В октябре 1858 года отцы Парфений и Иероним отправились к храму Спасителя на Мошеве и водрузили крест святой с надписью: «Да будет на месте сем благословение Святыя Горы Афонския, жребия Царицы Небесной, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, поставися Святый Крест сей основателем и Строителем Иеромонахом Парфением 1858 года месяца октября 3-го дня» 93 . Водружение святого креста стало днем основания Гуслицкой обители. 10 октября 1858 года был утвержден проект об устроении монастыря в двадцати трех статьях митрополитом Московским и Коломенским Филаретом, отцом наместником Троицкой Сергиевой Лавры Антонием и строителем Николаевской Берлюковской пустыни иеромонахом Парфением. Некоторые пункты проекта гласили: «Устроителем и Настоятелем Спасо-Преображенского монастыря назначить Строителя Николаевской Берлюковской пустыни иеромонаха Парфения и к нему присоединить, в качестве казначея, Гефсиманского скита иеромонаха Феофана, в качестве старца и духовника, имеющей быть братии иеромонаха Иеронима… До устроения нового монастыря иеромонах Парфений имеет оставаться Строителем Берлюковской пустыни. Но как наблюдение за построением оного потребует некратковременных отлучек от Берлюковской пустыни; то по сей пустыне Строителю придать в качестве помощника Сергиевой Лавры иеромонаха Иосифа, который, в отсутствие Парфения, по его наставлениям и руководству будет наблюдать за братиею и делами Берлюковской пустыни» 94 . 29 декабря 1858 года последовало Высочайшее утверждение проекта об утверждении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. С осени 1858 года отец Парфений руководит двумя монастырями и в обоих ведет строительство, входит в нужды братии, что, несомненно, требует высоких организаторских и духовных дарований, а сам крест строительства нового монастыря – крепкой веры в Промысл Божий. 26 января 1859 года, «отслужив обедню и молебен в Берлюковской пустыне, отобедав и простившись с братиею, вместе с иеромонахами Феофаном и Иеронимом и тремя послушниками, которых, с разрешения владыки, взял из Берлюков, о. Парфений при колокольном звоне отправился на Апостольский подвиг свой в страну Гуслицкую, куда и прибыл 27 января… много дела надо было переделать ему, но Бог не оставил его Своею помощию…» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

13) Нафанаил Нектаров. Магистр 11-го курса Москов. Академии (1838). Из Профессоров Вифанской семинарии определен Инспектором в Июле 1849 года; с 1853 Ректор. 14) Никодим Белокуров. Магистр Московской Академии 18 курса (1852). Из Профессоров Вологодской семинарии Инспектор Вифанской с Ноября 1853 года. В Январе 1858 г. переведен в Инспектора Московской семинарии. В 1862 г. Ректор Вифанской семинарии. 15) Епифаний Избицкий. Магистр Московской Академии 20 курса (1856). Из Профессоров Вифанской семинарии Инспектор с Января 1858 года. Был потом Инспектором Петербургской Академии и ректором Ставропольской семинарии; ныне миссионер Забайкальской миссии. 16) Сергий Спасский . Окончил курс со степенью Магистра в Киевской Академии в 1853 году, и поступил на должность Профессора Костромской семинарии. Овдовев, принял монашество в 1858 году и в Декабре того же года определен Инспектором Вифанской семинарии. Возведен в Архимандрита 25 Сентября 1861 года. В Январе 1862 г. переведен Инспектором Московской семинарии. В Октябре 1863 г. назначен настоятелем Московского Знаменского монастыря. С 1866 г. Ректор Вифанской семинарии. 17) Григорий Воинов . Магистр Московской Академии 21-го курса (1858). Из Профессоров Вологодской семинарии Инспектор Вифанской с 12 Февраля 1862 г. В Ноябре 1863 года переведен Инспектором в Московскую семинарию. Ныне Архимандрит Московского Златоустовского монастыря. 