Возобновление союза с Римом и Спартой. 134–104 – Иоанн Гиркан Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной. VII. Эпоха Маккавеев 175 – Воцарение Антиоха IV Епифана. 167–164 – великое гонение. Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167). Сопротивление Маттафии и его сыновей. 166–160 – Иуда Макк. 164 – очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36) 162 – Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8) 160–143 – Ионафан. 152 – Ионафан становится родоначальником династии первосвященников – князей Асмонеев. 144 – возобновление союзов с Римом и Спартой. 143 – убийство Ионафана. Ему наследует брат Симон (143–134). 141 – Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой. 134 – Симон и его сыновья Иуда и Маттафия вероломно убиты Птоломеем, зятем Симона, во второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц. 134–104 – Иоанн Гиркан, первосвященник. 104–103 – Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем. 103–76 – Александр Ианний. 76–67 – его жена Александра. Первосвященник старший сын – Гиркан II. 67–63 – Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царем. VIII. Палестина под властью Рима 64 – Сирия становится римской провинцией. 63 – Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдается Юлием Цезарем идумеяну Антипатру. 40 – Ирод – сын идумеянина Антипатра, становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или. 6 г.) Синхронная таблица Северное царство – Израиль 931–722 гг. 931–910 Иеровоам 910–909 Нават 909–886 Вааса 886–885 Ила 885 (7 дней) Замврий 885–874 Амврий 874–853 Ахав прор. ИЛИЯ (3 Цар. 17–19; 4Цар. 1 ) 853–852 Охозия 852–841 Иорам прор. ЕЛИСЕЙ (4 Цар. 2–13). 841–814 Ииуй 814–793 Иоахаз 798–783 Иоас Южное царство – Иудея 931–587 гг. 931–913 Ровоам 913–911 Авия 911–870 Аса 870–848 Иосафат 848–841 Иорам 841 Охазия 841–835 Гофолия 835–796 Иоас 796–781 Амасия пр. ИОНА 793–753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Многократные и многообразные откровения Бога издревле – через пророков – в полноте были даны людям Его Единородным Сыном 151 . Поэтому могущество славы и любви Божией всего яснее обнаружилось в спасительной деятельности Господа Иисуса Христа 152 . И все свидетельствовали 153 исполнение в Нем великих ветхозаветных обетований. Последние, действительно, исполнились в Его служении 154 . Посланные от Иоанна Крестителя могли убедительно свидетельствовать о том, что не надо ждать иного, ибо Он – Господь – есть истинный Мессия: все видели и слышали, что Христос Спаситель давал слепым зрение 155 , глухим слух 156 , немым язык; словом, одним прикосновением всякую болезнь 157 , как и проказу 158 , чудесно исцелял 159 . Во всех анатомо-физиологических чудесах есть психологический элемент, заключающийся в поразительности явления; все они совершались божественной силой и имели, как мы видели, ту или иную высокую цель. От исцелений перейдем к чудесам высшей категории, которые предметом своим имеют как тело, так и дух человека; эти чудеса могут быть названы антропологическими 160 . Являясь совершенно недоступными для человеческой ограниченности, такие поразительные действия служат обнаружением сверхъестественного Источника их – всемогущей и благой воли Господа Бога. Так, прор.Илия воскрешает умершего сына сарептской вдовы 161 . Пророк Елисей воскрешает сына сонамитянки 162 . От прикосновения к костям прор.Елисея совершается воскрешение мертвеца 163 . У Христа Спасителя эти действия стоят рядом с другими чудесами: »прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают " 164 . Он также утешает беспомощную плачущую вдову наинскую – воскрешением ее сына 165 , Иаира – воскрешением его дочери 166 . Одним только словом Своим Он воскрешает четырехдневного мертвеца – уже разлагавшегося Лазаря для самого торжественного уверения в Своем божественном достоинстве 167 . Последнее свидетельствуют и те многие святые, которые 168 воскресли в момент крестной смерти Господа и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во св.