Сын Ахава и Иезавели Охозия (ок. 853-852) поддерживал ваализм в Израильском царстве. Однако его брат Иорам (ок. 852-841), последний представитель династии Амврия, судя по 4 Цар 3. 2, начал борьбу с культом финик. Ваала и сделал попытку вернуться на гос. уровне к культу, установленному Иеровоамом. Попытка Иорама возвратить при поддержке иудейского царя Иосафата Моав, отложившийся от Израиля по смерти Ахава (и восставший, судя по надписи на стеле Меши, еще при жизни последнего), окончилась неудачей (ок. 850). Ок. 841 г. израильский царь попытался воспользоваться моментом смены династий в Арам-Дамаске - Венадад был убит, а его убийца, Азаил (  ), провозгласил себя царем,- для того чтобы захватить при поддержке своего племянника иудейского царя Охозии, сына Гофолии, Рамоф Галаадский. Иорам был ранен сирийцами и возвратился в Изреель, где его навещал Охозия. Войска же продолжали находиться у Рамофа. Прор. Елисей (  ), помазанный Илией «в пророка вместо себя» (3 Цар 19. 16), повелел одному из своих учеников, «сыну пророческому», отправиться в военный лагерь у Рамофа и помазать там на Израильское царство военачальника Ииуя (4 Цар 9. 6). Целью восстания должно было стать полное искоренение ваализма и чужеземного влияния в Израиле. Военный совет и войска признали Ииуя в качестве царя. Он со своими сторонниками убил Иорама, Иезавель и всю царскую семью, а также иудейского царя Охозию, бывшего в тот момент с дядей, бежавшего, но подвергшегося той же участи, что и все его родственники; Охозия был убит или умер от ран в Мегиддо (4 Цар 9. 24-28, 30-37; 10. 1-14; 2 Пар 22. 5-9; ср.: Ос 1. 4-5; 3 Цар 19. 17; 4 Цар 9. 7-10; события, связанные с умерщвлением Иорама и Охозии, вероятно, отражены в надписи на арам. стеле из Тель-Дана (фрагменты А и В 1-2)). Были умерщвлены все служители и почитатели Ваала, разрушено его капище в Самарии, уничтожены его идолы. «И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской» (4 Цар 10. 28). Царь Ииуй вернулся к религ. системе, учрежденной Иеровоамом; она же культивировалась и при всех преемниках Ииуя (ср.: 4 Цар 10. 29, 31).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Царь Иудеи обратился за помощью к Ассирии, послав Тиглатпаласару III дары из сокровищниц храма и дворца (4 Цар 16. 7-8; 2 Пар 28. 16; это подношение упом. и в ассир. надписи Тиглатпаласара). Ассир. царь, войска к-рого находились в Сирии, двинул их на Дамаск; после 2-летней осады город пал, а Арам был превращен в ассир. провинцию (732). Сокрушительный удар был нанесен ассирийцами и по Израильскому царству. После своего пребывания в Дамаске по случаю взятия столицы Арама Тиглатпаласаром Ахаз ввел в Иудее сир. (ассир.) культы. В 729 г. иудейский царь назначил соправителем своего сына Езекию, к-рый оказался одним из наиболее благочестивых царей в евр. истории (ср., напр.: Сир 49. 5). История Израиля со 2-й пол. IX в. до падения Самарии (723/2) Ввиду военной угрозы со стороны дамасского царя Азаила израильский царь Ииуй (ок. 841-814) в первый же год своего царствования вынужден был в поисках сильного союзника послать обильную дань ассир. царю Салманасару III. На т. н. Черном обелиске Ииуй изображен коленопреклоненным перед Салманасаром, а его слуги - несущими последнему дань. После того как Салманасар через неск. лет покинул пределы Юж. Сирии, Дамаск, достигший к этому времени необычайной военной мощи, добивается гегемонии над Центр. и Юж. Сирией, почти беспрепятственно вторгается в Израиль, захватывает Галаад и др. территории в Заиорданье, а также подчиняет себе Аммон, Моав и Эдом. В 814 г. Азаил совершил поход к берегу Средиземного м., нанес поражение Израилю и Иудее, взял дань с иудейского царя Иоаса и, вероятно, поработил Сев. Финикию. Подношение дани израильтянами. Рельеф «Черного обелиска» царя Салманасара III. Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Подношение дани израильтянами. Рельеф «Черного обелиска» царя Салманасара III. Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Сын и преемник Азаила Венадад III продолжил успешные войны против Израильского царства. При сыне Ииуя Иоахазе (   ок. 814-798) Израиль потерял большую часть своей территории и армии; теперь армия Северного царства насчитывала 10 колесниц, 50 всадников и 10 тыс. пеших воинов (4 Цар 13. 7). В 805-801 гг. ассир. царь Ададнерари III (810-783) нанес дамасскому царю Венададу III сокрушительное поражение, вступил в Дамаск и собрал с него большую дань. Поражение Дамаска оказалось спасительным для Израиля. Сын Иоахаза Иоас (ок. 798-782) упоминается в ассир. надписи среди др. данников Ададнерари III под именем Йа-а-су мат Са-ме-ри-на-а-а - это первая из обнаруженных до наст. времени ассир. надписей, в которой Израиль обозначается как Самерина, т. е. Самария (см., напр.: Page. 1969. P. 463). Однако Иоасу удалось трижды разбить сир. войска Венадада III - что предсказал в конце своего земного пути прор. Елисей - и возвратить Израилю территории, потерянные при его отце Иоахазе (4 Цар 13. 25). Иоас нанес также поражение иудейскому царю Амасии. Ок. 793 г. соправителем Иоаса становится его сын Иеровоам (  ).

http://pravenc.ru/text/293912.html

За ним прор. Софония, сед аки Иоанн Богослов, верхняя риза Бакан испод лазорь [в п] аз разумех яко от девы Ему родитися 141 . За ним прор. Аггей, сед аки Илия по плечю коса верх риза дич испод бакан [в п] аз разумел, яко воскреснути имать Господь 142 . За ним пророк Михей брада аки Андреева по плечю коса, верхняя риза дичь испод лазорь [в п] И ты вифлиеме земле ничим же меньше во владыках Июдовых из тебе бо изыдет вождь 143 . За ним прор. Малахий, сед аки андрей апостол, верхняя риза празелень испод бакан [в п] се аз посылаю ангела моего пред лицем твоим иже уготовати путь твой пред тобою 144 . За ним прор. Елисей, аки Моисей, верх риза бакан испод лазорь [в п] сице глаголет Господь исцелих воды сия уже не будет ктому от неё смерти и неплодства 145 . За ним пророк Амос, сед аки Иоанн Богослов риза празелень испод лазорь [в п] Господь от сиона возглагола Израилю даст глас свой поят от сынов ваших от пророк и от юночь ваших просвещение. За ним пророк Самуил, сед брада Захарии пророка, держит рог, верхняя риза бакан на пляче вохра, средняя празелень, испод дич 146 . За ним прор. Аввакум, млад аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь [в п] Бог от юга приидет и святыя горы присенные чащи покры небеса добродетель Его, и хвалы Его исполнь земля 147 . За ним пророк Варух [в п] Се Бог наш и не приложится ин к нему». Указания этого подлинника, сравненные с вещественными памятниками старины – хотя и весьма немногочисленными – дают нам возможность сделать несколько выводов. 1) По свидетельству, как письменных памятников старины, так и вещественных – в свитках одних и тех же пророков в пророческом ярусе иконостаса не всегда писались одни и те же изречения. 2) Иногда изречение, принадлежащее одному пророку, писалось в свитке другого. 3) Пророческие изречения относятся к различным событиям новозаветной истории, но большей частью к воплощению Сына Божия от Пресвятой Девы Марии. Иногда же в свитках пророков писались такие изречения, в которых или характеризовалась их личность, или же шла речь о современных им событиях в истории избранного народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Михей прор., при Ахааве. 5 янв. Елиссей прор. 11 июня. Соманитяныня, препокоившая в своем доме Елиссся пророка. Иона прор., при Иеровоаме 2. 22 сент. Осия прор., времен Озиии, Иоафама, Ахаза и Езекии. 17 окт. Амос прор., при Озии. 15 июня. Иоиль прор., современник Амоса и Осии. 19 окт. Исаия прор., современник Осии прор. 9 мая. Михей прор., времен Иоафама, Ахаза и Езекии. 