Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Апокрифы АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ раннехрист. апокриф, составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. лит. произведения, описывающие проповедническую деятельность и (не всегда) кончину апостола (одного или нескольких) от 12 или от 70 ЕВАНГЕЛИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. сочинения, повествующие о земном служении, об учении и о послепасхальных явлениях Иисуса Христа, но не входящие в канон НЗ и отвергаемые Церковью как недостоверные ввиду сомнительного (неапостольского) или еретического происхождения ЕНОХА ПЕРВАЯ КНИГА [др. название - эфиопская книга Еноха], принятое в научной лит-ре название апокрифического текста, посвященного ветхозаветному прав. Еноху и сохранившегося только в эфиоп. версии ЕНОХА ВТОРАЯ КНИГА [др. названия - Славянский апокалипсис Еноха, «Книга тайн Еноха»], принятое в научной лит-ре название апокрифической книги, посвященной ветхозаветному прав. Еноху и сохранившейся только в слав. переводе «ЗОРОВАВЕЛЯ БЛАЖЕННОГО СЛОВО» ветхозаветный апокриф, компилятивный переводной древнерус. памятник, отражающий русско-евр. лит. связи домонг. времени ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ раннехристианский апокриф о жизни Пресв. Богородицы и Рождестве относящийся к жанру Евангелий детства ИЕЗЕКИИЛЯ АПОКРИФ утерянное ныне сочинение (или ряд сочинений), к-рое представляло собой дополнение к канонической Иезекииля пророка книге или подражание ей МОЛИТВЫ АПОКРИФИЧЕСКИЕ 1) молитвы и чинопоследования, не использующиеся в церковном богослужении, носящие магический характер и отражающие т. н. народные верования (суеверия) 2) принятое в научной лит-ре общее наименование псевдоэпиграфических молитв, сохранившихся в памятниках II в. до Р. Х - IV в. по Р. Х. ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка

http://pravenc.ru/rubrics/121040.html

В столичном книжном магазине пройдет презентация третьего издания «Апокрифов Древней Руси» 12 ноября 2008 г. 18:12 В воскресенье 16 ноября в 15.00 в книжном столичном магазине «Библио-Глобус» будет проходить презентация третьего издания «Апокрифов Древней Руси». Книга выпущена известным издательством «Амфора». Как сообщает блог издательства «Амфора» , первое издание вышло в серии «Александрийская библиотека» в 1999 г. В издание вошли следующие тексты: «Апокрифы Ветхого Завета» (сотворение Адама, Адам и Ева, потоп, Сказания о царе Давиде, Житие пророка Моисея, Суды Соломона и др.), «Апокрифы Нового Завета» (Сказание Афродитиана о чуде, бывшем в Персидской земле, В субботу цветную слово Иоанна Златоуста, Слово о крестном древе, Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому, Сказание о двенадцати пятницах, Сказания о Пресвятой Богородице), «В поисках рая» и «Христиане мученики». Впервые публикуются: «Книга Еноха» (по cnucky XVI в.), «Видение пророка Исайи» (по Успенской рукописи XII-XIII вв.), «Легенда о царе Авгаре» (по пергаментному cбophuky XIII в.), а также «Мучения святого апостола Анании», «Память святой Дросиды», «Слово на усекновение головы Иоанна Крестителя» и «Житие святого Аверкия» (по южнорусским спискам из сборника И. Франко «Апокрифы и легенды из украинских рукописей»). Все эти книги в устной или письменной форме были распространены на территории древнерусских княжеств и Московской Руси. Книгу представят и расскажут о ее отдельных текстах редактор сборника М. Рождественская (СПБГУ), доктор философских наук М. Громов (заведующий сектором истории русской философии Института философии РАН), кандидат исторических наук А. Муравьев (заведующий Духовным училищем Русской Православной Старообрядческой Церкви),  диакон Андрей Кураев , кандидат философских наук А. Щеглов (заведующий делами старопоморского Преображенского монастыря), Е. Агеева (сотрудник Музея истории МГУ, научный консультант Православной энциклопедии ) и др. «Амфора» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/488137.htm...

