269–315; 3, стр. 526–570; 6, стр. 494–563; 12, стр. 355–445 (отдельно в Киеве в 1868 г.), с прибавлением недостающего в рукописи, но без оглавления. γ) «Мои заметки» (лл. 143–146). δ) «Указания русским художникам при посещении св. горы Афонской, (стр. 153–386), написанные о. Порфирием в 1858 г. въ С.-Петербурге, кажется, по поручению великой княгини Марии Николаевны (см. выше стр. 138); в конце прибавлена «роспись расходов при отправлении художников на Афон» (стр. 386). «Указания» находятся здесь только в черновом списке, как видно по исправлениям, помаркам и зачеркиваниям целых мест; впрочем, сам автор отметил в скобках, что они «переделаны». В начале трактата, на полях 1-го листа, сделаны две заметки в 1858 г , когда о. Порфирий был на Афоне, а именно, одна: « NB 18 августа 1858 г. поездка на Ласточке к острову Мульяни в 9 часов утра», а другая: «1858 г. 23 августа до поездки прибыли в Руссик посланники французской Тувенси и испанский и закусывали тут». ε) Выписки из книги: «Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных икон ее в России. Ч. 1-я. М. 1853», стр. 12, 12, 17, 20, 28, 50, 52–54, 89–94 (стр. 387–397); между 391 и 396 рукописи вставлено 1½ листа из истории живописи, под заглавием: «Живопись» (стр. 392–394). История иконописания, в одной книге (VA3) в л. , состоящей из 696 листов, писанных, по преимуществу, о. Порфирием в развое время. Кроме писанного текста, в ней находится несколько печатных статей (на 15 листах или 30 страницах), взятых из разных изданий, затем приводятся рисунки и снимки с икон, с миниатюр и заставок в рукописях, сделанные от руки в разных местах путешествия о. Порфирия. Содержание книги следующее: α) Об иконопочитании (стр. 1–15), – начало труда о. Порфирия. β) «Глава III. Разные виды живописи у древних восточных христиан» (стр. 30–56), – отрывок из истории живописи. γ) Выписки из хроники Зигиберта Гемблаценского(стр. 64). δ) «Заметки, надобные для церковной истории по моему плану» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Проект был одобрен в Петербурге и Константин Михайлович отправился в Ливан в звании российского консула Бейрута и Палестины. 20 ноября 1839 г. «был отсалютован наш флаг 21 выстрелом с крепости» 80 . 30 декабря 1839 г. император Николай утвердил доклад вице-канцлера Нессельроде о переводе консульства из Яффы в Бейрут. В Яффе при этом был сохранен пост вице-консула, который на протяжении нескольких десятилетий занимал Николай Степанович Марабути, принятый в российское подданство 12 октября 1844 г. После Крымской войны, когда правительство осуществляет целый ряд мер, призванных укрепить российское влияние на Востоке, создается в 1858 г. и русское консульство в Иерусалиме. Первым Консулом стал агент РОПИТа Владимир Ипполитович Доргобужинов (см. инструкцию, полученную им от Посланника в Константинополе А.П. Бутенева 9 августа 1858 г.). Официально доклад министра иностранных дел князя А. М. Горчакова об учреждении консульства был утвержден Императором Александром II14 декабря 1858 г. Консулами (с 1891 г. генконсулами) в Иерусалиме были последовательно В.И. Доргобужинов (1858–1860), К.А. Соколов (1860–1861), А.П. Карцов (1863–1867), В.Ф. Кожевников (1867–1876), Н.А. Иларионов (1876–1878), вновь В.Ф. Кожевников (1879–1884), А.А. Гире (1885), Д.Н. Бухаров (1886–1888), А.П. Беляев (управляющий Консульством; 1888–1889), В.А. Максимов (1889–1891), С.В. Арсеньев (1891–1894), А.Г. Яковлев (управляющий генконсульством, 1894–1897; генконсул, 1897–1907), А.Ф. Круглов (1908–1914). Не все из названных оказались на высоте своего призвания, т.к. служение Консула в Иерусалиме имело свои особенности. Прежде всего, это должно было быть именно служение – на страже русских и общеправославных интересов у Гроба Господня. Иногда, как по неточности разделения функций, так и в силу личной претенциозности, позиция консула вступала в неоправданное противоречие с позицией Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Так было при консуле А.П. Карцеве – в истории с отзывом двух подряд начальников Миссии (епископа Кирилла и архимандрита Леонида), так было при консуле Н.А. Иларионове, резко обострившем отношение с начальником Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) и ставившем вопрос об упразднении Миссии. Сложные отношения, сложившиеся как с Миссией, так и с Палестинским Обществом у консула Д.Н. Бухарова, заставили в 1888 г. Председателя ИППО Великого Князя Сергия Александровича поставить вопрос об удалении его из Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

