Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной летописи «Повесть временных лет», в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился святой Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников. В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI b. и возобновлена в XVIII b. У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского , а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя святого Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения. У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году. Киево-Печерская лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Становление богословской школы связанно с именем святителя Петра Могилы . В Киеве и до него была школа при Киево–Братском монастыре, организованная Елисеем Плетенецким, которая стала своеобразной предшественницей духовной школы, созданной митрополитом Петром. В 1631 г. святитель Петр реорганизовал эту школу, объединив с училищем, основанным им, и создал Киево–Могилянскую коллегию. Коллегия была организована по образцу западных, иезуитских богословских школ. Это сказалось на программе и методе преподавания. Надо отметить, что такой дисциплины, как «догматическое богословие» в нашем современном понимании, в Киево–Могилянской коллегии не было. Лекции по богословию включали в себя темы и догматические, и богословско–полемические, и нравственные. Такое распределение свойственно для западных «Сумм». Чтобы составить представление о структуре таких произведений, можно посмотреть «Сумму теологии» Фомы Аквинского. Впервые разделение богословских и нравственных тем было произведено в начале XVIII в. архиепископом Феофаном (Прокоповичем) . Именно с этого времени формируется догматическое богословие как наука, рассматривающая сугубо богословские темы. Также архиепископ Феофан ввел разделение догматического материала по схеме: учение о Боге в Самом Себе и учение о Боге в отношении к миру. До XIX в. также появлялись различные лекции по догматическому богословию, однако только в XIX в. стали появляться масштабные труды по догматике. Это столетие вообще богато на такого рода труды. Принципиальные перемены в преподавании догматического богословия связаны с именем ректора КДА архимандрита (впоследствии архиепископа) Иннокентия (Борисова) , который стал читать свои лекции на русском языке, а не на латинском, как было принято до этого. В основу распределения материала он положил учение о Царстве Божьем, таким образом разделив курс лекций на три части: Учение о Боге как Основателе нравственного царства (теогнозия); Учение о Боге как Восстановителе этого царства (сотериология); Учение о Боге как Судии Своего царства (дикестология).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А. Моминой . Важнейшими этапами истории А. Богородице в слав. традиции являются: 1) появление его древнейшего перевода, 2) новая южнослав. редакция, выполненная на Афоне в 1-й пол. XIV в. (вероятно, болг. книжником старцем Иоанном ) и введенная в широкое употребление Тырновским Патриархом св. Евфимием , и 3) киевская редакция, изданная киевским архим. Елисеем (Плетенецким) в составе вновь переведенной им Триоди Постной (КПЛ, 1627); на основе этого издания было подготовлено московское изд. Триоди Постной 1656 г., т. о., киевская редакция перевода А. Богородице получила распространение в московских (позднее синодальных) изданиях. Древнейшая редакция, в к-рой А. Богородице имеет слав. азбучный акростих , представлена в т. н. Шафариковой Триоди , болг. рукописи XII в. (РНБ. F. n I. 74). Возможно, еще более ранний вариант содержала болг. же Битольская Триодь нач. XIII в. (София. Б-ка АН. 38), но здесь сохранилось лишь неск. строф текста (икосы 23 и 24. Л. 81). Уже в XI в. особая редакция перевода А. Богородице (сохранившаяся в Уставе с Кондакарем XI в. (ранее Тип. 142, ныне - ГТГ. К-5349) и ряде древних, XII-XIV вв., списков Триоди) была выполнена на Руси, по всей вероятности, в Киеве. Создание отдельных новых слав. редакций А. Богородице предположительно можно связывать с окружением св. митр. Киприана (ГИМ. Усп. 6 - пергаменная Триодь, переписанная в 1403 в с. Троицком-Голенищеве) и Новгородского архиеп. Евфимия II (РНБ. Триоди XV-XVI вв. из собр. новгородского Софийского собора). При переводе пропадали нек-рые риторические и все метрические особенности оригинала, однако А. Богородице сохранял всю полноту догматического содержания. В принятом ныне в РПЦ корпусе богослужебных книг А. Богородице помещается в Триоди Постной и в Псалтири с восследованием, а также в предназначенных для келейного чтения Молитвословах и Акафистниках. А. А. Турилов Композиционное и метрическое построение А. Богородице своеобразно; в визант. лит-ре за исключением последующих подражаний не сохранилось ни одного подобного произведения.

