Протопопов Сергей, родился около 1858 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Иоанн Протопопов, ум. священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Кулебякино, церковь в честь Рождества Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 9; д. 2007, л. 1). Протопопов Феоктист, родился около 1858 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Александр Феоктистов Протопопов, диакон; Московская губерния, Рузский уезд, село Кожино, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Пушкинский Алексей, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Сергей Пушкинский, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Барково, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 7 об.). Пятницкий Василий, родился около 1853 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иоанн Петров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Андреевское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 13). Пятницкий Михаил, родился около 1854 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Иоанн Петров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезда, село Андреевское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19). Пятницкий Николай, родился около 1860 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : [Пятницкий Иоанн] († до 1880 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезда, село Андреевское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 17). Пятницкий Петр, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иоанн Пятницкий, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Андреевское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 5). Радугин Сергей, родился около 1857 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец : Платон Радугин, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Воронино, церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 25; д. 2067, л. 1 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Терновский Михаил,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Василий Сергиев, заштатный священник; Московская губерния, Московский уезд, село Середниково, Алексиевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 3 об., 4). Терновский Сергей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Александр Сергиев, ректор Спасо-Андрониевского духовного училища, священник; Москва, Ивановский сорок, Сорокосвятская у Новоспасского монастыря церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Тихомиров Иван,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Аполлоний Иоаннов, священник; Москва, Китайский сорок, Николомоскворецкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 3 об., 4). Тихомиров Павел,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Тимофей Иларионов, дьячок; Москва, Китайский сорок, Марие-Магдалинская, что в Московском Императорском воспитательном доме, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9; Оп. 1. Д. 1492. Л. 261). Толгский Василий,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: в должности дьячка; Григорий Феодоров, диакон; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Конобеево, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8 об., 9). Троицкий Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Егор Александров († до 1864 г.), дьячок; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Мячково, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 8 об.). Троицкий Андрей,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Димитрий Ефремов, бывший дьячок; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Новинки, Казанская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12 об.). Троицкий Виктор,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Кирилл Петров, дьячок; Московская губерния, Коломна, Троицкая, что в Ямской слободе, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 3 об., 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

