Напечатанные преосв. Макарием сочинения по истории русского раскола, показав в нем основательного знатока дела, скоро доставили ему справедливую славу первого русского расколоведа. Между тем начало 50-х годов настоящего столетия было временем особенного оживления в изучении русского раскола. Были открыты противораскольнические миссионерские отделения при всех академиях и семинариях, епархиальным преосвященным было поручено обратить особенное внимание на дело изучения и борьбы с раскольниками, наконец, предписано было в духовных журналах помещать статьи по истории раскола 660 . В случаях особенно важных, возникавших по делам о расколе, обращались главным образом к преосв. Макарию, как Св. Синод, так и епархиальные преосвященные. Так, мы уже знаем, что преосв. Макарий был собственно организатором противораскольнических миссионерских отделений, открытых в 1853 г. при академиях и семинариях, и он же составил устав для них. Ему же поручались Св. Синодом важнейшие дела, поступавшие по делам раскола от гражданского начальства и епархиальных преосвященных. Так, напр., в 1855 г. он, по поручению Св. Синода, рассматривал синодальную библиотеку старопечатных книг и рукописей и выбрал из неё множество книг для миссионерских отделений против раскола, учрежденных при семинариях, рассматривал несколько раскольнических рукописей и книг, присланных в Министерство Внутренних Дел от черниговского генерал-губернатора, и представил об этом свое мнение в Св. Синод, разбирал многие бумаги о современном состоянии раскола в Смоленской губернии и представил свои соображения об этом в Св. Синод, на конец, рассматривал уже раньше упомянутое дело о «секте странников» 661 . Очень многие поручения исполнял и очень многие советы давал преосв. Макарий по делам раскола также и некоторым епархиальным преосвященным, обращавшимся к нему с просьбами об этом, напр., архиеп. Иннокентию, еп. Анатолию Мартыновскому и еп. Елпидифору Бенедиктову. Архиеп. Иннокентию преосв. Макарий собирал и доставлял выписки по делу о скопцах 662 , преосв. Анатолию оказывал содействие в издании им своих посланий к раскольникам 663 , а преосв. Елпидифору давал разъяснения по поводу единоверия 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Об епископе Амвросии Мореве в «материалах» о. Морошкина говорится, что все поездки преосвященного по епархии сопровождались постоянно огромными поборами. Со своей стороны протоиереи уездных соборов и сельские благочинные старались в этом случае превзойти друг друга в усердии к интересам архипастыря, за что получали от него особые льготы и права злоупотреблять своей властью и делать поборы собственно для себя. Когда известие об огромных поборах Амвросия дошло до Синода и епископу нужно было дать объяснение, тогда он не скрывал, что подношения ему бывали, хотя будто бы и не столь ценные, как гласила молва, и что духовенство будто бы очень охотно ублаготворяло его свиту, не желая уступить этой чести дворянству и купечеству. При этом владыка пренаивно замечал: «Такое радушие и хлебосольство, не воспрещенное законами ни божескими, ни гражданскими, составляет искони лучшую черту характера русского народа» (2. 251, 266). Еще случай. Архиепископ Елпидифор Бенедиктов († 1860) обвинялся в следующем: посещая сельские церкви подольской епархии, он возил с собой своего родного брата, молодого парня, Гаврилу, поручив ему поверять при ревизии наличные суммы при каждой церкви. Гаврила же этот после ревизии взимал без исключения с каждой церкви по 12 рублей. В одном приходе священник решился спросить самого преосвященного, следует ли этот побор вписать в расходную церковную книгу, и получил от него такой ответ: «Пиши, если хочешь, но предупреждаю тебя, что нигде места не сыщешь». В иных приходах случалось так, что при ревизии в церкви в наличности не было более 3–4 рублей; в таких случаях тот же брат архиерея, купно с другими членами архиерейской свиты, сильно настаивали, чтобы священники давали своих по 12 руб., и буде не имеют своих, то заняли-бы у кого-нибудь, а впоследствии, по мере