http://pravenc.ru/text/63814.html

По смерти своих товарищей, весь в долгах и не имея никаких средств, Гуттенберг не мог продолжать свои дела и, прервав свои занятия в Страсбурге, возвратился на родину, в Майнц. Здесь он вошел в новое товарищество с одним богатым ростовщиком, Фаустом, и потом с молодым и образованным человеком, Шеффером, который женился на дочери Фауста... Наконец, им удалось составить тот драгоценный сплав, с которого получаются буквы тонкие, мягкие и выдерживающие давления пресса. Сплав этот они составили из соединения свинца и сурьмы, полагая четыре части свинца и одну часть сурьмы. С изобретением такого сплава, великое дело изобретения книгопечатания было кончено. Изобретатель сделался ненужным для хитрого и корыстолюбивого Фауста. Он выгнал Гуттенберга из его же мастерской и соединился с зятем своим, Шеффером, чтобы воспользоваться всеми выгодами изобретения. Он быстро печатал книги и бессовестно продавал их по тем же ценам, как стоили рукописи. Не доверяя рабочим, он запирал их в мастерских, устроенных в темных подвалах, брал с них клятвы на Евангелии, что они никому не откроют изобретения и налагал штраф за нескромность мастеровых. Так он успел приготовить и продать много книг и нажить большие деньги. Среди этих успехов, Фауст погиб от чумы. Тогда зять его продолжал пользоваться изобретением. Но в это время Майнц был взят неприятелем и разграблен. Шеффер был убит. Тогда только рабочие освободились из заключения. Гуттенберг только двумя годами пережил Фауста. – Оставив Майнц, он скитался почти нищим и не имел куска хлеба. Только в конце своей жизни, он был принят ко двору Майнцского Епископа и получил от него пенсию. Благодаря этому покровительству, Гуттенберг опять мог посвятить себя усовершенствованию способов книгопечатания. Он умер в 1468 году. По смерти изобретателя книгопечатания, дети Гуттенберга (как называли первых типографщиков), рассеялись по всем частям Европы. Типографии открылись и в Германии, и в Англии, и Франции и в Швейцарии. В России книгопечатание введено было в 1563 году. Первая типография была заведена в Москве; в ней начали заниматься книгопечатанием два мастера: диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Они напечатали книгу Деяний Апостольских и Часовник, но вслед за тем, по обвинению в ереси, должны были бежать из Москвы. Не смотря на это, книгопечатание и без них продолжалось в Московском Государстве. В Киеве, в Киево-Печерской лавре, учреждена типография архимандритом Елисеем Плетенецким в 1616 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Так, например, известный Служебник Епископа Львовского, Галического и Каменец-Подольского, Екзарха трона Константинопольскаго, Гедеона Балабана, напечатанный во Стрятине в 1604 г., имел в себе тоже, как и упомянутые московские служебники, восемь вечерних молитв и на пятом месте молитву: «Благословен еси, Боже Вседержителю, сведый ум человечь», но с той разницей, весьма существенной, что в этом Служебнике вместо молитвы входа: «Вечер, заутра и полудне» стоит другая: «Благий человеколюбче Царю, благословивый всяческая молитися прилежно сердцем сокрушенным» 29 . Служебник, изданный в 1620 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры Елисеем Плетенецким, и Служебник, напечатанный «трудолюбием иноков святообщительной обители Сошествия Пресвятого и Животворящего Духа в Еве» в 1638 г., как имевшие своим прототипом стрятинский Служебник 1604 г., повторяют текст и состав этого последнего Служебника, а, следовательно, и о количестве вечерних светильничных молитв, их распорядке и о самых молитвах говорят согласно с ним. Но со времени издания Служебника в 1629 г. знаменитым архимандритом Киево-Печерской Лавры, а впоследствии времени митрополитом Киевским и Галицким Петром Могилой в вечерних светильничных молитвах мы видим некоторые несущественные, впрочем, лишь