19 мая 1836 г. в Иркутске награжден набедренником еп. Мелетием (Леонтовичем). 28 сент. 1836 г. определен членом Красноярского духовного правления. С февр. 1843 г. П. посещал арестантов в Красноярском тюремном замке «для приведения их убеждениями в чувство чистосердечного раскаяния» и «много благодетельствовал заключенным в тюрьме». После смерти (не позднее июня 1857) супруги Ираиды (в девичестве Шастиной) вел «почти монашескую жизнь», не брал денег с бедняков за совершение церковных треб, мн. горожане избирали его руководителем в духовной жизни. В Красноярске «бедные знали о нищелюбии» свящ. Петра «и пятками и десятками ходили к нему за милостыней, между прочим, за теми или другими обносками и отопками; он их наделял ими и таким образом спасал их от холода и простуды» ( Виноградов. 1878. 1. С. 4). 8 дек. 1858 г. по представлению Томского и Енисейского еп. Парфения (Попова) (с характеристикой: «кроток и смирен сердцем») возведен в сан протоиерея и назначен благочинным городских церквей. В сер. XIX в. архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским свт. Иннокентием (Вениаминовым) был поднят вопрос о переустройстве Камчатской епархии, в которую с 1852 г. входила обширная Якутская обл. Паства состояла из новокрещеных якутов, тунгусов, ламутов, чуванцев, юкагиров, чукчей. По ходатайству (1855) свт. Иннокентия на территории области разрешалось строить молитвенные дома, не придерживаясь обычных правил архитектуры, т. е. без составления планов и проч.; приход не ограничивался количеством прихожан; иконостасы и иконы не требовались, подвижной иконостас на холсте каждый раз привозил священник. В 1858 г. духовенству Якутской обл. были даны особые права и привилегии, в т. ч. повышены оклады. Определением Синода, Высочайше утвержденным 21 дек. 1858 г., Камчатская епархиальная кафедра была перенесена из Якутска в Благовещенск. В 1859 г. в Камчатской епархии было 72 церкви и до 130 часовен, в основном они находились в Якутской обл. В 1857-1858 гг. вышло 1-е издание богослужебной книги на якутском языке.

http://pravenc.ru/text/2578501.html

Конфликт, связанный с богослужениями на Джуванийском подворье, разрешился только после окончания Крымской войны. В февр. 1858 г. Иерофей II сообщил, что не только позволил синаитам совершать литургию на этом подворье, но и лично возглавил там первое богослужение (Там же. Л. 70-70 об.). Много внимания на протяжении служения К. уделял и синайскому подворью в Киеве. В июле 1858 г. российский посланник в К-поле А. П. Бутенёв выступил с предложением о пожаловании К. ордена св. равноап. кн. Владимира 1-й степени. В отношении к управляющему МИД кн. А. М. Горчакову от 8 июля 1858 г. Бутенёв перечислял заслуги старейшего греч. иерарха и обращал внимание на его связь с Россией и РПЦ: «Если многоуважаемая личность сего Патриарха дает ему бесспорное право занять первое место между владыками Восточной Церкви, то для нас особенно памятна его непоколебимая преданность к России и Православию. Как ревнитель веры, он стоял и стоит еще бодро на страже Православия от всех иноверческих посягательств. Как питомец России, Патриарх Константий принадлежит к числу немногих остатков старины, которые словом и делом напоминают нынешнему греческому духовенству, как многим оно нам обязано и как неразрывно соединено его собственное будущее с судьбами России» (АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14, Л. 3-3 об.). 27 сент. 1858 г. последовало Высочайшее соизволение на «сопричисление Патриарха Архиепископа Синайской Горы Константия к ордену св. Александра Невского». В первых числах янв. 1859 г. патриарх тяжело заболел и из-за отсутствия врачебной помощи на о-ве Антигона переехал в К-поль, на синайское подворье. Там «напутствованный молитвами и таинствами Церкви, тихо, почти незаметно для окружающих, скончался» ( К. З. 1860. С. 255). К. был погребен в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Балыклы. В 1865 г. его прах был перенесен в монастырь вмц. Екатерины на Синае, благоустройству к-рого К. посвятил большую часть своей жизни. В русском некрологе говорилось: «Патриарх Константий, без сомнения, замечательнейший из высших иерархов (а может быть, и многих своих предшественников), более полувека почитался украшением Православной Церкви на Востоке сколько пастырскими своими доблестями, столько же и светлым умом, миролюбивым характером, глубокою опытностию и многостороннею ученостию. Ученые его труды, особенно археологические, были известны и на Западе. Но едва ли не меньшею известностию он пользовался и в России» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2057130.html