14 авг. Езекия, 13-й царь Иудейский. Иосия, 16-й царь Иудейский. Наум, прор. времен Езекии. 1 дек. Аввакум, прор. времен Манассии. 2 дек. Авдий прор. 19 ноября. Софония прор. при Иосии. 3 дек. Олдама, пророчица, при Иосии. Иеремия, пророк, при Иоакиме, Седекии и в продолжение пленения Вавилонского. 1 мая. Варух прор. 28 сент. Иудифь праведная, около времен Манассии. 8.      Из вре мен плена Вавилонского: Даниил-пророк, и три отрока: Анания, Азария и Мисаил. 17 дек. 9. Из периода от Ездры до Маккавеев: Зоровавель. Иисус, сын Иоседеков. Неемия. Симон праведный, иерей великий при Антиохе В. Аггей прор., при Дарии. 16 дек. Захария прор. 8 февр. Малахия, прор. времен Неемии. 3 янв. Елеазар, Соломония и семь сынов ее, мучч. при Антиохе Епифане. 1 авг. Есфирь. 10. Из периода от Маккавеев до Рождества Иисуса Христа: Зачатие прав. Анны, когда зачала Пресв. Богородицу. 9 дек. Рождество Пресв. Богородицы. 8 сент. Вход во храм Пресв. Богородицы. 21 ноября. Зачатие Иоанна Предтечи. 29 сент. Благовещение Пресв. Богородицы. 25 марта. Рождество Иоанна Предтечи. 24 июня. 2. События и святые Угодники новозаветные Годы. События. Рождество Христово. 25 дек. Обрезание Господне. 1 янв. Поклонение Волхвов. 25 дек. Сретение Господне. 2 февр. Побиение 14000 младенцев Вифлеемских. 20 дек. 30.       Крещение Господне. 6 янв. Усекновение главы Иоанна Крестителя 20 авг. Преображение Госнодне. 6 авг. 33.       Страдание, Смерть, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа. Стефан первомученик. 27 дек. Никанор, из 7 диаконов, с 2000 верующих, пострад. в Иерусалиме. 28 июля. 44.       Иаков Зеведеев. 30 апр. 52.       Успение Пресв. Богородицы. 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Лит.: Изъяснение 53 гл. пророчества Исаии об Иисусе Христе//ХЧ. 1832. Ч. 46. С. 316-367; Терновский А. С. Рассуждение о том, что Еммануил, о к-ром говорит прор. Исаия в гл. VII ст. 14, есть Мессия Иисус. М., 1836; Богословский-Платонов И. М., прот. Изъяснение пророчества Исаии об избранном Отроке Иеговы//ПрТСО. 1850. Ч. 9. С. 400-432; Бухарев А. М. О второй части кн. св. прор. Исаии//Там же. С. 79-131; он же. О подлинности и целостности свящ. книг пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. М., 1864; он же. Св. прор. Исаия: Очерк его времени, пророческое служение и книга. М., 1864; Елеонский Н. А., прот. Пророчество Исаии о Вавилоне//ЧОЛДП. 1878. Т. 1. 3. С. 347-359; Орфанитский И. Пророчество Исаии о страданиях и прославлении Раба Иеговы (52. 13 - 53. 12)//ХЧ. 1881. Ч. 2. 11/12. C. 599-682; Толкование на книгу св. прор. Исаии: Гл. 1-46/Ред.: И. С. Якимов. СПб., 1883-1895. 4 т.; Евсевий (Никольский), митр. Предсказание прор. Исаии о Деве и Еммануиле//ЧОЛДП. 1885. 1. Отд. 1. С. 1-9; 3/4. С. 195-287; 12. С. 527-617; Юнгеров П. А. Жизнь прор. Исаии и совр. ему полит. состояние царств языческих и иудейского//ПС. 1885. Ч. 2. 7. С. 381-408; он же. История вопроса о подлинности кн. прор. Исаии//Там же. 1886. Ч. 1. 1. С. 32-44; он же. Подлинность кн. прор. Исаии: Ис 21. 1-10, гл. 24-27, 34-36, 40-66//Там же. Ч. 2. С. 119-124, 231-241, 355-367; Ч. 3. С. 3-32; 1887. Ч. 1. С. 3-25, 267-278, 408-418; Ч. 2. С. 29-45, 137-166; он же. Введение в Ветхий Завет. Каз., 19102. М., 2003. Кн. 2: Частное историко-крит. введение в свящ. ветхозаветные книги; Петр (Екатериновский), еп. Объяснение книги св. прор. Исаии в рус. переводе. М., 1887. 2 т.; Троицкий Н. И. Книга прор. Исаии: Последовательное изъяснение слав. текста. Тула, 1889-1897. 4 вып.; Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из кн. прор. Исаии. М., 1890; Афанасьев Д. П. Толкование на кн. прор. Исаии с введением к изъяснительному чтению пророческих книг ВЗ. Ставрополь, 1893; Евсеев И. Е. Книга прор. Исаии в древнеслав. переводе.

