Что касается до Греческого общества, митрополиту быть деятельным председателем едва ли удобно, между тем как прилично быть, если предмет общества – православие. Припоминаю, что было правительственное учреждение – первая комиссия храма Христа Спасителя в Москве – во главе которого были два первенствующие члена: Митрополит и Генерал-Губернатор. Почему не дать подобную организацию добровольному частному обществу? Почему не иметь Греческому обществу двух или трех первенствующих членов? Под сим наименованием Митрополит действовал бы, сколько может; другой первенствующий член управлял бы движением общества литературным, а третий – канцеляриею и хозяйством; при общем совещании о важнейших предметах одному или двум первенствующим членам быть из светских сановников, это может решиться, смотря потому, кто будут в виду, как полезные делу. Призывая Вам благословение Божие, совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Декабря 17 1858 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 1858 г. I отд. 2 ст. 207. 125. Письмо Преосвященного Филарета в дополнение к мнению его о проекте устава общества восстановления Православия на Кавказе 23 Декабря 1858 г. В сентябре 1858 года управлявший делами Кавказского Комитета препроводил к Обер-Прокурору Св. Синода проекты устава общества восстановления Православия на Кавказе и воззвания, имеющего целью сбор добровольных пожертвований на устройство православных церквей в Кавказских горах и вообще на распространение там Православия. Бумаги сии были отправлены к митрополиту Филарету, который, возвращая их вместе с своим мнением 96 , писал: Давно начал я писать записку по письму графа Путятина о распространении христианства в Китае: но когда дошел до устройства общества, не мог установить своих мыслей и не мог продолжать. Оказалось, что так и надобно было. Размышляя о сделавшемся мне потом известным предначертании общества восстановления Православия на Кавказе, я пришел к заключению, что лучше надобно желать одного Российского общества споспешествования распространению православного христианства. При сем представляю Вашему Сиятельству в краткой записке основания сего мнения и первоначальные черты общества. Не думаю, чтобы предначертавшие план Кавказского общества легко согласились изменить свои мысли. Чту людей и благонамерения, но пред делом Божиим паче благоговеть должно. Предлагаю лепту моих мыслей; сподобится ли она впасть в сокровищницу Божию, в том воля Господня да будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но они в то время были довольно дороги, кажется, два рубля с полтиной десяток. Это зависело от того, что рыбаки, занимавшиеся ловлею их, обязывались доставлять большое количество их за хорошую плату в Москву и Петербург. В Переславле особенное внимание мне оказал архимандрит Нифонт, бывший смотрителем муромского училища, когда я в нём учился, а в то время настоятель переславского Никитского монастыря. Он приглашал меня к себе несколько раз, и угощал на славу. Он возил меня по окрестностям Переславля, и показывал мне все его достопримечательности, и первой достопримечательностью, на которую он обратил моё внимание, был ботик Петра Великого. От Москвы я ехал в Киев, на почтовых лошадях, уже нигде не останавливаясь, и прибыл в него, несмотря на утомительность длинного пути, совершенно бодрым, освежившись теми разнообразными и приятными впечатлениями, какие получал в дороге и в особенности в разных местах своего родного края. Начальствующие лица в Академии, в период 1855–1860 г. В первые пять лет моей службы в академии очень часто сменялись начальствующие лица, – ректоры и инспекторы академии. В течение пяти лет сменилось три ректора и три инспектора. В должности ректора больше других служил Академии архимандрит Антоний Амфитеатров . Он был ректором во все продолжение нашего четырёхлетнего академического курса, и затем почти три года занимал эту должность, после поступления моего на службу, определённый в первой половине 1858 года епископом чигиринским, викарием киевской митрополии. После него назначен был ректором Израиль Лукин (с 2 мая 1858 года по 5 декабря 1859 года). Его сменил Иоанникий Руднев, переведённый на ректуру в Академии из ректоров киевской семинарии; но он пробыл в Академии менее года (с 7 декабря 1859 года по октябрь 1860 года), переведённый из Киева в ректоры Санкт-Петербургской Академии. Инспектором сначала был Леонтий Лебединский (по 