град и явились многим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Причт помещается в собственных домах. Соседние приходы: Немятовский, Подбережский, Рождественский-Сясьский, Рогожский, Новоладожский и Веготский. Приход составляют следующие деревни: Изсад у церкви, Кузнецовщина и Юшково – в версте от церкви, Поляша – в 2 вер., Кускова, Пысковшина, Чернецко и Мондрово – в 3 вер., Березье, Белые кресты и Красково – в 4 вер., Глатково, Лопатицы – в 5 вер., Сватковшина, Будаевшина и Мелецы – в 2 верстах от церкви. Всех прихожан муж. пола 563, женск. 632. Кроме Волхова в приходе есть речка Златынька и ручей Лопатка. Чрез приход пролегает почтовая дорога в Архангельск и проселочная – в Тихвин. Прихожане занимаются судоходством, промыслами, рыбною ловлей и, немногие, хлебопашеством. При церкви есть школа, открытая в 1870 г. и помещавшаяся сперва в наемном доме, а с 1875 г. в церковно-приходском. В ней учится 31 мальчик и 7 девоч. Ученики участвуют в чтении и пении церковном. Сельские праздники суть следующие: в Изсаде празднуют препод. Варлааму Хутынскому 6-го ноября и в первую пятницу Петрова поста; в Березье – Казанской Божией Матери; в Белых крестах, Краскове, Чернецком и Мондрове – прор. Илии; в Сватковшине и Будаевшине – Преображению; в Лопатицах Александру Невскому, в Юшкове – Иуде, брату Господню; в Кузнецовщине – Успению Божией Матери. Кладбище одно, при церкви, обнесенное в 1877–78 г. каменною оградою, на что истрачено от попечительства 2,000 р. Часовни находятся в Березье и Глаткове – во имя Николая Чудотворца в Белых Крестах и Чернецком – во имя прор. Илии; в Будаевшине – во имя Преображения. Попечительство существует с 1872 г. и употребляет свои средства на отопление училищного дома и наем сторожа для училища. Церковь Рождества Богородицы в Сольце Село Сольца в 150 вер. от Петербурга и в 84 от Новой Ладоги, расположено на левом берегу Волхова, в 40 верстах от Соснинской пристани. Настоящий храм построен в 1717 г. усердием помещика Василия Никитина Чертова и прихожан; прежде его был здесь деревянный храм во имя Рождества Богородицы. Это подтверждается во 1-х, надписью на древнем Евангелии: «в лето 7078 (1570), при державе благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея России, в 35 лето царства его, положил сие святое Евангелие Рождеству Богородицы, в Вотской пятине, раб божий Иван Васильев, сын Корсаков при священнике, да при диаконе Матвее»; – во 2-х, писцовыми книгами (1499–1500), где, при описании Солецкого погоста, о церкви сказано: «на погосте церковь Рождество Пречистые, да на погосте ж поп Елисей, да диакон церковный Гридя, да сторож церковный Ивашко " … «Книга Вотской пятины, письма Дмитрия Васильевича Китаева и Николы Губы Семенова, сына Моклокова».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так, когда Корнилий поклонился ап. Петру «падши к ногам его», то последний «поднял его, говоря: встань, я тоже человек» ( Деян. 10:25–20 ); когда ап. Павел «пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему», тот сказал: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» ( Откр. 19:10 ): когда же апостол в другой раз пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему, то он опять сказал: «смотри, не делай сего, ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (–22: 8– 9). – Но ап. Петр отклонил поклонение Корнилия или по своему смирению, или потому, что последний, как язычник, считал его за высшее существо в образе человека (см. Деян. 14:11–13; 28:5–6 ), хотел воздать ему божеское поклонение, чего апостол, конечно, не мог допустить и сказал: «встань, я