По тогдашнему обыкновению, большая часть имен вносилась в списки в уменьшительной форме; Митька, Олешка, Стенька, Ондрейко, Павлик, Павелко, Володимерко, Десятка, Пятунка, Ермачко, Жданко, Огафьица, Марьица, Катеринка, Оленка, Овдотьица; даже попадаются такие уничижительные отметки: «вдова Федорка Елисеева дочеришко Ивановская женишко» 4 . Но дворян и священников писцы прописывали правильным, прямым именем. В челобитных на имя царя уменьшительная форма имени считалась необходимой и для служилого человека, и для простолюдина; при этом духовные люди именовали себя в челобитьях «богомольцами», дворяне и служилые люди «холопами», а крестьяне «сиротами»: «бьет челом холоп твой Петрушка княж Степанов сын Асанов», «бьет челом сирота твой крестьянин Васька Игнатьев сын Горшок». Многие, в настоящее время очень обыкновенные, имена вовсе не попадались мне в разобранных документах: так не встречались Ольга, Вера, Надежда, Всеволод, Вячеслав. Из приведенных в списке русских имен были, как видно, более употребительны: Ждан, Важен, Томило, Китай, Безсон, Смирной, Русин, Богдан, Первой, Второй, Третьяк, Гуляй, Дружина, Замятня, Казарин, Милюта, Меньшик, Неустрой, Некрас, Нечай, Потеха, Посник, Поздей. – В числе имен, внесенных в список, есть и такие, которые, может быть, происходят от обыкновенных христианских: Елка (Елисей?), Дорошка (Дорофей?) и др. Поводы, по которым какое-либо прозвище давалось известному лицу, были весьма разнообразны, но не всегда, могут поддаться объяснению. Иногда прозвище указывает на родину или место происхождения: Вологженин, Галичанин, Крымсково, Торопченин, Романовец, Городчанин, Нагай, Устюжанец; очень часто на ремесло или занятие: Дровишник, Завощик, Калашник, Порубщик, Рогозиник, Рудомет, Щепетильник, Дружина Иванов сын Нашивошник, Посник Никифоров сын Сапожник, Власко Пахомов сын Скоморох; часто также прозвище указывает на свойство человека, на телесный недостаток: Веселой, Лихач, Молчан, Плакса, Немта, Горбун, Корноух, Кривошея, Шумило Минин сын Безносой 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Никольском приделе хранились два образа Николая Чудотворца в киоте с деянием на золоте и «большая пядница на краске», а в алтаре на престоле – Евангелие напрестолное «писмяное в десть». В Георгиевском приделе – образ страстотерпца Христова Георгия. В соборе хранились книги: «Псальтырь с следованием писмяная в полдесть, 2 Апостола тетры писмяные в десть, Евангелие толковое писмяное в десть, 2 Соборника писмяные в полдесть, Лествица писмяная в полдесть, 11 Минеи месечных в полдесть, 2 Треоди писмяные в десть, Часословец в четверть, 2 Пролога в десть, Служебник писмянои в чет; ризы миткалинные, оплече отлас узоръчат; да трои ризы полотняные, оплечья выбойчатые; 2 стихаря полотняные, оплечья выбойчатые; трои поручи, 2 уларя выбойчатые». Царские врата и сень были только в главном храме. В Переписной книге церквей и причта Белозерского уезда и Чарондской округи, датируемой концом XVII века, отмечается, что в Белозерской крепости была «церков соборная Вселенскаго учителя Василия Великого, в приделах великомученика Георгия да святого Николая Чудотворца. Служит протопоп Аврамей Варфоломиев; детей у него два сына, Ануфрий, Иоанн; грамоте оба учены. Да поп Василей Корнилиив; детей у нево 1 сын Василей; грамоте учен. Да поп Михаил Иванов, детей у нево 1 сын Данил; грамоте учен. Да поп Алексей Алексеив; детей у него 3 сына, Михаил, Иелесей, Андреян; грамоте все учены. Да диякон Елисей Яковлев; детей (л. 59 об.) у нево нет. Да диякон Феофан Назарьив; детей у него нет». Строительство каменного храма Василия Великого на месте сгоревшего деревянного началось по благословенной грамоте епископа Вологодского и Белозерского Амвросия, данной 4 июля 1736 года. В 1785 году к собору Василия Великого был пристроен придел Николая Чудотворца, примкнувший к колокольне. П.И. Челищев, побывавший в Белозерске в 1791 году, отмечал, что внутри крепостных валов находились «две казеннаго построения каменных церкви: 1-я для летней службы холодная – Преображению Господню; 2-я для зимней службы теплая – Василию Великому и Николаю Чудотворцу». В другом описании Белозерска, оставленном примерно в это же время, в числе строений крепости также указаны две соборные каменные церкви, из которых «одна, большая, – во имя Преображения Господня, а другая – во имя Василия Великого, с немалою колокольнею – окружены каменною оградою, и вблизости – архиерейский дом с надлежащими службами, а для учения малолетних священно- и церковнослужительских детей – семинария, и духовное правление».