23 июня 1856 года, когда был назначен ректором владимирской семинарии), потом Иоанникий (с 9 июля 1856 по 6 октября 1858 года), и наконец Валериан Орлов, переведённый в Киев из бакалавров Санкт-Петербургской Академии (с 12 октября 1858 года по 4 декабря 1859 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Самое нравственное состояние Линейного духовенства очень страдает от его настоящего положения, что очень заметно было при торжестве 12 мая, при коем Епархиальное духовенство держало себя гораздо благочиннее и благоприличнее. По окончании Божественной литургии, пред совершением последования, установленного при освящении знамени, мною произнесена была речь. Начальство Казачьего войска распорядилось о немедленном напечатании сей речи для рассылки по всему Линейному войску. Отношение к начальнику Штаба Кавказской армии от 5 июля 1858, 1309 ] (По поводу Обер-священника Гумилевского) Кавказское семинарское правление представило мне от 24-го июня сего 1858 года на рассмотрение свой журнал, в статье VII которого пропущено нижеследующее: Отношение Обер-священника Кавказской армии от 29-го мая 1858 года коим уведомляемо, что он, вследствие отношения Правления Семинарии от 22 апреля текущего года за входил чрез начальника Штаба Кавказской армии к г-ну Главнокомандующему Армиею, который изволил признать, что подведомственное ему духовенство не должно доставлять требуемых Кавказскою духовною семинариею сведений о раскольниках. В случае же, если б Епархиальное начальство или Семинария имели надобность в коих-либо сведениях относительно раскольников, те могут обращаться к Наказному атаману сего Войска, который по своему усмотрению и доставит требуемые сведения, а в случаях надобности войдет предварительно в сношение со мною или испросит разрешения г-на Главнокомандующего. При сем Обер-священник присовокупляет, что подведомственное ему духовенство в отношении образа действий с раскольниками до настоящего времени руководствовалось и ныне руководствуется правилами и наставлениями, изложенными в секретном предписании Синода от 5-го апреля 1845 года, и что важным пособием духовенству в деле обращения раскольников в Православие служат разосланные им книги: 1-е. Истинно древняя и истинно Православная Церковь; 2-е. История русского раскола. Справка: Семинарское правление по поводу улучшения преподавания в миссионерском отделении относилось к Обер-священнику Кавказской армии от 22 апреля 1858 года о вменении в обязанность Линейному духовенству доставлять Правлению семинарии сведения о ходе обращения раскольников и о мерах, какие к тому принимаются. Определение Семинарского правления: «Отношение сие, приняв к сведению, приложить к делу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Высокопреосвященнейший владыко, простите меня великодушно, если мой ответ не соответствует вашему желанию и вашим, может быть, ожиданиям». Камчатский владыка, без сомнения, не с удовольствием принял мой ответ. Изложив в представлении Св. Синоду свои тщетные поиски в Москве кандидата на викариатство в Ситху, он снова ходатайствовал об архимандрите Петре, и дело кончилось тем, что о. Петр избран и рукоположен в Иркутске 29 марта 1859 г. на учрежденную 11-го января 1858 г. Новоархангельскую кафедру епископа – викария камчатской епархии. Когда я вступил в должность синодального ризничего, высокопреосвященный митрополит поручил мне тогда же составить описание более примечательных предметов, хранящихся в патриаршей ризнице и библиотеке. Я немедленно приступил к исполнению этого архипастырского приказания, но исполнить оное мог не без затруднения. К археологическим занятиям я вовсе не был приготовлен: тем не менее первый опыт моих археологическо-библиографических трудов заслужил одобрение строгого ценителя всяких письменных произведений – митрополита Филарета. Составленное мною описание замечательнейших предметов патриаршей ризницы и библиотеки в первый раз было напечатано в 1855 г. под заглавием: «Указатель для обозрения московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы и библиотеки». Издание это было повторено, в более обширном виде, в 1858 г. – Экземпляр этого издания я имел счастье поднести, чрез г. синодального обер-прокурора, Государю Императору, и удостоился получить за сие от Его Величества подарок в 429 р. из духовно-учебных капиталов. По этому случаю о. Леонид писал мне, от 30-го октября 1858 года: «Не пора ли ухой из пескарей, или щами из свежей капусты, спрыснуть один из подарков, вами полученных? Если пора, то к часу имею честь прибыть – вашего высокопреподобия покорнейший слуга, а. Леонид». А вскоре за тем он обращается ко мне с такою просьбою: «Высокопреподобнейший о. архимандрит! Чтобы сдержать слово, данное о. Епифанию, снабдить его архимандричьим прибором, должен просить у вас мантии на прокат: цена – обед, к которому в Заиконоспасский монастырь честь имею вас пригласить завтра, в воскресенье, во втором часу. – Суббота, вечер, 8-го ноября, 1858 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

