции и было посвящено теме «Енох и истоки Кумрана» (Enoch and Qumran Origins: A New Light on a Forgotten Connection/Ed. G. Boccaccini. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2005); 3-е, на тему «Притчи Еноха и Мессия Сын человеческий», состоялось 6-20 июня 2005 г. в мон-ре Камальдоли близ Ареццо (Enoch and the Messiah Son of Man: Revisiting the Parables of Enoch/Ed. G. Boccaccini. Grand Rapids (Mich.), 2007); 4-е прошло 8-12 июля 2007 г. там же и было посвящено теме «Енох и Тора Моисея: Свидетельство Книги Юбилеев» (материалы в печати: Enoch and the Mosaic Torah: The Evidence of Jubilees/Ed. G. Boccaccini, G. Ibba. Grand Rapids; частично - в номерах ж. «Henoch» за 2008); 5-е заседание состоится 14-18 июня 2009 г. в Неаполе и будет посвящено теме «Енох, Адам, Мелхиседек: Образы посредников во 2-й Книге Еноха и в иудаизме эпохи Второго храма». Теории происхождения Вопрос о происхождении Е. п. к. имеет 2 аспекта: происхождение Е. п. к. как лит. текста; происхождение енохической традиции, основная часть к-рой вошла в состав Е. п. к. Еще в 1734 г. протестант. ученый Исаак де Бособр, изучая историю манихейства, предположил, что известная по полемической лит-ре манихейская «Книга исполинов» (в источниках она называется также «Прагматия исполинов») имеет иудейские корни и зависит от книг Еноха, цитаты из которых обнаружил в Хронографии Георгия Синкелла в 1658 г. Иосиф Скалигер. Эта книга упоминается в «Декрете Геласия» (V 6. 3) под названием «Liber de Ogia nomine gigante».

http://pravenc.ru/text/189987.html

Особый интерес вызывают книги, которые есть только в каноне эфиопской церкви: 4 книга пророка Варуха, книга Юбилеев, книга Еноха, три книги Meqabyan и «Книга Иосифа, сына Корьона» (бен Гуриона) 9 . «Узкий канон» Нового Завета – 27 книг всех христиан. «Широкий канон» из 35 книг добавляет еще Sirate Tsion (книга Порядка, или «Порядок Сиона»), Tizaz (книга Вестника или «Заповеди»), Gitsew, Abtilis, 1 и 2 Mäshafä Kidan («Книга Завета» или «Завет [Завещание] Господа нашего Иисуса Христа»), Qälëmentos (Климент), Didesqelya (Дидаскалия). Книги Sirate Tsion, Tizaz, Gitsew и Abtilis объединяют в «Синодос» 10 . Книга Юбилеев вошла в канон достаточно давно. Книга Еноха, «Книга Завета» и Дидаскалия были включены в список позже других, только в XV в., в период реформ императора Зары Якоба 11 . Так как эти книги известны только специалистам, имеет смысл рассмотреть их содержание. Книга Юбилеев или Малое Бытие. Книга Юбилеев является вольным пересказом событий от сотворения мира до дарования скрижалей завета Моисею на горе Синай. Рассказ украшен различными деталями, которые датированы по юбилеям, годам, неделям и дням. Это разделение было открыто Моисею на горе Синай. Число 7 в книге играет определяющую роль. Например «змей соблазняет Еву через семь лет (...) во втором месяце семнадцатого дня». Страна, в которой поселяется Адам после изгнания из рая, называется Елдад (3:38). Из детей Адама и Евы упомянуты также дочери Аван (4:3) и Азура. Ковчег Ноя остановился на горе Лубар. Автор старается изложить библейские события в строго последовательном порядке и указать точно год совершения их от сотворения мира. Он определяет период времени от сотворения мира или от Адама до вступления евреев в Землю обетованную ровно в 50 юбилеев, считая при этом в каждом юбилее, вопреки закону Моисея, не 50 лет как принято, а только 49 лет, то есть ровно семь раз по семь. По этими юбилеями он и распределяет все описываемые в книге события. Важную роль в Книге Юбилеев играют ангелы. Упомянуто 4 группы ангелов: «Ангелы природы», «Ангелы-хранители», «Ангелы освящения», «Ангелы лика». Книга рассказывает о создании ангелов первого дня творения, их греховной связи с человеческими дочерьми, и уничтожение нефилимов. В эфиопской редакции книги объяснено, что «Ангелы» были потомством Сифа, а «Люди» – потомство Каина. По описанию Книги Юбилеев, еврейский язык была первым языком всех людей и зверей, однако после разрушения Вавилонской башни был забыт до того времени когда Авраам познал его от ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Двоеперстие -  наиболее древнее выражение христианской веры. Символически более древнее и указывало на торжество халкидонского вероучения.  Мы обнаруживаем двоеперстие на древне-латинских изображениях. Все древние римские папы изображаются именно с двоеперстиями. И, естественно, в нашей традиции -  в русской, в греческой. А вот позже появляется трехперстие. Трехперстие -  это антилатинский знак. Потому что когда начались споры по поводу филиокве, чтоб подчеркнуть торжество православного понимания вопроса об исхождении Духа Святаго только от Отца, а не от Сына. Как учили латиняне, трехперстие было вызвано антилатинскими причинами. Не знаю, знаете ли вы о греко - католике, который крестится тремя перстами так же, как и мы. Эти знаки, через перстосложения,    являлись заповедными знаками. В 1971 году, мы об этом говорили неоднократно, прошел Собор русской православной Церкви Московского патриархата. Настоящий Поместный Собор. На этом Соборе было объявлено, что обряды равноспасительны и равночестны, т.е. крестится человек тремя перстами или двумя перстами -  это все равно. Книга Еноха известная. На неё есть ссылка в послании апостола Иуды в Новом завете. И существует несколько изводов этой книги, несколько версий. Есть эфиопская версия, есть древнеславянская и есть иудейская версия, но она очень поздняя. Это такая средневековая подделка. Когда в середине XX  века начинаются кумранские раскопки -  там обнаруживают книгу Еноха периода существования сельской общины, т.е. время до Рождества Христова. Вот она совпадает совершенно четко с эфиопской версией и с древнеславянской версией. Но она не совпадает с иудейской подделкой под книгу Еноха. Я видел издание этой книги, которое было выпущено в Иерусалиме иудейскими учебными заведениями. И они всегда вставляли древнеславянский текст в примечания.  Он же для них представляет огромнейший интерес, потому что ни на латыни, ни на греческом ничего такого не сохранилось. Это совершенно адекватно именно кумранскому списку этой таинственной книги.

