Когда он подходил к городу, малые дети выбежали из города и начали смеяться над ним и кричать: «Иди плешивый, иди плешивый!» Елисей проклял их именем Господним, и вышли из леса две медведицы и растерзали из них сорок двух детей 433 ( 4Цар. 2 ). Иорам. Победа его над отложившимися моавитянами После вступления на престол Израильский Иорама, сына Ахава, царь Моавитский не стал платить ему дани. Иорам с царем Иудейским Иосафатом и царем Едомским пошел в Моавитскую землю, через пустыню Едомскую. чтобы привести моавитян к покорности. В пустыне не было воды. Обратились к Елисею, который был тут. Он потребовал гуслиста. И в то время, когда гуслист играл 434 , Елисей, по внушению Божию, велел выкопать рвы в долине и предсказал, что на другой день потечет вода, и моавитяне будут побеждены. Поутру вдруг потекла вода от гор Идумеи. Когда воссияло солнце, моавитянам издали показалась эта вода красной, как кровь. Они подумали, что в союзном войске произошло междоусобие, без осторожности бросились к стану израильскому, но израильтяне поразили их и разорили страну их ( 4Цар. 3 ). Чудеса пророка Елисея: умножение елея у бедной вдовы, воскрешение сына одной женщины, уничтожение отравы, насыщение ста человек небольшим количеством хлеба Раз одна вдова пророческого сына со слезами говорила Елисею: «Муж мой умер. Теперь заимодавец пришел взять в рабы себе моих детей» 435 . Елисей спросил ее: «Что у тебя есть в доме?» Она сказала: «Ничего, кроме сосуда с елеем». Елисей сказал: «Поди, выпроси у всех соседей побольше порожних сосудов, запрись в своем доме и наливай из своего сосуда масло во все эти сосуды». Вдова так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Продав масло, вдова заплатила долги свои, а оставшимся стала жить с детьми. Елисей часто проходил через город Сонам. Здесь одна богатая замужняя, но бездетная женщина принимала его в свой дом. Елисей испросил ей у Бога сына. Ребенок подрос и умер. Мать тотчас отправилась на гору Кармил к Елисею и высказала ему свое горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И вот продолжить его дело: искоренить нечестие в Израиле и восстановить нарушенный мирской монархией порядок теократической жизни Израиля – было предназначено другому великому пророку – Елисею, сыну Сафата, из Абел-Мехолы. Елисей был подлинным сыном своего великого предшественника и учителя – пророка Илии, рожденным из его духа и действовавшим в его духе, получившим двойную часть его наследия на правах перворожденного сына. В последующей истории израильского царства пророк Елисей является главным лицом, около которого сосредоточивается весь ход истории этого царства. Жизнь и служение пророка Елисея представляются нам несколько в ином виде, нежели служение его великого предшественника. Между тем как пророк Илия является как бы выходцем из другого мира, чужестранцем на земле, не имеющим ни человеческих связей, ни родственных отношений, единственным в своем роде служителем Иеговы, – пророк Елисей в своей жизни и пророческом служении более представляет черт чисто человеческой личности. Его происхождение, его рождение, его призвание и, наконец, его человеческие и родственные отношения не покрыты таинственным покровом неизвестности. Его история приводит нас к его дому и почти к колыбели, сообщает имя его отца и род предшествовавшей его пророческому призванию деятельности; словом, представляет его обыкновенным человеком, разделяющим обычные чувствования по отношению к родителям и сотрудникам в его занятиях. Эти первые известия о личности пророка Елисея стоят в связи с особенностями его пророческого служения, которое в своей наибольшей части было мирным и спокойным в отличие от величественного и грозного служения Фесвитянина. Его призвание не ограничивалось только тем, чтобы он, подобно Илии, пробуждал веру в Бога Израилева, или там, где она уже существовала, внешними средствами и грозными знамениями вынуждал всеобщее признание её. Он должен был продолжать строить на том основании, которое было положено его предшественником, низвергнувшим своими грозными действиями высоты зла и разрыхлившим жесткую, поросшую иноземным тернием, почву религиозной и нравственной жизни Израиля: посеянные Илией семена истинной веры в Бога Елисей должен был взращивать и укреплять, действуя главным образом на внутреннюю сторону жизни людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Преподобный тотчас же проснулся; его охватил трепет и смятение, и он стал на молитву; сильно поразило его необычайное