245 . Вкладная запись Григория Дружиловича на пять крестьян и хлебную ругу для витебского Богородицкого монастыря 1406 г., октября 9/Вестник Юго-Западной и Западной России/Изд. К. Говорский. Киев, 1862. Т. 1. Отд. 1. С. 140–146. 246 . Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. 247 . Голос в защиту предания о святом Василии I, епископе Рязанском/Чтения в ОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147–160. 248 . Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. 3-е изд. М., 1857. 249 . Горский А. В. Кирилл II, митрополит Киевский и всея России/Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1843. Ч. 1. С. 415–432. 250 . Горский А. В. О древних Словах на святую Четыредесятницу/Там же. 1858. Ч. 17. С. 34–64. 251 . Горский А. В. Святой Алексий, митрополит Киевский и всея России/Там же. 1854. Ч. 6. С. 89–128. 252 . Горский А. В. Святой Киприан, митрополит Киевский и всея Руси/Там же. 1848. Ч. 6. С. 295–369. 253 . Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры/Там же. 1844. Ч. 2. С. 73–84. 254 . Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Мо­сковской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд. Отд. 1: Священное Писание. М., 1855. Отд. 2: Писания святых отцов. М., 1858–1862. 3 т. Т. 1: Толкования Священного Писания. М., 1858. Т. 2: Писания догматические и духовно-нравственные. М., 1859. Т. 3: Разные богословские сочинения. (Прибавление). М., 1862. 255 . Григорович В. И. Протоколы Константинопольского патриархата XIV столетия. СПб., 1847. (Оттиск из ЖМНМ. 1847. Ч. 54. 6. Отд. 2. С. 131–164). 256 . Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству: Историко-филол. исслед. М., 1842. 257 . Два поучения о постах/Православный собеседник. 1859. Ч. 3. С. 444–455. 258 . Диев М. Историческое описание костромского Ипатьевского монасты­ря. М.,1858. 259 . Димитрий (Туптало), свт., митр. Ростовский. Жития святых (Четьи Минеи). 260 . Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: кафедральный Успенский и бывший придворным великого князя Всеволода – Дмитриевский. М., 1849.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лебедев Семен; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Павел Феодоров Лебедев († до 1864 г.), диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, погост Теремец, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8). Лебедев Сергей,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Павел Иоакимов, священник; Москва, Пречистенский сорок, Спасобожедомская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Левитский Николай,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Алексей Иоаннов, протоиерей; Московская губерния, Серпухов, Троицкий собор (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8 об.). Ловцев Сергей,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Мартин Леонтьев, протоиерей; Москва, Пречистенский сорок, Неопалимовская близ Девичьего поля церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6 об.). Лукин Николай,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Александр Петров, священник; Московская губерния, Серпухов, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6 об.). Любимов Александр,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Александр Иоаннов, священник; Москва, Пречистенский сорок, Девятинская близ Пресни церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Любимов Василий,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Петр Никифоров, дьячок; Московская губерния, Серпуховский уезд, погост Староспасский, Преображенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 5 об., 6; Оп. 1. Д. 1492. Л. 235). Любимов Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Георгий Никифоров, заштатный священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Вельяминово, Спасская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 5 об.). Люминарский Александр,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Александр Алексеев († до 1861 г.), диакон; Московская губерния, Богородский уезд, село Воскресенское, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

