Высокие награды получили многие офицеры: Лазарев, Нахимов, Анжу, Бутенев, Корнилов, Путятин и Истомин. История донесла до нас слова английского короля при получении известия о победе. Конечно, Кодрингтону придется дать ленту, хотя он больше заслуживает веревки. Король не преувеличивал: честный и храбрый адмирал основательно спутал нечаянной» победой все тайны е карты британской дипломатии. В Наваринском сражении участвовало восемь русских кораблей: линейные «Азов», «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский»; фрегаты «Проворный», «Константин», «Елена», «Кастор»; девятый корабль эскадры корвет «Гремящий» был отряжен для крейсерования при входе в бухту. По вахтенным журналам кораблей эскадры Гейдена видно, что погибших на берег не свозили, их тела по положенному обычаю того времени Отпев на корабле, предав земле, в море опускали». Поэтому подлинная могила погибших в бою Наваринская бухта. Вахтенный журнал флагманского корабля «Азов» указывает лишь, что в продолжение сражения убито нижних чинов 24 человека. Вахтенный журнал линейного корабля «Иезекииль» зафиксировал: убитых во время сражения мичман Жадовский, канониров 2, матросы и повар 10. Скончавшиеся от ран похоронены на берегу матросы: Амос Мальцев (11 октября), Иван Дмитриев (13 октября), Осип Усольцев (16 октября), Федор Шестаков, Степан Скворцов (18 октября), Иван Аникин (20 октября). Записи фрегата «Проворный» констатируют: по окончании боя убитых лейтенант Куприянов, матрос 1, раненых служителей 5, из них 3 тяжело. Там же упоминалось о двух безымянных матросах, «умерших из числа раненых». «Александр Невский» убитые: 14-го флотского экипажа матросы 1-й статьи Иотан Гейтон, Никита Никитин, Андрей Пигарев, 2-й статьи Федор Тимофеев. «Гангут» убитых: штурманского полуэкипажа кадет Николай Линьков, унтер-офицеры Григорий Кочкин, Потап Углов, барабанщик Афанасий Мальцов, матросы Ян Шедзянец, Евдоким Вавилов, Ефим Чайников, Иван Елецкой, Тихон Иванов, Алексей Осипов , Козьма Баранов, Трофим Конанов, Елисей Кузнецов, Ананий Петров. Канониры: Иван Горшков, Антон Иванов; матросы: Петр Хамельин, Корнил Лебедев, Анисим Касиин, Петр Матвеев, Степан Терюмов, Андрей Григорьев, Иван Степанов, Лукьян Яковлев, Степан Пешков и повар Матвей Петухов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга была написана самым мелким, убористым уставом толщины с единоверческий часовник. По смерти Ефима Григорьича не знаю куда девалась. 2) Книга тоже об антихристе, но с присоединением собственных рассуждений автора. Она-то напечатана в Казани в 1873 г. 3) Указатель учения об антихристе. Книга эта напечатана во Пскове, в 1881 году, с именем кунгурского мессионера-священника Стефана Луканина. Но книга несомненно принадлежит Е. Г. Перевощикову, и как случилось, что она выдана за сочинение о. Луканина, не знаю. У Ефима Григорьича, как говорит Василий Васильич Борисов, были составлены и постоянно при нем находились две книжки, – одна о церкви, другая – об антихристе: обе служили ему для справок и потому он всегда имел их при себе. Последняя и есть та самая, которая напечатана с именем о. Луканина. 4) «Сборник» в 420 листов, составляющий 175 глав и содержащий свидетельство о том, что Иисус Христос Сын-Божий есть основание церкви. Эта книга составлена еще в духе беспоповства. Я приобрел ее покупкою у жены покойного Ефима Григорьича, теперь тоже покойной – Ольги Ивановны. 