Накануне своей кончины посетил храм и молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 декабря вечером исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 декабря святитель все дела по управлению епархией передал своему викарию — епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. Продиктовал духовное завещание (известное как «Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве», которое, оставшись без его подписи, не получило статуса формального акта, но по силе своего нравственного воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана), и подписал последнее письмо на имя государя. 20 декабря в полдень благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, тихо и мирно отошел ко Господу. Панихиды по святителю были отслужены по всей России. 27 декабря после заупокойной Литургии было совершено погребение в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. Над местом погребения была положена чугунная плита: Антоний завещал похоронить себя при самом входе в церковь (вне ее) с западной стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами», без дорогих архиерейских украшений в схимонашеском образе. В 1914 году тщанием архимандрита Александра (Кременецкого) и А.А. Полянского на пожертвования почитателей памяти Антония были устроены над могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид. Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея».

http://patriarchia.ru/db/text/299060.htm...

Белгород. Троицкий Белгородский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1833. Год утраты:1930 (взорван) Ссылки:   Адрес: г. Белгород, [квартал между Свято-Троицким булв., просп. Хмельницкого, просп. Славы и ул. 50-летия Белгородской области] Координаты: 50.596569, 36.582075 Изменить описание Добавить фотографии С. М. Прокудин-Горский. Торжества канонизации Свт. Иоасафа Белгородского на Соборной площади Белгорода 4 сентября 1911 года. 4 сентября 1911 года. Снято с колокольни Троицкого собора. Слева- фрагмент Знаменской церкви, в перспективе церковь в честь Рождества Богородицы. В центре корпус зданий усадьбы духовной семинарии. с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=34 Александр Качалин 4 сентября 1911 По центру фото - Троицкий собор монастыря с колокольней, справа - Знаменская церковь, за ней здание архиерейского дома с домовой церковью Тихона Задонского. Фото из альбома " Летопись Белогорья " Елена Григорьева ?? На переднем плане архиерейский дом с домовой церковью Тихона Задонского, за ним - Троицкий собор, слева виднеется купол Знаменской церкви, за которой - колокольня монастыря. Фото из альбома " Летопись Белогорья " Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Белгородский Свято-Троицкий мужской монастырь ведет свою историю и получил название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной в 1593 г. В 1690 г. был заложен великолепный каменный Свято-Троицкий собор, который был построен в 1707 г. и в этом же году освяшен митрополитом Иустином. В 1833 г. кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. Первоначально в состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в мире Иосиф Юнаков). В 1835 г. при настоятеле архимандрите Елпидифоре (Бенедиктове) была построена и освящена каменная теплая Знаменская церковь. В бывшем архиерейском доме имелась домовая церковь. В 1864 г. при переделке настоятельских покоев была устроена новая домовая церковь во имя Тихона Задонского. При этой церкви имелась монастырская библиотека, содержавшая около полутора тысяч книг духовного содержания.

http://sobory.ru/article/?object=34516

Воронеж. Домовая церковь Михаила Архангела при Михайловском кадетском корпусе. /// Объект утрачен Домовая церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1841 и 1845. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Воронежская область, г. Воронеж, район современной улицы Феоктистова. Координаты: 51.676187, 39.20685 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В особой пристройке с северо-восточной стороны Михайловского кадетского корпуса на втором и третьем его этажах помещалась церковь Михаила Архангела. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных приходится на 8 (21) ноября. Церковь была спроектирована вместе со всем зданием военным инженером Карлом Детловым и окончена строительством в 1845 году.Иконостас ее сооружался московскими мастерами по рисунку воронежского архитектора Авксентия Денисенкова, выполненному в 1841 году. Освящал церковь 8 ноября 1845 года одновременно с открытием корпуса в день именин великого князя Михаила Павловича, чье имя носило военно-учебное заведение, викарный епископ Елпидифор (Бенедиктов). Небесному покровителю брата императора, архистратигу Михаилу, и был посвящен храм. Размеры церкви 20,5 на 15,5 метра при высоте 11,5 метра. Обычные иконы, обычная утварь... Главной особенностью этого храма являлось то, что вдоль стен в нем были установлены мраморные доски, на которые золотыми буквами вписывались имена выпускников, погибших при защите Отечества в разных войнах. За семьдесят три года существования храма в нем сменились лишь три священника. Начинал здесь богослужения Иоанн Дагаев. С 1866 года настоятелем был Михаил Иванович Некрасов (1836-1908), впоследствии постригшийся в монахи с именем Лаврентия и ставший епископом. В 1894 году его сменил зять, известный краевед и археолог Стефан Егорович Зверев (1860-1920). Протоиерей Стефан еще и преподавал в кадетском корпусе Закон Божий. Обширная семья жила здесь же, на первом этаже под церковью, в десятикомнатной квартире. В 1911 году вместе с ним служили диакон Николай Ягодкин (1878-1914) и псаломщик Василий Пикторский (1848 - после 1917).

