«Крестики и кольца (по две копейки стоимостью), – говорит преосв. Кирилл, – высылались бы из Иерусалима все одинаковые, самые простые, все освященные – крестики в Иордане, а кольца в Назарете, у источника Божией Матери. Контроля здесь не нужно никакого: по первому календарю можно было бы проверить сумму. Между тем мы могли бы доставить таким образом 1) миссии средства для деятельности, 2) России постоянное напоминание о святынях Востока, 3) Вифлеему и Назарету работу, которая, будучи предоставлена исключительно православным, могла бы служить значительным противодействием пропаганде латинства» 268 . 256 Настоящая (IX-я) глава и составлена преимущественно на основании этих отчетов, хранящихся в архиве Св. Синода (в копиях) по канцелярии г. обер-прокурора за 1858 г. д. 389. Отзыв м. Филарета (Дроздова) о них см. в Собрании мнений и отзывов его по делам правосл. церкви на Востоке. СПБ. 1886 г. стр. 377–384. 258 Против этого места в отчете преосв. Кирилла рукою русского посланника в Константинополе А. П. Бутенева отмечено: «распоряжения идут очень медленно; доселе продолжаются соображения о постройке». 259 Вот эти слова в отчете от 11 марта 1858 года: «от министерства именно, прежде всего, узнал я, постоянный до того и уединенный житель своего скромного кабинета, об этих жалобах и воплях (разумеется, православных народностей Востока на Греков), послуживших, между прочим, и причиною устройства миссии иерусалимской». 260 См. его записку в музейной библиотеке Киевской дух. Академии, выше-упомянутую нами на стр. 34. 263 Друзы – народ. живший на южн. Ливане и Антиливане, исповедывавший религию, представляющую смесь христ., евр. и магометан. учений. 265 Кн. А. Б. Лобанов-Ростовский, бывший с 1856–1859 г. советником, а с 1859–1863 г. русским посланником в Константинополе; †1896 г. 266 См. в арх. министерства иностранных дел за 1858 г. между делами второй иерусалимской миссии без О том же самом путешествии своем по Сирии преосв. Кирилл писал к своим петербургским родным 17 декабря 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

51 См.: Вах К. А. Иерусалимский проект великого князя Константина Николаевича//Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. М., 2012. С. 11 –35. 54 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 6 – 8; Записка 11 декабря – это мнение святителя Филарета о преобразованиях в Константинопольском Патриархате от 11 декабря 1858 г. (см.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. С. 7–15). 57 ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 30. Л. 60–61 об.; см.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т./Изд. под ред. преосв. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. Т 4. М., 1886. С. 350 – 351. 60 См.: Д, Даскалов X. К. Турецкие дела//Русский вестник. 1858. Т. 13. Февраль. 4. Кн. 2. Отд.: Соврем. Летопись. С. 245–265; Т. 14. Март. 6. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 35–52; Т. 15. Май. 9. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 33–51; Он же. Возрождение болгар, или Реакция в Европейской Турции//Русская беседа. 1858. Кн. 2. Отд. 5. С. 1–64. 68 См.: Хомяков Л. С. О греко-болгарской распре: Записка по поводу статьи г. Даскалова в «Русской беседе»//Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900–1904. Т. 3. С. 455–458. 71 См.: Ответ г-ну Д.//Московские ведомости. 1858. 5 авг. N° 93. С. 864–866; 7 авг. 94. С. 874–876; 9 авг. 95. С. 885–886; 12 авг. 96. С. 894–895; 14 авг. 97. С. 904–906. В том же году статья вышла отдельной брошюрой. 72 Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 356. Как отмечает О. Л. Фетисенко, возражением на статью Т. И. Филиппова можно считать редакционный комментарий к статье Ю. Дестуниса «Голос грека в защиту Византии», опубликованный во 2-й кн. «Русской беседы» за 1859 г. (см.: Фетисенко О. Л. Тертий Филиппов – первый редактор «Русской беседы»//«Русская беседа»: история славянофильского журнала: Исследования, материалы. Постатейная роспись. СПб., 2011. С. 121 – 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