5) Собрание из разных книг старописьменных и старопечатных об ересях и еретиках, их свойствах и учении. Книга примечательная. Приобретена мною также у супруги Ефима Григорьича после его кончины, и отдана была о. Константину Голубеву для напечатания; но напечатать ее он не успел, и за смертью его неизвестно где осталась. Заканчиваю свои воспоминания об Ефиме Григорьевиче Перевощикове сего 1-го апреля 1891 года, в день его ангела, святого Евфимия Суздальского. Вечная ему память! Упокой, Господи, душу его со святыми, в месте злачне, в месте покойне! Да помолятся о нем и все знавшие его и получившие от него наставление в правой вере и доброй нравственности! Книгопродавец села Лыскова, Николай Иванов Прохоров 1 Елисей Савич, брат Захара, Абрама и Тимофея Савичей, один из Морозовых был согласия не поповщинского, а беспоповщинского; но от всех беспоповцев он отличался особым учением об антихристе, близко совпадающим с учением православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

Откровения, полученные в видении, пророки оглашали и записывали уже после окончания видений, когда душевные силы их приходили в обычное состояние. Состояние пророческого вдохновения, таким образом, не было постоянным состоянием пророков. Пророческое вдохновение осеняло пророка прежде всего тогда, когда на это была воля Божия. Известно, например, что пророк Нафан сначала одобрил намерение Давида построить храм Господу, но в ту же ночь получил откровение и от имени Бога объявил Давиду: «не ты созиждеши Мне дом» ( 2Цар. 7:5 ). Пророк же со своей стороны должен быть готов к получению откровения. Так, пророк Елисей, разгневанный на нечестивого Иорама, израильского царя, потребовал себе гуслиста и только умиротворённый музыкой гуслей дух его получил божественное откровение: «рука Господня коснулась» его ( 4Цар. 3:15 ). Отсюда можно видеть, что гнев и возбуждённое состояние духа на время делали пророка неспособным к восприятию откровения. Таким образом, духовные силы пророка, как человека, тоже участвовали в получении откровений от Бога; пророческое откровение, следовательно, является результатом действия двух факторов: Духа Божия, открывающего, и духа человеческого, воспринимающего откровение, причём в этой воспринимающей деятельности обнаруживается полное сознание и самостоятельность пророка; душа пророка перерабатывает воспринятое откровение в форму личных представлений и затем выражает его уже как своё произведение. Именно этим объясняются различия в языке и стиле книг пророков-писателей. 3 . Откровения Божии пророки сообщали людям разными способами: а) посредством устной проповеди , б) посредством записи, в) через символические действия. Поскольку символические действия современниками пророков могли быть истолкованы по-своему, и притом превратно, они всегда сопровождались устными или письменными объяснениями пророков ( Ис.20:2–4 ; Иер.27:5–8 ; Иез.4:13; 5:5 Пророки использовали исключительно многообразные формы выражения идей в своей проповеди : в их речах встречаются – лирические отрывки, прозаические повествования, прямая, приточная или аллегорическая речь, различные формы увещаний, резкая критика и обличения, пословицы, псалмы, изложенные в стихотворной форме, песни любви, сатира, элегии (плачевные песни) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Петр Пушечников, строитель Стромынского мон., 239, 375. Пересвет Александр, инок Троиц. Серг. мон., 252, 818. Пещное действие, 740, 741. Пилат понтийский, 765, 774, 786, 797, 807. Его супруга Прокла в Святцах, 321, 341 и др. Пимен, архиеп. новгородский, 468. Пирогов Филофей, инок, биограф, 672. Писцы книг: Агафонко, Агафонище, поп новгородского Софийск. Собора, 736. Антоний, инок Троиц. Серг. мон., 165. Арсений Суханов , 189. Артемий Компанский, иером., 457. Афанасий Иванов Просфирнин, 639. Варлаам, инок Троиц. Серг. мон., 156. Варлаам, некто, 79. Вениаминишко, инок Троиц. Серг. мон., 123. Власий с. Остафьев, 143. Галасеишка Безсеньев, иеромонах, 771. Герман Тулупов, иеромон. Троиц. Серг. мон., 303, 514, 545, 628, 665, 668, 671, 672, 673, 674, 675, 676, 677, 679, 681, 694, 696, 699, 