http://sobory.ru/article/?object=34573

В 1841-1853 и с 1867 г. А. м. был резиденцией Острогожских епископов, викариев Воронежской епархии. В период упразднения Острогожского вик-ства в 1853-1867 гг. А. м. управлялся архимандритами - ректорами Воронежской ДС. Среди почитаемых настоятелей - архим. Никанор (1702-1706), возглавивший 4 дек. 1703 г. погребение свт. Митрофана Воронежского ; Амвросий (Келембет) (1793-1796), ректор ДС, позже архиеп. Тобольский; Мефодий (Орлов-Соколов) (1812-1826), ректор ДС, позже еп. Нижегородский; архим. Иннокентий (1829-1834), составитель жития свт. Митрофана Воронежского; Елпидифор (Бенедиктов) (1837-1848), еп. Острогожский, ректор ДС; архим. Иларион (Боголюбов) (1854-1861), автор описания А. м. Служение еп. Иосифа (Соколова), настоятельствовавшего в А. м. в 1897-1900 гг., отличалось активной благотворительностью. Во 2-й пол. XIX в. в А. м. под председательством викарного епископа работала епархиальная комиссия Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. к А. м. была приписана часовня на Староконной пл. Воронежа, построенная в 1893 г.; обители принадлежало 8 дес. земли с озером. Количество насельников не превышало 30 чел. В сер. 20-х гг. XX в. А. м., в к-ром служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев) , стал духовным центром Воронежа. Осенью 1926 г. архиеп. Петр и назначенный им настоятель мон-ря архим. Иннокентий (Беда) были арестованы. Последний архимандрит А. м. Тихон (Кречков) и настоятель монастырской церкви сщмч. Феодор Яковлев расстреляны. В янв. 1930 г. был запрещен ежедневный колокольный звон, летом 1931 г. закрыты храмы обители, снесено монастырское кладбище, святыни и имущество расхищены. Во время оккупации Воронежа нем. войсками (5 июля 1942-5 янв. 1943) часть зданий была разрушена, уцелевшие помещения заняты оставшимися без жилья горожанами, часть - отдана под мастерские, склады, конюшню. Позже территория обители была превращена в свалку. В 1970 г. сохранившиеся полуразрушенный Алексиевский и Сергиевский крестовый храмы и шатровую колокольню XVII в. передали Воронежскому краеведческому музею. В 80-х гг. колокольня была восстановлена областной реставрационной мастерской.