http://sobory.ru/article/?object=35828

Василия, еп. селевкийского, слова, 408, 663, 754. Василия, греч. царя, Наказание сыну Льву, 758. Василию, монаху, Никона черногорца послания, 211–213. Василько, князь ростовский, 35. Василию Александровичу, в. князю, поучение, 15. Василию Димитриевичу, в. князю, послание, 236. Упом. 38, 252, 730. Василий Васильевич, в. князь, 407, 528, 765. Василий Иванович, в. князь, 100, 105, 118, 123, 150, 200, 201, 218, 411, 466, 563, 568, 597, 773. Его кончина, 805, 811. Василий Иванович Шуйский, царь, 69. Василия, архиеп. новгородского, послание, 39, 774. Василий, презвитер, автор, 625, 626, 676, 692, 733, 792. Василий Юрьев, портной, вкладчик, 468. Василий Овдокимов, дворцовый сторож, 567. Василий Димитриев Тульской, владелец, 656. Васка Протопопов, дьячек Спасский, 89. Васка Ермолин сын, владелец, 581. Вассиан, архиеп. ростовский, биограф, 692, 791. Вассиан, князь, 188, старец, 200. Вассиан, строитель (Киржачский), 640. Вассиан, старец, из Присек, владелец, 779. Введение Богородицы. Поучения на сей день, 99–106, 669, 670, 671, 786. Велисарий, воевода, 200, 201. Вельяминов Герасим, инок, владелец, 707. Венедикта, папы, житие, 153. Веретеница Григорий Иванов, крестьянин, вкладчик, 516. Веститор см. Козма. Ветошкин Миля, порука, 495. Вешняк, некто, владелец, 90. Вешняков Елисей Омельянович иером., владелец, 280. Вешняков Мартин, диакон, владелец, 267, 312. Викентий, архим. Троиц. Серг. мон., 152, 637. Виталия, игумена Дубенского, перевод, 195. Владимира Святославича, в. князя устав, 205, 206, 730, 783, 793. Крещение, 714, 765. Житие см. Жития рус. Святых. Владимир Ярославич, князь новгородский, 89. Владимира Мономаха , в. князя, устав, 15. О нем сказание, 714. Владимир Андреевич, князь, 257, 414, 648, 765. Владимир, город. Сказание о нем, 810. Василий, толмач, 118, 150. Власий Корелкин, поп Никольский, переплетчик, 295. Влахерна см. Риза Богородицы. Влемид см. Никифор. Воздвижение креста см. Крест Господень. Вознесение Господне. Поучения на праздник, 9, 103, 104, 142–144, 146, 404, 648, 724, 753, 758, 775.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1: См.: 2П.9:29;12–15;13:22. См.: 1Цар. 10:5,10; 19:18–21 ; 4Цар. 2:3–7,15–18; 4:38–44; 6:1–7; 9:1–10 . Последние пророки проповедники рассматриваемого периода (Захария и Одед) были современниками Амоса и Осии, первых пророков писателей, проходивших служение в израильском (десятиколенном) царстве в 8 веке до Р.Х. при Иеровоаме II (793–753). В это же время, согласно 4Цар. 14:25 Ион.1:1 ), пророчествовал Иона, сын Амафии, предсказавший Иеровоаму восстановление древних границ царства. Служение пророков-писателей, именами которых надписаны ветхозаветные пророческие книги, продолжалось по 5 в. до Р.Х. Весь период ветхозаветного профетизма от Моисея до Малахии, последнего пророка, следовательно, продолжался около 1000 лет (14–5 вв.), период непрерывного служения пророков, считая от Самуила – 700 лет (11–5 вв.), а время деятельности пророков-писателей – более 400 лет (8–5 вв.). Ветхозаветные пророки играли очень важную роль в религиозной жизни богоизбранного народа. Они боролись за сохранение верности народа истинной религии Иеговы и в то же время являлись особо избранными орудиями для развития Божественного Откровения. В многосторонней деятельности каждый пророк сделал свой особенный вклад в структуру религиозного учения. Эти вклады, взаимно дополняющие друг друга, утверждали доминирующие идеи ветхозаветного богословия: этический монотеизм и мессианизм. Призвание, виды пророческих откровений и способы пророческой проповеди . 