Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕША [Меса; евр.  ,   греч. Μωσ], царь моавитский (4 Цар 3. 4-27; ср. также: 4 Цар 1. 1). М. царствовал в Моаве в сер.- 3-й четв. IX в. до Р. Х. Помимо библейского текста информация о М. содержится в тексте т. н. стелы (др. название: камень, обелиск, надпись) Меши и, вероятно, в моавитской надписи из Эль-Карака, от которой сохранился фрагмент. Представленное в стеле имя Меша как   в 4 Цар 3. 4 огласовано как   его точная этимология неясна ( Mattingly. Mesha. 1992). Возможно, оно восходит к глаголу   в каузативной породе хифиль («спасать», «избавлять») и может означать «спаситель»/«избавитель», что подразумевает его огласовку как  . Можно рассматривать это слово как существительное   (    ) - «спасение». На стеле М. сохранилась 1-я часть теофорного имени отца М.: Кемош (имя главного моавитского божества), 2-я часть этого имени, по-видимому, обнаруживается в надписи из Эль-Карака: «[Я - Меша, сын Ке]мош-йат(ти) (  ), царь Моава, д[ивонитянин]…» ( Freedman. 1964; Parker, Arico. 2015; ср.: Reed, Winnett. 1963). Согласно надписи на стеле, отец М. правил Моавом 30 лет. Резиденция царя М. располагалась в моавитском г. Дивон (ныне Дибан, Иордания) к северу от р. Арнон (ныне Эль-Мауджиб), на Моавитском плоскогорье, через к-рое пролегали важнейшие переднеазиат. торговые и военные пути - т. н. Царская дорога (ср., однако: Steen, Smelik. 2007); в этом же городе, вероятно, родился и М. Согласно 4 Цар 3. 4, М. «был богат скотом (     букв.- «разводил скот».- И. Т.) и присылал царю Израиля по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов». Но после смерти израильского царя Ахава «Моав восстал против Израиля» (4 Цар 1. 1; 3. 5, 7). Второй сын Ахава Иорам (ок. 852-841 гг. до Р. Х.) при поддержке иудейского царя Иосафата (ок. 872-848 гг. до Р. Х.) и царя Эдома вторгся в Моав с юга, через Эдом, и с тяжелыми боями дошел до южной резиденции моавитских царей Кир-Харешета (Кир-Моав, вариант: Кир-Харесет; ср.: Steen, Smelik. 2007; вероятно, совр. Эль-Карак), в 28 км южнее р. Арнон, в 13 км восточнее Мёртвого м., на «Царской дороге» (см.: 4 Цар 3. 9-25). Судя по библейскому повествованию, в подготовке этой кампании участвовал прор. Елисей. Попытка М. прорвать осаду Кир-Харешета не удалась (4 Цар 3. 26). И тогда при явной угрозе военного поражения М. решился на крайний в таких случаях шаг (см., напр.: Шифман. 1999. С. 248-250, 252-255): «...взял он сына своего, первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах (в МТ: «и разгорелась ярость (у моавитян) против израильтян.- И. Т.), и они отступили от него и возвратились в свою землю» (4 Цар 3. 27). Т. о., в этом стихе лаконично сообщается о неудаче, постигшей израильско-иудейско-эдомитскую коалицию в войне с М.