http://pravenc.ru/text/63812.html

К концу академического курса, Яков Сергеевич занял в списках своего курса видное место и написав курсовое сочинение «о вере оправдывающей», отмеченное высшим баллом, и «отличившись в составлении прекрасных по духу, направлению и отделке в изложении, проповедей», окончил в июле 1825 г. курс академии, вторым по успехам шестого курса, «обильного воспитанниками, составившими славу родной академии» (первым был Д. С. Вершинский, впоследствии известный Протоиерей). С детства свыкшись с нуждой, зная только замкнутую школьную жизнь и свои учебные занятия и не знакомый со светской жизнью, и ее удовольствиями, имея скромный и застенчивый характер, Яков Сергеевич решился посвятить себя на служение Богу, приняв монашество. 25-го июня 1825 г., по окончании курса, на обычное, в то время, предложение академического начальства кончившим курс студентам, в каком они желают быть звании, Яков Сергеевич подал письменное заявление такого содержания: «Господь наш Иисус Христос , призывающий всех людей ко спасению, с давнего времени произвел во мне желание посвятить себя на служение Ему и Его Церкви. К исполнению сего моего желания, я нахожу удобнейшим для себя состояние безбрачное и решительно избираю звание монашеское. Почему академическое правление покорнейше прошу исходатайствовать мне позволение вступить в звание монашеское» 3 . Согласно сему прошению, получив благословение матери, приславшей сыну икону Божией Матери Одигитрии, «как небесной путеводительницы в судьбах нашей жизни», Яков Сергеевич, 22-го августа того же 1825 г., был пострижен в академической церкви ректором академии, тогда уже Епископом Ревельским, Григорием в монашество с наречением имени, – Исидора, в честь преподобного Исидора Пелусиота (память которого совершается 4-го февраля). Вместе с Яковом Сергеевичем приняли монашество пять его товарищей по курсу: Евгений (Добротворский), впоследствии Епископ Винницкий († 1841 г.), Афанасий (Соколов), Архиепископ Казанский († 1868 г.), Елпидифор (Бенедиктов), Архиепископ Таврический († 1860 г.), Нил (Исакович) , Архиепископ Ярославский, а раньше Иркутский († 1874 г.) и Стефан (Зелятров), скончавшийся в сане Архимандрита Мценского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

начали работу уездные и приходские духовные уч-ща. В 1849 г. были напечатаны и разосланы по храмам переводы на удмурт. язык Евангелий от Матфея и Марка, а также катехизиса (работа над переводами началась в 1818). 30 авг. 1839 г. еп. Неофит в сослужении всего городского духовенства совершил закладку собора во имя блгв. кн. Александра Невского в память о посещении Вятки в 1837 г. наследником цесаревичем Александром Николаевичем (впосл. император); автором проекта был архит. А. Л. Витберг , в то время отбывавший в Вятке ссылку. Еп. Елпидифор (Бенедиктов) способствовал учреждению мон-рей в юж. уездах В. е., населенных преимущественно марийцами, многие из к-рых придерживались язычества. В 1856 г. открылся елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . По благословению архиерея был разрушен жертвенник марийскому божеству Кереметю на берегу р. Немды. В 1863 г. вышел в свет 1 «Вятских епархиальных ведомостей» . В том же году открылось 3-классное епархиальное жен. уч-ще, в 1868 г. преобразованное в 6-классное, в 1885 г. при нем начала работу образцовая церковноприходская школа. В 1865 г. иером. афонского Андреевского скита Паисий привез в Вятку икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и крест с частицей Животворящего Креста Господня, святыни побывали также в Слободском, от них совершилось множество исцелений. В память об этих событиях в вятском Преображенском жен. мон-ре был заложен храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», освящение к-рого состоялось 31 авг. 1882 г. В 1868 г. по прошению Вятского еп. Аполлоса (Беляева) в епархии было учреждено Сарапульское викариатство , местом пребывания Сарапульского епископа являлся Успенский Трифонов мон-рь. Еп. Аполлос заботился о распространении Православия среди марийцев, внес на рассмотрение Святейшего Синода предложение о назначении на приходы священников-марийцев. В 1870 г. по благословению еп. Аполлоса был основан Вятский комитет Правосл. миссионерского об-ва, плативший жалованье «инородческому» епархиальному миссионеру и содержавший миссионерские школы, задачей к-рых было утверждение в Православии крещеных и обращение в христианство некрещеных марийцев, удмуртов и бесермян.

