Падение дома Амврия. VIYЙ израильский (841 – 814). Конец культа Ваала в северном царстве. 9, 1 – 10, 36. 9, 1–13. Во время осады Рамофа Галаадского пророк Елисей посылает своего ученика помазать военачальника Ииуя в царя израильского, согласно поручению Илии ( 3Цар. 19, 15 ), следствием чего явилось немедленное признание Ииуя всеми военачальниками, бывшими с ним. Этот последний рассказ об общественном служении Елисея, также как и другие аналогичные отрывки (3, l-15; 5, 8–19; 6, 30–32; 8, 6; 13, 14–19), показывает, каким влиянием и известностью пользовался Елисей. 9, 14 – 10, 14. Ииуй немедленно направляется из-под Рамофа Галаадского в Изреель, встречает обоих царей на поле Навуфея и низвергает всю династию Амврия со свойственной тому времени жестокостью: предает смерти Иорама израильского – младшего сына Иезавели, Охозию иудейского – сына Гофолии (9, 24–29), Иезавель (9, 30–37), всех членов, родственников и сторонников низвергаемой династии (10, 1–11), в том числе братьев Охозии иудейского (10, 12–14). 10, 15–29. Ииуй жестокими мерами истребляет культ Ваала в северном царстве: хитростью собирает и избивает в капище Ваала пророков, жрецов и почитателей этого идола, исходя из ветхозаветных представлений о возмездии ( Втор 13, 12–18 ); после этого сокрушает изображение/РБ статую/Ваала, наконец, полностью разрушает капище и оскверняет место, где оно находилось. Так закончилась борьба пророков северного царства против культа Ваала, начатая Илией примерно полвека назад. К этому времени были использованы и наказания, а также многочисленные чудеса, явленные пророками, особенно Илией и Елисеем, свидетельствовавшие об Ягве как едином и всемогущем Боге. Все эти меры оказались недостаточными. Культ Ваала, введенный Иезавелью, поддерживался во все дни царствования Амврия, Ахава, Охозии и Иорама. Капище Ваала находилось в Самарии до времени низвержения Ииуем династии Амврия. 10, 29–31. Ииуй, однако, не отказался от традиционной религии северного царства – культа тельцов. Поэтому, несмотря на активность, проявленную им в борьбе с Ваализмом, священный автор-девтерономист относится к нему отрицательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Все эти качества, составлявшие отличительную особенность его характера, в тоже время прекрасно восполнялись в нем гуманностью отношений к студентам. При незначительных нарушениях академической дисциплины, которая при Макарии, нужно заметить, была очень строга в Петербурге, инспектор Макарий предпочитал решать дело собственным судом, т. е. выговором или замечанием провинившемуся в чем либо студенту. Только в самых исключительных случаях он позволял себе обращаться к содействию высшей академической власти – Правления. Но даже и в этих случаях гуманный инспектор обыкновенно ходатайствовал о смягчении наказаний, следовавших студентам за их проступки. Так, 26 ноября 1845 г. инспектор архим. Макарий доносил Правлению, что студент Елисей Иванов возвратился в Академию в нетрезвом виде. Правление, по особому ходатайству инспектора, сделало такое постановление: «после внушения посадить студента Иванова на три дня в карцер, а всем студентам объявить, что, если кто-нибудь из них будет замечен в нетрезвости, то немедленно же будет исключен из академии» 258 . В ведомости за март 1849 г. инспектор Макарий одного студента В. Н. аттестовал так: «после многократных замечаний и увещаний остается непокорным существующим правилам начальства». Академическое Правление по этому поводу постановило: «В. Н. сделать строгий выговор со внушением уважения к его обязанностям, в течение месяца не отпускать в город, неисправности его отметить в книге поведения и объявить ему, что в случае продолжения неисправности он может лишиться одобрительного отзыва по поведению в аттестате, по окончании курса учения» 259 . 