1. На своё высокое служение пророки вступали не иначе как по особому призванию от Бога, и многие из них оставили нам подробные описания своего призвания (напр., Ис.6 гл., Иер.1 гл., Иез.1–3 глл.). Как показывает перечень ветхозаветных пророков, Господь воздвигал и призывал провозвестников Своей воли исключительно из среды избранного народа, но независимо от их положения в обществе и образования; поэтому среди пророков были лица разных сословий: Елисей – земледелец, Амос – пастух, Исаия и Даниил – аристократы, Иеремия и Иезекииль – священники. Пророческое служение таким образом не было наследственным, как должность священников, происходивших из колена Левиина, или первосвященников, происходивших из рода Аарона. После призвания от Бога начиналась деятельность пророка как глашатая Божия и провозвестника Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Союзники, как предсказал им Елисей, имели успех и осадили моавитского царя в его столице Кир-Харешете, но жертвоприношение Месой своего сына-первенца Хамосу, мовитскому божеству, на виду у осаждающих произвело такой страх и панику среди суеверных израильтян, что осада была снята и завоевание Моава оставлено. Стела, поставленная Месой, царем моавитским, как памятник своего успешного восстания против дома Амврия, данником которого он был ранее, подтверждает и дополняет краткое повествование 4Цар. 3, 4–27 о моавитской войне. 4, 1 – 8, 15. Елисей-чудотворец. Общие замечания. В этом большом отделе рассказы о Елисее большей частью располагаются без соблюдения хронологического порядка, имена израильских царей намеренно опущены. В одних рассказах Елисей описывается как исторический деятель, имеющий власть вмешиваться в современные исторические события и направлять ход их развития (6, 8–23; 8, 7–15); в другой группе повествований он представлен как великий чудотворец, наделенный сверхъестественной силой совершать любые чудеса (4, 1–7; 4, 8–34; 4, 38–41; 4, 42–44; 5, 1–27; 6, 1–7; 6, 24 – 7, 20). Чудесами и всей своей деятельностью Елисей поддерживал истинную веру в народе Завета в период суда Божия над Израилем ( 3Цар. 19, 15–17 ; 4Цар. 13, 3, 7; 10, 32 слл.). Одной из особенностей чудес Елисея является его благотворительное сочувствие к бедным. Многие чудеса Елисея напоминают евангельские чудеса Господа Иисуса Хряста, прообразом которых они являются, согласно толкованиям свв. отцов. 4, 1–7. Чудом умножения елея Елисей помогает овдовевшей матери одного из пророческих сынов уплатить долг ее покойного мужа, ввиду угрозы заимодавца взять в рабство двух ее сыновей. 4, 8–37. Елисей вознаграждает гостеприимство богатой женщины – сонамитянки обещанием рождения сына, а через несколько лет воскрешает его после смерти от солнечного удара (ср. Лк. 7, 12 слл.; Мк. 5, 35 слл.; Лк. 8, 49 слл.). Продолжение истории сонамитянки – в 8, 1–6, где описывается ее переселение с семьей на время голода в Филистию, по совету пророка Елисея, и возвращение ей, после семилетнего отсутствия, всего имущества и «доходов поля» по приказу израильского царя, услышавшего от Гиезия, слуги Елисея, о воскрешении пророком сына этой женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