до 1669 года архиепископ Иосиф IV 1674–1681 Павел Моравский 1681–1686 Авраамий 1687–1700 Стефан Яворский 1700–1722 Епископы Рязанские и Муромские: Сильверст Холмский 1723–1725 Гавриил Бужинский 1726–1731 Лаврентий Горка 1731–1733 Алексий Титов, архиеп. 1733–1750 Димитрий Сеченов 1752–1757 Палладий Юрьев 1758–1778 с 1764 года “Рязанский и Шатский” Архиепископы Рязанские и Зарайские: СимонЛобов 1778–1804 Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809 Феофилакт Русанов 1809–1817 Сергий Крылов-Платонов 1817–1824 с 1819 года архиепископ Филарет Амфитеатров 1825–1828 с 1826 года архиепископ Григорий Постников 1828–1831 Евгений Казанцев 1831–1837 Гавриил Городков 1837–1858 Смарагд Крыжановский 1858–1863 Иринарх Попов 1863–1867 Алексий Ржаницын 1867–1876 Палладий Раев 1876–1882 с 1881 года архиепископ Феоктист Попов 1882–1894 с 1885 года архиепископ Иустин Полянский 1894 Михайловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871 Василий Левитов 1873–1880 Авраамий Летницкий 1880–1881 Августин Гуляницкий 1881–1883 Иустин Полянский 1883–1885 Феодосий Рождественский 1886–1892 Иоанникий Казанский 1892 Саратовская Учреждена в 1828 году. Кафедра в Саратове. Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832 Иаков Вечерков 1832–1847 Афанасий Дроздов 1847–1856 Иоанникий Горский 1856–1860 Евфимий Беликов 1860–1863 Иоанникий Руднев 1864–1873 Тихон Покровский 1873–1882 Павел Вильчанский 1882–1889 Авраамий Летницкий 1889–1893 Николай Налимов 1893 Симбирская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Симбирске. Епископы и архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович, архиеп. 1832–1842 Феодотий Озеров 1842–1858 с 1856 года архиепископ Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874 Феоктист Попов 1874–1882 Варсонофий Охотин 1882 Смоленская Учреждена в 1137 году. 70 Кафедра в Смоленске. Епископы Смоленские: Мануил Кастрат, грек 1137–1169 Константин 1180 Симеон I 1190–1197 Игнатий I 1206–1219 Лазарь хир. 1219 Афанасий Иоанн I Дионисий упом.до 1238 Порфирий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

82 Антонио Сикари. Портреты святых. Милан, 1991. Т. II. С. 11–14.. 83 Мережковский Д. С . Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 69–88, 95. 84 Джеймс В . Многообразие религиозного опыта/пер. с англ. М., 1910. С. 337. 85 Повесть об одной душе.//Символ. Париж, 1996. C. 95. 86 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Часть I//Творения. СПб., 1905. Т. 1. С. 131. 87 Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М., 1994 . 88 Паисий Величковский , прп. Сочинение о знамении Честного и Животворящего Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л. 39. 89 Игнатий (Брянчанинов), свт . Собрание писем. Письмо М–СПб. 1995. С. 396. 90 Феофан Затворник, свт . Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 45. 91 Там же. С. 230–232. 92 Амвросий Оптинский, прп . Собрание писем к мирским особам. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 384. 93 Иоанн Кронштадтский, св. праведный . Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. Мысли о Церкви и православном богослужении. Путь к Богу. Киев: “Оранта”, 2006. С. 56–57. 94 Игнатий (Брянчанинов), свт. Лютеранизм//Полн. собр. творений. М.: Паломник, 2002. Т. IV. С. 445. 95 Я.П. Полонский. Из Бурдильёна («Ночь смотрит тысячами глаз…»). 96 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 71. М., 1858. С. 519–520. 97 Исаак Сирин, прп . Слова Подвижнические. Слово 34. М., 1858. С. 217. 98 Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. Слово 5. М., 1858. С. 190. 99 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 55. М., 1858. 100 То есть животный и растительный мир. 101 Дамаскин Христенсен, иером. Не от мира сего. М., 1995. С. 867. 102 Юнг К. Психология бессознательного. М., 2003. С. 24–34. 103 Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. С. 8. 104 Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. Клин, 2004. С. 206. 105 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты//Сочинения. 2е изд. СПб., 1886. Т. 2. С. 334. 106 Там же. Т. 3. С. 55. 107 Пётр Дамаскин, прп. Творения. Кн. 1. Киев., 1902. С. 33.