http://pravenc.ru/text/161163.html

13 января 1847 года Высочайшим указом Игнатий назначен архиепископом в Воронеж, из Новочеркасска он отбыл 11 февраля, прибыл в Воронеж 16 февраля 1847 года. Первым чести приветствовать его торжественным молебном и колокольным звоном удостоилась церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче. Вечером того же дня в Митрофановском мужском монастыре его встречали викарный епископ Елпидифор (Бенедиктов), наместник монастыря Даниил и городское духовенство во главе с кафедральным протоиереем Михаилом Подзорским. Воронежская епархия была крупнее тех, коими прежде управлял Игнатий: в ней на тот момент было 658 храмов, где служил 1031 священник. Предместником Игнатия на Воронежской кафедре был архиепископ Антоний (Смирницкий ; 1773–1846), трудами которого в 1832 году канонизирован святитель Митрофан Воронежский . По благословению архиепископа Игнатия жители пригородной слободы Монастырщенки приступили к строительству каменной Успенской церкви, завершенной в 1848 году (ныне в черте Воронежа, рядом со зданием духовной семинарии) 17]. Кафедра преосвященного размещалась в Троицком Смоленском соборе на Торговой площади. В порученном управлению Игнатия Митрофановском Благовещенском монастыре он стремился утвердить правила иноческого чина и расширить капитал обители (увеличился с 20 до 70 тыс. руб.). Приемные покои Игнатия располагались на втором этаже архиерейского дома, построенного в конце XVIII века по проекту знаменитого Кваренги. Они соединялись с домовой церковью во имя Рождества Христова, обустроенной его предшественником, архиепископом Антонием. Прослужил архиепископ Игнатий в Воронеже один год и два месяца. 19 апреля 1848 года он был вызван для присутствия в Святейший Синод, выехал из Воронежа 4 мая. На протяжении полутора лет он жил вдали от вверенной его попечению епархии и занимался общегосударственными церковными делами. Воронежской епархией временно управлял викарный епископ Феогност (Лебедев; 1801–1869), постоянно информировавший Игнатия обо всех происшествиях и испрашивавший его благословения при решении наиболее важных дел. Олонецкий опыт диктовал владыке бдительное отношение к сектам: в мае 1848 года он направил предписание кафедральному протоиерею Воронежа Михаилу Подзорскому «под глубоким секретом, без малейшей огласки донести, нет ли в епархии раскольничьих селений, не приписанных ни к какой церкви, если есть, то прописать каковое селение, где находится, число жителей и проч.» 3 . Общий очерк краткого управления Игнатием Воронежской епархии дан архиепископом Сергием (Петровым)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Первое предложение преосв. Елпидифором дано было консистории 8 марта 1860 г. о вступлении членам и прочим служащим в консистории в отправление своих обязанностей, об открытии присутствия по совершении молебна и сообщении о сем губернскому правлению и духовенству таврической епархии, и первый журнал консисторский по сему предложению был подписан 26 апреля и приведен в исполнение 27 апреля 1860 г. Так открыта была самостоятельная таврическая епархия. 482 Таврические и Симферопольские иерархи 1. Архиеп. Елпидифор, в мире Алексей Иванович Бенедиктов, родом из ярославской губернии, мологского уезда, села Новоселок. По окончании курса в ярославской семинарии, поступил в петербургскую академию, где в 1825 г. окончил курс со степенью магистра и до 1 октября 1829 г. был профессором в архангельской семинарии. В 1829 г. пострижен в монашество и определен инспектором новгородской семинарии, в 1832 г. был возведен в сан архимандрита и был ректором семинарий – курской (с 1832 г.) и воронежской (с 1837 г.). В 1842 г., 2 февраля, хиротонисан в епископа острогожского, викария воронежской епархии, 1 марта 1848 г. перемещен в Харьков и в том же году, 6 ноября, в Каменец-Подольск, 29 марта 1851 г. в Вятку, а 1 января 1860 г. в таврическую епархию, с возведением в сан архиепископа; но до отъезда в назначенную ему епархию скончался в Петербурге 31 мая 1860 г. и погребен в Александро-Невской лавре. Хотя он не был в таврической епархии, но принимал деятельное участие в открытии ее и не забыл ее в своем духовном завещании, составленном им во время болезни его в Петербурге и утвержденном 30 июля 1860 г. с.-петербургскою палатою гражданского суда. Из этого завещания видно, что вся его собственность была в Петербурге и Симферополе. В Симферополь было отправлено шесть ящиков с его имуществом. Библиотека его, состоявшая из 304 эк. книг в 671 томах, обращена была в библиотеку будущей таврической семинарии, по открытии ее; третья часть его поучений назначена была им для безмездной раздачи в церковные библиотеки, по 1 экз. на каждую церковь ; ковер и подушка для архиерейской кафедры – в кафедральный собор, а прочие вещи – в архиерейский дом для певчих. 483