http://pravenc.ru/text/Меши.html

Четырнадцатый день. Св. прор. Елисей. (Основания, по каким должно почитать старших возрастом). I. Однажды пророк Елисей, день памяти коего празднуется ныне, входил в город Вефиль, жители которого утопали в нечестии. Нечестие их дошло до того, что отцы не учили детей своих благочестию. Почтенного старца встретила толпа детей и начала смеяться над внешними его недостатками, и над тем, что он не имел волос на голове. Дети кричали вслед его: «ступай, плешивый!» С грустью посмотрел на них пророк Елисей и увидел, что в сердце их нет ничего добраго; он осудил их поступок, и Бог подтвердил суд своего пророка. Две медведицы вышли из леса и растерзали детей. Их погибло 42 человека. II. Гнев Божий, погубивший по слову пророка Елисея детей, оскорбивших свят. старца, – пророка, дает нам, братие, сегодня повод побеседовать с вами об основаниях, по коим должно оказывать почтение и уважение старцам и вообще людям, старшим нас возрастом. Эти основания, по коим должно уважать старцев, следующия. а) Глубокая старость весьма часто бывает наградой за благочестие и послушание воле Божией ( Быт. 15, 15 . Исаии 65, 20. Зах. 8, 4 ). Уже за одно то, что над старцами почило благословение Божие, выразившееся в их долголетней жизни, они заслуживают нашего глубокого почтения. Грубость, непочтительность и безжалостность к старцам в священном писании поставляется между такими обнаружениями нравственного невежества, какие свойственны только варварским народам и наглым и безбожным ругателям ( Втор. 28, 50 . Исаии 47, 6. Плач. Иерем. 5, 12. Прем. Сол. 2, 10). б) Старцы заслуживают нашего глубокого уважения и потому, что им Бог дал долгую жизнь для выполнения каких-либо важных целей при служении Богу, церкви или отечеству. Так пророк Илия уже просил было себе смерти, но Бог указал ему новое служение для блага народа израильского (3 царь. 19, 4). Исполнителей же добрых дел, направленных к славе Божией, должно сугубо почитать. в) Долголетняя жизнь богобоязненных людей заслуживает уважения и потому, что она в высшей степени полезна для их детей и вообще для потомства ( Прем. 2, 10 ): их живые примеры строгого благочестия имеют широкий простор, передаются отдаленнейшему потомству (внукам и правнукам). Праведный Иов, после того как стал еще большим праведником, вытерпев страшные испытания в жизни, прожил долго и как же " долго? Двойное число прежних лет, так что видел и детей четвертого рода – правнуков ( Иов. 42, 16 ), всего праведный Иов прожил 210 лет, а по 70 толковникам и более. И даже чем менее в последующем поколении или только в известной местности ревнителей о духовном и божественном, тем больше небесный Промыслитель поддерживает на земле такие столпы веры и благочестия, которые по одному уже этому заслуживают глубокого почтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Память святого пророка Елисея 624 Прор. Елисей, чье имя означает «Бог есть спасение», был сыном богатого земледельца из Авел-Мехолы в долине р. Иордан. Однажды, когда он пахал двенадцатью парами быков, подошел прор. Илия ил.] и бросил ему свою милоть 625 . Это означало, что пророк принимает Елисея в ученики и обещает передать ему пророческий дар. Елисей заколол пару волов и, используя их упряжь, совершил всесожжение Господу. Отказавшись от всего имущества и не попрощавшись с родными, он пошел за Илией и стал его преданным учеником. Святой пророк Елисей. Мирожский монастырь в Пскове. XII в. Когда Илия завершил служение, Елисей получил разрешение пророка следовать за ним до самого места его вознесения на Небо. Елисей попросил даровать ему двойную силу пророчеств. Когда показалась огненная колесница, Илия в вихре поднялся в ней на небо, сбросив на землю свою милоть. Елисей поднял ее и подошел к берегу Иордана. Он ударил милотью по воде, призывая Бога Илии,– и воды разошлись в разные стороны, позволив ему посуху перейти реку. Тогда все пророки, видевшие это, поклонились ему до земли, говоря: «Дух Илии почил на Елисее!» . В течение приблизительно пятидесяти лет (850–800 до Р.Х.) Елисей совершал пророческое служение в Самарийской стране в правление сменявших друг друга царей Иорама, Ииуя, Иохаза и Иоаса. Он неустанно наставлял израильтян: царей, власть имущих и простой народ – оставить чужих богов, Ваала и Астарту, и вернуться к поклонению истинному Богу. Некоторые пророки наставляли словами и видениями, другие – страданиями и потрясениями. Елисей, как и его учитель, свидетельствовал об истинности своего предсказания с помощью чудес. Почивавший на нем Дух Божий был силой, которая ниспровергала законы природы, чтобы свидетельствовать о благодати, дарованной верующим в истинного Бога, и чтобы в образах возвестить о Спасителе. Пророк с помощью соли обезвредил плохую воду в источнике недалеко от Иерихона, умножил запас масла одной бедной вдовы, позволив ей тем самым расплатиться с долгами, превратил горькую похлебку во вкусный суп, чтобы накормить сынов пророческих. Умножив двадцать ячменных хлебов, он накормил более ста человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАХАЗ [Иохаз; евр.  ,   греч. Ιωχαζ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства. Иоахаз (ок. 814-800 гг. до Р. Х.), 11-й израильский царь, сын и преемник царя Ииуя (4 Цар 10. 35; 13. 1-9). Исследователи предлагают 2 др. датировки его правления: 815-802 гг. до Р. Х. ( Hobbs. 1992. P. 659) или 814-798 гг. до Р. Х. ( Тантлевский. С. 223). В 4 Цар 13. 1 правление И. соотносится с царствованием иудейского царя Иоаса (ок. 835-796 гг. до Р. Х.) и составляет 17 лет (вероятно, И. был соправителем своего отца в течение 3 лет). В начале правления И. страна была ослаблена из-за регулярных военных столкновений с арам. царством Дамаска, к-рое, испытывая давление на востоке со стороны ассирийцев, расширяло экспансию на запад, в т. ч. и в Израиль. В результате сражений Израиль потерял большую часть своей территории и численность его армии уменьшилась; она составила «пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших» (4 Цар 13. 7). Пророчество из Книги прор. Амоса (Ам 1. 3) о жестокости арамеев, по мнению мн. комментаторов, вероятно, отражает события этого периода ( Paul S. M., Cross F. M. Amos: A Comment. on the Book of Amos. Minneapolis, 1991. P. 48). Упадок Израиля в правление И. и его зависимость от арам. Дамаска также отражены в цикле пророческих историй, связанных с прор. Елисеем (4 Цар 5-7, особенно 4 Цар 6. 26-30 - Hobbs. 1985. P. 80). Избавление Израиля от гнета арамеев началось в 805 г. до Р. Х. благодаря военной кампании ассир. царя Ададнирари III. Его войска разграбили и опустошили Дамаск (ANET. P. 81-82). Сообщение о правлении И. в 4-й Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, к-рый «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама» (4 Цар 13. 2). Однако далее сказано, что, когда арамеи притесняли Израиль, И. помолился «лицу Господню» (4 Цар 13. 4). Т. о., И. оказался единственным израильским царем, о к-ром из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа (евр.  ). Господь услышал молитву И. и даровал израильтянам «избавителя» (  ) или «спасителя» - 4 Цар 13. 5) от арамеев. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени, напр. на Ададнирари III. Вероятно, автор 4 Цар 13. 5 предпочитал не именовать ассир. царя как «избавителя» Израиля по имени ( Haran M. The Rise and Decline of the Empire of Jeroboam ben Joash//VT. 1967. Vol. 17. P. 267-268). Согласно др. гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом прор. Моисея (Втор 26. 7-9) и дает основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени,- прор. Елисей ( Gray J. 1 and 2 Kings. Westminster, 1963. P. 595; Hobbs. 1985. P. 167).

