При рассмотрении паремий Богоявления сразу бросается в глаза, что в них идет речь о чудесных изменениях свойств воды под непосредственным влиянием повелений Самого Бога или внушенных Им действий великих Святых. Уже в первой паремии из книги Бытия слышим мы, что когда сотворил Бог небо и землю, то «земля же была безвидна и пуста… и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Своим Божественным воздействием на воды Он дал им силу животворить, производить из себя пресмыкающихся и рыб. Во второй паремии слышим о великом чуде перехода народа Израильского через Чермное море. По повелению Божьему ударил пророк Моисей своим жезлом по воде, и вода, точно живая и услышавшая Божий приказ, тотчас исполнила его и разошлась направо и налево, чтобы народ Израильский мог перейти по дну, а над войском фараона она сомкнула свои волны. Чудо, подобное этому, описано в четвертой паремии, в которой слышим, что остановилось течение Иордана, когда при Иисусе Навине через него переходили священники с Ковчегом Завета и весь народ. Вода и здесь, как разумная тварь, была послушна повелению Божьему. И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась вода, которую напрасно считают люди мертвою. Вода точно ощутила святость милоти великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как читаем в пятой паремии. А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того, что, 6росив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой дар чудес и пророчеств. Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы двенадцатью водоносами воды. В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божьему, вложил в нее кусок дерева. В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и вредоносные свойства Иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль пророк Елисей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Виталий Мигузов, Воронеж 27 июня 2013г. 17:18 //…Христос рекомендует просить то, что уже есть ???//- Александр, это откуда? Искать, просить и стучать надо обязательно, а когда обретешь – то не потерять. С этим согласны все. Но Вы сейчас утверждаете, что когда Царство придет – его надо опять и опять просить? Славословие, входило оно или не входило в молитву изначально, не должно противоречить смыслу самой молитвы. Молитва обращена – к Отцу, в этом нет сомнения. В первых словах же призываем Его Ц арство на землю, в этом тоже нет сомнения. Как же после этого в конце можно утверждать: ибо Твое есть Ц арство…. Получается «не знаете чего просите». Мы ведь знаем, что Царство только приблизилось, и употребляющие усилие входят в него. // " Царство есть Царством Отца, и Сына, и Святаго Духа "http://   конечно, но пока на земле этого нет. А то, что Господь царствует , долготерпит, хочет чтобы все спаслись и.т.д. – это есть именно на земле. Поэтому так и следует утверждать – «ибо Твои ц арствие и сила и слава» Выделение заглавных букв, как в переводе о.Георгия Кочеткова – сильнее помогает понять смысл молитвы. Александр Жабенко 28 июня 2013г. 17:15 Относительно совета Господня: начну лучше с истории с Елисеем (смотрите 4  Цар.13:15-19 ):  " И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. Вот, Елисей, говоря о полной победе призывает бросить многократно, не останавливаясь... Молитва ли разве не стрела избавления? О Христе же взял из Богослужения.  А из самой молитвы разве не видим, что просим и то, что есть? Посмотрите на волю Божью. Будете ли также различать " Волю " и " волю Божью " ? Перед трапезой, смотря на данный уже хлеб, разве не будете просить еще? Разве не простил Господь предварительно грехи всем, послав Сына Своего на Крест? Простил, по слову свт. Василия Великого. Но и прощает всякого, истинно приходщего к Нему после. Принося хлеб для Евхаристической жертвы, разве не просите иного хлеба -- небесного? и т. д. Алексей Громыко, Санкт-Петербург 30 июня 2013г. 10:11

http://bogoslov.ru/article/3322470

