На двух других памятниках, именно, на саркофаге цеметерия Люцины 622 и на живописной картине цеметерия св. Каллиста 623 , и Елисей, как Илия, изображен юношей. Сверх этого, последний из этих памятников представляет еще особенность, не лишенную значения: именно, прор. Илия возносится не на колеснице, а стоит на воздухе, или на облаках 624 . Так как изображение Илии сопоставлено здесь с воскрешением Лазаря Иисусом Христом, то мысль о бессмертии, выраженная лишь слабо в первом представлении, теперь усиливается и представляется с большей наглядностью и очевидностью, посредством новозаветного события, в котором ветхозаветный образ находит свое исполнение, и которое, в свою очередь, является лишь образом и уверением общего воскресения, когда все, по пророческому слову апостола, восхищени будем на облацех и в сретение Господне на воздусех, чтобы всегда пребывать вечно и неразлучно с Господом. На саркофаге св. Амвросия представление несколько расширено, применительно к библейскому рассказу; на заднем плаве изображены две фигуры, которые издали смотрят на это чудо и представляют, по вероятному объяснению Мартиньи, пятьдесят сынов пророческих, стоявших у берегов Иордана 625 . Это еще нагляднее представлено на фрагменте неизданного барельефа латеранского музея, где двое детей выражают удивление при виде огненной колесницы, на которой возносится Илия. Снимок с этого фрагмента сделан у Мартиньи 626 . Как известно, колесница, на которой взят был Илия, некоторыми отцами понималась не буквально. Так, Максим Туринский думал, что Илия взят был ангелами. Подобное мнение, быть может, руководило художником при представлении данного события на одной камее, изданной у Перрэ, на которой ангел управляет конями, а пророк сидит в колеснице 627 . Наконец, согласно библейскому событию, на всех вышеуказанных памятниках возносящийся на небо Илия передает милоть свою ученику своему Елисею. По идеям древности передача милоти была символом перехода учения и пророческого духа от Илии к Елисею. Поэтому событие это трактовалось с этой стороны некоторыми отцами, как образ вознесения Иисуса Христа, передававшего полномочие Своим апостолам и последователям.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Но благодать не оскудевала и в Ветхом Завете, ибо и он также знает великих праведников, святых пророков, которые говорили, действовали и писали Духом Святым. Разумеется, действие Св. Духа в мире было иное, чем после Пятидесятницы. Оно было приуготовительным, предварительным подобно тому, как и действие Слова в мире до Его воплощения. И тем не менее и ветхозаветное человечество не вовсе лишено было благодати Св. Духа, и, в частности, не лишена была ее и Ветхозаветная Церковь с ее богоустановленным священством и богослужением. Все оно имело лишь горообразовательный характер, говорило о будущем, но прообразы суть не аллегории, а символы, религиозные значимости и реальности. Те подвиги ветхозаветной веры, о которых говорится в Послании к Евреям (гл. 11), свидетельствуют о наличии благодати, ибо такая вера есть благодатный дар. Сонм праотцев и отцов Спасителя, пророков и праведников, явно свидетельствует об этом изобилии предваряющей благодати: исполнение этих обетований относилось к Новому Завету, к Воскресению и Пятидесятнице, но предначиналось оно в Церкви Ветхозаветной. Иначе — ужели Енох и Ной, Моисей и Давид, Илия и Елисей, Исаия и Иеремия и пр. пророки не имели Духа Св.? И ведь об Иоанне Предтече, о котором сказано, что он есть величайший из рожденных женою и, однако, меньше наименьшего в Царстве Божием, возвещено ангелом: «и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 15.). Это же свидетельствует о себе и св. прор. Иеремия (1,3). Так почему же можно вообще отрицать действие