тоже человек». Равным образом и ангел не допустил тайновидца Иоанна воздать ему поклонение не потому, что считал, это поклонение незаконным, – иначе, после сделанного запрещения, не стал бы кланяться ему вторично,– а потому, что последний в то время сам был пророком-провозвестником откровений Божиих,– значат, не ниже ангела, как об этом говорит сам ангел «я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам». В других случаях ни святые, ни ангелы не отвергали воздаваемого им поклона. Так, прор. Елисей не отверг поклона пророческих учеников ( 4Цар.2:15 ) и вдовы Сонамитянки (–4:37), прор. Илия – поклона Авдия, вельможи Ахава ( 3Цар. 18:7 ), ап. Павел и Варнава – поклона темничного стража ( Деян. 16:29 ), а архистратиг Михаил, приняв поклон Иисуса Наввина, повелел ему снять и обувь, «ибо место, заметил он, на котором ты стоишь, свято» ( Нав. 5:14–15 ). 596 в) молитвенном призывании св. ангелов и угодников Божиих. Почитая св. ангелов и угодников Божиих, православная Церковь обращается к ним с молитвами, прося их ходатайства и предстательства перед Богом. «Мы призываем, учит она, святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас, но призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Царь Саул. За неисполнение воли Божией, высказанной через святого мужа, Господь отверг Саула: непокорность, как будто и с доброю целью, есть такой же грех , как идолопоклонство ( 1Цар.15:16–29 ). Саулу подобны отступники и противники Церкви. Царь Давид. Меч, которым Давид поразил Голиафа, хранили священники при храме, завернув его в священную одежду ( 1Цар.11:9 ). Потому то и у нас знамена и вещи, которыми нам оказана милость Божия особенно при войнах, хранятся во св. храмах. – При перенесении Ковчега Завета Оза наказан был за небрежность, но дом Аведдаров, в котором пребывал Ковчег, благословен был за благоговение. И у нас потому из святых храмов с благоговением приносятся в дома святые иконы. Царь Соломон. В устроенном Соломоном храме в честь Господа много было изображений св. херувимов, и слава Господня наполнила этот храм ( 3Цар.6:23–35, 8:6–11 ). Пророк Илья. Воскрешение пророком умершего отрока, как показание бессмертия души ( 3Цар.17:17–22 ). – Идолы и кумиры суть придуманные неразумными и злыми людьми ложные боги и изображение ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его. Таков языческий бог Ваал, служителей которого поразил прор. Илия ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20, 21 ). Так кости и мощи святых являются проводниками божественной благодати, потому подобает почитать их. Пророк Исаия. Он, в приближении Нового Завета, видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему у нас изображают Бога Отца. Пророк Даниил. Пост Даниила состоял в отказе его от мяса, вина и вкусного хлеба, продолжался он три недели. После этого поста ему последовало небесное видение ( Дан.10:1–3 ). В его примере показан нам образец поста. В одном из видений прор. Даниил видел Бога Отца во образе Ветхого днями ( Дан.7:9–13 ). – Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить. Таков идол Вил, которого поразил Даниил ( Дан.14:3–22 ). Построение второго храма. Второй храм по своему устроению был подобен первому, т. е. имел изображение св. херувимов ( 1Езд.5:11 ; Иез.41:17–21, 43:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