http://pravenc.ru/text/578136.html

Пророк Аввакум Во дни Рождественского поста Православная Церковь собрала памяти святых пророков возвестивших пришествие Спасителя. 15 декабря - память святого пророка Аввакума. Пророк Аввакум Фрагмент статьи из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г. [евр.   , греч. Αμβακουμ, лат. Abacuc] (пам. 2 дек. в Соборе св. праотец и в 1-ю Неделю Великого поста; пам. зап. 15 янв), 8-й из 12 малых пророков, автор названной его именем книги. О значении евр. имени пророка Хаваккук ( ), к-рое дважды упоминается в книге (Авв 1. 1; 3. 1), у исследователей нет единого мнения. Иудейская традиция (Зогар 1. 7; 2. 44-45), блж. Иероним Стридонский и нек-рые толкователи XIX-XX вв. (свящ. А. Глаголев , архиеп. Варфоломей (Ремов) ) имя А. возводят к евр. глаголу  (обнимать). Однако ряд ученых (М. Нот, У. Олбрайт и др.) выводит имя пророка из аккад. слова hambakuku(m) - садовое растение (ср. в Септуагинте - Αμβακουμ). Достоверных сведений о жизни А. не сохранилось. В неканонической части Дан 14. 33-39 имеется рассказ об А., к-рый принес еду прор. Даниилу , брошенному в ров со львами. По греч. надписанию легенды о Виле и драконе (Дан 14 (LXX)) А. был сыном некоего левита Иисуса. Согласно иудейской традиции, матерью А. была сонамитянка, к-рой прор. Елисей (кон. X - нач. IX в.) предсказал, что она через год будет обнимать сына (4 Цар 4. 16) (Зогар 1. 7; 2. 44-45). В жизнеописании пророков, возможно восходящем к более раннему евр. источнику и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому , Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому , сообщается, что А. был родом из колена Симеонова, сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в г. Кеиль (Eusebii Onomasticon 114. 15, но есть и указание на г. Габату - Onomasticon 70. 23). О захоронении А. в его родном городе (Бетхозере) сообщает Псевдо-Епифаний (De vita prophetarum. 16). На основании свидетельства самой книги местом проповеди А. считается Иудея, возможно Иерусалим (ср. Авв 2. 7). Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв 1. 6) и описанием состояния иудейского об-ва, в к-ром, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяет датировать служение пророка по-разному: временем правления царей Езекии (Юнгеров - между 714 и 700), Манассии (Глаголев, еп. Палладий), Иоакима и эпохи халдейского нашествия (ок. 650 до 590 - доминирующая в научной лит-ре датировка).