освящающей благодати Божией и в не искупленном еще и не возрожденном человечестве, как залог будущих благ? Подобно этому, блага нынешнего века суть также залог или прообраз благ будущего века, о которых и на сердце человека не входило, что Бог уготовал любящим Его. Это нас снова возвращает к вопросу о благодати и облагодатствовании. Каково взаимное отношение между благодатью и свободою, божеским и человеческим? По православному пониманию, благодать не насилует и не навязывается, но взыскуется человеком и подается взыскующему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Но тем сугубейшее наказание они примут от Господа. ( Ин.15:22; 9:41 ). Врачевахом Вавилона и не исцеле оставим ею и отъидем кииждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд ( Иер.51:9 ). После многократного вразумления нечестивцев Господь нераскаянных предает сугубому наказанию». Кроме того, были прочитаны соответствующие места из старопечатных книг для разъяснения предмета первой части беседы (из толкового Евангелия, толкований Андрея Кесарийского на Апокалипсис, Большой Катехизис). Во второй части о. Арсений говорил о том, что клевета и злохуление на святых угодников Божиих составляют весьма тяжкий грех и строго наказывается Богом. «Если в 9 заповеди Господь запрещает нам лжесвидетельствовать на друга своего ложна ( Исх.20:14 ), – говорил о. Арсений, – то тем более Бог воспрещает бесчестить Его угодников и лжесвидетельствовать на них. За клевету на собрата, за оскорбление родителей Господь угрожает большим наказанием; хулители же святых угодников Божиих подвергнутся еще более лютому наказанию. В ветхом завете за бесчестие духовной и гражданской власти Бог повелел виновников без милосердия побивать камнями» ( Втор.17:12–13 ). Затем о. Арсений привел пример из св. истории ветхого завета для подтверждения того, что Господь строго наказывает за неповиновение поставленной Им власти. Корей, Дафан и Авирон, восставшие против Моисея и Аарона, Богом поставленных пастырей иудейского народа и возмущавшие народ навлекли на себя столь сильный гнев Божий, что живыми были поглощены землею ( Числ.16:30–34, 27:3 , Втор.11:6 , Пс.105:17 ). «Тот, кто подобно Корею и его единомышленникам восстает против установленной Богом власти, подлежит строгому суду Божию и лютому наказанию». По отношению к угодникам Божиим даже непочтительность строго наказывается. В подтверждение был приведен пример из истории пророка Илии ( 4Цар.1:9. 11:13–15 ) и пророка Елисея. О последнем в священных книгах рассказывается следующее: «взыде (прор. Елисей) в Вефиль, и восходящу ему путем, и дети малы изыдоша из града, и ругахуся ему, и реша ему: гряди плешиве, гряди.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ieromo...

Поэтому и пророк Даниил молил Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобой, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан. 3:35 ). Сектанты говорят, что святые, не будучи всеведущими, не могут слышать всех молитв, обращаемых к ним, а не будучи всемогущими, не в состоянии исполнить их. – Правда, всеведение и всемогущество – свойства Божие; но знать происходящее на земле еще не значит обладать всеведением: ангелы знают происходящее на земле, хотя всеведением не обладают; подобно этому и св. угодникам, чтобы знать наши нужды, не нужно обладать всеведением. Равным образом не нужно им быть и всемогущими, чтобы исполнять наши просьбы и помогать в наших нуждах, так как действуют они не человеческой силой, а Божией, для которой все возможно ( Мк. 10:27 ). Не обладая ни всеведением, ни всемогуществом, праведники, по свидетельству Св. Писания, еще живя на земле, обнаруживали, однако, особенный дар прозрения и духовного ведения и имели силу творить чудеса. Так, прор. Елисей открывал