И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка ( 4Цар. 2:23–24 ). По свидетельству преподобного Максима Исповедника в его сочинении «Вопросы и недоумения», некоторые Святые Отцы истолковывают этот отрывок в том смысле, что погибшие здесь были не детьми по возрасту, а детьми по разуму, ибо, хотя они и слышали о сотворенных Елисеем многочисленных чудесах, тем не менее все равно над ним насмехались. Однако затем преподобный Максим предлагает свое аллегорическое «созерцание»: Елисей здесь есть образ человеческого ума, его плешивость – символ чистоты; как на голове нет волос, так и «плешивый» ум чист от мыслей о материальном, восходя к богопознанию. Над таким чистым умом пытаются насмехаться злые дети – то есть рождающиеся в нас помыслы о чувственном, обо всем материальном, которые стремятся привлечь к себе и соблазнить человека, внушая ему при этом своими «насмешками» нерешительность в деле совершения добродетелей. Но чистый и святой ум проклинает их именем Господним, то есть творит молитву и затем убивает злые помыслы при помощи двух медведиц – страстных природных способностей, сил человека: грубых и губительных, когда они действуют в природе всякого грешника, но исцеляющихся и обращающихся на доброе, благое, спасительное во всяком праведнике... 54 Но аллегорическое толкование Священного Писания имеет и свои существенные недостатки и – при неумеренном его применении – даже опасно. В первую очередь аллегория опасна потому, что она при иносказательном переосмыслении Библии перечеркивает ее фактологию, в значительной мере (при отказе от буквального толкования библейских текстов) обесценивает саму повествовательную составляющую Священного Писания. При этом аллегористы зачастую забывают о том, что Священное Писание – это прежде всего история живых и реальных отношений Бога и человека, история прожитого и пережитого в реальных людских судьбах Спасения. Кроме того, любой из текстов Библии может быть легко изъяснен толкователем-аллегористом исходя из одного лишь согласия с его субъективным мнением и литературным вкусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Будем же постоянно приходить к святым мученикам, прикасаться к гробницам их и с верою обнимать их останки, дабы получить от них некоторое благословение. Может, поистине может приходящей сюда с верою получить великие блага. Ибо не только тела, но и самые гробницы святых исполнены духовной благодати. Если с Елисеем случилось, что мертвый, прикоснувшись к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, при обильнейшей благодати и большем действии Духа, прикасающийся к этой гробнице с верою может получить от ней великую силу. Бог для того и оставил нам мощи святых, чтобы расположить нас к подобной же ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Посему убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-нибудь другом житейском несчастии, или в глубине грехов, пусть с верою приходит сюда, и он избавится от всего этого и возвратится с великою радостью, получив облегчение совести от одного даже взгляда (на сии мощи). Или лучше не одним только находящимся в несчастиях необходимо приходить сюда, но хотя бы кто находился в счастье, в славе, во власти, или имел великое дерзновение пред Богом, и тот пусть не пренебрегает этою пользою. Ибо он, пришедши сюда и увидев святого, сделает свои блага не преходящими, научив душу свою смирению и не допустив совести своей превозноситься своими делами. (Св. Иоанн. Злат., похвал, слово свящ. Игнатию). В. Рыбинский III. Капралов И. свящ. Православное противо-сектантское объяснение//Миссионерское Обозрение, 1897, Ноябрь, кн. 2. С. 632–634 а) Еван. Мф.18:19–20 Наши сектанты: духоборцы, молокане, баптисты, штундисты, хлысты и скопцы, когда заходит речь о Церкви, часто ссылаются на вышеупомянутые стихи из Евангелия от Матфея, в подтверждение той мысли, что они составляют истинную Церковь . Христос, говорят они, ясно сказал, что, где двое или трое собраны во имя Его, там и Он, и что, чего бы ни попросили собравшиеся во имя Его, будет им от Отца Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После неудачи с митрополитом Стефаном Петр I лучше разобрался в настроениях киевского ученого монашества. Подыскивая исполнителей задуманной реформы, он выбирал теперь из этой среды людей особого духа – противников латинского, «папежеского» направления, от которых он мог ожидать сочувствия своим видам. В Новгороде Петр обратил внимание на выходца из Малороссии архимандрита Хутынского монастыря Феодосия (Яновского), который бежал туда из Москвы во время «гонения на черкас» при патриархе Адриане. Митрополит Иов, собиравший вокруг себя ученых мужей, приютил беглеца, приблизил его к себе и сделал одним из главных своих помощников. Феодосий