видение, и он размышлял: что будет далее? После молитвы, укрепившей его душу, исполняя волю Божию, он отправляется в путь. Придя на некоторую реку, он снова молился и во сне услышал звон на полуострове, который вдавался в озеро Ило и был необитаем. Этим звоном указано было свыше прп. Иродиону место его подвигов. Вскоре подвижник пришел на указанное место и осмотрел его. Искателю уединения сильно полюбился этот пустынный полуостров, покрытый густым лесом, удобный для подвигов. Так как земля эта принадлежала одному христолюбивому мужу, по имени Анисим, то преподобный купил ее и поставил на ней церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Рождества, как приказал ему Ангел. При храме была устроена теплая трапеза. Построив церковь, преподобный благолепно украсил ее иконами, священной утварью и всем необходимым. Сам он поселился в трапезе церковной. Однако недолго прп. Иродион подвизался и здесь. Услышав о добродетельной и благочестивой жизни преподобного, многие из окрестных жителей стали приходить к нему, прося его наставлений и поучений, и в благодарность приносили отшельнику пищу; преподобный же приносимое раздавал нищим, а сам вкушал лишь столько, чтобы не умереть от голода. Однажды на пустынный полуостров, по Божию изволению, пришел благочестивый муж, по имени Елисей, и принес святому пищу. Став перед трапезой, в которой жил преподобный, Елисей сотворил молитву и ждал ответа, но ответа не было. Постояв немного, Елисей во второй раз сотворил молитву, но и на этот раз не услышал ответного возгласа. Не получив его и в третий раз, посетитель удивился, потом, осмелясь, сам вошел в трапезу. Осматриваясь туда и сюда, Елисей сначала нигде не видел святого; только тогда он мог его заметить, когда подошел к печи: прп. Иродион лежал на горящих углях. Ужаснулся Елисей. Преподобный же, думая, что он пришел по нужде и в скорби, быстро вышел невредимым из печи и сказал Елисею: «Бога ради, прости меня, брат».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Елисей, очевидно, просил духа пророчественного и чудодейственного, который, при всей великости своей, есть все-таки внешний дар, подаваемый от Бога туне 570 , иногда даже и не высоконравственным людям, по особенным целям Божиим 571 . Этого духа мог просить и мог получить Елисей вдвойне, и даже более, в сравнении с великим Илией, – как то мы и видим в дальнейшей истории Елисея; ибо чудеса он рассыпал, можно сказать, одесную и ошуюю. Сам Господь Иисус Христос обещал Своим последователям, что они могут совершать более многочисленные и более чудодейственные дела, чем Он Сам 572 . Что касается побуждений и целей, по которым Елисей просил от Илии удвоенного духа чудотворений и пророчества; то, конечно, это не было алкание славы или желание превзойти своего учителя, – такие мелкие чувства совершенно далеки были от пророков Божиих. Напротив, Елисей воспламенен был ревностью о славе Иеговы, при смиренном сознании своих немощей, для которых, как он думал, требовалась двойная пророчеетвенная и чудодейственная благодать, чтобы с успехом действовать в нечестивом и развращенном царстве Израильском, где самая ревность Илиина встречала претыкания и колебания. По выражению одного толкователя, «Елисей вдохновлен был самим Духом Божиим просить того, чем обладать было ему предназначено» 573 . Ст. 10. …И сказал… Илия Елисею: …трудного ты просишь…, т. е. великого и необычайного дара, который не зависит от моего произволения, а изойти может только от единого верховного раздаятеля всяких даров духовных. Кроме этой, весьма естественной неуверенности или неизвестности насчет исполнения необычайной просьбы Елисеевой, в словах Илии нельзя видеть ничего другого, напр., затаенного неудовольствия или нежелания, чтобы превзошел его ученик. Эти земные и грешные чувства совершенно недоступны были великому духу Илии уже всецело устремленному на небо. Может быть, только приходило ему на мысль опасение за своего ученика, что с получением высшего и наибольшего дара, он подвергал себя и большей ответственности пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(стр. 82). Высадились (с корабля), пошли пешие; на четвёртый день дошли до Иерусалима... На утро встали и пошли к ранней обедне в большой храм Воскресения, – к гробу Господню... Стоит Ефим, молится и смотрит вперед, в часовню, где самый гроб... Стоит Ефим, чрез головы смотрит, – что за чудо! Под самыми лампадами, впереди всех, видит стоит старичок. Похож, думает, на Елисея. Да нельзя же ему... Нельзя