http://sedmitza.ru/text/891718.html

Елисей прор. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Елисей прор. - житие Эта страничка относится к разделу   Елисей прор. Пророк Елисей (память 14 июня по старому стилю) Святой пророк Елисей жил в IX веке до Р. X. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией и нес его более 65 лет при шести израильских царях. Пророк творил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана, сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника, чудесным образом в пустыне снабдил водою войска Израильского и Иудейского царей, выступивших против моавитян, избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде, воскресил ребенка самаритянки. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами. Скончался св. пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. «И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» (Сир. 48, 15). Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали мощи пророка, воскрес от прикосновения к ним. Пророк Елисей так же, как и его учитель св. пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была устной. Дела св. Елисея описаны в 4-й Книге Царств. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Елисей прор. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2306

Аввакум, прор. Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист Ветхий Завет Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Аввакум, прор. (от аккадского Хаваккук, ивр. ‎) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трёх кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в еврейском каноне. Время и место деятельности Аввакума с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что Аввакум есть сын Сунамитянки, которого воскресил Елисей (IV, Книга Царств 4), не имеет никакого основания, иначе Аввакум должен был быть старше 300 лет. Слог Аввакума возвышен и дышит силой. Молитва его в III главе как по форме, так и по содержанию — изящный псалом. Материал взят с http://ru.wikipedia.org/ Библиография Книга пророка Аввакума © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/authors/65

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иудаизм АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ГЕШЕЛЬ Авраам Иошуа бен Яков (кон. XVI в. - 1664), иудейский богослов, раввин, польск. талмудист XVII в. ГИКАТИЛЛА Иосиф бен Авраам (1248-1305, по др. сведениям, 1323-1325), иудейский богослов-каббалист, ученик каббалиста Авраама Абу-лафии ГОГ И МАГОГ в христ. и иудейской эсхатологической традиции имена варварских народов, к-рые завоюют Палестину или христ. ойкумену в последние времена ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме ЕЛИСЕЙ БЕН АВУЯ (род. не позже 70 г.), евр. мудрец эпохи таннаев 1-го поколения; впосл. отошел от иудаизма и считался в ортодоксальных кругах еретиком и отступником ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач ИЕШИВА религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината

http://pravenc.ru/rubrics/122586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение ЕЛИСЕЙ БЕН АВУЯ (род. не позже 70 г.), евр. мудрец эпохи таннаев 1-го поколения; впосл. отошел от иудаизма и считался в ортодоксальных кругах еретиком и отступником ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАХИРИТЫ последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883) ЗЕВС в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов ЗУРВАНИЗМ совокупность древнеиран. религиозно-философских концепций, в основе к-рых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана ИБН РУШД Абу аль-Валид Мухаммад (1126 - 1198), исламский философ, богослов и ученый, комментатор сочинений Аристотеля ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн [Авиценна] (980 - 1037), выдающийся исламский ученый-энциклопедист, философ, богослов, медик ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач ИДЖМА согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу; один из источников мусульм. права - фикха ИЕШИВА религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма ИЛЬИНЦЫ [Десное братство, еговисты-ильинцы, Сионская весть, субботники], секта, сочетающая элементы христианства и иудаизма

http://pravenc.ru/rubrics/122520_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии мира ДИГНАГА виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ДРУЗЫ замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов-исмаилитов ДУХКХА в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида ДХЬЯНА понятие инд. духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность сознания на объекте созерцания ДЭВА наименование одного из 2 противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев ЕЛИСЕЙ БЕН АВУЯ (род. не позже 70 г.), евр. мудрец эпохи таннаев 1-го поколения; впосл. отошел от иудаизма и считался в ортодоксальных кругах еретиком и отступником ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАХИРИТЫ последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883) ИБН РУШД Абу аль-Валид Мухаммад (1126 - 1198), исламский философ, богослов и ученый, комментатор сочинений Аристотеля ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн [Авиценна] (980 - 1037), выдающийся исламский ученый-энциклопедист, философ, богослов, медик ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач ИДЖМА согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу; один из источников мусульм. права - фикха ИЕШИВА религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма

http://pravenc.ru/rubrics/122556_5.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010