http://azbyka.ru/bog-2

За тем шестиконечный крест, на котором доска с надписью «I. Н. Ц. I.» составляет два конца креста. Господь лежит во гробе на пелене с руками на груди, около лица его надпись: «о». Иосиф держит пелену у головы Господа, а Никодим у ног. Возле Иосифа стоит Иоанн Богослов, а за ними Мария Клеопова; возле Иоанна Богослова у самого креста – Матерь Божия. За тем – Мария Магдалина и Мария Иаковля, последняя возле Никодима. За Иосифом и Никодимом стоят по ангелу с руками, сложенными ва груди. Антиминсы с таким рисунком: 1)  Атласный голубой, ширины атлас 13 1 / 2 вершка, высоты 11 вершков; ширины рисунок 10 1 / 4 вершков, высоты 8 3 / 4 вершка. Надпись на антиминсе вверху: «Сей антиминс си есть трапеза священная на приношение бескровные жертвы в божественней литургии освятися благодатию пресвятого Духа, сего ради преподается власть священнодействовати на нем во храме препод. Зосимы и Савватия Соловецких». Внизу: «Повелением благочестивейшего самодержавнейшего великого Государя вашего Императора Александра Николаевича всея России, благословением же Святейшего Правительствующего Синода священнодействован преосвященным Григорием, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, в Богоспасаемом граде св. Петра, в лето от Рождества Христова 1857 месяца августа в 11-й день». Подпись вверху рисунка: «Божиею милостию» и внизу: «Смиренный Григорий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». Антиминсы одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями вверху и внизу, священнодействованные тем же преосвященным Григорием, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским – 2)  Атласный желтый; храм не означен, 1857 года августа в 11-й день. 3)  Атласный голубой – во храм преподобного Исаакия Далматского, 1858 года мая в 30-й день 277 . 4)  Атласный голубой – во храм Петра, Алексия, Ионы, Митроп. Москов., что на Мит. кладбищ, 1858 года июня в 1-й день. 5)  Атласный желтый – во храм Всемилостивого Спаса, что на Митрофаниевском кладбище, 1858 года июня в 8-й день. 6)  Атласный голубой; храм не означен, 1858 года декабря в 27-й день. Подпись у всех сих антиминсов таже и там же. 7)  Атласный белый; храм не означен. Священнодействован преосвященным Леонтием, Епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским, 1860 года мая в 8-й день. Подпись на левой стороне, вверху: «†Божиею милостию», внизу: «Смиренный Исидор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 8)  Атласный желтый – во храм Вел. Князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Священнодействован преосвященным Димитрием, Архиепископом Херсонским и Одесским, в царствующем граде св. Петра, 1860 года ноября в 20-й день. Подпись вверху антиминса: «†Божиею милостию», внизу: «Смиренный Димитрий, Архиепископ Херсонский и Одесский».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

152 См.: Д. Даскалов X. К. Турецкие дела//Русский вестник. 1858. Т. 13. Февраль. 4. Кн. 2. Отд.: Соврем. Летопись. С. 245–265; Т. 14. Март. 6. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 35–52; Т. 15. Май. Кн. 1. Отд.: Соврем. Летопись. С. 33–51. 153 Речь идет о секретной записке Б. П. Мансурова «Православные поклонники в Палестине», которая была напечатана 25 декабря 1857 г. весьма ограниченным тиражом для обсуждения вопросов, связанных с паломничеством в Святую Землю в правительстве (см.: Вах К. А. Иерусалимский проект великого князя Константина Николаевича//Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. М., 2012. С. 37). 155 Журнал «Народное чтение», издавался в Петербурге в 1859 – 1862 гг. Редакторы журнала – полковник Г. Щербачев и коллежский секретарь А. Оболенский. 20 марта 1858 г. проект издания журнала рассматривался в Синоде, который запретил редакторам нового журнала публиковать статьи богословского содержания. Протокол синодального определения написал К. Зедергольм (см.: приложение 5). 160 Неясно, о какой статье идет речь. В 1852 г. в «Прибавлениях к творениям святых отцов» 11) была опубликована статья А.