ему прежде меня поспеть... И подивился, как так Елисей наперёд его поспел... И стал (Ефим) продиратся, только бы на простор выбраться. Выбрался на простор, ходил, ходил, искал Елисея, так и вышел из храма, не столкнулся с ним... (стр. 20–25). У Аскоченского после, а у Толстого прежде этого видения рассказывается о благотворительности Якова – Елисея. И здесь также Толстой близко держится оригинала, – даже до буквального сходства. Пример: Аскоченский: Толстой: Идя по улице. вижу в одной избе, где, я знал, жили бедные люди, ставни среди белого дня закрыты. Словно потянуло меня что-то туда; я вошел в избу. Сначала в темноте не мог я разобрать ничего; только слышу стон да храпенье. Это был бедный хозяин, лежавший в углу на соломе... И горемычная жена его, выбившись из сил и потратив на больного мужа все, что было у них, сидела у холодной печки... – „Маланья! сказал я горемычной. Что с тобою?... Отчего это так темно и холодно у вас?“ – „Ах, родной ты мой батюшка! отвечала она, – последний час настал. Степан мой умирает, да и мне самой что-то тяжко стало. Вот третий день как изба у нас не топлена; дрова все вышли, хлебушка нет; коровку давно сбыли со двора, и ребятишек- το накормить нечем. Как на беду, вон оба старшие-то лежат без памяти в горячке. И опять начала рыдать она, а истощенные голодом крошки чуть-чуть пищали... (стр. 84–85). Подошел Елисей к хате. Вошел Елисей во двор, видит – у завалинки человек лежит... Окликнул его Елисей, спросил напиться, – не отвечает человек. Либо больной, либо неласковый, подумал Елисей, и подошел к двери. Слышит – в хате в два голоса дети плачут...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

5 письмо к царю Израильскому. Сирийский царь ошибочно полагал, что Елисей может творить чудеса по воле царя Израиля. десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота. Приблизительно триста килограммов серебра и шестьдесят два килограмма золота. 5 разодрал одежды свои. Выражение отчаяния, вызванного бессилием. 5 для чего ты разодрал одежды свои? Елисей упрекает царя за то, что он, получив письмо сирийского царя, впал в отчаяние, хотя должен был передать это дело Господу, тем более, что слова царя «разве я Бог» свидетельствуют, что мысль о Господе посещала его. и узнает, что есть пророк в Израиле. См. 3,11; 8,7.8; 3Цар. 17,24; 18,36 . 5 И выслал к нему Елисей слугу. Это было характерно и для Илии, и для Елисея испытывать веру тех, кому они хотели помочь (4,3.4; 3Цар. 17,13 ). Елисей лично не встречается с могущественным Нееманом, а передает свои указания через слугу. 5 возложит руку свою на то место. Не имея представления о безграничных возможностях Господа и о силе веры в Него, Нееман полагал, что Елисей был волшебником (или магом), который мог излечить его болезнь посредством исключительно своего искусства. 5 Авана и Фарфар, реки Дамасские. Река Авана протекала с северо-востока по направлению к Дамаску, а Фарфар с востока от горы Ермон к болотам вос-точнее этого города. не лучше всех вод Израильских. Если, как полагал Нееман, все лечение заключалось в омовении в Иордане, то ему незачем было ехать в Израиль, поскольку на его родине тоже протекали большие реки Авана и Фарфар (ст. 10). 5 на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Нееман не просто заявляет что Господь могущественней сирийских богов; его утверждение более категорично: нет бога, кроме Бога Израиля. Делая такое признание, Нееман фактически принимает веру Израиля ( 3Цар. 18,39 ). 5 жив Господь. Эти слова часто сопровождали клятву (см. ком. к 3Цар. 1,17 ). 5 пусть рабу твоему дадут земли. Как и большинство неизраильтян, Нееман считал, что божеству можно поклоняться только на земле, принадлежащей этому 5 в дом Риммона. Риммой (евр.: «гранатовое яблоко») искаженное на еврейский лад имя сирийского бога грозы Рамману, почитавшегося также под именем Гададриммон ( Зах. 12,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Их политика способствовала отступлению израильского народа от Бога. В это упадочное для религии время Бог послал Израилю несколько замечательных пророков, которые задержали процесс духовного разложения. Среди этих Божиих посланников особенно выделяются двое — пророки Илия и его ученик Елисей. Пророк Илия (900 лет до Р. Х.) был одним из самых пламенных поборников истинной веры и благочестия (17–21 гл.). Скорбя о духовной гибели своего народа, Илия был решителен и крут в наказании беззаконников. К пророческому служению Илия призван был Богом при нечестивом