22 мая 1850 г. инспектор Макарий входил в Правление с запиской следующего содержания: «имею честь донести Академическому Правлению, что студент высшего отделения И. Г., будучи уволен 21 числа текущего месяца в город, возвратился к вечеру в Академический корпус в нетрезвом виде». Правление 23 мая 1850 г. постановило: «хотя неодобрительные поступки, подобные сделанному воспитанником И. Г., совершенно не могут быть терпимы в духовной Академии, но так как означенный воспитанник оказался в нем виновным в первый раз в продолжение академического курса: то в наказание содержать его на хлебе и воде в течение пяти дней и не удостаивать увольнения из Академии в город до тех пор, пока он не заслужит того последующим исправлением и благоповедением, а неодобрительный его поступок отметить в книге поведения» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Моисею Господь повелевает сделать состав для мира и, освятив его, помазать им Аарона в первосвященники и сынов его в священники, что было видимым посредством и знаком освящения их от Духа Божия ( Исх.28:1; 29:7–8 ); прор. Самуил возливает елей на главу Саула, и «как скоро Саул, говорится в Св. Писании, обратился, чтобы идти от Самуила; Бог дал ему иное сердце..., и сошел на него Дух Божий» ( 1Цар. 10:9–10 ); тот же пророк помазует елеем Давида, «и почивал Дух Господень, говорится в Св. на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:13 ); прор. Моисей, величайший из Боговдохновеннейших мужей Ветхого Завета, принимает свой пастушеский жезл от Бога в качестве знака дарованной ему чрезвычайной Божественной силы: жезл сей, говорит Господь Моисею, который был обращен в змея, возьми в руку твою; им ты будешь творить знамения» ( Исх.4:17 ), – и повествуется далее о Моисее: «отправился Моисей в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою» ( Исх.4;20 ). Впоследствии простертие сего жезла к небу, на землю и на воды рукою Моисея и Аарона было видимым знаком наступления казней, поражавших Египет ( Исх.7:19, 20 ; Исх.8 5, 6, 16–17; Исх.9: 23; 10:13 ), знаком других великих знамений и чудес ( Исх.14:16–21 ); прор. Исаия очищается и получает дар пророчества чрез прикосновение к устам горящего угля, взятого с жертвенника Серафимом, а прор. Иезекииль, по повелению Божию, снедает книжный свиток, и с сим символическим действием получает от Бога дар пророчества ( Ис.6:6–7 ; Иез. 2:9–10; 3:1, 2, 3 ); горькие и негодные к питию воды Мерры услаждает чудесным образом, делая их годными к употреблению, некоторое дерево, положенное Моисеем в источники по указанию Божию ( Исх.15:25 ); милотью или верхнею одеждою своею прор. Илия разсекает воды Иордана, и вода сей реки разделяется туду и сюду, делая свободным переход по дну оной ( 4Цар.2:8 ); с тою же одеждою великого прор. Божия Елисей получает дар пророчества и чудодейственную силу от Бога ( 4Цар.2:14 ); соль, брошенная прор. Елисеем в источник с нездоровою водою, делает «сию воду здоровою» ( 4Цар.2:21 ); всыпанная мука тем же пророком в отравленную пищу делает сию пищу безвредною ( 4Цар.4:41 ); повешенный Моисеем по слову Божию на шест медный змей в пустыне, как прообраз имеющего быть вознесенным на крест Спасителя мира ( Ин.3:14–15 ), становился для взиравших на оный с верою в силу Божию источником исцелений от смертоносного укушения змеев ( Чис.21:8 ); при открывшемся в стане израильском море в наказание от Господа за ропот народа, Аарон, по повелению Моисея, взявши кадильницу и вложивши в нее «огнь от алтаря...