был сыном шляхтича и отличался высокоумием, заносчивостью. Петра он обворожил аристократическими манерами и искусством светского разговора. В 1712 году Петр назначил его архимандритом новосозданного Александро-Невского монастыря и правителем церковных дел Петербургской области, а в 1721 году, через пять лет после кончины митрополита Иова, он в сане архиепископа был поставлен на Новгородскую кафедру. Из нового архиерея,однако, не вышло серьезного церковного деятеля. Это был человек не особенно ученый, маскировавший пробелы в образовании блеском светского красноречия. В среде духовенства и народа возникали соблазны от его скорее магнатского, чем архиерейского образа жизни, от его корыстолюбия. Петру стало ясно, что особую ставку на этого тщеславного честолюбца делать нельзя. Другой киевлянин – Феофан (Прокопович) – покорил сердце Петра. Сын киевского купца, в крещении он был наречен Елеазаром. С успехом закончив Киево-Могилянскую Академию, Елеазар обучался во Львове, Кракове и в Римской коллегии св. Афанасия. В Риме он стал базилианским монахом Елисеем. Вернувшись на родину, он отрекся от униатства и был пострижен в Киево-братском монастыре с именем Самуила. Его назначили профессором Академии, и вскоре в награду за успехи в преподавании удостоили имени его покойного дяди Феофана – ректора Могилянской Академии. Из Рима Прокопович вынес отвращение к иезуитам, к школьной схоластике и ко всей атмосфере католицизма. В своих богословских лекциях он пользовался не католическими, как это принято было в Киеве до него, а протестантскими изложениями догматики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ст. 18. …Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч (мужей); всех этих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех этих уста не лобызали его… Здесь заключается утешение пророку, скорбевшему об упадке благочестия в Израиле. Господь открывает ему, «что церковь избранных и во времена тяжких гонений не оскудевает; у Господа всегда есть сокровенные праведники, неведомые миру» 530 . Можно полагать, что определенное и округленное число 7,000 взято и здесь неопределенным образом, для показания великого множества; подобно тому, как и во многих других местах Писания священное число семь употребляется лишь для обозначения надлежащей, хотя и неопределенной, степени полноты и законченности какого-либо действия 531 . Ст. 19. …И пошел… Илия из пустыни Хоривской назад в Израильскую землю, …и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал;... Илия, проходя мимо его, бросил на него милоть свою… (т. е. плащ, или мантию). Этим предварительным обрядом Илия сначала только призвал Елисея к пророческому служению. Самое же посвящение в это служение, посредством священного елея, Илия, как думают толковники, совершил над Елисеем впоследствии, хотя Писание об этом и умалчивает. Возложением своего плаща Илия дал понять Елисею, что принимает его в свое общение и под свое водительство; подобно тому, как сим же обрядом в тогдашнее время жених принимал в свое общение свою обрученицу 532 . Что Елисею был понятен смысл поступка Илиина, – это видно из того, что он тотчас же начал просить у Илии позволения проститься со своими родителями. Ст. 20. Илия …сказал ему: пойди и приходи назад; ибо что сделал я тебе?.. Т. е., я не хочу тебе препятствовать, и ни к чему не принуждаю насильно. Я исполнил волю Божию относительно тебя, – теперь твое дело сообразоваться с этой волей, по твоему собственному усмотрению. Ст. 21. Елисей, отошедши от Илии, …взял пару волов и заколол их, и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели. А сам встал, и пошел за Илиею, и стал служить ему… Все это, очевидно, происходило таким образом. Оставивши на некоторое время Илию, Елисей поспешил домой, чтобы рассказать о случившемся отцу и матери, и потом, в сопровождении их, немедленно возвратился к Илии, чтобы устроить прощальное пиршество своим родным и людям, бывшим свидетелями происшедшего. Заколовши двух волов, он употребляет на дрова тот же самый плуг, на котором недавно пахал. Это он делает, конечно, для того, чтобы не терять времени на отыскивание других дров, а с другой стороны – для того, чтобы засвидетельствовать перед всеми свою решимость тотчас же отрешиться от своего прежнего образа жизни и немедленно последовать за своим учителем. Гл. 22. Истинный пророк и лживые пророки

