(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота . Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович) , Афанасий (Соколов) , Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова , еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».

http://pravenc.ru/text/674896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798, с. Красное Малоархангельского у. Орловской губ.- 13.07.1882, г. Задонск Воронежской губ.), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , основатель задонского Тихоновского в честь Преображения Господня мон-ря . Из дворянской семьи. Получил домашнее образование. Позднее окончил гимназический курс в Москве. 12 февр. 1824 г. подал прошение о зачислении на военную службу и был принят вольноопределяющимся в 3-й резервный кавалерийский корпус. В 1826 г. переведен юнкером в Казанский кавалерийский драгунский полк, базировавшийся попеременно в Старооскольском и Елецком уездах. По сообщению архим. Геронтия (Кургановского) , во время пребывания в Ельце «молодой офицер Григорьев» почти ежедневно, до начала занятий по службе, посещал раннюю обедню в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Порученных его командованию солдат также приучал к молитве и посещению храмов в праздники. Старался в годы воинской службы вести образ жизни «трезвый, деятельный, уклонялся, по возможности, от всего, что вызывало бы укор совести». Достигнув в Казанском полку чина поручика, в 1835 г. уволился со службы. Пожив нек-рое время в имении с. Красного, разделил имущество с родственниками и, дав вольную с наделением землей 217 крестьянам, доставшимся ему при разделе, отправился в паломничество по обителям. В Оптиной Макариевой в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы муж. пуст. состоялась встреча Григорьева с прп. Львом (Наголкиным) , благословившим его на монашеский путь. В 1842 г. поступил в число послушников малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . В 1847 г. перемещен в Акатов во имя свт. Алексия мон-рь Воронежской губ. В 1848 г., по поставлении викария Воронежской епархии еп. Елпидифора (Бенедиктова) на самостоятельную Харьковскую кафедру, послушник Григорьев последовал за ним. В Харькове 16 сент. 1848 г. принял монашеский постриг с именем Димитрий. 17 сент. 1848 г. рукоположен во диакона, 19 сент. того же года - во иерея. С 1852 г. Д.- в числе братии ТСЛ. С 3 сент. 1852 г. иеромонах при мощах прп. Сергия Радонежского . 16 сент. 1848 г. назначен казначеем лавры, награжден наперсным крестом, введен в состав лаврского собора.

http://pravenc.ru/text/178155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) - 9.06.1882, Москва), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов. Род. в бедной семье сельского свящ. Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте 7 лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с 6 малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца свящ. Павла Никитского (в 7 верстах от дома), в возрасте 9 лет был определен в приходское Корочанское ДУ. В 1827 г. переведен в уездное Белгородское ДУ, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую ДС, в 1841 г.- КДА. В первые годы обучения в приходском и в уездном уч-щах Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, происшедший в уч-ще ( Титов. 1895. Т. 1. С. 19). Когда его сверстники играли на дворе, Михаил уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассек ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За 6 лет учебы в семинарии Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних 2 лет обучения сам читал лекции студентам низшего отд-ния семинарии. Ректор Курской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю рус. языка Д. С. Любицкому буд. митрополит выработал ясный лит. стиль, на к-рый обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В КДА особое влияние на Булгакова оказали ректор архим. св. Иннокентий (Борисов) , проф. Я. К. Амфитеатров , а также проф. архим. Димитрий (Муретов) , читавший курс догматического богословия. Впосл. М. многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архим. Димитрия, киевские профессора М. Н. Скабалланович и М. Ф. Ястребов активно защищали М. ( Ястребов. 1887; Скабалланович. 1911).