накопления церковной суммы, удовлетворили бы из нее кредитора, и стращая священника отрешением от места, заставляли удовлетворять своим требованиям. Это обвинение Елпидифора дошло до сведения Синода. Архиерею пришлось давать объяснение, но это объяснение было еще наивнее, чем у Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Евфросин РЯЗАНСКАЯ (1410) Евфросин Звеноц РЯЗАНСКАЯ 01.1462 Евфросин Святогорец РЯЗАНСКАЯ Елевферий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Елевферий (фамилия неизвестна) КАМЫШИНСКАЯ Елевферий Богоявленский КОВНЕНСКАЯ 21.08.1911 28.06(11.07)1921 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 28.06.1917 28.06(11.07)1921 ВИЛЬНЮССКАЯ 28.06(11.07)1921 23.01(06.02)1923 в/у КОВНЕНСКАЯ 28.06(11.07)1921 23.01(06.02)1923 КОВНЕНСКАЯ, паки 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 в/у ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 11(24)12.1930 18(31)12.1940 ВИЛЬНЮССКАЯ, паки 20.10(02.11)1939 18(31)12.1940 Елевферий Воронцов РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 28.07(10.08)1943 01(14)04.1946 ПРАЖСКАЯ 23.03(05.04)1946 25.11(08.12)1951 в/у ПРЯШЕВСКАЯ 27.06(10.07)1947 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 15(28)11.1955 14(27)03.1959 в/у НОВГОРОДСКАЯ 15(28)11.1955 09(22)10.1956 Елевферий Козарез в/у ЧИМКЕНТСКАЯ 09(22)11.1990 02(15)02.1991 ЧИМКЕНТСКАЯ 02(15)02.1991 в/у АСТАНАЙСКАЯ 24.09(07.10)2002 24.04(07.05)2003 Елисей Ганаба в/у БОГОРОДСКАЯ 23.09(06.10)2006 13(26)11.2006 БОГОРОДСКАЯ 13(26)11.2006 в/у СУРОЖСКАЯ 23.09(06.10)2006 Елпидифор Бенедиктов ОСТРОГОЖСКАЯ 02.02.1842 01.03.1848 ХАРЬКОВСКАЯ 01.03.1848 06.11.1848 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 06.11.1848 29.03.1851 ВЯТСКАЯ 29.03.1851 07.01.1860 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 07.01.1860 25.05.1860 Епифаний Ревуцкий ЧИГИРИНСКАЯ 22.07.1724 Епифаний Саввич-Канивецкий ВОРОНЕЖСКАЯ 26.03.1816 24.05.1825 Епифаний Тихорский КУРСКАЯ 09.07.1722 02.07.1731 ЛУЦКАЯ ЛЬВОВСКАЯ (XII–XIII вв.) (Св. ?) Ефрем 1 ЯРОСЛАВСКАЯ 08.05.1090 04.11.1119 Св. Ефрем II ЯРОСЛАВСКАЯ 13.04.1427 29.03.1454 Ефрем Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ Ефрем Грек в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный Ефрем Ефремов ЯРАНСКАЯ 25.03(07.04)1932 19.12.1933 01.01.1934) САРАНСКАЯ 24.11(07.12)1936 в/у РЯЗАНСКАЯ 07.1937 КУРСКАЯ 19.08(01.09)1937 30.09(13.10)1937 Ефрем Кицай КРИВОРОЖСКАЯ 31.08(13.09)1996 Сщмч. Ефрем Кузнецов СЕЛЕНГИНСКАЯ 20.11.1916 23.08(05.09)1918 в/у ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 15(28)05.1918 23.08(05.09)1918 Ефрем Рязанов БЕРЕЗОВСКАЯ 07.03.1872 25.03.1874 ТОБОЛЬСКАЯ 25.03.1874

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именовалась: Харбинская и Маньчжурская; с 13(26)10.1945 – Маньчжурская и Восточно-Азиатская, Митрополичий округ; с 1952 г. – Харбинская и Маньчжурская, паки. Викарные кафедры: Цицикарская, Синьцзянская (?). 20.05(02.06)1920 15(28)03.1931 13(26)10.1945 Мелетий Заборовский) 13(26)10.1945 24.03(06.04)1946 14(27)12.1945 29.05(11.06)1946 29.05(11.06)1946 01(14)06.1948 25.01(07.02)1956 12(25)12.1957 Харьковская Основана 16.10.1799. Выделена из Белгородской (Курской) епархии. Именовалась: Слободско-Украинская и Харьковская; с 05.02.1836 – Харьковская и Ахтырская; с 23.05(05.06)1945 – Харьковская и Богодуховская. Викарные кафедры: Сумская, Старобельская, Волчанская, Лебединская, Изюмская. 16.10.1799 06.02.1813 14.10.1813 20.01.1817 18.02.1817 26.01.1826 Павел Соббатовский 28.02..1826 12.03.1832 Виталий Борисов-Жигачев 19.05.1832 22.06.1835 Иннокентий Александров 22.06.1835 29.02.1840 06.04.1840 31.12.1841 Смарагд Крыжановский 31.12.1841 01.03.1848 01.03.1848 06.11.1848 Елпидифор Бенедиктов 06.11.1848 02.05.1859 Филарет Гумилевский 18.04.1859 10.12.1868 21.01.1869 07.09.1874 07.12.1874 13.04.1879 13.04.1879 15.09.1882 Иустин Охотин 22.09.1882 03.09.1901 10.11.1901 01.02.1903 08.02.1903 28.04.1914 14..05.1914 01..05.1917 19.081917 17(30)05.1918 17(30)05.1918 27.12.1919(09.01.1920) 30.10(12.11)1927 26.08(08)09.1924 30.10(12.11)1927 