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Наконец, только на Иисусе Христе исполнилось обетование Божие утвердить престол семени Давидова «на веки», так как плотские потомки Давида очень давно лишились царской власти. Общий смысл данного откровения следующий: хотя благое намерение Давида – построить храм Господу и не могло быть осуществлено, однако в награду за ревность Давида ему обещается благополучие в будущем. После мирной смерти Давида престол его достанется его наследнику, который построит храм Господу. Господь сделает прочным и продолжительным царствование потомков Давидовых, будет по-отечески относиться к их слабостям и не отнимет у них своей милости. В отдаленном же будущем явится славный Потомок Давида, Который будет истинным Сыном Божиим, царство Которого будет продолжаться вечно. Мысль о вечном царстве и Богосыновстве Мессии далее будет раскрываться в боговдохновенных псалмах Давида (Псс. 2 и 109) и у пророков-писателей, особенно у Исаии. Но пророчество Нафана является первым из откровений о происхождении Мессии из рода Давида. Ранее из пророческого благословения Иаковом Иуды ( Быт. 49, 10 ) было известно только, что Мессия произойдет из колена Иудина. 2. Кроме пророчеств об Иисусе Христе в книгах Царств и Паралипоменон имеются еще прообразы Его. Прообраз (греч. τυπος) – это такое же, как и пророчество предвозвещение или предизображение Мессии или Его Царства, то есть Церкви, только не словами переданное, а заключенное в лицах, событиях или же священных предметах и действиях Ветхого Завета. Прообраз относится к прообразуемому так же, как, например, эскиз к картине, или же как тень к телу ( Кол. 2, 17 ; Евр. 8, 5; 10, 1 ). Достоверность наличия прообразов в Ветхом Завете не подлежит никакому сомнению, так как на них неоднократно указывал Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы (особенно ап. Павел в послании к Римлянам). Из лиц, деятельность которых описывается в книгах Царств и Паралипоменон, преобразовательное значение имеют Давид, Соломон, пророки Илия и Елисей. Давид прообразовал Иисуса Христа как своей многострадальной жизнью, исполненной враждебных отношений к нему со стороны даже родных и друзей, так и своим славным победоносным царствованием. Это преобразовательное значение Давида особенно ясно и глубоко раскрывается в его боговдохновенных псалмах (Псс. 2, 21, 109 и др.), затем в книгах пророков-писателей, которые называют Мессию пастырем и царем Давидовым или просто Давидом ( Ос. 3, 5 ; Иер. 30, 9 ; Иез. 34, 23–24 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Социальное происхождение и положение певцов . Центральные хоры комплектовались из наиболее талантливых в муз. отношении людей, к-рых находили в различных районах и в разных слоях населения. Довольно часто патриарший хор восполняли детьми и родственниками певчих этих же хоров. В подьяки патриаршего хора с 1687/88 г. был принят сын подьякона Никиты Григорьева, Андрей, а с 1691/92 г.- его 2-й сын, Петр (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 127. Л. 20; 143. Л. 15 об. и др.). По социальному происхождению все певцы, отцы к-рых также служили певчими дьяками и подьяками, могут рассматриваться как выходцы из служилых слоев населения. Примером пополнения центральных хоров представителями др. категорий служилых людей является зачисление в них певчих из местных профессиональных хоров. Архиерейские певчие дьяки и подьяки обычно сопровождали своего владыку в поездках в столицу, участвовали в торжественных богослужениях и обрядах вместе с государевыми певчими и П. п., поэтому лучшие из них становились известными патриарху, их вызывали для службы в патриаршем хоре. Так, летом 1655 г. был «прислан от Макария митрополита Новгородского» подьяк И. К. Шушерин, буд. крестовый дьяк царевен «больших», автор известного Жития патриарха Никона (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 38. Л. 162). В марте 1680 г. в 6-ю станицу подьяков был зачислен подьяк Архангельского архиепископа Елисей Степанов; в февр. 1687 г. в ту же станицу - подьяк хора Нижегородского митрополита Петр Фёдоров; в марте 1689 г. в 1-ю станицу - подьяк Казанского митрополита Гаврила Родионов, а во 2-ю станицу - подьяк Холмогорского епископа Семен Матвеев; в 1695 г. «из дому» Тверского архиепископа в патриарший хор был взят подьяк Андрей Прохоров, «из дому» Крутицкого митрополита - Андрей Алексеев и т. д. (Там же. 99. Л. 19; 122. Л. 15; 129. Л. 13, 14; 156. Л. 276, 280). В авг. 1644 г. по указу патриарха подьяк Казанского митрополита Кондрат Иванов, «который взят был к Москве в подьяки и на Москве прослушиван, в подьяки не пригодился и отпущен назад в Казань» (Там же. 18. Л. 435 об.). Нередко попадали в государев и патриарший хоры и представители посадского населения. В 90-х гг. XVII в. в московском Китай-городе «у малого кружальца, что за харчевнями в переулке» располагался двор посадского человека Дмитрия Исаева, дети к-рого служили в подьяках ( Зерцалов. 