Н. Муравьева «О различии учения протестантского от истин Православия». 161 Статья была опубликована анонимно. См.: Ответ г-ну Д.//Московские ведомости. 1858. 5 авг. 93. С. 864 – 866; 7 авг. 94. С. 874 – 876; 9 авг. 95. С. 885–886; 12 авг. 96. С. 894–895; 14 авг. 97.– 904–906. 164 См. донесение еп. Кирилла Горчакову 11 марта 1858 г.: «...причина всего зла... преобладание греков, захвативших в свои руки всю власть духовную. В Восточной Церкви в настоящее время в их руках три патриархии, населенных чисто арабским племенем. Константинопольский Синод располагает патриаршими престолами в Антиохии, Иерусалиме и Александрии по своему усмотрению... Надобно по справедливости прибавить, что на стороне греков не одна только внешняя сила, как бы случайно приобретенная, но и преимущества нравственные или, точнее, умственные. Зависимое положение изощрило их изворотливый по природе ум, и если у греков просвещение недалеко ушло, то и между простецами обстоятельства развили такие политические способности, которые невольно бросаются в глаза... Ревнителям Православия предстоит на Востоке двоякая борьба: с вековым преобладанием греков и с ежеминутно возрастающим влиянием иноверцев... Открытая борьба с греками невозможна, они очень сильны, как одна властвующая над всем Востоком община, умеющая ценить выгоды своего теперешнего положения, когда она может открыться в разных случаях с одинаковой уверенностью то на православных, то на турецкое правительство. Единственное средство к ослаблению этой силы – исхищение из рук греческой иерархии патриархий Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской, или по крайней мере двух последних, на которые греки не имеют уже ни малейшего права. А это возможно только под условием участия Порты» (РГИА. Ф. 797. Оп. 28. Отд. 2. Ст. 2. Л. 34 – 35, 39 – 39 об; полный текст донесения см.: Там же. Л. 3 – 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Предтеченский скит. Карта и ближайшие объекты Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.). Предтеченский скит: 1) Деревянный дом с мезонином. 2) Келейный корпус (1858 г.). 3) Колодец с надколодезной часовней (1858 г.). 4) Пихтовая аллея (сухостой, подлежит восстановлению) - сер. 19 века. 5) Поклонный крест (1854 г.). 6) Ягодный питомник; посадки клена, пихты; фруктовый сад и огород (сер. 19 века). Информация с сайта «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» Скит св. Иоанна Предтечи на острове Предтеченском, по-фински называвшемся Сирничан, т. е. монашеский, в 4 верстах от Валаама. Вероятно, здесь и в древности существовал скит, и думают, что после разорения обители шведами некоторые из рассеявшейся братии возвратились опять сюда и поселились вблизи святого места, занятого иноверцами. Несколько существовавших здесь еще в недавнее время полуразрушавшихся хижин указывали на следы скитских келий. В 1855 г. устроена была небольшая деревянная часовня во имя св. Иоанна Предтечи, с небольшою пустынькою, состоявшею из деревянного одноэтажного домика, существующая и доныне. В 1858 г. часовню заменила церковь, перевезенная из Васильевского погоста и некогда устроенная там иноками, выходцами Валаама, в честь Преображения Господня. Перевозку и устройство, по разрешению на то Святейшего синода, принял на себя один благотворитель, пожертвовавший еще 1000 руб. серебром на ремонт ее и 500 руб. возмездия за нее и за утварь Васильевскому причту. Иконостас в этой церкви еще проще святоостровского: он сосновый, не крашенный. В фундаменте церкви, в скале, иссечено помещение для теплой Трехсвятительской церкви. К зданию церкви пристроена высокая деревянная колокольня, на которой повешен колокол – дар обители валаамской царя Бориса Годунова, возвращенный из Новоладожского собора в 1858 г., с возмездием в 300 руб. серебром. Храм и дом обнесены деревянною досчатою оградою, вмещающею в себе пространство в 250 кв. саж., кругом которой насажены хвойные деревья, а внутри разведен фруктовый сад.

