Духа, в полемике с пневматомахами ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 74. 4. 7; Did. Alex. De Trinit. II 2. 8). Стих Иоил 2. 28 цитируется в Мученичестве святых Перпетуи и Фелицитаты (The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 106), где излияние Духа соотносится с новыми видениями, которые следует рассматривать в монтанистском контексте ( Stark. 1998. Sp. 408). Многочисленные упоминания дня Господня в патристической лит-ре не могут быть однозначно сведены к Иоил 2. 31; так же как и Иоил 2. 32 («всякий, кто призовет имя Господне, спасется»), они использовались вторично (в Рим 10. 13 и в др. местах из НЗ (Ibidem)). Пророки Елисей, Захария, Иоиль. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Елисей, Захария, Иоиль. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ГРМ) Прор. Иоиль. Фрагмент иконы «Похвала Богоматери». 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ) 4. Восстановление и благословение народа Божия (Иоил 3). Стихи Иоил 3. 1-21 истолковывались в христ. традиции гл. обр. как указание на спасение людей из всех народов в последние времена в лоне Церкви. Притесняющие народ Божий жители Тира и Сидона переосмысляются как еретики и язычники, которые мешают христианам ( Hieron. in Joel. 3. 4-6). При этом сохраняются исторические объяснения этих мест, относящие их к восстановлению народа Израиля после вавилонского плена, что прикровенно указывает на избавление верующих от власти сатаны во Христе ( Суг. Alex. In Joel. 3. 1-3). Слова Иоил 3. 10 («слабый пусть говорит: «я силен»»), по мнению прп. Иоанна Кассиана Римлянина, соотносятся с 2 Кор 12. 9-10; они дают представление о том, что Господь спасти может только тех, кто терпеливо осознают свою немощь ( Ioan. Cassian. Collat. 7. 5. 8-9). Иосафатова долина (Иоил 3. 2, 12) неоднократно упоминалась в христ. комментариях как место Страшного Суда ( Orig. In Is. 1. 1; Hieron. in Joel. 3. 12; Idem. Ep. 18. 3; Cassiod. Exp. Ps. 97. 9); из основных комментаторов на Книгу прор.

http://pravenc.ru/text/578234.html

Успения Богородицы мон-ря Дафни, близ Афин, ок. 1100), в куполе (мозаика ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315), на подпружной арке (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551), или полуфигура в медальоне на арке конхи апсиды (кафедральный собор Санта-Мария Нуова в Монреале, о-в Сицилия, между 1183 и 1189). В монументальных циклах пророков средневизант. периода Е. соседствует с прор. Илией. Они образуют пару, стоя друг за другом, а тексты на их свитках, сообщаясь цитатами из 4 Цар, ведут своеобразный диалог (церковь мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия, до 1389; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева) в монастыре Студеница, Сербия, 1314; ц. Вознесения в монастыре Раваница, Сербия, ок. 1387; ц. Св. Троицы монастыря Ресава, Сербия, до 1418). Образ Е. нередко включен в пророческий ряд рус. высокого иконостаса. Один из ранних примеров - икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ), цвет гиматия Е. темно-коричневый с синими лессировками и разделками. В «Церкви походной» (1-я пол. XVI в., ГТГ) в ряду пророков Е. стоит вслед за царем и прор. Соломоном. Образ Е. представлен в пророческом ряду иконостасов: из ц. Преображения в с. Б. Вязёмы (90-е гг. XVII в., ГТГ), из придела Успенского собора Большого Тихвинского мон-ря (XVII в., ГРМ), а также из кремлевских церквей и соборов XVII в.: в главном иконостасе Успенского собора (1653) и иконостасе его придела Похвалы Богоматери (1698-1699), в иконостасах Архангельского собора (1680-1681), ц. Распятия Большого Кремлевского дворца (1681-1682, мастер Василий Познанский). Как и в росписи церквей, фигуры пророков Илии и Е. встречаются на одной доске пророческого ряда иконостаса (икона из иконостаса неизв. происхождения, посл. треть XVI в., Ярославль, ЯИАМЗ). Свиток Е. во фресковых и в мозаичных циклах всегда раскрыт (варианты текста: 4 Цар 2. 2; 2. 4; 2. 6; 2. 12). Текст «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12) - возглас Е.

