Вторая книга Еноха известна только в славянском переводе IX-X века. Пространная редакция «славянского Еноха» переведена с греческого. Краткая — с еврейского. В своей основе «славянский Енох» восходит к еврейскому оригиналу, написанному в I веке после Рождества Христова, испытавшему влияние вавилонских, иранских и египетских источников. Третья книга Еноха, которую иногда называют «Книгой небесных дворцов», была написана на древнееврейском языке в период с III по VII век после Рождество Христова. В этой книге описывается путешествие на небеса известного палестинского раввина I-II века рабби Ишмаэля. Апостол Иуда в своем Послании вероятнее всего ссылается на Первую книгу Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»». (Иуд. 1, 14-15). Вы также цитируете т.н. Первую книгу Еноха. В приведенном фрагменте речь идет о будущем всеобщем распространении идолопоклонства. Те же, кто сохранит истинную веру, будут спасены. С уважением, священник Михаил Самохин. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 ноября, 2023 30 декабря, 2017 28 декабря, 2017 31 декабря, 2016 13 июня, 2016 30 мая, 2016 27 мая, 2016 13 мая, 2016 12 мая, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-samosozhalenii-chast...

16–17 . Молитва обоих страдальцев, Товита и Сарры, была услышана. В принятом греч. текст LXX и слав. в ст. 16 ошибочно читается ενπιον τς δξης το μεγλου Ραφαλ κα απεστλη – «и услыша Господь молитву обоих, пред славою великаго Рафаила, и послан бе…». Но в код 64, 243, 248, в Комплют. и Альд. изд., равно как и в Синайском списке, после μεγλου стоит Θεο, и союз και стоит пред Ραφαλ или пред απεστλη. Русск. синод, перевод правильно передает мысль подлинного текста. Имя ангела Рафаила, как одного из высших семи ангелов, предстоящих пред Богом ( Тов. 12:15 ), встречается только в книге Товита и позднее – в так называемой книге Еноха (гл. IX:1; X:4; XX:3; XL:9) (см. Das Buch Henoch, ubers und erklart von A. Dillmann и – «Книга Еноха Историко-критическое исследование, русский пер. и объяснение апокрифической книги Еноха» (Казань, 1886) проф. прот. А.В. Смирнова). Допленная библейская письменность не знает имен ангелов. Только в книге пророка Даниила (гл. VIII, IX, X, XII) впервые упоминается два имени ангелов – Гавриил и Михаил. Как эти два имени, будучи собственными именами, имеют, однако, по смыслу своему, нарицательное значение – выражают разные стороны отношения ангелов к Богу, миру и людям (см. у А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 361–377), так и имя Рафаила, происходя от евр. «рафа», «исцелять, врачевать», и «эл», «Бог», указывает на ту миссию, для выполнения которой Рафаил был послан Богом на землю (III:17; XII:14), именно на исцеление ( ασασθαι) (ст. 17) или избавление Товита от слепоты, Сарры от тех душевных недугов или страданий, которые причинял ей демон. И в книге Еноха (гл. XL:9) Рафаилу приписывается врачевание, как поставленному над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих. Но в кн. Еноха представление об ангеле Рафаиле смешивается с позднейшими ангелологическими воззрениями иудейства, в книге же Товита сохранено чистое библейское учение об ангелах, с присоединением некоторых подробностей касательно внешнего явления их на земле (гл. V:4 сл.) и положение Рафаила в небесной иерархии (XII:15). См. у А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 407–410, и у проф. Дроздова, с. 368–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь богач и Лазарь принимают временное благословение и наказание, ожидая своей дальнейшей участи до явления Царствия в силе. Богословие в числах: о символике цифр в родословии Христа Помимо этого есть и еще один момент, свидетельствующий о близости взглядов апостола Луки к еврейской традиции. В современной науке возник новый взгляд на нумерологию в родословии Спасителя, изложенном в третьем Евангелии. Ученые обратили внимание на то, что Евангелие от Луки содержит очень специфическое описание родословной Спасителя, которая насчитывает 77 поколений (ср.: Лк. 3, 23–35). Исследователи поставили вопрос: а почему именно 77? Ответ опять же приближает нас к той самой Первой книге Еноха, одна из пяти частей которой — «Книга Стражей», написанная в III веке до н.э. — содержит рассказ о том, что Судный день будет иметь место спустя 70 поколений после Еноха. Она описывает падение ангелов и их наказание в следующих словах: И Бог сказал [архангелу] Рафаилу: «Свяжите [мятежнику] Азазелю руки и ноги и бросьте его во тьму!» И Рафаил сделал отверстие в пустыне, которая была в Дуадаиле, и бросил его там. Вдобавок к этому он кинул туда тяжелые и острые камни. И он закрыл лицо Азазеля, чтобы он, возможно, не видел света и [...] мог быть брошен в огонь в великий судный день. [...] И Михаилу Бог сказал: «[...] Свяжите их на семьдесят поколений под скалами основания, пока день их суждения не подойдет к концу» (1 Ен. 10, 4–6, 11–12). Так как Енох — 7-е поколение, а Христос находится в 77-м, то очевидно, что это не случайно: евангелист Лука показывает тем самым, что Иисус из Назарета — не просто Мессия, а Тот, после чьего прихода очень близко будет Страшный суд. Характерно, что апостол Лука выстраивает имена предков Спасителя так, что каждое 7-е поколение начиналось с особо значимого человека: например, 7-е — с Еноха, 21-е — с Авраама, 35-е — с Давида, а завершается этот перечень семерок в 49-м (7x7) поколении — Самим Христом. Как тут не прочувствовать, что евангелист Лука, как и автор Книги Еноха, предполагал конец истории в 77-м поколении! Мы смотрим на мир как бы со страниц третьего Евангелия и видим удивительную связь времен, культур, традиций; видим очевидную преемственность между еврейской межзаветной литературной традицией и творчеством евангелиста, писавшего для всего мира: для язычников и не только для них. Внутри вас — сегодня, навсегда: о Царствии Божием в Евангелии от Луки