LVI. О состоянии Камчатской епархии в 1857 и 1858 годах 115 Определением Святейшего Синода, Высочайше утвержденным в 11-й день января 1858, между прочим положено: для большего удобства в управлении Камчатской епархией, учредить в ней два Викариатства: Новоархангельское и Якутское, первое – при первой возможности 116 , а последнее – по перенесении Епархиальной кафедры на Амур. Но приведение в исполнение таких предположений начнется не ранее 1859 года. В настоящее время управление Камчатской епархией, так же, как и прежде, производится посредством трех Духовных Правлений: Новоархангельского, Якутского и Камчатского, с той только разницей, что исправление обязанностей Консистории, вышеупомянутым Святейшего Синода перенесено с Новоархангельского пока на Якутское, которое и приняло сию обязанность с 1-го сентября 1858 года. Личный состав Камчатского Духовного Правления остается прежний: Новоархангельского уменьшился до двух наличных членов; а в Якутском составляют Присутствие семь членов, а именно: два Архимандрита: Ректор семинарии Петр (с октября), и Наместник монастыря – Анатолий; три протоиерея: Евсевий Протопопов, Димитрий Хитров 117 (в отсутствии) и Никита Запольский; и два священника: Петр Попов (он же и Казначей), и Александр Преловский. Должность секретаря исправляет столоначальник Феодор Слепцов. Возложением обязанности Консистории на Якутское Духовное Правление прежде всего и видимее всего устранилось затруднение в выдаче метрических свидетельств пребывающим в Азии, а уполномочием выдачей таковых же свидетельств из Новоархангельского Духовного Правления, не лишены прежнего удобства в получении свидетельств служащие и пребывающие в Америке, из коих большая часть возвращается кругом света, т. е., не заезжая в Якутск. По доставленным мне ныне журналам из Правлений Новоархангельского и Камчатского и из других сведений видно, что делопроизводство в прошедших двух годах (1856, 1857) текло своим порядком безостановочно; нерешенных дел к 1858 году в Новоархангельском 33, которые все переданы в Якутское Духовное Правление; в Камчатском 6 дел; а в Якутском к 1859 году остается 40 дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

973 . Исследование о смерти царевича Димитрия. – М.: Унив. тип., 1858. – 32 с. – Из: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – Кн. 1. 974 . Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – М.: Тип. Готье, 1852–1858. – Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. – СПб.. 1901. -Т. 21. – С. 81. Отд-ние 1: Краткий обзор епархии и монастыри. – 1852. – 322 стлб. Отд-ние 2: Уезды Харьковский и Валковский. – 1857. – 332 стлб. Отд-ние 3: Уезды Ахтырский и Богодуховский, Сумский и Лебединский. – 1857. – 602 стлб., II с. Отд-ние 4: Чугуевские округи военного поселения; уезды Змиевский и Волчанский. -Харьков: Унив. тип., 1857 (обл. 1858). – IV, 336 стлб. Отд-ние 5: Изюмский. Купянский и Старобельский уезды; Купянские и Старобельские округи военного поселения. – Харьков: Унив. тип., 1858. – IV, 462 стлб. 975 . Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Харьков: Унив. тип., 1859. – Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. – СПб., 1901. – Т. 21. – С. 81. Отд-ние 1: Краткий обзор епархии и монастыри. – 1859. – 322 стлб. 976 . Историко-статистическое описание Черниговской епархии. – Чернигов: Тип. Шапиры, 1873. – Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. -СПб., 1901. -Т. 21. – С. 81. – Кн. 1: Общий обзор епархии. – 1873. – 154 с. Кн. 2: Черниговский архиерейский дом, духовная семинария и училища. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 242 с. Кн. 3: Мужские монастыри. – 1873. – 392, V с. Кн. 4: Женские и закрытые монастыри. – Чернигов: Губ. тип., 1873.–256. V с. Кн. 5: Губ. город Чернигов. Уезды: Черниговский, Козелецкий, Суражский, Кролевецкий и Остерский. – Чернигов: Зем. тип., 1874. – 444, 4, 5 с., 1 л. табл. Кн. 6: Уезды: Новгород-Северский, Сосницкий, Городницкий, Конотопский и Борзенский. – Чернигов: Зем. тип., 1874. – 542, 4 с. Кн. 7: Стародубский, Мглинский, Новозыбковский, Глуховский и Нежинский уезды. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 439 с. 977 . Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви, с примечаниями и снимками древних нотных знаков. – СПб.: Тип. Праца, 1860. – 358 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