http://radonezh.ru/text/a-pravda-chto-go...

Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 104). Завесы скинии и храма были украшены изображениями: " И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы " (Исх. 26. 31-33). В ряде ветхозаветных апокрифов занавес, находящийся на границе между духовным и материальным, являет образы (иконы) прошлого, настоящего и будущего. Например, в III книге Еноха, частично сохранившей мистические традиции Иерусалимского храма, Ангел показывает палестинскому первосвященнику и законоучителю Ишмаэлу (I-II века) занавес, висящей перед Ликом Бога: " Рабби Ишмаэл сказал: Метатрон сказал мне: Подойди, и я покажу тебе Занавес Вездесущего, который распростерт перед Святым, будь Он благословен, и на котором начертаны ( " выгравированы " - И.Т.) все поколения мира и все их деяния, которые уже осуществлены и которые еще должны быть осуществлены, до последнего поколения. Я пошел, и он показал мне их пальцами своей руки, подобно тому, как отец учит своего сына буквам Торы " (3 Енох 45; И.Р.Тантлевский. Книги Еноха, Москва-Иерусалим, 2000). Ишмаэл увидел " деяния и мысли " ветхозаветных праотцев, судей, царей, пророков, а также образы Мессии и Его Царства. Из святого святых, вне пространственных и временных пределов, тайнозритель созерцает на " экране " панораму истории и сокровенной духовной жизни человечества ( " деяния и мысли " ). " Как уже совершившееся, так и то, которое еще будет совершено, - все поколения до Конца (то есть до Конца дней, Эсхатона - И.Т.) начертаны на Занавесе Вездесущего " (3 Енох 45). Содержание видения Ишмаэла, имеющее аналогии с пророчествами Исайи, Иезекииля и Иоанна Богослова, напоминает иконографическую программу высоких иконостасов русских православных храмов, включающую Священную историю от Адама до Второго Пришествия Христа. О знакомстве Древней Руси с мистическими традициями ветхозаветного храма свидетельствуют Апокалипсис Авраама и II книга Еноха, сохранившиеся лишь в славянских версиях.