http://e-vestnik.ru/history/imena_vashi_...

Роман 20 ноября 2019, 23:54 Андрею Филатову! Андрей, книга св.Дионисия - !неоплатонической сочинение, написанное Петром Ивером! Имеет много параллелей с эннеадами Плотина, прочитайте интересную статью в книге Философия Давида Непобедимого ЕленаИлона 8 ноября 2018, 12:53 Примирение Бога с человеком или человека с Богом? Это человек отпал от Бога и он должен с Ним примиряться а не наоборот. Опечатка или я что-то неверно понимаю? Фаина 20 ноября 2016, 20:03 Архангелы Господни - Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил и все небесные силы бесплотные, служащие Богу! Умоляю вас помочь нашей семье бороться со грехами, здравия душевного и телесного, заступничества и ходатайства за нас перед Господом. Аминь! Andrew Filatov 21 ноября 2014, 17:49 Денису. Чтобы понять православную точку зрения, обратитесь к первоисточнику - книге святого Дионисия Ареопагита " О небесной иерархии " . Николай Долганов 21 ноября 2014, 13:14 Денис, как минимум одно из приведённых вами имён в книге Еноха не встречается. Что же касается вашего вопроса, то он немного бессмысленный. Разумеется, мы можем молиться хоть всем ангелам и архангелам, хоть отдельным, зная их имена. Однако, если вы хотите использовать для определения имён не канонический текст Библии, а апокрифы, то, простите, это уже попахивает колдовством, а не молитвой. Это из разряда " я узнал из древней рукописи, что имена пяти ангелов - Вася, Петя, Шура, Дима, Аристарх. Родит ли ослица козлицу, если я буду им молиться? " . Ну вот как-то так. Вопрос практики богослужения ангелам, имена которых указаны в книге Еноха я оставляю более сведущим людям. Михаил, Гавриил - точно. Есть даже молитва, основанная на словах Архангела Гавриила. Возможно, что есть аналог и для Михаила - я не книжник, чтобы знать наверняка. Молитвы Рафаилу и Уриилу присутствуют в сетевых молитвословах православной направленности. Последние три имени вообще трудно найти. Денис Чернышев 17 июля 2014, 07:53 Добрый день! Подскажите, не однажды встречаю такую информацию: " Система 7 архангелов - старая традиция в Иудаизме, Христианстве и Исламе. Самое раннее обращение к этой системе была в книге Еноха, где были перечислены следующие имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Зерачиил и Рамиил. (И далее разъясняются особенности служения каждого Архангела) " . Используются ли эти имена в Православной богослужебной практике и благословляет ли наша Церковь обращаться именно к этим Архангелам поименно в молитве? Спасибо!