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Вечером 17 декабря Святитель исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. Днем позже все дела по управлению епархией он передал своему викарию – епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. «Благодарение Богу, – говорил Владыка, – я не чувствую никакого страха смерти. Желание имам разрешитися и со Христом быти. В три часа по полудни подписал письмо на имя Государя Николая Павловича с новым ходатайством об “открытии мощей святителя Тихона”». Окончив столь важное дело, Преосвященный Антоний, знаменуя себя крестным знамением, с глубоким чувством сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Святитель продиктовал духовное завещание, которое не успел подписать, занимаясь последними распоряжениями по поводу ходатайства о прославлении святителя Тихона Задонского . Завещание это известно как “Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве”. Оставшись без его подписи, оно не получило статуса формального акта, но во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана и напоминало его по благодатной силе своего воздействия. “Преискренно желая ввести тебя, Богом дарованная мне паства, в жизнь вечную, где лучше день един паче тысящ в селениих грешничих ( Пс 83:11 ), я, стоя у гроба, как у преддверия вечности, в последний раз обращаюсь к тебе, паства моя! – не устами и гласом, как прежде, но малым сим писанием, и прошу тебя, как украшающуюся именем Христовым и облагодатствованную явлением многоцелебных мощей святителя и чудотворца Митрофана, подражать Господу нашему Иисусу Христу, и великому угоднику Митрофану, и прочим святым, истинно угодившим Богу…”. 20 декабря 1846 года в полдень святитель Антоний благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, к вечеру тихо и мирно отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но избави Бог, если моя неспособность сделается виной важных упущений, от которых произойдет вред для церкви и ее иерархии! В этом все мое беспокойство, опасение, мучительная тревога души! – И однако – буди воля Господня! Я не вторгался во двор овечий, не лазил инуде, не искал, не просил, не знал, как совершился выбор и пал на меня этот тяжелый, несчастный жребий» 59 . И в другом месте: «Не даром иеромонах Голосеевской пустыни Моисей 60 сказал: «Петербургский митрополит тот же мученик» 61 . Так говорило в высокопреосвященном Исидоре его глубокое смирение и послушание. Но Господь, возносящий смиренных, лучше всего знал сердце своего избранника и его способность быть на высоте своего нового положения. Замечательно, что еще в 1825 году одно незначительное, по-видимому, обстоятельство как бы предуказывало то, что совершилось в 1860 году. В означенном 1825 году обряд пострижения преосвященного Исидора в монашество совершал ректор С.-Петербургской Духовной Академии, что впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Григорий. Вместе с Исидором, в то время Яковом Сергеевичем Никольским, постригли еще пять человек его товарищей, именно раньше упомянутые Евгений (Добротворский), Афанасий (Соколов), Елпидифор (Бенедиктов), Нил (Исакович) и еще не упомянутый нами Стефан (Зелятров), скончавшийся в сане архимандрита Мценского монастыря. Преосвященный Григорий вышел на амвон для раздачи свеч новопостриженным инокам. Иеродьякон подал большую свечу преосвященному ректору и затем стал подавать ему же малые свечи для благословения ими иноков-студентов. Инок Исидор подошёл последним и для него почему-то свечей не достало. Заметив это, преосвященный Григорий отдал свою большую свечу и ею благословил его. В виду этого обстоятельства, по окончании обряда пострижения, товарищи в шутку говорили Исидору: «быть тебе архиереем» 62 . Но это предзнаменование оправдалось даже в большей мере, чем предполагали. Инок Исидор не только удостоился архиерейского сана, но и упредил всех своих товарищей по курсу и монашеству в получении епископства; мало того, даже сам того не ожидая и не желая, сделался приемником преосвященного Григория в великом звании и служении первенствующего члена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010