В. ЦИКЛ ПРОРОКА ЕЛИСЕЯ. 4 ЦАР. 2 – 13. Значительную часть повествований 4Цар. 2 – 13 составляют рассказы об Елисее – пророке северного царства, преемнике Илии, современнике четырех израильских царей. Начало его служения относится к первым годам Иорама ( 4Цар. 2, 16 ), середина обнимает время Ииуя и Иоахаза, а конец приходится на первые годы Иоаса ( 4Цар. 13, 14–19 ). Полувековое служение Елисея можно датировать приблизительно 850 – 800 гг. до Р. Х. Современниками Елисея в южном царстве были Иосафат, Иорам, Охозия, Гофолия и Иоас. В отличие от Илии Елисей не был человеком пустыни, ибо обстоятельства при нем изменились: его служение проходило в более спокойное время. Культ Ваала уже не пользовался исключительным благоволением и покровительством при самарийском дворе, пророки Господни не преследовались и не умерщвлялись; поэтому не было причины как для удаления в пустыню, так и для суровости, отличавшей его учителя Илию. Свое продолжительное служение Елисей проходил среди народа и более, чем Илия, был связан с общинами пророческих сынов, на которых он оказывал большое влияние. Новая столица Самария стала его главным местом пребывания. Отсюда он осуществлял свою пророческую деятельность и, подобно Самуилу, обходил страну, повсюду возбуждая религиозный дух и поддерживая монотеизм. Находясь в оппозиции к царскому дому Ахава, Елисей поддерживал истинную религию чудесами и неоднократно защищал народ от врагов. 2, 11–25. Елисей – преемник Илии. Его первые чудеса. О призвании Елисея Илией после богоявления на г. Хорив кратко сообщается в 3Цар. 19, 19–21 . В 4Цар. 2, 1–25 повествуется о начале служения Елисея, как преемника вознесенного «в вихре на небо» Илии, оставившего Елисею свою милоть, что означало переход пророческого духа на него. Елисей взял милоть Илии, призвал имя Господне и ударил по воде Иордана, который расступился перед ним (2, 13–14). Таким образом он повторил чудо Илии (ст. 8). Сыны пророческие, издали наблюдавшие за Елисеем, признали его пророком – преемником духа Илии и своим руководителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Вотчины Преосвященного Павла епископа деревни Копрецова староста церковной Иван Семенов, жена ево Татьяна Васильева, сын Семен Иванов, дочь Марфа Иванова, дочь Ульяна Иванова. У него ж, Ивана, тетка Анна Федорова. Дмитрей Семенов, жена ево Евдокия Прокопьева, дочь Соломонида Дмитриева, дочь Татияна Дмитриева. Матфей Васильев Подосенов, жена ево Марина Меркурьева, сын Иван Матфеев, дочь Евдокея Матфеева, брат Михайло Васильев, жена ево Агрипена Васильева, мать их Феодулия Остафьева, сестра их Ирина Васильева. Дементей Осипов, вдов, зять ево Федор Перфильев, жена ево Марфа Дементьева, дочь Марья Федорова, Дементьев сын Димитрий, жена ево Федора Егорова, Никита Иванов, жена ево Дарья Петрова, сын Антон Никитин, сын Иван Никитин. Михайло Стефанов, жена ево Епестемия, дочь Катерина, сын Иван Васильев, сестра ево Ксения. Максим Исаков, жена ево Матрена Петрова, брат Михайло Исаков, Максимов сын Иван, дочь Ульяна Максимова. Иван Ульянов, жена ево Евфимия Матфеева, зять Федор Петров, жена ево Федора Иванова. Деревни Горшкова. Елисей Сергеев, жена ево Настасия Стефанова, сын Семен Елисеев, дочь Марина Елисеева, брат Киприян Сергеев, жена ево Матрена Андреева К сей записной книге храма Николая Чюдотворца, что на Выколупкине, поп Никита руку приложил.   