Он не тяготеет к пустыне, а постоянно находится в многолюдстве городов. Мы видим его в Самарии в дни осады, при войске Израиля (см. приложение), беседующим с монархами; его называют «колесницей Израиля», то есть предводителем народа. Характерно активное вмешательство пророка в политические дела Израиля. По словам Иисуса, сына Сирахова, Елисей «во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» (43,13). 2. Елисей и Сыны Пророческие. С самого начала своей деятельности Елисей признается вождем Сынов Пророческих (4 Цар 2,9-15). Он посещает их общины, рассеянные по стране. Эти общины — наследники воинствующего профетизма (от греч. профетес — пророк) времен судей. Для них враги народа Божия — враги Ягве. Они ходят толпами, возбуждая ревность народа и проповедуя против чужих богов. Их прорицания совершаются в экстазе под звуки музыки. Сам Елисей во многом напоминает Сынов Пророческих. Когда в объединенном войске израильтян и иудеев у него спрашивают об исходе битвы, он велит позвать гуслиста. «И когда гуслист играл на гуслях, — замечает библейский летописец, — тогда рука Господня коснулась Елисея» (4 Цар 3,15). Кроме независимых Сынов Пророческих, в Самарии были и царские «пророки Ягве». В духе тогдашнего двоеверия они мирились с существованием при дворе языческих прорицателей. Их предсказания обычно делались в угоду царю (3 Цар 22,6,10–12). Елисей, как и Илия, относился к этим царским пророкам резко отрицательно (4 Цар 3,13). Следует отметить, что институт царского пророчества сохранился вплоть до падения Иерусалима. Против придворных предсказателей боролись великие пророки. Таким образом, в IX веке мы находим три категории пророков: — придворные прорицатели, — воинствующие Сыны Пророческие, которые выступали против язычества, — избранные мужи Божии (Илия, Елисей, Миха и др.). 3. Пр. Елисей и иноплеменники. Как и Сыны Пророческие, Елисей настроен патриотически: он радуется военным победам израильских царей (4 Цар 3,17–19) и скорбит о поражениях Израиля (8,13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Каково предложение, таков был и ответ: Да будет убо дух, говорит Елисей, иже в тебе, сугуб во мне. Такое прошение, по-видимому, смелее самого предложения просить что угодно. Для устранения такой смелости некоторые старались уменьшить силу прошения Елисеева. Одни 82 слово сугуб относили к словам дух, иже в тебе, как бы прошение его было такое: да будет твой двоякий дух и во мне, то есть дар пророчества и чудес. Другие 83 слово сугуб принимают за разделяющее, будто бы Елисей так говорил: «Да будет во мне две части твоего духа». Но совершенно нет нужды прибегать к таким вынужденным изъяснениям. Св. Амвросий 84 говорит: «Илия, имевший однократный дух святости, Елисею оставил двукратный. Чудесным образом ниспослал ему благодати более, нежели сколько с собою понес на небеса». Следовательно, св. отец принимает слова Писания в их прямом значении. В самом деле прошение Елисея вытекает из сердца, пораженного скорбью и глубоко проникнутого святыми чувствованиями. Нужно толко представить то положение, в котором оставался Елисей после Илии, чтобы понять слова его. Илия был твердым столпом церкви Божией; силы, данные ему Богом, были велики, дела его славны: при всем том Израиль остался в одинаковом положении. Что же после Илии мог сделать Елисей? Чтобы подействовать на Израиль, очевидно, нужны были силы и дела еще большие. По крайней мере мог так думать Елисей как человек. Проникнутый такой мыслью, он выражает желание своего чистого сердца. Его прошение как бы изумило самого пророка; ожесточил еси просити, говорит он Елисею. Несмотря на то, Илия не отказывает ему, но предлагаег только условие: аще узриши мя вземлема от тебе, будет ти тако: аще ли не узриши, не будет. Для того, говорит Златоуст 85 , Илия предлагает это условие, чтобы еще более возбудить желание и ревность Елисея, приготовить его к принятию Духа и усугубить свои молитвы. Занимаясь беседой о будущем важном служении Елисея, о его прошении, Илия и Елисей продолжали путь свой. Но вот, по слову Иеговы, великая минута настала, разлука приблизилась, с высоты опускаются огненная колесница и огненные кони 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/glavnej...