154 Иерофей II, Патриарх Александрийский (1847–1857), в апреле 1850 г. обратился к императору Николаю I и Св. Синоду, прося материальной помощи на восстановление храмов и монастырей Александрийского Патриархата. В 1851 г. последовало Высочайшее разрешение прислать в Россию епископа для сбора пожертвований, и в 1853 г. в Москву прибыл направленный Иерофеем епископ Фиваидский Никанор (см. выше). 155 Каллиник, Патриарх Александрийский (1858–1861). Епископ Москонисийский, позже митрополит Фессалоникийский Константинопольского Патриархата. В 1858 г. избран Патриархом Александрийским, но вскоре был вынужден отказаться от престола из-за недовольства клира и народа. Умер в Митилене в 1889 г. 156 Ланн Луи Наполеон Огюст (1801–1874), герцог де Монтебелло – французский дипломат и государственный деятель. Старший сын наполеоновского маршала Ланна, погибшего в битве при Эсслинге. С 1832 г. посланник в Дании, Швеции, Швейцарии, в королевстве Обеих Сицилий. В 1839 г. министр иностранных дел, в 1847 г.– морской министр. В 1858–1864 гг. – посол в России. Во многом способствовал сближению после Крымской войны российского правительства со Второй империей. 157 Колонна-Валевский Александр Флориан Жозеф (1810–1868), граф, – французский государственный деятель и дипломат. Внебрачный сын Наполеона I и польской графини Марии Валевской. Избрание Луи Наполеона Бонапарта президентом Французской республики (1848) способствовало выдвижению Валевского: он был последовательно посланником во Флоренции (1849), Неаполе (1850), послом в Мадриде (1851), Лондоне (1851–1855). В 1855–1860 – министр иностранных дел. 158 27 февраля 1858 г. состоялось Высочайшее повеление о проведении во всех православных храмах империи кружечного сбора в пользу обустройства русских паломников в Святой Земле и открытии подписки для пожертвований. С этого момента до 1917 г. осуществлялся так называемый «Палестинский сбор» (или «Вербный» – поскольку он проводился в праздник Входа Господня в Иерусалим, т. е. в Вербное воскресенье).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Благовещенском. 1858, 1898 гг. Фотография. Нач. XX в. Редким примером деревянного храма в стиле классицизма являлась ц. Успения Пресв. Богородицы (1847) в Варнавине (не сохр.). Четверик с фасадами, завершенными пологими треугольными фронтонами, был увенчан купольным барабаном, перед входами устроены невысокие 4-колонные портики, а полукружие апсиды охвачено колоннадой. Лишь в нескольких ныне утраченных храмах сер. XIX в. были использованы отдельные элементы классицистического декора - пилястры на углах, профилированные 3-частные карнизы и треугольные фронтоны: в Казанской ц. (1840) в с. Красные Усады Макарьевского у., в ц. Рождества Пресв. Богородицы (1863) в с. Письменер Ветлужского у. Церковь в честь собора св. Иоанна Предтечи в с. Коробове. 1858 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь собора св. Иоанна Предтечи в с. Коробове. 1858 г. Фотография. Нач. ХХ в. Храмы периода эклектики отличаются большим разнообразием. В ц. свт. Николая Чудотворца (1858) в с. Благовещенском Варнавинского у. (не сохр.) отразилось влияние храмов, созданных архит. К. А. Тоном в русско-визант. стиле: четверик со срезанными углами был завершен низким глухим восьмериком, увенчанным массивной луковичной главой, основным мотивом убранства фасадов служили тройные арочные окна и аркатурно-колончатые пояса. Одним из самых ярких памятников была ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи в с. Коробове Костромского у. (1854-1855, проект архит. Р. И. Кузьмина, не сохр.), пожалованном потомкам Ивана Сусанина. Восьмерик с узкими диагональными гранями, завершенными щипцами, имел шатровую кровлю, был увенчан малым шатром светового барабана с миниатюрной главкой, шатром завершалась колокольня над трапезной, окна имели двускатные перемычки, портики - фигурные колонки. В посл. трети XIX - нач. ХХ в. широко использовались образцовые проекты 1857 и 1911 гг.: напр., в 1906 г. в духе эклектики была сооружена старообрядческая Покровская ц. в дер. Стрельниково (ныне Костромского р-на), в упрощенных формах русского стиля (1913) - ц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010