царю израильскому не только тайные намерения двора ассирийского, но и пересказывал слова, которые ассирийский царь говорил «в спальной комнате своей» ( 4Цар. 6:12 ), а ап. Петр прозрел в сердце Анании ( Деян. 5:3–4 ), исцелил хромого от рождения (–3:2–8) и воскресил мертвую (–9:40). Если же святые имеют такое высокое ведение и такую великую силу во время своей земной жизни, когда, «живя в теле, устранены от Господа и верой ходят, а не видением ( 2Кор. 5:6–7 ), то тем более, совлекшись бренного тела и водворившись у Господа (8 ст.), созерцая Его лицом к лицу, они имеют этот высший дар и могут «при беспредельном свете Божием» видеть и знать, что делается на земле, и проявлять неземную чудесную силу, так как в это время способности их, как и каждого человека вообще, разовьются и усовершенствуются ( 1Кор. 13:9–12 ). Далее, Святые на небе находятся в ближайшем общении с ангелами, посылаемыми на землю «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). А так как ангелы приносят на небо молитвы святых ( Тов. 12:12 , Откр. 5:8; 8:3– 4 ), знают внутреннее состояние и обращение грешников к Богу и радуются великой радостью о всяком обращающемся грешнике ( Лк. 15:10 ), то естественно, что все это могут знать от них и святые. Наконец, нельзя допустить, чтобы святые, предстоя вместе с ангелами престолу всеведущего Бога ( Евр. 12:22–23 ) и будучи, по словам Спасителя, равны ангелам ( Лк. 20:36 ), могут не знать наших нужд, тем 6олее, что Господь открывает им даже тайные Свои советы и намерения ( Откр. 6:11 ). И Св. Писание действительно свидетельствует, что Авраам, напр., слышал вопль богача, страждущего во аде, и знал о Моисее и пророках, живших долго спустя после его смерти ( Лк. 16:24–26,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

прор. Илией (3 Цар 19) ( Otto. 2003). Лит.: Noth M. Überlieferungsgeschichtliche Studien. Tüb., 19673; Evans C. A. Luke " s Use of the Elijah/Elisha: Narratives and the Ethic of Election//JBL. 1987. Vol. 106. N 1. P. 75-83; Feldman L. H. Prophets and Prophecy in Josephus//JThSt. 1990. Vol. 41. N 2. P. 386-422; idem. Josephus " Portrait of Elisha//NT. 1994. Vol. 36. N 1. P. 1-28; Otto S. The Composition of Elija-Elisha Stories and the Deuteronomistic History//JSOT. 2003. Vol. 27. N 4. P. 487-508. Е. В. Барский Гимнография Память Е. отмечается уже в иерусалимском Лекционарии VI-VII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 15-16); Е. назначаются следующие чтения: 4 Цар 2. 1-14; 13. 14-21; Апостол - Евр 11. 32-40; аллилуиарий из Пс 114; Евангелие - Лк 4. 25-30. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-314), последование Е. включает прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол - Иак 5. 7-20, аллилуиарий из Пс 69 со стихом, Евангелие - Лк 4. 22b-30, причастен из Пс 32. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует, но отмечается в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 167, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 67); последование Е. состоит из канона, 6 стихир и 2 седальнов. Последование Е., согласно указаниям Евергетидского Типикона 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461), состоит из канона авторства Иоанна Монаха плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, цикла стихир и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. S. 158-159) 14 июня приводится порядок соединения последований Е., свт. Мефодия К-польского и Октоиха; на утрене поется «Бог Господь», указаны посвященные Е. отпустительный тропарь 4-го гласа Ο νσαρκος γγελος (      ), канон, цикл стихир-подобнов, 2 самогласна, седален; на литургии: прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол - Иак 5. 10[-20], аллилуиарий из Пс 98, Евангелие - Лк 4.