В другой раз Елисей спас от продажи в рабство за долги вдову одного пророка. Он велел ей запереться в доме, и из единственного оставшегося у нее кувшина с маслом наливать во все сосуды, которые есть у нее и которые она возьмет у соседей. Масло в кувшине не убывало, пока не кончились емкости. На вырученные за продажу этого масла деньги вдова не только заплатила долг, но и смогла прожить со своими детьми. Это чудо прообразовывало Церковь , где от Одного Христа наполняются Святым Духом все желающие войти в Дом Отца. Они не только освобождаются от долга перед праведностью Бога, но и получают Вечную жизнь. В городе Сонам Елисей остановился у одной богатой женщины, страдавшей бесплодием, и по его молитвам у нее родился сын. К несчастью, случилось так, что, когда ребенок вырос, он получил солнечный удар и умер. В то время Елисей жил на горе Кармил, и женщина прибежала к нему поведать свою скорбь. Святой ничего не знал об этом, ибо пророки не всеведущи, а знают лишь то, что открыл им Бог. Но, услышав от женщины о горе, он пришел в Сонам, взял ребенка и, положив его на постель, помолился Господу и простерся над ним, вкладывая в него силу Духа Животворящего. Ребенок чихнул семь раз и ожил, и отдал его Елисей матери. Это чудо также предсказывало конечную победу над смертью, одержанную Христом, поэтому этот отрывок читается в храмах накануне Пасхи. По молитвам Елисея в наказание за идолопоклонство на Израиль пришел семилетний голод (длившийся в два раза дольше, чем при Илии, как знак двойной благодати, полученной Елисеем). И во время голода Елисей приказал своему слуге сварить похлебку для сынов пророков. Один из них вышел в поле собирать овощи и набрал много неизвестных диких плодов, которые бросили в котел с похлебкой. Плоды оказались ядовитыми, и, когда начали есть, закричали: – Смерть в котле! Елисей всыпал в котел муки, и похлебка стала безвредной. Это чудо прообразовывало собой великую силу Таинства Причастия, которое обессмертило нашу зараженную грехом природу. В другой раз пророк накормил сто человек двадцатью хлебами и горстью зерен так, что они насытились и еще осталось. Так Господь показал, что у Ветхого и Нового Завета – Один Бог. Ведь подобное чудо дважды совершал Господь Иисус Христос, став человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

После сего он отправился обратно в Иерихон, где его встретили некоторые из сынов пророческих. Здесь мы в последний раз видим общину сынов или учеников пророческих, в связи с жизнью пр. Елисея, и после сего времени о них уже более не упоминается ( III Цap. XX:35 ; 4Цap. II:1–15 ). Увидев Елисея, сыны пророков пошли навстречу и поклонились ему до земли. Опочил дух Илии на Елисее ( II Цap. II, 15 ), говорили они между собой и затем просили послать их поискать тело Илии; он неохотно согласился на это. Они искали, и, конечно, напрасно. Вскоре после сего Елисей совершил в Иерихоне чудо: обезвредил дурную воду города, бросив в оную соли. И вода стала здоровой до сего дня, замечает свящ. повествователь (ст. 22). Из Иерихона пр. Елисей пошел в Вефиль, и когда он шел дорогой, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, говоря: «иди плешивый, иди плешивый»! Причем они, вероятно, указывали на его плешивость, иметь которую считалось тогда жителями Востока за бесчестье. Елисей, обернувшись, проклял их именем Господним, и вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка ( 4Цap. II, 23, 24 ). Отсюда пошел он на гору Кармил и оттуда возвратился в Самарию. Слово «возвратился», по-видимому, указывает на то, что он прежде жил в Самарии, но где именно, в самом ли городе или в стране Самарийской, этого не видно. Когда Иорам, Иосафат и царь едомский вступили в союз между собой против моавитян, Елисей находился при войсках союзников. Томясь со своими войсками от жажды, союзные цари обратились к пр. Елисею за помощью. После строгого обличения он совершил новое чудо – снабдил войска их и скот чудесно явившейся водой, которая показалась, впрочем, моавитянам кровью ( 4Цap. III, 1–22 ). Далее, в ряду его чудес особенно замечательно следующее: чудесное увеличение количества елея для бедной вдовы одного из сынов пророческих. Елея было получено ею столько, что продажа его была вполне достаточна для уплаты долгов мужа и для дальнейшего ее существования ( 4Цap. IV, 1–7 ). После сего мы встречаем пророка в Сонаме, колена Иссахарова. Здесь одна богатая женщина приняла его в свой дом и приготовила ему горницу с постелью, столом, седалищем и светильником, в которую он мог бы заходить, когда захочет. Женщина и муж ее были неплодны, что весьма презиралось евреями, и пророк предсказал им рождение сына. Сын родился и подрос, но однажды пришел к отцу своему на поле во время жатвы и внезапно заболел. Голова моя! голова моя болит! – говорил он своему отцу, и когда отнесли его к матери, то еще до полудня, сидя у нее на коленях, он умер. Елисей, по просьбе матери, которая лично прибыла к нему на г. Кармил, отправился с ней в Сонам и после молитвы чудесно возвратил жизнь умершему дитяти ( 4Цap. IV, 8–37 ). В

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Но Елисей и сам сознавал, что с его великим учителем готовится произойти нечто необычайное, и не отлучался от него. Перейдя около Иерихона чрез Иордан, который от мановения мантии Илии расступился пред пророками, последний, наконец, открыл своему спутнику и ученику, что он «взят будет от него», и сказал ему: «проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей отвечал: «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Елисей просил слишком много, но ему было дано просимое отчасти. Когда они шли далее, «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой! колесница Израиля и конница его! – и не видел его более». В печали о разлуке со своим возлюбленным учителем он разодрал свою одежду и вместо нее поднял упавшую милоть Илии. Ею на обратном пути он разделил воды Иордана; встретившие его пророки признали в нем духовного преемника Илии и поклонились ему до земли. На пути в Вефиль его встретили насмешками дети из этого города, которые, очевидно, следуя примеру своих нечестивых родителей, издевались над пророком, крича ему: «иди, плешивый, иди, плешивый!» За это, в наказание и предостережение нечестивым родителям, сорок два из этих детей были растерзаны вышедшими из соседнего леса медведицами, а Елисей отправился на гору Кармил, чтобы там, в этом любимом убежище его великого учителя, в уединенном общении с Богом укрепить свой пророческий дух. Затем, уже оттуда он направился в Самарию, где царствовал младший сын Ахава Иорам. XLII. Преемники Ахава. Пророк Елисей, Нееман Сириянин. Гибель дома Ахавова Иорам, десятый царь израильский 232 , хотя и сын нечестивых Ахава и Иезавели, воспитался под влиянием последних испытаний своего отца, заставивших его не раз смиряться пред Богом, в знак чего, быть может, он дал и самое имя своему сыну Иорам или полнее – Иегорам, что значит: «велик Иегова». Он вступил на престол в 18-й год царствования Иосафата иудейского, с которым поддерживал полезный для него союз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» ( 4Цар. 2:9–10 ). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Пророк Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» ( 4Цар. 2:12 ). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, святой Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» ( Сир. 48:13 ). Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Пророк Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. «И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» ( Сир. 48:15 ). Через год после смерти пророка Елисея мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к честным костям святого пророка. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг: их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам ( Сир. 48:1–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств Введение Автор Третья и Четвертая книги царств первоначально составляли одну книгу, разделены они были позднее. Хотя их автором традиционно было принято считать Иеремию, однако большинство современных исследователей отвергают эту версию, оставляя вопрос об авторстве открытым (см. Третья книга царств. Введение: Автор). Характерные особенности и темы Четвертая книга царств начинается с царствования царя Охозии в Израиле и царя Иосафата в Иудее и доводит повествование до вавилонского пленения царя Иехонии. Одной из центральных тем книги является царствование царя Езекии первого великого реформатора храмового богослужения (18,4). После падения Самарии Езекия начал процесс восстановления чистоты веры и богопоклонения. Кульминацией повествования является царствование второго царя-реформатора Иосии (22,3 23,24). Езекия и Иосия явили пример полной преданности Господу, служению Которому они всецело посвятили себя и как личности, и как цари (см. Третья книга царств. Введение: Характерные особенности и темы). Содержание (Продолжение, см. Содержание Третьей книги царств) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) этого стиха в том, что нечестивый не боится Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Г. Елисей становится преемником Илии (2,1–18) Д. Служение Елисея (2,19 8,15) 1 . Елисей и пророки (2,19–25) 2 . Елисей и война с моавитянами (3,1–27) 3 . Чудеса, творимые Елисеем на благо людей (4,1–44) 4 . Елисей исцеляет Неемана, военачальника сирийского (5,1–27) 5 . Елисей и царь сирийский (6,1–23) 6 . Елисей и осада сирийцами Самарии (6,24 7,20) 7 . Воскрешение Елисеем сына сонамитянки (8,1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Скачать epub pdf Житие и чудеса святого пророка Елисея Память 14 июня Святой пророк Елисей был сын Сафата из колена Рувимова 3888 . Он родился в городе Авел-Мехоле 3889 ( 3Цар.19:16 ) и был великим чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла золотая телица, которой совратившиеся в идолопоклонство израильтяне поклонялись, как Богу, и приносили жертвы. В самый час рождения Елисея эта бездушная телица так громко закричала, что рев ее был слышен даже в Иерусалиме. Когда все весьма дивились этому, некий священник, исполненный Святого Духа, сказал: «Великий пророк Божий родился ныне, и он должен будет разрушить истуканов и сокрушить сильных!» Когда же Елисей достиг совершенного возраста, проводя жизнь свою для большего угождения Богу в девственной чистоте, Бог призвал его на пророческое служение. Призвание это совершилось так. Однажды Елисей двенадцатью парами волов пахал землю. Святой пророк Илия, находившийся в то время на горе Хориве 3890 в собеседовании с Богом, получил повеление от Бога помазать Елисея вместо себя в пророка. И вот, когда Елисей был в поле, святой пророк Илия приблизился к нему, возложил на него свою милоть 3891 , и, передав ему волю Господню, нарек его в пророка, и повелел ему следовать за собой. Елисей тотчас все оставил и готов был со всем усердием следовать за святым пророком Божиим Илиею, и только испросил у него позволения на короткое время отлучиться домой, чтобы проститься с отцом и матерью. Дома он взял ту пару волов, на которой сам пахал, заколол их, а плуг рассек на дрова, возложил их на огонь и, зажарив на нем мясо, сделал угощение прилучившимся людям и соседям; после этого, поцеловав отца и мать, Елисей немедленно последовал за Илиею и служил ему, поучаясь у него ведению тайн Божиих; по благодати Божией он сделался пророком, неменьшим учителя и наставника своего – святого Илии. Когда же Богу угодно было взять раба Своего Илию в вихре на огненной колеснице на небо ( 4Цар.2:1–15 ) и переселить его в рай, то Илия спросил у Елисея, какого дара он желает от Бога, который бы он, Илия, исходатайствовал ему молитвой своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Елисей, некогда приняв милоть Илиину, принял двойную благодать от Бога». Так напоминает тебе, душа моя, преподобный Андрей о великом чуде, которого удостоился пророк Божий Елисей. Мы уже вспоминали сегодня Христовы слова. «Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» ( Мф. 10, 25 ). Но сейчас видим, как ученик Илии Елисей получает «благодать воз благодать» ( Ин. 1, 16 ) – благодать, превышающую дар его учителя. Неужели несправедливы оказались Христовы слова? Никак невозможно! Невозможно, потому