протоиерей Александр Смирнов (28.11.1857–1933) Ветхий Завет История религий Философия протоиерей Александр Смирнов Духовный писатель, пастырь, профессор богословия в Казанском университете. Известен своими изданиями ряда ветхозаветных апокрифов. Депутат IV Государственной думы от Казанской губернии. Биография Родился в в Симбирской губернии. После окончания в 1879 году Симбирской духовной семинарии некоторое время был сельским псаломщиком, затем надзирателем Симбирского духовного училища. С 1880 по 1884 годы на казённый счёт учился в Казанской духовной академии; 30 октября 1884 года рукоположен во священника, а 6 ноября определён законоучителем в Вольскую учительскую семинарию. Осенью 1888 года за сочинение «Книга Еноха» был удостоен степени магистра богословия. С 1 июня 1889 года назначен преподавать в Казанском учительском институте, но 1 декабря того же года перемещён в Родионовский институт благородных девиц. По прочтении двух лекций, 22 ноября 1891 года он был утверждён в звании доцента Казанской духовной академии — по кафедре педагогики и пастырского богословия. С 26 декабря 1893 года он определён настоятелем Петропавловского собора, без оставления преподавательской деятельности; 10 марта 1896 года возведён в сан протоиерея; 19 марта того же года стал экстраординарным профессором Казанской духовной академии; 12 августа того же года назначен профессором богословия в Казанский университет и со 2 ноября стал настоятелем университетской церкви. Степень доктора богословия получил 12 мая 1900 года за сочинение «Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа». В 1906—1907 годах был инициатором и руководителем журнала «Церковно-общественная жизнь». С 1895 по 1911 г.г. А. В. Смирновым были введены в научный оборот переводы апокрифических книг: " Книга Юбилеев " (1895), " Псалмы Соломона " (1896), " Заветы двенадцати патриархов " (1911). В 1912 году был избран депутатом IV Государственной думы от Казанской губернии и уволен с должности профессора Казанской духовной академии и с должности настоятеля университетской Крестовоздвиженской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАХАЙЛА МИКАЭЛЬ [Эфиоп.  , букв.- силой Михаила], упоминаемый также под именами Бацалота Микаэль (    , букв.- молитвой Михаила) и Зосима (  ), таинственный эфиоп. автор апокалиптического трактата «Книга тайн неба и земли» (  ). Рукопись трактата была куплена в XVII в. богатым коллекционером Перейска Н. К. Фабри, к-рый полагал, что приобрел рукопись Книги Еноха. В 1683 г. основатель европ. эфиопистики Х. Лудольф выяснил, что рукопись содержит не Книгу Еноха, а некий эзотерический трактат. Он состоит из 4 частей, причем не вполне понятно, относится ли название «Книга тайн неба и земли» ко всему произведению или только к 1-й части, к-рая объявляется откровением, данным арх. Гавриилом Б. М., о последовательности сотворения мира. 2-я часть называется «Толкованием Откровения Иоанна», и в колофоне сообщается, что оно предназначено для чтения в Страстную неделю и на праздники Преображения Господня и арх. Михаила. 3-я часть - «Слово о тайне Божества». Ее окончание написано уже не Б. М., а его учеником - неким Йисхаком (Исааком), писавшим под диктовку Б. М. предыдущий текст. Йисхаку же принадлежит и 4-я часть - «Второе слово о рождении Еноха». Существование такого трактата доказывает, что исчезнувший повсеместно раннехрист. жанр откровений довольно успешно развивался в средневек. Эфиопии. Трактат представляет собой эзотерическое чтение для знатоков, к-рое не пользовалось широкой известностью. Создание трактата ученые относят к XIV-XV вв. Большинство исследователей отвергает предположение о том, что его автором был Бацалота Микаэль . Скорее всего, схожие имена автора - Б. М. и Бацалота Микаэль - являются 2 вариантами сокращения от полного длинного имени: Бахайла Цалота Микаэль (силой молитвы Михаила), а Зосима - его монашеское имя. Ист.: Le livre des mystères du ciel et de la terre/Publ. et trad. par J. Perruchon//PO. T. 1. Fasc. 1. p. 1-97; The Book of Mysteries of the Heaven and the Earth and Other Works of Bahaila Mika " el (Zosimas)/Transl. by W. Budge. L., 1935. Лит.: Tubiana J. Du livre des mystères du ciel et de la terre/Atti del Convegno Intern. di Studi Etiopici. R., 1960. p. 403-409. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77702.html

Первая книга Еноха: перевод и комментарий 03.07.2023 16:03:55 «Развитие идеи «Москва – третий Рим» в русской истории – этот радиоцикл из 70 программ звучал в нашем эфире около двух лет и вызвал благодарные отклики слушателей, особенно преподавателей истории.  Автор и ведущий бесед под этой рубрикой – кандидат философских наук, сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и богословского факультета ПСТГУ Илья  Сергеевич Вевюрко. На днях в эфире прозвучала 26-я передача из его нового радиоцикла «Чти и разумей. Сокровища русской словесности».  «Сказание о Мамаевом побоище» и «Домострой»,  Послание на Угру архиепископа Вассиана и Духовное завещание святителя Киприана – эти и другие древнерусские памятники философ и религиовед читает и комментирует с историософских позиций, открывая все новые смыслы в нашей духовной сокровищнице. Автор книги «Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли» и  перевода Четвертой книги Варуха, И.С. Вевюрко сегодня собирает средства на издание книги, о которой вы можете подробнее узнать на сайте: http://planeta.ru/campaigns/mashafa_henok Это перевод 1 книги Еноха с языка геэз с религиоведческим комментарием, готово уже больше половины перевода и примечаний. Давайте поддержим исследователя в его важном и полезном для церковной науки начинании. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/07/03/pervaya-kn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЮС [англ. Bruce] Джеймс (14.12.1730, поместье Киннэрд, графство Стерлингшир, Шотландия - 27.04.1794, там же), брит. ученый-путешественник, собиратель рукописей. Происходил из знатного шотл. рода. В 1752 г. отправился в длительное путешествие по Европе, во время к-рого собирал книги по Востоку и начал изучение араб. и эфиоп. языков. В 1762 г. был назначен брит. генеральным консулом в Алжире. В 60-70-х гг. XVIII в. совершил путешествия в Египет, Эфиопию. Научную славу ему принесли не столько географические, сколько археографические исследования. Интересуясь памятниками письменности Востока, Б. впервые привез в Европу ценные эфиоп. рукописи, среди к-рых были эфиоп. национальный эпос «Слава царей», царские хроники и такой важный библейский апокриф, как Книга Еноха. Его находки способствовали развитию исследований и апокрифической лит-ры, и лит-ры христ. Эфиопии. В Египте ему удалось приобрести гностический папирусный кодекс, названный впосл. его именем (Bruce Papyrus). Записки Б. о его путешествиях вышли в свет в 5 томах в 1790 г. в Эдинбурге, были переведены на франц. и нем. языки, пользовались большой популярностью и выдержали множество переизданий. Эфиоп. рукописи из коллекции Б. были переданы в Бодлианскую б-ку Оксфорда, а бумаги - в Йельский центр британского искусства (Yale Center for British Art). Соч.: Travels to Discover the Source of the Nile in the Years 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 and 1773: In 5 vol. Edinb., 1790; 18052. 7 vol. Лит.: Reid J. McA. Traveller Extraordinary: The Life of James Bruce of Kinnaird. L., 1968; Bredin M. The Pale Abyssinian: A Life of J. Bruce, African Explorer and Adventurer. L., 2000. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог

http://pravenc.ru/text/153521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Догматическое богословие ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ДИХОТОМИЗМ христ. антропологическая концепция, выделяющая в структуре единой человеческой природы 2 составляющие: тело и душу ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕНОХА ТРЕТЬЯ КНИГА компиляция евр. мистических текстов, описывающих путешествие героя через 7 дворцов (Хехалот) - уровней небесного мира - к Престолу Божию

http://pravenc.ru/rubrics/122402_2.html

КНИГА ЕНОХА ПРАВЕДНОГО ГЛАВА 1 И сказал Енох: – Во время оно, когда восполнились триста шестьдесят пять годов моих, в месяце первом, в особливый день месяца первого, был я в дому моем один, сетуя и плачась очами моими. И когда почил я на одре моем и уснул, явились мне мужа два, весьма великие, каких никогда не видел я на земле: лица их как солнце блистающее, очи их как свечи горящие, из уст их исходил как бы огнь, одежды их как пена бегущая, светлее злата крыла их, белее снега руки их. И стали они у возглавия одра моего, и позвали меня именем моим. И пробудился я от сна моего, и вот, мужи те стоят предо мною въяве. Я же поспешил, и восстал, и поклонился им; и покрылось лицо мое от страха как бы инеем. И сказал ко мне мужи те: – Дерзай, о Енох, и не страшись. Господь вечный послал нас к тебе; и вот, сегодня восходишь ты с нами на небо. Молви же ты сынам твоим и домочадцам твоим все, что должно им творить на земле; и пусть никто от дома твоего не ищет тебя, доколе не возвратит тебя Господь к ним. ГЛАВА 2 И призвал я сынов моих, Мафусаила и Ригима, и поведал им все, что рекли мне мужи те: – и се, чада, не знаю, куда гряду или что срящет меня. Вы же, чада мои, не отступайте от Бога, и пред лицем Господним ходите, и суды Его храните. Не умалите жертв спасения вашего, и не умалите Господь труда рук ваших. Не лишайте даров Господа, и не лишит Господь приращений своих в закромах ваших. Благословите Господа первенцами стад ваших и первенцами чад ваших и будете благословенны от Господа вовеки. Не отступайте от Господа, ниже поклонитесь богам пустошным, которые не сотворили ни небес, ни земли; и они погибнут, и те, что поклонятся им. Да утвердит Господь сердца ваши в страхе Своем. Ныне же, чада мои, никто да не ищет меня, доколе не возвратит меня к вам Господь. ГЛАВА 3 И было, когда говорил я к сынам моим, призвали меня мужи те и подняли меня на крыла свои; и вознесли меня на небо первое, поставили меня там. И привели пред лицо мое верховных владык чинов звездных, и показали мне движение их и прохождения их от срока и до срока. И показали мне две сотницы ангелов, что правят звездами и звездосложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Блж. Августин не может признать книгу Еноха, т.к. не находит подтвержения ее исторически преемственного существования. К тому же он не согласен, в отличие от Тертуллиана , с содержащимся в книге свидетельством о сочетании ангелов с дочерьми человеческими. К сохраняющемуся Преданию относят свидетельство апостола Иуды о пророчестве Еноха наши толкователи Писания, епископ Михаил и проф. свящ. А. Глаголев (Толковая Библия А.