при вознесении прор. Илии - встречается в монументальной живописи очень редко, его наличие, напр., в церкви мон-ря Нова-Павлица, по мнению Л. Попович, «объясняется спецификой памятника, нигде более не повторяющейся». В ц. св. Апостолов в Фессалонике на свитке Е. текст из Иез 7. 10. На иконах тексты разнообразнее, чем в монументальных циклах, но также взяты из 4 Цар, напр. на свитке Е. на иконе посл. трети XVI в. (ЯИАМЗ) пространный текст надписи заимствован из 4 Цар 4. 38-41. На иконах Божией Матери с образами пророков на полях Е. встречается редко. Один из примеров - икона из иконостаса ц. Благовещения мон-ря Св. Троицы в Овчаре, Сербия, «Богородица с Христом, ангелами и пророками» (мастер Митрофан, 1635), где Е. изображен внизу левого поля. Интересна икона 2-й пол. XV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае «Великий Деисус и святые», на к-рой, по мнению Д. Мурики, скопирована схема минейной иконы и представлен идеально отобранный круг святых, с т. зр. синайского монаха-вкладчика. Е. изображен рядом с прор. Илией в ряду с Моисеем, Аароном и Исаией. Его хитон украшен клавом, правая рука указывает на небо. На Руси сюжет «Огненное восхождение прор. Илии» известен с кон. XIII в. (икона из собрания В. А. Логвиненко), но особенно популярным он стал в XV-XVI вв. Е. изображен протянувшим руки к прор. Илии, уносящемуся на огненной колеснице на небо (напр., икона кон. XV в., ГРМ). Передача милоти имеет много вариантов изображения: Е. протягивает руки к колеснице, хватается за колесницу, ловит сброшенную прор. Илией милоть, держит милоть вместе с прор. Илией и т. д. Образ Е. включают и другие иконы прор. Илии: напр., клеймо иконы мастера Якова Спиридонова «Прор. Илия, с деяниями» (1679, ЯИАМЗ) или 2 иконы, приписываемые мастеру Федору Евтихиеву Зубову, из ц. прор. Илии в Ярославле: «Прор. Илия в пустыне» (1660) и «Прор. Илия, с деяниями» (1672). Сцены из Жития Е. встречаются редко. По мнению Е. Я. Осташенко, в позднем средневековье они истолковывались прообразовательно: напр., очищение источника у Иерихона (4 Цар 2.

http://pravenc.ru/text/189853.html

Илии» или «Огненное восхождение прор. Илии»). В греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Е. описывается как «молодой, плешивый, с закрученной бородой» (Ч. 2. § 132. 5). В рус. иконописных подлинниках описание облика Е. подробнее. В Софийском списке подлинника новгородской редакции XVI в.: «…надсед, аки Моисей Боговидец, риза багор, испод лазорь, рука правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: «Рече Иелисей: кого ищете, идете» (во след мене)» (Софийский список. С. 32). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, текст тот же, что и в Софийском подлиннике ( Большаков. 1903. С. 14). Е., имеющего сходные черты с ап. Павлом, легко узнать по выпуклому лбу, почти лысой голове, аккуратно завитой бороде, часто раздваивающейся на конце. В рус. варианте борода Е. укорачивается, не разделяясь на пряди. Цвет хитона может быть разных оттенков синего (напр., светло-голубой на иконе «Огненное восхождение прор. Илии», кон. XIII - 1-я четв. XIV в. (Ростов (?), собрание В. А. Логвиненко), или на иконе того же сюжета (дата? ПИАМ), реже - светло-охряного цвета (икона «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). В сюжете «Вознесение прор. Илии» Е. изображается, как правило, принимающим милоть из рук прор. Илии, наиболее ранний пример этой композиции - клеймо деревянных резных врат в ц. Санта-Сабина в Риме (ок. 430). В этом сюжете образ Е. представлен также на фресках пещерного храма Айвалы-килисе в Гёреме (Каппадокия; между 913 и 920); на миниатюрах из Хлудовской Псалтири (ГИМ. 129д. Л. 41 об., сер. IX в.) и из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699, IX в., или Sinait. gr. 1186. Fol. 107r, нач. XI в.). Прор. Елисей. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546-1547 гг. Прор. Елисей. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546-1547 гг. В монументальном цикле пророков образ Е. соответствует указаниям «Ерминии». Как правило, это мощная фигура в рост, расположенная в простенке между окнами барабана (мозаика в ц.