на первый поверхностный взгляд, особенности, которые, однако, потом имели решающее влияние на современный состав этих молитв и их распорядок в нашем теперешнем Служебнике. Упомянутый нами знаменитый деятель в истории южно-русской Церкви и русского просвещения, митрополит Петр Могила , задумав дело книжного исправления и, в частности, Служебника, повел его на самых широких началах. Чтобы уничтожить в южно-русских служебниках господствовавшее в ту пору разнообразие в тексте и составе, Петр Могила решился сделать самое тщательное сличение текста печатанного до него Служебника «с текстом правдивым грецким и старожитными нашими русскими и московскими служебниками» 30 . Плодом этой его работы был Служебник, напечатанный в Киеве в 1629 г., a в тексте вечерних молитв были некоторые изменения и замечания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

К. Острожского и сына его Януша (латинянина) отдал (22 февраля) Печерскую лавру архимандриту Елисею со всеми имениями, какие только ей принадлежали и какими владели ее прежние архимандриты, следовательно, и с теми, которые находились в княжестве Литовском: верно, королю объяснили, что не следует идти против папского бреве, им же самим испрошенного. А чтобы вознаградить Потея за потерю, король пожаловал ему (3 марта) Лещинский монастырь со всеми его имениями, в котором прежде настоятельствовал Елисей Плетенецкий. Но Потей не хотел отказаться от имений лавры, находившихся в княжестве Литовском, упорно удерживал их под своею властию и вел из-за них тяжбу с Елисеем Плетенецким до конца своей жизни, равно как и Плетенецкий, будучи уже архимандритом Киевской лавры, не хотел уступить Потею Лещинского монастыря и старался вытеснять из него тех, кому передавал Потей управление монастырем . Пытался также Потей возвратить себе от лавры те митрополичьи имения, которые «увязаны» были ей по суду в 1598 г. за долг ей митрополита Михаила Рагозы в 8000 коп грошей литовских. Но и тут потерпел неудачу. Архимандрит Елисей Плетенецкий вместе со всею братиею отвечал возному земли Киевской, прибывшему с королевскою грамотою для отобрания этих имений и передачи митрополиту, что с них еще не получена монастырем вся сумма, какая определена судом, и до тех пор, пока она вполне не будет уплачена, монастырь не отдаст и не уступит митрополичьих имений и будет оборонять их . Вскоре по вступлении Ипатия Потея на митрополитскую кафедру ему пожалован был (28 декабря 1599 г.) в управление до его живота Свято-Троицкий монастырь в Слуцке опекуном слуцкой княжны Софии, виленским каштеляном Иеронимом Ходкевичем, с тем чтобы в монастыре хвала Божия отправлялась всегда «под едностью святою и згодою с Костелом католицким». При увязанье этого Слуцкого монастыря и его имений за Потеем последний не встретил никаких сопротивлений: ярый латинянин Ходкевич не мог бы допустить того. Но в среде слуцкого белого духовенства нашлись лица, которые не хотели покориться новому митрополиту как униату.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Духа (с 20-х гг. XVI в.), Львовским братством (в XVI в.), Луцким братством; частными типографиями иером. Павла (Домжива-Лютковича), Т. А. Вербицкого, С. Соболя. К сер. XVII в. крупнейшей сделалась типография Киево-Печерского мон-ря, основанная в 1616 г. архим. Елисеем (Плетенецким). Ее первым руководителем стал иером. Памва (Берында), а первыми изданиями были Часослов (1617), Служебник (1620), Постная Триодь (1627), переведенная с греческого и отредактированная архим. Елисеем. С 1627 г. в типографии печатались издания, подготовленные Петром (Могилой) , сначала архим. Киево-Печерского мон-ря, затем митр. Киевским. Литургическая деятельность свт. Петра (Могилы) . Книги, издававшиеся при Киевском митр. Петре (Могиле) (1633–1646), сверялись с греческими венецианскими изданиями. Сам митрополит принимал