727. (Григорий, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Григорий с. Якимов, 191. Гридица (Григорий Останыничь), 492. Данило Марков, книгописец Троиц. Серг. мон., 249. Димитрий, некто, 762. Евсевий, некто, 669. Евстафий Шепель, мирянин, 715. Евфимий, некто, 515. Елисей, инок Троиц. Серг. мон., 224, 759. Епифаний, некто, 22, 34. (Ермолай, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Еремия, дьяк, 66. Ефрем, некто, 145. Игнатий, грек, 308. Игнатий, некто, 728. Игнатий Курачев, инок Троиц. мон., 316. Исаак Собака, инок Троицк. Серг. мон., 100. Исаия каргополец, инок Трц. Серг. мон., 133, 134, 316, 779. Иаков, священник Воздвиженский, 648. Иоанн и Алексей, 35. (Иона Колоб, головщик Троиц. Серг. мон., 98; другой Иона монах, 239). Иона, игумен угрешский, 746. Иван, некто, 120. Иван Елисеев, 446. Иван Басов, (слуга Серг. мон.), 353. Иосиф, некто, 190. Иосиф Ковалевский, 732. Иосифишко Опекалов, инок, 257. Козма, некто, 27; другой, 38. Козма, дьак Пятницкой церкви, 370. Леонид Хоцятовский, иеродиакон, 454, 455. Макарьище, иером. Троицк. Серг. мон., 747. Макарий, чернец, 660. Мисаил, иеродиакон голутвинский, 159, 770. Михаил Медоварцов, новгородец, 466. Микула, некто, 765. Моисей, диакон, 488, 494, 524, 536, 547, 559, 580, 590.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

После разделена царства в еврейском народе, особенно же в царстве израильском, стало умножаться нечестие и беззаконие. Все цари израильские и многие из иудейских царей не только сами были нечестивы, но и народ свой приучали к идолопоклонству. Господь, для вразумления народа, часто посылал Своих пророков. Они учили народ, как богопротивно идолопоклонство: напоминали ему об истинном Боге, предсказывали различные наказания за грехи, а добрых и благочестивых людей утешали надеждой на милость Божию и на пришествие Спасителя. Знаменитыми пророками в царстве израильском были Илия, Елисей и Иона: в царстве иудейском – Исаия и Даниил. Пророк Илия Ахав, восьмой царь израильский, был хуже всех друтих царей израильских. Из угождения нечестивой жене своей Иезавели. он ввел в своем царстве поклонение идолу Ваалу. Господь послал к нему пророка Илию, который возвестил царю, что три года и шесть месяцевь не будет ни дождя, ни росы, и наступит голод. Ахав не устрашился угроз и искал случая умертвить пророка. Но Илия, по повелению Божию, скрылся в пустыню, при ручье Хорафе. Вороны каждый день утром и вечером приносили ему хлеб и мясо. Через год ручей высох, и Господь повелел Илию идти в город Сарепту сидонскую и жить там. Пришедши к городским воротам, пророк увидел женщину, которая собирала дрова; он подозвал ее и попросил принести ему немного воды и кусок хлеба, но женщина отвечала: «нет у меня ничего; осталось только с горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Вот собираю дрова, чтобы испечь себе и сыну хлебец. Съедим его, и потом нам придется умирать». Но Илия сказал ей, чтобы она не боялась и прежде сделала ему хлебец, а потом себе и сыну, потому что ни мука в кадке, ни масло в кувшине не будут у нее уменьшаться во все время голода. Она пошла и сделала, как велел Илия, и с той поры, по словам пророка, не убавлялось у нее ни муки, ни масла. Илия поселился в доме этой вдовы. Но вскоре ее постигло несчастие: единственный сын ее умер. По усердной молитве пророка, Господь возвратил жизнь мальчику и утешил мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Соломон Своей мудростью и своим мирным и славным царствованием прообразовал мирный и славный характер духовного царства Христова (Его Церкви): Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 30 . Пророк Илия своим чудесным восхождением на небо прообразовал вознесение Иисуса Христа, а пророк Елисей – характером и обилием своих чудес прообразовал чудеса Спасителя. Доик Идумеянин и изменник Ахитофел – прообразы Иуды Искариотского. Книги: первая Ездры и Неемии. Общие сведения. 