13(26)06.1934 13(26)06.1934 10(23)10.1934 22.01(05.02)1935 07.1936 01.1937 10(23)04.1937 07(20)051937 15(28)07.1938 08.1942 09.1943 09.1943 01(14)10.1943 23.05(05.06)1945 23.09(06.10)1960 11.1960 10(23)11.1960 10(23)11.1960 03(16)03.1961 03(16)03.1961 17(30)03.1964 Нестор Тугай 17(30)03.1964 15(28)07.1967 24.09(07.10)1967 18.11(01.12)1970 18.11(01.12)1970 10(23)11.1983 10(23)11.1983 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 31.08(13.09)1989 Ириней Середний 31.08(13.09)1989 Харьковская, григ. Даты основания и упразднения неизвестны. Харьковская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Изюмская, Ахтырская, Богодуховская, Валковская, Змиевская, Купянская, Сумская, Чугуевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елпидифор (Бенедиктов), еп. Вятский. Портрет. Сер. XIX в. (РГИА) Елпидифор (Бенедиктов), еп. Вятский. Портрет. Сер. XIX в. (РГИА) Воронежский архиеп. свт. Антоний (Смирницкий) по преклонности лет просил назначить ему помощника и указывал на Е. как на человека, хорошо ему известного. 2 февр. 1842 г. Е. был хиротонисан в Казанском соборе С.-Петербурга во епископа Острожского, стал 2-м викарием Воронежской епархии. Архиеп. Антоний предполагал сохранить за Е. ректорство в Воронежской ДС, но поданное об этом в Святейший Синод прошение не было удовлетворено. Е. часто служил в Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , в приходских церквах, совершал обозрение епархии, освятил придел во имя прмц. Евдокии во Всехсвятской кладбищенской ц. (1842), домовый храм во имя арх. Михаила во вновь устроенном Воронежском Михайловском кадетском корпусе (8 нояб. 1845). Архиеп. Антоний 19 дек. 1846 г., перед кончиной, передал Е. все дела по управлению епархией. Е. совершил 1-ю панихиду по архиеп. Антонию в сослужении духовенства Воронежской епархии. Затем служение викария проходило при архиеп. Игнатии (Семёнове) . 1 марта 1848 г. Е. был назначен епископом Харьковским, сменив на кафедре архиеп. св. Иннокентия (Борисова), с которым его связывали дружеские отношения и переписка (письма хранятся в ОР РНБ в собрании бумаг архиеп. Иннокентия (Борисова) - Ф. 313. Ед. хр. 42. Л. 65-66, 100-101, 106-107, 116-117, 130-131 об., 144-145 об., 148-149, 197-198, 355-356 об.). 6 нояб. 1848 г. Е. был назначен еп. Подольским. По свидетельству свящ. П. Викулы, в то время архиерей был болен «грудной болезнью» и мало вникал в текущие дела. Вскоре Е. вызвал недовольство обер-прокурора Святейшего Синода гр. Протасова, по докладу которого имп. Николай I объявил преосвященному выговор. 29 марта 1851 г. Е. был переведен на более низкую по значимости Вятскую и Слободскую кафедру. Е. способствовал учреждению мон-рей в юж. уездах Вятской губ., населенных преимущественно марийцами, многие из к-рых были язычниками. По его благословению был разрушен жертвенник марийскому божеству Кереметю на берегу р. Немда. В 1856 г. при Е. был основан елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/189913.html

Еп. Иринарх прибыл в Воронеж в нач. нояб. 1841 г. В течение месяца он служил почти каждый день в Благовещенском соборе Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и совершал множество священнических и диаконских хиротоний ставленников, к-рых из-за болезни не мог ранее рукоположить архиеп. свт. Антоний. 12 янв. 1842 г. еп. Иринарх переведен на самостоятельную кафедру в Вологду. 27 янв. того же года викарным епископом Острогожским назначен ректор Воронежской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов ; впосл. архиепископ). На служившего в Воронежской епархии с 1837 г. архим. Елпидифора как на кандидата в Острогожские епископы указал хорошо знавший его архиеп. свт. Антоний. Архиерейская хиротония архим. Елпидифора состоялась 2 февр. 1842 г. в С.-Петербурге. Новый Острогожский епископ продолжал уделять много внимания деятельности Воронежской ДС, особенно во время болезни его преемника на посту ректора, архим. Стефана (Зелятрова). Воронежский архиеп. свт. Антоний намеревался поручить еп. Елпидифору управление семинарией, о чем ходатайствовал перед Синодом, однако последний не удовлетворил эту просьбу ( Никольский. 