деятельное участие в преобразовании богослужения по греческому (а отчасти и по латинскому) образцу, в его богословских взглядах заметно сильное латинское влияние, проявившееся и в изданных им Служебниках (1629 и 1639) и Требнике (1646), которые пользовались в Юго-Зап. России вплоть до XX в. огромным влиянием. Требник, изданный типографией Киево-Печерского мон-ря в 1646 г., состоит из трех частей: в первой находятся чинопоследования таинств с дополнениями, во второй – чины различных освящений, в третьей – чины молебнов и молитв на разные случаи. Требник содержит 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах православной Церкви не встречавшихся. Хотя сам митрополит утверждал, что они найдены им в различных греческих и славянских источниках, многие из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами латинского Rituale Romanum (Romae, 1615). Ок. 20 последований, не имевших аналогов ни в православных, ни в католических Требниках, вероятно, составлены самим митр. Петром. Помимо новых чинопоследований Требник 1646 г. содержит ряд статей, комментирующих таинства в категориях схоластического богословия: у каждого таинства выделены материя, форма, намерение (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1007 Все эти послания изданы в Сборнике 1597 г. в Остроге, и в недавнее время напечатаны в Акт. Ю. и 3. России, т. II, Спб. 1865 г. под заглавием: «Четыре сочинения афонского монаха Иоанна из Вишни по поводу возникшей в Южной и Западной Руси унии». 1015 Стрятинская типография куплена впоследствии времени архимандритом Елисеем Плетенецким у наследников Феодора Балабана и послужила основанием типографии Киево-печерской. Строева Опис. рукопис. Толст., стр. 138. 1018 Зубрицк. Летопись под 1607 г. А. 3. Р. IV, 169 и 170. Наук. Сборн. 1867 г. Вып. 3–4, стр. 370–378. Здесь же напечатано послание Исаии от 3 февраля 1607 г. к духовенству и мирянам с обещанием исполнять добросовестно святительские обязанности. 1019 А. 3. Р. IV, 174. Поцей несколько раз звал его в суд королевский к ответу, почему вступил в управление без ведома и согласия его, митрополита, и поставил своего епископа униата. А. 3. Р. IV, 176. 1021 Галицкое духовенство и дворянство опасаясь, чтобы латинский архиепископ не представил по-прежнему своего кандидата, немедленно по погребении Тиссаровского избрали преемником ему Желиборского. Но митрополит не утвердил этого избрания на том основании, что оно сделано без его ведома и не на месте епископской кафедры, а в селе Жолчове; посему назначил новое избрание и от себя прислал, вместо наместника, для присутствия при избрании, луцкого братского игумена Леонтия. 5-го апреля произошло избрание в Юрьевской церкви; первым кандидатом назначен тот же Желиборский, а вторым Даниил Балабан. Митрополит утвердил первого как достойнейшего, а король выдал ему диплом. Наук. сборн. 1866, вып. I–II стр. 74. Львов. 1025 Окружная грамота Тукальского о признании Шумлянского Львовским епископом в А. 3. Р. V, 72. После Шумлянский исходатайствовал себе подтвердительную грамоту от александрийского патриарха Паисия. А. 3. Р. V, 76. 1041 Антоний Винницкий, митрополит русский и епископ перемышльский скончался в 1676 г. и погребен в Лаврове монастыре. 1042 В Наук. Сборн. 1868 г. вып. 3–4 на стр. 345 напечатана уставная грамота его, от 13 апр. 1671 г. касательно епитрахильного жалованья, подаваемого прихожанами священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