К этим разнообразным отзывам читателей, выражающим, впрочем, в сущности одну мысль, надобно прибавить, что печатание «Благовестника» славянским шрифтом в «Собеседнике» представляет немало лишнего труда и для редакции, и для типографии, и что этот труд должен еще увеличиться при ежемесячном издании «Собеседника», разрешенном уже от св. Синода. Принимая во внимание все это, я полагал бы, с одной стороны, удовлетворить разнообразным вкусам и требованиям читателей, с другой стороны, облегчить труды редакции и типографии, следующим образом: а) не помещая «Благовестника» в «Собеседнике», издать остальные части его особо, в отдельной книге, для чего б) ускорить, и именно в будущем 1858 году окончить перевод этих остальных частей; в) разослать в таком виде «Благовестник» читателям, получившим переводы первых частей его. Таким образом, цель издания «Благовестника» будет достигнута вполне, и еще скорее, чем в «Собеседнике», а между тем и издание самого «Собеседника» облегчится. Место же в «Собеседнике» «Благовестника» может наполниться Собеседованиями св. Григория Двоеслова ». Редакционный комитет признал мнение архим. Иоанна основательным. Преосвященный Афанасий тоже вполне согласился с этим мнением и утвердил его 25 ноября 1857г. (см. жур. 11 поябр. 1857 г.). Вместе с тем получено было разрешение св. Синода (от 21 окт. 1857 г.) издавать «Православный Собеседник» с 1858 г. ежемесячно «с тем, чтобы от первоначальной программы не было отнюдь никаких отступлений». Редакционный комитет по этому поводу постановил: «издавать «Православный Собеседник» по 12 книг в год, не менее 10 листов в каждой, выпуская их в свет первого числа каждого месяца. Цену за годовое издание «Православного Собеседника» на 1853 г. за 12 книг назначить в Казани 5 рублей, с пересылкой во все места империи 6 р. 50 коп. сер. (журн. 12). В январе 1858 г. архим. Иоанн вошел в комитет с новой запиской по предмету улучшения содержания журнала. В записке этой от 11 января он писал: «В «Православном Собеседнике» на 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

учителем словенским Мефодию и Кириллу, имею донести комитету следующее. Акафист составлен вообще правильно и по содержанию своему представляет ряд восхвалений в последовательном порядке жизни и подвигов свв. Кирилла и Мефодия, исполнен также мыслей и чувствований благочестивых и способен возбуждать молитвенное усердие в слушателе или читателе». Далее делается в отзыве замечание, что в акафисте «недостатки незначительны» и по исправлении их акафист может быть напечатан. Цензурный комитет препроводил рукопись акафиста с отзывом о нем в Святейший Синод. Святейшим Синодом поручено было рассмотреть акафист присутствовавшему в Синоде преосвященному Самарскому Серафиму. Рассмотренную и одобренную преосвященным Серафимом рукопись «Акафист святым учителем словенским Мефодию и Кириллу» Святейший Синод разрешил к напечатанию. В 1886 году по благословению Святейшего Правительствующего Синода было напечатано первое издание акафиста 246 . 86 Акафист прп. Авраамию архимандриту, Ростовскому чудотворцу 17 мая 1858 года настоятель Ростовско-Богоявленского Авраамиева монастыря, ректор Ярославской духовной семинарии архимандрит Антоний обратился в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет с прошением процензуровать представленный им акафист прп. Авраамию архимандриту, Ростовскому чудотворцу. Комитет поручил рассмотреть акафист архимандриту Феодору, который 16 июня 1858 года доносил комитету, что рукопись «Акафист преподобному Авраамию архимандриту, Ростовскому чудотворцу» может быть одобрена к напечатанию с разрешения Святейшего Синода. Донесение комитета о рукописи в Св. Синод было послано 21 июня 1858 года за 494. 19 ноября/11 декабря 1858 года Святейший Синод определил рассмотрение означенной рукописи поручить преосвященному Иоанну, архиепископу Донскому, с тем чтобы представил Св. Синоду свое заключение. Преосвященный Иоанн свой отзыв об акафисте представил Синоду только 18 марта 1867 года за 627. В своем рапорте преосвященный Иоанн писал: «Цензор архимандрит Феодор, рассматривавший рукопись, написал, что она не заключает ничего противного Уставу духовной цензуры и может быть одобрена к печати, с каковым отзывом согласен и цензурный комитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