http://pravenc.ru/text/674802.html

с толкованием; 16 нояб. – Евангелие Матфея с толкованием; 1 декабря – кн. прор. Наума, 2 дек. кн. прор. Аввакума, 3 дек. кн. прор. Софонии. 16 дек. кн. прор. Даниила, повести о Виле и Сусанне; 5 янв. кн. прор. Михея; 9 янв. кн. прор. Захарии, 21 янв. кн. прор. Ионы, 25 янв. Евавгелие Марка с толк.; 1 мая кн. прор. Иеремии, 6 мая – кн. Иова, 9 мая – кн. прор. Исайи с толков.: 15 июня – кн. прор. Амоса, 30 июня – Апостол с толков.; 21 июля – кн. прор. Иезекииля; 31 июля – Екклисиаст с толков.; 1 авг. – 1 и 2 кн. Маккавейские; 14 авг. – кн. пр. Михея, 20 авг, – 1 и 2 кн. Царств, Псалтирь с толк. Афанасия, Брунона и Феодорита. 184 Есть следы сербского происхождения этого перевода: мимоиде уже зима, пролетие же вниде, и зрим тварь всю ботеющу. Л. 57 об. 185 Послание ап. Павла к Евр.13:11 приводится так: повинуитеся игуменом вашим и покоряитеся. Особенный вид евангельского текста Учительного Евангелия обратил на себя внимание московских издателей этого Евангелия 1652 г., и они сделали попытку привести его к виду общепринятого текста. В послесловии к этому изданию (лл. 536 об. – 537) сказано, что в прежних трех выходах этой книги (1629, 1633, 1639 гг.), одни евангельские тексты были напечатаны согласно с чтением напрестольного евангелия, а другие несогласно с ним; и по благословению и свидетельству п. Иосифа и всего с ним собора ныне текст на 15 неделю издан согласно с евангелием напрестольным, а толкование на эту неделю взято из повседневного толкового печатного евангелия, а другое место взято из евангельских бесед св. Иоанна Златоустог о, предисловие же и нравоучение в конце оставлено прежнее. «К сему же да не усумнишися. православный читателю, егда обрящеши в книзе сей исправления речений, в клонениих изменения и другая таковая, и возмниттися нова быти самосмышлена, но несть сице: понеже за их святительским благословением со многих переводов свидетельствование исаравлена суть». 187 Перечень богослужебных книг московской печати этого времени собирается дать в описании Типографской Библиотеки А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Иссахар, из 12 патриархов. Иаиль. (Суд. гл. 4 и 5) Иаков, или Израиль, сын Исаака. Иафет, сын Ноя. Иезекииль прор. (21 июля) Иеремия прор. (1 мая) Иессей, отец царя Давида. Иеффай, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Иисус НавИн.(1 сент.) Иов многострадальный. (6 мая). Иоиль прор. (19 окт.) Иона прор. (22 сент.) Иосиф, из 12 патриархов. (31 марта и в понедельник страстной седмицы). Иосия, 16 царь Иудейский. Иуда, из 12 патриархов. Иудифь. Левий, из 12 патриархов. Малахия прор. (3 янв.) Мариам, сестра Моисея. Мелхиседек, священник Бога Вышнего. ( Быт. 14:18–20 ). Мисаил, из трех отроков. (17 дек.) Михей прор. (14 авг.) Моисей Боговидец. (4 сент.) Наум прор. (1 дек.) Нафан прор. ( Сир. 47:1 ) Неффалим, из 12 патриархов. Ной праотец. ( Сир. 44:16 ) Олда, или Олдама, пророчица. ( 4Цар. 22:14 и сл.) Ор. ( Исх. 24:14 ) Осия прор. (17 окт.) Рахиль, вторая жена Иакова. Ревекка, жена Исаака. Рувим, из 12 патриархов. Руфь. Сампсон, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Самуил прор. (20 авг.) Симеон, из 12 патриархов. Сарра, жена Авраама. Сим, сын Ноя. Сиф, сын Адама. Соломон, царь Израильский. Софония прор. (3 дек.) В Прологе, и I. Слипе на недиилю сняты ь праотец, именуются еще: Зоровавель, вождь Иудейский. Иисус, сын Иоседеков, иерей великий. ( Зах. 6:11 ) Лия, первая жена Иакова. Неемия. вождь Иудейский. Симон, иерей великий, отец Онии 2-го, сын Онии 1-го. Соманитяныня (из Сомана), современница Елиссея пророка. (4 Цар. гл. 4) Сусанна. Халев, сын Иефонниин, сотрудник Иисуса Навина. ( Сир. 46:9 ) Пролог 13. Мес. В. 16 дек. В службе канон трем отрокам Феофана, праотцам Иосифа. 12 Св. отца нашего Спиридона, епископа Тримифунтского. Пастырь овец и супруг, святительствовал при Константине Вел. и его сынах, присутствовал на Первом Вселенском соборе; скончался ок. 318 года. Знаменит христианской простотой и чудесами. В Чет. Минея Житие от Метафраста, Никифора (VIII. 15 и 42), Сократа (1.8), Созомена (I. 11 ), и проч. (Vita Memaphrasmea latine ар. Surium. Or. Chr. II col. 1069. Urbani Godfridi Siberi Diatriba de Spiridione.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