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Филарета, о коем я ничего не знаю. Но все доводы были напрасны. Инспектор настойчиво, даже повелительно, требовал от меня проповеди. Дело улаживается так, что в случае неуспешности моего рассуждения к сроку С. К. будет ходатайствовать об отсрочке, что мне было очень на руку, – а о Филарете он дал мне какую-то брошюру. И как я теперь благодарен С. К-чу, что он чуть не силком привлек и меня к святому делу церковного почтения Великого Старца. С какой радостью вспоминаю теперь об этой моей, хотя ничтожной, дани Папаше. Сравнение с Илией и Елисеем напрашивалось само собой. Я не знал, сколько помнится, тогда, что Илией и Елисеем начинал свою беседу студ. 4 к. И. Соколов , в 9-й день по кончине Горского. Но тема и текст были совсем другие. У меня с Илией и Елисеем сравниваются Филарет и Горский, а Соколов сравнивает Горского с Илией, а себя и учеников Горского с учениками Илии вообще и с Елисеем в частности. Взял текст 4цар. 2, 15: Почи дух Илиин на Елиссеи. Кратко указав в приступе, что дух Илии, почивший на Елисее, есть тот же дух, что обвевал и учителя Филарета и его ученика – Горского, я потом подробнее раскрыл проявление этого духа в глубоком убеждении в истине, в пламенной ревности по вере, в благодатно-сильном слове учительском (пророческом), в подвижничестве и высокой нравственной чистоте. В заключении, отказываясь от сравнительной оценки обоих великих учителей, привожу 1Кор. 3, 5 – 8 : Павел ли, Аполлос ли, оба ничто, но только служители Бога: Павел насаждает, Аполлос поливает, – а возращает Бог. В конце молитва , чтобы Бог даровал академии достойного носителя духа А. В-ча, разумея и ректуру и профессуру и науку и вообще всю личность Горского! Слово о строгом стиле самого Филарета, – обдуманное рассуждение на тему, соответствующую церковному торжеству и библейскому тексту. Она мне тогда очень не понравилась, – без ораторства, возбужденности, – спокойный и холодный доклад на данную тему. Были лишь небольшие отступления в сторону лирического излияния моих личных чувств по отношению к Папаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

—746— и что 40-й день по кончине Горского совпадает с днем смерти митроп. Филарета, о коем я ничего не знаю. Но все доводы были напрасны. Инспектор настойчиво, даже повелительно, требовал от меня проповеди. Дело улаживается так, что в случае не успешности моего рассуждения к сроку С.К. будет ходатайствовать об отсрочке, что мне было очень в руку, – а о Филарете он дал мне какую-то брошюру. И как я теперь благодарен С.К-чу, что он чуть не силком привлек и меня к святому делу церковного почтения Великого Старца. С какой радостью вспоминаю теперь об этой моей, хотя ничтожной, дани Папаше. Сравнение с Илией и Елисеем напрашивалось само собой. Я не знал, сколько помнится, тогда, что Илиею и Елисеем начинал свою беседу студ. 4 к. И. Соколов , в 9-й день по кончине Горского. Но тема и текст были совсем другие. У меня с Илиею и Елисеем сравниваются Филарет и Горский, а Соколов сравнивает Горского с Илиею, а себя и учеников Горского с учениками Илии вообще и с Елисеем в частности. Взял текст 4Цар. 2:15 : Почи дух Ильин на Елиссеи. Кратко указав в приступе, что дух Илии, почивший на Елисеи, есть тот же дух, что обвивал и учителя Филарета и его ученика – Горского, я потом подробнее раскрыл проявление этого духа в глубоком убеждении в истине, в пламенной ревности по вере, в благодатно-сильном слове учительском (пророческом), в подвижничестве и высокой нравственной чистоте. В заключение, отказываясь от сравнительной оценки обоих великих учителей, привожу 1Кор. 3:5–8 : Павел ли, Аполлос ли, оба ничто, но только служители Бога: Павел насаждает, Аполлос поливает, – а возращает Бог. В конце молитва, чтобы Бог даровал академии достойного носителя духа А.