18) Кирилл Орлов. Кандидат Московской Академии 23 курса (1862). Из смотрителей Звенигородского училища Инспектор Вифанской семинарии с 14 Ноября 1863 года. К зданиям вне монастыря, кроме семинарии, относятся: 2) Богаделенный дом. Прежде он был деревянный и находился против семинарии; построен был в 1786 году на иждивение Митрополита Платона. В собственноручной записке Платона сказано об учреждении богадельни следующее: „для славы Божией и во уповании к себе милосердия Божия устроена нами при Вифании богадельня для престарелых и бедных. Почему и определяем: 1) содержать в оной богадельне 6 человек мужеска, и 6 женска пола, и того 12 в раздельных мущин от женщин покоях; 2) на содержание в год сверх получаемаго казеннаго пятирублеваго жалованья, еще от меня на каждаго и каждую по 5 рублей выдавать, и того в год 60 рублей; 3) упражнение их первое должно быть, чтоб жить честно, всегда быть в церкви при службе, а при том церкви и тамошнему месту по возможности своих сил, прислуживать. 4) Им всем на переборку выдавать от меня по 25 копеек на человека. Сие устроив, прошу и молю всех, сии подаяния получить имеющих, молить об оставлении грехов моих Бога Милосердаго. П. А. и А. 1786 г.”. Платон часто беседовал с богаделенными и, состарившись, сам называл себя хуже богаделенного старика. В 1824 году богадельня пришла в ветхость, и на том же месте построен новый дом по прежнему плану. В 1858 году богаделенный дом по ветхости разобран и вместо его за монастырем построен каменный, рядом с тогда же выстроенною каменною гостиницею для приюта богомольцев. 3) Слободские дома штатных служителей

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

345 Психологически стыд в последнем случае не менее реален, чем во всяком другом. Когда же такой стыд называется ложным, то данным названием лишь устанавливается известная этическая оценка факта. Это обстоятельство для нас не имеет сейчас никакого значения, потому что у нас речь не о достоинстве факта, а о его психологическом содержании. 346 Считаем нужным оговориться, что разграничение г. Соловьева между пороками постыдными, и пороками злыми, возмутительными и т.п. может быть принято лишь в относительном смысле: все пороки постыдны, поскольку они вызывают осуждение со стороны общественного мнения. Поэтому, когда человека публично обличают в жестокости, мстительности, то ему становится стыдно. 347 Нужно еще прибавить, что в данном случае очень легко перемешиваются элементы эстетической и нравственной оценки. Никто не может отрицать, что пьяница, напившийся до скотоподобия, обжора страдающий от последствий своего объядения – зрелище, прежде всего отвратительное: мы не говорим о распутстве, которое имеет такие же отвратительные последствия, но в то же время явно связано с нарушением заповеди о любви к ближним. 355 О том, как произошло назначение Порфирия на Дмитровскую кафедру, объяснение см. в письме М. Филарета к наместнику лавры, а. Антонию, от 6-го ноября 1858 года. 1238. 384 Присланные мне в дар о. Феодором брошюры его сочинения были следующие: 1) «О принципах, или началах в делах житейских и гражданских» Спб. 1858 г. 2) «Евангелие, читаемое на благодарственных царских молебнах. Беседа». Спб. 1859 г. 3) «О картине Иванова. Явление Христа мipy». Спб. 1859 г. Вместе с этими брошюрами получены были мною и от вручителя письма – г. Прудникова следующие его сочинения: 1) «Сказание о жизни монахини Дорофеи Ладыгиной» Спб. 1858 г. 2) «Кашинские минеральные воды» Спб. 1858 г. 3) «Отголосок русского». Спб. 1858 г. 4) «Историческая сведения о благоверной великой княгине Анне Кашинской» Спб. 1859 г. 5) «Житие преподобного и богоносного отца нашего Макария, игумена Калязинского чудотворца». Спб. 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

