Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Помимо распространенной тенденции относить время служения И. к послепленному периоду нек-рые исследователи датировали написание книги временем правления царя Иоаса, т. е. кон. IX в. до Р. Х. На раннее происхождение пророчеств И. помимо канонической позиции Книги прор. Иоиля указывает, согласно М. Бич, схожесть содержания книги с содержанием цикла рассказов о прор. Илии, а также отдельные лит. параллели между Книгой прор. Иоиля и угаритским эпосом о Ваале и об Анат, связанные с темой божественной битвы ( Bi . 1960). Отсутствие сведений о царях не может служить решающим аргументом для датировки, т. к. в Книге прор. Наума также не содержится упоминаний о монархии в Иудее, к-рая в его время несомненно существовала. Такой же датировки деятельности И. со схожей аргументацией придерживаются Р. Паттерсон ( Patterson R. D. Joel//The Expositor " s Bible Commentary. Grand Rapids, 1985. Vol. 7: Daniel and the Minor Prophets. P. 231 ff.) и В. Майснер ( Meissner. 2000. S. 37). Среди исследователей высказывались также мнения о том, что И. был современником пророков Амоса и Осии ( Schmalohr J. Das Buch des Propheten Joel. Münster, 1922) или прор. Иеремии ( Kapelrud. P. 179). В рус. библейской науке XIX в. время служения И. определялось в согласии со святоотеческой традицией и относилось к периоду правления либо израильского царя Иеровоама II (ок. 786-746 гг. до Р. Х.) ( Палладий (Пьянков). 1872. С. III), либо иудейского царя Иоаса (ок. 835-796 гг. до Р. Х.) ( Иоанн (Смирнов). 1873. С. 4). Наиболее подробно эта проблема была рассмотрена архиеп. Николаем (Добронравовым), который, полемизируя с А. Мерксом ( Merx. 1879), пришел к выводу, что И. «не мог жить после плена Вавилонского», а его деятельность приходилась на первые годы правления Иоаса ( Николай (Добронравов). 1885. С. 51); также проблеме датировки книги уделено мн. внимания в труде А. А. Некрасова, к-рый, не соглашаясь с гипотезой А. Хильгенфельда о послепленном происхождении Книги прор. Иоиля ( Hilgenfeld A. Das Judenthum in dem persischen Zeitalter//ZWTh. 1866. Bd. 9. S. 398 ff.), на основании сходства основных тем и языка Книги прор. Иоиля с Книгой прор. Амоса и мнений представителей консервативной зап. школы считал И. старшим современником прор. Амоса, пророчествовавшим во времена правления иудейского царя Озии (ок. 783-742 гг. до Р. Х.) ( Некрасов. 1884. С. 364). Такую же датировку с похожей аргументацией предлагал Ф. И. Покровский ( Покровский. 1876. C. 8), полемизируя с нем. ученым К. Креднером ( Credner. 1831).