что «не мерою дает Бог Духа» ( Ин. 3, 34 ). «Не мерою» – значит, в этом деле нет места никакому сравнению: каждый получает столько, сколько может «вместить» ( Ин. 21, 25 ), «в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ). «Для уяснения смысла просьбы Елисея, с первого взгляда как бы бросающей тень на его смирение и скромность, необходимо иметь в виду отношения, существовавшие между обоими пророками: пророк Илия был духовным отцом (ст. 12) Елисея, как и многих «сынов пророческих». Расставаясь со своим духовным отцом, пророк Елисей как бы просит его признать своим первородным сыном духовным: по закону (см.: Втор. 21, 17 ) первородный сын имеет то преимущество перед прочими братьями, что получает двойную часть (евр. пишнаим, , как здесь, ст. 9; ср.: Зах. 13, 8 , где выражение это означает «23 целого») в сравнении с каждым из них; и пророк Елисей, причисляя себя вместе с сынами пророческими к духовным сынам пророка Илии, просит его признать его первородным и из благодатного наследия своего – «духа» (евр. руах, ) или “духа и силы» (см.: Лк. 1,17 ) Илии, – духа пророчества и чудотворения, – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии» 1535 . Мы рассуждали об образе жизни Елисея – разве не сделал он его достойным восприятия благодати Божией? Разве не расчистил этот образ жизни в душе Елисея духовное пространство, которое надлежало отдать в распоряжение этого Божественного дара? Но сейчас обратим внимание на обстоятельства, в которых получил Елисей дар Божий, а именно – на то, как и какими словами испрашивал он этого дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Пророк Илия, выступив против Ахава, обличал его словом; но так как положение с тех пор мало изменилось, некоторые ревнители Ягве решили, что пора от слов перейти к делу. Они возродили старинную идею священной войны, популярную во дни Деборы и Самуила, и им казалось, что насильственными мерами они смогут обратить общество на верный путь. Душой заговора был Элиша, или Елисей, сын богатого землевладельца из северных областей. Ученик Илии, он сопровождал пророка в последние годы его земного странствия, и, по преданию, тот оставил Елисею свою власяницу в знак того, что назначает его себе преемником. Елисей, каким его изображает Библия, был человеком огромной силы воли, с характером властным и резким. В противоположность своему учителю он никогда не был гонимым одиночкой; его постоянно окружала большая группа учеников, принявших старое наименование «Сынов Пророческих». Повсюду, даже у чужеземцев, Елисей пользовался авторитетом, его почитали и как чудотворца и как предсказателя. Пророк не только приходил к царю ходатайствовать за обиженных, но, не колеблясь, вмешивался в политические дела, ходил в походы вместе с войсками, участвовал в переворотах. Елисея, как Илию, народ называл «колесницей Израиля и конницей его» [ 2 ]. Целиком принадлежа к пророкам старого типа, Елисей, как и прежние «наби», верил в необходимость употребить оружие для полного торжества Ягве. Ввиду языческой опасности и возрастающего самоуправства властей этот новый Самуил усмотрел свой долг в том, чтобы окончательно устранить династию Ахава как источник соблазна. Эту мысль Елисей постоянно внушал Сынам Пророческим, жившим общиной в небольшом поселке близ Иерихона. Они должны были стать исполнителями его воли. Кроме них, Елисей рассчитывал и на поддержку израильтян, строго соблюдавших старые обычаи. Среди них наиболее известны были рехавиты, которые в знак протеста против разлагающего влияния цивилизации давал клятву жить только в палатках, не обрабатывать земли и не пить вина. В их глазах Ягве был Богом пустыни, Богом свободных кочевников-пастухов, а все, связанное с оседлостью и земледелием, они презирали. Понятно, что семейство Ахава они считали гнездом пороков. Были недовольные и среди военных, которых возмущали долгие и бесплодные войны с Дамаском. Таким образом, замыслы воинствующих ягвистов, настроения среди Рехавитов, крестьян и в армии подготовили почву для восстания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010