147 Исидор (Я. С. Никольский, 1799–1892) – митрополит Новгородский и С. – Петербургский с 1860 по 1892 гг. 148 Выписки из годовых отчетов свт. Игнатия Св. Синоду о посещениях им Кавказской епархии и о духовно-христианском состоянии края, в т. ч. за 1858 г.; изложены также в кн.: Соколов. Ч. 1. С. 211–300; ПСТ. Т. 2. С. 468–518. 151 Этот взгляд свой на преуспеяние Консистории епископ выразил и самой Консистории предложением, данным ей 13 января 1859 года за 2. Он писал Консистории: «С сердечным утешением усматриваю я, что Кавказская духовная Консистория в истекшем 1858 году сделала значительное преуспеяние по характеру и достоинству своим, которые заключаются в правосудии, в беспристрастии, в благоразумном христианском взгляде на немощи общества, в приветливом, скромном, положительном и твердом тоне при сношениях с другими ведомствами; в осторожности, осмотрительности, устранении от разгорячения, всегда сопутствуемого страстию и всегда обличающего присутствие страсти и уклонение от истины; в безостановочном, по возможности, решении дел, столько отрадном для тех, коих эти дела касаются. 152 Предложение свт. Игнатия о значительном преуспеянии Консистории в 1858 г. (от 13 янв. 1859 г., Публикуется впервые. 154 Григорий Иванович Филипсон (1809–1883) – генерал-лейтенант, сенатор, с 1858 г. командующий войсками Правого крыла Кавказской линии, в 1860 г. – начальник штаба Кавказской армии. 155 Данный материал под заглавием: «Вопрос начальника Кавказской линии [Г. И. Филипсона] и ответ епископа [Игнатия] о Кавказской кафедре по отношениям ее к Кавказскому линейному казачьему войску, значение епископа и протоиерея в православной церковной иерархии (20 сент. – 3 окт. 1858 г.)» был полностью (с незначительными расхождениями) опубликован в кн.: Соколов. Ч. 2. Прил. С. 1–13. Документ характеризует состояние кавказской паствы в период управления ею святителем Игнатием и знакомит с его церковно-административными взглядами. 156 Различие между епископом и пресвитером превосходно изложено в книге «Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь » (с. 81). Изложение это тем особенно важно, что оно указывает на св. отцов Православной Церкви и вместе на раскольничьи книги, говорящие о том же предмете. По сему отделу вероучения большая часть раскольников согласна с Православною Церковию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Даниил. В 1831 г. Андрей окончил школу в с. Лунгани, в 1839 г. принял постриг с именем Андроник, в 1842 г. рукоположен во диакона, в 1850 - во иерея. Подвизался в Н. В. м. и мон-ре Секу. В 1853 г. стал духовником, в 1861 - настоятелем мон-ря Сихэстрия, затем - Секу. Переписал много рукописей, делал переводы с церковнослав. на румын. язык. Автор мн. трудов по церковной истории. Подвизаясь в Н. В. м., составил «Регистр церковного имущества святых монастырей Нямц и Секу», куда включил опись книг обоих монастырей, что вместе с др. составленными им позже описями является важным источником по истории Н. В. м. до пожара 1862 г. В 1856 г. составил «Инвентарь всех сокровищ Большой церкви и остальных церквей св. монастыря Нямц», в 1857 г.