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. Божией милостью в процессе лечения неожиданно исчезла постоянно мучившая мальчика золотуха и произошло какое-то прояснение ума. Вскоре после этого Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В июле 1831 года он блестяще окончил училище и был переведен в Курскую Духовную семинарию. В семинарии раскрылись выдающиеся дарования Михаила Булгакова. Юный семинарист отличался благородством, любознательностью, трудолюбием и благочестием. Он пользовался особым вниманием ректора семинарии архимандрита Елпидифора (Бенедиктова) и даже жил в его квартире. Другие преподаватели с интересом наблюдали за юношей и старались развить его незаурядные способности. Он приобрел такое расположение наставников, что они уважительно называли его по имени и отчеству, а не по фамилии, как обычно именовали учеников. Семинарские сочинения Михаила Булгакова отличались оригинальностью мысли, строгой логикой, последовательностью изложения и живым, безукоризненно правильным литературным языком. Он окончил семинарский курс первым по списку и в августе 1837 года поступил в Киевскую Духовную академию. В академии студент Михаил Булгаков особенно проявил себя в сочинениях (это были стихи, проповеди , философские, богословско-догматические и церковно-исторические исследования), отличался блестящим знанием русского и иностранных языков. По окончании Киевской Духовной академии юноше предстоял выбор дальнейшего жизненного пути. В то время Михаил Булгаков писал об «искреннем и решительном желании принять иноческий облик» и в последующей своей жизни всегда обращался к неисчерпаемому духовному опыту и мудрости древних подвижников. 15 февраля 1841 года он был пострижен в монашество с именем Макарий, в честь священномученика Макария, митрополита Киевского; 25 марта 1841 года – рукоположен во иеродиакона, а 29 июня, после окончания выпускных экзаменов, – во иеромонаха. Он окончил курс со степенью магистра и был оставлен при академии на только что открывшейся кафедре русской церковной и гражданской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Леонтий (Лебединский), митр. Московский и Коломенский. Фотография. Кон. XIX в. Леонтий (Лебединский), митр. Московский и Коломенский. Фотография. Кон. XIX в. В 1837 г. Лебединский поступил в Воронежскую ДС, во всех классах зарекомендовал себя как лучший ученик. Впосл. с особенной благодарностью отзывался о преподавателе словесности иером. Митрофане (Снежинском) и о ректоре Острожском еп. Елпидифоре (Бенедиктове) , при котором, по словам Л., семинария находилась в «цветущем состоянии». В 1860 г., перед кончиной архиеп. Елпидифора, Л. подписал его завещание, соборовал, участвовал в погребении бывш. ректора в Александро-Невской лавре. С 1838 г., после кончины отца, Лебединский жил на казенном содержании как сирота, имел особую комнату на правах старшего над певчими. В 1841 г., искупавшись в р. Дон, простудился, заболел «сильнейшей горячкой», в течение 2 недель «плакал и молился» и дал обет принять монашество в случае выздоровления. Летом 1843 г. на публичном выпускном экзамене Лебединскому было доверено произнести приветственную речь в присутствии архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) , по окончании к-рой растроганный архиерей благословил и «положил руки» на его голову (Там же. С. 15-16). Впосл.Л. заботился о Воронежской ДС и пожертвовал в ее домовый храм икону свт. Димитрия Ростовского. 10 февр. 2006 г. на историческом здании Воронежской ДС была открыта мемориальная доска с именами выдающихся выпускников, в т. ч. и Л. Осенью 1843 г. Лебединский единственный из всего семинарского курса был направлен за казенный счет на учебу в СПбДА. На вступительных экзаменах он отвечал так, что правление академии решило выразить благодарность его семинарским наставникам. В СПбДА Лебединский был учеником профессора догматического богословия, преподавателя истории Русской Церкви архим. Макария (Булгакова) и прот. Иоанна Соколова; с особой благодарностью отзывался о профессоре философии В. Н. Карпове и преподавателе словесности К. И. Лучицком. Лебединский проживал в одной комнате с И. Л. Янышевым и буд. издателем журналов «Русский паломник» и «Церковно-исторический вестник» А. И. Поповицким. Однокурсниками Лебединского были будущие Могилёвский и Мстиславский еп. Виталий (Гречулевич) и Мелитопольский еп. Кирилл (Наумов) , проф. М. А. Голубев . Под его «старшинством» находился буд. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) . По собственному признанию, в академии Лебединский «мечтал о семейной жизни», но, вспомнив об обете принять монашество, «смутился и задумался», изложил свои сомнения в письме ректору еп. Елпидифору (Бенедиктову), к-рый посоветовал исполнить обет. 17 мая 1847 г. в академическом храме ректором СПбДА Винницким еп. Евсевием (Орлинским) Лебединский был пострижен в монашество с именем в честь свт. Ростовского Леонтия, 8 июня - рукоположен во диакона, а 18 июля - во иерея. До самой кончины архиеп. Евсевия в 1883 г. Л. поддерживал с ним переписку.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Заботами архиепископа Антония, еще в начале пребывания на Воронежской кафедре, был обновлен архиерейский дом, расширена Крестовая церковь, перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. Лишь за последние 12 лет его управления епархией (с 1834 по 1846 год) построено 63 новых храма. В 1828 году восстановлен древнейший Дивногорский мужской Успенский монастырь, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины, ставшие позже такими известными монастырями, как Задонский Богородице-Тихонов (Тюнинский) и Белогорский Воскресенский. 