Святых мученик Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста На Господи, воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Пяточисленное сочетание мучеников воспоим,/мудраго Акиндина, Пигасия, Елпидифора,/Аффония и Анемподиста,/доблия страдальцы и теплыя защитники,/точащия невозбранную благодать/и надежду независтну/безбедно благочестивым подающия. Ни глад, ниже беда,/ни жизнь, ниже смерть,/ни конобов 28 врения 29 , ни земныя пропасти,/ниже зверей уста/разлучити возмогоша от любве Христовы/ваша терпеливомудрыя доблести,/к Нему бо непрестанно взирающе/и Того единаго желающе,/враждующия победисте. Сладости насыщающеся, и света исполняеми,/и жизнь вечную наследовавше,/к вам прибегающия от бед избавите,/и уз, и темницы/на месте озлобления, Богомудрии,/к Богу дерзновение имуще/и милосердие являюще,/яко истинно Христоподражателе. Слава, глас 6: Днесь пятозарный мучеников лик,/яко светоносных звезд схождение/верныя просвещающь,/к таинственному веселию призва./ Днесь иже разумнаго Солнца служителие/и персских 30 потребителие преданий,/чувственное солнце чествовавшия/и покланяющияся огню,/руководствоваша ко благочестию./Почерпше же обильне страстотерпческую их чашу,/и Христа ради излиявшимися кровьми венчашася,/нас призывающе,/благочестия рачители, приидите, глаголюще,/подвиги нашими учредитеся/и венцы, и чести зрите:/претерпевый бо до конца, той спасется,/Христос Истина изрече;/да общницы будете венцев наших/и молитвенники ны ко Господу имате. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен: Подобен: Тридневен: Люди беззаконнейшия,/без правды пригвождающия Тя на Древе,/Дева и Чистая Мати Твоя, зрящи,/якоже Симеон прорече,/утробою, Спасе, уязвляшеся. На стиховне Октоиха и святых стихира, глас 1. Стих: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Лучи возсияша мучеников пятозарныя,/девам равночисленны,/воображения бо их зряще,/озаряемся, памятем их приобщающеся./Тем молитвами их, Христе Боже,/безбедне спасай от враг души наша/и мольбами их неоскудну жизнь нашу соблюди,/яко источаеши милости Твоя богатыя непрестанно/безпреткновенно Тя славящим,/упование же имущим в Тя;/молитвами их даруй душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лоренцо Валла. Фото: www.globallookpress.com      Константинопольский патриархат и вашингтонский «обком» И это особенно проявляется в наши дни? Да. Идеологом такого отношения к Константинопольскому патриарху является митрополит Прусский Елпидифор (Ламбриниадис), который дошёл до заявлений, что кто не признаёт главенства Константинопольского патриарха, тот мыслит не по-православному и вообще еретик! И сейчас, насколько мне известно, именно этот человек будет назначен главой Архиепископии Константинопольского патриархата в США. После Пасхи мудрейший старец архиепископ Димитрий, который пользуется заслуженным уважением среди православных христиан Соединённых Штатов, уходит на покой, и на его место приходит Елпидифор. И здесь важно прояснить один существенный момент. Владыка, Вы несколько лет служили в Америке управляющим приходами Московского Патриархата в США. Можете ли Вы подтвердить информацию, что именно американская Архиепископия Фанара является связующим звеном между политическими и финансовыми элитами США и ангажированным ими священноначалием Константинопольского патриархата? Это действительно так. Десятилетия жизни греческой Архиепископии США – это десятилетия тесного взаимодействия с экономическими, финансовыми кругами, а позже и политической верхушкой Соединённых Штатов. В отличие от русских эмигрантов, которые, приехав в Америку, зачастую годами сидели на чемоданах, греки из Малой Азии прекрасно понимали, что обратно их никто не ждёт, а сама Греция, Эллада – слишком маленькая, а потому более успешно обустраивались в экономической и политической жизни. Греческая Архиепископия США – одна из сильнейших религиозных структур в Америке, и её связи с политическими верхами Соединённых Штатов лежат на поверхности. Я лично знаком с тем, кто осуществляет эту связь, – протопресвитером Александром Карлуцосом. Человек умнейший и интереснейший, обладающий огромными связями. Именно он организует материальную, информационную и политическую поддержку Америки для Константинопольского патриарха.