1893. С. 25). Встречается большое количество указаний, что принимаемые в штат певцы по происхождению новгородцы, ростовцы, казанцы, суздальцы, псковичи, вологжане и т. д. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 34. Л. 223; 137. Л. 282; 152. Л. 13 об. и др.; Ф. 236. Оп. 1. 43. Л. 96 и др.; РИБ. Т. 23. Стб. 112, 190, 201, 253, 344, 446, 699). Нек-рые из них несомненно являлись посадскими людьми.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

В русских, преимущественно новгородских, росписях изображение М. почти всегда помещается в паре с Аароном или Захарией на предалтарной арке (напр., в Вел. Новгороде в ц. Успения на Волотовом поле, 1363; в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, 80-90-е гг. XIV в.; в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря, нач. XV в.; в ц. св. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; в ц. Спаса Преображения на Ильине ул., мастер Феофан Грек, 1378,- образ М. помещен в простенках окон барабана вместе с праотцами, с прор. Илией и со св. Иоанном Предтечей). На фресках собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий) М. представлен дважды: в барабане в цикле праотцев и на предалтарной арке в паре с Аароном; в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) - между окнами центральной главы. Прав. Мелхиседек. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Прав. Мелхиседек. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек В иконописи до появления рус. высокого иконостаса образ М. встречается исключительно редко (напр., на синайской иконе «Авраам и Мелхиседек, с ктитором»; известна по фотографии из коллекции Принстонского ун-та, США). По мере формирования высокого иконостаса изображение М. включается в праотеческий ряд (напр., иконы из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля, сер.- 3-я четв. XVI в.; Троицкой ц. Свияжска, кон. XVI в., ГМИИРТ; Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1630, иконописец Ждан Дементьев; собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря, 1649-1650, иконописец Степан Григорьев Рязанец «со товарищи»; ц. прор. Илии в Ярославле, 1647-1650, и др.). В послереформенной иконописной традиции изображение М. могли иногда помещать и на боковых алтарных дверях (напр., в Рождественской (Строгановской) ц. Н. Новгорода, откуда происходят датированные 1723 г. иконы письма игум. Корнилия (Кирилла Уланова)). К периоду позднего искусства принадлежат иллюстрации к апокрифическому Житию М. (миниатюры из ркп.: Georgios Choumnos. Metrical Paraphrase of Genesis and Exodus. Греция. Brit. Lib. Add. 40724 BL. Fol. 36r - 41r. ок. 1600 г.). Известно, что в 1688 г. Иван Федосеев Богданов, Алексей Филиппов Гулинов, Елисей Иванов, Леонтий Карташёв, Михаил Селиверстов, Дмитрий Петров Фирсов и Иван Фомин написали на стенах в покоях царевны Татианы Михайловны притчу о М.

http://pravenc.ru/text/2562922.html

