Уже во 2-й половине I в. ученик апостола Фаддея Елисей возглавил христианскую общину в Кавказской Албании. Ее появление знаменовалось верой в пришедшего Мессию — Христа, стремлением отделиться от иудаизма и стать универсальной религией без всяких этнических и государственных ограничений. Универсализм христианства обеспечивал успех его миссии у народов Кавказа: это была уже не замкнутая религия избранного Богом народа. Наступило время Нового Завета. Для христианской миссии Кавказская Албания представляла благодатную почву. Языческие верования, смешанные с зороастризмом, не были особой помехой новой религии. Слову Божию благоприятствовали полиэтническая среда и общинный тип социального уклада: каждый этнос, каждая община в конфедерации 26 племен имела автономное управление со своими традициями и волеизъявлением. Сложившиеся языческие ритуалы легко уживались с идеей единобожия 2 . Из “Истории” Моисея Каланкатуйского 3 явствует, что албанская Церковь изначально была апостольской: Елисей, ученик апостола Фаддея, получил рукоположение от Иерусалимского патриарха Иакова, был направлен в Албанию и основал здесь первую церковь. Из Иерусалима он направился в Персию, а оттуда — к маскутам (жители южного течения Самура). Проповедь Благой Вести начал в Чоле (Дербенте). Затем Моисей сообщает, что Елисей прибыл в область Ути (правобережье Куры), затем — в Гис, где основал церковь и принес чистую, бескровную жертву. Тем самым Гис относится к числу первопрестольных городов, источников просвещения 4 . В этом описании маршрута Елисея наблюдается неразрешимое противоречие: Чол/Чор—Ути—Гис. По данным исторической географии, Чол находится на крайнем северо-востоке Албании, Гис — на крайнем северо-западе, в области левобережья Куры, Ути — в правобережье. Если принять, что Елисей, прибыв к маскутам, начал проповедь в Чоле, то дальнейший его путь должен быть вверх по долине Самура. Полагают, что в пути он посетил высокогорный аул Сурхары (отождест­вляется с аулом Зрых, где проживают лезгины-кюринцы), а оттуда направился в Киш/Гис, где построил церковь. Из Киша он пошел в Яргун (среднее течение правобережья Самура). Далее утверждается, что Елисей переправился через реку и добрался до Гельмеца.

http://pravmir.ru/hristianstvo-u-tsahuro...

Когда Бог , явившийся Илии на горе Хориве, внушил ему помазать вместо себя пророка, то это определение свыше пало на Елисея, сына Сафатова, из Авел-Махолы. – И нашёл (Илия) Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар (волов) было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил (Елисей) волов и побежал за Илиёй и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобой. Он сказал ему: пойди и приходи назад; ибо что сделал я тебе? – Он (Елисей), отошедши от него, взял пару волов и заколол их, и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илией и стал служить ему» (Третья книга Царств, 3Цар.19:19–21 ). Видя усердие своего ученика, святой пророк Илия, приближаясь к кончине, сказал ему: – проси у меня, чего ты желаешь, прежде чем я буду взят от тебя. – «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ... отвечал Илии Елисей, желавший более всего возможности совершать своё служение с чудодейственной силой для большего успеха... – «Трудного просишь ты», – сказал Илия, однако исполнил просьбу своего последователя, когда «сокрывался в вихре из глаз его» ... С тех пор Елисей ревностно предался пророческому служению своему, утверждая в вере народ Израильский и свидетельствуя о Духе Божием, в нём пребывающем, многочисленными чудесами. «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его. Ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» ... (Кн. Премудр. Иисуса, сына Сирахова, Сир.48:13–15 ). Народ видел в Елисее посланника Божия, назидался словом его и, хотя не пришёл к полному покаянию, всё же отклонялся отчасти от служения языческим богам, к которым привлечены были многие Израильтяне их нечестивыми царями. Между многими поучительными обстоятельствами из жизни пророка Елисея замечательно, как он однажды отнёсся к злобным детям... «И пошёл (Елисей) в Вефиль. Когда он шёл дорогой, малые дети вышли из города и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Проси, – сказал он, – что сделать тебе, прежде чем я буду взят от тебя». Елисей не просил себе чего-либо земного временного, ибо для него, оставившего все ради Бога и нищего духом, почитавшего все за ничто, не требовалось ничего на земле; он не просил у Илии ни здоровья для тела, ни долготы дней жизни своей, ибо, в чаянии наследия жизни вечной, не желал продолжительного пребывания в этой временной жизни, но испросил себе благодати Духа Святого, сугубой по сравнению с почивавшей на святом Илии. «Пусть будет, – сказал он, – тот дар пророчества, и дар чудотворения, какой в тебе, вдвое более во мне! Дабы я мог заблуждшихся людей, уклонившихся в служение Ваалу, словом пророческим научить, подтверждая наставления свои чудотворениями, и через сие обратить их опять к единому истинному Богу». Илия согласился на просимое Елисеем, но под условием, сказав ему: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». И вот, когда они продолжали путь и беседовали, появилась огненная колесница и огненные кони, которые разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей смотрел и взывал: «Отец мой, отец мой! Колесница Израилева и конница его!» 3892 Наконец, когда Елисей перестал уже видеть огненную колесницу, далеко скрывшуюся от него вместе с Илиею в высоте, то начал плакать по нем, как об отце, разодрав одежду свою пополам. Но вот он увидел спущенную с высоты Илиею милоть, которая и покрыла его, и он принял ее, как знак полученного сугубого духа Илии, и получил утешение в своей печали о нем. Он хранил ее у себя, как великое сокровище, или как драгоценную царскую порфиру, – и этой милотию сотворил такое же чудо, как ранее Илия. Желая перейти реку Иордан, он милотию ударил по воде, – вода расступилась, и Елисей перешел посуху. Видевшие это чудо ученики пророческие, жившие в Иерихоне, убедились, что Дух Илии почил на Елисее и, придя к нему, поклонились ему. Святой же Елисей пришел в Иерихон и остановился в нем, чтобы пробыть здесь некоторое время. Жители города пришли к нему и сказали: «Вот местоположение города нашего хорошо, как и сам ты видишь; но вода нехороша, и от нее и земля бесплодна!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4Цар. 2:20 . И рече Елисей: приимите (принесите) ми водонос нов, и всыплите ту соль: и прияша (в Библии: и взяша и принесоша к нему). Собираясь совершить чудо посредством соли, Елисей требует сосуда для соли нового, не бывшего в употреблении, для того, чтобы видно было соответствие между новым сосудом, из которого высыпана будет соль, и обновлением источника, из которого отселе будет струиться здоровая вода. 4Цар. 2:21 . И изыде на похождение вод, и вверже тамо соль, и рече: тако глаголет Господь: исцелих воды сия, и не ктому будет отнюдь умирая (уже никто не умрет), ниже бесчадствующая сими. Итак соль была только проводником чудодейственной силы слова Господня, само же по себе вещество соли ничего подобного не могло произвести. Правда, соль предохраняет пищу от порчи, но Елисеем она высыпана была только в исток родника, притом в такой незначительной мере, что естественным действием ее никак нельзя объяснить исправления воды на всем протяжении ее течения и на все времена. 4Цар. 2:22 . И исцелеша воды до дня сего, по глаголу, иже глагола Елисей. До дне сего, т.е. до времени, когда написана была 4-я книга Царств, может быть до времени Ездры. Но и до сих пор вода Иерихонского источника, по свидетельствам современных путешественников, обладает превосходными качествами: она очень здорова, прозрачна и хороша на вкус. Рассмотренная паримия читается в навечерие Богоявления потому, что в этот праздник совершается освящение воды, в котором испрашивается освящаемой воде благодать исцеления душ и телес, подобно тому, как водам Иерихонского источника сообщена была такая сила, что они из вредных для здоровья сделались полезными. VIII. Паримия в Великую субботу. 