2011. С. 259-260). Острогожский архиерей освящал храмы, в летнее время объезжал нек-рые благочиния епархии. Накануне своей кончины архиеп. свт. Антоний († 20 дек. 1846) передал ему все дела по управлению Воронежской епархией. 27 дек. того же года еп. Елпидифор участвовал в погребении архиеп. свт. Антония. 16 февр. 1847 г. викарий в Митрофановом мон-ре встречал нового Воронежского архиерея - архиеп. Игнатия (Семёнова) . 1 марта 1848 г. еп. Елпидифор был назначен на самостоятельную Харьковскую кафедру. 23 мая 1848 г. состоялась хиротония ректора СПбДС архим. Феогноста (Лебедева; впосл. архиепископ) во епископа Острогожского, ему было поручено управлять Акатовым мон-рем. Из-за длительного пребывания архиеп. Игнатия (Семёнова) в Синоде (с мая 1848) еп. Феогност самостоятельно ведал всеми делами епархии. С февр. по май 1850 г. он временно управлял Воронежской епархией (после кончины архиеп. Игнатия в С.-Петербурге) до прибытия к месту служения нового Воронежского архиеп. Парфения (Черткова). По состоянию здоровья архиеп. Парфений служил мало: 5 апр. 1851 г. у него случился инсульт, после чего временное управление епархией на несколько месяцев вновь было вверено еп. Феогносту. В письме архиеп. Парфения С.-Петербургскому митр. Никанору (Клементьевскому) от 18 дек. 1850 г. Воронежский архиерей характеризовал своего викария как «надежного помощника», который «весьма обстоятельно обозревал Воронежскую епархию», а также отмечал, что еп. Феогност «может вполне заменить местного архиерея». 13 июня 1852 г. еп. Феогност был переведен на самостоятельную Вологодскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

Даже в первом классе семинарии он экспромтом говорил хрии – труднейшие риторические упражнения того времени. Много лет спустя, когда митрополит Макарий стал известным учёным профессором и знаменитым духовным оратором, его способность к импровизации многих приводила в удивление. Сам митрополит Макарий, в личной беседе, говорил, что его речи много теряют при переложении на бумагу, так как обычно записывались на второй или третий день по произнесению. В 1832 году ректором семинарии стал архимандрит Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Познакомившись на экзаменах в 1833 году с Булгаковым, он стал заботиться о судьбе замечательного ученика. Архимандрит Елпидифор брал его с собой на каникулы, поучал, воспитывал, направлял развитие умственных способностей. Михаилу было позволено жить в одной квартире с ректором. Монах высокого аскетического подвига и чистоты, Архимандрит Елпидифор сумел увлечь юношу своим живым примером радости иноческого жития и нравственного совершенства. Михаил подражал своему учителю во всём, даже во внешнем: в манере ходить, держаться в общении, даже в почерке. Архимандриту Елпидифору Михаил был обязан знакомством с трудами преосвященного Иннокентия (Борисова) , тогда ректора Киевской духовной академии. Его труд «Последние дни земной жизни Иисуса Христа», напечатанный в «Христианском чтении», Булгаков собственноручно переписал. Кроме архимандрита Елпидифора и Д.С.Любицкого, на Михаила Булгакова оказал существенное влияние профессор П.Д.Вышемирский, один из лучших магистров VII курса Киевской академии. В Курской семинарии он преподавал церковную историю, и Михаил Булгаков был одним из первых его слушателей. Своё преподавание профессор Вышемирский сопровождал обильным чтением первоисточников, знакомил учеников с современными достижениями церковно-исторической науки, а сами лекции читал не по книгам или запискам, но свободно, обладая хорошей дикцией и даром живого слова. 14 июля 1837 года Булгаков закончил семинарию со степенью студента и прослушал курсы наук богословских, философских, словесных, исторических, физико-математических; изучал языки: греческий, латынь, еврейский, французский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