1 ст.; крестовый дьяк 1659 г. Михайлов Димитрий (Митька), 1639–1654 г. 4 ст., Оверкиев (Аверкиев) Андрей, 1639 г. 5 ст., 1650–1654 г. 4 ст., Савин Леонтий, 1639 г. 6 ст. 1650 г. Агапитов (Агапиев) Павел (Пашка), 1650 и 1651 г. 5 ст., 1652 г. 6 ст. Алексеев см. Олексеев, Ефремов Иван, 1650 г. 3 ст., 1651 г. 3 ст. Иванов Матфей, 1650–1654 г. 4 ст., Иванов Родион, 1650 и 1651 г. 5 ст., Квасников Иван, 1650–1655 г. 2 ст., Никифоров Василий, 1650 и 1651 г. 5 ст., 1655 г. 3 ст. Никифоров Юрий Иванов, 1650 г. 6 ст., 1651–1655 г.; 1656 г. 2 ст., Олексеев Ефим, 1650 и 1651 г. 6 ст., 1655 г. 3 ст., Степанов Иван, 1650 и 1651 г. 5 ст. Федосеев Микита, 1650–1653 г. 4 ст., Федоров Кирилл; 1650 и 1651 г. 6 ст.; 1655 г. 2 ст., 1659 г 1 ст., Федоров Юрий, 1650 и 1651 г. 5 ст. 1654 год Алексеев Лука, служил 30 л. В и П. 1682 г.; женат; ум. 1684 г. Иванов Богдан, 1654 г. 1 ст. 1655 год Васильев Петр, 1655–1661 г. 1656 год Елизаров Федор, Панов Тихон Артемьев, 1659 г. 4 ст., 1666–1678 г. путн. 2 ст. В. и П. 1682 г.; Сп. Соб. 1683 г., ум. 1694 г. 1657 год Аристов Василий, Голчин Осип, Оска 1657 г., 1659–1674 г. 1 ст. нижник; выб. 1674 г. Ермолаев Кузьма, Ковелин Федор, 1657 г., 1659 г. 1 ст.; в 1666 и 1667 г. крестов. дьяк. Лазарев Даниил, Лазарев Иван, Ларионов Никита, Никитин Прокопий (Пронка), 1657 г., 1659 г. 5 ст. молод., 1661 г. 5 ст., 1666 и 1667 г. 5 ст. путн.; 1671 н 1672 г. 3 ст. путн. Покровец Петр, 1657–1681 r. В. и П. 1682 г.; Сп. Соб. Уставщик, 1683–1694 гг. Протопопов Федор Прокофьев, 1657 г.; 1666–1674 г. вершник 2 ст.; В. И П. 1682 г. Ростовец Федор 1657 г.; 1665–1667 г. 3 ст. нижн., потом крестовый дьяк. Сидоров Семен, 1657 г.; 1659–1663 г. 5 ст. молод.; упом. 1667 г. 1658 год Анисимов Андрей, 1658 г.; 1659 г. 5 ст. молод.; упом. 1668 г. Гаврилов Елисей, 1658 г.; 1659 г. 5 ст., 1666 и 1667 вершн. 2 ст.; В. и П. 1682 г.; Сп. Соб. 1683 г.; ум. 1701 г. Казанец Никита, 1658 г.; 1659–1667 г. деместв. 2 ст. 1659 год Александров Степан, 1659 г. нов.; 1666 и 1667 г. вершник 3 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

А Олешка говорил о кресте ж, да о антифонех и о просфирах, что де на просфирах ныне крыжи, а не кресты и крестится хочет по прежнему, как его учил отец духовный поп Семен, прозвище Орех; на пытке было ему 10 ударов. Федка же и Олешка сказали, что женаты они не бывали. И февраля в 9 день Силка – отдается приставу Михаилу Киреевскому, двор его на Знаменки в приходе у Саввы Стратилата. Федка В. С. Васильеву сыну Кречетникову – двор его у Ямских ворот в приходе у Петра и Павла, Олешка – Кузьме Осипову сыну Колтовскому. Стоит на Лубянке у церкви Софеи Премудрости Божьей на монастыре, на Иванове дворе Измайлова. И февраля в 20 день в Посольском Приказе думному дьяку Алмазу Иванову извещал Михайло Киреевской, как де он Силку привел к себе на двор, и он де Силка выняв из шапки тетрадь, учил говорить, тем де «я православных христиан учу и за то де умереть хочу». И того числа ту тетрадь велено у Силки взять и принесть в Посольский Приказ. И Михайло у Силки взяв тетрадь в Посольский Приказ подал, а как де он Михайло у Силки тетрадь имал, и он де ему говорил, чтоб он тое тетрадь отдал ему назад. К своему извету руку приложил Михайло. Отписка на имя Государя от Ионы Ростовского митрополита на грамоту от 24 февраля 165 года, за приписью думнаго дьяка Алмаза Иванова, коею велено прислать из Ростова к Москве Никольских попов со Всполья: попа Ив. Харитонова, да попа Семена прозвищем Орех с детьми боярскими. Попы присланы. Того ж числа попы отосланы на Патриарший двор. Отводил подъячий Елисей Григорьев и взял расписку такову ... таких то принял и расписался Степан Родионов. 165 г. февраля в разных числах перед боярином перед князем Алексеем Никитичем Трубецким да перед думным дьяком Алмазом Ивановым в роспросе с пытки подсудимые говорили.... стоят де они за то, что креститься им по прежнему, как их учили отцы их духовные (такие-то). Розспрос послан на Патриарший двор. И 165 г. марта 6 боярин князь Алексей Никитич Трубецкой да думный дьяк Алмаз Иванов Силку расспрашивали про тетрадь, в роспросе сказал, что тое де тетрадь привёз он из Ростова; а хто писал, или хто ему тое тетрадь дал и про то не сказал и та де у него тетрадь давно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-r...