4 Царств IV, 8–37 В сей паримии повествуется о рождении, по слову пророка Елисея, сына у Соманской жены и о воскрешении его Елисеем. 4Цар. 4:8 . Бысть в един день, и прейде Елисей в Соман, и ту жена велия, и удержа его снести хлеба. И бысть ему входити и исходити множицею, и уклоняшеся тамо ясти хлеба. Обыкновенным местопребыванием Елисея был Кармил (25. сл. II, 25), где он проводил свойственную пророкам созерцательную жизнь, питая свою душу Богомыслием и молитвою. Но как пророк, он был общественным деятелем и потому часто должен был оставлять свое уединение и переходить с одного места на другое по делам своего служения. В одну из таких отлучек путь его лежал чрез Соман (Сунем), городок Иссахарова колена ( Нав. 19:18 ), на юго-западной подошве малого Ермона, – он был родиной Ависаги, служившей престарелому Давиду ( 3Цар. 1:3 ). В Сомане обитала жена велия, т.е. богатая и знатная. По всему видно, что она была чтительницей истинного Бога и потому чествовала служителя Его. Заметив идущего чрез Соман Елисея, она удержа его снести хлеба, т.е. упросила его зайти к ней в дом и принять от ней угощение. С этих пор Елисей, когда проходил чрез Соман, всегда останавливался в доме гостеприимной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вопросы для повторения 1. Как складывались отношения разделенных царств? 2. Чем было отмечено правление Омри? 3. Что усилило позиции язычества при Ахаве? 4. Какова была цель Иезавели? 5. Каковы были социальные последствия финикийского влияния? 6. Из какого сказания Библии видно, что Илия выступил против самовластия монархов? 7. Кто, кроме Илии, выступал против язычества в Израиле? 8. О чем говорят чудеса Илии в Сарепте? 9. Как происходило «состязание» на Кармиле? 10. Как ответила Иезавель на казнь пророков Ваала? 11. Какой смысл имеет Богоявление Илии на Синае (Хориве)? 12. Почему Илия должен был помазать на служение другого пророка? 13. Какой пророк говорил об Илии как о предтече Мессии? 14. Кто выполнил дело Илии на пороге Нового Завета? §33 Пророк Елисей. Конец воинствующего профетизма (4 Цар 1-15) 1. Елисей — ученик пр. Илии. На Синае пр. Илия получил повеление помазать пророка вместо себя и благословить на царство в Дамаске (Азаила), а в Израиле — (Ииуя). По неизвестным причинам Илия исполнил только первое повеление, а два других — Елисей. Но бл. Феодорит поясняет, что, поскольку пророк помазал в преемники себе Елисея, «то им помазал и прочих; потому что Елисей, приняв через него пророческую благодать, и на них перенес дарование» (Вопр. 60). Имя Елисея (евр. означает «Мой Бог — спасение». Он был простым крестьянином из Галилеи. Илия призвал его, когда Елисей был занят пахотой на своем поле. Вместо помазания Илия прибегнул к символическому жесту — накинул на Елисея свою пастушескую милоть. Это означало, что отныне крестьянский сын становится продолжателем дела Илии. Вначале ученик просто служит наставнику; и лишь после того, как Елисей удостоился узреть таинственное взятие Илии на огненной колеснице, он начинает дейтвовать со властью и силой Фесвитянина. Служение пр. Елисея падает на вторую половину IX века. В отличие от Илии, он пользуется уважением и признанием во всем Израиле и за его пределами. Библия рисует его человеком суровым и резким, но не лишенным сострадания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Там одна богатая женщина раз упросила его к себе есть хлеба. В последующее время он постоянно заходил в ее дом есть хлеб. Однажды она сказала своему мужу: «послушай! я уверена, что этот человек, который заходил к нам, человек Божий, святой. Устроим ему наверху маленькую комнату и поставим ему там кровать, стол, стул и подсвечник, чтобы он, приходя к нам, удалялся