414 См. выпуск перв. стр. 293–4 и 352; Сборн. для истор. старообр. т. 1, стр. 20, прав. 45, стр. 23 и 33. 421 Покровского монастыря, находившегося в 3 верстах от Казанского (полн. истор. извест. стр. 349–350). 430 Собр. пост. по ч. раск. 1858 г. стр. 106. Это постановление подтверждалось неоднократно и после (там же стр. 171). 437 См. об этом в Правосл. собеседн. 1858 г. ч. I, стр. 231–26 , а также в Сыне отечества (1862 г. 38) нашу заметку: «сказания старообрядцев об обращении иргизских старообрядческих монастырей в единоверческие». 460 Сборн. для истор. старообр. т. 2, стр. 242; Русск. Вестн. 1866 г. май, истор. очерк поповщ. стр. 21 и 86. 462 Когда «за оскудением священства» стали венчать на Рогожском кладбище за раз по 20 свадеб, устроено было и 20 пар совершенно одинаковых бронзовых венцев, хранившихся в Рождественской часовне; впрочем для венчания богатых свадеб были венцы серебряные – вызолоченные, с бриллиантами, жемчугом и драгоценными камнями (Русск. Вестн. 1866 г. май, истор. очерк поповщ., стр. 19). 468 См. о беглых попах в царствование императора Николая в сборн. для истор. старообр. т. 2, вып. V, гл. 3. 486 Собр. пост. по ч. раск. 1860 г. кн. 2, стр. 381, 387 и 391; Собр. пост. по ч. раск. 1858 г. стр. 502. 496 Там же стр. 452–453; хотя напр. на просьбу некрасовцев – о дозволении им отправлять богослужение по правилам старообрядческой секты и иметь своих священников «по особым политическим видам», последовало в 1838 году высочайшее повеление следующего рода: «для оказания возможного снисхождения и покровительства некрасовцам предписать особо и секретно Бессарабскому военному губернатору – не мешать им отправлять богослужение по своим обрядам» (там же стр. 320–321). 506 Собр. пост. по ч. раск. 1858 г. стр. 598–599; снес. собр. пост. по ч. раск. 1860 г. кн. 2, стр. 521–523; Кельсиев. вып. 2, стр. 183–184, 196. Читать далее Источник: Семейная жизнь в русском расколе : Ист. очерк раскольн. учения о браке/[Соч.] Э. о. проф. С.-Петерб. духов. акад. И. Нильского. - Вып. 1-2. - Санкт-Петербург : Тип. Деп. уделов, 1869./Вып. 2: Царствование императора Николая I. - 256, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Анны Праведной успения, во дворе Мариинской больницы, на Новой Божедомке. Построена в 1857–1858 годах. Николая Чудотворца «Красный звон». Ильинка, Юшков переулок. Построена в 1858 году купцом Поляковым. Приделы: 1) Рождества Богородицы, 2) Зосимы и Савватия. Александра Невского, при Мещанской богадельне на Покровской. Освящена 8 декабря 1858 года. Придел Преподобной Ксении. Филиппа Митрополита, при доме гр. Соллогуб, на Поварской. Построена около 1859 года. Девяти Мучеников, в доме кн. Мещерского, на Никитской. Освящена 14 декабря 1859 года. Успения Пресвятой Богородицы, что на Вражке. Тверская, Газетный переулок. Построена в 1857–1860 годах. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Иоанна Предтечи. 392. Живоначальной Троицы, что на Грязях. У Покровских ворот. Построена на средства н. с. Е. В. Молчанова архитектором М. Д. Быковским в 1861 году. Главный престол Божией Матери в честь иконы ея «Трех Радостей». Другой придел Николая Чудотворца. 393. Живоначальной Троицы, в Елизаветинском Институте, на Вознесенской. Устроена в 1862 году. 394. Петра и Павла, на дворе Мещанских училищ, на Калужской. Построена в 1862 году. 395. Всех Скорбящих Радости, что в Ямской Коломенской слободе. Иначе называется «Флора и Лавра, что на Зацепе». Главная церковь построена в 1862 году, трапезная и колокольня – в 1835. Третий престол Петра и Павла. 396. Петра и Павла, в Хамовнических казармах, при Перновском полку. Церковь устроена в 1863 году, а придел Николая Чудотворца – в 1899. Петра и Павла, в Хамовнических казармах, при Несвижском полку. Никиты Мученика, что в Татарской (или, «что в Старых Толмачах»). Построена арх. М. Д. Быковским в 1858–1863 годах. Главный престол Сретения Господня. Другой придел «Утоли моя печали». Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Мариинском у чилище, на Софийской набережной. Устроена в 1863 г. 400. Николая Чудотворца, Мученицы Софии и Марии Египетской, при учреждениях имени кн. С. Щербатовой, на Воронцовской улице. Построена в 1863 году и называлась, одним именем Николая Чудотворца. В 1900 г. перестроена, и 30 октября освящена с нынешним именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