http://pravoslavie.ru/49927.html

«Третья книга Еноха». Сохранились от книги только фрагменты, но зато на древнееврейском языке. «Заветы двенадцати патриархов». Каждый из двенадцати сыновей Иакова увещевает воздерживаться от определенного порока. Рувим – от разврата, Симеон – от зависти и т.д. Левий рассказывает, при этом, еще о семи небесах. Книга возникла, возможно, в среде иессеев, может даже и в Кумранской общине. «Повесть о Соломоне». Повестей о Соломоне существует много. Датировать их сложно. Интерес к Соломону вызывался строительством им храма в Иерусалиме и его необычайной мудростью. Ему приписывалась магическая, нечеловеческая сила знания. Очень силен демонологический момент в повествовании о Соломоне. «18 псалмов Соломона». Существует мнение, что эти псалмы, в общем-то, похожие на псалмы Давида, были составлены фарисеями в 60–30 гг. до Р.Х. В псалмах отражено взятие Иерусалима римским полководцем Помпеем. В Древней церкви эти псалмы считались, иногда, даже каноническими и были присоединены к Септуагинте. «Книга юбилеев». Книга разделена на 50 юбилеев и пересказывает священную историю книг Бытия и Исхода до 14 главы. Законнический стиль характеризует книгу. Составлена ок. 100 г. до Р.Х. «Иосиф и Асенефа». Считается, что повесть возникла перед иудейским восстанием в 115–117 гг. Ветхозаветные Апокалипсисы. Кроме книги Еноха, есть еще целый ряд апокрифических Апокалипсисов. К ним относится, собственно, и «Третья книга Ездры». Известны «Апокалипсис Авраама», «Апокалипсис Софонии», «Апокалипсис Ездры», «Апокалипсис Варуха», «Апокалипсис Ильи». Все эти Апокалипсисы содержат таинственные видения иного мира и образные символические картины человеческой земной истории. Указанные книги вовсе не исчерпывают все множество древнееврейской апокрифической литературы, в которой к стержню древнего Предания причудливо приметаны различные легенды, мифы и сказания. 8.3. Талмуд Талмуд – основная после Св. Писания вероучительная книга иудаизма. Иудейская синагога считает Талмуд записью устной Торы, т.е. священного Предания, идущего от Моисея. Слово (Талмуд) в переводе с еврейского означает «законченное, завершенное учение». Талмуд есть изучение Торы, состоящее не столько в освоении практического исполнения заповедей, сколько в проникновении в анализ всевозможных элементов творения Божия и выявлении их сущностных связей. Запись Талмуда (устной Торы) велась в вв. по Р.Х. При равви Гамалииле Старшем, в 30 г. по Р.Х., началась запись Талмуда [Мишны]. Как христиане, мы можем предположить такую причину, почему, именно, в это время осуществилась запись Предания иудеями. Предание шло до воплощения Слова. Далее, оно благодатно и свободно пребывало в Церкви Христа. Дом Израиля остался пуст ( Мф. 23:38 ). У иудеев, лишившихся благодати Христа-Мессии, что выразилось и внешне в разрушении храма, и рассеянии среди всех народов, просто не было другого пути, как зафиксировать свое Предание и жить в разборе и изучении его, ожидая лучших времен своего избавления.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Игорь, Киев 1 августа 2020, 19:42 Что дают эти знания христианину? Как далеко они отстоять от пути спасения. Нам - то увидеть себя грешниками уже дело. иерей Пётр Михалёв 3 августа 2019, 00:01 ///Хотелось бы знать о книге Еноха. Существует ли она на самом деле. И еще хотелось бы больше узнать о Енохе. Где можно найти такой материал? Спаси Господи всех.///до нас дошёл апокриф, который Церковь отвергла. иерей Пётр Михалёв 2 августа 2019, 23:58 ///ветхий завет книга Премудрости Иисуса сына Сирахова Глава 44 стих 15 - " Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов. " по моему здесь не двусмысленно говорится куда взят Енох.../// Уважаемый Николай, так в статье я как раз указываю, что мы должны ориентироваться на СЕптуагинту(церковно-славянский перевод), а не на масоретский текст, который Вы цитируете. А на церковно-славянском сказано: " Енох угоди Господеви и преложися, образ покаяния родом. " - заметьте, ни слова о небе. раиса 2 августа 2019, 10:36 Весь материальный мир именуется землею. Воздушное пространство - это тоже земля. В церковных песнопениях поется о том, что эти ветхозаветные праведники были видимым образом взяты на небо,т.е. подняты в воздух и помещены в пространство, о котором нам Священное Писание не говорит. Значит до поры нам это знать не положено. Глубоко воцерковленные люди не дерзают любопытствовать и строить догадки своим падшим и греховным умом, это всегда приводит к неосознанному богохульству. Неофиты, не дерзайте поправлять богословов, не зная досконально Священное Писание, вытаскивая из него стихи, искажая смысл. Для нас достаточно той информации, что взяты живыми, а как и куда не нашего ума дело. р.б. Николай 6 июля 2019, 11:10 ветхий завет книга Премудрости Иисуса сына Сирахова Глава 44 стих 15 -  " Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов. " по моему здесь не двусмысленно говорится куда взят Енох... Сергий 24 июня 2019, 19:16 Хотелось бы знать о книге Еноха. Существует ли она на самом деле. И еще хотелось бы больше узнать о Енохе. Где можно найти такой материал? Спаси Господи всех.