1. Название, основные идеи, место в каноне. Первоначально эти две книги составляли одну книгу Ездры. В знаменитых древних кодексах перевода Семидесяти – Александрийском и Ватиканском она называлась Второй книгой Ездры, так как в этих кодексах впереди стоит неканоническая книга Ездры (2 Ездры нашей Библии) и называется Первой Ездры. После разделения на две в восточной традиции за этими книгами утвердились названия: Первая Ездры и Неемии, в латинской Вульгате – Первая и Вторая Ездры (отсюда в Вульгате четыре книги Ездры), в изданиях еврейской Библии (в которой нет неканонических книг) просто Ездра (по-евр. Езра) и Неемия. Эти книги составляют заключительный раздел ветхозаветной истории, описывая время послепленной реставрации, и являются важнейшими источниками для этого мало известного периода. В них повествуется о возвращении иудеев из вавилонского плена, восстановлении Храма, Иерусалима и религиозной жизни послепленной общины. Повествование книг обнимает приблизительно сто лет, от указа Кира о возвращении из плена до завершения реформ Ездры и Неемии (538 – 432 гг). В этот же послепленный период проходили служение пророки Аггей, Захария и Малахия. Книги Ездры и Неемии являются продолжением книг Паралипоменон, вместе с которыми они образуют единый исторический труд, цель которого – дать ключ к пониманию смысла ветхозаветной истории народа Завета. Через весь труд проходит объединяющая его идея о призвании ветхозаветного Израиля, как теократического народа, надежда которого не в военной силе, а в верности своему Богу и богоустановленным учреждениям. Священные авторы старались внушить послепленному народу веру в то, что небольшой остаток народа, возвратившийся из плена, является наследником исполнения божественных обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Стих 33. [Победиша царствия. Говорится о судьях и Давиде. Содеяша правду – Иеффай, Самуил. Получиша обетования – Иисус Навин, Халев, Давид. Заградиша уста львов – Сампсон, Давид, Даниил]. [ Стих 34. Угасиша силу огненную. Говорится об Анании, Азарии и Мисаиле. Избегоша острия меча. Может относиться и к Давиду и к Илии. Возмогоша от немощи. Таковы Иов, Езекия, Товит. Быша крепцы во бранех – судии, Давид, Иудифь, Маккавеи]. [ Стих 35. Прияша жены от воскресения мертвых своих – вдова сарептская и суманитянка. Избиени Быша – священники от Саула, пророки от Манассии, мученики от Антиоха Епифана]. [ Стих 36. Руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Иосиф от египтяныни, Навуфей от Иезавели, Михей и Илия от Ахаава, Иеремия от Седекии]. [ Стих 37. Камением побиени Быша. Так пострадал Захария сын Иодая ( 2Пар.24:20–21 ), и, по преданию, пророк Иеремия. Претрени Быша. По преданию, пророк Исаия так замучен был Манассией. Проидоша в милотех, то есть в одеждах из овечьей шерсти. Так ходил Илия, Елисей, Иоанн Креститель]. Увещевания к терпению и к постоянству в вере (12:1–29) Приведённые примеры Ветхозаветных праведников, подкреплённые примером Начальника веры Иисуса Христа, побуждают христиан терпеливо переносить страдания и смотреть на них, как на наказания, посылаемые отцом своим сыновьям, с целью привести их к праведности ( Евр.12:1–11 ). Апостол укрепляет их в мирной жизни, предостерегая от потери обетования примером Исава ( Евр.12:12–17 ). Затем, напоминая им о том, какой важный завет получили они от своего Ходатая, просит их не последовать примеру тех, которые, получив Закон с Синая, отвратились от Господа. Если они, прибавляет апостол, не были пощажены, то тем более может случиться это с принявшими непоколебимое царство ( Евр.12:18–29 ). Глава 12:1. Удобь обстоятельный грех, по Златоустому и Феодориту, есть такой грех, который легко возникает и удобно прививается нам. [ Стих 2. Вместо предлежащия ему радости, претерпе крест. Мысль греческого текста та, что Иисус Христос предпочёл радости смерть на кресте, хотя мог и не страдать; но ближе к мысли апостола будет то, что Иисус Христос пострадал для получения радости, что подтверждается и тем, что Он воссел одесную Бога Отца].