- более полный вариант «Инвентаря...» (сохр. в б-ке Н. В. м.: Mss. rom. 167). В 1857 г. в типографии Н. В. м. была издана «История святых монастырей Нямц и Секу в кратком изложении», составленная иеросхим. Андроником по просьбе митр. Молдавского Софрония (Миклеску) для защиты имущественных прав Н. В. м. и Секу (в 1858 иеросхим. Андроник составил более подробный вариант). В 1857-1859 гг. написал «Хронологию св. монастыря Нямц», в к-рой особое внимание уделил деятельности настоятелей обители. В 1858 г. в типографии Н. В. м. вышла его «Краткая история об игуменах и старцах святых монастырей Нямц и Секу». В 1851-1858 гг. написал соч. «История, охватывающая знания вкратце о том, сколько мон-рей и скитов для монахов и монахинь было основано во всем мире», в которую включил сведения о 624 правосл. обителях, в т. ч. о 168 - в Молдавском и Валашском княжествах. В 1858 г. написал историю Молдавской митрополии до 1856 г. («Начало христианства и иерархии в Молдове»). В 1858-1859 гг. совершил паломничество на Афон и в Иерусалим, которое описал в сочинениях «Путешествие и история о Святой Горе Афон» и «Путешествие к Живоносному Гробу…». В 1859 г. создал «Историю о чудотворной иконе Богородицы, которая находится в Нямецком монастыре». В 1863-1887 гг., уже в Новонямецком мон-ре, написал «Историю святых монастырей Нямц и Секу» в 10 т.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Санкт-Петербург. Церковь Павла Исповедника при Александро-Невском Антониевском Духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Александроневское духовное училище первоначально, со времени основания своего, помещалось вместе с семинарией (1726 - 41 гг.) подле Александроневского монастыря в особом здании, по левую сторону Черной речки; потом (1741 - 88 гг. ) за нынешним Стеклянным заводом, по Шлиссельбургскому тракту, в деревянном одноэтажном, с двумя флигелями здании; затем семинария (1788г. - до сент. 1841 г.) в одном из монастырских двухэтажных флигелей, так называемом Федоровским, между Федоровскою церковью и собором, а училище (до 1858 г.) в другом монастырском флигеле между тою же Федоровскою церковью и архиерейским домом; в этом флигеле и находятся квартиры начальствующих в училище, некоторых наставников, эконома, больница и пр. Кроме того, для учеников училища на довольно большой площади против того же флигеля построен был деревянный двухэтажный корпус, вместо которого на том же месте построен был для них в 1858 г. каменный трехэтажный корпус. До 1858 г., когда для духовных воспитанников не было устроено особой церкви, они ходили ко всенощному богослужению в семинарский актовый зал, бывший в Федоровском флигеле, близ собора; всенощное здесь обыкновенно отправлял ректор училища, который был в то же время и инспектором семинарии. К литургии же они ходили в одну из монастырских церквей, преимущественно в Лазаревскую. В настоящее время училищная церковь помещается в среднем этаже построенного в 1858 г. каменного корпуса. Она устроена попечением бывшего протоиерея Волковско - кладбищенской церкви Николая Степановича Ильинского, впоследствии архимандрита и наместника Александроневской лавры, Никанора на сумму, пожертвованную С.-петербургским почетным гражданином Павлом Ивановичем Кудряшовым, и освящена 20 сентября 1858 г. высокопреосвященным митрополитом Григорием. Длина церкви вместе с алтарем 7 саж., а ширина 3 саж. и три четверти аршина. В 1877 г. к ней присоединен смежный с нею зал в 3 окна. На чердаке устроено в 1876 г. потомственным почетным гражданином Петром Аверьяновым помещение для трех колоколов, из которых один в 20 фунтов составляет давнишнюю собственность училища, другой в 5 с половиной пудов и третий в 2 пуда пожертвованы в 1876 г. сапожного цеха мастером Кириллом Ивановым.