http://pravenc.ru/text/189853.html

в пустыне; явление И. Бога на горе Хорив (?); жертвоприношение на горе Кармил; заклание жрецов Ваала; кормление вороном в пустыне; переход через Иордан; вознесение И. Расположение сюжетов определено не последовательностью событий жизни И., а подчинено раскрытию его роли как защитника веры и «истинного иерея», боговидца и провозвестника Иисуса Христа. К традиц. прообразу Евхаристии - сцене «Кормление прор. Илии вороном» - добавлено «Принесение Илии опреснока сарептской вдовой». Известно сравнение дома вдовы с церковью: «Вдова изображала собою церковь, почему пророк и посылается к ней. Войдя в дом вдовы, пророк нашел (у нее) поистине залог нашей церкви: воду, елей и муку и два поленца; вода - крещение, елей - миропомазание, мука - хлеб, два поленца - подвиг креста» ( Иоанн Златоуст, свт. О Марфе, Марии, Лазаре и Илии пророке//Творения. 2004. Т. 10. Кн. 2. С. 850-851). Помазание Елисея «в пророка вместо себя» (3 Цар 19. 16) рассматривают как прообраз таинства рукоположения. Выборочное иллюстрирование Жития И. было присуще также поствизант. памятникам. Нишу диаконника ц. Вознесения Нямецкого мон-ря (Румыния) украшает житийный цикл И., состоящий из неск. сюжетов: на сев. склоне - И. в пустыне; напротив, на юж. склоне,- «Огненное восхождение»; на стене ниши вверху - переход И. и прор. Елисея через Иордан посуху, ниже - прор. Елисей разделяет воды Иордана милотью И. (сохр. частично). Датировка фресок колеблется от кон. XV в. (после 1497) до 1-го десятилетия XVI в., что было связано с деятельностью в Нямецком мон-ре еп. Макария, автора мн. сложных, богословски насыщенных программ росписей ( Bedros V. Notes on Elijah " s Cycle in the Diaconicon at Neamt Monastery//Revue Roumaine d " histoire de l " art. Bucur., 2008. T. 45. P. 117-125). В экзонартексе мон-ря Филантропинон (1560) расположен обширный цикл событий ВЗ, среди к-рых есть неск. сюжетов Жития И.: И. в пустыне; заклание жрецов Ваала; жертвоприношение на горе Кармил; встреча Иезавели и Ахава; по молитве И. идет дождь (Οι τοιχογραφες της μονς των Θιλανθρωπηνν στο νησ των Ιωανννων.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Откровения Св. Духа. Бог открывается человеческому духу через явления и действия Своего Духа или Премудрости и Слова. «Дух Господень говорит во мне и слово Его на языке у меня», восклицает Давид (II Цар., XXIII, 2). Дух Божий, как сила Божественного вдохновения и мудрости, даруется всем пророкам и праведникам Ветхого Завета ). Бог не только дает видения и говорит со Своими избранниками, но и просвещает их разум. Так Бог говорит о Весе–лииле, строителе Скинии: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разуменьем, ведением и всяким искусством» (Исх., XXXI, 3). Соломону Бог дает «сердце мудрое и разумное» (III Цар., III, 12)… В чем может заключаться просвещение Богом нашего разума? — Дух Божий исправляет недостатки нашего разума, очищает его от лжи, страстей и суеты, возбуждает в нем волю к истинному знанию и учит нас. Бог может учить нас не только очевидным образом «как человек учит сына своего» (Втор., VIII, 5), но и более или менее скрыто, являя нам истину и правду во всяком познании, посколько совершенная Истина и Правда в Боге и от Бога. Знание не есть внешний предмет, который можно вложить в нашу душу против нашей воли. Но если мы ищем знания, Бог может нам дать, по мере наших сил, созерцание истин, которые мы ищем познать. Бог взял от Духа, Который был на Моисее, и дал другим старейшинам Израиля (Чис., XI, 16–29). Прор. Елисей получил вдвойне дух, который был на пророке Илии (IV Цар., II, 9–15). Дух Божий, очевидно, нельзя ни делить, ни умножать. «Умножение Духа» можно понять, как увеличение силы Его действия. Разделение духа, бывшего на Моисее, может означать, что сотрудники Моисея получили тот же духовный дар, что был у него. Дары благодати имеют определенное содержание и назначение, а поэтому могут быть одинаковыми или различными. Прор. Исаия, напр., предсказывает, что Господь будет «духом правосудия сидящего в суде и мужеством для отражающих неприятеля» (XXVIII, 5–6). Прор. Исаия особенно подчеркивает помазание Духом Премудрости Мессии — Христа. «И почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия». (XI, 2). «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…» (LXI, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