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Царь и князья «сговорились» против него, то есть сфабриковали какое-то обвинение, как в случае с Навуфеем ( 3Цар. 21, 8–13 ), и он был побит камнями по приказанию царя «во дворе дома Господня», «между храмом и жертвенником» ( 2Пар. 24, 17–22 ; Мф. 23, 35 ). Своим покровительством язычеству царь Иоас вызвал всеобщее недовольство. Трагический конец его царствования описан в 12, 17б-21. Северные колена при Иоахазе и Иоасе 13, 1–25. 13, 1–9. В Израиле ИОАХАЗ (814 – 798)» сын и преемник Ииуя, продолжал тяжелую борьбу с Азаилом, который одерживал победу за победой, уничтожая военные силы северного царства и захватывая израильские города (стт. 7, 25). В стесненных обстоятельствах «помолился Иоахаз... и услышал его Господь». Вероятно, был заключен мир, так как далее мы видим, что Азаил предпринял поход в Филистию, взял Геф, затем одержал победу над большим войском иудейского царя Иоаса ( 2Пар. 24, 24 ) и намеревался захватить Иерусалим. Царь иудейский Иоас, утративший веру в Бога Завета, откупился от Азаила ценой всех сокровищ храма и дворца. Вскоре он пал жертвой придворного заговора (12, 20). 13, 10–25. ИОАС израильский (798 – 783). Смерть пророка Елисея. Вскоре после восшествия Иоаса в Самарии и в Дамаске произошла смена царей: вместо Азаила воцарился его сын Венадад III. Следуя политике своего отца, Венадад III успешно начал войну с израильтянами и нанес им поражение (13, 3). Теснимый арамеянами, Иоас израильский приходит к умирающему Елисею и взирает на него как на чудотворца, помощь которого ставит выше, чем ударные силы своего войска. «Отец мой! Отец мой! Колесница Израиля и конница его!» – с плачем повторяет Иоас слова Елисея, изреченные при вознесении Илии «в вихре на небо» (13, 14; ср. 2, 12). «Человек Божий» возлагает на Иоаса руки свои и при помощи символического действия предсказывает ему три победы в борьбе с арамеянами. Елисей умирает, но даже смерть не положила предела его чудесам, ибо «в следующем году» от прикосновения к костям Елисея воскрес мертвец (13, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Здесь явился ему Господь. Пророк стал жаловаться на нечестие израильтян; но Господь утешил его, обьявив, что есть еще 7000 человек, которые не поклонялись Ваалу. Господь повелел Илии помазать Елисея на свое место в пророка. Пророк Елисей Идя от горы Хорива, Илия увидел Елисея, обрабатывающего землю и бросил на него свою верхнюю одежду. Елисей понял, что пророк зовет его, оставить свою работу, простился с родителями и последовал за пророком. Илия подобно Еноху был взят живой на небо, Елисей в ожидании этого события не оставлял своего учителя и просил его, чтобы дух пророка вдвойне пребыл в нем. Илия отвечал: «если увидишь, как я буду взять от тебя, то это будет тебе.» Когда они шли и разговаривали, вдруг огненная колесница и огненные кони вознесли Илию на небо. Елисей видел это и восклицал: «отец мой, отец мой! колесница израиля и всадники его!» Потеряв из виду чудное явление, он поднял верхнюю одежду, которая упала с пророка Илии, и пошел назад. Дух Божий был с Елисеем, и он так же, как и Илия, делал много чудес, – В Иерихоне он исправил вредную воду, всыпав в нее немного соли. – По его молитве, Господь воскресил сына жены соманской. – Вдове, у которой заимодавец хотел за долги взять