http://pravenc.ru/text/578234.html

По свидетельству Прокопия, один Юстиниан Великий создал 6 храмов во имя архангела Михаила (de aedificiis). В первых дошедших до нас месяцесловах Константинопольской церкви (VIII-IX в.) значится праздник бесплотных сил 8 ноября. Западная церковь расходится с восточною в днях празднования ангелам; она празднует им 8 мая и 29 сентября. Празднование ее 8 мая в память явления архангела Михаила на горе Гаргане в Апулии некоторые возводят в концу V века, во временам папы Геласия (492–493) 446 . В древнейших западных календарях римском (IV в.) и карфагенском (V в.) нет праздника ангелам, но в календарях VIII века он уже есть под 29 сентября. Ветхозаветные святые Как в восточные месяцесловы, так и в западные календари и мартирологи (VII – X в.) внесены многие памяти ветхозаветных святых. 1) Большая часть из них в той и другой церкви чтятся в разные дни. 2) Согласно празднуют обе церкви памяти следующих святых: Авраама 9 октября, Моисея 4 сентяб., Иисуса Навина 1 сентября, прор. Самуила 20 августа, прор. Иеремии 1 мая, прор. Авдия19 ноября, прор. Ионы 21 и 22 сент., прор. Наума 1 дек., прор. Софонии 3 декабря, прор. Елиссея 14 июня, Маккавеев 1 августа. Маккавеи внесены в святцы ранее всех ветхозаветных святых. 3) Некоторые из ветхозаветных святых внесены в римский мартиролог уже поздно, – Баронием, из восточных святцев, таковы пророки: Авдий, Иона, Наум, Софония. 4) Нет в западных мартирологах: праведного Финееса, Анны, матери Самуила, прор. Самея 9 января, Ахии, предрекавшего Иеровоаму царство, 12 ноября, Иоада, обличителя Иеровоама, 30 марта, прор. Варуха 28 сентября, Азарии, современника Асы царя, 3 февраля, Езекии царя 28 авг. (в греч. синаксаре) и многих других, воспоминаемых у нас в неделю праотец и отец. 5) В восточных синаксарях нет Ездры (в римском мартирологе 13 июля). Апостолы Блогоговейное почитание памяти апостолов в восточной и западной церквах видится в самой глубокой древности. Юлиан отступник свидетельствует, что христиане тайно чтили гробницы апостолов Петра и Павла еще при жизни Иоанна Богослова 447 император Константин великий создал в Царьграде храм во имя святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. в службе прор. Михея, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии...» (см. в службе прор. Михея, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Яже Небес вышшая сущи...» (см. в службе прор. Михея). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея). Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), предпразднства (см. в службе прор. Михея) на 4 и преподобного на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...». Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...» (см.: Типикон, гл. 19). По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея), кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 3-й: «Предпразднственная преставления...» (см. в службе преподобного), или глас 4-й: «Девы отроковицы...» (см. в службе прор. Михея). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен предпразднства: «Твоего честнаго успения...» (см. в службе прор. Михея).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-27/

Фрагменты толкований дошли также под именем Диодора , еп. Тарсийского (PG. 33. Col. 1587-1628; Mariés. 1914). Толкования значительно пополнились за счет находок в Туре (толкования на псалмы 20 - 26. 10; 29-44): большую их часть содержит 5-й турский кодекс. Согласно гипотезе А. Келя, разночтения в толкованиях на псалмы, найденных в Туре, с толкованиями, дошедшими в катенах, объясняются тем, что первые представляют собой редакцию труда Д. С., выполненную одним из его учеников ( Doutreleau. 1962. P. 22. Not. 1). «Commentarii in Ecclesiasten» (Толкования на Книгу Екклесиаста, 377-381), дошли в 8-м турском кодексе в большом объеме, хотя в плохом состоянии. Фрагменты толкований Д. С. на Книгу прор. Исаии приводятся у прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 95. Col. 1093, 1169; ср.: Idem. Parall. rupef.//PG. 96. Col. 525). Д. С. неоднократно упоминал эти толкования ( Did. Alex. In Zach. I 24; II 171. IV 289; V 123). Согласно блж. Иерониму, они состояли по меньшей мере из 18 книг и были посвящены лишь части Книги прор. Исаии - ее последним главам: 40-66 ( Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 21; Idem. De vir. illustr. 109); однако у Д. С. находятся свидетельства о различении им толкований на собственно Книгу прор. Исаии и на ее последние главы ( Did. Alex. In Zach. I 24, 303). «Commentarii in Zachariam» (Толкования на Книгу прор. Захарии, в 5 кн.), наиболее вероятное время составления - 387 год ( Doutreleau. 1962. P. 23-24); дошли почти целиком среди турских находок. Составлены по просьбе блж. Иеронима, посетившего Д. С. летом 386 г. и предложившего ему дополнить недописанные Оригеном толкования на книги пророков Осии и Захарии ( Hieron. De vir. illustr. 109; Idem. Comm. in Os. Prol.//PL. 25. Col. 819-820; Idem. In Zach. Prol.//PL. 25. Col. 1418). На составленные Д. С. толкования блж. Иероним опирался при написании своих толкований на Книгу прор. Захарии. От толкований на Книгу прор. Осии, написанных в 396 г., дошел лишь фрагмент у прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 95. Col. 1381). Сохранились также «Fragmenta in Exodum» (Фрагменты толкований на кн. Исход), засвидетельствованные по катенам Никифора и Барбериновскому кодексу (Vat. Barber. 659); «Fragmenta in Proverbia» (Фрагменты толкований на Книгу Притчей Соломоновых), по мнению Кассиодора переведенные на латынь Епифанием Схоластиком ( Cassiod. De inst. div. lit. 5), перевод не сохранился; в катенах - «Fragmenta in Ieremiam» (4 фрагмента толкований на Книгу прор. Иеремии), «Fragmenta in Regum lib. 2» (Толкования на 22-ю гл. 2 Книги Царств, соответствующую Пс 17), фрагмент на Книгу Песни Песней Соломона ( Bardy. 1910. P. 48; Devreesse. 1928. Col. 1160) и 2 фрагмента толкований на Книгу прор. Даниила (Дан 2. 34; Faulhaber. 1899. S. 179).