Израильском царе Ахаве. Кровожадная жена Ахава, дочь сидонского жреца Иезавель, умертвила многих еврейских пророков и наполнила Израиль жрецами, служителями Ваала. Для вразумления Ахава и израильского народа Илия поразил землю трехлетней засухой. Сам же скрылся при потоке Харафе, где ежедневно ворон приносил пророку пищу. Когда поток высох, Илия переселился к Сарептской вдовице, у которой по молитве пророка в течение двух лет в сосудах не оскудевали мука и елей. Когда у вдовицы умер единственный ее сын, Илия молитвой воскресил его из мертвых. В конце трехлетней засухи Илия собрал на гору Кармил царя, языческих жрецов и израильский народ. Здесь по молитве Илии огонь в виде молнии пал с неба и сжег на глазах у всех жертву, принесенную Илией, и все вокруг нее. Видя такое потрясающее чудо, народ уверовал в Бога и тут же со слезами покаялся в идолопоклонстве. Пришедшие на гору жрецы Ваала были схвачены и истреблены. После этого пошел долгожданный дождь, голод прекратился. За святую жизнь и за свою пламенную любовь к Богу пророк Илия был живым взят на небо на огненной колеснице. Этим событием начинается 4-я книга Царств . (Согласно пророчествам, Илии предстоит снова придти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть). Св. пророк Елисей был учеником пророка Илии и во время вознесения Илии на небо получил его плащ и пророческий дар. Елисей трудился более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахава до Иоаса). Он бестрепетно говорил нечестивым царям правду, обличая их нечестие. Он глубоко почитался израильским народом, отличался силою духа, твердою верою и прозорливостью. К его времени достигают высшего развития пророческие братства в Израильском царстве. К наиболее славным его чудесам относятся воскресение юноши, превращение воды иерихонского источника из соленой в пресную и исцеление от проказы сирийского полководца Неемана. Кроме того, своей прозорливостью и мудрыми советами пророк Елисей много раз приносил победу израильским царям. Скончался Елисей в глубокой старости в Самарии при царе Иоасе (2-10 гл.). Господь Иисус Христос несколько раз в Своих поучениях упоминал пророков Илию и Елисея. Каждому верующему следует познакомиться с их жизнями и подвигами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Илия мимоходом повелевает Елисею следовать за собою, и Елисей немедленно оставляет все, что ни имел драгоценнейшего, и прилепляется к святому Пророку. Удивительный пример, предъизображающий нам чудесные действия простого слова Иисуса Христа в призвании Его Апостолов и внезапном обращении, долженствовавшем совершишься в Его Церкви, для показания, что Он держит в руце Своей сердце человеков, и что Сам Он внушает требуемое Им повиновение. Илия вознесся на небо в виду верного своего ученика и многих пророков, и оставил Елисею в наследие свой плащ и свой дух пророческий. Спаситель также вознесся на небо силою Своего Божества, в виду Своих Апостолов и Своих учеников; разлучаясь с ними Он оставляет им Свое благословение, прообразованное плащом Илии, и Отец небесный излил на них, по Его прошению, обилие Святого Духа, источник света и веры, силою которого они делали такие же и еще большие чудеса, нежели какие творил божественный их Учитель. Елисей Елисей для доказания своего посланничества и для призвания заблудших братьев своих к поклонению единому истинному Богу, умножает чудеса; но все чудеса его делают впечатление на малое только число Израильтян. Иисус Христос, для доказательства Божества Своего и для приведения рода человеческого к познанию Всевышнего не престает творить чудеса в продолжение смертной Своей жизни; но, из всех видящих оные, малое только число воспользовалось ими. Женщина, у которой Пророк иногда останавливался, приходит просить его, чтобы он воскресил ее сына: и святой муж посылает к ней, для совершения сего чуда, служителя своего с своим посохом. Но служитель возвращается к своему господину, и признается ему, что не в состоянии сделать оного; надлежало Елисею самому идти возлечь на младенца, как то сделал Илия, и, молитвами своими исходатайствовать испрашиваемую хозяйкою его милость. Истинный Елисей, то есть Иисус Христос, поскольку имя Елисей значит Бог Спаситель, послал сперва раба Своего, то есть, Моисея, вооруженного жезлом Его, то есть, заповедями и угрозами ветхого закона, для воззвания мертвого к жизни, то есть, для освящения рода человеческого, погруженного в ужасы смерти со времени прародительского греха; но раб сознается в своей слабости; все его действия, все его повеления никого не могут ввести в жизнь правды; надлежало, чтобы Бог Спаситель оставил Свой вечный покой, надлежало, чтобы Он сошел с неба, и Своим воплощением унизился до человека; надлежало, чтобы Он приблизился к нам, наклонился на нас, предпринял многотрудное странствование, перенес продолжительное изнеможение, подвергся бесчисленным трудам и жесточайшим страданиям, для сообщения нам той божественной жизни, которой закон дать не мог.