721 Волкова Екатерина Алексеевна – паломница, дочь помещика Тульской губернии. Дважды приезжала в Святую Землю: в 1852–1853 и, возможно, в 1860 (может быть, второй раз только собиралась). Первое пребывание в Иерусалиме отражено в рукописи: «Путевые записки, или Краткое описание о святом граде Иерусалиме и его окрестностях. 1852 и 1853 года» (ОР РГБ. Ф. 23. Оп. 9. Д. 1). 723 Бутенев Аполлинарий Петрович (1787–1866) – в это время посол с особым поручением в Константинополе (1856–1858). 724 О люстре, отправленной М.П. Кавелиной по поручению августейших особ в качестве пожертвования в храм Гроба Господня см. всеподданнейший доклад князя А. М. Горчакова от 17 декабря 1857 г. (том 1 настоящего издания, документ 322). 727 Саломон Петр Иванович (1819–1905) – сенатор (1864), член Государственного Совета (1889). Окончил Царскосельский лицей; в 1840–1858 гг. служил чиновником в Сенате; в 1858–1863 гг. директор канцелярии Св. Синода; в 1864–1896 гг. вновь на службе в Сенате. 729 Зедергольм Константин Карлович (в монашестве с 1862 г. Климент; 1830–1878), сын лютеранского пастора. Окончил Историко-филологический факультет Московского университета; магистр греческой словесности. В 1853 г. присоединился к православию; состоял чиновником особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. В 1860 г. вместе с П.И. Саломоном был командирован от Св. Синода на Православный Восток для сбора сведений о состоянии Православных Церквей. В 1862 г. поступил послушником в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни, где стал учеником старцев Макария и Амвросия. 8 июля 1873 г. рукоположен в иеромонаха. Занимался переводами творений святых отцов и подготовкой их к изданию. О нем: Леонтьев К.Н. Отец Климент (Зедергольм) , иеромонах Оптиной пустыни//Православный немец. Иеромонах Климент (Зедергольм) . Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2002. С. 28–172. В том же сборнике – статья о. Климента «Из воспоминаний о поездке на Восток в 1860 г.» (с. 297–312). 730 Вениамин имеет в виду, что в период пребывания архимандрита Леонида в Иерусалиме у них не сложилось отношений – ни в первый период, когда последний служил при начальнике РДМ епископе Кирилле (1858–1859), ни позже, когда, в бытность Леонида начальником Миссии (1864–1865), Вениамин был с 14 мая 1864 г. удален из Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Отмеченные выше черты Епископа Игнатия Брянчанинова подтверждаются его суждениями в отчетах о состоянии епархии, его действиями по благоустройству последней. Представляя Свой отчет о состоянии Кавказской епархии за 1857 год, Епископ Игнатий в препроводительном рапорте Святейшему Синоду сам признает его теоретическим, потому что прибыв 4 января 1858 года на Кавказскую кафедру, он не только не мог приобрести практических основательных понятий о епархии ко времени составления отчета, но даже не успел ознакомиться с её делами, что могло бы доставить ему много сведений точных и живых. Перечитывая впоследствии отчет этот, сам Преосвященный Игнатий находил его, бесцветным и маложизненным. Он и не мог, конечно, иметь другого характера, как составленный наскоро по сведениям, собранным от разных лиц и из делопроизводства, – по сведениям, которые не могли быть подвергнуты должной критике; по сведениям, может быть и правильным, но голословным и личного взгляда Епископа Игнатия на дело не выражает. Но зато отчет о состоянии Кавказской епархии за 1858 год представляет епархию Святейшему Синоду изображенной яснее и отчетливее. Но картина епархиальной жизни и по этому отчету Епископа Игнатия, еще неполна. По причине крайне поздней весны 1858 года, на Кавказе необыкновенной, Преосвященный Игнатий не мог весной посетить области Черноморских казаков. Поначалу он предполагал сделать это осенью, которая в 1858 году была необыкновенно хороша, подобна июлю самого лучшего Петербургского лета. Но приезд редких и приятных гостей-Их Императорских Высочеств Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей определил для него, как и для всех главных лиц Кавказского края, пребывание в Ставрополь для приема Их. Картина епархиальной жизни Кавказа дополняется отчетом Епископа Игнатия за 1859 год, в который он включает и сведения посещенной им в этом году Черномории. Вступив в управление Кавказской епархии, Епископ Игнатий, прежде всего, озаботился надлежащим устроением и поднятием на должную, сообразно со своими идеями, высоту вспомогательных в отношении к Епископу учреждений – духовной Консистории и состава Окружных благочинных. В отношении к составу Консистории деятельность Епископа Игнатия выразилась, в старательном и энергичном подборе трудолюбивых, исполнительных и честных членов Консистории, с устранением