В-ча, разумея и ректуру, и профессуру, и науку, и вообще всю личность Горского! Слово в строгом стиле самого Филарета, – обдуманное рассуждение на тему, соответствующую церковному торжеству и библейскому тексту. Она мне тогда очень не понравилась, – без ораторства, возбужденности, – спокойный и холодный доклад на данную тему. Были лишь небольшие от-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( Лук. 4:27 ) Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману сирианину и не захотел врачевать прокаженных во израиле, хотя их и много там было: так Христос, отверженный своими соотечественниками, оказывает благодеяния иноплеменникам. Пользуясь объяснениями Св. Отцев, можем указать сходство между Елисеем и Христом в следующих чертах: Главную черту сходства между образом и Образуемым составляют обильные чудеса, которые творил Елисей во образ Будущего. Превосходство Христа пред Елисеем в сем отношении, как замечает Св. Златоуст, состоит в том, что Елисей творил чудеса, как раб, Иисус Христос – как Господь 298 . Первое чудо, совершенное Елисеем, было прехождение Иордана, разделенного милотию: сие показывает на крещение во Иордане Господа, от Которого, по Пророку, побегло море, и Иордан возвратился вспять ( Псал. 113:5 ) 299 . Следующее чудо сотворил Елисей во Иерихоне, где он исправил вредоносные, и делавшие землю неплодной, воды, вложив в оные несколько соли. Св. Ефрем Сирин и Исидор Пелусиот так объясняют сие чудо: «Иерихон есть мир. Воды означают всех людей, лишенных плодов благочестия и силы добродетелей. Вода, т. е. природа человеческая, соделалась негодною после того, как осквернена была ядом древнего змия и потеряла всю сладость от смертоносного дыхания диавола. Посему, весь мир соделался как бы неплодным полем и остался бы неплодным, если бы Спаситель не исправил злую природу человеческую, как Елисей – воду. Соль означает исцеляющую силу Божественную, данную Апостолам, коим сказано: вы есте соль земли ( Мф. 5:13 ). Как силою благословения Елисеева ожили неплодные поля Иерихона: так благодатию Христа дарована человеческой природе сила плодоношения» 300 . «После того Елисей возходит в Вефиль, т. е. в дом Божий и ругаются ему дети; заметь при сем, продолжает св. Ефрем, слова Господа: се восходим во Иерусалим и поругаются Сыну человеческому. ( Лк. 18:31, 32 .) Кто же сии ругатели? Те, кои обитали в Вефиле, т. е. стояли в дому Божием, первосвященники, книжники, и фарисеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

«Нам нужно кое-что сделать,» – сказала мама, когда прочитала телеграмму. «Вы никогда не догадаетесь, кто едет к нам в гости! Вы никогда не видели этого человека.» «Это Человек-Паук?» – спросил Андрей. «Это Супермен?» — спросила Таня. «Гав-гав,» – спросил Тобик. «О, какие вы смешные!» – засмеялась мама. Дядя Толя был пастором церкви, когда я была еще маленькой девочкой. Он приедет к нам в гости сегодня вечером! Я буду так рада снова увидеть его и познакомить его с папой и с вами!» «Гав-гав!» – залаял Тобик. «О, да, Тобик. И с тобой тоже познакомить.» «Ты можешь пойти с Андреем, Тобик, чтобы ему помогать.» Все принялись за работу. К пяти часам комната для гостей была безупречной. Таня не забыла даже поставить вазу с цветами. Ужин выглядел так вкусно, что дети едва могли дождаться времени ужинать. Все нарядно оделись. Даже Тобика причесали так, что его черная шерсть начала блестеть. «Бип-бип!» – услышали дети и мама, как машина заехала во двор. В этот вечер дядя Толя сказал: «Андрей и Таня, вам нужно называть меня Елисеем вместо дяди Толи. Знаете, почему?» «Я знаю!» – сказал Андрей. «Елисей был проповедником, как и Вы. Правильно?» «Но это не все, Андрей. Вы помните, как одна семья была очень добра к Елисею? Как они приготовили для него его собственную комнату, как они его кормили, когда он был голоден? Вы с Таней сделали для меня почти то же самое.» «Хорошо, мы будем звать Вас Елисеем,» – сказала Таня и Андрей одновременно. И они так и делали! ПОДЕЛКИ: Предмет: Комната с мебелью для Елисея. Подготовка: Классная работа: «Давайте представим, что Елисей придет жить к нам домой. У нас есть пустая комната с большим окном. Давайте посмотрим, кто может приготовить самую красивую комнату для Елисея. Сначала мы повесим занавески на окно. Где должны висеть занавески? По середине окна? Нет, если они будут висеть посередине, то Елисей не сможет смотреть в окно и в комнате будет темно. Поэтому давайте приклеим одну занавеску в левой части окна, а вторую – в правой. Нам нужно намазать только немного клея в углу окна, тогда наши занавески будут свободно висеть, как настоящие. Посмотрите!  (Приложите занавеску к окну незаконченной комнаты, чтобы показать детям.)

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-zanyati...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010