http://pravoslavie.ru/55239.html

Ключевым здесь, конечно же, будет вопрос о «сынах Божьих» – от ответа на него будут зависеть и остальные ответы. Именно этот вопрос мы и постараемся разрешить. 4.1.1. Существующие объяснения Сначала мы рассмотрим в общих чертах историю толкования этого отрывка. Можно было бы ожидать, что толкователи разных времен предложат разные ответы. Однако на практике оказывается, что уже с III в. н. э. существуют две основных традиции понимания этого места, и существенно не меняются ни основные положения, ни основные аргументы. Любопытный пример столкновения этих двух традиций, каждая из которых осознает себя именно как традиция и сознательно отвергает другую – спор эфиопских богословов с иезуитскими миссионерами в начале XVII в., засвидетельствованный португальским иезуитом Педру Паэшем (Pedro Paez) 289 . Эфиопы, ссылаясь на свои канонические тексты («1-я книга Еноха» и «Книга Юбилеев», в Эфиопской Церкви и только в ней входящие в состав Библии), настаивали, что «сыны Божьи» были ангелами; иезуит, категорически отвергая эти «басни», считал их людьми потомками Сифа. При этом он, естественно, опирался на католическую традицию экзегезы. ТБ подводит свой итог таким дискуссиям 290 : «Одни, преимущественно иудейские раввины... видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев... Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумеют ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – 1-й Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры, пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви ( Иустин Философ , Ириней, Афинагор, Климент Александрийский , Тертуллиан , Амвросий и др.)...». Вместе с тем существовала и третья точка зрения, которую (правда, без особой аргументации) единодушно разделяет и автор ТБ: «Единственно правильным... считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божьими. следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви ( Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , блаж. Феодорит, Кирилл Иерусалимский , Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем)».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