Святой пророк Елисей Пророк Елисей , чье имя означает «Бог есть спасение», был сыном богатого земледельца из Авел-Мехолы в долине р. Иордан. Однажды, когда он пахал двенадцатью парами быков, подошел пророк Илия (20 июля) и бросил ему свою милоть . Это означало, что пророк принимает Елисея в ученики и обещает передать ему пророческий дар. Елисей заколол пару волов и, используя их упряжь, совершил всесожжение Господу. Отказавшись от всего имущества и не попрощавшись с родными, он пошел за Илией и стал его преданным учеником. Когда Илия завершил служение, Елисей получил разрешение пророка следовать за ним до самого места его вознесения на Небо. Елисей попросил даровать ему двойную силу пророчеств. Когда показалась огненная колесница, Илия в вихре поднялся в ней на небо, сбросив на землю свою милоть. Елисей поднял ее и подошел к берегу Иордана. Он ударил милотью по воде, призывая Бога Илии, – и воды разошлись в разные стороны, позволив ему посуху перейти реку. Тогда все пророки, видевшие это, поклонились ему до земли, говоря: «Дух Илии почил на Елисее!» В течение приблизительно пятидесяти лет (850–800 до Р. Х.) Елисей совершал пророческое служение в Самарийской стране в правление сменявших друг друга царей Иорама, Ииуя, Иохаза и Иоса. Он неустанно наставлял израильтян: царей, власть имущих и простой народ – оставить чужих богов, Ваала и Астарту, и вернуться к поклонению истинному Богу. Некоторые пророки наставляли словами и видениями, другие – страданиями и потрясениями. Елисей, как и его учитель, свидетельствовал об истинности своего предсказания с помощью чудес. Почивавший на нем Дух Божий был силой, которая ниспровергала законы природы, чтобы свидетельствовать о благодати, дарованной верующим в истинного Бога, и чтобы в образах возвестить о Спасителе. Пророк с помощью соли обезвредил плохую воду в источнике недалеко от Иерихона, умножил запас масла одной бедной вдовы, позволив ей тем самым расплатиться с долгами, превратил горькую похлебку во вкусный суп, чтобы накормить сынов пророческих. Умножив двадцать ячменных хлебов, он накормил более ста человек.

http://pravoslavie.ru/62429.html

Скачать epub pdf Пророк Елисей «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная, прежде всего, то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Второе соборное Послание апостола Петра (1, 19–21). Светильник, дающий свет, когда солнце еще не встало, – вот с чем сравнил ветхозаветные пророчества свидетель восхода Солнца, Симон Петр – камень, на котором утверждена новозаветная Церковь . В прошлом номере журнала мы с нашим постоянным собеседником и консультантом, библеистом Алексеем Кашкиным говорили о святом пророке Божием Илии. В этом номере наш рассказ – о его верном ученике и последователе Елисее. – Алексей Сергеевич, с Елисеем, сыном Сафатовым, простым земледельцем, мы знакомимся в 19-й главе 3-й книги Царств: Сам Бог говорит Илии: Елисея же, сына Сафатова, из Авел­Мехолы, помажь в пророка вместо себя (16), и вот, Илия видит Елисея, пашущего на своем поле, и бросает на него свою милоть. Елисей тотчас оставляет и поле, и своих родителей и идет за пророком. Почему Елисей поступает именно так, для чего он идет за пророком, чего ищет? – Елисей – молодой, неженатый еще человек из зажиточной земледельческой семьи – обратим внимание на то, что у него было двенадцать пар волов, и одну пару он пожертвовал, чтобы устроить прощальную трапезу для своих людей, возможно, для работников. Пророк Илия был хорошо известен в Израиле, и Елисей, скорее всего, знал, кто бросил на него милоть. Этот символический жест Илии Елисей воспринял как призыв последовать за ним. Это поразительно – то, что Елисей принимает окончательное – определяющее всю его дальнейшую жизнь – решение мгновенно. Он лишь просит у пророка разрешения поцеловать отца и мать, и ответ Илии – пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? (20), по сути, означает «Разве ты мне чем-то обязан? Ты свободен». После этого Елисей считает возможным потратить еще сколько-то времени на устроение прощальной трапезы (21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010