http://sobory.ru/article/?object=24394

Окончил СПбДА; оставлен в академии бакалавром физико-математических наук. Священник русской православной церкви в Висбадене (1851–1856). Профессор богословия и философии в ИСПбУ (1856–1858); священник церкви Русской миссии в Берлине (1858); в 1859 г. в сане протоиерея вновь перемещен в Висбаден; преподавал Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмар (в будущем – императрица Мария Федоровна) в Копенгагене (1864–1866). Ректор СПбДА и профессор нравственного богословия (1866–1883); основатель журнала «Церковный вестник» при академии. Протопресвитер соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского, заведующий придворным духовенством (1883). Член комиссии по старокатолическому вопросу (1893), участник IV Интернационального конгресса, на котором представил ответы С.-Петербургской комиссии на мнения роттердамской комиссии по вопросу соединения старокатоликов с Православной Церковью (1897), участник Особого совещания по выработке нового устава духовных академий (1909–1910). Об И.Л. Янышеве см.: Бронзов А.А. Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, СПб., 1911. 886 Ильинский Александр Симеонович (1828–1900), протопресвитер, настоятель московского Большого Успенского собора (1897). Окончил МДА со степенью магистра богословия (1852, утвержден в степени в 1854 г.), преподавал гражданскую историю и соединенные с ней предметы, а также немецкий язык в Вифанской ДС (1852–1858). В январе 1858 г. рукоположен во иерея, причислен к причту московского кафедрального Архангельского собора. В январе 1859 г. перемещен в Успенскую церковь в Казачьей слободе на Полянке. Законоучитель ряда московских гимназий (1861–1882) и в Николаевском сиротском институте (1886); член Московской духовной консистории (1892). Об А.С. Ильинском см.: Новый протопресвитер Большого Успенского собора А.С. Ильинский 887 Сакелларий – священник, заведующий ризницей, ризничий. Изначально сановник при Константинопольском патриархе, осуществлявший финансовые и контрольные функции. В России звание сакеллария присваивалось одному из старших священников (протоиереев) Большого дворца или кафедральных соборов, в частности, московских кремлевских, который являлся первым после настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Примечание. От учреждения кружек на улучшение быта православных поклонников в Палестине освобождаются церкви, как состоящие при селениях, так и имеющие в своих приходах, недавно обращенных по Камчатской епархии. (Опред. 23 Февраля 1859 г. 237.) Собираемые на улучшение быта православных поклонников в Палестине денежные суммы должны быть высыпаемы ежемесячно и записываемы приходом в особую шнуровую книгу, которая может быть выдана на бессрочное время с тем, чтобы поверка сборов производилась благочинными на общем о церковных суммах основании. (Указ. 10 Ноября 1858 г. п. 1 ср. Указ. 12 Апреля 1858 г.). Собранные по церквам деньги, по истечении каждой трети года, доставляются чрез благочинных в Духовные Консистории, а из последних препровождаются в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде один раз в год, по тому же порядку, как доставляется сбор в пользу Гроба Господня во Иерусалиме. (Указ. 10 Ноября 1858 г. п. 2. Опред. 23 Февраля 1859 г. 237 п. 2.) Примечание. Порядок сбора приношений в учрежденные в домовых церквах при казенных заведениях кружки на улучшение быта православных поклонников в Палестине и отчетность в собранных суммах установлены на тех же правилах, которые начертаны для таких кружек, учрежденных в церквах епархиального ведомства. (Указ. 21 Июля 1862 г. ср. указ. 10 Ноября 1858 г.) Духовенство обязывается оказывать возможное с его стороны содействие к увеличению сбора пожертвований в пользу Палестинских поклонников. (11 – 29 Апреля 1880 г. 843. Ц. В. 19.) 