III Но самым важным делом Петра Могилы за годы его архимандритства было преобразование основанной Елисеем Плетенецким в 1616 г. Киевской братской школы в высшее учебное заведение, образцовое для всех духовных школ России до реформы их в 1867–1869 гг. До конца XVI века школ на Руси, Московской и зарубежной, было мало, но они все-таки были, как справедливо утверждают современные историки школьного образования в России 4 . Это были элементарные школы для обучения письму и чтению богослужебных книг (часослова и апостола).Со времени Люблинской государственной унии 1569 г. и особенно со времени церковной унии, объявленной в Бресте в 1596 г., в украинских и белорусских землях появляются иезуиты, поставившие себе целью присоединение к католической Церкви православных «схизматиков». Наиболее дальновидные руководители украинского и белорусского общественного мнения сознали неотложную необходимость для православных научного образования, так как, за отсутствием своих благоустроенных школ, православное население вынуждено было отдавать своих детей в католические, иезуитские школы, где они нередко, забывая веру отцов, постепенно теряли и национальную самобытность, или, как говорится в одном документе того времени, «вельми много зашкодило панству русскому, що не могли школ и наук посполитых расширяти, и оных не фундовано; бо коли бы были науку имели, тогда бы за неведомостию своего не пришли до таковой погибели – не маючи своих наук, у науку римскую свои дети давати начали, а те с науками и веры их навыкли, и так мало-помалу науками своими все панство русское до веры римской привели» 5 . То же должно быть сказано о молодежи и других слоев украинско-белорусского населения, попадавших в иезуитские школы.Ревнителями православия устроены были школы в Остроге, Львове, Вильне и других городах, где были организованы братства, и эти школы служили некоторым оплотом в борьбе православных с иезуитской пропагандой. Но до Петра Могилы они не поднимались до той высоты, какой требовала от них сложившаяся обстановка для успешной борьбы за свою веру с наступавшим католицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

архимандрита); XVIII, 99 (еписк. Нижегород. Феофан Чарнуцкий ушел сюда на покой в 1773 г. и здесь скончался в 1780 г.); “Русск. истор. Библиот.», II, 662, 166 (распросные речи 1624 г. старца Иосифа, который показал, что пострижен в Печер. м-ре архим. Елисеем Плетенецким); III, 77 (празднов. в Москве около 1634 г. Феодосию Печер. 3 мая; благовест в лебедь, трезвон средний, и Антонию Печер. 7 мая тот же звон, но в монастырях бывает большой звон, а поют Антонию с полиелеосом); IV, 7 (Виленский соборъ 1509 г.; присутствовал архим. Печер. Киев. великое Лавры Иона), 49 (Диариуш Афанасия Филипповича, 1646 г.), 847 (Палинодия Захарии Коныстенского, 1621 г.; о мощах), 852 (там же; 3 мая память преп. Феодосия, общему житию начальника в Русской земле, а 7 мая преп. Антония Печер., в Киеве в печере живучего), 855 (там же; чудеса, быв. в пещерах), 1010 (там же; митроп. Георгий Гречин, 1072 г.), 1011 (там же; митроп. Иоанн, 1089 г.), 1014 (там же; той же св. Нифонт, того же часу в церкви м-ря Печер. в алтаре видел св. Феодосия, первого игумена, 1149 г.); “Архив в юго-зап. России», ч. I, т. IV, 5, IV (Жалоба 1652 г. архим. Иосифа Тризны о разграбл. монаст. имущества польск. дворянами), 65, XXXIII (письмо 1682 г. короля Uoahha III архим. Иннокентию Гизелю), 72, XXXVI (диплом 1684 г., выданн. королем Иоанном III еписк. Львовскому Иосифу Шумлянскому на звание Киево-Печер. архимандрита), 82, XLI (письмо 1688 г. архим. Варлаама Ясинского к дворян. Шумлянскому с благодарностью за пожертвов. медовую дань в пользу лавры), 350, CLVI (королевский мандат 1712 г. о самовольн. присвоении Ледуховскою вотчин Киево-Печер. архимандрита); т. V, 211, LIV (письмо 1683 г. патр. Иоакима гетману Самуйловичу с сожалением о смерти архим. Иннокентия Гизеля), 212, LV (на место Гизеля избран Варлаам Ясинский), 212 – 226, LV – LX (акты, относящиеся к избранию Ясинского), 259, LXXII (в 1688 г. лавра утверждена ставропигиею Московского патриарха), 284, LXXX (письмо 1689 г. архим. Ясинского патр. Иоакиму о высылке в лавру новых антиминсов, мира и утвердит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010