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На все последующие времена пророк Илия явился примером непоколебимой веры и твердости в стоянии за правду. Укрепляя христиан в вере, апостол Иаков писал: « Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 17–18). Пророк Илия не вкусил смерти, но был взят Господом Богом в огненной колеснице на небо. Через пророка Малахию Бог открыл, что Он в конце времен пошлет пророка Илию для проповеди покаяния. « И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4: 6). Пророк Елисей . Елисей был постоянным спутником и учеником пророка Илии в последний период его служения. Зная о предстоящем вознесении, Елисей просил у Илии: « дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2: 9). Он просил так не потому, что он пытался превзойти своего учителя, а потому, что сознавал свою немощь и знал, что ему нужно вдвое большую благодать, чем было дано Илии, чтобы послужить Богу. Ударив милотью Илии по воде, перейдя Иордан как посуху, Елисей убедился в том, что просимый дар им получен (4 Цар. 2: 13–14). Служение пророка Елисея, в отличие от служения пророка Илии, было скорее служением милосердия, хотя и он являл людям грозные знамения. Придя от Иордана в Иерихон, Елисей исцелил солью источник воды, так что та стала пригодной для питья. « И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар. 2: 23–24). Как объяснить такую жестокость? В Законе сказано: « Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19: 32), а заповедь о почитании родителей в Декалоге сопровождается обетованием блага и долголетия. Нарушение этих заповедей во все времена влекло за собой тяжелые последствия. Не умеющий почтить старца не имеет почтения и к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Теперь о слове «плешивый». Сначала представим анализ буквального значения слова . Глагол от корня встречается всего 6 раз в Библии и указывает на отсутствие волос на голове человека, что чаще всего является следствием бритья головы 17 ( Иер. 16:6 ; Мих. 1:16 ). Кроме того, иногда наличие лысины у человека связано с естественным выпадением волос ( Лев. 13:40 ) или даже с болезнью ( Лев. 13:42 ). Существительное используется всего дважды; кроме нашего отрывка еще оно встречается в Лев. 13:40 . Это слово является характеристикой человека, не имеющего волос на голове (то есть «лысый»); на основании Лев. 13:42 можно сделать вывод, что в буквальном смысле имеется в виду отсутствие волос на затылке, так как лысина в височной части обозначается другим словом 18 . Впрочем, нельзя исключать, что словом могли называть полностью лысого человека. Теперь другой вопрос: а был ли лысым пророк Елисей? И здесь есть три варианта ответа: 1) пророк Елисей был от природы полностью лысым или имел частичные залысины; 2) пророк Елисей носил тонзуру как отличительный знак члена пророческой общины; 3) пророк не был лысым и вообще он ходил с покрытой головой и потому подростки не могли видеть состояние его волос, но называли его так исключительно с целью оскорбить. Каждый из трех ответов имеет свое обоснование и своих сторонников среди толкователей. Далее прокомментируем подробно каждый вариант, указывая при этом, какое значение слово могло иметь в устах подростков и в чем была суть их оскорбления в адрес пророка Елисея. Итак, Елисей мог быть от природы лысым полностью или частично. В принципе, теоретически такое возможно (это связано с генетикой организма); важно, что внешние особенности человека не влияют на его нравственность и тем более Господь при избрании на служение и даровании благодати Духа не обращает внимания на физические качества. Да, в древности длинные волосы считались атрибутом мужской телесной красоты 19 (вспомним Авессалома, см. 2Цар. 14:25–26 ); более важным обстоятельством является то, что назореи, посвящавшие себя Богу, давали обеты не бриться и не стричься, а судья Самсон и вовсе считал, что именно длинные волосы являются причиной его богатырской силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010