3900 Действие пророка при воскрешении умершего ребенка очень сходны по существу с действиями прор. Илии при воскрешении сына вдовы Сарептской ( 3Цар.17:19–23 ). Пророк Елисей «собственные свои орудия чувств приложил к орудиям чувств умершего, чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию духовной благодати, дарующей жизнь» (блаж. Феодор, вопр. 18). Чудо это прообразовало воскресение Господа Иисуса Христа. (Повествование 4Цар.4:8–37 читается в качестве паремии 12-й на вечерне в Великую субботу). 3902 Проказа – это самая страшная и отвратительная, заразная болезнь; она господствует преимущественно в странах с жарким климатом, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и вообще на Востоке. При развитии этой болезни кожа делается белой, потом пухнет, сохнет, покрывается струпьями и язвами с отвратительным запахом, далее отпадают члены тела, и по большей части в конце концов пораженные этой болезнью умирают в страшных мучениях. 3903 Когда Нееман прибыл к дому пророка Елисея «он, храня закон, как живущие под законом, не согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев.13:14 ), а приказал ему семь раз измыться в р. Иордан» (блаж. Феодор, вопр. 19). 3904 Сирийские реки Авана и Фарфар, по общему мнению, вытекали из гор Антиливана и орошали Дамаск. 3905 Просьба Неемана к пророку: дать ему известное количество земли из страны Израильской объясняется глубоким благоговением Неемана к Иегове – самую землю страны Его почитания Нееман считает священной, и берет часть земли, освященной благословением пророка Иеговы – Елисея. 3906 Кроме того, Нееман Сириянин говорил о себе пророку Божию, что он, по обязанности слуги царского, должен сопровождать своего государя в капище Реммана и там преклоняться вместе с царем, который повергается на землю перед идолом, опираясь на его руку; и теперь Нееман спрашивал у Елисея, простит ли ему Господь, что он преклоняется в капище Реммана? Елисей успокоил его, и он отправился ( 4Цар.5:18–19 ). 3908 Пророк говорит царю и старейшинам народа о предстоящей необыкновенной дешевизне хлеба именно: «у ворот Самарии» – у ворот, где на Востоке сосредоточивалась вся общественная жизнь, между прочим, и торговля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4) Приведенный пример апостола Петра, не принявшего поклонения от Корнилия, по воззрению сектантов служит будто бы неопровержимым доказательством, что святых не нужно почитать. Но в Библии существует не мало примеров, откуда видно, что святые люди не отвергают поклона, воздаваемого им. Так прор. Елисей не отвергает поклона ему до земли пророческих учеников, когда они увидали, что дух пророка Илии опочил на Елисее ( 4Цар. 2:15 ). Елисей также не отверг поклона ему вдовы Сонамитянки ( 4Цар. 4:37 ). Пророк Илия не отверг поклона, ему Авдия, вельможи Ахава ( 3Цар. 18:7 ). Апостолы Павел и Варнава не отвергли поклона им темничного стража ( Деян. 16:29 ). Значит, и ап. Петр если не принял поклона от Корнилия, то видимо были особые обстоятельства, при которых Корнилий поклонился ему. Сотник Корнилий был язычником, а язычники боготворили и людей, некоторых из них признавали за богов. Яркий пример этого видим в Деян. 14:11 : «Народ же, увидев что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря поликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам». Потому то св. апостол Петр, чтобы не допустить такого почитания, и сказал Корнилию сотнику: «встань, я тоже человек». Когда же поклонение было только проявлением почитания св. угодников Божиих, а не обоготворением, то такого почитания св. апостолы никогда не отрицали. «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его» ( Деян. 20:37 ) – говорится о прощании христиан в Милите со св. апостолом Павлом. Из Ветхого Завета знаем, что ветхозаветные праведники не запрещали такого почитания, какое проявляли пред ними другие люди ( 3Цар. 18:7 ; 4Цар. 2:15, 4:37 ). ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Православная Церковь , оказывая почитание Марии, Матери Иисуса, поступает так же, как поступали в древности язычники, кадившие богине неба. «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели " ( Иер. 44:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