из состава Консистории носителей самовластия и личных выгод, и заботами об улучшении положения канцелярских служащих Консистории и условий их труда. В первом отношении значительным фактом, требовавшим от Епископа Игнатия немалой настойчивости и решительности и доставившим ему существенные для него огорчения, является удаление из состава Консистории протоиерея Крастилевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Епископ, сообщая митрополиту об отношениях своих к семинарии, передал, между прочим, что в видах поощрения г. г. профессоров и учащегося юношества он приглашал по вечерам в праздники к себе нескольких человек преподавателей и с ними нескольких наиболее достойных юношей на чай, при этом предлагалось угощение фруктами или чем другим сладким и велись разговоры духовно-назидательного направления. Это действие столько не понравилось митрополиту, что, несмотря на присутствие при этом начальника губернии, он не остановился осыпать епископа укоризнами, выговаривая ему за сие, как бы за какое преступление, и до такой степени увлекся своим разнузданным раздражением, что генерал-лейтенант Волоцкой счел не неприличным успокаивать его, выставляя ему молчание епископа перед его обвинениями как причину достаточную, чтобы умерить гнев его и положить конец крикливому его выговору. Окончив лечение в Кисловодске, епископ Игнатий направил путь свой для обзора епархии вдоль южной и потом по юго-восточной стороне Ставропольской губернии. Чтобы уяснить, по возможности, вернее найденное им современное состояние епархии, обратимся к взгляду на нее самого епископа Игнатия, высказанному им в его годовом отчете за 1858 год, когда он уже лично осмотрел большую половину ее, но еще не видал Черномории, не успев посетить ее за поздним временем, которого много было отнято ожиданием приезда великих князей Николая и Михаила Николаевичей, посетивших в осень того года Кавказ и проезжавших через Ставрополь. Обратимся к выпискам из годового отчета о состоянии епархии за 1858 год. 148 Консистория. Личный состав Консистории. В 1858 году (то есть в год приезда епископа Игнатия на кафедру) значительно изменился. В начале 1858 года, вслед за епископом Игнатием, прибыли в Ставрополь новый ректор семинарии архимандрит Герман 149 и новый инспектор, соборный иеромонах Исаакий 150 . Первый из них по усвоенному ректорам праву начал присутствовать в Консистории, а второй – по предложению епископа, по представлению которого это распоряжение его утверждено Синодом. В марте прибыл и новый секретарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отрывок из первого известного литературного произведения (1827 г.). 197. [О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви]: (в сокр.)//Там же. — С. 398–404. 198. Первоклассной Троицкой Сергиевской пустыни настоятеля архимандрита Игнатия же пустыни иеромонахам Феофану и Аполлосу — инструкция [Об обязанностях наместника и казначея пустыни, от 29 сент. 1836 г.]//Там же. — С. 149–150. 199. [Предложение еп. Игнатия в Кавказскую Духовную консисторию о постройке архиерейского дома в Ставрополе от 7 мая 1858 г.]//Там же. — С. 237–238. 200. [Предложения еп. Игнатия о наблюдении за нравственным состоянием братства Черноморской Екатеринолебяжской пустыни от 17 авг. и от 2 нояб. 1859 г.]//Там же. — С. 257. 201. [Прошение митрополиту Антонию от 19 мая 1847 года]//Там же. — С. 175–177. 202. [Рапорт еп. Игнатия о посещении им станиц Казачьего линейного войска от 13 мая 1858 г.]//Там же. — С. 252–254. 203. [Рапорт Святейшему Правительствующему Синоду от 24 июля 1861 года об увольнении от управления Кавказскою епархией и о предоставлении в управление Николаевского Бабаевского монастыря]//Там же. — С. 298. 204. [Резолюции еп. Игнатия Кавказской Духовной консистории по делу прот. К. Крастилевского от 24 сент., 24 нояб., 12 дек. 1858 г., от 24 апр., 5 мая 1859 г.]//Там же. — С. 220–224. 205. [Резолюции, рапорты еп. Игнатия по Кавказской Духовной семинарии за 1859–1860 гг.]//Там же. — С. 267–276. В т. ч. о необходимости преподавания осетинского языка, о недостатках делопроизводства семинарского правления, об учениках семинарии, отличившихся благонравием и о мерах к ученикам, обнаружившим недостаток духовной дисциплины. 206. [Резолюция в Кавказскую Духовную консисторию от 1858 г. по различным судебным делам кавказского духовенства]//Там же. — С. 259–263. 