http://pravenc.ru/text/189853.html

Он обещал просить Бога об этом, а исполнить — дело Божие. Однако если Бог откроет ему способ восхождения, то и даст по его желанию. Пока они говорили, вихрем огненным, похожим на колесницу с конями, взят был Илия на небо. Разлука с учителем, каким был Илия для Елисея, так его огорчила, что Елисей разорвал свою одежду. Последним подарком Илии была упавшая его милоть. Елисей принял ее как знак исполнения обещанного. Ученики получили свидетельство того, что Елисей заменит им прор. Илию. Елисей спешит удостовериться в случившемся и ударяет милотью Илии по водам Иордана. Тот течет как прежде. Чуда не произошло. Почему? Вероятно потому, что Елисей связал в своем сознании силу Божию с предметом, забыв про Источник всех даров. Что это так, мы можем судить по обращению к Богу, с каким Елисей тут же воззвал: «Где Ты, Господи?» Этим он просил Бога явить ему знамение Своей близости. Еврейское слово «апфо», не переведенное греческими и славянскими переводчиками, означает труднопонимаемое состояние обращения к Богу из самых сердечных глубин (некоторые толкуют его как «сокровенный», что общего характера понимания не меняет). Помолившись, Елисей ударяет по водам второй раз и переходит Иордан по дну на другой берег. В навечерие Крещения вспомнить об этом призывает Церковь для того, чтобы увидеть прообраз другого чуда: явление в крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей, так как от дел закона не будет оправдана ни одна душа.     6 Четвертая книга Царств (V, 9—14)   И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.

http://pravoslavie.ru/1572.html

19-21) и омовение Неемана в Иордане (4 Цар 2. 9-14) - как Крещение, «о чем свидетельствует рекомендация этих сцен для украшения баптистерия» ( Осташенко. 2003. С. 25). Подобный житийный цикл Е., сохранившийся в ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1681), включает: встречу пасущего волов Е. с прор. Илией, помазание Е. прор. Илией, переход Е. через Иордан с прор. Илией и в одиночку, вознесение прор. Илии, врачевание воды, проклятие детей, насмехавшихся над Е., благословение елея вдовицы, воскрешение сына сонамитянки, а также истории с Нееманом и Гиезием. Лит.: Софийский список подлинника новгородской ред. XVI в.//СбОДИ на 1873 г.; Подлинник иконописный/Изд. С. Т. Большакова под ред. А. И. Успенского. М., 1903; Ерминия ДФ. С. 82; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 275-276; Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М., 1983. С. 73-81; Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собр.): Кат. выст. Белград, 1984. Ил. 39; Popovich L. D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophet Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. Т. 8/9. P. 286-294; eadem. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica//Ibid. P. 30, 33, 35, 36; Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent.//Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 123-124. Il. p. 203; Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 5-40; Шалина И. А. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи»//«И по плодам узнается древо»: Рус. искусство XV-XVI вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 167-170; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 243-248. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков

http://pravenc.ru/text/189853.html

Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Завершение враждебных действий исказителей богооткровенной истины Мессии – книжников и фарисеев – не могло остаться без грозного указания на совершившееся ужаснейшее преступление – распятие на кресте вечной Правды и Любви Божией. От шестого до девятого часа тьма была по всей земле 138 , и, едва предал дух Свой Искупитель в руки Отца, завеса в храме – святыне еврейского народа – разодралась надвое, сверху до низу, а земля потряслась, и камни расселись 139 . Все стихии физического мира были покорны Господу и во все время Его земной жизни. Они служили Ему во всем пути осуществления Им великих и разнообразных спасительных действий. Так, Он претворяет воду в вино 140 , одним Своим словом укрощает на озере бурю 141 , ходит по воде, насыщает немногими хлебами пять 142 , а в другой раз четыре тысячи 143 человек, кроме жен и детей и т.п. Чудо в области физической природы, кроме указанных примеров, имеет место и в чудесных исцелениях больных; эти исцеления, касающиеся анатомии и физиологии человека, можно назвать также – анатомо-физиологическими чудесами. Болезнь есть нарушение гармонии сил, необходимых для сохранения тела; исцеление же есть восстановление этой нарушенной гармонии. В болезни ярко выступает противоречие между идеальной, высшей закономерностью и конкретными действиями сил. Когда исцеление совершается благодаря силам природы, то оно – постепенно; когда же совершается чудесное исцеление, то оно – моментально. При этом последнее совершается без применения каких-либо внешних средств, которые могли бы способствовать – в порядке естественном – процессу исцеления. Всего явственнее указывает чудо исцеления на свое сверхъестественное происхождение, когда оно совершается над такими органическими повреждениями, при коих окончательное разрушение организма не может быть предотвращено никакими естественными средствами. Приведем примеры анатомо-физиологических чудес из Библии. Для прославления истинного Бога и среди язычников 144 прор.Елисей исцеляет безнадежно прокаженного Неемана, сирийского военачальника 145 , и наказывает наследственной проказой своего слугу Гиезию за корыстолюбивое умаление величия Божией милости 146 . Господь Бог поражает жителей Агота, Гефа и Аскола мучительными наростами за взятие и кощунственное хранение ветхозаветной святыни – Ковчега Завета 147 . За грехи израильтян появляется трехдневная моровая язва, по предсказанию прор.Гада 148 . Деревенеет и снова исцеляется по молитве пророка рука Иеровоама, приказавшего насилием устранить пророка Божия, бесстрашно обличавшего идолопоклонство царя 149 . Прор.Елисей поражает слепотой сирийское войско, напавшее на израильтян, приводит его в Самарию, где и снимает слепоту 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?   Может. И в св. Писании часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Вспомни Авраама, Исаака и Израиля.... После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:11, 13, 14). Также и Соломону Господь говорил, что не карает его «ради Давида», отца его (3 Цар. 11:12—13). Наконец, как передается в кн. прор. Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Дан. 10:8—14). Могут ли праведники знать наши нужды?   Конечно, могут и знают. Еще при жизни своей на земле праведники знают, по благодати Божией, много тайного, что грешным людям недоступно.    Когда Гиезий, слуга прор. Елисея, согрешил, догнав исцеленного от проказы Неемана Сириянина и выпросив у него два таланта серебра и две перемены одежд, то Елисей сразу узнал о грехе своего слуги, и, по возвращении последнего, сказал: «разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? ....Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек» (4 Цар 5:26, 27).    О том же прор. Елисее говорится, что во время войны царя Сирийского с Израильтянами он передавал Израильтянам тайные намерения врага. «И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.» (4 Цар 6:11, 12).    Также и слепому пр. Ахии Господь открыл, что к нему пришла жена царя Иеровоама (3 Цар 14:4—6).    И Ап. Петр узнал, что Анания и Сапфира согрешили Духу Святому, утаивши часть денег, вырученных от продажи их имущества (Деян. 5:3, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл И.- образ «Прор. Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен И. в пустыне, в апостольских одеждах - хитоне и гиматии, без ворона. Единого мнения о сюжете средника нет. М. А. Реформатская считает, что в иконографии произошло совмещение 2 сюжетов: «Кормление вороном» и «Прор. Илия на горе Хорив», являющегося иллюстрацией текста о беседе Бога с И. на горе Хорив ( Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты//ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997. С. 344-355). Житийный цикл состоит из 14 сюжетов (один утрачен): ангел показывает спящему Саваху повитого огнем младенца; толкования видения Саваха (Савах сообщает первосвященникам о видении); И. запрещает дождь; И. встречает сарептскую вдову; чудесное умножение муки и масла в доме сарептской вдовы; воскрешение сына сарептской вдовы; Авдий, посланник царя Ахава, встречает И.; И. обличает Ахава; жертвоприношение И. на горе Кармил; заклание жрецов Ваала; Елисей следует за И.; переход Иордана посуху; огненное восхождение И. К особенностям программы следует отнести отсутствие сцены рождества И. В клеймах отражены темы, к-рые станут основой для иконографии И. позднего средневековья: избранности от рождения, обличения язычников, пребывания у сарептской вдовы, встречи с Елисеем и передачи ему пророческого служения. Перечень сюжетов свидетельствует о раннем использовании апокрифических текстов об И. в иконографии. По мнению Смирновой, первые рус. житийные циклы могли восходить к исчезнувшим к-польским прототипам ( Смирнова. 2004. С. 245). В средниках рус. житийных икон вплоть до XVII в. изображалось либо «Кормление вороном» либо «Огненное восхождение», как на следующей по времени сохранившейся иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XIV - нач. XV в., НГХМ). Цикл начинается с сюжета «Рождество Илии и видение ангелов, пеленающих младенца огнем». Здесь впервые в русском искусстве появляется теофаническая сцена «Беседа прор. Илии с Богом на горе Хорив».