туда». Действительно, горница была устроена; и Елисей, заходя, отдыхал там. Раз, остановившись в этой горнице, он велел служителю своему Гиезию позвать в себе Сунемитянку. Когда она пришла, он сказал ей: «вот ты принимала для нас столько беспокойства; что же бы сделать для тебя? Не имеешь ли какой-нибудь просьбы до царя или до военачальника?» Она отвечала: «я, вдали от всяких хлопот, живу спокойно среди соотечественников моих». Она вышла. Елисей сказал: «что же бы сделать для нее?» Гиезий заметил, что у нее нет сына, а муж ее стар. Елисей велел опять позвать ее; и когда она остановилась в дверях, сказал ей: «ровно через год у тебя в объятиях будет сын». На это она сказала: «господин мой, человек Божий, не обмани рабы твоей». Предсказание исполнилось: через год она родила сына. Мальчик вырос. Однажды, во время жатвы, отец его был в поле с жнецами; пришел и он к своему отцу. Там он почувствовал сильнейшую боль в голове и начал жаловаться отцу: «голова моя, голова моя!» Отец приказал отнести его к матери. Слуга отнес. Больной просидел у нее на коленях до полудня и умер. Она пошла и положила его на постель Елисееву, заперла комнату и вышла. Потом позвала своего мужа и сказала: «дай мне одного из слуг и одну ослицу: я съезжу к человеку Божию». Он сказал: «зачем тебе ехать к нему сегодня? теперь не новомесячие и не суббота». Она отвечала: «будь спокоен». Оседлали ей ослицу, и она сказала слуге: «веди, ступай и не останавливайся в дороге, пока я не скажу». Она направила путь к горе Кармилу, на которую часто уединялся Елисей, как на место, освященное Богомыслием и жертвоприношением Илии пророка. Елисей увидел ее еще издалека, и сказал своему служителю Гиезию: «это та Сунемитянка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Безусловно, понял пророк Божью волю и, несомненно, изменился взгляд его на Господа и Промысел Создателя. Далее в 4й Книге Царств Библии повествуется о чудесном, непостижимом для нас конце жизни великого пророка. У пророка был верный ученик и послушник Елисей. Он тоже был свят и праведен пред Господом. Однажды вдвоем они шли по пыльной дороге, приведшей их к реке Иордану. Святой Илия, сняв верхнюю одежду, ударил ею по водам Иордана, и произошло великое чудо. Река расступилась и они вдвоем прошли по ее дну, как посуху. Еще в раю вся природа была подчинена человеку. Растения и животные служили людям. Соблазненные диаволом, наши праотцы восстали против Бога, они сами захотели быть богами, и благодать отступила от них. Звери стали нападать на человека, пропасти поглощали его, огонь жег, бактерии приносили страшный вред и даже убивали потомков Адама. Однако великие святые, своей чистотой достигавшие райского совершенства праотцев, снова приобретали власть над природой. Одним из таких святых был пророк Божий Илия. Елисею, ученику пророка Илии, Господь открыл, что вскоре учитель исчезнет. Он будет вознесен в Небесные Обители. Юный Елисей, будущий пророк, стал молить Илию, чтобы тот упросил Господа даровать Елисею благодать сильнее, чем его учителю. На это святой Илия сказал ученику: «…если ты увидишь меня восходящим, то получишь просимое». Когда они путешествовали, вдруг неожиданно блеснул яркий свет. Появились кони, но они не были обыкновенными: огнем горели их тела. Запряжены они были в огненную колесницу. Непостижимая Божественная сила подняла Илию, и он очутился в колеснице. Пророк сорвал с себя верхнюю одежду и бросил на землю ученику. Колесница взмыла вверх и вместе с Илиею исчезла. Потрясенный случившимся, Елисей возвращался домой. Опять путь ему преградила святая река Иордан. Елисей ударил по воде милотью Ильиною, и, как и первый раз, вода расступилась, и он посуху перешел на другой берег. Возвратившись к народу, продолжил Елисей святое пророческое служение. Существует церковное убеждение, что перед концом мира, когда антихрист заберет власть над человечеством, то Ветхозаветные пророки Илия, Енох и Апостол Иоанн Богослов явятся на земле для обличения антихриста. Илия будет проповедовать евреям, Енох — язычникам, а Апостол Иоанн Богослов — православным. Антихрист убьет их, и тела их будут попираемы несколько дней на улицах святого города Иерусалима. На третий день явится Господь, но уже не как кроткий учитель и чудотворец. Он явится как грозный судия Вселенной и Человечества.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