http://pravenc.ru/text/189853.html

Св. Илия был пророком израильским и жил за 9 столетий до Р. X. Назначение пророков было обличать нечестие и идолопоклонство, которые нередко являлись в избранном от Бога, для сохранения истинной веры на земле, еврейском народе, а благочестивых людей утешать и укреплять, и предсказывать будущее, преимущественно об ожидаемом тогда Спасителе. Для того, чтобы народ верил наставлениям и предсказаниям пророков, Бог давал им дар чудотворения. Во время жизни своей св. пророк Илия много сотворил чудес. Так однажды, в наказание за нечестие и идолопоклонство израильского народа, по молитве его, заключилось небо, так что три года с половиною не было ни дождя, ни росы на земле, и последовал голод. Илия жил во время голода в сокровенном месте, чтобы не быть убитым от царицы, и ворон носил пищу. Отправившись из этого места, по повелению Божию, в г. Саренту к бедной вдовице, он сотворил, что последний малый запас муки и масла ее около двух лет служил неистощимою пищею для него, вдовы и ее семейства. Воскресил умершего сына вдовы молитвою и троекратным дуновением на него. В конце времени голода и засухи, чтобы доказать, что истинный Бог есть Бог, которому он служил, а не идолы, которым кланялись царь и народ, на горе Кармил, при многочисленном стечении народа краткою молитвою свел с неба огонь на приготовленную им жертву, тогда как идольские жрецы целый день взывая к идолам не могли свести на свою. «Воистинну Господь Бог, тот есть Бог!» воскликнул народ, видя такое чудо Илии; по его повелению, схватил жрецов, и они все были убиты. Но и после этого чуда, в царстве израильском идолопоклонство не прекращалось. Тогда Илия скорбел о своем бессилии истребить оное и просил себе смерти. Господь Сам явился Илии, чтобы утешить его. Явился на горе Хорив в Аравии, куда он скрылся от царицы, грозившей убить его за избиение жрецов, после грозных явлений бури, землетрясения и пламени, в тихом веянии прохладного ветерка и тем показал, что ему пламенеющему ревностию по Богу, должно иметь человеколюбие и снисхождение и сказал, что еще не все израильтяне отступили от Бога. Дважды низводил Илия с неба огонь на воинов, которых царь-идолопоклонник посылал для взятия его. Однажды разделил реку Иордан ударом верхней своей одежды и прошел по сухому дну ее. Наконец, на огненной колеснице Илия вознесен, подобно Еноху, живой на небо, без болезни и смерти телесной. В день Преображения Господня Илия явился с Моисеем на горе Фаворе и беседовал с Господом. Иные из пророков оставляли после себя писания, так называемые книги пророческие; Илия, подобно как и преемник его, Елисей, не оставили книг. По причине глубокого уважения и благоговения людей к прор. Илии, еще в первые времена христианства установлен был праздник сего святого пророка. В день сего пророка во многих местах нашего отечества совершаются крестные ходы и молебствия по полям, дабы не отяготели над нашею страною бездождие и голод, подобно как древле постигли царство израильское, по слову его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Сонм праотцев и отцов Спасителя, пророков и праведников, явно свидетельствует об этом изобилии предваряющей благодати: исполнение этих обетований относилось к Новому Завету, к Воскресению и Пятидесятнице, но предначиналось оно в Церкви Ветхозаветной. Иначе – ужели Енох и Ной, Моисей и Давид, Илия и Елисей, Исаия и Иеремия и пр. пророки не имели Духа Св.? И ведь об Иоанне Предтече, о котором сказано, что он есть величайший из рожденных женою и, однако, меньше наименьшего в Царстве Божием, возвещено ангелом: «и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1, 15 .). Это же свидетельствует о себе и св. прор. Иеремия (1,3). Так почему же можно вообще отрицать действие освящающей благодати Божией и в не искупленном еще и не возрожденном человечестве, как залог будущих благ? Подобно этому, блага нынешнего века суть также залог или прообраз благ будущего века, о которых и на сердце человека не входило, что Бог уготовал любящим Его. Это нас снова возвращает