http://pravenc.ru/text/172002.html

Епифания Кипрского , «во имя Христово содевали Божественные зна­мения» 341 , а прор. Иона, по словам св. Кирилла Александрий­ского, «как бы в тенях изображает таинство домостроительства Спасителя нашего, как сказал об этом Сам Хри­стос, обращаясь к Иудеям», а также и «в том, что было с Ионой, изображается и отпечатлевается таинство Христа» 342 ; предрекал же Иона, по мнению св. Кирилла Иерусалимского , о замысле Первосвященников по случаю воскресения Иисуса Христа 343 . Кроме того, в царстве Израильском, по словам того же св. Отца, «не был он (Христос) сокрыт и от того пророка (разумеется Амоса), который говорит: «возвещаяй, в человецех Христа Своего» ( Ам. 4:13 )» 344 . Коего тот же про­рок далее ( Ам. 7:8 ) по мнению св. Кирилла Александрийского , именует «адамантом» 345 . Много пророчеств о Христе находится и у прор. Осии 346 . Напротив, почти все пророки царства Иудейского являются и по отношению к Мессии (как и по другим во­просам) в собственном смысле пророками. Здесь первым про­роком является современник прор. Амоса ( Ам. 1:1 ) прор. Исаия, проходивший свое пророческое служение во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских ( Ис.1:1 ) и, по согласному мнению св. Отцов Церкви, много «пророчествовавший о Христе» ибо «предвидел пришествие» Его 347 , а именно: «о рождении Его по плоти, о погибели диавола от Христа, об Иоанне Пред­тече и верующих во Христа, о страдании и воскресении Его. Его Апостолах и о множестве верующих в Него» 348 . «Обо всем (этом) предсказывает со всею ясностью и прямыми словами» 349 . Вообще у прор. Исаии, по словам св. Григория Нисского «есть не мало относящегося к настоящей благодати» 350 . Другой же современник прор. Исаии прор. Михей ( Мих. 1:1 ) изрек знаменитое пророчество о рождении Мессии в Вифлееме Иудейском ( Мих. 5:2 ; Мф.2:5–6 ) и другое – о по­беде Его над адом ( Мих. 1:4 ) 351 . Предрекал о Христе и проходивший свое пророческое служение во дни Иудейского царя Иосии прор. Софония ( Соф. 1:1 ); поэтому, «духовный смысл (его пророчеств) направляется к открытию тайны Христовой и желает указать на время избавления вселенского и всеобщего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Прор. Uлi принимаетъ пищу чрезъ ворона " ; Пророк Илия и вдова с надписью " Св. Прор. Uлi умножи муку i елей вдовы за опрс. " ; Воскрешение сына вдовы с надписью " Св. Прор. Uлi воскрешает сына вдовицы. " ; во втором ряду - моление пророков с надписью " Moлehie студныхъ пророковъ. " ; моление Пророка перед горящим престолом с надписью " Moлehie стаго пророка Uлiu " ; в третьем ряду - Пророк и Ваал с надпис " Св. Прор. Uлi изводитъ дождь на землю. " ; в четвертом ряду - Пророк и Ангел с надписью " Ангелъ Господень воздвигаетъ Св. Прор. Uлiю. " ; явление Господа Пророку с надписью " Господь влетс Uлiu на гор Хорив. " ; в пятом ряду - сожжение людей с надписью " Св. Прор. Uлi попалилъ гнемъ 50 человкъ. " ; разделение вод Иордана с надписью - " Св. Прор. Uлi разделетъ воды Iopдaha. " ; помазание Св. Елисея с надписью " св. Прор. Uлi помазуетъ Св. Eлice во пророка. " ; взятие пророка Илии на небо с надписью " Bзmie Св. пророка Uлiu на небо. " графика Используемые техники: акварель литография бумага Источник - Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник " Подробнее: © " Contragents.Ru " , 2010—2018 533x800, 72 Kb 2018-08-30 Николай Чудотворец, Мирликийский, свт. Литография. Икона " Святитель Николай Чудотворец (Можайский) " Автор: Неизвестный литограф Литография с изображением копии с чудотворной иконы в окладе из Николае-Радовицкого монастыря. Святитель представлен в иконографии Можайского: одет в архиерейское облачение, в руках меч и храм, в углах в облаках изображения Спасителя с книгой в руке и надписью " Iuc - Хрс " и Богоматери с покровом в руках и надписью " МР - У " . Средник заключен в окладную орнаментальную рамку с гирляндой цветов, в которую включены литургические символы. На рамке вверху надпись - " Стый Hikлaй Чудотво. " графика Используемые техники: тоновая литография бумага Источник - Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник " Подробнее: © " Contragents.Ru " , 2010—2018 533x800, 53 Kb 2018-08-30 Иверская (Вратарница, Портаитисса) Литография.