При этом впервые переменил свое имя: Елеазар – на Елисей. Базилиане – это униатский монашеский орден, признававший папу главою Церкви и принимавший римский символ веры , а также и всю западную догматику, но удерживавший восточные обряды. Есть сведения, что Елисей был во Львове, в Кракове, во Владимире Волынском, где обратил на себя внимание администратора униатской митрополии, епископа Владимирского Льва Шлюбич-Заленского, который сделал его у себя учителем поэзии и риторики, а может быть, и префектом. Чрез некоторое время Елисей был отправлен в Риме, в коллегию святого Афанасия, учрежденную папою Григорием XIII для греков и славян, удерживавших восточный обряд. В коллегии Елисей изучал классическую литературу, археологию, философию и богословие по творениям святых отцов. Эти творения он только здесь и мог иметь в полном виде. Он занимался «день и ночь». Начальник коллегии, иезуит, оценил и полюбил Елисея, предвидя в нем незаурядного человека, и усердно звал его на службу в свой орден. Но Елисей, после трехлетнего учения в коллегии, решил вернуться на родину, оставил Рим и, среди опасностей происходившей тогда в Европе войны за испанское наследство, прибыл в Россию в 1702 году. Здесь отказался от принятого на себя униатского облика, вернулся в Православие, принял имя воспитавшего его дяди – Феофана и занял должность учителя поэзии в родной академии. О том, когда, собственно, Прокопович принял монашество, при вступлении ли в ряды базилиан, или по возвращении в Киев, сведения различны 470 . В 1706 году Феофан перешел в высший класс – риторики, а еще через год назначен учителем философии и префектом. Будучи учителем поэзии, Феофан составил курс пиитики и трагикомедию «Владимир», из жизни великого князя Руси. Будучи в риторике, написал новый курс риторики. Близкое ли знакомство с западом, или это уже при рождении дается незаурядным людям направление, только Феофан, по возвращении на родину, сразу же стал реформатором, любящим и ценящим родное, пока, конечно, только в области литературно-научной.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

4Цар. 2:12 . И Елисей зряше, и той вопияше: отче, отче, колесница Исраилева и кони его. И не виде его ктому, и ятся Елисей за ризы своя, и раздра я на двое. Отче, отче Елисей называет Илию Отцем своим по духовному сродству с ним, как ученик его. Колесницею и конями Израиля Елисей называет Илию потому, что военные колесницы, в которых Израильские цари искали опоры могущества и безопасности своего царства, служат символом той могущественной духовной поддержки, какую Илия оказывал соотечественникам служением своим. Если царство Израильское еще продолжало существовать во дни Илии, то этим оно обязано тому, что в нем среди господствующего нечестия еще сохранялось святое семя, а сохранялось оно потому, что дух веры и благочестия возбуждаем и поддерживаем был в народе пророками, во главе которых стоял Илия. – В знак печали о разлуке с великим учителем и господином своим, Елисей разодрал свою одежду на двое, т.е. сверху до низу. 4Цар. 2:13 . И взят милоть Илиину Елисей, падшую верху его. И обратися Елисей, и ста на брезе Иордана. Падение на Елисея милоти Илииной служило знаком удостоверения для него в том, что его желание наследовать дух Илии в сугубой мере удовлетворено, а для учеников пророческих – в том, что вместо Илии в лице Елисея им дан новый глава и руководитель, к которому они должны относиться с таким же уважением и покорностию, с каким относились к Илии (15). 