П. Лопухина ). Так, епископ Михаил отмечает: Посему весьма вероятно, что это пророчество или пророческое изречение Еноха сохранялось в Предании ветхозаветной Церкви, и апостол Иуда почерпнул его именно из Предания и, как истинное, включил его в свою книгу, как и Предание о распре архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом (ст. 9)» Толк, на посл. Иуды, 1, 14–16]. Мнение епископа Михаила о том, что Книга Еноха появилась после послания Иуды едва ли чем может быть обосновано. Иуда явно цитирует книгу Еноха. Наш вывод. Книга Еноха, конечно же, относится к позднеиудейской апокалиптике и не сохранялась во всех веках от времен праотца Еноха. Однако богооткровенный момент в книге имеется, о чем свидетельствует апостол Иуда и вхождение этой книги в Эфиопскую Библию . Книга содержит отголоски древнего, допотопного Предания. Апостолы и ранние христиане не были жестко связаны только иудейским каноном ветхозаветных книг, но обращались и к другим источникам. Праотец Енох пророческим оком видит: Се, идет Господь... Парусия, пришествие Господне. Человек не может сам изменить ситуацию, в которой он оказался, пав в грех . Небо закрыто. В то время никто не восходил на небо ( Ин. 3:13 ). Земля ждет, когда придет Избавитель, когда опять будут видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих... ( Ин. 1:51 ). Енох видит это в конечной эсхатологической перспективе. Он видит Грядущего со тьмою святых ангелов Своих. Для чего придет Грядущий? – Сотворить суд над всеми и обличить между ними нечестивых во всех делах. Грядущий будет судить. Суд будет над всеми. Никто не уйдет от суда Божия. Однако не все будут осуждены. Грядущий для того и придет сотворить суд над всеми, чтобы обличить между ними нечестивых, т.е. удалить плевелы с пшеничного поля. Обличить нечестивых во всех делах может только Бог, человекам это не дано, с плевелами и пшеницу вырвут.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Относительно датировки текста Книги Юбилеев существуют разные мнения. Первые исследования указывали на время написания текста в эпоху Иоанна Гиркана I (135–104 до Р.Х.), однако сегодня большинство исследователей склоняются к более ранней датировке (II или III в. до Р.Х.). Во время написания Книги Юбилеев Иерусалимский храм еще существовал, об этом есть косвенные свидетельства почти в каждом разделе этого произведения, значит, он еще не был разрушен 12 . Книга Еноха (Первая книга Еноха или «Эфиопский Енох») состоит из пяти самостоятельных разделов: 1) «Книга стражей (1–36 глл.); 2) «Книга образов» (37–71 глл.); 3) «Астрономическая книга» (72–82 глл.); 4) «Книга видений, или Апокалипсис животных» (83–90); 5) «Послание Еноха» (91–108). Первая книга после вступления и созерцания природы рассказывает о схождение двухсот ангелов на землю. Они берут в жены дочерей человеческих, от которых рождаются исполины, и уводят человечество с истинного пути. За это Бог уничтожает их. Затем описывается путешествия Еноха по небесам, земле и преисподней. Вторая книга описывают дни Последнего Суда. Енох путешествует по небесам, где встречает Избранников, и ему раскрывают все небесные тайны. Третья книга рассказывает о вращение небесных тел, показанных Еноху ангелом Уриэлем. Четвертая книга посвящена видениям о разрушении земли, об истории земли от Адама до первых дней небесного царства. Пятая книга начинается завещанием Еноха сыновьям о благословении праведников и страшной участи грешников Далее следует так называемое Откровение десяти недель, описывающее историю земли от начала Последнего Суда и творения новых небес. Большинство ученых считают, что эти пять частей были изначально самостоятельными произведениями написанные в разное время. Затем они были соединены в одно произведение и отредактированы. Современные ученые считают, что первый раздел был написан около 300 г. до Р.Х., а последняя часть, вероятно, в I в. до Р.Х 13 . Три книги Meqabyan или «Эфиопские Маккавеи». Эти книги полностью отличаются по содержанию от Маккавейских книг, которые есть в католических и православных Библиях. «Маккавеи» этих книг не из династии Хасмонеев, и не семь святых мучеников Маккавеев ( 2Мак. 6:18–7:42 ). Эти книги никогда не переводились на русский язык, но есть перевод на английский 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010