http://pravicon.com/waitingimages.html

Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2й (см. в службе прор. Михея, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3й: «Приидите, вси концы земнии…» (см. в службе прор. Михея, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3й. «Слава» – преподобного, глас 8й: «Монахов множества…», «И ныне» – предпразднства, глас 2й: «Яже Небес вышшая сущи…» (см. в службе прор. Михея). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4й (см. в службе прор. Михея). Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), предпразднства (см. в службе прор. Михея) на 4 и преподобного на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…». Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…» (см.: Типикон, гл. 19). По 3й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4й (см. в службе прор. Михея), кондак и икос преподобного, глас 8й; седален преподобного, глас 4й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 3й: «Предпразднственная преставления…» (см. в службе преподобного), или глас 4й: «Девы отроковицы…» (см. в службе прор. Михея). По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен предпразднства: «Твоего честнаго успения…» (см. в службе прор. Михея). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Самыми ранними греч. текстами И. п. являются рукописи Септуагинты (Ватиканский (IV в.) и Александрийский (V в.) кодексы). Расхождения между ними, а также между др. греч. редакциями (сщмч. Лукиана и гекзапларией Оригена) невелики; незначительны они и в переводах, основанных на LXX (старолатинский, Вульгата, Пешитта, сирийский под ред. Фомы Гарклейского, арабский). Лучшей из греч. рукописей совр. учеными признается текст И. п. в Ватиканском кодексе. В более поздних греч. рукописях и Вульгате, а также в зависимых от них переводах на европ. языки (Библия Лютера, Библия кор. Иакова) И. п. входит в Книгу прор. Варуха как 6-я гл. Несмотря на сходство нек-рых частей И. п. с Книгой прор. Иеремии (а именно Иер 10. 2-15), по мнению блж. Иеронима ( Hieron. In Jerem. Prologus.//PL. 24. Col. 680) и большинства поздних исследователей (отечественных - свт. Филарета Московского, П. А. Юнгерова, А. П. Лопухина и др.; западных - Б. Мецгера, Д. Мендельса, Д. Харрингтона и др.), оно является псевдоэпиграфом. Неизвестный автор И. п. приписал его прор. Иеремии , вероятно, по причине того, что в Иер 29 содержится письмо, направленное пророком иудейским изгнанникам в Вавилоне. Впрочем, ни Книга прор. Иеремии, ни 4-я книга Царств не упоминают И. п. Против подлинности И. п. приводятся следующие аргументы: отсутствие послания в составе евр. канона; сообщение об ином сроке вавилонского плена (Иер 25. 12; 29. 10 - 70 лет; Посл Иер 3 - 7 родов ( Филарет. 1877)); несоответствие между И. п. и письмом в Иер 29, для к-рого характерен призыв к лояльности по отношению к язычникам ( Юнгеров. 2003. Вып. 2. С. 444); несопоставимость глубины религ. чувства (а также лит. качества) И. п. с текстом Книги прор. Иеремии. Помимо того, приверженцы теории, отрицающей единство Книги прор. Исаии ( Moore. 1977), обращают внимание на зависимость И. п. от текстов ВЗ, к-рые, по их мнению, относятся к более позднему времени, чем время жизни прор. Иеремии (Ис 44. 9-20; 46. 5-7). Данные тексты, а также Пс 115. 38; 130. 6-7, 15-17 содержат классические описания идолослужения; их основные образы, идеи и выражения повлияли на бóльшую часть И. п. ( Moore. 1977. P. 327). Оригинальный язык