4Цар. 2:14 . И прият Елисей милоть Илиину, падшую верху его, и удари воды, и не разделишася. И рече Елисей: где убо есть Бог Илиин, апфо? И удари Елисей воды второе, и разделишася воды, и прейде по суху. Дух Илии в сугубой мере сообщен Елисею. Желая поскорее видеть на деле проявление этого духа, Елисей, по примеру Илии, ударяет его милотию воды Иордана, с надеждою, что за этим действием последует то же чудо, какое произведено Илиею. Но вопреки ожиданию, чуда не последовало. Пораженный безуспешностию опыта, которая была допущена Господом для утверждения преемника Илии в смирении и преданности Богу, Елисей воскликнул где убо есть Бог Илиин, апфо? Восклицанием выражено не сомнение в присутствии Господа, а только желание, чтобы Господь проявил Свое присутствие в чуде, подобном тому, какое Он совершил чрез Илию. «Не Ты ли, Господи, – как бы так говорит Елисей, – удостоверил меня в наследовании духа Илии, ниспослав мне милоть его? Не этою ли милотию разделил он воды Иордана? Почему же не даешь мне совершить то же чудо тою же милотию теперь? Куда сокрыл Ты от меня Свое лице? Нет, Боже Илии, не посрами меня, его преемника, даруй мне испытать, что Ты так же близок ко мне, как был близок к моему учителю» – Оставленное без перевода Греческими и Славянскими переводчиками Еврейское слово апфо, значит именно: «Он», или «Он самый» 16 , т.е. Бог Илии. Вслед за тем Елисей ударил милотию вторично, и воды расступились, и он по суху перешел на другой берег, где встретили его ученики пророческие и поклонились ему до земли, как своему учителю и руководителю (15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1 Елисей переходит с Илиею Иордан; Илия взят в огненной колеснице на небо; 13 Елисей забирает милоть Илии и возвращается в Иерихон; сыны пророков поклонились ему; 19 Елисей очищает воду истока в Иерихоне; 23 проклинает насмехающихся над ним детей Вефиля; на них напали две медведицы. 1 Нечестивое царствование Иорама над Израилем; 4 восстание Месы, царя Моавитского, и война против него царей Иуды и Едема вместе с Иорамом; 13 пророчество Елисея об изобилии воды и о поражении Моавитян; 21 Моавитяне разбиты; царь Моава приносит человеческую жертву. 1 Елисей умножением масла спасает вдову от заимодавца; 8 воскрешает сына Сонамитянки, которая часто давала ему приют и пропитание; 38 Елисей избавляет сынов пророков от отравления похлебкой; 42 он умножает хлебный начаток, принесенный ему, так что сто человек насытились и еще осталось. 1 Нееман, военачальник Сирийский, страдающий проказой, отправляется с письмом к царю Израильскому, который отправляет Неемана к Елисею; 9 Нееман исцеляется; 15 Елисей не принял даров Неемана; его слуга, Гиезий, тайно попросил отдать их ему, за что поражён проказой. 1 Елисей спас топор из воды; 8 тревога царя Сирийского, так как Елисей открывал царю Израильскому тайны Сирийцев; 14 Елисей в Дофаиме окружен большим войском царя Сирийского, но Господь поражает их слепотою; пророк отводит их в Самарию; 20 там они спасены повелением Елисея от избиения, накормлены и отправлены к государю своему; 24 большой голод в Самарии во время осады её Венададом; царь обвиняет Елисея и намеревается убить его. 1 Елисей предсказывает конец осады Самарии; 3 четверо прокаженных из Самарии пошли в стан Сирийский за хлебом и нашли, что Сирийцы ночью убежали; 9 прокаженные сообщают об этом у ворот города, но царь боится, что это военная хитрость; разведка подтверждает сообщение; 16 полный достаток в Самарии, все слова Елисея исполнились. 1 Царь вернул землю женщине, сына которой Елисей воскресил; 7 Елисей в Дамаске предсказывает воцарение Азаила над Сириею и великое зло, которое он причинит Израилю; Азаил убивает Венадада и воцаряется вместо него; 16 нечестивое царствование Иорама над Иудою; 20 Едом восстал против Иуды; 25 нечестивое царствование Охозии в Иудее; посещение им больного царя Израильского.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010