http://pravoslavie.ru/120858.html

    2. святых мученк, акиндина, пигасиа, аффониа, елпидифора и анемподиста.    Стихиры октоиха три, и святых, 3, глас 4. Подобен: яко добля: Слава, глас 6: Днесь пятозарный: На стиховне октоиха: и святых, стихира с припевом, глас 1: Дивен Бог во святых своих: Лучи возсияша: Слава, глас 2: Приидите возрадуемся: Тропарь, глас 2: Страстотерпцы господни, блаженна земля напившаяся кровьми вашими, и свята селения приимшая телеса ваша: в тризнищи бо врага победисте, и Христа со дерзновением проповедасте: того, яко блага, молите спастися, молимся, душам нашим.    Слава, и ныне, богородичен, или крестобогородичен. На Утрени, обычныя кафисмы, и седальны октоиха: и чтение: оба канона октоиха: и святых на 4, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 8. По 6-й песни,    Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя: благочестивыя и богоносныя мученки, яко на земли оставльшия вся, приял еси в наслаждение благих твоих и упокоение, акиндина, пигасиа, анемподиста: с нимиже аффониа, и елпидифора же, едине сый преблагий.    И икос. По 9-й песни, светилен октоиха: Слава, святых: На стиховне октоиха. И святых стихира, с припевы, глас 2: Многи скорби праведным: Кровными токи: Слава, глас 4: Пятозарная страдалец: На Литургии, прокимен, глас 4: святым, иже суть на земли его: Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко ефесеем, зачало 233: Возмогайте о господе: Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: евангелие матфеа, зачало 36: Се аз посылаю вас: Причастен: Радуйтеся:     3. святых мученк, акепсимы епископа, и иосифа пресвитера и аифала диакона: И обновление храма святаго великомученка георгиа, иже в лиде, идеже положено есть честное тело его.    Стихиры мученков, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! И георгиа, глас 4. Подобен: яко добля: Слава, глас 6: Достойно имени: На стиховне октоиха: Слава, мученков, глас 6: Предпутие образно: Тропарь, глас 4: мученцы твои Господи: септемвриа в 20-й день.    Слава, тропарь георгиа, глас 4: яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче георгие, моли Христа бога спастися душам нашим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возвратившись домой, Евпраксия рассказала Елпидифоре о случившейся с ней встрече и, на другой день рано утром, несмотря на убеждение Елпидифоры – взять собой провожатаго, – поспешила одна в пустыню, и понесла с собой большую просфору и медный рубль денег. Солдат, видя этот скудный запас пш?? усомнился и возроптал. Но старица уверила его, что и денег и просфоры будет для него достаточно до самого Петербурга, прибавив, что если он не ослушается ее и, положив намерение оставить путь беззакония, с повинной головой возвратится к своему начальству, то не только будет прощен и милован, но еще вскоре будет произведен в унтер-офицеры. При этом, она велела ему напиться из своего колодца и съесть половину просфоры другую взять на дорогу, отдала ему также рубль и, поговорив с ним о страхе вечной муки и воздаянии праведных, отпустила его в путь с благословением. Через месяц или немного более, Евпраксия получила от него письмо, в котором он, ублажая её святой угодницей и пророчицей, благодарит чудесное напутствие, с которым он, сытый и довольный, дошел до своего полка, и извещает, что, по её проречению, он прощен добрым начальником и за исправность и особое отличие по службе, произведен в фельдфебели прибавляя, что дает обещание вперед вести себя исправно и честно, и ?? нить её наставление. В другой раз, когда еще Елпидифора сопровождала её в пустыню, Евпраксия была ограждена явным заступлением свыше, вместе со своей спутницей. На вечернем правиле застигла их сильная гроза с вихрем и ливнем, Елпидифора с ужасом помышляла о возвращении в обитель, среди густого мрака ненастной ночи, при раскатах грома и блеске молний через лес и топкое болото, – и устрашенная понуждала Евпраксию остаться ночевать в часовеньке, затворясь изнутри. Но подвижница не хотела и слушать, поспешая к ночи в обитель, по всегдашней о ней заботливости. ?? велела ей ободриться духом и идти за ней, не устрашаясь. Ночь была темная, без всякого просвета, и выход из освещенной часовеньки по густоте ?? и шума с гулом колеблемых вихрем сосен, казался открытой безд?? Естественным образом невозможно было попасть на дорожку, ведущую с пригорка