58б). В патристической экзегезе Е. занимает важное место, хотя он и уступает в этом отношении прор. Илии. Климент Александрийский добавляет к имеющимся в Библии сведениям о Е., что он начал пророчествовать в 40 лет, вместе с ним пророчествовал некий Абдадонай (Αβδαδωναος) ( Clem. Alex. Strom. I 21). Он включает Е. в свои хронологические расчеты, приводя данные, согласно которым «от Соломона до смерти пророка Елисея» прошло 105 лет или, по др. свидетельствам, 102 года (Ibidem). Свт. Афанасий I Великий говорит, что Е. был удостоен двойного дара духа за то, что он, оставив все, последовал за Илией ( Athanas. Alex. Ep. ad Dracont. 8). Используя эпизод исцеления Неемана ( Idem. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 325), свт. Афанасий приводит текст, отсутствующий как в МТ, так и в тексте Септуагинты: «Елисей говорит Нееману, исцелив его от проказы: чтобы ты знал, что есть Бог в Израиле» (τ Ναιεμν λγει Ελισσαος, καθαρσας ατν π τς λπρας Ινα γνς, τι στ Θες ν Ισραλ). Можно предположить, что здесь смешаны тексты 4 Цар 5. 8 (Е. передал царю по поводу Неемана: «...пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле») и 1 Цар 17. 46 (Давид говорит Голиафу: «...ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле»). Свт. Кирилл Иерусалимский приводит посмертное чудо Е.- воскрешение мертвеца (4 Цар 13. 21) - как доказательство Воскресения Христова: «Если мертвый, прикоснувшийся к костям Елисеевым, восстал, то неужели Творец всего не мог восстать силой Отца?» ( Суг. Hieros. Catech. 4. 12). Наказание Гиезия (4 Цар 5. 20-27) сравнивается с описанным в Деяниях св. апостолов случаем с Ананией и Сапфирой ( Суг. Hieros. Catech. 16. 17; ср.: Деян 5. 1-10). Василий, архиеп. Селевкии Исаврийской († после 468), посвятил Е. 10-е слово ( Basil. Seleuc. Or. 10//PG. 85. Col. 137-147). Он делит ветхозаветных пророков на 3 категории: 1) тех, кто проповедовали Христа словом (Исаия, Иеремия, Иезекииль) или 2) делом (Илия и Е.), и 3) тех, кто своей жизнью символически указывали на Христа (Иона), затем подробно рассматривает одно чудо Е.- воскрешение сына сонамитянки (это сочинение называется Λγος...

http://pravenc.ru/text/189853.html

В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали. Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери – крестникам. Вечер на Екатерину – время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св. мч. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар. Еленины косы см.: Оленин День. Елеонская Елена Николаевна (23.06 3.10.1951), этнограф и фольклорист. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В. Ф. Миллера. Составила сборник великорусских частушек (1914) – первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др. она поместила ок. 100 статей, рецензий и обзоров по вопросам фольклора и этнографии. Совместно с В. Ф. Миллером подготовила к изданию сборник «Былины новой и недавней записи из разных местностей России» (1908) и «Исторические песни русского народа XVI–XVII вв.» (1915). Елисеев День (Елисей Гречкосей) Народное название дня прор. Елисея, а также прп. Елисея Сумского, соловецкого чудотворца (XV-XVI вв.), 14/27 июня. Св. Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров. В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя». Елка Новогодняя Срубленная и украшенная ель в праздник Нового года и Рождества. По евангельскому преданию, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Обычай хвойного рождественского деревца, пришедший к нам из Германии, соединился с многочисленными славянскими ритуалами, связанными с внесением в дом деревца в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