http://pravenc.ru/text/293618.html

Справа от ниши в нижнем ярусе - «Прор. Илия, воскрешающий сына вдовы» и «Триумф Мардохея», в среднем - «Стена Беэршивы» и «Освящение скинии», в верхнем - «Помазание Соломона на царство» и «Встреча царя Соломона и царицы Савской». На юж. стене в нижнем регистре - «Царь Ахав и прор. Илия» (сохр. фрагмент), «Прор. Илия и Зарефата», «Прор. Илия на горе Кармил», «Прор. Илия убивает жрецов Ваала», в среднем - «Перенесение ковчега завета в Иерусалим», росписи верхнего регистра утрачены. На сев. стене в нижнем ярусе - «Видение прор. Иезекииля» и «Маттафия из рода Хасмонеев перед идолопоклонниками», в среднем - «Битва прор. Самуила с филистимлянами» и «Прор. Самуил у Силома», в верхнем - «Сон праотца Иакова» (сохр. частично). На вост. стене видны росписи нижнего яруса: справа от входа - «Прор. Давид и царь Саул в пустыне Зиф», слева - незначительные фрагменты композиции «Пир Валтасара». Программа росписи иллюстрирует исполнение пророчеств о грядущем приходе Мессии, об утверждении царства Давидова, о восстановлении Иерусалима и его храма, а также примеры духовной силы и чудесных побед пророков. Важнейшим является принцип сопоставления, воспринятый христ. искусством, соотносящим ветхозаветные пророчества и их исполнение в НЗ: «Прор. Моисей получает скрижали завета» и «Исаия, пророчествующий о Новом Завете»; «Прор. Моисей ведет иудейский народ в землю обетованную» и «Исаия, пророчествующий о Новом Иерусалиме». Прор. Илия на горе Кармил. Прор. Илия убивает жрецов Ваала. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Прор. Илия на горе Кармил. Прор. Илия убивает жрецов Ваала. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Живопись синагоги доказывает существование иудейского монументального изобразительного искусства вопреки запрету на изображение живых существ (Исх 20. 4). Уже с I в. отдельные раввины предлагали его более гибкое истолкование, стремясь оправдать украшение синагог библейскими сценами и фигурами пророков (ср. мозаичные полы V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/180593.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010