207. [Резолюция еп. Игнатия об окончании постройки архиерейского дома в Ставрополе от 13 августа 1859 г.]//Там же. — С. 241. 208. [Речь преосвященного Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского на торжестве по случаю покорения Восточного Кавказа, произнесенная 25 авг. 1860 года в Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя Кавказского]//Там же. — С. 295–296.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но Богоматерь особенным чудом известила Епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе. Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте; впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери. Икона имеет один аршин и 12 вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины. Икона, как видно, была написана, по золотому фону. Иные утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками; но Моздокские осетины утверждают, что она покрылась копотью во время вышеупомянутых пожаров в ущелье Карталинском. Черты лица Божией Матери на иконе–строгие; характер письма грузинский. Иконописец царицы Тамары, говорит предание, приуготовлялся к написанию иконы, сорокодневным постом и сорокодневными молитвами. Осетины признают икону своей собственностью, питают к ней пламенную привязанность, с которой нужно обращаться весьма осторожно и благоразумно. Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев магометан. Армяне Грегорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений; под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражённые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверие к иконе, питают доверие и к христианству. Икона является среди горцев Апостолом. (Отчет Епископа Игнатия Святейшему Синоду о состоянии Кавказской и Черноморской Епархии за 1858 год). 349 Согласно представлению Епископа Игнатия от 26 сент. 1858 г., за 199, Указом Свят. Синода от 4 ноября 1858 года, член Консистории протоиерей Крастилевский уволен от занимаемой им должности члена консистории, и на место его определен кафедральный протоиерей Василий Попов (Там же, л. 3). 350 Резолюция Епископа Игнатия от 17 ноября 1858 года, за 1458; Архив Кавказской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Инспектор Московской академии о. Порфирий, благодаря меня письмом от 5-го ч. за устроенный для него наперсный крест, прислал мне в дар две книжки: 1) «Историческое описание Костромского Ипатиевского монастыря», прот. М. Диева . М. 1858 г., и 2) «Воспоминания о преосвящ. Иннокентии, архиеписк. Херсонском», иером. Иоасафа. Спб. 1858 г. 12-го ч. получил я в дар от профессора Московского университета, Вас. Никол. Лешкова 359 его сочинение: «Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.». М. 1858 г. —422— 1858 г. 13-го ч. писал я в Муром теще Праск. Степанов. Царевской: «По обещанию моему, уделяю вам от царских щедрот небольшую частицу; посылаю вам при сем 25 р.с., их коих 5 р. Просил бы я вас доставить на утешение к великому празднику Христову вашей несчастной сестрице Екатерине Степановне. Царское жалование все без остатка мне следовало бы употребить на уплату долгов, какие я сделал по случаю издания моей книги: но так как в отношении г. обер-прокурора к нашему владыке митрополиту, при коем препровождены мои наградные деньги, сказано, чтобы я приобрел на эти деньги Высочайший подарок, то я и думаю, во исполнение этой воли начальства и для всегдашнего воспоминания о Высочайшем ко мне благоволении, употребить, хотя четвертую часть из всей пожалованной мне суммы, на устроение золотого наперсного мне креста; Надеюсь, что вы одобрите мою мысль. Что сказать вам нового? Может быть, вы слышали о назначении викарием в Москву брата вашей Дощатинской сватьи о. Порфирия. 360 Мы с ним старые знакомые: он не раз бывал у меня прежде, мимоездом чрез Москву. И теперь, когда я был у его преосвященства на прошедшей неделе с поздравлением, он публично, в присутствии посторонних гостей, провозгласил меня своим родственником, хотя я вовсе не понимаю, какое может быть между нами родство. Просил меня бывать у него запросто, по родному, и сам обещался заезжать ко мне по-старому. Я очень рад таким отношениям нашим: но не знаю, на сколько они могут поддерживаться между нами. У него всегда много дела; да и у меня не меньше».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010