http://pravoslavie.ru/1466.html

В XII веке в сборнике «Златоструй» уже имеется «Деяния Андрея и Петра в стране варваров». С XI – XII века на Руси знали «Прения Петра апостола с Симоном Волхвом». Этот апокриф пришел к нам из «Хроник Григория Амартолы». На Руси были популярны «Видения Даниила», «Мучения Даниила и трех отроков в пещи огненной», «Мучение Феодора Тирана» – сочинения с антиязыческой направленностью. В Домонгольский период – «Сказание на успение Богородицы и слово на лазарево воскресение». Так же – «Погодинский Номоканон, запрещал наполненную апокрифическими сюжетами «Беседу Трех Святителей» где излагалось Библейская история. Даже в житии Бориса и Глеба XI – XII веков усматривают влияние неканонического Первоевангелия Иакова. Таким образом, апокрифы пришли на Русь с христианством. В раннюю редакцию Повести временных лет включен ряд сведений из переводных источников, в том числе апокрифических. В Русской ранней книжности было много книг, подвергнувшихся воздействию апокрифов. Митрополит Илларион, Святитель Макарий, игумен Даниил употребляли в своей проповеднической деятельности апокрифы. § 3. Переводная Церковная литература Когда в XVI веке митрополит Макарий пытался собрать «все книги кои есть на Русской Земле», то переводной литературы, оказалось около 1000 житий святых. Из них лишь 40 было составлено Русскими авторами. Переводная литература была очень своеобразна. Библия была переведена, скорее всего, не полностью. Исторические книги Библии заменялись кратким изложением Священной истории, которые иногда перекликались с апокрифами. Например: Книга Еноха заключена в сборник «Палеи». Некоторые запрещенные книги – например евангелие апостола Иакова. Все равно продолжили ходить по Руси лишь изменяя немного свое название, которое стало называться – «Слово Иакова Брата Господня». Божественные Писания всегда связывались с учением Церкви. В «Великих Четеях Минеях» – «Откровение Авраам», «Исповедание Евы», «Книга Еноха». Что касается агиографии, были переведены почти все греческие жития, они были очень популярны, так как описывали конкретных лиц и давали нравственные назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Отсюда весьма естественно могли возникнуть разные сказания об Адаме и Еве, Каине, Авеле, Сифе, Енохе, Ное, Аврааме, Мелхиседеке, Моисее, Давиде и Соломоне. Желая представить главным образом историю веры и религиозной жизни, священный бытописатель мало обращал внимания на внешнюю жизнь людей; он весьма мало говорит о том, как первые люди устроили свою жизнь, как дошли до разных изобретений, необходимых для улучшения жизни, кому принадлежит начало разных знаний, ремесел и искусств, как развились разные обычаи и проч. Вопросы обо всем этом неизбежно возникали в уме человека, и он пытался разрешить их; такие попытки мы встречаем, между прочим, в Малом Бытии и Книге Адама. Но если любопытно было для человека узнать что-нибудь о первых временах мира, то еще более и сильнее всегда занимала его мысль о будущем. Для иудеев предметом всех чаяний в будущем было пришествие Мессии о котором было предсказано пророками; воображение христиан, естественно, устремлялось к последним дням мира, когда снова придет Спаситель и произведет последний суд, на котором каждому будет воздано по делам его. Апокрифы часто обращаются и ко временам Мессии и к последним временам мира, и при этом рисуют картины будущей жизни, блаженства праведных и наказания грешных; таковы преимущественно Книга Еноха, Откровение Авраама и Восхождение Исаии, которые имеют апокалиптический характер; некоторые апокрифы и называются апокалипсисами. Таким образом, апокрифические сказания естественно возникли из стремления дополнить некоторые пробелы или пропуски в библейском рассказе, объяснить некоторые, не довольно понятные или неясные в священных книгах места, разрешить возникавшие при чтении их разные вопросы. Мы увидим, что большая часть апокрифов имеют название и форму библейских книг и составлены по образцу этих книг; по подражанию книге Бытия составлено Малое Бытие, или Книга Юбилеев, по подражанию Псалмам Давида составлены Псалмы Соломона, по подражанию книгам пророческим – Пророчества или Откровения Еноха, Илии, Исаии, Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