14 . Г. Св. пророка Он жил в IX до Рождества Христова и был сын Сафата, из колена Рувимова, из села Авелмаум (недалеко от Иордана). Будучи учеником пророка Илии и получивши от него вместе с милотью (верхней одеждой) пророческий дар, св. Елисей трудился более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса). Он бестрепетно говорил нечестивым царям правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. Он был крепкой охраной своего народа, отличался силой духа, твердой верой и глубокой прозорливостью. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием «пророческих сонмов», в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своею деятельностью пророков. Скончался он в глубокой старости в Самарии при царе Иосафе. Он «и во житии своем сотвори чудеса, и во умертвии дивна дела его». Мощи его, почивавшие в Самарии, от прикосновения к которым воскрес мертвый, по приказание Юлиана Отступника вместе с мощами прор. Авдия и Иоанна Предтечи были сожжены, но останки от огня были сохранены верными и часть их перенесена в Александрию. Жизнь и чудеса его описаны в 3 и 4 книгах Царств. Тропарь, гл. 4. См. 20 июля. Кондак, гл. 2. Пророк Божий явился еси, сугубую благодать прием, воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне: Илии бо был еси совсельник, с ним же Христу Богу молися непрестанно о всех нас. Ап. ( Иак.5:10–20; 58 зач.; Ев. Лк.4:22–30; 14 зач.). Иже во святых отца нашего патриарха Константина града. Родом из города Сиракуз, сын благородных родителей, он по окончании образования, под влиянием беседы с одним иноком, принял иночество и подвизался близ Константинополя, в Хиннолакковом монастыре (см. 14 янв.). При Михаиле Косноязычном он пострадал за свою ревность к иконопочитанию и был ввержен в темницу, пробыв в заключении 9 (по другим, 7) лет. При императоре Феофиле, вызванный в Царьград, он, «обличая отметающияся иконы Христовы», безбоязненно объявил себя чтителем свв. икон и за это был подвергнута истязаниям: его били по щекам, сокрушили зубы и так разбили челюсть, что безобразный шрам, как печать мученичества, остался на лице его на всю жизнь. 95 После этого Феофил сослал его на остров Антигон, где св. исповедник был заключен в душной подземной темнице с двумя разбойниками. Возведенный императрицей Феодорой на патриарший престол, св. Мефодий, «Илиину ревность стяжав», «поборник был православным людям». Он председательствовал на Константинопольском соборе (842 г.), постановившем ежегодно торжествовать победу православия (ем. 1-ю нед. Вел. поста). Скончался св. Мефодий мирно в 847 г. (по другим, в 846 г.), оставив после себя чин православия, правила для обращающихся к вере, 3 чина для браков и несколько церковных песней и поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ancor. 25). В соч. «Против Евномия» свт. Василий Великий , рассуждая об ангелах, объясняет, что, имея «общую всем природу», они различны по своему достоинству; в доказательство своего утверждения свт. Василий приводит в т. ч. слова ангела, обращенные к прор. Даниилу: ангел называет М. «одним из первых князей» ( Basil. Magn. Adv. Eunom. III 1//PG. 29. Col. 657; ср.: Дан 10. 13). Свт. Иоанн Златоуст в «Беседах о святом апостоле Павле», уподобляя апостольство служению ангелов, называет М. покровителем иудеев: «Михаилу вверен был народ иудейский, а Павлу - суша и море, обитаемые страны и необитаемые. Говорю это не к унижению ангелов, нет, но дабы показать, что, и будучи человеком, можно быть вместе с ними и стоять подле них» ( Ioan. Chrysost. De laud. S. Paul. 2. 8//PG. 50. Col. 482). Объясняя важность спасительного пришествия в мир Иисуса Христа, свт. Иоанн указывает на бывшие при Его рождении чудеса; «когда же Он более открыл Себя... не ангелы и архангелы, не Гавриил и Михаил, но Сам Отец свыше с небес возвестил о Нем, и вместе с гласом Отца Утешитель явился над Ним и пребыл на Нем» ( Idem. In Ioan. 12. 2). М. и Гавриил названы после «ангелов и архангелов», т. е., по-видимому, свт. Иоанн считал их возглавителями ангельских сил. Так же говорит о них и свт. Кирилл Иерусалимский: «В Нем (т. е. в Боге.- Е. Б.) имеют нужду человеки, Илия, и Елисей, и Исаия; в Нем имеют нужду ангелы, Михаил и Гавриил» (τοτου χρεαν χει Μιχαλ κα Γαβριλ ν γγλοις - Cyr. Hieros. Catech. 16. 