21 (22) Крестные страдания Мессии 29 (30) Душа вышла из ада 30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» 39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию 40 (41) О предателе 44 (45) Мессия — Бог 54 (55) О предателе 67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (см. Еф. 4:8 и Евр. 1:3) 68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» 71 (72) Описание славы Мессии 94 (95) О неверии иудеев 109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека 117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия — камень, отвергнутый строителями 131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия 2:2-3 Царство Мессии подобно горе 6:9-10 Неверие иудеев 7:14 Рождение от Девы 9:1-2 Проповедь Мессии в Галилее 9:6-7 Мессия — Бог крепкий, Отец вечности 11:1-10 На Нем — Дух Господень, о Церкви 12:3 О радости и благодати 25-27 гл. Хвалебная песнь Мессии 28:16 Он — краеугольный камень 35:5-7 Исцелит всевозможные болезни 42:1-4 О кротости Отрока Господня 43:16-28 призвание язычников, 44:3 Излияние благодати Св. Духа 49:6 Мессия — свет народам 50:4-11 О поругании Мессии 53 гл. О страданиях и воскресении Мессии 54:1-5 О призвании язычников в Царство 55:3 О вечном завете 60:1-5 Его Царство — Новый Иерусалим 61:1-2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль 2:28-32 О дарах Св. Духа Прор. Осия 1:9 и 2:23 Призвание язычников 6:1-2 Воскресение на третий день 13:14 Уничтожение смерти Прор. Амос 8:9 О восстановлении скинии Давида Помрачение солнца Прор. Михей 5:2 О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия 23:5 Мессия — праведный Царь 31:15 Избиение младенцев в Вифлееме 31:31-34 Установление Нового Завета Варух 3:36-38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль 34:23-24 Мессия — Пастырь 36:24-27 Закон Божий написан на сердцах 37:24 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил 2:34-44 Мессианское Царство подобно горе 7:13-14 Видение Сына Человеческого 9:24-27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей 2:6-7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум 3:11 О вере Прор. Захария 3:8-9 Грехи людей изгладятся в один день 6:12 Мессия — Священник 9:9-11 Вход Мессии в Иерусалим

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

29 (30) Душа вышла из ада 30 (31) «В руки Твои предаю дух мой»   39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию 40 (41) О предателе 44 (45) Мессия — Бог 54 (55) О предателе   67 (68) Восшел на высоту, пленил плен 69 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» 71 (72) Описание славы Мессии 94 (95) О неверии иудеев 109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека 117 (118) «Не умру, но жив буду». Мессия — камень, отвергнутый строителями 131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исайя 2:2–3 Царство Мессии подобно горе 6:9-10 Неверие иудеев 7:14 Рождение от Девы 9:1–2 Проповедь Мессии в Галилее 9:6–7 Мессия — Бог крепкий, Отец вечности 11:1 -10 На Нем — Дух Господень, о Церкви 12:3 О радости и благодати 25-27 гл. Хвалебная песнь Мессии 28:16 Он — краеугольный камень 35:5–7 Исцелит всевозможные болезни 42:1–4 О кротости Отрока Господня 43:16–28 призвание язычников, 44:3 Излияние благодати Св. Духа 