к вопросу о благодати и облагодатствовании. Каково взаимное отношение между благодатью и свободою, божеским и человеческим? По православному пониманию, благодать не насилует и не навязывается, но взыскуется человеком и подается взыскующему. Бог в любви Своей к творению упразднил бездну, лежащую между Ним и созданием, и сотворил человека для обожения. И в первозданном своем состоянии, до греха, человек имел эту силу обожения, как прямое последствие благоустроенности своего духа, силы целомудрия. Адам был, так сказать, естественно облагодатствован, воспринимая неповрежденным духом струящуюся в него благодать жизни в Боге и с Богом. Он не был отделен от Бога, а потому не было даже места противоположению природного и благодатного в их нераздельности, в силе обожения человека, начавшегося с его творением. Реальное его богоподобие делает понятной и естественной его облагодатствованность, как исполнение творческого замысла о нем. И при этом облагодатствованность эта не есть нечто, от вне приходящее, чего могло бы и не быть, но внутренно, имманентно обоснованная творческим актом в человеке, как тварной Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Троих из мертвых воздвиг Христос прежде Креста Своего: сына Наинской вдовы, дочь начальника синагоги и четверодневного Лазаря. Будучи же на Кресте, Он воскресил многих: «многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во св. Град и явились многим» ( Матф. 27:52–53 ). Ради нас совершил Господь эти дивные дела, совершил, чтобы привести нас к вере, ибо верой и принятием Его слова мы вводимся в жизнь вечную. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Аминь. Неделя 20-я по Пятидесятнице В своем обращении к евреям (Евр., гл. 11), возвещая о божественности и общеполезности веры, о силе и ее плодах, ап. Павел говорит о будущем всемирном воскресении и напоминает о том, что «верою жены получили умерших своих воскресшими». Слушая Евангелие о воскрешении Иисусом Христом сына Наинской вдовы, невольно переносишься к этим женам Ветхого Завета, из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук пророка Илии, вторая – Сонамитянка – своего сына из рук прор. Елисея. Остановим наше внимание на этих двух случаях, о которых повествует Ветхий Завет. Каждая из тех женщин, прежде, делами засвидетельствовала свою веру. Но пророки, имея своими как бы сотрудниками, веру и богоугодность этих женщин, не довольствовались этим. Так, пророк Илия, в своем молитвенном обращении со стенанием возопил к Богу: «Увы мне, Господи, свидетелю вдовы... Ты озлобил еси еже уморити сына ея», и воззвал: «Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрока сего в онь!» – и бысть тако. Елисей же не только помолился Господу, но и простерся над умершим и таким образом вернул к жизни сына Сонамитянки. А вот по сегодняшнему Евангелию, Иисус Христос сжалился над вдовой, умершего сына которой выносили из города, и без малейшей задержки, ничего не предпринимая, одним Своим повелением возвращает плачущей матери живым из мертвых ее сына. Этим Христос единственный показал, что Он – Господин жизни и смерти. Не призывала Его к себе бедная вдова, по Своей воле идет Он для совершения великого чуда, и этим свидетельствует, что Он не только обладает животворительной мощью, но и добротой и милосердием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Моисею Господь повелевает сделать состав для мира и, освятив его, помазать им Аарона в первосвященники и сынов его в священники, что было видимым посредством и знаком освящения их от Духа Божия ( Исх.28:1; 29:7–8 ); прор. Самуил возливает елей на главу Саула, и «как скоро Саул, говорится в Св. Писании, обратился, чтобы идти от Самуила; Бог дал ему иное сердце..., и сошел на него Дух Божий» ( 1Цар. 10:9–10 ); тот же пророк помазует елеем Давида, «и почивал Дух Господень, говорится в Св. на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:13 ); прор. Моисей, величайший из Боговдохновеннейших мужей Ветхого Завета, принимает свой пастушеский жезл от Бога в качестве знака дарованной ему