То же самое можно видеть и из следующего. Святой апостол Иуда в своем послании вспоминает пророчество святого праотца Еноха, жившего до потопа, в котором говорится о пришествии Господнем для суда: «Се приидет Господь во тмах святых ангел Своих сотворити суд о всех» ( Иуд. 1,14–15 ) и прочее. Это пророчество Енохово проповедовалось не только устами Еноха, но (по сказанию достоверных) было им записано в книге; ибо каким образом оно было бы известно последующим по потопе родам, если не было бы записано в книгу? Книгу же ту Енохову во время потопа Ной сохранил с собою в ковчеге, и таким образом последующим по потопе родам умножившимся стало известно Енохово пророчество. Повествующие о сем и достойные доверия церковные писатели суть следующие: Тертуллиан , живший в царствование Северово, который воцарился в начале третьего столетия по Рождестве Христовом; Климент Александрийский , пресвитер и современник Тертуллиана , и Иероним пресвитер, бывший в царствование Феодосия Великого. И святой Афанасий Великий в своем Синопсисе так же, как и те, говорит, что книга Енохова пророчества была от потопа сохранена Ноем и им же передана потомкам. Следовательно, писание началось издревле со времен первых праотцев, бывших прежде потопа, и именно от Сифа, сына Адамова. А что святой Феофилакт повествует, что древние праотцы не книгами просвещались, то разве ради того он сие говорит, что в те времена, когда в поднебесной обитали препростейшие народы, писания были немногочисленны и книги еще не умножились, разве только та одна книга Енохова, о которой мы говорили. Моисей же был первым размножителем писаний, так как он написал пять книг. Но как он мог бы книги писать, если бы сам прежде этому от других не научился? Если же научился от другого, то ясно, что уже прежде него было книжное писание. Впрочем, мы ни святому Феофилакту не прекословим, ни прежде его бывших повествователей не обвиняем в неправде, но привели мнения того и их здесь ради ведения; желающий же пусть сам рассуждает, как разумеет, и кому хочет, тому и верит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Выслушав их, Захария, как священник, как пророк Божий, исполнившись Духа Святого, вещал: „о, непорочная Отроковица, чистая Дево, украшение жен, красота дщерей! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – разрешение Адамова проклятия. Ты – уплата Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший. Ты – дщерь Давида, рясны златыми одеянная и преиспещренная ( Пс. 44:14 ). Ты – одр Соломонов златотканный, окрест его же шестьдесят сильных от сильных израилевых (Песн. песн. 3:7). Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он рассек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению. Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное. Ты – зерцало пророков и исполнение речений их. Тебя Иезекииль пророчески нарек вратами заключенными, чрез которые никто из земнородных никогда не проходил, кроме единого Господа, Который и сохранит врата – затворенными (Иезек. 44:1–3). Тебя Исаия велегласнейший пророчески изобразил как корень Иессея, из которого произойдет цвет – Христос и насадит поле Богопознания, искоренив плевелы зла ( Ис. 11:1 ). О Тебе предвозвестил Иеремия, говоря: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, его же завещах отцем их ( Иер. 31:31, 32 ), – обозначая так явление Сына Твоего и призывая верующих из язычников к славословию Бога до конец земли. Тебя и муж желаний Даниил ( Дан. 10:11 ) пророчески назвал горою великою (– 2:34, 35), от которой отсечется краеугольный Камень и сокрушит главу многовидного змия и развеет. Тебя изобразили три отрока в Вавилоне и, провидя духом страсть Сына Твоего, пребывали невредимо в пещи, разженной седмерицею, и ликовали посреди огня, как в чертоге. Тебя Аввакум именует горою от Фемана, из которой взошли могущественные скиптры царские, в которой сотрясутся селения ефиопские и кровы земли Мадиамской ( Аввак. 3:3, 7 ). Славлю Тебя – непорочную агницу. Воспеваю Тебя – благодатную. Превозношу Тебя, из всех родов предызбранную невесту Божию. Пою Тебя, скоро имеющую быть новым небом. Ввожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень. Величаю Тебя новым заветом, в коем написанный Мессия Христос уничтожит букву закона, положит начало благодати чрез крещение, ниспошлет сущим на земле Духа Святого“.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010