7 Кружка в пользу Гроба Господня. По вниманию к трудным обстоятельствам Иерусалимской церкви Св. Гроба Господня, по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению предписано Епархиальным Преосвященным: 1) чтобы они по собственному их усмотрению распорядились устроением кружек в пользу Гроба Господня при тех только соборных и приходских церквах, при которых можно ожидать значительных подаяний; 2) чтобы кружки эти были учреждены на счет кошельковой суммы, с возвратом ее из имеющей поступить в пользу Гроба Господня; 3) чтобы высыпку из кружек производить ежемесячно на общем основании о церковных суммах и записывать ее приходом в особую шнуровую книгу, которая для каждой избранной церкви может быть выдана на бессрочное время, равно и счеты о количестве поступивших сумм подавать отдельно, и 4) чтобы сумму эту именовать суммою Гроба Господня и доставлять ее посредством благочинных по истечении года в Консистории, а отсюда представлять ее при рапортах Преосвященных в Святейший Синод, для перевода в Иерусалим к блаженнейшему Патриарху тамошнего престола, чрез Азиатский Департамент Министерства Иностранных Дел. (Указ. 29 Октября 1834 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

74 Н. К. Миролюбов (Преосв. Макарий), рязан., 13-й маг. XIII к. Моск. акад. (1842), 1842–1851 – препод. в Нижегор. сем. филос., патр., евр. яз., а по принятии монашества (1846) – богосл. предметы, 1851 – инспект. Перм. сем., 1858 – рект. Рязан. сем., 1860 – рект. Новгор. сем., 1866 – вик. Балахнин., 1867 – еп. Орлов., затем еп. Архангел., Нижегор., архиеп. Донской. На покое в нижегор. Благовещенском монастыре, † 1894. 75 В. И. Николаевский (Преосв. Антоний), костр., 19-й канд. XIV к. СПб. акад. (1841), с 1841 до 1855 – в Нижегор. сем. – препод. физики и матем. и др. предметов, 1855 – инспект. Тамбов. сем., 1858 – рект. Екатериносл. сем., 1866 – вик. Старицкий, 1873 – еп. Енисейский, 1881 – еп. Пензенский, † 1889. 76 Иером. Феофил (Надеждин), рязан., 9-й маг. X к. СПб. акад. (1833), 1833–1840 – инспект. Волын. сем., 1841 – рект. Полтав. сем., 1850 – Курск. сем., 1851 – Нижегор. сем., 1857 – еп. Самарский, † 1865. Почему-то в «Краткой памятной исторической записке Нижегор. дух. семинарии» А. Тихова сказано, что «с сент. 1863 г.» он был еще «еписк. саратовским». У Ю. В. Толстого в «Списках архиереев...» (1872) этого не показано. Не помнится и мне. 77 Петр Лукич Понятовский, воронеж., 6-й маг. III к. Киев. акад. (1827), с самого окончания академ. курса, т. е. с 1827 г., служил в Нижегор. семинарии, не оставляя ее. 79 У нас, учеников, было подозрение, что по временам он прибегает к «велию утешению братии», особенно в праздничные дни. 80 Может быть, за краткостью времени своего начальствования в ней, а может быть – успокаивал себя мыслью, что по крайней мере учебная часть находится в прекрасном порядке. В самый год катастрофы, случившейся с нашей семинарией в 1858 г., т. е. в год окончания нами курса, «Нижегородская семинария (читаем в «Кратк. памят. истор. записке Нижегор. дух. сем.» А. Тихова, стр. 56–57) после вступительных экзаменов в Казан. акад. была признана лучшей в округе – при известном ректоре академии – архим. Иоанне (Соколове) , и это именно в такое время, когда новое академ. начальство было особенно недовольно постановкой обучения в семинариях своего округа». Академия выразила даже особую благодарность семинарии за представление отличных студентов: В. Я. Рожанского (моего товарища по 2 отд.) и А. М. Хитровск ого (тов. Ф.Г. Ел-го по 1 отд.), впоследствии первых магистров IX курса Казан. акад. Вообще, с конца 1840-х годов Нижегор. сем. дала Казан. акад. очень много выдающихся по своим способностям студентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010