http://sobory.ru/article/?object=11219

Немало энергии потребовало от Преосвященного Игнатия Брянчанинова дело постройки в г. Ставрополе Архиерейского дома, стоившее ему больших хлопот и не обошедшееся для него без значительных неприятностей! Архиерейский дом к 1858-му году был почти уничтожен. Деревянная ветхая тесная хижина, пожертвованная купцом Волобуевым для жительства Преосвященному Иеремии на короткий срок, до времени построения Архиерейского дома, должна была служить гораздо долее этого срока приютом Епископу. Неудобство и необыкновенная простота этого приюта отнимали возможность у Епископа заниматься епархиальными делами с должной отчетливостью; сверх того хижина, пожертвованная уже ветхой, в течение 14-ти лет пришла в совершенную ветхость, начала разрушаться. Епископ Игнатий должен был провести зиму 1857–1858 года в частному доме. Само место, довольно большое, было неудобно для архиерейского дома, который, по мысли Епископа Игнатия, должен стоять отдельно и иметь характер монастыря. Место это утверждено Высочайшим повелением за Архиерейским домом еще в 1858-м году, но не было передано к 1858-му году под различными предлогами, в епархиальное ведомство. 2) Другое место, в лучшей части города, именуемой Воробьевской, весьма удобное и живописное, куплено было Преосвященным Иеремией у Штаба. При этом месте была лесная дача с плитной ломкой, пожертвованная дому городом. Относительно дачи производился процесс с частным лицом, захватившим своевольно и насильственно значительный участок и старавшимся распространить свое владение. Естественно, что при таком положении этого места, при неизвестности, каким результатом разрешится дело, построение дома представлялось рановременным. Составлен был и проект дома, но проект был так недостаточен, что Епископ Игнатий не мог принять на себя представление проекта на утверждение Святейшего Синода. 3) Кавказское начальство, ходатайствовавшее об открытии на Кавказе епархии, намеревалось немедленно обеспечить содержание Епископа и его дома угодиями или суммой за угодия. Но обеспечение это, однако, не осуществлялось, как лицо, так и дом Епископа оставались, в самом затруднительном положении. Епископам Иеремии и Иоанникию выдавались в пособие 1000 руб. серебром в дополнение к жалованию и 1500 серебр. на содержание дома; последние 1500 руб. были отпущены и в 1858 году. 4) С открытием епархии даны были дому 44 служителя, избранные из казенных поселян Ставропольской губернии. Дом, очевидно, не имел ни средств ни места к поселению этих штатных служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1856 г. Г. участвовал в короновании имп. Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 окт. того же года переведен на Новгородскую и С.-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям Г. выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в С.-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в С.-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня мон-ре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), свт. Григория в Троице-Сергиевой пуст. и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого об-ва и св. Павла исповедника при Александро-Невском ДУ (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859). При содействии Г. правосл. богослужебные книги переводились на фин. язык, т. к. мн. правосл. финны были вынуждены пользоваться лютеран. молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 г. занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 г. эту деятельность возглавил архим. Павел (Лебедев ; впосл. архиепископ Казанский). В 1860 г. Г. активно участвовал в переводе ВЗ на рус. язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христ. просвещении, в 1857 г. основал при СПбДС ж. «Духовная беседа» , предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься офиц. документы духовного ведомства. По инициативе Г. при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 г. митрополит перевез в б-ку академии б-ки Софии Св. собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В дек. 1858 г. представил в Синод проект создания миссионерского ин-та со сроком обучения 7 лет, под к-рый была отведена мыза в с. Грузине Новгородской губ. (проект не был реализован).