к колодцу, куда нужно, прошедши немного, повернуть налево и потом спускаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Заключим наше повествование о маститой старице, еще двумя – тремя свидетельствами, как о святости её жительства, так и об особенной силе Божией, освятившей самое место пустынного молитвенного подвига. Еще в первые годы своего вступления в Успенскую обитель, Елпидифора занемогла горячкой, которая, после выпущения рожками крови, обратилась в странную сливную опухоль по всему её телу, от головы до ног. Страждущая лежала без всякого движения с затекшими совсем глазами, до лишения света. Душа её изнывала от опасения остаться слепой, или живым трупом. В сильной горести сердца, обратилась она внутренней молитвой к Матери Божией и, заснув от изнеможения, увидела себя на берегу Волхова за своим монастырем. Вдруг представилась ей несущаяся на воздухе вдоль реки, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, по направлению к востоку. Елпидифора пала на колени и возопила к св. образу; – «Помилуй меня, Мати Божия, помилуй меня!» – и услышала глас от иконы: – «Помилую, когда схожу на Абрамовщину». – Пробудившись, она сообщила свое видение матери (Евпраксии), тогда только что возвратившейся от своего богомольного путешествия в пустыню, и просила ее на другой день принести ей воды из тамошнего колодца. Евпраксия обещала завтра исполнить её просьбу, и поспешила уйти к себе. Но вместо того, любвеобильная труженица, в позднее время и усталая с пути, немедленно отправилась обратно в пустыню, сама с молитвой почерпнула ведерко воды из своего колодца и принесла его к болящей; потом сама поставила самовар из той воды, и обмыла ей лицо и все тело своей умиленной до слез споспешницы, нисколько не отдохнув после сугубого утомления. Матерь Божия действительно не укоснела помиловать Елпидифору, ради веры её и смиренного труда своей служительницы: опухоль спала с лица и всего тела страждущей, подобно слупившейся чешуе, – и она прозрела. Подобное же чудо исцеления уже по кончине достоблаженной игуменьи, совершилось над двумя болящими. Одна девица в Шлиссельбурге впала в долговременную болезнь, доведшую ее до конечного расслабления. Ей привиделась во сне пустыня Амбрамовская с часовенькой, с крестом на сосновом суку и с колодцем у подошвы пригорка, ясно привиделась, – так, как будто она действительно знала это местоположение. Рассказывая сон свой посещавшим её странницам, она осведомилась от них о существовании Абрамовщины и пожелала ехать туда на исцеление. Родные исполнили желание болящей, и она совершенно исцелилась, омывшись водой из освященного колодца и отслужив панихиду по приснопамятной Евпраксии, с поклонением прославленному её кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вот, например, что она писала ему в годину его испытания, в 1827 году: «Радуюсь о вас духом о Господе, и прошу всевышнюю десницу, дабы благодать Его была с вами неотступно, а укрепил бы вас на сем месте (т. е. в Чикойских горах) недвижимо, на разсеяние плевел диавольских. Мы должны благодарить Бога, что Он нас приводит из небытия в бытие, и за сей малый труд обещает нам царство небесное и конца неимущее. Око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыде, еже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Же­лаю и вам всего того сподобитися, а вашими молитвами и нам не лишитися того же. Мужайтеся и крепитеся, любезнейшая братия. Враг ненавидит добро и разсевает свои козни. Ничем его так не победим, как смирением. Бес говорил великому Макарию и Антонию: «я могу поститься и молиться, но смирен быть не могу». Но Господь сказал: на кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих ( Ис. 66:2 )». Посылая о. Варлааму в благословение образ соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, игуменья Елпидифора написала старцу: «Сей образ из той обители с их мощей. Изливаю вам душевное мое желание, чтобы с помощию Божиею и молитвами сих св. угодников, ваше место прославилось, как лавра и обитель соловец­ких чудотворцев. Наверно вы помните, как сих угодников Божиих начальное было устроение обители, с трудом и ходатайством ко Господу. Так, и вам желаю, чтобы ваша обитель также устроилась. Просите сих угодников. Они будут вам помогатели. Но всего более, да будет с вами воля Божия, и да возрадуется сердце наше о Господе Бозе, во еже наслаждатися