http://pravenc.ru/text/389301.html

Свидетельство из книги Деяний говорит, что Симон-волхв принес апостолам деньги, прося у них дать и ему власть, чтобы тот, на кого он возложит руку, получал Духа Святого. А Петр сказал ему, чтобы его деньги были вместе с ним в погибель, потому что он решил приобрести на них дар Божий, и велел ему покаяться в этом зле и т. д. Свидетельство из книги Царств говорит, что Иеровоам, раб Соломона (захвативший десять колен и воцарившийся в Самарии), поставлял священников на высотах и всякий желающий наполняя его руку (т. е., вероятно, давал ему деньги) и становился священником высот и т. д. 411 Свидетельство из 4-й книги Царств говорит, что после того, как Нееман по слову Елисея очистился в Иордане, он возвратился к пророку со всем своим ополчением и хотел дать ему подарки, понуждая его принять их, но Елисей не принял. Тогда раб Елисея Гиезий, видя, что Елисей ничего не взял, тайно побежал вслед за Нееманом и попросил даров. Нееман дал ему два таланта серебра в два мешка и две смены одежды. Когда Гиезий вернулся, Елисей обличил его в том, что он взял деньги для покупки садов, оливковых деревьев, виноградников, овец и быков, рабов и рабынь, и сказал, что проказа Неемана пристанет к нему и ко всему его потомству. И тотчас Гиезий стал от проказы белым как снег 412 . Свидетельство, которое святой приводит из толкования Василия Великого на 8-ю гл. книги прор. Исаии, говорит следующее. Закон, который Бог дал в помощь людям, не как слова чародеев, чтобы давать деньги за его покупку (подобно тому, как покупают слова люди, введенные в заблуждение чародеями, из-за чего эти люди поистине достойны осмеяния: мало того, что их обманывают, так они еще и платят за эту ложь), ведь благодать Божия не продается. Господь сказал: Даром получили, даром давайте. Видишь, как разгневался Петр на Симона и сказал ему: «Серебро твое с тобой да будет в погибель, потому что ты решил, будто дар Божий приобретается за деньги»? Итак, слова Евангелия не такие, как слова чародеев, ведь какую достойную плату может дать человек за них? Послушай, как недоумевает Давид, нет у него ничего, чем бы он мог воздать Богу за Его благодеяния, ведь никакой дар не достоин благодати Божией. Только один дар достоин – если кто сохранит дарованный ему дар, потому что Тот, Кто дал тебе сокровище, требует от тебя не вознаграждения, но сохранения данного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Так и по смерти Бог прославил Своего угодника 3912 . За все сие Богу нашему слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь 3913 . Тропарь, глас 4: Во плоти ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать, недуги отгоняти, и прокаженныя очищати: темже и почитающым его точит исцеления. Кондак, глас 2: Пророк Божий явился еси, сугубую благодать прием, воистинну достойную тебе, Елисее блаженне: Илии бо был еси совсельник, с ним же Христу Богу молися непрестанно о всех нас. 3890 Хорив – гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которого составляет гора Синай. 3892 Цари других народов на войне употребляли коней и колесницы. Поэтому Елисей назвал великого Илию колесницею Израилевой и конником, так как его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам (блаж Феодор, вопр 8). 3895 «Возливал воду на руки Илии», т.е. был постоянным служителем пророка Илии, и посему является пророком, заслуживающим полного доверия, как сказал о Елисее царь иудейский Иосафат ( 4Цар.3:12 ), видимо уже слышавший о нем. 3896 В том, что пророк Елисей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на царя Иорама ( 4Цар.3:13–14 ), прибегает к действию струнной музыки, после чего «была Рука Господня на нем» (ср. 3Цар.18:16 ; Иер.1:9 ), усматривается, во-первых, известный в древности обычай – прибегать к музыке (ср. 1Цар.16:16 ) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения и возбуждения; во-вторых, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах( 1Цар.10:5 ), с которыми прор. Елисей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, «священники по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты – гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из этих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать» (вопр. 12 на 4Цар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010