вот на облаках небесных шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Деньми и подведен был к Нему. И дана Ему власть, царство и сила, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его есть владычество вечное, которое не прейдет и царство Его не разрушится». Чрезвычайно затруднительно полагать после этого, чтобы в представлениях современников Спасителя данный термин не достиг той известности и вместе того ореола, какими владеет, напр., слово «царь». Еще труднее становится это, если взять в расчет, что другой популярнейшей в то время книгой была апокрифическая книга Еноха 78 . Именование Сына Человеческого в ней не только встречается многократно, но и заимствует из пророка Даниила то возвышенное представление, которое связывается с оным у последнего 79 . С другой стороны во всех случаях, за исключением только одного, в местах Евангелия, где говорится о Сыне Человеческом, наряду с этим не дано ни местоименного, ни какого-либо другого указания на лицо, которое не имеет, где главы подклонити, которое сеет слово Божие, предается Иудою, вдается в руки грешников и т. д. Так что само собою выходило и сказывалось, что данное именование и есть таковое указание на лицо. А в то же самое время не представлялось и отдаленной возможности предполагать, что указанное в нем лицо есть не Я – Спаситель, а другое. Поэтому бесспорно, что слушатели Христа никак не могли затрудняться в разумении того, что разумеется под Сыном Человеческим, если бы даже для них означенный термин был совсем новым, и они не знали его из пророка Даниила и «Книги Еноха». Поэтому во всех Евангелиях мы встречаем только одно недоумение со стороны иудеев ( Иоан. 12:34 ); но и здесь последние не сомневаются в том, что Сын Человеческий есть указание на лицо, что, говоря, о нем Спаситель разумеет Себя Самого; вся неясность, или лучше – нежелание понимать заключается в том, что по мысли иудеев Иисус Христос не может брать рассматриваемый термин за обозначение Себя, как скоро Он говорит, что должен пострадать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Не только осуждены, но и наказаны будут нечестивые грешники. Блж. Феофилакт: «И Енох пророчествовал о предлежащем им наказании от Бога в последние дни, т.е. в день праведного суда Божия» с. 282]. Блж. Феофилакт различает нечестивых и грешников: Между нечестивым и грешником разность такая: нечестивый грешит в отношении к Богу, а грешный уклоняется в делах жизни от цели правды» [там же]. Но Енох говорит и о нечестивых грешниках, т.е. грех в отношении к Богу производит и злые дела в жизни. Не бывает праведных безбожников. Еще праведный Енох различает дела, которые произвело их нечестие, и все жестокие слова, которые произносили на Него, т.е. на Бога, нечестивые грешники. Грехи дел и слов, грехи жизни и веры. Уже тогда люди предавались не только плотским грехам, но произносили жестокие слова на Бога. Эсхатологическая перспектива, в которой праведный Енох видит Имеющего прийти совершить суд, имеет и свое историческое исполнение. Кроме конечного суда, в ближайшем значении все это относилось к современным Еноху нечестивым каинитам. Епископ Михаил: «Это пророчество Енох изрек, можно полагать, в то время, когда нечестивые каиниты беспутствовали и беззаконствовали и нечествовали, идя по следам Каина (1, И), и когда таким образом мало-помалу растлевалась земля, и суд Божий над нечестивыми готов был уже разразиться и разразился потом потопом» Толк, на Иуд. 1, 14–16 ]. Также рассуждают и другие наши толкователи: проф. А.П. Лопухин Толк, на Иуд. 14–15 ], епископ Аверкий Толк, на посл. Иуды]. Во всемирном потопе началось исполнение пророчества праведного Еноха, но не совершилось (пророчество с двойным и даже более объектом). И в новозаветные времена по пришествии Христа Спасителя мы еще ждем вместе с апостолом Иудой исполнения во славе пророчества Еноха, изреченного на заре человеческой истории. Господь должен явиться вновь во славе с тьмою святых ангелов, чтобы сотворить суд над всеми. Грядет Судия. А в те времена ветры земли готовились собрать облака, а земля разверзнуть бездны свои, чтобы потопить нечестивых каинитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Существует раввинистическое мнение, что первобытные люди, погибшие от чистилищных вод потопа, не восстанут из мёртвых . Подобным образом бунтари Корей, Дафан и Авирон, будучи живыми поглощены бездной, могут стать исключением из общего воскресения . В 24–27 главах книги пророка Исаии, которые часто называют «Апокалипсисом Исаии» , описана заслуженная кара, ожидающая нечестивых: «Силам зла уже не подняться — они останутся в преисподней, в мрачном Шеоле: „Мёртвые не оживут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них“ (Ис. 26:14)» (Витковская, Витковский 2001, 9). Четвертый брат-мученик Маккавей, выражая надежду на своё личное пробуждение от смертного сна, отказывает в этом своему мучителю: «Тебе же не будет воскресения в жизнь» [Юнгеров 2, 134]. Согласно апокрифической книге Еноха , духи необратившихся злодеев погибнут в огне : «Имя их будет изглажено из книг святых… и их духи будут умервщлены, и они будут восклицать и взывать в пустом необитаемом месте и гореть в огне, где нет земли» [Андросова 2015, 73]. Избранник-Мессия «идёт с мириадами святых, чтобы совершить суд над ними (людьми), и Он уничтожит нечестивых, и будет судиться со всякой плотью» (Книга Еноха 2:9) . В ещё одном апокрифическом произведении — «Апокалипсисе Моисея», также называемого «Малым Бытием» или Книгой Юбилеев, содержится уникальное представление об особой «книге погибели» противополагаемой книге жизни (ср. Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15, 21:27). Имена преступивших завет израильтян будут начертаны на скрижалях как имена врагов, «чтобы быть изглаженными из книги живых и записанными в книгу тех, которые будут уничтожены» (Юбил. 30:21) [Андросова 2015, 75]. В подтверждение своего тезиса о развитости у иудеев учения об эксклюзивном воскресении праведников протоиерей Евгений Александрович Вороноцов (1867–1925) приводит свидетельства ряда раввинистических источников: «В трактате Taanith Вавилонского талмуда читаем: Раввин Абу сказал: День, в который идёт дождь, драгоценнее дня, когда воскреснут мёртвые, ибо воскресение (техия) принадлежит только праведным, дождь же ниспадает и на праведных, и на грешных. Основание для сближения воскресения с дождём в словах пророка: Твоя роса — оживление. В Кетубот Иерусалимского талмуда написано: Раввин Елиезер сказал: несведущие в законе и не укоренившиеся в добродетели не оживут, ибо изречено: Мёртвые не оживут (Ис. 26:14). Ему сказали: Может быть, это сказано вообще о мёртвых без изъятия. Нет, отвечал Елиезер, ибо прибавлено: Рефаимы не воскреснут, а рефаимы суть те, кто пренебрегает законом (разумеется глагол raphah — «ослаблял»), только свет закона может оживить человека в будущем. В обоих приведённых местах проводится мысль, что воскресение (техия, текума) — удел только праведных» [Воронцов 1905, 325–326] .

http://bogoslov.ru/article/6175411

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010