чрезвычайной Божественной силы: жезл сей, говорит Господь Моисею, который был обращен в змея, возьми в руку твою; им ты будешь творить знамения» ( Исх.4:17 ), – и повествуется далее о Моисее: «отправился Моисей в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою» ( Исх.4;20 ). Впоследствии простертие сего жезла к небу, на землю и на воды рукою Моисея и Аарона было видимым знаком наступления казней, поражавших Египет ( Исх.7:19, 20 ; Исх.8 5, 6, 16–17; Исх.9: 23; 10:13 ), знаком других великих знамений и чудес ( Исх.14:16–21 ); прор. Исаия очищается и получает дар пророчества чрез прикосновение к устам горящего угля, взятого с жертвенника Серафимом, а прор. Иезекииль, по повелению Божию, снедает книжный свиток, и с сим символическим действием получает от Бога дар пророчества ( Ис.6:6–7 ; Иез. 2:9–10; 3:1, 2, 3 ); горькие и негодные к питию воды Мерры услаждает чудесным образом, делая их годными к употреблению, некоторое дерево, положенное Моисеем в источники по указанию Божию ( Исх.15:25 ); милотью или верхнею одеждою своею прор. Илия разсекает воды Иордана, и вода сей реки разделяется туду и сюду, делая свободным переход по дну оной ( 4Цар.2:8 ); с тою же одеждою великого прор. Божия Елисей получает дар пророчества и чудодейственную силу от Бога ( 4Цар.2:14 ); соль, брошенная прор. Елисеем в источник с нездоровою водою, делает «сию воду здоровою» ( 4Цар.2:21 ); всыпанная мука тем же пророком в отравленную пищу делает сию пищу безвредною ( 4Цар.4:41 ); повешенный Моисеем по слову Божию на шест медный змей в пустыне, как прообраз имеющего быть вознесенным на крест Спасителя мира ( Ин.3:14–15 ), становился для взиравших на оный с верою в силу Божию источником исцелений от смертоносного укушения змеев ( Чис.21:8 ); при открывшемся в стане израильском море в наказание от Господа за ропот народа, Аарон, по повелению Моисея, взявши кадильницу и вложивши в нее «огнь от алтаря...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

ες τν προφτην Ελισαον, κα ες τν Σουναμτιν - Слово... о пророке Елисее и о сонамитянке). Кратко пересказывая библейское описание способа исцеления (Е. «лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням» - 4 Цар 4. 34), архиеп. Василий задает вопрос: «...образом чего был Елисей... и чего - умерший сын сонамитянки?» ( Basil. Seleuc. Or. 10//PG. 85. Col. 140) - и сразу же отвечает, что Е. является образом Христа, а умерший ребенок символизирует собой язычников, мертвых по своим грехам и потому имеющих нужду в «могучем враче» (ατρο δυνατο) (Ibidem). Способ исцеления («Всего себя... приложил ко всему телу [ребенка]») он понимает в христологическом контексте - точно таким же образом Христос воспринял человеческое тело: «Когда Божество вошло в тело, оно освятило все члены» (Ibid. Col. 140-141). Архиеп. Василий продолжает сопоставление Христа и Е., чудеса которого «были тенью пришествия к нам Христа» (Ibid. Col. 141). Значительная часть слова посвящена похожему евангельскому чуду - воскрешению Христом сына наинской вдовы: «...мы видим, как предвечный Сын единого Отца, Единородный, родившийся... бессеменно в последние времена, умершего единородного сына воскрешает Своим милосердием» (Ibid. Col. 141). В современной западной библеистике рассказы о прор. Илии и Е. нередко изучаются в контексте истории создания 3-й и 4-й Книг Царств. Традиц. т. зр., к-рой придерживаются мн. ученые, заключается в том, что повествования о прор. Илии и Е. были включены редактором в исторические разделы 3-й и 4-й Книг Царств ( Noth. 1967. S. 79-85). Некоторые исследователи в связи с этим высказывают предположения, что не все имеющиеся в каноническом тексте Библии рассказы о Е. были составлены одновременно. Самой ранней в соответствии с этой т. зр. могла быть традиция, связывающая Е. с восстанием Ииуя (3 Цар 19. 17; 4 Цар 9-10); затем были добавлены сведения о помощи Е., оказанной им израильским царям в войнах с сирийцами; позже всего появился отрывок о помазании Е.

http://pravenc.ru/text/189853.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010