http://pravenc.ru/text/166676.html

Полагаю, что в сих строках я изложил ответ на вопросы, предложенные мне Вашим превосходительством в письме Вашем, ответ настолько удовлетворительный, сколько позволили мои скудные способности и познания. Остается мне желать, чтоб милосердый Господь, Податель всех благ и начала их – благой мысли, ниспослал Вам из духовной сокровищницы Своей помышления мудрые и преподобные, да положит их в основание порученного Вам дела. С чувством отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего превосходительства покорнейшим слугою: Подлинное подписано Игнатием, епископом Кавказским и Черноморским. 205 октября 3 дня 1858 года». Предположение это, однако, не состоялось. В конце 1858 года получено циркулярное предписание князя наместника с изложением другого проекта, устраняющего вышеупомянутый, но еще не представлявший ничего положительного, как введенный исполнительно только в виде опыта на два года с 1-го января 1859 года. По сему последнему проекту изменялся только образ действий губернатора, епархиального ведомства он нисколько не касался. Приведенные здесь два предположения фактически и живописно изображают переходное состояние края и тем дают возможность Св. Синоду составлять правильно свои административные соображения относительно Церкви. Архиерейский дом. Архиерейский дом к 1858 году был, с справедливостию можно сказать, почти уничтожен. 1 . Деревянная ветхая и тесная хижина, пожертвованная купцом Волобуевым преосвященному Иеремии на короткий срок, до времени построения архиерейского дома, должна была служить гораздо долее сего срока приютом епископу. Неудобство и необыкновенная простота этого приюта отнимали возможность у епископа заниматься епархиальными делами с должною отчетливостию. Сверх того, хижина, пожертвованная уже ветхою, в течение четырнадцати лет пришла в совершенную ветхость, начала разрушаться. Епископ должен был провести зиму с 1857 на 1858 год в частном доме. Самое место, довольно большое, но неудобное для архиерейского дома, долженствующего стоять отдельно и иметь характер монастыря, утвержденное высочайшим повелением за архиерейским домом еще в 1846 году, не было передано к 1858 году под различными предлогами в епархиальное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В епархии чтятся образ Пресв. Богородицы «Скоропослушница» в Михаило-Архангельском храме в с. Городище и икона сщмч. Макария Оренбургского в Никольском храме с. Н. Павловка Оренбургского р-на. Пользуется почитанием игум. Зосима (Карцев; † 1920) - основатель Николаевского мон-ря близ с. Покровка Новосергиевского р-на, к месту его подвига стекается множество паломников. Местночтимая святая Уфимской епархии прп. Зосима (Суханова) Еннатская, прожившая на территории совр. Оренбургской епархии более 30 лет, также широко почитаема в Оренбуржье за скорую помощь обращающимся к ней в молитве. Е. В. Банникова Архиереи Оренбургские и Уфимские епископы: Амвросий (Келембет; 13 нояб. 1799 - 25 мая 1806), Августин (Сахаров; 10 июня 1806 - 6 янв. 1819), архиеп. Казанский Амвросий (Протасов ; 11 дек. 1818 - 23 марта 1819, в. у.), свт. Иннокентий (Смирнов ; 2-22 марта 1819, на кафедру не прибыл), Феофил (Татарский (Кожемяченко); 23 марта 1819 - 19 мая 1823), архиеп. Казанский Амвросий (Протасов; 19 мая 1823 - 17 июня 1823, в. у.), Амвросий (Морев; 17 июня 1823 - 1 дек. 1828), Аркадий (Фёдоров; 3 февр. 1829 - 8 авг. 1831), Михаил (Добров; 27 сент. 1831 - 30 окт. 1835; 1838, май-сент. 1843, в. у.), Иоанникий (Образцов; 16 нояб. 1835 - 20 нояб. 1849), Иосиф (Кобыльский-Богословский; 20 нояб. 1849 - 27 авг. 1853), Антоний (Шокотов; 27 авг. 1853 - 17 марта 1858), архиеп. Казанский Афанасий (Соколов ; 17 марта 1858 - 15 июня 1858, в. у.), Антоний (Радонежский; 15 июня 1858 - 17 марта 1862; с 21 марта 1859 именовался Оренбургским и Уральским). Оренбургские и Уральские епископы: Варлаам (Денисов; 19 мая 1862 - 9 нояб. 1866), Митрофан (Вицинский; 9 нояб. 1866 - 23 мая 1879, с 1 апр. 1879 в сане архиепископа), Вениамин (Быковский ; 23 мая 1879 - 5 апр. 1882), Вениамин (Смирнов ; 5 апр. 1882 - 1 мая 1886), Макарий (Троицкий; 21 мая 1886 - 22 окт. 1895), Николай (Адоратский ; 22 окт. 1895 - 29 окт. 1896), Старицкий еп. Гавриил (Голосов ; 16 июня - 15 авг. 1896, в. у.), Тихон (Клитин ; 15 нояб.- 5 дек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010