1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению архиепископа Антония первоклассный Митрофанов монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, священноархимандритом и настоятелем которой был назначен владыка Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. В 1839 году в монастыре был сооружен и освящен храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной, а в 1833–1845 годах в Воронеже и епархии архиепископом Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана. В 1841 году владыка Антоний освятил Покровский храм, являющийся в настоящее время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 году начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в Рождество-Богородицком Задонском мужском монастыре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Благовещенском Митрофановском монастыре. Без архипастырского попечения не оставалась и современная ему богослужебная практика. В продолжение лучших лаврских традиций в 1830–1831 годах во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого Поста. Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Семинарскую науку с ее внешними формами он недолюбливал, вызывая холодное отношение к себе преподавательской корпорации, что, однако, не мешало его деятельным заботам о духовном образовании. Число воспитанников Воронежской духовной семинарии возросло при архиепископе Антонии с 485 до 665, наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги. Наибольшим уважением преосвященного пользовались ректоры семинарии: архимандриты Евтихиан (Лестев), Варлаам (Успенский), Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии ставший его викарием, Симеон (Авдуловский). Архиепископ Антоний постоянно посещал семинарские и училищные экзамены, на которые приглашал губернатора, предводителя дворянства, почетное купечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Самое большое количество открыток было выпущено с видами Троицкого мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами свт. Иоасафа, интерьер Свято-Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города. Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском). В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков). К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви. Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре (Бенедиктове). В ней было два престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая. Третья церковь монастыря - домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя св. Тихона Задонского. При этой церкви в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

http://sobory.ru/article/?object=34516

13 января 1847 года Высочайшим указом Игнатий назначен архиепископом в Воронеж, из Новочеркасска он отбыл 11 февраля, прибыл в Воронеж 16 февраля 1847 года. Первым чести встречать его торжественным молебном и колокольным звоном удостоилась церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче. Вечером того же дня на пороге Митрофановской обители Игнатия приветствовали преосвященный епископ Острогожский Елпидифор (Бенедиктов), викарий Воронежской епархии и городское духовенство во главе с кафедральным протоиереем Михаил Подзорским. Воронежская епархия была крупнее тех, которыми прежде управлял Игнатий: в ней на тот момент было 658 храмов, где служил 1031 священник. “Дел напало на меня здесь очень много”, – писал он в письме. На Воронежской кафедре епископ Игнатий проявил себя опытным и энергичным пастырем. Он совершал поездки по епархии, заботился об улучшении административной части, принимал сам просителей, подолгу беседуя с каждым из них. По благословению преосвященного Игнатия жители слободы Монастырщенки, что на левом берегу реки Воронеж, приступили к строительству каменной Успенской церкви, завершенному в 1848 году. В порученном его управлению Митрофановском монастыре владыка стремился утвердить правила иноческого чина и расширить капитал обители (увеличился с 20 до 70 тысяч рублей). Отношение архиепископа Игнатия к Воронежской семинарии характеризовалось строгостью. По воспоминаниям современника протоиерея Вакха Гурьева, он был “слишком строг как к начальству, так и к ученикам”. Служение архиепископа Игнатия в Воронеже совпало с тяжелым бедствием: в крае в 1847 году свирепствовала холера. Архипастырь в это время проявил особую попечительность и отеческое внимание к своей пастве. 