49:6 Мессия — свет народам 50:4-11 О поругании Мессии 53 гл. О страданиях и воскресении Мессии 54:1–5 О призвании язычников в Царство 55:3 О вечном завете 60:1–5 Его Царство — Новый Иерусалим 61:1–2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль 2:28–32 О дарах Св. Духа Прор. Осия 1:9 и 2:23 Призвание язычников 6:1–2 Воскресение на третий день 13:14 Уничтожение смерти Прор. Амос 8:9 О восстановлении скинии Давида Помрачение солнца Прор. Михей 5:2 О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия 23:5 Мессия — праведный Царь 31:15 Избиение младенцев в Вифлееме 31:31–34 Установление Нового Завета Варух 3:36–38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль 34:23–24 Мессия — Пастырь 36:24–27 Закон Божий написан на сердцах 37:23 Мессия — Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил 2:34–44 Мессианское Царство подобно горе 7:13–14 Видение Сына Человеческого 9:24–27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей 2:6–7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум 3:11 О вере Прор. Захария 3:8–9 Грехи людей изгладятся в один день 6:12 Мессия — Священник 9:9-11 Вход Мессии в Иерусалим 11:12 О тридцати серебряниках 12:10–13:1 О распятии Мессии, о Св. Духе 14:5–9 Тьма во время распятия и о благодати

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Прор. Иона, выходящий из чрева кита. Рельеф на фасаде собора Богородицы в Амьене, Франция. XIII в. Прор. Иона, выходящий из чрева кита. Рельеф на фасаде собора Богородицы в Амьене, Франция. XIII в. Повествование в Книге прор. Ионы ведется от 3-го лица, а сам пророк не отождествляется с рассказчиком. Поскольку об авторе книги ничего не известно, проблема времени написания книги рассматривается независимо от авторства. Большинство совр. комментаторов считают, что Книга прор. Ионы, по-видимому, была создана много времени спустя после разрушения Ниневии (612 г. до Р. Х.). В Книге прор. Ионы Ниневия представлена легендарным городом прежних времен: она «была город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3. 3). Выражение:      - «от имени царя и вельмож его» (3. 7), как полагают, отражает офиц. фразеологию Персидской державы (ср.: 1 Езд 7. 14: «...ты посылаешься от царя и семи советников его»; также см.: Herod. Hist. III 31, 84, 118). На основании этого считается, что Книга прор. Ионы, вероятно, была создана в персид. период (V-IV вв. до Р. Х.). Этот вывод подтверждается и лингвистически: Книга прор. Ионы написана на позднем древнеевр. языке (V-III вв. до Р. Х.), для к-рого характерно присутствие слов, не встречающихся в классическом древнеевр. языке, но употребляемых в раввинистическом евр. языке и в арамейском. 1. В Иона 1. 3-5 трижды употребляется нормативное для обозначения корабля слово   и 1 раз - его синоним   встречающийся только в раввинистических текстах. 2. Слово   - «который» (Иона 1. 7, 12; 4. 10) часто встречается в Книге Песни Песней Соломона и в Книге Екклесиаста, язык к-рых обладает множеством поздних черт. В классическом древнеевр. языке   соответствует слово   используемое в др. книгах Свящ. Писания. В раввинистических текстах, наоборот, как правило, присутствует именно  . Возможно, автор Книги прор. Ионы в целом ориентируется на классическую норму: слово   употребляется 12 раз. 3. Выражение «Бог небес» (1. 9) наиболее характерно для Книг прор. Даниила, Ездры и Неемии (особенно для арам. разделов Книг прор. Даниила и Ездры), к-рые были написаны в персид. и эллинистический периоды, также используется в 2 Пар 36. 23; Пс 135. 26; Быт 24. 7. Это выражение неоднократно встречается в папирусах V в. до Р. Х. из евр. военного поселения Элефантина на юге Египта.

http://pravenc.ru/text/578248.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010