3 1719 г. марта – «Книга записная детям духовным» священника Иоанно-Богословской церкви в селе Заболотье Ивана   1719 году марта в день. По указу Преосвященного Павла, епископа Вологодского и Белозерского, Вологоцкого уезду храма Иоанна Богослова, что в Заболотье, попа Ивана книга записная детям духовным нынешняго 1719 году, которые дети духовные на исповеди были и по достоинству Святых Таин причастились, и какова чину и которых сел, и которых деревень, и кто имяны мужеска полу и женска, и то явствует ниже сего. Храма Иоанна Богослова, что в Заболотье, дьячек попов сын Федор Иванов, да у попа дочь Федосья, да просвирница Пелагея Андреева дочь. Того ж села Богословского помещика Александра Степанова сына Лазарева крестьянин во дворе Максим Иванов, жена у него Евдокея Максимова дочь, дочь Варвара. У него брат родной Алексей Иванов, жена у него Евгения Артемьева дочь. У него же брат двоюродной Иван Тихонов, у него жена Ксенья Перфильева дочь

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

Животков Николай Кузьмич (диакон Николай) Жигулин Иван Васильевич (схиигумен Серафим) Жигулин Лев (р. Б. Лев) Жирицкий Георгий (диакон Георгий) Жолткевич Флор Космич (протопресвитер Флор) Жужина (Жунина) Ольга Феодоровна (монахиня Олимпиада) Жукович Антоний (протоиерей Антоний) Жун Елисей (диакон Елисей) Жун Иоанн (диакон Иоанн) Журавский Александр Петрович (протоиерей Александр) Журавский Корнилий Петрович (протоиерей Корнилий) Журочкин (игумен Марк) Жуч Александр Михайлович (иерей Александр) З Заборовский Михаил Васильевич (митрополит Мелетий) Завьялов Прокопий Васильевич (р. Б. Прокопий) Задорожный Иван Степанович (р. Б. Иоанн) Задорожный Николай Степанович (р. Б. Николай) Задорожный Петр Степанович (протодиакон Петр) Задорожный Степан Степанович (р. Б. Стефан) Задорожный Федот Степанович (протодиакон Феодот) Заерко Иоанн Адрианович (протоиерей Иоанн) Заика Иосиф Петрович (р. Б. Иосиф) Зайцев Борис Николаевич (р. Б. Борис) Зайцев Кирилл Иосифович (архимандрит Константин) Зайцев Николай Матвеевич (р. Б. Николай) Зайцева Лидия (р. Б. Лидия) Законов Иван Димитриевич (р. Б. Иоанн) Затопляев Константин Николаевич (иерей Константин) Звездин Николай Константинович (протоиерей Николай) Зеленин Николай Адрианович (протоиерей Николай) Зеленский С. (монах Спиридон) Зинаида, монахиня (Бридди Елизавета Петровна) Зинченко Владимир (р. Б. Владимир) Знаменский Андрей Петрович (протоиерей Андрей) Знаменский Леонид Ильич (протоиерей Леонид) Зоркольцев Сергей (р. Б. Сергий) Зоя, монахиня (фамилия не установлена) Зубов Николай Михайлович (р. Б. Николай) Зубчинский Александр Викентьевич (р. Б. Александр) Зуев Владимир (протоиерей Владимир) Зябликова Ольга (монахиня Рафаила) И Иванов Василий Федорович (р. Б. Василий) Иванов Виктор (протоиерей Виктор) Иванов-Волков Архипп Иванович (иерей Архипп) Ивановский Арсений Алексеевич (протоиерей Арсений) Ивановский Николай Иванович (епископ Павел) Ивачев Стефан Иннокентьевич (р. Б. Стефан) Игнатенко (схимонах Михаил) Игнатий, иеромонах (фамилия не установлена)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2, 5 слл.). Он свидетельствует о великой благости «человека Божия», приходящего на помощь во всякой беде, даже при потере топора, взятого на время бедняком. При чтении этого отрывка следует иметь в виду, что в начале железного века топор представлял ценность и компенсировать его утерю для бедных людей было нелегко. 6, 8–23. Елисей защищает стесненный врагами народ и пленяет неприятельский отряд во время арамейской войны. Все действующие лица этого рассказа анонимные, за исключением Елисея, который прославляется как прозорливец и мудрый советник, неоднократно раскрывавший замыслы врагов и спасавший израильтян от засады. Арамейский царь узнает о прозорливости Елисея и посылает военный отряд в Дофаим с заданием взять в плен пророка, но «человек Божий» приводит арамеев в Самарию. Следуя великодушному совету Елисея, царь израильский отпускает их, предварительно накормив. 