вам благо­датию Христа Спасителя и совершенным здравием преуспевать в духе спасения». В апреле 1628 года игумения Елпидифора писала ему: «Знаю с начала вашего бытия, сколь много было вам терпения, но вы все претерпевали ради Бога и угодников. Мужайся и крепися!.. Бог нас призывает к ангельскому образу. Надо благодарить Бога и радоваться сему подвигу. Но кто ж похвалится быть достойным сему игу? Никто. Господь призывыет нас из небытия в бытие. Но вот – это совершенный есть подвиг. Спаси, Господи, волей и неволей носящих сей образ... Вы пишете, что колеблетеся ко сну. Нельзя оное хвалить, чтобы приумножить изобильного сна. Пусть враг смущает малым искушением сим сном. Однако и противу бороться надо. Этот грех и малое падение простительно; но Боже сохрани от большего падения, дабы окаянный не посеял между вами козни и неустройство. Даю вам наставление и прошу вас, как можно старайтесь свою братию привести в душевную любовь и со­гласие. Уменьшите молитв и правила, а будьте едино­душны: вот наше есть спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Скачать epub pdf Содержание I. Протокол св. Синода 23 января 1838 года II. Святейшему правительствующему Синоду. От Серафима, митрополита Новгородского и С.-Петербургского III. Объяснение архимандрита Макария     В сороковых годах настоящего столетия в русской духовной литературе господствовали два направление: строго догматическое и литературно-ораторское. Первое преследовало катихихизическую точность и вероисповедную определенность; не только в мысли, но и в слове оно было крайне осторожно и строго держалось условной догматической терминологии; другое направление, – литературно-ораторское, разработывало другую задачу и выражалось в других формах; имея в виду не столько богословские истины сами в себе, в их отвлеченном значении, сколько живое отношение их к жизни и сознанию, это направление выступало из догматических определений, ставило и решало вопросы не решенные в катихизисе и излагало библейскую и церковную историю не только как свидетельство догматики, но стремилось возсоздать историческую жизнь в ея естественном течении, с ея географическими и этнографическими особенностями и нравственными, человеческими ея чертами. То и другое направление естественно не оставались равнодушными друг к другу; первое казалось последнему формальным и мертвящим, и это представлялось первому пагубным и не православным. Представителем катихизаторов и строгих православных догматиков был высокопреосвященный Филарет митрополит Московский; представителем литературно-ораторского направления в богословской области следует считать высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского. Последний, с точки зрения церковно-исторической, проповедует что чудеса в церкви прекратились, потому что христианский мир настолько развился и усовершился что в чудесах теперь не нуждается; первый же, напротив, с точки зрения догматической, вопреки ему, учит, что чудеса в церкви никогда не прекращались, что они продолжаются и всегда будут продолжаться. Само собою разумеется, что за этими представителями стояло много лиц, которые почитали их и взаимно разделяли их убеждения; на стороне строгого катихизического догматизма стояли между прочим Серафим, митрополит С.-Петербургский и много влиявший на него викарий его Венедикт, епископ Ревельский. К направлению, литературно-ораторскому примыкали известный протоиерей Павский и автор той Библейской истории, переписка о которой здесь приводится.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

История старообрядчества (или в наиболее распространенных в середине – второй половине XIX в. терминах: «история раскола» и «история раскола старообрядства») являлась предметом изучения преимущественно церковных историков. Это изучение преследовало практическую цель – подготовить «для борьбы с расколом» образованных миссионеров. В 1858 г. по указу Синода в духовных академиях были учреждены кафедры расколоведения, а также в академиях и некоторых семинариях – миссионерские отделения для обучения миссионеров антистарообрядческого направления 24 . В это же время в связи с нарождающимся народническим движением возникло так называемое демократическое направление в историографии старообрядчества, представленное именами Афанасия Прокофьевича Щапова и др. И тот и другой подход не был свободен от тенденциозности. В 1860-е гг. появились первые работы выпускника Санкт-Петербургской духовной академии преподавателя Олонецкой духовной семинарии Елпидифора Васильевича Барсова 25 . Уже тогда, в Петрозаводске, в этих исконно выговских местах, он стал собирать старообрядческие рукописи, что, видимо, и дало ему возможность составить более объективный взгляд на старообрядчество как явление целостное, глубоко самобытное и с точки зрения культурного наследия исключительно ценное. Позже, в 1890 г., когда только что вступил на научное поприще В.