23). В «Ареопагитиках» говорится об ангелах, покровительствующих народам, в т. ч. о М.: «...Богословие подчинило нашу иерархию ангелам, называя начальствующего над иудейским народом Михаила (Дан 10. 13; 12. 1) и иных ангелов у других народов. Ведь Всевышний «поставил пределы народов по числу ангелов Божиих» (Втор 32. 8)» (Areop. CH. 9. 2). В «Ареопагитиках» М.- пример для прочих ангелов, призвание которых - возводить врученные им народы к Богу: «Показывая же, что он наравне с другими народами был поручен некоему из святых ангелов, чтобы с его помощью он познал единое Начало всего, оно (Богословие.- Е.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В правление сына Давида Соломона (970–931) Израиль утратил Сирию, но государство его процветало и вело оживленную торговлю с соседями (Египтом, Финикией, Савским царством). При Соломоне — строителе иерусалимского Храма — была создана корпорация придворных летописцев, мудрецов и книжников (соферов). Они собирали притчи, афоризмы и сказания (основа Кн. Притчей), рассказы о судьях и первых царях. По общепринятому в библейской науке мнению, именно при Соломоне был обработан свод Св. Моисеевой Истории (Ягвистической), в основу которого легло домоисеево и Моисеево Предание (см. §16 и Приложение # 5 в конце книги). 6. Израиль и Иудея до пророков-писателей. После смерти Соломона около 922 года его держава распалась на два царства : Северное (Израиль, или Ефрем) и Южное (Иудею). Давидова династия правила в Иудее. В Северном царстве сменилось несколько династий. Его столицей стала Самария. Моисееву традицию на севере хранили левиты Сихема. Как полагает большинство библеистов, именно они обработали свой (второй) вариант Св. Истории (Элогистической) и кодекс Второзакония. Эти памятники священной письменности отражают уже влияние пророков . Пророки (Илия, Елисей и др.) вели борьбу против язычества, которое легко заражало массы. Израиль и Иудея соперничали друг с другом, что ослабило их в политическом отношении и сделало беззащитными перед натиском Ассирии. 7. Первые пророки-писатели. В эпоху борьбы с Ассирией выступили пророки-писатели, первым из которых был иудейский пастух Амос (VIII b.), проповедовавший в Северном царстве. Он предрекал кару Божию за отступление от веры. Его младшим современником был Осия из Самарии. Оба они — самые ранние библейские авторы, которым принадлежат приписываемые им книги почти целиком. В конце VIII — начале VII века в Иудее пророчествовал Исайя, вдохновитель религиозной реформы царя Езекии, боровшегося против пережитков язычества. Прор. Исайя предостерегал царя от политических союзов, считая, что главное его дело — защищать чистоту веры. Трудами Исайи было создано целое направление, или школа. Книга, носящая имя пророка, составлена из писаний как самого Исайи, так и его боговдохновенных учеников и продолжателей. Самому Исайе в ней принадлежат главы 1-11, 17–19, 22, 23, 28–33. Главы 20 и 34–35, содержащие эпизоды из биографии пророка, взяты либо из летописи, либо из «жития» Исайи. Книги пророков писались на небольших пергаментных свитках, которые потом сшивались. Это объясняет отсутствие хронологической последовательности в их речах, которую пытается восстановить библейская наука. К VIII веку относится время деятельности пророка Михея, составление гл. 25–30 Кн. Притчей, а также части «царских псалмов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