Елпидифор, архиепископ Таврический и Симферопольский (Бенедиктов Алексей Иванович) Родился в селе Григорьевске Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначально учился в Ярославской духовной семинарии, по окончании которой в 1821 году поступил в Петербургскую духовную академию. В июле 1825 года окончил курс академии; 1 сентября назначен учителем Архангельской духовной семинарии; 17 сентября того же года получил звание кандидата богословия. 10 сентября 1827 года удостоен степени магистра. 1 октября 1829 года назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 28 ноября 1829 года пострижен в монашество; 1 декабря рукоположен во иеродиакона, а 6 декабря – во иеромонаха. 14 апреля 1832 года назначен ректором Курской духовной семинарии, а 22 мая того же года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Белгородского Николаевского монастыря. С 29 ноября 1833 года – настоятель Белгородского Троицкого монастыря. 30 апреля 1837 года перемещен ректором в Воронежскую духовную семинарию и 21 мая назначен настоятелем Воронежского Алексеевского Акатова монастыря. 2 февраля 1842 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. С 1 марта 1848 года – епископ Харьковский, а 6 ноября того же года перемещен в Подольск. С 29 марта 1851 года – епископ Вятский. 7 января 1860 года назначен в Таврическую епархию с возведением в сан архиепископа, но вследствие болезни поехать в епархию не смог. 25 мая 1860 года уволен на покой по прошению. Скончался 31 мая 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви у правого клироса. Архиепископа Елпидифора характеризовали как человека просвещенного, высокообразованного, замечательного проповедника, обладавшего ораторским талантом, доброго архипастыря, человека скромного, тихого и правдивого. По предложению обер-прокурора графа Н. А. Протасова он составил «Герменевтику» для семинарского курса. Труды: Четыре речи при некоторых особливых случаях войны с Англией, Францией и Турцией. – Вятка, 1856, 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Субботы» — здесь в значении: праздничные дни. 482 Пастор Оберлин, Иоганн-Фридрих (1740–1826) — известный филантроп, прозванный «святым протестантской церкви». 483 Исидор (Никольский, 1799–1892) — был киевским митрополитом с 1858 по 1860 год. 484 Арсений (Москвин, 1795–1876) — был киевским митрополитом с 1860 по 1876 год. 485 Филарет (Амфитеатров, 1779–1857) — был киевским митрополитом с 1837 по 1857 год. О нем у Лескова — во «Владычном суде» и в «Мелочах архиерейской жизни» (см. наст. изд., т. 6). 486 Крамарев, Георгий Никифорович (1817–1868) — профессор Киевской духовной семинарии, в 1854–1856 годах — протоиерей университетской церкви св. Владимира. 487 …бывший в его время ректором «русский Златоуст» Иннокентий Борисов. — Иннокентий Борисов (1800–1857) — знаменитый богослов и церковный оратор, с 1830 по 1837 год был ректором Киевской духовной академии. 488 ..Иеремия, (Соловьев, 1799–1884) с 1830 года был инспектором, а с 1838 по 1841 год — ректором Киевской духовной академии. 489 Серафим (Аретинский, 1812–1885), с 1837 по 1842 год был помощником профессора богословских наук в Киевской духовной академии. 490 …военного обер-прокурора синода Н. Ал. Протасова. — Протасов, Николай Александрович, граф (1799–1855) — генерал от кавалерии, с 1836 по 1855 год — обер-прокурор синода (то есть начальник ведомства православной церкви). 491 — 215. …сошлись на службе в Каменце Аскоченский, занимавший там место совестного судьи, и бывший его начальник по Воронежской семинарии Елпидифор, на эту пору архиепископ подольский. — В. И. Аскоченский окончил Воронежскую семинарию в 1837 году, служил в Каменец-Подольске в должности совестного судьи с 1849 по 1851 год. Елпидифор (Бенедиктов, 1804–1860) был ректором Воронежской духовной семинарии до 1842 года, архиепископом подольским — с 1848 по 1851 год. 492 Литургия — обедня (утренняя или дневная церковная служба). 493 Иподиакон — помощник дьякона. 494 Клир — причт, духовенство какой-нибудь церкви. 495 …«и духови твоему» — «и духу твоему» (ответ хора на возглас священника: «Мир всем»). 496

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010