Г. Дружинин , Е.В. Барсов с осуждением писал о современных тенденциях исследовательской литературы о старообрядчестве: «Как известно, весьма много написано и напечатано у нас о русском расколе. Но нельзя сказать, чтобы его историческое происхождение было уяснено основательно и полно. То придумали для этой цели какое-то мертво-обрядовое направление народной жизни, то под формою отрицания церковных обрядов усматривали земский протест против государственного строя и централизации, то ограничивались указанием случайных исторических причин, то, наконец, прозрели в разных сектах раскола такой прогресс, который вполне отвечает собственным воззрениям современных либералов. В существующих исследованиях о расколе совершенно опущена из виду та этнографическая среда, в которой он впервые сказался и развивался» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

2. Среда. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Днесь пятозарный мучеников лик...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Дивен Бог во святых Своих...», и стихира мучеников, глас 1-й: «Лучи возсияша...». «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Многи скорби праведным...», и стихира мучеников, глас 2-й: «Кровными токи...». «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пятозарная страдалец свеща...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: радуйся, жезле...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-15/

Но прежде чем приступим к обозрению трудов, совершенных этой жизнью, считаем не лишним остановиться на тех внешних воздействиях, при котором сложился этот тип замечательного труженика. Без сомнения, зиждущими силами были здесь семья и школа. Уже детские годы начали приучать Капитона Ивановича к лишениям и терпению. Сын бедного Елабужского священника, Вятской губернии, он рано начал есть сухари с водой и ходить в школу босой. Если пользовался он ласками матери за то отец держал его под грозою и обучал, по его словам, не только страху Божию, но и человеческому. По возвращении детей из школы, отец всегда требовал от них отчета в том, чему они учились, и тотчас же награждал или наказывал их. Впрочем эта строгость была умеряема благоразумием и заботами о детском здоровье. Низшая духовная школа того времени, не смотря на все ее недостатки, представляла две замечательные особенности, чрезвычайно важных в деле классического воспитания. Детям открывалась тогда полная возможность благородного соревнования: каждый воспитанник сделав в классе, в присутствии учителя, греческий или Латинский перевод, мог всегда написать на нем Contendo de loco cum discipulo…. т.е. спорю о преимуществе перед учеником таким-то. Если у подавшего contendo действительно оказывалось в переводе грамматических ошибок меньше, чем у того, на кого оно подано, то по суду учителя и всех учащихся они должны были поменяться местами: последний ученик таким образом легко мог сделаться первым. при этой возможности соревнования, каждый учащийся знал, что успехи его оцениваются не произволом только учителя, но могут определяться и действительною ценностью его трудов, не спорною и для всех очевидною. Другая особенность той школы состояла в том, что выделялся целый месяц в году для свободного проявления живых детских сил. В течение месяца мая, учащиеся, коллективно, всю школою, могли взывать к своему начальству: «Сего-дня день весенний, воздух ароматный, природа зовет нас к игранию, а мы же к тому устали. Reverentissime pater, clementissimeque rector, rogamus recreationem!» т.е. почтеннейший отец, милосерднейший ректор, просим себе отдохновения. Эти рекреационные дни были и праздниками школы, днями истинного детского веселья, полного и животворного. Их вспоминали, дожидались в течение целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010