157 Расколом называется собственно отделение от Вселенской Церкви без нарушения единения в догматах. 158 При производстве иерея в протоиерея в единственной молитве для сего обряда читается нижеследующее: «Одей Твоею благодатию брата нашего и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего». Вот и все значение церковное протоиерея: он при богослужении имеет право занимать первое место между прочими священниками (см. Чин хиротонии). 160 Епископ, рукополагая пресвитера, в молитве своей читает, между прочим, следующее: «Сего, его же благоволил еси проручествоватися от мене в непорочном жительстве и неуклонной вере, благоволи подъяти великую сию благодать Святаго Твоего Духа…», ясно выражая этими словами духовное происхождение, рождение пресвитера от епископа посредством рукоположения (см. Чин хиротонии). 162 Слово 89-е. – Здесь разумеется ревность материальная, душевная: она уличает сама себя в материальности производимым ею разгорячением крови. Духовная ревность всегда верна закону Божию и чужда разгорячения. 163 Предложение свт. Игнатия на проект здания для помещения Кавказской семинарии (от 18 февр. 1858 г., Публикуется впервые. 164 Наместник Кавказский князь Барятинский лично просил епископа Иоанникия о перемене настоятеля Успенской церкви лицом более благонадежным и поручил начальнику губернии донести ему, когда это требование будет исполнено епископом. 165 Письмо свт. Игнатия директору Синодальной канцелярии Я. А. Позняку о делах Кавказской Консистории (от 18 янв. 1859 г., 7). ПСТ. Т. 2. С. 519–520. 166 Предложение свт. Игнатия о раздаче чиновникам Консистории из его собственности трехсот рублей серебром в связи с тяжелым материальным положением чиновников (от 10 марта 1858 г., Опубликовано в кн.: Соколов. Ч. 1. С. 228–229; ПСТ. Т. 2. С. 524–525. 167 Речь свт. Игнатия перед освящением Георгиевского знамени, высочайше пожалованного Линейному казачьему войску (станица Михайловская, 12 мая 1858 г.). ПСТ. Т. 2. С. 527–528. Рапорт свт. Игнатия о совершении освящения (от 13 мая 1858 г.) см. в кн.: Соколов. Ч. 1. С. 252–254. (Всокр.); ПСТ. Т. 2. С. 529–530.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

На литературное поприще Щ. выступил будучи еще студентом, в 1857 г., статьей «О причинах происхождения и распространения раскола во второй половине XVII и в первой половине XVIII вв.», напечатанной в официальном органе академии, «Православном Собеседнике» (стр. 629–689 и 857–891), ставшем под руководством нового ректора академии, архимандр. Иоанна, серьезным научным журналом, к мнению которого прислушивалась не только духовная, но и светская историческая литература. Вслед за этой статьей последовали и другие: «О способе духовного просвещения древней России вне училищ» (ibid., 1858 г., ч. I, стр. 87–121, 262–296), «Содействие русских монастырей просвещению древней России» (1858 г., ч. II, стр. 485–535), «Лука Канашевич, епископ казанский» (1858 г., ч. II, стр. 564–585; ч. III, стр. 232–254, 464–500), «Арсений грек при митрополите Никоне» (1858 г., ч. III, стр. 328–353), «Голос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людей» (1859 г., ч. стр. 40–76), «Русская церковь в Северном Поморье» (1860 г., ч. II, стр. 256–290), «Древние пустыни и пустынножители на северо-востоке России» (1860 г., ч. III, стр. 196–221), «Попечение отечественной церкви о внутреннем благоустройстве русского гражданского общества в XIII, XIV и XV вв.» (1861 г., ч. стр. 77–99, 173–196), «Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире» (1861 г., ч. I, стр. 241–283) и «Состояние русского духовенства в XVIII столетии» (1862 г., ч. II, стр. 16–40, 173–206). Клерикальные по содержанию, уснащенные патриотизмом в духе Карамзина, довольно бедные по содержанию и бледные по форме, эти статьи не имеют какого-либо самостоятельного значения, а с методологической стороны являются даже отрицательными величинами, так как автор свои заключения не выводит объективно из фактов, а наоборот – последние подгоняет и подбирает под заранее выставленные положения, согласующиеся с интересами церкви. Хотя и заметна свежесть некоторых доводов и иллюстраций, но все миросозерцание автора не более как шаблон, обязательный для студента духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Моисей (Путилов) Оптинский (15.01.1782 – 16.06.1862), преподобный, архимандрит. С 1825 настоятель Оптиной пустыни. Основатель Иоанно-Предтеченского скита. В 2000 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. – 54, 56, 73, 78, 81, 123, 130, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 143, 144, 150, 162, 165, 166, 170, 171, 181, 184, 188, 190, 196, 197, 198. Муравьев Андрей Николаевич (30.04.1806 – 18.08.1874), духовный писатель, историк Церкви. Автор книг «Путешествие к святым местам в 1830 г.», «Письма о богослужении», «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах», «Римские письма», «Мысли о Православии при посещении святыни русской», «Раскол обличаемый своею историей», «Русская Фиваида на Севере». – 107, 169, 174. Нахимов Андрей Михайлович (1803 – 08.05.1858), лейтенант морского флота. Двоюродный брат адмирала П. С. Нахимова. Восприемник архимандрита Леонида (Кавелина) . Дядя о. Леонида и Д. А. Кавелиных. – 114. Нахимова Мария Михайловна (1798 (1802?) – 23.08.1860), мать о. Леонида (Кавелина) и Д. А. Кавелина. – 114. Неклюдов Василий Сергеевич (14.12.1818 – 30.09.1880), действительный статский советник, камергер, писатель. Первый секретарь российского посольства в Афинах. В 1860–1870 сотрудничал с «Русским вестником» и «Московскими ведомостями» по восточным вопросам. – 110, 112, ИЗ, 115, 122, 124. Нектарий (Надеждин) (30.11.1819 – 07.09.1874), архиепископ. С 02.04.1857 в сане архимандрита занимал должность ректора Петербургской семинарии. 01.1858 назначен редактором журнала «Духовная беседа». С 17.05.1859 – ректор Санкт-Петербургской академии. 13.09.1859 хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1860 епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1865 по 1869 присутствующий член Св. Синода. 14.05.1867 возведен в сан архиепископа. С 21.02.1869 архиепископ Харьковский и Ахтырский. – 139. Никанор (Иванович Негош), митрополит Черногорский. В переписке упоминается как Негуш. Первый митрополит Черногорской церкви после отделения светской власти от церковной. В 1858 назначен черногорским князем Даниилом 1. 03.11.1858 хиротонисан во епископы Черногорские в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. В 1860 после смерти князя Даниила смещен с кафедры новым князем Николаем. – 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Они определяли, что есть судьба, свобода воли, безусловное предведение и не могли наговориться, путаясь в сетях своих умственных построений. Много они тогда наговорились о добре и зле, о счастье и о конечном бедствии; о страсти и об апатии, о славе, о позоре. Всё это было суемудрие или любомудрие ложное... (Мильтон, Потер. Рай , книга 2, ст. 557). Изд. 483 М.А. Максимовича, известного писателя, исследователя истории и быта Малой России; в 1858 году он жил в Москве. Изд. 484 Общество Российской Словесности при Московском университете, возобновлённое в 1858 году под председательством А.С. Хомякова. Изд. 489 Николаю Алексеевичу, единоутробному брату Ивана и Петра Васильевичей Киреевских. Н.А. Елагин позднее был избран депутатом. Изд. 492 Флигель-адъютант, Николай Васильевич Шеншин, член СПб. Комитета по освобождению крестьян. См. о нём «Р. Беседа» 1858, кн. 3, заметку М.П. Погодина и биографический очерк в «Русском Архиве» 1864 г. Изд. 495 Вдове Н.В. Шеншина, Евгении Сергеевне (ур. Арсеньевой), А.С. Хомяков послал стихи свои: «Подвиг есть и в сраженье». 496 Говорится о письменном ответе, составленном Хомяковым на запрос цензуры по поводу статьи Даскалова. См. т. III, стр. 455. главу «О греко-болгарской распре». 498 Михаил Николаевич, известный библиограф, первый секретарь возобновлённого под председательством Хомякова Общества Российской Словесности. 501 Статья Даскалова в «Русской Беседе» 1858, кн. 2, под заглавием Возрождение Болгар или реакция в Европейской Турции. 502 Философский Лексикон проф. Киевского Университета Гогоцкого. См. отзыв об этой книге в III томе сочинений А.С. Хомякова. 505 Вивлиофике, изд. Н.А. Елагиным. Статья о ней К.С. Аксакова напечатана в I томе его сочинений. 509 Т. е. в списке. Письмо к графу Я.И. Ростовцову о раскрепощении помещичьих крестьян было отослано к нему ещё ранее (см. выше, стр. 374 7 к И.С. Аксакову. Последний абзац. Оно напечатано в III томе сочинений А.С. Хомякова. 511 Записки Державина с примечаниями пишущего эти строки помещены были в первых пяти книгах «Русской Беседы» 1859 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010