19 апреля 1848 года архиепископ Игнатий был вызван для присутствия в Святейший Синод, он выехал из Воронежа 4 мая. На протяжении полутора лет он жил вдали от вверенной его попечению епархии и занимался общегосударственными церковными делами. Тяжело заболев ревматизмом еще осенью, в начале января 1850 года он собственноручно написал духовное завещание, по которому передавал свою библиотеку Олонецкой духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Написав курсовое сочинение О вере оправдывающей 5 отмеченное высшим баллом и отличившись в составлении прекрасных по духу, направлению и отделке в изложении проповедей 6 , Я.С. Никольский окончил курс вторым по списку (из 53 студентов) магистром своего (шестого) курса, обильного воспитанниками, составившими славу родной Академии. Таковы были: Евгений (Добротворский), епископ Винницкий (†1841), Афанасий (Соколов), архиепископ Казанский (†1868), Елпидифор (Бенедиктов), архиепископ Таврический (†1860), Нил (Исакович) , архиепископ Ярославский (†1874) из святителей русской церкви; затем бывшие профессорами в самой академии: известный протоирей Д.С. Вершинский (окончивший курс первым магистром), рано скончавшийся священником И. Шангин, бывший профессором в Тульской семинарии протоирей М.Д. Руднев, а из пользовавшихся почетной известностью на гражданской службе Н.П. Турчанинов, Н.В. Оржевский, И.М. Синицын и другие. Так Царица небесная помогла Я.С. Никольскому в довершение его воспитания, для которого от родителей он не мог он не мог иметь никаких пособий. Но еще более явила Она ему свое покровительство в дальнейшей судьбе его жизни и в его деятельности. Пресвятая чистая Дева, она внушила ему мысль об избрании пути детства в иночество. Еще 13 июля 1825 года, прямо по окончании курса, когда всем его товарищам окончившим курс академическим начальством предложен был вопрос: «в каком звании желают они быть?» и когда все они этот вопрос дали письменный ответ: «в духовном» (хотя не все потом остались в духовном звании), Я.С. Никольский на этот вопрос дал более обстоятельный ответ. Он написал: «Всегдашнее желание посвятить себя на служение Господу, произвело во мне решительное намерение поступить в черное духовенство; о чем вашему преосвященству 7 покорнейше объявляю» 8 . А 25 числа того же июля месяца Никольский вошел в академическое правление с прощением такого содержания: «Господь наш Иисус Христос , призывающий всех людей ко спасению, с давнего времени произвел во мне желание посвятить себя на служение Ему и Его церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

319 Архиеп. Смарагд управлять Тульскими делами после перевода (29 августа 1860 г.) преосвящ. Алексия (Ржаницына) на освободившуюся за смертию († 31 мая 1860 г.) Таврическую кафедру архиеп. Елпидифора (Бенедиктова: см. выше стр. 1369, в). Тульской Консистории по делам, касающимся архиерейского рассмотрения, постановлением Св. Синода от 3–8 сентября 1860 г. было предписано обращаться к Преосвященному Рязанскому (см. дело Архива Св. Синода 1860 г. 1.063) – впредь до назначения Тульского епископа, каким был Никандр (Покровский), определённый в Тулу 22 октября 1860 г. 320 В Ряз. ред. опущено всё после слова «молитвы», а в Киевской 2 1 / 3 строки первоначального текста, точно воспроизводившего подлинные выражения Смарагдова письма, зачёркнуты до неразборчивости, и сверху поставлено «(в) сильно болезненное состояние душевное». Напечатанные в тексте курсивом слова восстановлены нами по Киевской редакции при участии библиотекаря СПб. Духовной Академии Александра Платоновича Кроткова. 321 Вышеупомянутой Игуменьи Павлы [см. письмо 58 на стр. 1369, 7 ], которую защитить Архипастырь просит по случаю возведённых на неё доносов о неустройстве Монастыря. Помощь не состояла в моей власти особенно потому, что едва только начал я следствие, и в конце года в бдагочинническом репорте косвенно донёс о состоянии этого дела по Брянскому женскому Монастырю, как Преосвященный [Поликарп) лично уже удалил эту старицу от должности до окончания следствия и без суда. – О. Иерофей. 323 К чему и это Владыка пишет о скорбях и терпении? Не пророчественно ли? Ибо у нас было покойно и в порядке до Мая месяца 1861 года. – О. Иерофей. 329 См. о сем и у о. Иерофея, Брянский Свенский Успенский монастырь, изд. 2-е (Орёл 1895), стр. 130. 332 В Киев. ред. «ваша A...» Это, конечно, игумения (1862–1866 гг.) Брянского Петропавловского монастыря Амфилохия, заместившая игуменью Павлу (ср. письма 58 и 69 на стр. 110, 4 . 111, 4 ) о чём см. письмо 63 на стр. 117, 5 . 333 Выдержки из сего письма приведены в «Воспоминаниях» о. Иерофея л. 92 об. – 93 Киев. ред. и л. 94 об. – 95 Ряз. ред., где они предваряются словами, что «теперь от 12 ноября того же года [Смарагд] пишет собственно о наших Свенских делах, о коих, кажется, предузнавал, ещё в 1860 году, как заметил я» [см. письмо 59 на стр. 1508].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010