в рабство двух ее сыновей, он приказал набрать как можно больше сосудов и разливать в них небольшое количество оставшегося у нее елея. Сыновья этой вдовы приносили посуду, и елей лился до тех пор, пока наполнились все сосуды. Елисей приказал вдове продать масло, и она не только заплатила долги, но у нее еще остались деньги. – Когда однажды пророк пришел в город Вефиль, то дети смеялись над ним, называя его плешивым; вдруг явились две медведицы и растерзали этих нечестивых детей. Нееман, сирийский военачальник, быль болен очень заразительною сыпью, которая называлась проказою. В доме Неемана была служанка израильтянка; она рассказала жене своего господина о чудесном пророке Елисее и советовала ему просить пророка вылечить его. Нееман решился ехать к Елисею; но очень обиделся, когда пророк сам не вышел к нему, а через слугу сказал, чтобы он семь раз выкупался в реке Иордане; и, только по просьбе слуг своих, Нееман исполнил приказание пророка. Выкупавшись семь раз в Иордане, он сделался совершенно здоров, пришел благодарить пророка и хотел наградить его разными подарками, но Елисей ничего не принял. Гиезий, слуга Елисея, побежал за Нееманом и от имени пророка выпрооил у него серебра и две одежды. Возвратясь домой, он все спрятал и, когда пророк спросил его: «куда он ходил?» то уверял, что никуда не отлучался. Но, конечно, он не мог обмануть пророка, который и сказал ему, что за жадность и ложь он будеть наказан тем, что болезнь, которою был болень Нееман, перейдет на него, и никто никогда не излечить его. Гиезей вышел от Елисея, весь покрытый проказою. Пророк Иона

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

С этого времени Елисей стал главой пророческих общин в Иерихоне, Галгале и Вефиле. В этой же главе повествуюется о двух других чудесах Елисея: об оздоровлении источника Иерихона, в который он бросил горсть соли из новой чаши (2, 19–22), и о наказании богохульствующих подростков из Вефиля (2, 23–25; евр. выражение «неарим кетанним», переведенное в РБ «малые дети», в этом отрывке обозначает отроков, подростков). Вефиль был центром культа тельца, установленного Иеровоамом I, и одновременно – местом строгих монотеистов – «пророческих сынов», которые считали своим учителем пророка Илию. Поэтому здесь должно было быть большое религиозное напряжение. Выкрики «плешивый» были не просто детской забавой, но намеренным и глубоким оскорблением Елисея, нового главы общины пророческих сынов, и его Бога. Это могло быть только результатом того, что подростков научили их родители, которые, согласно представлениям того времени, больше всего пострадали от наказания их детей. 3, 1–27. ИОРАМ израильский (852 – 841), при котором Елисей начал свое пророческое служение, под влиянием грозной проповеди Илии, последних испытаний своего отца, заставивших его смириться пред Богом, а также после неожиданной смерти своего брата Охозии, став царем, уничтожил наиболее гнусные учреждения ваализма в северном царстве. Он снял изображение/евр. маццеб " а, в РПС статую/Ваала, установленное при его отце, но капище Ваала в Самарии не было разрушено. Из сравнения отрывков 3, 1–3 и 10, 18–21 следует, что Иорам израильский поддерживал культ тельцов, перестав поддерживать культ Ваала, но официально не запретив его (3, 1–3). В союзе о Иосафатом иудейским и Едомом (подвластным Иудее) Иорам израильский пытался снова покорить отложившийся Моав. Союзникам, оказавшимся в сложной ситуации в безводной пустыне, на помощь пришел пророк Елисей, специально сопровождавший войско, чтобы в необходимых случаях вопросить Господа, дать ответ, сотворить чудо. Елисей прибегает к обычным в те времена средствам, например, музыке, чтобы в экстазе возвестить пророчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010