и: праведных души в руце Божии ( Прем.3:1 ). Ибо поверившие Богу, хотя бы и почили, не мертвы, как Спаситель говорит Саддукеям: a о воскресении мертвых не читали ли вы написаннаго: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых: ибо у Него все живы ( Мф.22:31, 32 ; Лк.20:38 ). Поэтому и останки тех, которые живы у Бога, не лишены чести. Так, прор. Елисей по смерти своей возбудил мертвого, убитого Сирийскими разбойниками; ибо когда тело его прикоснулось к костям Елисея, он, встав, ожил ( 4Цар.13:21 ), а этого не случилось бы, если бы тело Елисея не было свято. И целомудренный Иосиф обнимал Иакова, по смерти лежавшего на одре. И Моисей и И. Навин вынесли останки Иосифовы, не почитая этого осквернением. Поэтому и вы, епископы и прочие, прикасайтесь к почившим без наблюдения ( Чис.19 ) и не думайте, что оскверняетесь этим и останками их не гнушайтесь. Оставьте эти глупые наблюдения и украшайте себя святостию и целомудрием... Постанов. Апост. кн. VI, гл. 30. О почивших же во Христе диакон, по возглашении содержащегося в первой молитве, чтобы опять не сказал вам того же, пусть присовокупляет и сие: о почивших во Христе братиях наших помолимся, яко да человеколюбец Бог, приемый душу его (усопшего), прости ему всякое согрешение, вольное и невольное и милостив и милостив быв, приведет его в страну благочестивых, покоющихся в недре Авраама и Исаака и Иакова, со всеми иже от века благоугодившими Ему и сотворшими волю Его, отонуже отбеже болезнь и печаль и воздыхание... И епископ пусть говорит: ...Сам и ныне призри на раба твоего сего, его же избрал еси и приял еси в ин удел, и прости ему, аще что вольно или невольно согрешил и ангелы милостивы пристави ему и вчини его в недре патриархов и пророков и апостолов и всех, иже от века тебе благоугодивших. Постанов. Апост. кн. VIII, гл. 41. Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях н молитвах, ради Воскресшаго в третий день, и девятины, в воспоминание сущих здесь почивших и сорочины – по древнему образцу, ибо так народ Израильский оплакивал Моисея 109 годины о памяти почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Как чудотворец, Иисус Христос предызображен также в пророке Елисее, который творил обильные чудеса 967 . В частности тем, что прор. Елисей напитал двадцатью хлебами сто чело­век и еще осталось ( 4Цар. 4:42–44 ), по мнению преп. Нила Син., предызображено чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, при чем «чудо раба предварило и проложило путь к приятию Владычнего чуда» 968 . 2.6. Отношение ко Христу современного Ему общества Иудейского Вожди народа Иудейского – книжники, фарисеи и законоучи­тели – вскоре, после выступления Иисуса Христа на обществен­ное служение, вследствие зависти к успеху Его проповеди, обнаружили свою вражду к Нему, перешедшую потом в открытую ненависть к Нему за Его обличения их беззакон­ной жизни, так что они не раз пытались погубить Его, как Он и Сам им говорил: «что Мене ищете убити?» ( Ин.7:19; 8:40, 59 ). И «в книгах пророков находим мы предсказа­ния о том, что Иисус Христос подвергнется зависти» 969 . Это враждебное настроение начальников Иудейских по отношению к Мессии предвидел, по изъяснению Отцов Церкви, и Псал­мопевец, а потому и ублажал того человека, «иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» ( Пс.1:1 ), разумея под нечестивыми, грешными и губителями, по объяснению св. Афанасия Великого , именно книжников, фарисеев и законоучителей, восставших против Спасителя 970 . Их же Псалмопевец разумеет под «князьями», собравшимися «вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс.2:2 ) 971 , называет «гордыми» ( Пс.17:28 ) 972 , сравнивает с «тельцами» ( Пс.21:13 ) и со псами ( Пс.21:17 ), враждебно-окружающими Христа 973 , а также – -со «львами» ( Пс.34:17 ) 974 . Их-то разумея, Псалмопе­вец говорит: «рех беззаконнующим, не беззаконнуйте; и со­грешающим, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду» ( Пс.74:5–6 ) 975 . – «Надмеваясь чрезмерною гордостью, фарисеи, как бы сняв узду с богоборствующего языка своего, произносили самые дерзкие хулы на Христа и изрыгали слова безумия»; все это, по мне­нию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010