6, 24 – 7, 20. Елисей спасает Самарию, осажденную Венададом. Когда бедствия осажденной столицы достигли крайней степени, а в городе стал свирепствовать голод, израильский царь/Иорам?/обвинил Елисея как виновника бедствий, способствующего их продолжению, поклялся немедленно предать его смерти, и послал к пророку своих людей, вслед за которыми отправился и сам. В присутствии Елисея храбрость царя исчезла, осталось одно отчаяние (6, 24–33). Пророк именем Господним возвещает неожиданное избавление («завтра в это время ...»; 7, 1–2). Так же, как позднее Исаия будет призывать Ахаза иудейского ( Ис. 7 ), так в данном случае Елисей призывал Иорама израильского к вере в Господа в трудных обстоятельствах, когда сам царь и израильские начальники рассчитывали только на себя. В 7, 3–20 описывается как исполнилось предсказание Елисея самым неожиданным образом. Дозволение культа Ваала, противление пророкам Господним, продолжавшееся при всех царях династии Амврия, наконец, угроза жизни Елисея, после многих чудес, явленных через него, свидетельствовали о неспособности всех царей дома Амврия поддерживать в Израиле монотеизм, заповеданный синайским Заветом, и ускорили низвержение царствующей династии, предсказанное Илией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

4, 38–41. Во время голода один из пророческих сынов накрошил диких плодов в котел с похлебкой для пророческой общины в Галгале, не зная об их ядовитости. Когда обнаружилась «смерть в котле», пророк обезвредил похлебку, всыпав в нее муки. 4, 42–44. Елисей чудесно насыщает «хлебным начатком» из «двадцати ячменных хлебцев и сырых зерен в шелухе» сто человек общины пророческих сынов. (Ср. аналогичные евангельские чудеса Спасителя: насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф. 14, 16 слл.; Лк. 9, 13 слл; Ин. 6, 1 слл.) и насыщение четырех тысяч человек семью хлебами и двумя рыбами ( Мф. 15, 36 слл.; Мк. 6, 6 слл.). 5, 1–27. Исцеление сирийского военачальника Неемана и наказание Гиезия. Нееман прибывает из Дамаска в Самарию в сопровождении свиты с серебром, золотом, дорогими одеждами и вручает израильскому царю (Иораму?) письмо арамейского царя Венадада с просьбой об его, Неемана, исцелении. Нееман, как язычник, полагает, что Елисей – придворный пророк, обладающий магической силой («возложит руку… и снимет проказу», ст.11), услуги которого, следовательно, очень дорогие. Елисей же своими действиями свидетельствует о независимости пророка Господня от царского двора, магии и вознаграждения и показывает, что исцеление – бескорыстный дар милости Божией. Поэтому он даже не удостоился встретиться с Нееманом и только посоветовал ему через слугу семь раз омыться в Иордане, а после исцеления отказался принять предложенные Нееманом богатые дары. Чудесное исцеление и бескорыстие пророка Господня настолько поразили Неемана, что в душе его произошел поворот, и он исповедовал Бога Елисея единственным Богом всей земли (5, 1–19). Поступок же Гиезия, вопреки пророку обманом взявшего от Неемана плату за исцеление, был более, чем нечестный, ибо он уничтожал в сердце Неемана высокое представление о Боге и Его пророке. Поэтому вместе с деньгами Неемана он получил и его проказу (5, 20–27). Ср. Мф. 8, 2 = Мк. 1, 40 слл.= Лк. 5, 12 . слл. 6, 1–7. Рассказ об обретении утерянного топора в Иордане снова связан с общиной пророческих сынов в Иерихоне (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010