аки роса от Господа падающи» ( Мих. 5:7 ) 771 . А то, «что Он сделается человеком не от семене человеческого», по мнению св. Иустина Мученика , показывает прор. Даниил, когда име­нует Его «подобным Сыну Человеческому» ( Дан. 7:13 ) 772 . «По сказанному о Премудрости, – говорит св. Григорий Нисский , – Он Сам Себе созда дом ( Притч.9:1 ), образовав в чело­века персть от Девы» 773 . Правда, Дева Мария была обручена некоему Иосифу; но, как свидетельствует Ев. Матфей, «прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята» ( Мф.1:18 ), и Иосиф «не знаяше ея» ( Мф.1:25 ). Св. Иоанн Злато­уст находит, что и это обстоятельство было предсказано прор. Исаией в словах: «дастся книга запечатленная человеку ведущему писания» ( Ис.29:11 ), ибо «книга запечатленная», по его объяснению, есть «чистая Дева», которая «от священников будет дана плотскому Иосифу, (уже) сочетавшемуся браком, и он скажет: не могу прочитать, потому что книга запеча­тана и сберегается в жилище для Творца всяческих» 774 . Не только зачатие Иисуса Христа, но и самое рождение Его было сверхъестественно в том отношении, что оно было для Его пречистой Матери безболезненно. А «что роды (Его) были безболезненны, – говорит св. Григорий Нисский , – это подтверж­дается следующим изречением пророка: «прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол» ( Ис.66:7 ) 775 . Рождение Иисуса Христа от Девы, по разуму свв. Отцов Церкви, было и предуказано в различных прообразова­ниях 776 , каковыми, в частности, по мнению св. Иоанна Злато­уста, были: «происхождение первого человека ( Быт.2:7 ), со­здание (его) жены из ребра ( Быт.2:21, 22 ), неплодство – (т. е. некоторых еврейских жен – Быт.16:1; 25:21; 29:31 ), чудеса, совершенные чрез воды, именно: в источнике, из которого Елисей извлек железо ( 4Цар. 6:5–6 ), в Чермном море, кото­рое перешли Иудеи ( Исх.14:22 ), в Иордане, в котором очи­стился Нееман Сириянин ( 4Цар. 5:14 )» 777 . Происхождение Адама было прообразом рождения Христова от Девы и по мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В. Признают ли священные изображения сектанты? О. Нет, не признают и глумятся над ними. Они антихристовы слуги, выполняют волю его и приготовляют пришествие воплощенного диавола. 27. О святых мощах В. Что у нас называется св. мощами? О. Мощами у нас называются тела Угодников Божиих, не предавшиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел Угодников Божиих кости их и другие останки. В. Как христиане относятся ко святым мощам? О. Христиане почитают мощи Угодников великою святынею, поклоняются пред ними и лобызают их. В. Почему св. мощам воздается у нас такое почитание? О. Христиане считают мощи великою святынею и почитают их потому, что они есть памятка о дорогом для христианства угоднике Божием, и потому, что Господь чрез св. мощи творит чудеса. В. Есть ли доказательства чудес от святых мощей? О. Есть очень много. Даже в наши дни при мощах св. угодников совершается множество чудес, и чудеса эти засвидетельствованы сотнями очевидцев. Было много чудес от св. мощей в Новом Завете, были они и в Ветхом Завете. О мощах прор. Елисея передается в Св. Писании следующее: «Умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ). Об этом чуде знали хорошо в Ветхом Завете, и прем. Иисус, сын Сирахов, говорит о прор. Елисее так: «по успении его пророчествовало тело Его " ( Сир.48:14 ). В. Возможны ли однако подобные чудеса в Новом Завете? О. В Новом Завете Господь являет чудеса не только от св. мощей Угодников Божиих, но даже и от всяких их предметов. Так, например, «на больных возлагали платки и опоясания с тела его (Ап. Павла), и у них прекращались болезни» ( Деян.19:12 ). В. Чтут ли мощи св. угодников сектанты? О. Нет не чтут, потому что они и Угодников не признают, а себя считают выше всех Угодников Божиих. 28. О церкви небесной и о почитании Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010